Научная статья на тему 'Обеспечение экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами'

Обеспечение экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1037
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ / СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ РОССИИ / СУБЪЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ И ФАКТОРЫ / ОПАСНОСТИ / РИСКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долинко Василий Иванович

В статье рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации уголовно-правовыми мерами. Государство и его силовые структуры надежно стоят на охране экономической безопасности России и экономического суверенитета нашей страны, защищая от разрушающего воздействия внешних и внутренних угроз и факторов, от опасностей и различного рода негативных вызовов и рисков в области экономической безопасности Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами»

УДК 338.2:343

DOI 10.24411/2078-5356-2019-10135

Долинко Василий Иванович Vasily I. Dolinko

начальник редакционно-издательского отдела

Академия управления МВД России (125171, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8) head of editorial and publishing department

Academy of management of the Ministry of internal affairs of Russia (8 Zoi and Aleksandra Kosmodemyanskih, Moscow, Russian Federation, 125171)

E-mail: Dol273@yandex.ru

Обеспечение экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами

Ensuring Russia's economic security criminal law measures

В статье рассматриваются вопросы обеспечения экономической безопасности Российской Федерации уголовно-правовыми мерами. Государство и его силовые структуры надежно стоят на охране экономической безопасности России и экономического суверенитета нашей страны, защищая от разрушающего воздействия внешних и внутренних угроз и факторов, от опасностей и различного рода негативных вызовов и рисков в области экономической безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова: экономическая безопасность, уголовно-правовые меры, силовые структуры России, субъекты обеспечения экономической безопасности, внешние и внутренние угрозы и факторы, опасности, риски.

The article deals with the issues of ensuring the economic security of Russia by criminal law measures. The state and its law enforcement agencies reliably protect the economic security of Russia and the economic sovereignty of our country, protecting our state from the destructive impact of external and internal threats and factors, from the dangers and various negative challenges and risks in the field of economic security of the Russian Federation.

Keywords: economic security, criminal law measures, power structures of Russia, subjects of economic security, external and internal threats and factors, dangers, risks.

Эффективное обеспечение экономической безопасности Российской Федерации уголовно-правовыми мерами на современном этапе развития нашего современного российского общества приобретает важнейшее первостепенное значение, так как это дает ясные и четкие ориентиры для принятия важнейших экономических и социальных решений. Сложившееся в настоящее время довольно тревожное положение в экономике Российской Федерации, негативное влияние теневых экономических процессов на все стороны общественной жизни нашего современного социума требует принятия качественных и эффективных мер по изменению сложившейся ситуации в нашем государстве. Рассматривая статистику по преступлениям

экономической направленности в России за последние 5 лет, мы видим, что данная преступность находится на достаточно высоком уровне: в 2013 г. было совершено 141,2 тыс. преступлений; в 2014 г. - 107,8 тыс.; в 2015 г. - 112,4 тыс.; в 2016 г. - 108,8 тыс.; в 2017 г. - 105,1 тыс. За период с января по сентябрь 2018 г. было выявлено более 93 тыс. преступлений экономической направленности, выявленных правоохранительными органами России (по сравнению с январем - сентябрем 2017 г. произошел рост на 3,4%). Удельный вес этих преступлений, в общем числе зарегистрированных составил 6,2%. Материальный ущерб от указанных преступлений экономической направленности (по оконченным и приостановленным уголовным де-

© Долинко В.И., 2019

лам) составил 317,6 млрд руб. Тяжкие и особо тяжкие преступления в общем числе выявленных преступлений экономической направленности составили 60,3 %. Подразделениями органов внутренних дел МВД России выявлено 80,3 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений экономической направленности составил 86,4%.

