Особенности экономической безопасности российского государства на современном этапе: новые понятия, новые подходы
В. Ф. ГАПОНЕНКО,
доктор экономических наук, профессор (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации)
E-mail: profgaponenko@gmail.com
В. И. ДОЛИНКО,
начальник редакционно-издательского отдела (Академия управления МВД России) E-mail: Dol271@yandex.ru
The Features of the Economic Security of the Russian State at the Present Stage: the New Concepts, New Approaches
V. F. GAPONENKO,
Doctor of Economics, Professor (Financial University under the Government of the Russian Federation)
V. I. DOLINKO,
Head of the Publishing Editorial Department (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)
В статье рассматриваются особенности экономической безопасности российского государства в современных условиях с учетом новых понятий и новых подходов. Обосновывается положением о том, что особенностью экономической безопасности государства в современных условиях будет являться механизм экономико-правового обеспечения экономической безопасности, составляющий фундамент и материальную основу национальной безопасности.
Экономическая безопасность, национальная безопасность, угрозы экономической и национальной безопасности, экономический рост, устойчивость социально-экономической системы, экономические отношения, критерии экономической безопасности.
УДК 338.355.41
The article considers the features of the economic security of the Russian state in modern conditions, taking into account new concepts and new approaches. It is substantiated by the provision that the economic security feature of the state in modern conditions will be mechanism of the economic and legal support of the economic security, which forms foundation and the material basis of the national security.
Economic security, national security, threats to the economic and national security, economic growth, sustain-ability of the social economic system, economic relations, criteria of economic security.
В непростых современных условиях нашей действительности, в свете различного рода введенных странами Запада и США санкций против России, резко усилились сложнейшие процессы мировой глобализации и их влияние на национальные социально-эко-
номические и политические системы. В этих сложных экономических и политических условиях в нашей стране стремительно и необратимо ускорились процессы формирования региональных геополитических и экономических интеграционных союзов, что обуслови-
ло необходимость эффективного обеспечения экономической безопасности территорий и их общественно-политической стабильности, территориальной целостности и национальной безопасности. Несмотря на указанные факторы, в современной России и ее 85 регионах продолжаются стремительные процессы радикальных преобразований общественной, политической, экономической и социальной систем, что в ряде случаев сопровождается различным (неравномерным) развитием отдельных регионов России и негативными кризисными явлениями. Данные условия ставят перед нашей страной и ее различными регионами новые задачи эффективного стратегического развития, связанные с особенностями обеспечения экономической безопасности [9] и создания условий непрерывного, качественного и устойчивого развития.
Подчеркнем, что «экономическая безопасность» является значимой и весомой частью более фундаментального и широкого понятия — «национальная безопасность». Экономическая безопасность — это достаточно сложный, многоступенчатый, самостоятельный и относительно автономный сегмент экономической политики государства, выступающий как значимое и базовое звено экономических отношений, складывающихся в современном российском обществе. В основе нормального функционирования любого государства мира — обеспечение стабильности конституционного строя страны, территориальной целостности и национального единства государства посредством постепенного снижения, в том числе и количества угроз национальной безопасности, безусловное поддержание, прежде всего, наряду с политической и социальной составляющими — экономической стабильности страны. Реализация основных, важнейших и жизнеутверждающих интересов страны (России) невозможна без ее устойчивого и качественного экономического развития, а, следовательно, и особенность экономической безопасности России не может рассматриваться отдельно в отрыве от ее национальной безопасности. Мы считаем, что в данном случае не вызывает сомнения, что особенностью экономической безопасности России в современных условиях миропорядка будет являться механизм эффективного экономико-правового обеспечения экономической безопасности нашего государства, составляющий основательный и качественный фундамент и стабильную материальную основу национальной безопасности Российской Федерации [8]. Рассуждая о независимости любой страны мира, стабильности ее суверенитета и целостности, выраженной
в самостоятельности проведения национальной и экономической политики, невозможно на сто процентов гарантировать ее процветание, развитие и взаимовыгодное сосуществование со всем «мировым хозяйством» нашей планеты Земля. Из этого следует, что экономическая безопасность — это основательная, комплексная и качественная характеристика основных (важнейших) параметров процесса развития экономической системы государства, при которых обеспечивается высокий уровень предупреждения возникновения, либо нивелирование (ликвидация) уже возникших (действующих) угроз эффективному и качественному воспроизводству и использованию основных (важнейших) элементов ее потенциала.
