Научная статья на тему 'Исторический аспект уголовно-правовой охраны экономической безопасности Российского государства'

Исторический аспект уголовно-правовой охраны экономической безопасности Российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
473
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОХРАНА / ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ПОЛИЦИЯ РОССИИ / ПЕРВЫЙ ИМПЕРАТОР ВСЕРОССИЙСКИЙ ПЕТР I / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ / ОПАСНОСТИ / УГРОЗЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВО / RUSSIAN EMPIRE / CRIMINAL LEGAL PROTECTION / HISTORICAL ASPECT / POLICE OF RUSSIA / FIRST ALL-RUSSIAN EMPEROR PETER THE FIRST / POWER / EXTERNAL AND INTERNAL FACTORS / DANGERS / THREATS / ECONOMIC SECURITY / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Долинко В. И.

Постановка проблемы: 300 лет полиция России надежно стоит на охране безопасности нашей державы, защищая наше государство от разрушающего воздействия негативных внешних и внутренних факторов, от опасностей и угроз. Безопасность государства многогранна и может рассматриваться с разных сторон: политической, общественной, экономической. Являясь важной частью национальной безопасности России, экономическая безопасность нашей страны это залог успешной обороноспособности, жизнедеятельности общества, поддержания социальной справедливости, спокойствия и мира в российском социуме. Эффективная и качественная уголовно-правовая охрана экономической безопасности Российской Федерации необычайно важна на современном этапе развития суверенного государства. Методы исследования: в статье рассматривается исторический аспект уголовно-правовой охраны экономической безопасности Российского государства полицией. Оценке ее деятельности подвергается временной интервал с момента создания органов полиции Петром I и до настоящего времени. Автором делается сравнительный анализ деятельности структурных подразделений полиции (милиции) в различные временные отрезки ее существования. Вводятся новые понятия и определения, в том числе «экономическая безопасность» (выделяется из понятия безопасности), уточняется определение уголовно-правовой охраны экономической безопасности. Автор статьи сравнивает подходы к исследованию уголовно-правовой охраны экономической безопасности, выделяет особенности данного явления. В статье определены критерии данного вида охраны, приводится оценка состояния экономики государства с позиции происходящих в ней процессов. Результаты и ключевые выводы: делаются выводы о важности функции охраны экономической безопасности, необходимости принятия правовых норм в данной области охраны государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical Aspect of the Criminal Legal Protection of the Russian State Economic Security

Problem statement: for the 300 years, the police of Russia has been reliably protecting the security of our country, protecting our state from the destructive impact of the negative external and internal factors, from dangers and threats. State security is multifaceted and can be viewed from the different sides: political, social, economic. Being an important part of the national security of Russia, the economic security of our country is the key to successful defense, life of society, maintenance of social justice, peace and tranquility in Russian society. Effective and high quality criminal legal protection of the Russian Federation economic security is extremely important at the present stage of a sovereign state development. Research methods: the article deals with the historical aspect of the criminal legal protection of the Russian state economic security by the police. The evaluation of its activities is subject to time interval from establishment of the police by Peter the First to the present time. The author makes the comparative analysis of the structural divisions of police (militia) activity in various time periods of its existence. The new concepts and definitions are introduced: “economic security” (stands out from a concept of security), clarifies the definition of the criminal legal protection of economic security. The author of this article compares the approaches for researching the criminal legal protection of economic safety, highlights the features of this phenomenon. The article defines the criteria for this type of protection, assesses the state economy condition from the perspective of the processes taking place in it. Results and key findings: the conclusions are made about the importance of the function of economic security, the need for adoption the legal norms in this field of state protection.

Текст научной работы на тему «Исторический аспект уголовно-правовой охраны экономической безопасности Российского государства»

В. И. ДОЛИНКО,

начальник редакционно-издательского отдела (Академия управления МВД России) (Россия, 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8) E-mail: Dol271@yandex.ru ORCID 0000-0001-9711-0502

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

УДК 351.74:94(47).05

V. I. DOLINKO,

Head of the Publishing Editorial Department (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia) (Russia, 125993, Moscow, Zoi and Alexandra Cosmodemyanskih St., 8)

Scientific specialty:

12.00.08 — Criminal Law and Criminology; Criminal Executive Law.

s0

Исторический аспект уголовно-правовой охраны экономической безопасности Российского государства

Historical Aspect of the Criminal Legal Protection of the Russian State Economic Security

Постановка проблемы: 300 лет полиция России надежно стоит на охране безопасности нашей державы, защищая наше государство от разрушающего воздействия негативных внешних и внутренних факторов, от опасностей и угроз. Безопасность государства многогранна и может рассматриваться с разных сторон: политической, общественной, экономической.

