Научная статья на тему 'Анализ сущности педагогического сопровождения в ряду сопряженных понятий гуманистической педагогики'

Анализ сущности педагогического сопровождения в ряду сопряженных понятий гуманистической педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3676
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПОДДЕРЖКА / ПОМОЩЬ / ЗАЩИТА / ВОЗДЕЙСТВИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОДЕЙСТВИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / ASSISTANCE / HELP / PROTECTION / INFLUENCE / INTERACTION / PROVISION / COLLABORATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Карина Сергеевна

Рассматривается место педагогического сопровождения в ряду близких категорий педагогической поддержки, помощи, защиты, воздействия, взаимодействия, обеспечения, содействия. Дается авторское определение ключевого понятия «педагогическое сопровождение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Карина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Analysis of the Essence of Pedagogical Support in a Series of Paired Concepts of Humanistic Pedagogy

The place of the pedagogical support in a series of similar categories of pedagogical assistance, help, protection, influence, interaction, provision, and collaboration is considered. Authors definition of the key concept pedagogical support is presented.

Текст научной работы на тему «Анализ сущности педагогического сопровождения в ряду сопряженных понятий гуманистической педагогики»

K.S. Kuznetsova

The Analysis of the Essence

of Pedagogical Support

in a Series of Paired Concepts

of Humanistic Pedagogy

The place of the pedagogical support in a series of similar categories of pedagogical assistance, help, protection, influence, interaction, provision, and collaboration is considered. Author's definition of the key concept “pedagogical support” is presented.

Key words and word-combinations: pedagogical support, assistance, help, protection, influence, interaction, provision, collaboration.

Рассматривается место педагогического сопровождения в ряду близких категорий - педагогической поддержки, помощи, защиты, воздействия, взаимодействия, обеспечения, содействия. Дается авторское определение ключевого понятия «педагогическое сопровождение».

Ключевые слова и словосочетания: педагогическое сопровождение, поддержка, помощь, защита, воздействие, взаимодействие, обеспечение, содействие.

УДК 371.4 ББК 74.200

К.С. Кузнецова

АНАЛИЗ СУЩНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В РЯДУ СОПРЯЖЕННЫХ ПОНЯТИЙ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

1Концепция педагогического сопровождения как одного из направлений оказания помощи учащимся начала разрабатываться в России с середины 1990-х годов, когда наблюдался всплеск внимания к проблеме гуманизации образования, центрированной на развитии личности ребенка.

Интегрированное понимание педагогического сопровождения предполагает, что речь идет о деятельности, направленной на решение индивидуальных проблем ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, защиту прав и интересов, а также на успешное продвижение в обучении и жизненное самоопределение. Сопровождение основано на внутренней свободе, творчестве, демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка. Эти принципы требуется реализовывать и в процессе образования, и в семейном воспитании детей.

В научной педагогической литературе наряду с сопровождением было выделено несколько близких по смыслу концепций, ответвившихся от общей гуманистической парадигмы. К ним относятся: педагогическая поддержка, педагогическая помощь, педагогическое содействие, педагогическая защита. Кроме того, были разработаны принципы педагогического обеспечения, анализировались явления педагогического воздействия и взаимодействия. На наш взгляд, названные под-

1 54 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

ходы близки концепту педагогического сопровождения, сопряжены с ним, хотя и имеют отличия.

Рассмотрим, какое место занимает педагогическое сопровождение в ряду сопряженных понятий современной педагогики.

Педагогическая поддержка представляет собой процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни [1]. Поддержка предусматривает особую деятельность педагога, возможную только при наличии у него гуманистической позиции и полного доверия ребенку. Вторым обязательным условием выступает достаточная самоорганизация ребенка, без нее попытки педагога организовать ситуацию педагогической поддержки часто оказываются неудачными или мнимыми в реальной образовательной практике.

В реализации педагогической поддержки имеются два основных процесса: социализация и индивидуализация. Социализация способствует усвоению ребенком принятых в обществе ценностей, норм, способов поведения и деятельности (формирование в растущем человеке социально-типичного), а индивидуализация - становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке). Предполагается, что личность развивается наиболее успешно лишь в сочетании двух этих сущностно различных процессов.

Педагогическая поддержка особенно необходима тогда, когда требуется прийти на помощь ребенку в критических ситуациях. Она предполагает защиту его от неблагоприятных социальных воздействий или психологического стресса, создание условий для самостоятельного противостояния негативным влияниям.