Если рассматривать этот термин более пристально и основательно, нельзя не заметить, что «экономическая безопасность» обеспечивает защиту всей экономической сферы жизнедеятельности любого (каждого) субъекта, будь это страна в целом, либо ее части (субъекты): область, регион, фирма, предприятие, домохозяйство (семья), отдельная личность (гражданин) и др.
Мы считаем, что в условиях возникновения как внешних угроз, так и внутренних угроз, а также иных сложно прогнозируемых факторов (явлений), «экономическая безопасность» способна обеспечить российской экономике не только стабильное и устойчивое состояние, но и при необходимости полное либо частичное выживание субъекта экономики.
Являясь одной из важнейших, прежде всего качественной характеристикой любой экономической системы страны, экономическая безопасность в полной мере обеспечивает поддержание нормальных (оптимальных) условий жизнедеятельности населения и государства, устойчивость и стабильность пополнения для развития народного хозяйства страны ресурсов и материальных ценностей. Как категория экономической теории, экономическая безопасность, конечно же, имеет свой предмет и методы исследования, она тесно и неразрывно связана с такими экономическими понятиями, как «экономический рост», «устойчивость социальной системы» и «устойчивость экономической системы».
Ученый Богомолов В. А. пишет, что «экономическая безопасность» определяется как качественный компонент антикризисного управления всей экономикой государства [7]. Являясь одним из частных случаев безопасности, понятие «экономическая безопасность» сохраняет как свое разделение по источнику происхождения опасностей и угроз на внутренние и внеш-
ние, так и свою смысловую нагрузку данного понятия, как качественного социального явления в целом. Если пристально рассматривать основные смысловые значения экономической безопасности, то возможно определить ее как необходимую потребность и интерес к чему-нибудь. Если потребность носит свой объективный характер, обладая некоторой степенью уязвимости, несмотря на объем имеющихся ресурсов (материальных ценностей), а ее главное (основное) отличие от других потребностей заключается именно в невозможности полнейшего удовлетворения, тогда как интерес всегда выражается в понимании (в полном осознании) потребности своей полной безопасности. Как социальное отношение сама безопасность закрепляется правовыми и поведенческими нормами. Государство (страна), являясь высшей и более устойчивой формой общественного договора, является главнейшим носителем этой важнейшей социальной функции и основным (приоритетным) субъектом обеспечения безопасности [1, 2, 3, 4]. Раскрывая понятие «безопасность», экономическая безопасность определяется через такое качественное состояние субъекта хозяйствования, при котором в условиях негативного (отрицательного) и разрушающего воздействия со стороны внешних (внутренних) факторов, угроз и опасностей они либо полностью нивелируются (предотвращаются), либо минимизируют (нейтрализуют, ликвидируют) такое негативное воздействие, обеспечивая тем самым стабильную защищенность социальных и экономических интересов субъекта, стабильность и экономическое развитие этого субъекта.
Острейший экономический кризис в 20— 30-е гг. XX в. спровоцировал и обосновал необходимость серьезных научных исследований экономической безопасности с целью выработки эффективных мер реагирования на угрозы такого крупного масштаба в рамках всей национальной экономики нашей планеты. «Великая депрессия» наиболее сильно затронула США, Канаду, Великобританию, Германию и Францию, но ощущалась и в других государствах мира. В наибольшей степени пострадали крупные промышленные города, в ряде стран мира практически прекратилось строительство. Из-за сокращения спроса цены на сельскохозяйственную продукцию (зерно, молоко и др.) упали на 40—60 %.
В 50-60-х гг. ХХ в., когда возросли и усилились экологические проблемы во всем мире, произошло резкое обострение противоречий между богатыми и бедными, экономическая безопасность оказалась в самом центре внима-
ния ученых и исследователей, объединенных в составе Римского клуба (Д. Мидоуз, А. Печ-чеи, М. Месарович, и другие). В 60-70-е гг. ХХ в. термин «экономическая безопасность» стал рассматриваться всеми учеными и экономистами как важнейшая составляющая национальной безопасности.
Основополагающий и глобальный характер мировых экономических отношений, переход к стремительному и инновационному типу воспроизводства, нарастание (накопление) рисков (угроз) и предпосылок конфликтов в процессе интенсификации социально-экономических преобразований вызвал острейшую необходимость введения термина «экономической безопасность» в самый активный оборот мировой экономической науки во второй половине ХХ в. (60-80-е гг.).
