Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение семьи как актуальная задача современной системы дошкольного образования'

Педагогическое сопровождение семьи как актуальная задача современной системы дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / PRESCHOOL CHILD / СЕМЬЯ / FAMILY / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / FAMILY EDUCATION / ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Забоева М. А.

В статье содержится обоснование актуальности проблемы организации педагогического сопровождения семьи как субъекта системы дошкольного образования. В ней раскрывается значение семейного воспитания для развития личности дошкольника, представлены некоторые эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support of the family as an actual task of the modern system of preschool education

The article substantiates the urgency of the problem of organizing the pedagogical support of the family as a subject of the preschool education system. It reveals the importance of family education for the development of the preschooler's personality, presents some effective forms of interaction between the kindergarten and the family.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение семьи как актуальная задача современной системы дошкольного образования»

characteristics of the concept of «research skills of students»]. Vestnik PSU [Bulletin of the PSU]. 2010, no 4, pp. 26-35.

3. Zasorkina N.V. [i dr.] Metod proektov v nachal'noj shkole: sistema realizacii [Project method in the primary school: system of realization]. Volgograd: Teacher, 2010. 135 p.

4. Muhina V.S. Psihologicheskij smysl issledovatel'skoj dejatel'nosti dlja razvitija lichnosti: sb. st. [The Psychological sense of the research activity for the development of personality : the collection of articles]. In Obuhova A.S. (ed). Moscow: Publ. NII of School technology, 2006. 203 p.

5. Sandalova N.N. Formirovanie issledovatel'skih umenij u mladshih shkol'nikov [Formation of research abilities of junior schoolchildren]. Nachal'naja Shkola [Primary School], 2015, no 6, pp. 47-51.

6. Slastenin V.A. Pedagogika: ucheb.posobie dlja studentov vyssh. ped. ucheb. zavedenij [Pedagogics]. In Slastenin V.A. (ed.). Moscow: Academy, 2002. 576 p.

УДК 373.2

М.А. Забоева,

канд. пед. наук, ст. преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия

Педагогическое сопровождение семьи как актуальная задача современной системы дошкольного образования

В статье содержится обоснование актуальности проблемы организации педагогического сопровождения семьи как субъекта системы дошкольного образования. В ней раскрывается значение семейного воспитания для развития личности дошкольника, представлены некоторые эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи.

Дошкольник, семья, педагогическое сопровождение, семейное воспитание, дошкольная образовательная организация, субъектность.

M.A. Zaboeva,

cand. of pedagogical sciences, senior tutor of the chair of theory and methodic of pre-school education Shadrinsk state pedagogical university

Shadrinsk, Russia

Pedagogical support of the family as an actual task of the modern system of

preschool education

The article substantiates the urgency of the problem of organizing the pedagogical support of the family as a subject of the preschool education system. It reveals the importance of family education for the development of the preschooler's personality, presents some effective forms of interaction between the kindergarten and the family.

Keywords: preschool child, family, pedagogical support, family education, pre-school educational organization, subjectivity.

Модернизация современной системы дошкольного образования привела к пересмотру позиции семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка: из объекта педагогического воздействия она превратилась в субъект эффективного взаимодействия. Исследованиями доказано первостепенное значение семьи в формировании личности (Л.В.

Загик, М.И. Лисина, А.С. Макаренко, Т.А. Маркова, А.В. Мудрик, В.В. Столин, А.С. Спиваковская и др.) [1; 6]. Семья обладает рядом преимуществ перед другими социальными институтами общества: наличие доверительной, комфортной, доброжелательной атмосферы, индивидуальный подход к каждому члену семьи, реализация гедонистической функции. Основы нравственного сознания, мировоззрения и позитивного, созидательного отношения к окружающему миру, без сомнения, закладываются в семье.

