ПОНЯТИЕ ПРАВООБРАЗУЮЩИХ ПОЗИЦИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
И.р. МЕТШИН,
кандидат юридических наук Научная специальность: 12.00.01 — Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
Аннотация. В статье рассматривается понятие правообразующих позиции государственных органов Ключевые слова: правообразующие позиции, органы государственной власти, знание о правовой действительности, индивидуальная оценка правовой действительности.
CONCEPT OF POSITIONS OF PUBLIC AUTHORITIES FORMING THE RIGHT
I.R. METSHIN,
candidate of jurisprudence
Annotation. In article the concept of positions of state structures forming the right is considered Key words: positions forming the right, public authorities, knowledge of the legal validity, an individual estimation of the legal validity.
Основу правообразующего решения государственного органа составляет правовая позиция, в отношении которой в юридической науке нет однозначного понимания.
По мнению Н.А. Власенко под правовыми позициями следует понимать правовые идеи, основанные на правовых мотивах юридического решения фактической ситуации (не обязательно только правоприменительной). Важнейшим признаком правовых позиций, их стержнем является структурированность содержания на основе объединяющей правовой идеи. В основе такого тезиса следующая логика: определенные фактические данные, обнаруживающие необходимость правового регулирования, предлагается отрегулировать в соответствии с каким-либо принципом. В случаях, когда отношения уже регулируются юридическими нормами, нередко предлагается их более совершенная юридическая регламентация.1
Правовые позиции, вокруг которых строятся рассуждения, суть своеобразный мыслительный продукт, имеющий логически обусловленные количественные и качественные параметры. В этой связи В.Н. Карташов верно отмечает, что под «правовой позицией следует понимать соответствующим образом осознанное, мотивированное и внешне
выраженное положение по поводу разрешения того или иного юридического вопроса, ситуации и т.д.».2
Правовая позиция — понятие общей теории права. Это, несомненно, продукт мыслительной деятельности человека, прежде всего, профессионала. Основу понятия, как уже отмечалось, составляет принцип, идея, на базе которой выстраивается предложение (версия, гипотеза, рекомендация и т.д.), обеспечивающее решение какой-либо юридической проблемы.
Правовые позиции имеют разные формы выражения и особенности, как на стадии формирования права, так и на стадии его результата — правотворчества. Причем правовые позиции могут появиться как на начальном этапе формирования права, так и на завершающей стадии — правотворчества. Здесь важно видеть общее между ними. Общим является их цель — правовое урегулирование фактического отношения. Дело в том, что субъект нормотворчества, субъект законодательной инициативы, любой, полагающий необходимым включить в предмет правового регулирования какое-либо общественное отношение, может высказать свою правовую позицию по этому вопросу. Она может существовать в единственном числе либо конкурировать с аналогичной, высказанной иным субъектом и не совпадающей
по содержанию. Как отмечалось, правовая позиция — это принцип, идея, на основе которой что-то утверждается, предлагается, образно говоря, «расставляется». Другими словами, правовая позиция в правотворческой деятельности представляет собой некий «стержень», на который «нанизываются» положения, нормы, объединенные одной мыслью.
Формирование права — это процесс, в результате которого в действующую юридическую систему вводятся новые (а также изменяются или отменяются уже существующие) юридические нормы.3 Формирование права — процесс, относительно длящийся во времени, обусловленный объективными и субъективными факторами. Завершает правооб-разовательный процесс (правотворчество) целенаправленная деятельность по подготовке и принятию нормативных правовых актов.
Среди ученых не утихают споры относительно определения правовых позиций и их нормативной природы.
Во-первых, правовая позиция представляет собой элемент правосознания, который соединяет в себе рациональное знание правовой действительности и её субъективную оценку. В этом качестве она выступает промежуточным этапом к воплощению правосознания в действительности и отличается осознанностью, устойчивостью.
Во-вторых, с грамматической точки зрения правовая позиция выражается в виде устной речи и текста преимущественно при помощи языка права с характерными для него особенностями употребления слов, словосочетаний и предложений.
В-третьих, исходя из логической формы — это мысль субъекта в виде системы понятий, суждений и умозаключений, подчиненная общим формально-логическим законам и вытекающим из них требованиям применительно к интеллектуальной деятельности в сфере права. В её основе находится соответствующая общая идея или принцип, которые служат исходными для формирования единой системы суждений.
В-четвертых, с формально-юридической стороны она представляет собой конструктивный подход к вопросам права, т.е. определенный вариант решения конкретных практических задач на основе правовых норм, признаваемый в качестве оптимального или правильного.