В нашей стране проблема обеспечения экономической безопасности России начинает целенаправленно и активно подниматься в 80— 90-е гг. (когда в 1985 г. началась перестройка), после развала СССР и перехода Российской Федерации на новые рельсы общественный и экономических отношений. В это нелегкое время начинают проводиться исследования, появляются публикации известных ученых: В. К. Сенчагова, А. М. Страхова, Л. И. Абалкина, А. Е. Городецкого и др. Академик Л. И. Абалкин акцентировал внимание на составляющие понятия «экономическая безопасность» и рассматривал ее «как совокупность условий и факторов, обеспечивающих эффективность национальной экономики России, ее устойчивость, стабильность и способность к непрерывному (постоянному) обновлению и самосовершенствованию» [5]. Ученые А. Архипов, А. Городецкий и Б. Михайлов считали, что «экономическая безопасность — это способность экономики обеспечить эффективное и качественное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях» [6]. Затем в печати появились более сложные, развернутые и многосторонние исследования ученых проблемы экономической безопасности (под руководством профессора В. К. Сенчагова), из которых следовало, что обеспечение экономической безопасности требует создания специальных, скрупулезно выверенных механизмов: экономических, правовых и организационных механизмов (как на макро, так и на микроуровнях всей системы) [13].
Профессор В. К. Сенчагов само понятие «экономическая безопасность» определяет как такое «состояние экономики страны и институтов власти государства, при котором обе-
спечивается гарантированная (полная) защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал, даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних факторов [11]. По мнению А. И. Страхова, «экономическая безопасность — это состояние народно-хозяйственного комплекса государства, которое, во-первых, позволяет добиться качественного, устойчивого и эффективного экономического развития страны, достаточного для формирования необходимой обороноспособности, своевременного и прогрессивного технологического перевооружения хозяйствующих субъектов, охраны окружающей природной среды. Во-вторых, обеспечивает рациональную занятость населения, реализацию потребностей людей (индивидуумов) в образовании (в том числе и в высшем) и повышении квалификации, сохранения здоровья нации (общества), благосостояния людей, решения всего комплекса социально-культурных и бытовых проблем [12]. Всемирный институт экономического анализа предлагает под «экономической безопасностью страны» понимать такое сочетание политических, экономических и правовых условий, которые обеспечивают эффективное и устойчивое по времени (в длительной перспективе) производство максимального количества полезных экономических ресурсов (материальных ценностей) на душу населения государства наиболее эффективным и удобным способом. Изучая нормативно-правовые акты, мы видим, что понятие «экономическая безопасность» определялось через состояние защищенности экономических интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, основанное на независимости, эффективности и конкурентоспособности страны. Позднее (в 2000-х гг.) появились еще более конкретные и глубокие исследования проблем экономической безопасности применительно к отдельным отраслям экономики страны и субъектам общества (социума).
В научном мире появилась позиция, согласно которой «экономическая безопасность» рассматривалась как единая и целостная система, состоящая из отдельных составляющих элементов, включенных в государственные, региональные и муниципальные программы: финансовая безопасность, производственная безопасность, технологическая безопасность, инфляционная безопасность, валютная и таможенная безопасность, экономическая безопасность муниципального образования и управляемость экономики в целом и по субъектам в частности.
Обобщая все результаты подходов к исследованию экономической безопасности, мы выделяем некоторые особенности данного явления:
а) экономическая безопасность — это сложная и важная системная характеристика, отсутствие которой ставит хозяйственную жизнь субъекта перед угрозой лишения целостности, самодостаточности и самостоятельности, а порой и самого существования;
б) потребность в безопасности является одной из важнейших и основополагающих потребностей существования хозяйствующего субъекта (на любом уровне) — начиная с гражданина (индивида) и заканчивая страной (государством). Неполное удовлетворение данной потребности способствует выдворению данного хозяйствующего субъекта за рамки эффективного и устойчивого участия в общественно-хозяйственной жизни любого общества;
в) все виды и формы (риски, угрозы, конфликты т. д.) проявления системного процесса разрушения экономической безопасности всегда несут непоправимый вред деятельности хозяйствующего субъекта (субъектам). Данным видам и формам должны соответствовать адекватные (соответствующие) инструменты противодействия, способные эффективно обеспечить экономическую безопасность в целом и по отдельным направлениям в частности;
г) некоторые проблемы обеспечения экономической безопасности присущи каждой экономической системе и всегда носят характер универсальности ввиду стойкой ее неопределенности (изменчивости) и многообразия;
д) строго определенный и системный характер экономической безопасности, постоянная необходимость обеспечивать динамический баланс между формами ее разрушения и инструментами ее качественного обеспечения, а также фундаментальный характер потребности в экономической безопасности для любого хозяйствующего субъекта (субъектов) обусловливают применение воспроизводственного подхода к исследованию данного сложного и важнейшего явления нашей действительности.
