Понятие и сущность экономической безопасности как объекта уголовно-правовой охраны
В. И. ДОЛИНКО,
начальник редакционно-издательского отдела (Академия управления МВД России) E-mail: Dol273@yandex.ru
ORCID: 0000-0001-9711-0502
The concept and essence of economic security as an object of criminal law protection
V. I. DOLINKO,
Head of Editorial and Publishing Department (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
УДК 338.2:343
В статье рассматриваются понятие и сущность экономической безопасности Российской Федерации как объекта уголовно-правовой охраны. Силовые ведомства нашей страны надежно стоят на охране экономической безопасности России и экономического суверенитета нашего суверенного государства, защищая Россию от разрушающего воздействия внешних и внутренних угроз и факторов, от опасностей и различного рода негативных вызовов и рисков в области экономической безопасности России.
Уголовно-правовая охрана, понятие, сущность, объект, риски, экономическая безопасность, уголовно-правовые меры, внешние и внутренние угрозы и факторы, опасности, правовое обеспечение.
The article deals with the concept and essence of economic security of the Russian Federation as an object of criminal law protection. The security agencies of our country are firmly committed to protecting the economic security of Russia and the economic sovereignty of our sovereign state, protecting Russia from the destructive impact of external and internal threats and factors, from the dangers and various negative challenges and risks in the field of economic security of Russia.
Criminal law protection, concept, essence, object, risks, economic security, criminal law measures, external and internal threats and factors, dangers, legal support.
Необыкновенно сложное и неоднозначное в период действия международных экономических санкций социальное, военное, экономическое и политическое положение нашей страны определяет необыкновенно важную и актуальную государственную деятельность органов власти по обеспечению эффективной экономической безопасности России [2] и ее уголовно-правовой охраны. Длящийся свыше 28 лет (с 1991 г. и по настоящее время) весьма сложный по своим правовым, социальным, политическим и экономическим последствиям процесс качественного преобразования отечественной экономики весьма резко изменил ситу-
ацию в важнейшей области эффективного обеспечения национальной [1] (государственной) безопасности России — экономической безопасности современного Российского государства. Ведь не секрет, что отчасти весьма негативные последствия от проводимых в нашей стране реформ (в том числе и экономических реформ) порой сами создают весьма серьезную угрозу экономической безопасности России.
Падение качества научных разработок и изысканий; снижение роли российской культуры и образовательной сферы; разрушение былых основ духовной жизни нашего общества (наркотики, алкоголь, проституция); кризис
в социальной сфере (рост налогов, тарифов, цен и услуг, падение доходов населения, неоднозначная по своим итогам пенсионная реформа и т. д.); спад промышленного производства; высокий процент износа оборудования; критическая стагнация сельского хозяйства (когда из-за высоких кредитов дешевле сгноить урожай в земле, чем его собрать, переработать и продать) — вот далеко не полный печальный перечень явлений, которые проявились в наш период времени в различных областях, проводимых в нашей стране реформах. Постепенно вырисовывается картина, которая показывает, что государство может не в полной мере быть способным обеспечить высокий (достойный) уровень жизни для подавляющего большинства своих подданных (граждан). Государство в настоящий период времени просто не способно преодолеть резкую социальную поляризацию своего населения — идет постепенный процесс обнищания граждан России. Это печально, но это очевидный и негативный факт. Данная достаточно сложная ситуация ведет к торможению вопросов, связанных с эффективным обеспечением экономической безопасности Российской Федерации.
Между тем, непосредственно качественное и эффективное решение проблемы сохранения и повышения уровня экономической безопасности нашего суверенного государства приобретает необыкновенно важное значение, так как является надежной гарантией достижения так необходимых и нужных в наше сложное время целей финансового благополучия и, соответственно, реального, а не мнимого роста благосостояния населения нашей страны. Необходимо подчеркнуть, что в решении этой важнейшей проблемы должны быть задействованы все имеющиеся средства и ресурсы, весь потенциал российского общества и государства, включая силовые ресурсы и возможности нашей великой страны, которые являются отчасти и репрессивными, так как имеют на своем вооружении весьма многообразный по своему набору арсенал необходимых средств уголовно-правовой охраны важнейших общественных отношений в нашем современном государстве.