Проблема обеспечения экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами является одной из производных от задач экономического роста нашей страны на каждой ступени развития государства, а ее конкретное содержание изменяется в зависимости от складывающихся на данный период условий окружающей нас внешней и внутренней среды. Довольно критическая оценка состояния экономики Российской Федерации, а также исследования фактического положения дел в этой сфере показали, что меры, предпринимаемые по обеспечению экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами, уже более 27 лет (начиная с конца 1991 г. - момента развала Союза Советских Социалистических Республик) не соответствуют предъявляемым жестким требованиям современных реалий нашего стремительно бегущего времени, тем более в условиях экономических санкций против России, которые ввели США и некоторые страны Запада.

Актуальность проблемы разработки научного подхода обеспечения экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами объясняется недостаточным изучением вопросов охраны экономической безопасности Российской Федерации в теории уголовного права, а также объективным нарастанием таких негативных тенденций, как значительный рост террористической угрозы, международного экстремизма, терроризма, межнациональных конфликтов, стихийных бедствий, катастроф и техногенных аварий. Актуальность данной проблемы возрастает и в связи с процессом повышения степени открытости российской экономики, усилением конкуренции на мировом рынке ресурсов (нефть, газ, уголь, уран и т. д.) и долгожданным вступлением России в ВТО (18 долгих лет тянулся этот процесс - с 1993 по 2011 гг.). В связи с этим должны быть определены прогрессивные подходы к функционированию и защите экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами. Речь идет о выработке и проведении целого комплекса эффективных мероприятий по обеспечению экономической безопасности России уголовно-

правовыми мерами, с точным и скрупулезным расчетом всех потребностей и учетом всех возможных рисков и угроз. В выполнении этой нелегкой задачи существенная роль принадлежит и силовым структурам России. Прошло более четверти века (с 1991 г.), сменяются поколения, подрастают дети, уходят на пенсию ветераны, в нашем российском обществе происходят грандиозные изменения, но и в настоящее время (как и в прошлом) силовые структуры России надежно защищают уголовно-правовыми мерами экономическую безопасность нашей великой и необъятной Родины. Непрекращающаяся борьба с преступностью в сфере экономических отношений нашей страны, актуальна на всех этапах развития России, независимо от складывающейся общественной, социально-экономической и политической обстановки в стране. Ведь не секрет, что экономические преступления затрагивают абсолютно все виды экономической деятельности российского государства, негативно отражаются на различных областях жизни россиян. Экономические преступления, совершаемые в сфере современной российской экономики в период проводимых реформ, охватили как давно существующие структуры государственной собственности, так и предприятия иных форм собственности - фирмы, акционерные общества, товарищества и др.

Пристально рассматривая понятие «экономическая безопасность государства», многие ученые довольно часто выводят его непосредственно из более общей категории «безопасность». Мы считаем, что безопасность - это довольно сложное и многогранное понятие, допускающее различные интерпретации (толкования). Знаменитый ученый, философ Древней Греции Аристотель содержание понятия «безопасность» сводил к проблеме самосохранения каждого индивидуума в частности и социума в целом. При этом Аристотель утверждал, что «безопасность» определяется как обычное чувство каждого человека, что сама природа вложила в каждого человека естественное и простое чувство любви к самому себе. Другой философ Демокрит Абдерский подразумевал под «Безопасностью» возможность каждого гражданина приспособиться к суровым условиям жизни и выживания наиболее приспособленных существ. Демокрит утверждал, что именно так и возник человек разумный, а причиной объединения индивидуумов (людей) и создания общества была нужда, то есть необходимость повышения степени защиты каждого члена

общества. Сам термин «безопасность» начал употребляться в XII в. н. э. и означал нижеуказанное: «...спокойное и стабильное состояние духа и тела человека, считавшего себя полностью защищенным от любой опасности».

Несомненно, в сложных в настоящий момент времени экономико-политических условиях в нашей стране значительно ускорились процессы формирования региональных экономических и геополитических союзов, что обусловило необходимость эффективного обеспечения экономической безопасности государственных территорий и их общественно-политической стабильности, территориальной целостности и национальной безопасности уголовно-правовыми мерами. Сложнейшие экономические условия ставят перед Российской Федерацией и ее 85 регионами новые задачи эффективного стратегического развития, связанные с особенностями обеспечения экономической безопасности [1] и создания устойчивого развития.