Ответственность родителей за воспитание ребенка закреплена на законодательном уровне и нашла отражение в Конституции Российской Федерации, Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном стандарте дошкольного образования [12]. Тем не менее, практика работы современных дошкольных образовательных организаций показывает, что не все родители в полной мере осознают воспитательный потенциал семьи, многие из них убеждены, что воспитание и развитие ребенка - это задача исключительно педагогов детского сада и школы. Часть родителей осознает собственную ответственность, но не обладает необходимым уровнем педагогической культуры и нуждается в стимуле и помощи извне - от компетентных специалистов.

Принятие пассивной позиции по отношению к процессу воспитания и обучения ребенка влечет за собой серьезные последствия: отсутствие взаимопонимания между родителями и ребенком, отсутствие единства в подходах к воспитанию ребенка со стороны образовательного учреждения и семьи, неуважительное отношение детей к педагогам и учебному процессу (как следствие неуважительного, потребительского отношения родителей к педагогам и учебно-воспитательному процессу и др.). В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема формирования субъектной позиции семьи в образовательном процессе. При этом важно не просто разъяснить родителям права и обязанности по воспитанию ребенка, но выстроить взаимодействие с семьей в форме педагогического сопровождения, предусматривающего систематическую,

последовательную работу в данном направлении. Такое социальное партнерство, основанное на взаимном уважении, ориентированное на гармоничное развитие воспитанников, поможет родителям не только разрешить реально существующие трудности и проблемы в воспитании, но и предупредить некоторые потенциально возможные.

Согласно исследованиям Л.Г. Голубевой, Н.А. Гордовой, Т.Н. Дороновой, Е.С. Евдокимовой, активное участие родителей в жизни собственных детей способствует осознанию ими особенностей мира детства, обеспечивает отказ от авторитарного стиля в общении, стимулирует формирование искренней заинтересованности в действиях ребенка и способности к оказанию эмоциональной поддержки [3].

Современные родители, несмотря на дефицит свободного времени, ускоренный темп жизни, зачастую низкий уровень жизни, по большей части удовлетворены качеством современного дошкольного образования и готовы к взаимодействию с педагогами в интересах развития собственного ребенка [11]. Так, проведенное нами исследование читательского интереса старших дошкольников и их родителей показало, что большая часть родителей (около 86%) уделяет внимание вопросу литературного образования собственного ребенка. При этом многие указали на недостаточную информированность в данном вопросе и целесообразность проведения специальной работы с ними по повышению их уровня педагогической культуры. В частности, родители мало знакомы с произведениями детской литературы современных поэтов и писателей, произведениями авторов родного края и нуждаются в обогащении имеющихся знаний.

Подтверждают готовность родителей к сотрудничеству с детским садом в целях развития ребенка и данные анкетирования, проведенного с целью изучения отношения родителей к проблеме здоровьесбережения. Были исследованы отношение родителей к проблеме формирования у детей потребности в ведении здорового образа жизни, соблюдение его правил самими родителями, знание путей и способов сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья ребенка, потребность в оказании методической помощи в данном вопросе со стороны детского сада [5].

Анализ ответов родителей показал, что у большинства родителей (66 %) имеется низкий уровень развития педагогической культуры по исследуемой проблеме. Часть родителей имеет средний уровень (17 %), и 17% обладают высоким уровнем. В целом, можно отметить, что родителей волнуют проблемы сохранения здоровья детей. Однако современные родители, как правило, не могут уделить достаточно времени и внимания для работы с детьми в этом направлении; другие родители сами не владеют навыками здоровьесберегающего поведения и не могут транслировать их детям. Только некоторые родители стараются использовать личный пример, однако большинство действуют в основном запретами. Таким образом, очевидно, что родители нуждаются в помощи и готовы взаимодействовать с дошкольными образовательными организациями в рамках проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.

Становится очевидной необходимость разработки и реализации педагогического сопровождения семьи с целью формирования ее субъектной позиции по отношению к педагогическому процессу, оказания грамотной и своевременной методической помощи родителям.