Являясь важной частью национальной безопасности России, экономическая безопасность нашей страны - это залог успешной обороноспособности, жизнедеятельности общества, поддержания социальной справедливости, спокойствия и мира в российском социуме. Эффективная и качественная уголовно-правовая охрана экономической безопасности Российской Федерации необычайно важна на современном этапе развития суверенного государства.

Методы исследования: в статье рассматривается исторический аспект уголовно-правовой охраны экономической безопасности Российского государства полицией. Оценке ее деятельности подвергается временной интервал с момента создания органов полиции Петром I и до настоящего времени.

Автором делается сравнительный анализ деятельности структурных подразделений полиции (милиции) в различные временные отрезки ее существования. Вводятся новые понятия и определения, в том числе «экономическая безопасность» (выделяется из понятия безопасности), уточняется определение уголовно-правовой охраны экономической безопасности.

Problem statement: for the 300 years, the police of Russia has been reliably protecting the security of our country, protecting our state from the destructive impact of the negative external and internal factors, from dangers and threats. State security is multifaceted and can be viewed from the different sides: political, social, economic.

Being an important part of the national security of Russia, the economic security of our country is the key to successful defense, life of society, maintenance of social justice, peace and tranquility in Russian society. Effective and high quality criminal legal protection of the Russian Federation economic security is extremely important at the present stage of a sovereign state development.

Research methods: the article deals with the historical aspect of the criminal legal protection of the Russian state economic security by the police. The evaluation of its activities is subject to time interval from establishment of the police by Peter the First to the present time.

The author makes the comparative analysis of the structural divisions of police (militia) activity in various time periods of its existence. The new concepts and definitions are introduced: "economic security" (stands out from a concept of security), clarifies the definition of the criminal legal protection of economic security.

The author of this article compares the approaches for researching the criminal legal protection of economic safety, highlights the features of this phenomenon. The article defines the crite-rias for this type of protection, assesses the state economy condition from the perspective of the processes taking place in it.

Автор статьи сравнивает подходы к исследованию уголовно-правовой охраны экономической безопасности, выделяет особенности данного явления. В статье определены критерии данного вида охраны, приводится оценка состояния экономики государства с позиции происходящих в ней процессов.

Результаты и ключевые выводы: делаются выводы о важности функции охраны экономической безопасности, необходимости принятия правовых норм в данной области охраны государства.

Российская империя, уголовно-правовая охрана, исторический аспект, полиция России, первый Император Всероссийский Петр I, внешние и внутренние факторы, опасности, угрозы, экономическая безопасность, государство.

Results and key findings: the conclusions are made about the importance of the function of economic security, the need for adoption the legal norms in this field of state protection.

Russian empire, criminal legal protection, historical aspect, police of Russia, first All-Russian Emperor Peter the First, power, external and internal factors, dangers, threats, economic security, state.

История развития Российской империи показала, что уголовно-правовая охрана, осуществляемая полицией России, экономической безопасности нашего государства всегда находилась на особом месте. Еще со времен первого Императора Всероссийского Петра I в целях обеспечения развития России предпринимались необходимые и действенные меры, в том числе применялись и силовые методы.

Экономика Российской империи в XVII в. весьма значительно отставала от развитых европейских стран. Поэтому и экономическая политика Петра I была направлена на создание необходимых условий для эффективного экономического развития России в настоящем и в будущем. Отдельно необходимо отметить, что основное направление развития экономики Российской империи заключалось в качественном развитии, прежде всего, военной промышленности, так как у Петра I были большие амбиции и планы «прорубить окно» в Европу. Это важно понимать, поскольку все правление Петра I проходило в период длительных и изнуряющих экономику и население Российской империи войн, главной из которой была Северная война со Швецией, длившаяся 21 год (Великая Северная война).

Экономика Российской империи того периода, до прихода к власти Петра I, была слабой, неразвитой и имела огромное количество недостатков и проблем. Достаточно отметить, что в нашей стране, обладающей огромным количеством природных ресурсов и запасов, не было необходимого материала даже для обеспечения нужд собственных армии и флота. Например, метал для холодного и огнестрельного оружия, якорей и артиллерии закупался в Швеции. Промышленность России находилась в упадническом состоянии. По всей России было всего

25 мануфактур и фабрик. Для сравнения: в Англии в этот же период действовало более 100 мануфактур и фабрик. Что касается сельского хозяйства и торговли, то здесь действовали старые правила и нормы — эти отрасли практически не развивались — экономика России критически стагнировала и не могла успешно и стабильно развиваться.