Педагогическое сопровождение отличается от поддержки увеличением способности детей самостоятельно разрешать свои учебные и личностные проблемы, а также уменьшением степени вмешательства взрослого в процесс индивидуального образования учащегося. Педагогическая поддержка, наряду с сопровождением, в своей основе противоположна педагогике воздействия, опирающейся на наказание, принуждение, нетерпимость к недостаткам и ошибкам, внушение, публичную проработку, вызов родителей, манипулирование мнением друзей ребенка, требование беспрекословного повиновения. Результатом последней является отчуждение детей, замыкание их в своих проблемах, возникновение барьера.

Педагогическая помощь, в отличие от поддержки, детализирована и предоставляется по направлениям: помощь детям с отклонениями в физическом и психическом развитии, помощь в решении социальных проблем детей и подростков, помощь отдельным категориям учащихся [2]. В концепции индивидуальной педагогической помощи большое внимание уделяется процессу социализации, то есть адаптации индивида в социуме, усвоению им определенной системы ценностей, обретению собственного социального опыта и активного саморазвития личности [3].

Под индивидуальной помощью понимается процесс содействия человеку в решении проблем, а также создание специальных ситуаций, при которых осу-

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 155

ществляется его позитивное самораскрытие, повышение статуса, самоуважения и самопринятия. Подобная помощь направлена на приобретение ребенком знаний, установок и умений, необходимых для удовлетворения позитивных потребностей и интересов, как собственных, так и других людей. Педагог стремится помочь в осознании, а в некоторых случаях и в изменении ребенком своих ценностей и установок, в развитии его самосознания, в самоопределении, самореализации, коррекции самооценок, в совершенствовании понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, а также к индивидуальным, групповым и социальным проблемам. Индивидуальная помощь подразумевает развитие у ребенка чувства причастности к семье, группе, социуму, стимулирует выработку стратегий адаптации и обособления в социуме.

В отличие от педагогического сопровождения помощь применяется в том случае, если ребенок в целом может справиться с проблемной ситуацией, но встречается с некоторым затруднением. Практическая помощь со стороны педагога - это демонстрация способов и приемов разрешения ситуаций. В отличие от помощи сопровождение предусматривает комплекс мер пролонгированного присутствия в жизни школьников, а не разовых ситуаций помощи в затруднительных ситуациях [4].

Педагогическое взаимодействие выражается во взаимной деятельности учащихся и педагогов, направленной на совместное выполнение каждым из них своих функций. В таком контексте участники образовательного процесса становятся партнерами.

Педагогическое взаимодействие осуществляется через непосредственные контакты: в общении, совместном решении учебных задач, а также во взаимном содействии друг другу. Роль педагога заключается в создании условий, при которых ребенок может удовлетворить свои душевные, духовные и образовательные потребности. Взаимодействие предполагает отказ от руководства образованием учащихся и приближение к сопровождению данного процесса [5].

Идея педагогического взаимодействия возникла как противопоставление концепции воздействия. Последнее связано с достижением позитивных изменений средствами спланированного влияния, запрограммированных шагов, движения в заданном направлении, преодоления барьеров. Концепция педагогического сопровождения прежде всего предполагает педагогическое взаимодействие.

Явление педагогического содействия объединяет понятия «помощь» и «взаимодействие». Педагогическое содействие следует трактовать как особый вид взаимодействия обучающего и обучаемого, которое направлено на формирование творческих способностей детей, оказание помощи в их самовыражении, а также обеспечивает необходимые условия для самостоятельного создания учащимся нового, оригинального продукта. Учитель в данном процессе выступает в роли наставника, подвижника, помощника [5]. Содействие - это целая система необходимой, адресной и целесообразной помощи школьникам в осуществлении значимой для них деятельности. Данное явление центрировано непосредственно на получении результата, продукта самореализации ребенка, оно сильнее конкретизировано в отличие от понятия педагогического сопровождения, являющегося более широким и обобщенным.

1 5 6 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

Термин «педагогическое обеспечение» - один из самых современных. Под педагогическим обеспечением понимается совокупность факторов и условий, которые создаются с помощью специальных педагогических форм, методов, процедур и приемов (технологий) [6]. Суть обеспечения заключается не в целенаправленном воздействии на отдельную личность или класс (группу, коллектив), а в оказании влияния на ситуации, ценности, деятельность, общение и отношения, которые осваиваются учеником и учителем в процессе выбора, исследования и преобразования [7].