Важность проблемы качественного и эффективного движения к разработке научно обоснованного подхода к выработке уголовно -правовых средств обеспечения экономической безопасности России объясняется нарастающим трендом таких весьма негативных тенденций, как рост межнациональных конфликтов, вооруженных боестолкновений, сепаратизма, техногенных и природных катастроф и аварий.
На фоне данных негативных моментов обостряется социальная напряженность в обществе, развивается общеуголовная преступность, которая сама по себе выступает весомым фактором угрозы экономической безопасности России [10]. Надо говорить прямо и честно — большинство источников угроз экономической безопасности нашей страны находятся внутри нашей России-матушки и состоят, прежде всего, в непрекращающемся экономическом кризисе, коррупции и в качественном упрочнении позиций организованной преступности [9]. Все эти негативные моменты должны всегда и во все времена быть под неусыпным и строгим уголовно-правовым контролем, что в итоге требует от нашего общества создания серьезной и обоснованной научными методами и изысканиями базы совершенствования эффективной и качественной системы уголовно-правовых средств обеспечения экономической безопасности России [3].
Как было сказано выше, острая проблема экономической безопасности нашей страны вот уже двадцать восемь лет (со времен СССР) остается одной из важнейших как в плане прогрессивного развития и существования России в виде мощного, суверенного и единого образования (государства), так и в интереснейшем аспекте научных изысканиях передовых направлений в современной российской науке. Именно такое и необычайно важное для нас значение вышесказанной проблемы обусловлено, по нашему мнению, универсальностью непосредственно самого понятия «безопасность». Отметим, что понятие «безопасность» является главенствующим (ключевым) в связке «экономическая безопасность».
Жизнедеятельность современного социума (общества) в той или иной степени всегда содержит различного рода индикаторы. Данные индикаторы сигнализируют нам о возможных тех или иных угрозах и опасностях, которые современному обществу необходимо постоянно и всегда учитывать при определении выдвигаемых обществом, личностью и организациями целей и задач при их непосредственном воплощении в реальную жизнь. Сущность и значение понятия «безопасность» резко усиливается из-за увеличения множества различных вариантов целеполагания и непосредственно самих качественных способов достижения поставленных нашим обществом перед собой задач, планов и целей [7].
Автор статьи уверен, что нельзя сразу отдавать главенствующее и приоритетное предпочтение тем или иным различного рода вариантам качественного прогнозирования
развития экономических отношений в нашей стране без взвешенной и продуманной оценки их экономических, политических и социальных последствий для нашего социума (общества) в виде качественных критериев и индикаторов экономической безопасности Российского государства [6]. Отметим, что это довольно актуально при воплощении в жизнь важнейших и сложнейших экономических, политических и социальных реформ (имеющих огромное значение для населения России-матушки). Без качественной и скрупулезно выверенной оценки экономической безопасности проводимых в нашей стране реформ, направленных на улучшение существования социума, государства и индивидуума (личности), они (социально-экономические реформы), могут в реальности привести нас к обратному негативному результату — резкому ухудшению социально-экономического положения гражданина России, в частности и российского общества в целом, а также к уничтожению самого государственного образования и важнейших градообразующих систем социума России: безопасности личности и общества, жилищно-коммунального хозяйства [5], экологии, транспорта, энергетики, обеспечения продовольствием, водоснабжения, образования и науки, социальной защищенности граждан России и так далее. Такой негативный пример наше общество наблюдало в 1991 г. при самоликвидации (крушении) СССР — Союза Советских Социалистических Республик.
Отметим, что ведущее и весомое значение понятия «безопасность» в целостной системе ключевых и важнейших для нас понятий позитивной деятельности современного общества, а не только в политическом, экономическом, социальном, философском и других аспектах, особенно в наше непростое время, достаточно ярко видно и проявляется при различного рода негативных и опасных по своей природе для окружающего мира и всего человечества техногенных авариях и катастрофах; террористических актах; природных и др. катаклизмах (наводнения, цунами, оползни, лесные пожары, снежные лавины, бури, землетрясения, сели в горах, смерчи и т. д.); различного рода кризисах; при вооруженных столкновениях (боевых действиях) и других различных экстремальных условиях. Вышеуказанные экстремальные условия в жизни нашего современного общества могут быть вызваны различного рода опасными и негативными явлениями природного, социального, экологического, техногенного и другого характера [8].