Император Всероссийский Петр I провел необходимую масштабную реформу всех основных сфер и областей жизни России, включая и эффективное развитие экономики Российского государства. Развивая российскую экономику, армию и флот (за годы его царствования было построено, введено в действие и функционировало более 200 заводов, артелей и фабрик; была создана, обучена и вооружена по тем временам самым современным оружием сильная сухопутная армия; построен и введен в действие мощный военный флот), Петр I проводил и качественные реформы права.

Необходимо отметить, что за долгий и продуктивный период правления Петра I было принято более 3-х тыс. нормативных правовых актов, касавшихся коренных изменений в гражданском, уголовном и семейном праве России. Огромное внимание Император Петр I отдавал законотворчеству Российской империи. Ему принадлежит авторство многих документов того времени: табелей, регламентов, артикулов и многих других нормативных правовых актов, изданных в период его знаменитых и значительных по своей сути реформ. Например, над известным Воинским уставом он работал более одного года. Целых пять лет было посвящено Морскому уставу. Регламент (генеральный регламент) Петра I, полностью и скрупулезно определявший обязанности и права должностных лиц России, редактировался им более

82

12-ти раз. Петр I требовал, чтобы определения российских законов были предельно ясными и четкими: «Всем надлежит законы писать ясно и четко, чтобы их не перетолковывать». Первый в России военно-уголовный кодекс «Воинский артикул» был также разработан при Петре I. С 1715 г. с введением «Воинских артикулов» в российском законодательстве были более ясно определены понятия: а) преступление и уголовная ответственность; б) непосредственно отягчающие и смягчающие обстоятельства; в) необходимая оборона. Преступления в годы правления Петра I подразделялись на умышленные, неосторожные и случайные. Смягчающими вину обстоятельствами являлись: действия малолетнего преступника, состояние аффекта и служебное рвение.

Во времена Петра I все преступления делились по объектам:

1) на преступления против Российского государства:

а) оскорбление величайшего монарха словом (каралось отсечением головы);

б) тайный умысел взять царствующую особу в плен или убить (карался четвертованием);

2) преступления против религии:

— идолопоклонство, колдовство и чародейство (наказывались смертной казнью (сожжением на костре));

— богохульство (наказывалось усечением языка);

3) должностные, например — взяточничество (в зависимости от полученной денежной суммы) (наказывалось смертной казнью, жестокими телесными наказаниями, конфискацией всего имущества и многое другое).

При Петре I появляется непосредственно термин для обозначения уголовного правонарушения — «преступление». Довольно заметно развивалось в те годы учение (знания) о непосредственном составе преступления, хотя были видны еще многие недостатки и пробелы. Более четкой становится при Петре I система классификации преступлений, в том числе против государства. Данные преступления были широко известны и до его правления. К ним довольно близко примыкают преступления против воинской службы (когда военнослужащий дезертировал, не являлся на место службы, проявлял жестокость и насилие в отношении простого мирного населения (детей, женщин, стариков) и т. д.). Отметим, что «Воинский артикул» довольно подробно трактовал такие специфичные преступления в Российской империи. Этим преступлениям посвящено более 10 глав данного закона (с 4 по 15 главы). Кроме вышесказанных преступлений, к воинским преступлениям также относились: различные по виду нарушения правил строевой службы, караульной воин-

ской службы, сопротивление старшему офицеру, жестокое обращение с военнопленными противника, а также многие другие преступления в России. При Петре I более ясно и скрупулезно строится (классифицируется) и система преступлений против личности, система имущественных преступлений, должностных преступлений и т. д. [6, с. 12].