Подчеркнем, что понятие «экономическая безопасность России» является частью более фундаментального и широкого понятия - «национальная безопасность России». Охрана экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами - это многоступенчатый и относительно автономный сегмент экономической политики нашей страны, выступающий как базовое звено экономических отношений современной России и ее граждан. Фундамент эффективного развития любого государства нашей планеты - это защита и обеспечение порядка, территориальной целостности и конституционного строя посредством резкого снижения количества рисков и угроз национальной безопасности страны, а также поддержание экономической стабильности общества. Воплощение в жизнь основных интересов страны невозможно без ее качественного экономического развития, а следовательно, и охрана экономической безопасности уголовно-правовыми мерами России не может рассматриваться отдельно в отрыве от ее национальной безопасности. Автор считает, что особенностью обеспечения экономической безопасности уголовно-правовыми мерами в условиях настоящего миропорядка будет являться механизм эффективного экономического и правового обеспечения экономической безопасности России, составляющий основу национальной безопасности России [2]. Обеспечение экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами - это многоступенчатая характеристика основных параметров процесса

развития экономической системы России, при которых обеспечивается стабильный уровень предупреждения возникновения либо нивелирование (купирование) уже возникших рисков и угроз использованию и воспроизводству важных элементов ее потенциала.

Обеспечение экономической безопасности страны уголовно-правовыми мерами - качественная защита всей экономической сферы жизнедеятельности субъекта, будь это государство в целом, либо ее части: домохозяйство, отдельная личность, область, регион, фирма, предприятие и т. д. Автор считает, что в условиях возникновения как внутренних, так и внешних угроз обеспечение экономической безопасности уголовно-правовыми мерами способно поддержать экономику в целом в стабильном состоянии, и обеспечить полное либо частичное выживание каждого субъекта экономики России. Обеспечение экономической безопасности уголовно-правовыми мерами в полной мере поддерживает стабильные условия жизнедеятельности российского общества, бесперебойное пополнение необходимыми ресурсами экономики России. Как категория экономической теории экономическая безопасность имеет свой предмет и методы исследования, она неразрывно связана с такими экономическими понятиями, как «устойчивость экономической системы» и «экономический рост». Ученый В.А. Богомолов считает, что «экономическая безопасность страны» определяется как эффективный компонент антикризисного управления всей экономикой государства» [3, с. 4-5]. Рассматривая экономическую безопасность как понятие, мы видим, что оно сохраняет как свое деление по источнику происхождения угроз (опасностей) на внешние и внутренние угрозы, так и свою смысловую нагрузку данного понятия как социального явления в общем. Безопасность как социальное отношение закрепляется поведенческими и правовыми нормами. Россия как государство, являясь более устойчивой формой общественного договора, - главный носитель этой важной социальной функции и основной субъект обеспечения безопасности [4-7]. Обеспечение экономической безопасности уголовно-правовыми мерами России определяется через такое состояние субъекта хозяйствования, при котором в условиях негативного воздействия со стороны внутренних и внешних факторов, опасностей и угроз они либо полностью ликвидируются, либо минимизируют такое отрицательное воздействие, обеспечивая тем самым защищенность

социально-экономических интересов субъекта и экономическое развитие данного субъекта экономики. Всемирный (глобальный) характер экономических отношений, увеличение угроз и рисков в процессе социальных и экономических преобразований вызвал острую необходимость введения термина «экономическая безопасность» в самый активный оборот мировой экономической науки в ХХ веке. Видный ученый Л.И. Абалкин обращал внимание на составляющие понятия «экономическая безопасность» и рассматривал ее «... как совокупность условий и факторов, обеспечивающих эффективность национальной экономики, ее устойчивость, стабильность и способность к непрерывному обновлению и самосовершенствованию» [8, с. 5]. Экономисты и ученые А. Городецкий, А. Архипов и Б. Михайлов подчеркивали, что «экономическая безопасность - это способность экономики обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях» [9, с. 36]. Тщательно изучая нормативные правовые акты, мы видим, что понятие «экономическая безопасность» определялось через состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от рисков, внешних и внутренних угроз, основанное на конкурентоспособности, целостности и независимости единой страны.