На наш взгляд, педагогическое обеспечение - категория иного порядка по сравнению с сопровождением. Педагогическое сопровождение характеризует личные отношения субъектов образовательного процесса, их направленность на решение проблемы или контроль ситуации. Обеспечение же - это регулирование ситуации, опосредующей взаимодействие педагога и учащихся педагогическими средствами и технологиями.

Еще одно понятие, возникшее в русле гуманистической педагогики, - «педагогическая защита». Защита используется в том случае, когда в результате чьих-то действий учащийся становится жертвой обстоятельств, находится в ситуации, при которой его активность блокирована извне или заранее кем-то оценивается как неудачная [8]. Следовательно, защита - это разовые, возникающие по необходимости действия, предотвращающие дальнейшее развитие проблем школьника, выправляющие ситуацию. Основным отличием защиты от упомянутых подходов, в частности от педагогического сопровождения, является то, что она требуется в обстоятельствах неуспешности учащегося, когда отсутствует деятельность, целенаправленно помогающая ему преодолеть возникший барьер.

Приведенные рассуждения показывают, что педагогическое сопровождение имеет много точек пересечения с другими категориями гуманистической педагогики. Так же как поддержка, сопровождение - длительный процесс, ориентированный на целостное развитие личности школьника. Так же как взаимодействие, сопровождение предусматривает гуманистическую межличностную основу общения педагогов и учащихся. Вместе с обеспечением сопровождение использует педагогические средства для создания контекста обучения и семейного воспитания.

Сопровождение предусматривает прежде всего создание условий, благоприятно влияющих на развитие школьника. Оно являет собой совокупность мер длительного содействия развитию, ненавязчиво и акцентирует самостоятельность детей. Благодаря контексту, образованному участием школы, семьи, учреждений дополнительного образования, в процессе педагогического сопровождения дети по необходимости могут получить и помощь, и защиту, и поддержку. На наш взгляд, сопровождение - наиболее емкая категория из близких по значению к ней.

На основе проведенного анализа предлагаем следующее определение ключевого понятия «педагогическое сопровождение». Педагогическое сопровождение - это совокупность мер, направленных на создание позитивного контекста актуального и перспективного развития ребенка. Оно заключается в содействии педагогов процессу приобретения ребенком знаний, умений или навыков, развитию желаемых качеств.

С учетом изложенных рассуждений можно сделать вывод, что сущность педагогического сопровождения, а также рассмотренных категорий гуманисти-

2012 • ВЕСТНИК ПАГС 15 7

ческой педагогики заключается прежде всего в создании необходимых условий и возможностей для развития детей, атмосферы физической и психологической безопасности учащихся, обеспечения их интересов и успешного индивидуально-личностного развития.

Библиографический список

1. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. 1995. № 3.

2. Сенченко Н.А. Социально-педагогическая помощь старшеклассникам - представителям юношеских субкультур. ЦИЬ: http://altruism.rU/sengine.cgi/5/28/12

3. МудрикА.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А Сластенина. М., 2000.

4. Александрова Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования. ЦИЬ: http://www.isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html

5. Сериков ГН. Образование и развитие человека. М., 2002.

6. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в образовательном процессе. Красноярск, 2000.

7. Филиппова Н.М. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2007.

8. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: учеб.-метод. пособие. М., 2001.

D.I. Prisyazhnyuk

The Role of Medical Associations

in the Process of Collective

Mobilization of the Medical

Community

The problems of formation and development of medical associations are analyzed, and the dynamics of their functions and forms of interaction with the medical community and the government is studied. The role of medical associations in protecting the interests of the medical community is shown.

Key words and word-combinations: medical association, medical profession, professional self-regulation.

Анализируются проблемы становления и развития врачебных сообществ, исследуется динамика их функций и форм взаимодействия с медицинским сообществом и государством. Показана роль медицинских ассоциаций в защите интересов врачебного сообщества.

Ключевые слова и словосочетания: медицинская ассоциация, профессия врача, профессиональная саморегуляция.

УДК 316.3;316.35 ББК 60.5

Д. И. Присяжнюк РОЛЬ

МЕДИЦИНСКИХ АССОЦИАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ МОБИЛИЗАЦИИ ВРАЧЕБНОГО СООБЩЕСТВА

^Зысокая степень доверия к профессионалам со стороны общественности является необходимым условием для поддержания профессиональной автономии. В такой ситуации государство оказывает поддержку и обеспечивает профессию необходимыми ресурсами для реализации общественно значимых целей. Медицинские ассоциации принимают уча-

1 5 8 2012 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.