Е.А. Тарасова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ
E.A. Tarasova
THE LEGAL REGULATION OF NUCLEAR POWER DEVELOPMENT
Экологический кризис, развивающийся в последние десятилетия, приобрел глобальный характер, что побуждает большинство экономически развитых стран пересматривать национальную экологическую политику и искать наиболее эффективные формы международного сотрудничества. Российская Федерация, обладающая колоссальными запасами природных ресурсов, учитывая темпы их освоения в различных сегментах экономики, все возрастающую нагрузку на окружающую среду и в целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду Указом Президента РФ от 10 августа 2012 г. объявила 2013 год Годом охраны окружающей среды1.
Мероприятиям такого уровня предшествует серьезная правовая работа. Так, Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года определяют, что «глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, затрагивают интересы Российской Федерации и ее граждан. Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности»2.
В связи с этим вопросы развития атомной энергетики и ее влияния на состояние окружающей среды будут вызывать интерес у научного сообщества, общественных «зеленых» организаций и широких слоев общественности.
Со времени подписания международных договоров по изменению климата и сокращению объемов выбросов парниковых газов стали говорить о т. н. «ренессансе» атомной энергетики, основанном на сочетании энергетической стабильности, экологичности производства и гарантированной безопасности объектов атомной энергетики. Действительно, многие мировые экономики не только обеспечиваются за счет электроэнергии, вырабатываемой на АЭС, но и являются благодаря этому конкурентоспособными. Однако авария на АЭС «Фукусима Дайичи» 2011 г., происшедшая в год 25-летия Чернобыльской катастрофы, заставила многие страны вновь пересмотреть планы по использованию атомной энергии. По результатам опросов общественности, 87 % граждан Швейцарии и
© Тарасова Елена Анатольевна, 2013
Старший преподаватель кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная 228 юридическая академия); e-mail: [email protected]
около 70 % граждан США высказались за отказ от ядерной энергетики. Германия, Италия, Китай, Венесуэла обсуждают вопрос в части перспектив атомного сегмента в национальной энергетике3.
Премьер-министр Японии Наото Кан заявил, что Япония вынуждена отказаться от принятых в 2010 г. планах развития атомной энергетики. Предполагалось, что к уже имеющимся 54 атомным реакторам к 2030 г. будет построено и запущено в эксплуатацию 14 новых атомных реакторов, т. е. доля атомной энергии в энергетическом балансе Японии должна была составить 50 %. Японская общественность также потребовала от правительства прекратить эксплуатацию атомных станций, поскольку нет уверенности в добросовестности электрокомпаний, осуществляющих эксплуатацию и обслуживание АЭС. Трагедия на «Фукусима Дайичи» напомнила, что в деятельности Токийской электроэнергетической компании ТЕРСО были серьезные проблемы, когда правительство Японии обвинило ее руководство в предоставлении ложной информации об уровнях безопасности станций. В 2005 г. нарушения были устранены, АЭС реконструированы и с разрешения правительства возобновили работу. В настоящее время правительство Японии, Агентство по ядерной и индустриальной безопасности Японии и Комиссия по атомной безопасности контролируют ход работ по ликвидации последствий аварии4.