Обобщая все изученные и рассмотренные результаты подходов к исследованию обеспечения экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами, автор выделяет некоторые особенности этого понятия:

а) обеспечение экономической безопасности уголовно-правовыми мерами - это сложная характеристика, отсутствие которой ставит хозяйственную жизнь любого субъекта экономики перед угрозой лишения независимости и целостности, а иногда и самого существования субъекта экономики России;

б) необходимость и потребность в обеспечении экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами является одной из важных и основополагающих потребностей существования хозяйствующего субъекта экономики России - начиная с государства и заканчивая гражданином России;

в) угрозы и риски проявления негативного процесса нарушения экономической безопасности России несут непоправимый вред деятельности каждого хозяйствующего субъекта. Всем угрозам и рискам должны соответствовать инструменты противодействия, способные каче-

ственно обеспечить экономическую безопасность России уголовно-правовыми мерами;

г) системный и строго определенный характер обеспечения экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами;

д) необходимость обеспечивать постоянный баланс между формами ее разрушения и инструментами ее эффективного обеспечения обусловливает применение воспроизводственного подхода к исследованию безопасности.

В широком смысле под «обеспечением экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами» понимают такое «состояние национальной экономики России, которое характеризуется ее устойчивостью, способностью эффективно противодействовать воздействию негативных рисков, внутренних и внешних факторов, критично нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни российского общества и тем самым вызывающим повышенную напряженность в современном обществе, а также возможную угрозу существованию людей, общества и государства» [10, с. 19].

Автор считает, что в настоящий период времени в России возможно существование нескольких различных концептуальных подходов к разработке обоснованного и выверенного понятия «обеспечение экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами».

Во-первых - это разработка на законодательном уровне определения «обеспечение экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами», имея в виду неприкосновенность всех видов собственности, составляющей основу экономической деятельности хозяйствующих субъектов России, с включением его, например, в Федеральный закон «О безопасности», либо разработка и принятие нового нормативного акта, например, федерального закона «Об обеспечении экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами».

Во-вторых - это разработка понятия «обеспечение экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами» применительно к экономической деятельности России как к процессу по достижению заранее заданного положительного результата, его полной стабильности и независимости от постороннего негативного вмешательства, неуязвимости экономической деятельности от различного рода природных, политических, экономических, военных и многих других нежелательных факторов,

а также внутренних факторов: административного принуждения, коррупционного давления и от негативной экономической ситуации в данный момент времени.

Из этого автор делает вывод, что теневая экономическая деятельность должна в корне пресекаться в рамках законодательства России. Важно отметить, что для повышения стабильности экономики, придания ей высокой степени экономической безопасности необходимо четкое приведение всех основных макроэкономических показателей в границы их пороговых значений - указанные значения необходимо соблюдать, не допуская их превышения. Пороговые значения каждого макроэкономического показателя должны быть сформированы не в ущерб другому показателю, так как может нарушиться необходимый баланс, система может дать сбой или разрушиться.

Основным критерием обеспечения экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами служит проводимая государственными органами уголовно-правовая охрана экономической политики страны, качественная разработка стратегии национальной экономики России, уровень доверия к ней как хозяйствующих субъектов, так и простых российских граждан (общества).

Обеспечение экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами характеризуется целостной системой индикаторов устойчивого развития, отражающих как отдельные, так и общие части этой сложнейшей системы. Непосредственно в критериях экономической безопасности заключается оценка состояния экономики России с позиции происходящих в ней процессов, отражающих ее качественные характеристики и ее сущность. Критериями в данном случае служат: а) эффективная конкурентоспособность экономики России в целом; б) обеспечение со стороны органов власти целостности экономического пространства России на всей ее территории; в) способность противостоять возникающим рискам, внутренним и внешним угрозам; г) эффективный ресурсный потенциал России с позиции его развития и уровень его использования; д) качественное использование капитала и трудовых ресурсов страны; е) развитие права в России и суверенитет страны.