Отметим и раскроем в нашей статье некоторые вышеуказанные явления.
I. Явления социального характера. Современный социум (общество) — это важная качественная система, сложный по своей структуре механизм, который развивается по специфичным и четким законам окружающего мира, характеризующийся в реальности многогранностью и повышенной сложностью. Современный социум интересен еще и тем, что в нем существует, взаимодействует и живет громадное количество населения — миллиарды людей всего мира. Результатом этой жизнедеятельности и социальных связей является постоянно меняющаяся обстановка окружающего мира, создающаяся в отдельных, иногда и не зависимых друг от друга, социальных группах социума, которая может иногда и весьма критично и негативно влиять на других людей социума, не входящих в данные социальные группы современного социума (общества).
Отметим, что условия социального характера социума — это сложившаяся на определенной территории изучаемого нами территориального образования обстановка (страна, государство, местность, регион, ареал местности), которая сложилась в настоящий момент времени в результате негативного (критичного, опасного) социального явления. При этом необходимо учитывать, что данное негативное явление может в действительности повлечь или уже фактически повлекло в реальности человеческие жертвы; значительный ущерб природной среде (флоре и фауне), здоровью людей; значительные по объему финансовые и материальные потери, а также нарушение нормальных условий жизнедеятельности индивидуумов (населения) на данном территориальном образовании. Автор считает, что качественная защита от опасностей социального характера заключается, прежде всего, в эффективных профилактических и целенаправленных мероприятиях, скрупулезно выверенных и направленных на полнейшее нивелирование (ликвидацию) этих негативных рисков, угроз и опасностей.
Укажем и на тот момент, что явления социального характера в науке принято специалистами разделять на явления некриминального и криминального свойства.
К первой группе (некриминальным) специалисты относят массовые мероприятия следующих видов: культурные, религиозные, политические, спортивные и иные мероприятия.
К криминальным специалисты относят следующие: захват государственных и других объектов; массовые беспорядки; групповые (в том числе и вооруженные) побеги преступников
из различных мест лишения свободы, а также при конвоировании; захват заложников; блокирование транспортных коммуникаций на местности (дорог, железнодорожных путей и др.); угон (захват) воздушного судна, железнодорожного и водного транспорта; террористические акты и т. п.
II. К явлениям техногенного характера нами относятся катастрофы и аварии на промышленных объектах и транспорте (например, аварии на атомных станциях Фукусима (Япония) и Чернобыль (СССР Украина)), как с заражением окружающей флоры и фауны, так и без заражения окружающей среды. При данных авариях и катастрофах существует огромная опасность выброса ядерных материалов (радиоактивных веществ), что и случилось при авариях на Фу-кусиме и в Чернобыле. Существует также опасность при указанных авариях и катастрофах попадания в окружающую среду биологически и химически опасных материалов и веществ. Из этого же ряда отметим, что могут быть возможны в реальности также аварии на взрывоопасных и пожароопасных промышленных объектах и производствах, на системах жизнеобеспечения местного населения. Возможны и водохозяйственные катастрофы и аварии.
III. К явлениям экологического характера автор статьи относит отрицательные и весьма опасные изменения свойств и состояния атмосферы нашей планеты, ее биосферы и суши (недр, ландшафта, почв и т. п.), а также гидросферы Земли. Данные опасные явления могут даже в реальности вызвать целые экологические бедствия, а именно существенные и необратимые критические изменения флоры и фауны (окружающей наше общество природной среды), которые могут повлечь сильное ухудшение человеческого здоровья (заболевания у населения), сильнейшее разрушение экологических естественных природных систем, а также нарушение равновесия в природе и деградацию окружающей флоры и фауны (яркий пример этому высыхание Аральского моря и др.).