Правовые преобразования в петровскую эпоху были чрезвычайно обширными, сложными и многогранными. Их направленность и конечный результат состояли в законодательном обеспечении абсолютной монархии и закладывали правовую базу полицейского государства. Именно при Петре I и начала создаваться в России регулярная полиция как постоянно функционирующая стройная система специальных органов принуждения и надзора за гражданами, эффективного поддержания порядка в обществе и в Российском государстве, качественного противодействия преступности, надежного обеспечения личной безопасности индивидуумов, а также для надежной защиты действующей власти монарха. Отметим, что к данному времени также относится и организация российской полиции как специальной системы в органах государственной власти России. При Петре I в законодательстве Российской империи появляется взятый за основу из Европы непосредственно сам термин «полиция Российской империи». В 1715 г. в г. Санкт-Петербурге была образована Полицмейстерская канцелярия — орган управления российской полицией. При Полицмейстерской канцелярии для постоянного исполнения полицейских функций служили унтер-офицеры и солдаты. В мае 1718 г., также по указанию царя, была учреждена новая должность «Генерал-полицмейстер», или «Глава канцелярии», на которую был назначен сподвижник и соратник Петра I — Антон Мануилович Девиер. Эту дату и принято считать отправной точкой в истории российской полиции как важного и специального учреждения (организации) в стройной системе государственных органов Российской империи. Российская полиция того времени имела довольно широкие властные полномочия в сфере расследования (дознания) и рассмотрения в судебном порядке уголовных дел. Полицией проводилось расследование по всем ставшим известным преступлениям, а также тщательное предварительное следствие и суд в отношении граждан, подведомственных органам полиции. Российской полицией приводились в точное и неукоснительное исполнение вынесенные ее органами приговоры. Во времена Петра I все служивые люди полиции обязательно давали присягу при поступлении на службу. В данной присяге они клялись: «Верным, добрым

и послушным рабом быть царю-батюшке, царице и их наследникам, их права и прерогативы по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять и в том живота своего в потребном случае не щадить, способствовать полезным для царя-батюшки делам, предотвращать от него беду и убыток, строго соблюдать тайну, исполнять законы и предписания начальства». Торжественно произнеся присягу и преклонив колено, клянущиеся целовали крест и Евангелие.

Раскрывая роль российской полиции в уголовно-правовой охране экономической безопасности Российского государства, отметим, что в данные времена значительно и весомо расширялся полицейский контроль за неблагонадежными людьми, торговлей в магазинах и лавках, на площадях и улицах России. Прежде всего, необходимо отметить эффективную борьбу российской полиции с запрещенным производством и торговлей спиртными напитками, а также растительным табаком, так называемым в народе корчемством. Продажа спиртных напитков, так называемый винный откуп, приносила внушительный доход небогатой казне Российского государства. В связи с этим правительство Российской империи скрупулезно и ревностно следило за тем, чтобы простые граждане не производили и не продавали вино (пиво и мед), а также другие спиртные напитки. Тщательный контроль за этим был возложен на российскую полицию. Полиция постоянно и тщательно контролировала ценовую политику на рынках и в магазинах, старалась своими силами довольно жестко пресекать любую спекуляцию продуктами и товарами широкого потребления.

Государственный контроль цен на рынках и в магазинах приобретал острое и важнейшее значение особенно в неурожайные годы. Обычно это случалось после стихийных бедствий: наводнений, засух и больших пожаров. Так как большинство зданий и построек в те далекие времена были из древесины, то пожары могли нанести огромный и непоправимый вред. В случае возникновения данных стихийных бедствий на российскую полицию возлагалась важнейшая обязанность в корне пресекать любое спекулятивное повышение цен на услуги, товары широкого потребления и продукты питания, установленных Высочайшим Сенатом. От полиции требовали не позволять строителям просить более высокой платы за строительство домов и хозяйственных построек. В полиции с купцов, торгующих в лавках, магазинах, на площадях и рынках, брали подписки о том, что они (купцы, торговцы) будут продавать свои товары (продукты питания, напитки, обувь, одежду, изделия и т. д.) только по установленным государством ценам.

Огромную роль сыграла полиция и в борьбе с фальшивомонетничеством, которое наносило огромный вред экономике Российского государства (большое количество фальшивых денег могло обрушить экономику России). Полиция постоянно проводила рейды и задерживала фальшивомонетчиков, изымала и уничтожала фальшивые деньги и орудия для их производства. В войнах конца XVIII — начала XIX вв. выпуск фальшивых денег (денежных знаков) противника являлся порицаемой, но неоднократно практиковавшейся акцией, направленной на обрушение экономики противника. Например, с целью резко ослабить экономику России и критично подорвать ее финансовую основу, перед вторжением на территорию Российской империи, по высочайшему указанию императора Франции Наполеона I в 1805—1811 гг. были в срочном порядке изготовлены поддельные ассигнации Российской империи номиналом в 25, 50 и 100 руб. Во все времена в Российской империи наказание за фальшивомонетничество было очень строгим: «За подделку кредитныхъ би-летовъ виновные подвергаются лишешю всехъ правъ состоятя и ссылке въ каторжную работу».