В самом широком и распространенном смысле под «экономической безопасностью» понимают такое «состояние национальной экономики государства (страны, региона, субъекта и т. д.), которое характеризуется ее устойчивостью, способностью эффективно противодействовать воздействию внешних и внутренних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения (общества) и тем самым вызывающим повышенную напряженность в со-
циуме (обществе), а также возможную угрозу самому существованию государства и его граждан» [10].
В узком смысле понятие «экономическая безопасность», как нам представляется, нельзя рассматривать вне зависимости от реальных (настоящих) и наиболее вероятных будущих угроз ее жизнеспособности и устойчивости в условиях современного рынка, жесточайшей конкуренции (как внешней, так и внутренней).
Из этого следует, что в настоящее время возможно существование 2-х основных концептуальных подходов к разработке обоснованного и выверенного понятия «экономическая безопасность». Во-первых, — это разработка на законодательном уровне определения «экономическая безопасность» применительно к неприкосновенности всех видов собственности (в том числе и хозяйствующих субъектов), составляющей основу экономической деятельности данных хозяйствующих субъектов, с включением его, например, в Федеральный закон РФ «О безопасности», либо качественная разработка и принятие нового нормативного акта, например, Федерального закона РФ «Об экономической безопасности в Российской Федерации».
Во-вторых, — это основательная разработка понятия «экономическая безопасность» применительно к экономической деятельности, как к процессу по достижению определенного, заранее заданного положительного результата, его полной стабильности и независимости от постороннего нежелательного вмешательства, неуязвимости экономической деятельности от различного рода политических, внешнеэкономических, природных (землетрясения, наводнения, цунами, природные пожары и т. д.) и военных факторов, а также внутренних факторов: коррупционного давления, административного принуждения и шантажа, а, кроме того, и от негативной экономической ситуации, диктующей хозяйствующим субъектам свои теневые «правила игры». Как мы видим, из этого следует, что не всякая экономическая деятельность, направленная на получение заранее определенного результата (получение прибыли, дивидендов), должна иметь государственные гарантии, правовую защиту и поддержку. Напротив, теневая (незаконная, нелегальная и преступная) экономическая деятельность должны в корне пресекаться в рамках отраслевого законодательства любого государства во всем мире.
Критические и систематические сбои в механизме организации государственной власти в нашей стране; криминализация российского общества; рост организованной преступности
(в том числе и киберпреступности); угроза разрастающегося терроризма (сложнейшая борьба с ИГИЛ (запрещена в РФ) в Сирии и т. д.); резкое осложнение международных отношений, вызванных присоединением Крыма к России; спорные вопросы по Курилам с Японией; режим тяжелейших экономических санкций со стороны стран Евросоюза, США, Канады, Японии и ряда других стран против России, — все это приводит к возращению старых и появлению новых внутренних и внешних угроз как национальной безопасности России, так и экономической безопасности Российской Федерации.
В связи с вышесказанным для повышения стабильности российской экономики, придания ей высокой степени экономической безопасности необходимо постепенное и качественное приведение всех основных макроэкономических показателей в России в границы их пороговых значений — эти значения необходимо строго соблюдать и не превышать. При этом данные пороговые значения каждого макроэкономического показателя должны быть сформированы не в ущерб другому показателю, т. к. может нарушиться хрупкий баланс.
Мы считаем, что основным критерием экономической безопасности любого государства (страны, региона) служит проводимая властями данной страны экономическая политика, качественная разработка и следование определенной стратегии национальной экономики государства, уровень доверия к ней как со стороны населения (общества) и хозяйствующих субъектов, так и организаций международного бизнеса (корпораций).
Данный критерий (проводимая экономическая политика государства) характеризуется целостной системой индикаторов устойчивого развития, отражающих как отдельные, так и общие части этой сложнейшей проблемы. В самих критериях экономической безопасности заключается оценка состояния экономики страны с позиции происходящих (протекающих) в ней процессов, отражающие ее сущность и ее качественные характеристики. Такими критериями служат: а) ресурсный потенциал государства с позиции его развития и уровень его использования; б) эффективность использования капитала и трудовых ресурсов общества; в) конкурентоспособность экономики страны в целом; г) обеспечение со стороны государства целостности экономического пространства на всей его территории; д) суверенитет страны; е) способность противостоять возникающим внешним угрозам; ё) социальная стабильность в государстве, а также создание таких условий, которые будут способствовать предотвращению и разре-
шению возникших конфликтов и сложнейших ситуаций.