Совокупность данных признаков позволила выделить правовую позицию из ряда подобных явлений и сформулировать определение данного феномена. По мнению И.В. Шульги, правовая позиция — это элемент правосознания, включающий знание о правовой действительности и её индивидуальную оценку в виде внешне выраженной, объединенной общей идеей системы мотивированных суждений и
должном правовом регулировании фактической реальности. В самом общем виде — это качественно более высокий уровень мнений, предложений, выводов, аргументов по поводу наиболее субъективно оптимального правового регулирования, состояния правовых явлений, разрешения конкретных юридических случаев.4
Данное определение «правовой позиции» хотя и охватывает некоторые элементы структуры этой категории, все-таки страдает определенной статичностью. Динамика правовых позиций как раз и заключается в том, что они быстро видоизменяются во времени, происходит переоценка явлений, событий и обстоятельств со стороны субъектов, принимающих решение. Проблема изменения правовых позиций в отношении оцениваемых обстоятельств дает возможность сделать вывод о том, что и сами обстоятельства могут быть не стабильными, как и весь процесс правового регулирования. Динамика жизни накладывает отпечаток и на процесс формирования правовых позиций как судебных учреждений, так и всех участников общественного процесса.
Словосочетание «правовая позиция» появилось в постановлении Конституционного Суда РФ от 1 апреля 1997 г. о соответствии Конституции РФ ряда положений постановления Правительства РФ «Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза на нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет».5 Конституционный Суд РФ указал, что данная правовая позиция ранее была высказана в постановлении Суда от 18 февраля 1997 г. по делу о проверке конституционности постановления Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. «О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции». С этого момента, с нашей точки зрения, данный термин стал активно использоваться в конституционном правосудии.
Необходимо отметить, что исследование процесса формирования и реализации правовых позиций судебных инстанций следует рассматривать на основе более широкой теоретической концепции: нор-мотворческой функции суда. Естественно, что сразу возникает проблема соотношения данной концепции с одним из принципов правового государства, таким как разделение властей, который предполагает, что нормотворческая функция должна принадлежать законодательным органам власти. Тем не менее современное состояние правосудия в мире в разных правовых системах основывается на правовых позициях судебных инстанций, в которых отражается не только общее состояние юридических правил, но и конкретные прецеденты по индивидуальным делам. Это связано прежде всего с реализацией су-
дами функции осуществления правосудия, защиты прав и законных интересов граждан и организаций в случаях пробельности и применения права по аналогии. В данном случае в современной теории права не оспаривается право суда принимать решения по конкретным делам и создавать прецеденты.
Таким образом, можно констатировать, что в континентальной правовой системе суд получил дополнительную нормотворческую функцию в результате делегирования её суду государством на основе закона. Суд не может отказать в правосудии субъектам, обратившимся к нему за защитой нарушенного права, по мотивам отсутствия соответствующих для принятия решения норм. Он обязан принимать решения на основе аналогии, а при её отсутствии создавать правообразующее решение.
Итак, правовая позиция — явление многофункциональное, в определенной мере, как отмечалось, это показатель демократичности современного российского общества. Правовая позиция — удел не только правоприменительной деятельности, хотя до настоящего времени именно в рамках этого направления данная проблема находила свое разрешение, что достаточно объективно, ибо традиционно в этой деятельности юридическая позиция могла иметь место (в том числе, в определенной мере, и в советский период). Между тем, развитие современного российского общества поставило задачу разрешения проблемы правовой позиции в правооб-разовании.
Разновидностью правовых позиций являются правообразующие позиции, возникающие в ходе правотворческой и правоприменительной деятельности, которые и определяют появление правообра-зующих решений.
К основным характеристикам правообразую-щих позиций следует отнести следующие:
во-первых, это итогово-обобщающий характер правообразующих решений. Правообразующие позиции определяют внутренний смысл решений го-
сударственных органов, составляют юридическую квинтэссенцию принятого правообразующего решения;
во-вторых, оценочная, аксиологическая природа правообразующих позиций, в которых получает выражение отношение государственного органа к конкретной правовой норме;
в-третьих, правообразующие позиции есть результат истолкования конкретных положений законодательства, итог выявления законодательного смысла рассматриваемых положений и выявление предпосылок для их совершенствования в пределах компетенции органа государственной власти;
в-четвертых, концептуальный в своей основе характер правообразующих позиций государственных органов, в рамках которых не только разрешается дело на основе действующего права, но и предлагается новая правовая конструкция для более эффективного решения рассматриваемых проблем;
Достаточно сложным является формирование правообразующих позиций в ходе правоприменительного процесса, который характеризуется определенной спецификой. Во-первых, это длящееся во времени явление, во-вторых, правоприменение осуществляется разными органами, в-третьих, правоприменительная деятельность заключена в достаточно жесткую юридическую процедуру.
1 Власенко Н.А. Правовые позиции: понятия и виды // Журнал российского права. 2008. №12. С. 80.
2 Карташов В.Н. Правовые позиции Верховного суда РФ по поводу применения судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права // Судебное правоприменение: проблемы теории и практики / под ред. В.М. Сырых. М., 2007. С. 234.
3 Алексеев С.С. Общая теория права. В 2-х т. Т. 1. М., 1981. С. 306.
4 Шульга И. В. Категория «правовая позиция» в теории права // Политика и право: ученые записки. Вып. 9. Благовещенск: АмГУ «Юрист», 2009. С. 16-17.
5 СЗ РФ. 1997. №14. Ст. 1729.