Во второй половине XIX в. в Российской империи были проведены достаточно крупные и важные реформы, затронувшие практически все стороны общественной и государственной жизни [7, с. 68]. Вымученная, необходимая и долгожданная полная отмена крепостного права в России; введение четко выстроенного местного самоуправления на местах; тщательное и скрупулезное реформирование российской армии и всей судебной системы Российского государства; коренное изменение земельных отношений вызвали острую необходимость срочного проведения и реформы российской полиции. Реформа полицейских органов коснулась не только непосредственно структуры российской полиции, но и оказала значительное влияние на ее функции и работоспособность. Положения Указа императора Александра II от 8 июня 1860 г., передававшего предварительное следствие от полиции вновь созданным специальным судебным следствиям, было подтверждено Судебными уставами 20 ноября 1864 г.

В годы реформ полиция всегда надежно стояла на защите экономики России, о чем свидетельствует наша многовековая история [3, с. 22]. Раскрывая роль полиции России в обеспечении экономической безопасности нашего государства в XX в., отметим, что милиция (преемница полиции во времена СССР) также эффективно стояла на страже экономики нашей страны [9, с. 17]. Закрепление в российском законодательстве социалистической собственности в действующей Конституции Союза Советских Социалистических Республик (СССР) как экономической основы (базиса) советского

84

государства повлекло за этим проведение широчайшего комплекса специальных государственных мер. Данные меры были направлены на усиление ее эффективной и качественной охраны уголовно-правовыми и административными мерами. В составе ГУ (Главного управления) Рабоче-Крестьянской милиции НКВД СССР 16 марта 1937 г. был образован специальный силовой орган: ОБХСС — «Отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности». Интересно и то, что в Положении об отделе БХСС было записано, что «вышеназванный отдел создается для обеспечения эффективной борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях (учреждениях) государственной торговли, потребительской, промысловой и инвалидной кооперации, в заготовительных органах и сберкассах, а также для борьбы со спекуляцией во всех сферах торговли и быта советского общества СССР».

Подчеркнем и тот факт, что отделу БХСС были подчинены вновь организованные республиканские, краевые и областные подразделения БХСС. Во всех управлениях милиции союзных и автономных республик (краев, областей, крупных городов) были созданы отделы (отделения и группы) БХСС. Там, где самостоятельные группы БХСС не создавались, борьба с хищениями социалистической собственности возлагалась на уголовный розыск и милицию.

Прошли десятилетия, сменились поколения, но и в настоящее время современная полиция (после реформы милиции в 2011 г.) надежно защищает уголовно-правовыми средствами экономическую безопасность Российского государства. Качественная и эффективная борьба с преступностью в сфере экономики России актуальна всегда и везде на всех необходимых этапах развития нашей страны, независимо от различной складывающейся социальной, общественной и экономической обстановки. Экономические преступления затрагивают все виды экономической деятельности общества, отражаются в различных областях жизни нашего социума. Преступления, совершаемые в сфере российской экономики в период реформ, охватили как давно существующие структуры государственной (общественной) собственности, так и предприятия иных форм собственности — акционерные общества, частные предприятия, различного рода товарищества и т. д.

Раскрывая понятие «экономическая безопасность», ученые достаточно часто выводят его непосредственно из более общей категории «безопасность». Безопасность — это довольно сложное и весьма многогранное понятие, допускающее различные толкования (интерпретация, пояснения). Аристотель (философ Древней Греции) содержание безопасности сводил к проблеме самосохранения гражданина (инди-

видуума) и общества (социума). Он доказывал, что безопасность определяется как естественное чувство каждого гражданина, что сама природа-матушка вложила в каждое существо естественное и обыденное чувство любви к самому себе. Демокрит Абдерский (ученик Левкиппа) подразумевал под безопасностью возможность приспособления гражданина (индивидуума) к суровым условиям жизни и выживания наиболее приспособленных существ. По мнению Демокрита, именно так возник человек разумный, а причиной объединения граждан (индивидуумов) и создания самого общества была необходимость, т. е. нужда повышения эффективности степени защиты каждого гражданина. Непосредственно термин «безопасность» начал активно употребляться в XII в. н. э. и означал следующее: «...спокойное и стабильное состояние духа и тела человека, считавшего себя полностью защищенным от любой опасности».

В современных сложных экономических и политических условиях в нашем государстве необратимо ускорились процессы формирования региональных геополитических и экономических союзов, что обусловило необходимость эффективного обеспечения уголовно-правовой охраны полицией России экономической безопасности государственных территорий и их общественной и политической стабильности, национальной безопасности и территориальной целостности. Данные условия ставят перед Россией и ее регионами новые задачи качественного стратегического развития, связанные с особенностями обеспечения экономической безопасности и создания условий непрерывного и устойчивого развития.