В заключение хотелось бы подвести некоторые важные для автора статьи итоги. Прежде всего, вопрос обеспечения экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами является важной функцией, которая, в свою оче-

редь, будет служить соответствующей гарантией стабильности и прогрессивного развития нашего государства. Являясь важнейшей частью национальной безопасности Российской Федерации, экономическая безопасность России является залогом поддержания социальной справедливости и мира в обществе, успешной обороноспособности страны, защитой от различных техногенных катастроф и экологических бедствий.

С этой целью в России разрабатывается и утверждается своя тщательно выверенная система правовых норм, эффективно регулирующих правоотношения в сфере защищенности всех объектов безопасности России, с помощью которых эффективно регулируются общественные отношения в сфере управления и безопасности, формируются государственные органы власти, способные осуществлять государственный контроль и надзор в сфере обеспечения экономической безопасности России уголовно-правовыми мерами.

Примечания

1. Долинко В.И. Комплекс мер по обеспечению экономической безопасности тыла органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40). С. 63-67.

2. Долинко В.И. Анализ рисков и угроз в системе материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Федерации в особых условиях и методы их снижения // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22). С. 111-114.

3. Богомолов В.А. Экономическая безопасность. М., 2017.

4. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25 декабря 2008 г № 273-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52. Ч. I, ст. 6228.

5. О безопасности: федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1, ст. 2.

6. О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г № 208 // Российская газета. 2017. 15 мая.

7. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г № 683 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1. Ч. II, ст. 212.

8. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.

9. Архипов А., Городецкий А., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12.

10. Егоршин В.М. Экономическая безопасность и безопасность современной России: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000.

Notes

1. Dolinko V.I. Complex of measures on maintenance of economic safety of the rear of the internal affairs bodies. Proceedings of Academy of management of MVD of Russia, 2016, no. 4 (40), pp. 63-67. (In Russ.)

2. Dolinko V.I. Analysis of risks and threats in the system of material-technical supply bodies of internal affairs of the Russian Federation in special conditions and methods of their reduction. Proceedings of Academy of management of MVD of Russia, 2012, no. 2 (22), pp. 111-114. (In Russ.)

3. Bogomolov V.A. Economic security. Moscow, 2017. (In Russ.)

4. On combating corruption: the Federal law of 25 December 2008 no. 273-FZ. Collection of legislative acts of the RF, 2008, no. 52, part I, art. 6228. (In Russ.)

5. About safety: the Federal law of December 28, 2010 no. 390-FZ. Collection of legislative acts of the RF, 2011, no. 1, art. 2. (In Russ.)

6. A strategy of economic security of the Russian Federation for the period up to 2030: the decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 no. 208. Rossiyskaya gazeta, 2017. (In Russ.)

7. On the national security Strategy of the Russian Federation: the decree of the President of the Russian Federation from December 31, 2015 no. 683. Collection of legislative acts of the RF, 2016, no. 1, part II, art. 212. (In Russ.)

8. Abalkin L.I. Economic security of Russia: threats and their reflection. Economic issues, 1994, no. 12. (In Russ.)

9. Arhipov A., Gorodetskiy A., Mihailov B. Economic security: assessments, problems, ways of making. Economic issues, 1994, no. 12. (In Russ.)

10.Egorshin V.M. Economic security and safety of modern Russia. Author's abstract... doctor of legal sciences. Moscow, 2000. (In Russ.)

w a ф

-0 CD О 00 w

a [p

0

1 <B

о §

2, a

3 о о

¿г

о

0

1 о (В

с о п (D

>3

S

о (D

з §

0

1

0 m <D

з

1 <D

<D

5

<D

О

X 0Q

0

1

3 §

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.