Подводя итоги, подчеркнем, что проведенный нами анализ нормативно-правовой базы позволил нам при данном исследовании выделить нижеперечисленные критерии экономической безопасности в России: а) функционирование национальной экономики в режиме расширенного воспроизводства; б) импортоза-висимость национальной экономики от стратегически важных видов продукции и продовольствия, организация производства которых должна быть обеспечена в стране; в) состояние внешнего и внутреннего долга государства и способность его снижения (ликвидации); г) наличие в национальной экономике необходимого стратегического сырья и эффективность государственного контроля за его обращением как внутри государства, так и возможного вывоза за его пределы (за рубеж); д) качественный уровень социального состояния общества (социума), включающий показатели бедности, имущественного расслоения населения и безработицы, угрожающие стабильности общества; е) стабильная устойчивость финансовой системы страны; ё) устойчивая внешнеторговая деятельность государства (региона, бассейна); ж) уровень доступности населения страны к объектам образования (культуры), медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и средств коммуникации (массовых видов связи), а также жилья и коммунальных услуг; з) поддержание на достаточно высоком уровне научного потенциала страны, сохранение отечественных научных школ, финансирование и поддержка со стороны государства объектов науки и образования; и) достаточный (необходимый) уровень регулирования государством существующих текущих экономических процессов, цель которых состоит в том, чтобы обеспечить доступные условия эффективного функционирования рыночной экономики на всей территории государства в целом и отдельных регионов в частности (различия в развитии регионов).
В заключение хотелось бы подвести некоторые важные для нас итоги. Прежде всего, вопрос обеспечения эффективной экономической
безопасности государства (страны) в целом и отдельных его регионов (субъектов) в частности является важнейшей функцией любого государства (страны), которая, в свою очередь, будет служить соответствующей гарантией стабильности, независимости и прогрессивного развития. Являясь важной частью национальной безопасности, экономическая безопасность является залогом успешной обороноспособности, поддержания социальной справедливости и мира в обществе (социуме), защитой от экологических бедствий и техногенных катастроф (аварий и т. д.). С этой целью в каждом государстве (стране, регионе), не исключая и Россию, разрабатывается и утверждается своя продуманная и выверенная система правовых норм, эффективно регулирующих правоотношения в сфере защищенности всех объектов безопасности, с помощью которых качественно регулируются общественные отношения в сфере безопасности и управления этой областью, скрупулезно и тщательно формируются органы государственной власти общей и специальной компетенции, способные не только эффективно управлять, но и осуществлять государственный надзор и контроль в сфере обеспечения безопасности (в том числе и экономической безопасности).
Из этого следует, что оценка общего состояния экономической безопасности производится на основе анализа характеристик внешних и внутренних угроз как совокупности важнейших условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности (индивидуума), общества (социума) и государства; определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства (страны, региона).
Вышесказанные факторы устанавливаются и регулируются с помощью единой и целостной системы отобранных критериев и параметров, которые характеризуют весь полный спектр национальных интересов государства в сфере экономики и которые полностью отвечают установленным повышенным требованиям экономической безопасности как всего государства (страны, региона), так и отдельного его субъекта (субъектов).
Список литературы:
1. О безопасности: федер. закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1. Ст. 2.
2. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 // Собр.
законодательства Рос. Федерации. 2008. № 52 (ч. I). Ст. 6228. 3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собр. за-
конодательства Рос. Федерации. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
4. О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017.
5. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.
6. Архипов А., Городецкий А, Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 1994. № 12.
7. Богомолов В. А. Экономическая безопасность. М., 2017.
8. Долинко В. И. Анализ рисков и угроз в системе материально-технического снабжения органов внутренних дел Российской Феде-
рации в особых условиях и методы их снижения // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22).
9. Долинко В. И. Комплекс мер по обеспечению экономической безопасности тыла органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 4 (40).
10. Егоршин В. М. Экономическая безопасность и безопасность современной России: авто-реф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2000.
11. Сенчагов В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 1995. № 4.
12. Страхов А. И. Экономическая безопасность // ЭКО. 1998. № 37.
13. Экономическая безопасность: Производство — Финансы — Банки / под ред. В. К. Сенчагова. М.: ЗАО «Финстатин-форм», 1998.