Автор считает, что одной из глобальных и важнейших по своей природе ключевых проблем, остро стоящих перед всем современным социумом (обществом, человечеством), — это острое противоречие между важными потребностями политического, экономического и социального развития человечества на планете Земля и строгой необходимостью эффективного сохранения всей среды обитания всего разумного на нашей планете [6]. Отметим и тот факт, что мировой технический и научный прогресс не только сильно и качественно способствует резкому повышению и улучшению
производительности и условий труда в нашем социуме; постепенному росту благосостояния граждан Российской Федерации и весомого интеллектуального потенциала человечества, но и, как отмечает автор, приводит к значительному возрастанию возможного риска катастроф и аварий сложных и больших техногенных систем, что особенно и критично для огромной по своей территории России, где имеется значительный износ оборудования и технических систем. Как известно, основной объем фабрик, заводов и других сложных по своей структуре производств в России, был возведен (построен) еще во время знаменитых пятилеток в СССР, и своевременный ремонт, а тем более модернизация (замена) этих сложных технических производств и оборудования в нашей суверенной стране осуществляется на недостаточном уровне и крайне слабо. У многих заводов и производств просто нет на это необходимых финансовых оборотных средств. Опасный по своей структуре риск технических катастроф и аварий связан, прежде всего, еще и с тем, что в реальности происходит постоянное и непрерывное усложнение технического оборудования и систем (технических производств и циклов); а также весомое увеличение количества таких сложнейших систем. Происходит существенный рост мощностей на энергетических, промышленных и других объектах жизнедеятельности, их опасной концентрацией на территории компактного проживания человека, что особенно и критично опасно при значительной плотности проживающего в этих районах местного населения страны (атомных станций, газопроводов и нефтепроводов, плотин и фабрик, различных производств и заводов, предприятий и мостов и т. д.).
По самым примерным подсчетам известной страховой швейцарской фирмы «Swiss Re», антропогенные и природные катастрофы на планете Земля в 2013 г. нанесли прямой ущерб экономике всех стран мира на сумму более 131 млрд долларов США; в 2014 г. — на сумму более 141 млрд долларов США; в 2015 г. — более 158 млрд долларов США; в 2016 г. — более 175 млрд долларов США; в 2017 г. — более 314 млрд долларов США; в 2018 г. — более 320 млрд долларов США; а за 1-й квартал 2019 г. — не менее 81 млрд долларов США и по прогнозам ученых такие катастрофы с каждым годом будут наносить все больше вреда человечеству и значительный материальный ущерб.
Примерно уже через 25—35 лет, при отсутствии каких-то серьезных и качественных изменений в социальной политике внутри нашей страны, картина нами видится следующая:
— население России — 100—120 млн человек (на 01.05.2019 г. — примерно 146—147 млн чел.);
— доля мусульманского населения России — 25-30 %;
— население Дальнего Востока — 3 млн человек (на 01.05.2019 г. — примерно 6—6,1 млн чел.).
На современной территории Ставропольского, Краснодарского края и Ростовской области русскоязычное население останется в меньшинстве. Данные регионы России превратятся в исламские регионы, если говорить о конфессиональном признаке. В стране будут явственно ощущаться все признаки дезинтеграции и ближайшего прекращения существования страны как единого и мощного государства. (Причина достаточно банальна и лежит на поверхности: молодым людям (семьям) в современной России просто негде «делать» новых людей и растить их.) Чтобы создать самодостаточную и счастливую семью, нужен свой дом (квартира, комната) или участок земли под строительство своего дома. Для этого нужны финансы. Чтобы получить эти финансы, нужен доступ к длинной и дешевой ипотеке. При ипотеке в 11—11,5 % годовых и 20-летнем сроке погашения 2/3 платежей по кредиту приходится на проценты и только 1/3 — на «тело» кредита. Под такие проценты дают государственные банки: Сбербанк и Газпромбанк. Частные банки дают дороже. И это не говоря о том, что стоимость недвижимости и стоимость строительства в России сильно завышена, поскольку в стоимость строительства дома включена значительная коррупционная составляющая.
