Н.И. Махонько, К.А. Акопян
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N.I. Makhonko, K.A. Akopyan
THE CONCEPT AND BASIC PRINCIPLES OF ENVIRONMENTAL POLICY THE RUSSIAN FEDERATION
«Приоритетной основой экономического интереса человека и управленческих структур (общины, общности, государства, международного сообщества) являлись и являются природные объекты, природные ресурсы»1.
Обеспечение права граждан на благоприятную окружающую среду, формирование эколого-правового статуса индивида и соблюдение баланса интересов членов социума и государства в этой связи выступают базовыми элементами построения успешного развитого общества.
В настоящее время экологическое законодательство активно и динамично развивается, однако данный процесс сложно назвать по-настоящему эффективным. По мнению Ю.А. Тихомирова, сужено понимание границ данной отрасли, в связи с чем не всегда точен выбор действенных механизмов реализации эколого-правовых приоритетов. Он отмечает, что «применительно к сфере охраны окружающей среды исключительно важно повышение эффективности правоприменения, поскольку коэффициент полезного действия эколого-правового регулятора во многом зависит от качества реализации субъектами экологического права правовых предписаний»2.
Перспективой современного этапа социально-экономического развития страны является создание «зеленой» экономики. Основные инструменты, которые должны применяться государством в условиях «зеленой» экономики: введение налогов на то, что вредит окружающей среде; государственная закупочная политика, поощряющая формирование «зеленых» предприятий и рынков; реформирование систем «экологического» налогообложения на основе главным образом опыта европейских стран; использование государственных инвестиций в устойчивую инфраструктуру (включая общественный транспорт, возобновляемые источники энергии или переоснащение имеющихся объектов инфраструктуры и зданий в целях повышения энергоэффективности) и природного капитала в целях восстановления, поддержания и, где это возможно, увеличения объема природного капитала3.
Осознание актуальности «зеленых» аспектов современной экономики начинает отражаться в документах главным образом программного, стратегического характера. В апреле 2012 г. были приняты «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года»
© Махонько Николай Иванович, 2013
Доктор медицинских наук, профессор кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия). © Акопян Карине Анушавановна, 2013
Аспирант кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая 184 академия).
Н.И. Махонько, К.А. Акопян
• Понятие и основные принципы экологической политики Российской Федерации
(далее — Основы). «Этот документ является закрепленной на федеральном уровне методологической базой, нацеленной на преодоление глобальных экологических проблем, связанных с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, затрагивающими интересы Российской Федерации и ее граждан»4.
Применительно к настоящей статье экологическая политика государства означает систему общих целей и принципов деятельности по отношению к окружающей среде, включая принятие обязательств по непрерывному улучшению и восстановлению ее качества и обеспечению соответствия нормативным требованиям.
Необходимо отметить, что принятие данного программного документа обусловлено не столько внутренними процессами развития правового поля страны, сколько макротенденцией создания векторных, декларативных актов. В этой связи можно обозначить следующие виды экологической политики: 1) глобальная; 2) государственная; 3) региональная; 4) локальная; 5) организации.
Экологическая политика каждого уровня определяет рамки постановки и пересмотра экологических целей и экологических задач в объеме региона действия соответственно.
Использование природных ресурсов и охрана окружающей среды основываются на различных принципах и положениях законодательства, касающихся устойчивого развития, сочетания рационального использования и охраны природных ресурсов, разграничения функций управления в области использования и охраны природных ресурсов и функций их хозяйственного использования.
Основы определяют принципы государственной политики в области экологи- ш ческого развития, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и н любая иная деятельность в России, способная оказать воздействие на окружаю- С
а
щую человека природную среду: соблюдение права человека на благоприятную т
о
окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой эконо- к
о
мической и иной деятельности; обязательность оценки намечаемого воздействия о' на окружающую среду при принятии решений об осуществлении экономической | и иной деятельности. о
В Основах нашел отражение наибольший спектр мер экономического харак- 1
о
тера, призванных решать задачи обеспечения экологически ориентированного Ю
роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных и
технологий (пп. 7, 9): к
1) установление платы за негативное воздействие на окружающую среду с а учетом затрат, связанных с осуществлением природоохранных мероприятий; Л
2) стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической | модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих • территорий; §3
3) осуществление поддержки технологической модернизации, обеспечиваю- • щей уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, неистощи- § тельное использование возобновляемых и рациональное использование невоз-обновляемых природных ресурсов;
4) обеспечение преимущества (при прочих равных условиях) при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд товарам, работам, услугам, отвечающим установленным экологическим требованиям. 185
Несмотря на относительно недавнее принятие Основ, к их положениям уже апеллируют представители общественности, судебные акты (например, Определение Верховного Суда РФ от 12 сентября 2012 г. № 14-АПГ12-4).
Действительно, Основы содержат большое количество четко обозначенных направлений по совершенствованию законодательства, правоприменительной практики, прямо названо негативное состояние окружающей природной среды в России, но в то же время с их принятием нельзя ожидать существенного изменения экологической ситуации в стране, реальной активности исполнительных структур. В этой связи уместно привести мнение А.Л. Бажайкина: «Принципы охраны окружающей среды в Российской Федерации — это исторически «руководящие идеи», что снижает эффективность их реализации»5.
К сожалению, определив понятие и принципы государственной экологической политики в Российской Федерации, обратившись к последним сообщениям и действиям международных экологических кампаний, мы можем с определенной уверенностью констатировать только одно — природа и человек по-прежнему говорят на разных языках.
1 Бажайкин А.Л. Принципы охраны окружающей среды — как основополагающие идеи (руководящие положения) экологического права и законодательства, государственной экологической политики // Экологическое право. 2012. № 1. С. 16.
2 Хлуденева Н.И., Цуранова А.И. Государственная экологическая политика и право // Журнал российского права. 2011. № 11. С. 128-129.
3 См.: Мошкало В.В. Перспективы развития « зеленой» экономики // На пути к устойчивому развитию России: бюллетень Института устойчивого развития Общественной палаты РФ. 2012. № 59. С. 30.
4 Апарышев И. Будущее за зеленой экономикой // эж-ЮРИСТ. 2012. № 36. С. 1.
5 Бажайкин А.Л. Указ. соч. С. 17.
К.Г. Пандаков, Е.Н. Абанина
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ
K.G. Pandakov, E.N. Abanina
REALIZATION OF IDEAS OF A SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN FORESTRY OF RUSSIA
Об устойчивом развитии экономики, природопользования и иных сфер в мире заговорили после обнародования Международной комиссией по окружающей среде и развитию доклада «Наше общее будущее»1. Согласно этому докладу устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Сам термин «устойчивое разви-
© Пандаков Константин Григорьевич, 2013
Кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации, заведующий кафедрой земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия). © Абанина Елена Николаевна, 2013
Кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская госу-186 дарственная юридическая академия); e-mail: [email protected]