Отметим, что «экономическая безопасность» является значимой и весомой частью более фундаментального понятия — «национальная безопасность». Уголовно-правовая охрана экономической безопасности государства — это сложный, многоступенчатый и относительно автономный сегмент экономической политики России, выступающий как базовое звено экономических отношений современного российского общества (социума). Основа стабильного функционирования любой страны мира — это обеспечение конституционного строя, территориальной целостности и национального единства посредством снижения количества угроз национальной безопасности, а также безусловное поддержание экономической стабильности государства. Реализация основных интересов России невозможна без ее устойчивого экономического развития, а следовательно, и уголовно-правовая охрана экономической безопасности нашего государства не может рассматриваться отдельно в отрыве от ее национальной безопасности. Считаем, что особенностью уголовно-правовой охраны экономиче-

ской безопасности России в современных условиях миропорядка будет являться механизм качественного экономико-правового обеспечения экономической безопасности нашей страны, составляющий фундамент и материальную основу национальной безопасности России. Уголовно-правовая охрана экономической безопасности государства — это комплексная характеристика (показатели) основных и важнейших параметров самого эффективного процесса развития экономической системы государственного образования, при которых полностью обеспечивается высокий уровень профилактики возникновения или полная ликвидация уже имеющихся угроз воспроизводству и использованию важнейших элементов ее потенциала.

Уголовно-правовая охрана экономической безопасности обеспечивает эффективную защиту всей экономической сферы жизнедеятельности субъекта, будь это страна в целом либо ее части: области, регионы, фирмы, предприятия, домохозяйства, отдельный гражданин и т. д. Считаем, что в условиях возникновения как внешних, так и внутренних угроз уголовно-правовая охрана экономической безопасности способна эффективно обеспечить российской экономике не только стабильное состояние, но и полное либо частичное выживание субъекта российской экономики. Уголовно-правовая охрана экономической безопасности в полной мере обеспечивает поддержание нормальных условий жизнедеятельности общества, стабильность пополнения для развития народного хозяйства России материальных ценностей и ресурсов. Экономическая безопасность, как категория экономической теории, имеет свой предмет и методы исследования, она неразрывно связана с такими экономическими понятиями, как «экономический рост» и «устойчивость экономической системы государства». В. А. Богомолов считает, что «экономическая безопасность государства» определяется как эффективный компонент антикризисного управления всей экономикой страны [4, с. 5].

Понятие «экономическая безопасность» всегда сохраняет как свое непосредственное разделение по источнику происхождения угроз и опасностей на внешние и внутренние угрозы, так и свою смысловую структурную нагрузку данного важного понятия как социального явления. Как социальное отношение безопасность всегда закрепляется уголовно-правовыми и поведенческими нормами (критериями). Государство, являясь более устойчивой формой общественного договора, является главным носителем этой важной социальной функции и основным субъектом обеспечения безопасности1.

1 О безопасности: федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2; О противодействии коррупции: федер. закон

Уголовно-правовая охрана экономической безопасности страны определяется через такое качественное состояние субъекта хозяйствования экономики, при котором в сложнейших условиях разрушающего воздействия со стороны внутренних и внешних факторов, рисков и угроз (опасностей) они либо полностью уничтожаются, либо ликвидируют такое отрицательное воздействие, обеспечивая тем самым постоянную защищенность уголовно-правовых, социальных, экономических и многих других интересов субъекта, постоянность и экономическое развитие данного субъекта. Глобальный характер мировых экономических отношений, нарастание рисков и угроз конфликтов в процессе социально-экономических преобразований вызвали и острейшую необходимость введения термина «экономическая безопасность» в самый активный оборот мировой экономической науки во второй половине ХХ в. Ученый Л. И. Абалкин акцентировал внимание на составляющие понятия «экономическая безопасность» и рассматривал ее «как совокупность условий и факторов, обеспечивающих эффективность национальной экономики России, ее устойчивость, стабильность и способность к непрерывному (постоянному) обновлению и самосовершенствованию» [1, с. 5]. Ученые А. Городецкий, А. Архипов и Б. Михайлов считали, что «экономическая безопасность — это способность экономики обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях» [2, с. 36].

Позднее появились более многосторонние и сложные исследования ученых (под руководством профессора В. К. Сенчагова) проблемы экономической безопасности государства, из которых следовало, что эффективное обеспечение экономической безопасности страны требует создания качественных, специальных механизмов: уголовно-правовых, экономических и организационных механизмов как на макро, так и на микроуровнях всей системы [10, с. 11]. Скрупулезно изучая нормативные правовые акты, мы ясно видим, что в реальности понятие «экономическая безопасность» всегда определялось через состояние полной защищенности экономических интересов индивидуума, социума и страны от внешних и внутренних угроз и рисков, основанное на эффективной конкурентоспособности и независимости страны.