Обращаясь к содержанию понятия «сопровождение», отметим, что на сегодняшний день оно часто используется в «педагогике успеха» [9; 10]. При этом сопровождение рассматривается в качестве метода, обеспечивающего создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных проблемных ситуациях [7].

Разделяя точку зрения Н.Л. Коноваловой, мы будем понимать под сопровождением взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем сопровождаемого. При этом сопровождение, на наш взгляд, носит превентивный, профилактический характер и позволяет предупредить появление некоторых педагогических проблем [4].

Педагогическое сопровождение, как отмечает Н.П. Спирина, представляет собой процесс взаимодействия следующих функций: направления, взаимодействия, соучастия, стимулирования, совершенствования. Реализация таких взаимодополняющих функций в процессе педагогического сопровождения семьи, на наш взгляд, будет способствовать формированию субъектной позиции родителей в деле воспитания и развития детей.

Педагогическое сопровождение семьи воспитанника осуществляется как в традиционных формах взаимодействия детского сада и семьи (презентация дошкольной образовательной организации, педагогический совет с участием родителей, телефон доверия, посещение семьи, открытые занятия с детьми в дошкольной образовательной организации для родителей, общие собрания с родителями), так и в новых (университет педагогических знаний, читательские конференции по книгам о воспитании, родительские конференции, библиотеки для родителей при дошкольных образовательных организациях) [2; 8]. Организация «Школ ответственного родительства», проведение, исходя из запросов и потребностей семьи, тематических консультаций, тренингов, практикумов для родителей в образовательных учреждениях, совместных с семьями воспитанников спортивных

мероприятий, творческих конкурсов способствуют формированию субъектности семьи, занимающей не просто активную, но деятельную позицию. Такое осознанное и ответственное родительство - неоценимый вклад в развитие ребенка.

Педагогическое сопровождение семьи ребенка дошкольного возраста - это только первая ступень в системе отношений «педагог - родители». Успешный первый опыт эффективного взаимодействия семьи с образовательным учреждением заложит фундамент долгосрочных плодотворных отношений родителей и педагогических работников в системе непрерывного образования.

Таким образом, формирование субъектной позиции семьи в вопросах воспитания ребенка - чрезвычайно важная и актуальная задача, требующая незамедлительного решения и объединения усилий квалифицированных специалистов в области дошкольного образования, разработки и организации педагогического сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Андреева, Н.А. Оптимизация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н.А. Андреева. - Шадринск : Шадринский Дом Печати, 2008. - 106 с.

2. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - М. : Академия, 2002. - 160 с.

3. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями [Текст] / О.И. Давыдова, А.А. Майер. - СПб. : Детство-Пресс, 2013. - 128 с.

4. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника [Текст] / Е.С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

5. Забоева, М.А. К вопросу о соотношении понятий «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка» [Текст] / М.А. Забоева // Вестник Шадринского государственного педагогического института. -2013. - № 3 (19). - С. 43-48.

6. Забоева, М.А. Педагогическая поддержка процесса формирования основ здоровьесберегающей компетенции у детей старшего дошкольного возраста [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Забоева Майя Алексеевна. - Челябинск, 2013. - 185 с.

7. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Текст] : учебник и практикум для СПО / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 219 с.

8. Казакова, Е.И. Сопровождение региональных проектов развития образовательных систем: коротко о методологии [Текст] / Е.И. Казакова // Методология и методика сопровождения региональных проектов развития образования / ред. Е.И. Казакова, А.М. Моисеев. - М. : РОССПЭН, 2003.

9. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование [Текст] : конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 112 с.

10. Пичугина, Г. В. Педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка обучающихся в технологическом образовании [Текст] / Г. В. Пичугина // Школа и производство. - 2009. - № 8. - С. 3-6.

11. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка [Текст] / под ред. Л.И. Шипицыной. - М. : Владос, 2003. - 528 с.