Давая своим гражданам деньги под 10—12 % годовых, Российское государство одновременно приобретает американские государственные облигации, кредитуя американское правительство под 1,5—2 % годовых, которое, в свою очередь, кредитует свою промышленность (деловой сектор), экономику и своих ипотечных заемщиков под те же 1,5—2,5 % годовых. К слову сказать, население быстро развивающегося Китая получает ипотечные кредиты под нормальные 1—2 % годовых. На таких условиях можно создавать семьи и растить здоровых детей. Кредитование населения посредством предоставления ипотечных кредитов под 2—3 % годовых означает физический и качественный рост численности населения страны, резкое увеличение физических объемов строительства жилья (домов и квартир), производства строительных материалов, производства строительной техники и производства электроэнергии, а также производства мебели и многих других товаров и услуг. Возникает эффект снежного кома, который мы наблюдаем в соседнем быстро развивающемся Китае.
Сама наша суровая и непредсказуемая жизнь показывает всему нашему российскому обществу, что в настоящее время назрела важнейшая потребность в том, чтобы практически все современные мировые знания в области экономики и техники на данном стремительно меняющемся этапе развития современного социума (общества) были скрупулезно скорректированы и дополнены с учетом огромного смысла и глубины самого непосредственного и важного понятия «безопасность». Все сложнейшие и простые по своей сути и конструкции современные мировые экономические и технологические системы, с огромным трудом создаваемые для всего человечества нашей планеты и основанные на принципе автоматического управления, ни в коем случае не должны быть в принципе и не могут быть на практике пригодными в реальности к практическому и эффективному применению в нашем современном российском обществе без качественного и взвешенного обеспечения полной безопасности при их использовании и практической эксплуатации и в ежедневной созидательной деятельности человека и общества [11].
Из этого следует, что современную экономическую безопасность нашему социуму необходимо всегда рассматривать в ракурсе единой совокупности условий и факторов, эффективно обеспечивающих целостность и независимость национальной современной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.
Как вывод отметим, что современную экономическую безопасность России, как считает автор, можно также считать важнейшей и сложнейшей характеристикой всей экономической системы страны, коренным образом определяющей ее способность качественно и на должном уровне поддерживать приемлемые для общества условия жизни населения нашего суверенного государства. Подчеркнем и тот факт, что в данном случае важно также устойчивое, полное и бесперебойное обеспечение всеми необходимыми ресурсами динамичное и эффективное развитие современного российского хозяйства и экономики страны. В данном случае необычайно важна также прогрессивная, последовательная и просчитанная досконально на всех уровнях реализация всех без исключения национальных интересов суверенной России [4]. В связи с вышесказанным нам представляется весьма важным и необходимым обеспечить эффективную и качественную уголовно-правовую охрану экономической безопасности Российской Федерации в целом и ее субъектов в частности.
Список литературы:
1. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 // СЗ РФ. 2008. № 52 (часть I). Ст. 6228.
2. О безопасности: федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 // СЗ РФ. 2011. 3 янв. № 1. Ст. 2.
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
4. О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.: Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // СЗ РФ. 2017.
5. Васильев Ф. П., Долинко В. И. Федеральная служба по финансовому мониторингу как субъект, обеспечивающий экономическую безопасность России и ее правовое положение // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 12. С. 109-113.
6. Гапоненко В. Ф, Долинко В. И. Анализ специфики материально-технического снабжения органов внутренних дел МВД России в особых условиях // Общество и право. 2012. № 5 (42). С. 300-304.
7. Гапоненко В. Ф, Долинко В. И. Обеспечение экономической безопасности системы материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях. М., 2014.
8. Долинко В. И. Анализ рисков и угроз в системе материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях и методы их снижения // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22).
9. Долинко В. И. Комплекс мер по обеспечению экономической безопасности тыла органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40).
10. Долинко В. И. Обеспечение экономической безопасности России органами внутренних дел в сфере государственных закупок // Российский следователь. 2011. № 7. С. 29-30.
11. Дорофеев И. Н, Строгалов В. В., Долинко В. И. Организация оперативно-розыскной деятельности территориальных органов внутренних дел по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями в сфере жилищно-коммунального хозяйства: учебно-методическое пособие. М., 2013.