Суммируя все результаты подходов к исследованию уголовно-правовой охраны экономи-

от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6228; О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212; О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // СЗ РФ. 2017.

86

ческой безопасности, необходимо выделить некоторые особенности данного явления:

а) уголовно-правовая охрана экономической безопасности — это сложная и многогранная характеристика, отсутствие которой ставит хозяйственную жизнь субъекта перед угрозой лишения целостности и самостоятельности, а порой и самого существования субъекта;

б) потребность в уголовно-правовой охране экономической безопасности является одной из важнейших и основополагающих потребностей существования хозяйствующего субъекта — начиная с гражданина и заканчивая государством;

в) риски и угрозы проявления негативного системного процесса уничтожения экономической безопасности России несут непоправимый и огромный вред деятельности любого хозяйствующего субъекта. Всем рискам и угрозам должны соответствовать адекватные инструменты противодействия, способные эффективно обеспечить уголовно-правовую охрану экономической безопасности;

г) строго определенный и системный характер уголовно-правовой охраны экономической безопасности, постоянная необходимость эффективно обеспечивать качественный динамический баланс между формами и видами ее разрушения и инструментами ее эффективного обеспечения обусловливают скрупулезное применение необходимого воспроизводственного подхода к изучению и исследованию данного понятия.

В самом широком смысле под «уголовно-правовой охраной экономической безопасности государства» понимают (подразумевают) такое «состояние национальной экономики страны, которое характеризуется ее устойчивостью, способностью эффективно противодействовать воздействию внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни общества и тем самым вызывающим повышенную напряженность в социуме, а также возможную угрозу самому существованию государства и его граждан» [5, с. 19].

Из этого следует, что в настоящее время возможно существование нескольких основных концептуальных подходов к разработке обоснованного и выверенного понятия «уголовно-правовая охрана экономической безопасности государства». Во-первых, это разработка на законодательном уровне определения «уголовно-правовая охрана экономической безопасности государства» применительно к неприкосновенности всех существующих видов собственности, составляющей важнейшую основу экономической деятельности данных хозяйствующих субъектов России, с включением его, например, в Федеральный закон «О безопасности», либо качественная проработка, апробирование и принятие нового важного нормативного пра-

вового акта, например закона РФ «Об уголовно-правовой охране экономической безопасности Российской Федерации». Во-вторых, это основательная разработка понятия «уголовно-правовая охрана экономической безопасности государства» применительно к экономической деятельности страны как к процессу по достижению заранее заданного положительного результата, его полной независимости и стабильности от постороннего отрицательного вмешательства, неуязвимости (целостности) экономической деятельности от различного рода политических, внешнеэкономических, природных и военных факторов, а также внутренних факторов: коррупционного давления, административного принуждения, а кроме того, и от негативной экономической ситуации.

Из этого следует, что теневая (незаконная) экономическая деятельность должна в корне пресекаться в рамках законодательства любого государства. Для повышения стабильности экономики России, придания ей высокой и надежной степени экономической безопасности необходимо постепенное приведение всех основных макроэкономических показателей экономики в границы их пороговых значений — данные значения необходимо строго соблюдать, не допуская их превышения. Обозначенные пороговые значения каждого макроэкономического показателя экономики должны быть сформированы не в ущерб другому показателю, так как может нарушиться хрупкий баланс, и система может дать системный сбой.

Считаем, что основным критерием уголовно-правовой охраны полицией России экономической безопасности любого государства служит проводимая властями данного государства уголовно-правовая охрана экономической политики, разработка стратегии национальной экономики страны, уровень доверия к ней как общества, так и хозяйствующих субъектов.

Проводимая уголовно-правовая охрана экономической политики государства характеризуется единой системой индикаторов устойчивого и эффективного развития, отражающих как отдельные, так и общие части этой сложнейшей проблемы. В самих критериях экономической безопасности заключается оценка состояния экономики государства с позиции происходящих в ней процессов, отражающих ее сущность и ее качественные характеристики. Такими критериями служат: а) ресурсный потенциал страны с позиции его дальнейшего развития и уровень его эффективного использования; б) качественность использования капитала, а также трудовых ресурсов современного общества; в) конкурентоспособность экономики страны в целом; г) обеспечение со стороны государства целостности и единства экономиче-

ского пространства на всей его огромной территории; д) суверенитет страны и развитие права в государстве; е) способность противостоять возникающим внешним и внутренним угрозам.