12. Собкин, В.С. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения [Текст] / В.С. Собкин, Ю.А. Халутина // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - М., 2018. - № 1(83). - С. 6-18.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

REFERENCES

1. Andreeva N.A. Optimizacija vzaimodejstvija doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija i sem'i: ucheb.-metod. posobie [Optimization of interaction of pre-school educational establishment and family]. Shadrinsk: Shadrinskij Dom Pechati, 2008. 106 p.

2. Zvereva O.L., Ganicheva A.N. Semejnaja pedagogika i domashnee vospitanie: ucheb. posobie dlja studentov vyssh. ucheb. zavedenij [Family pedagogics and home up-bringing]. Moscow: Akademija, 2002. 160 p.

3. Davydova O.I., Majer A.A. Kompetentnostnyj podhod v rabote doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija s roditeljami [Competitive approach in the work of pre-school educational establishment with parents]. Saint-Petersburg: Detstvo-Press, 2013. 128 p.

4. Evdokimova E.S. Pedagogicheskaja podderzhka sem'i v vospitanii doshkol'nika [Pedagogical support of the family in the up-bringing of pre-school child]. Moscow: TC Sfera, 2005. 96 p.

5. Zaboeva M.A. K voprosu o sootnoshenii ponjatij «pedagogicheskoe soprovozhdenie» i «pedagogicheskaja podderzhka» [To the question of correlation of the concepts "pedagogical accompaniment" and "pedagogical support"]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituía [Herald of Shadrinsk State Pedagogical Institute], 2013, no. 3 (19), pp. 43-48.

6. Zaboeva M.A. Pedagogicheskaja podderzhka processa formirovanija osnov zdorov'esberegajushhej kompetencii u detej starshego doshkol'nogo vozrasta: diss. kand. ped. nauk.: 13.00.02 [Pedagogical support of the process of forming the basis of health safety competence of senior pre-school children]. Cheljabinsk, 2013. 185 p.

7. Zvereva O.L., Ganicheva A.N. Semejnaja pedagogika i domashnee vospitanie : uchebnik i praktikum dlja SPO [Family pedagogy and home education]. 2-e izd., pererab. i dop. Moscow : Publ. Jurajt, 2016. 219 p.

8. Kazakova E.I. Soprovozhdenie regional'nyh proektov razvitija obrazovatel'nyh sistem: korotko o metodologii [Accompaining of regional projects of the development of educational systems: shortly about methodology].

Metodologija i metodika soprovozhdenija regional'nyh proektov razvitija obrazovanija [Methodology and methodic of accompaining of regional projects of the development of education]. In Kazakova E.I., Moiseev A.M. (eds.). Moscow: ROSSPJeN, 2003.

9. Kozlova A.V., Desheulina R.P. Rabota DOU s sem'ej: diagnostika, planirovanie: konspekty lekcij, konsul'tacii, monitoring [The work of pre-school educational establishments with the family: diagnostics, planning]. Moscow: TC Sfera, 2005. 112 p.

10. Pichugina G.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie i pedagogicheskaja podderzhka obuchajushhihsja v tehnologicheskom obrazovanii [Pedagogical accompanying and pedagogical support of the students in technological education]. Shkola i proizvodstvo [School and production], 2009, no. 8, pp. 3-6.

11. Psihologo-pedagogicheskoe konsul'tirovanie i soprovozhdenie razvitija rebjonka [Psychological pedagogical consulting and accompanying of the development of a child]. In Shipicynoj L.I. (ed.). Moscow: Vlados, 2003. 528 p.

12. Sobkin V.S., Halutina Ju.A. Otnoshenie roditelej detej doshkol'nogo vozrasta k obrazovatel'nomu processu v detskom sadu: udovletvorennost', ocenka kachestva i jeffektivnosti obuchenija [The relation of the parents to the educational process in pre-school educational establishment: satisfaction, evaluation of the quality and the effectiveness of education]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teorija ipraktika [Modernpre-school education. Theory and practice], Moscow, 2018, no. (83), pp. 6-18.

13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija [Elektronnyj resurs] [Federal state educational standard of pre-school education]. URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.