В заключение хотелось бы подвести некоторые важные для нас итоги. Прежде всего, вопрос обеспечения эффективной уголовно-правовой охраны полицией России экономической безопасности Российского государства является важной функцией, которая, в свою очередь, будет служить соответствующей гарантией стабильности и прогрессивного развития России. Являясь важнейшей частью национальной безопасности России, экономическая безопасность — залог успешной обороноспособности, жизнедеятельности общества, поддержания со-

циальной справедливости, спокойствия и мира в обществе, защита от различного рода бедствий и техногенных катастроф. С данной целью в России разрабатывается и утверждается своя скрупулезно выверенная система правовых норм [8, с. 72], качественно регулирующих правоотношения в сфере защищенности всех объектов безопасности, с помощью которых регулируются общественные отношения в сфере безопасности и управления, формируются органы государственной власти, способные осуществлять государственный надзор и контроль в сфере обеспечения безопасности, в том числе ив области эффективной уголовно-правовой охраны полицией России экономической безопасности Российского государства.

Список литературы:

References:

1. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.

2. Архипов А., Городецкий А, Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12.

3. Ахмедов Ч. Н. История становления и законодательное оформление деятельности фабрично-заводской полиции в конце XIX — начале XX века // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 2 (74).

4. Богомолов В.А. Экономическая безопасность. М., 2017.

5. Егоршин В. М. Экономическая безопасность и безопасность современной России: авто-реф. дис. ... д-ра. юрид. наук. М., 2000.

6. Рыжов Д. В. Судебная реформа Петра I в законодательстве Российской империи начала XIII века // Юристъ-Правоведъ. 2017. № 3 (82).

7. Скипский Г. А, Михеева С. Н. Коррупция в полиции как фактор крушения Российской империи // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2018. № 1.

8. Третьяков В. И., Стрилец О. В. Система наказаний в российском уголовном законодательстве с позиции международных стандартов: история и современность // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2017. № 3 (42).

9. Шатилов С. П., Шатилова О. А, Ермаков Е. Г. Деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступлениями, связанными с продовольственными и промышленными карточками, в годы Великой Отечественной войны // Алтайский юридический вестник. 2017. № 2 (18).

10. Экономическая безопасность: производство — финансы — банки / под ред. В. К. Сенчагова. М., 1998.

2.

3.

1. Abalkin L. I. Ehkonomicheskaya bezopas-nost' Rossii: ugrozy i ih otrazhenie // Voprosy ehkonomiki. 1994. № 12. Arhipov A, Gorodeckij A, Mihajlov B. Ehkonomicheskaya bezopasnost': ocenki, problemy, sposoby obespecheniya // Voprosy ehkonomiki. 1994. № 12.

Ahmedov Ch. N. Istoriya stanovleniya i zakonodatel'noe oformlenie deyatel'nosti fabrichno-zavodskoj policii v konce XIX - nachale XX veka // Vestnik of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia. 2017. № 2 (74).

4. Bogomolov V. A. Ehkonomicheskaya bezopasnost'. M., 2017.

5. Egorshin V. M. Ehkonomicheskaya bezopasnost' i bezopasnost' sovremennoj Rossii: avtoref. dis. ... d-ra. yurid. nauk. M., 2000.

6. Ryzhov D. V. Sudebnaya reforma Petra I v zakonodatel'stve Rossijskoj imperii nachala XIII veka // Jurist-Pravoved. 2017. № 3 (82).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Skipskij G. A, Miheeva S. N. Korrupciya v policii kak faktor krusheniya Rossijskoj imperii // Bulletin of the Ural Law Institute of the MIA of Russia. 2018. № 1.

8. Tret'yakov V. I., Strilec O. V. Sistema nakaza-nij v rossijskom ugolovnom zakonodatel'stve s pozicii mezhdunarodnyh standartov: istoriya i sovremennost' // Vestnik of Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2017. № 3 (42).

9. Shatilov S. P., Shatilova O. A, Ermak-ov E. G. Deyatel'nost' pravoohranitel'nyh or-ganov po bor'be s prestupleniyami, svyazannymi s prodovol'stvennymi i promyshlennymi kartochka-mi, v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Altai Law Journal. 2017. № 2 (18).

10. Ehkonomicheskaya bezopasnost': proizvodst-vo — finansy — banki / pod red. V. K. Senchago-va. M., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.