Правительство Германии в 2010 г. продлило сроки эксплуатации атомных станций сначала до 2016 г., а затем до 2036 г. По мнению эксперта Германского общества внешней политики Марселя Виетора, трагические события в Японии побудили канцлера Ангелу Меркель в 2011 г. объявить трехмесячный мораторий на закон о продлении сроков эксплуатации АЭС, построенных в 1975-1980 гг. С Комиссия по атомной безопасности была обязана проверить все реакторы, экс- к плуатирующиеся в стране. Также правительством Германии была учреждена р
а
Комиссия по этике для выявления перспектив развития атомной энергетики о и альтернативных способов получения энергии. В результате было выявлено | несколько серьезнейших проблем: отсутствие законодательства для обоснован- у
ной остановки АЭС; вопросы конкурентоспособности немецкой экономики при С
т
переходе на возобновляемые источники энергии в условиях экономического н кризиса. Мнения общественности Германии,
которая активно голосовала за й
идею «зеленой энергетики», разделились, когда выяснилось, что возобновляемая и
энергетика «потянет» за собой прокладку новых линейных объектов энергетики, е
о
строительство ветряков с их шумом и вибрацией и при этом будут задействованы °
территории населенных пунктов, частные землевладения и множество подобных I
е
вопросов5. I
Следует отметить, что многие страны с интенсивно развивающимися эко- • номиками, обладающие обширными территориями и многомиллионным насе- (
9
лением, связывают свое будущее с атомной энергетикой. Так, 26 марта 2013 г. ~ в ЮАР состоялся 5-й Саммит стран БРИКС, на котором В.В. Путин объявил о 33 подписании Декларации о стратегическом партнерстве Российской Федерации и ЮАР. Основу сотрудничества двух стран составит развитие атомной энергетики. Причем российские атомщики будут осуществлять не строительство отдельных атомных объектов, а создание атомной отрасли ЮАР полностью, включая добычу сырья, переработку, возведение атомных блоков, хранение и утилизацию отходов АЭС, разработку и внедрение новейших технологий, обучение персонала и т. д. 229
Также в 2013 г. соглашения о сотрудничестве в области энергетики подписаны между Российской Федерацией и Индией.
Несмотря на сложившееся в последние годы негативное отношение к использованию и развитию объектов атомной энергетики, Российская Федерация, являясь одной из ведущих «атомных держав», нацелена на развитие атомной энергетики на внутреннем и международном рынках энергии при условии внедрения наилучших, отвечающих современным критериям, технологий и безопасности для окружающей среды и человека. Так, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года6 указывает, что данный период будет характеризоваться развертыванием новых инфраструктурных проектов, направленных на развитие атомной энергетики, а также использованием альтернативных видов топлива и энергии. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года7 по направлению «Ядерно-топливный цикл и атомная энергетика» включает проведение модернизации и обновление мощностей атомных электростанций с реакторами на тепловых нейтронах, создание экспериментальных и коммерческих атомных электростанций с реакторами на быстрых нейтронах, нового поколения водо-водяных энергетических реакторов со сверхкритическими параметрами пара и регулируемым спектром нейтронов и т. п.
Распоряжением Правительства РФ от 26 марта 2013 г. утверждена Государственная программа «Воспроизводство и использование природных ресурсов»8, где среди прочих целей выделяется устойчивое водопользование при сохранении водных экосистем и обеспечение защищённости населения и объектов экономики от негативного воздействия вод. Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года9 определила, что развитие приморских арктических и дальневосточных регионов будет происходить на базе плавучих атомных теплоэлектростанций и альтернативных источников энергии с целью освоения месторождений полезных ископаемых, развития береговой инфраструктуры, включая морские порты.
Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года10 устанавливает, что 37 % от общего объема использования водных ресурсов приходится на тепловую и атомную энергетику. В связи с этим вопросы размещения и безопасной эксплуатации объектов атомной энергетики на водных объектах становятся приоритетными. В проекте размещения АЭС должно быть обосновано предотвращение радиационного загрязнения акватории водного объекта народнохозяйственного значения при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации и выводе АЭС из эксплуатации и предусмотрены меры защиты указанного объекта от загрязнения при авариях. Последствия возможного радиационного воздействия аварийных радиоактивных выбросов и сбросов АЭС на население и окружающую среду должны быть определены с учетом результатов оценки радиационной обстановки; характеристик водозаборных сооружений в зоне наблюдения, водоемов для рыболовства; воспроизводства рыбных запасов и других биологических ресурсов в зоне наблюдения; данных о существующем и планируемом распределении населения в районе размещения АЭС, об удаленности населенных пунктов от АЭС11.
Так, при размещении Южно-Уральской АЭС были учтены основные критерии и требования к расположению АЭС на водных объектах. При выборе альтернативных участков предполагаемого строительства проводился сравнительный
анализ водных экосистем с учетом определенных факторов: размер; уникальность; ценность для рыбохозяйственного использования; рекреационная значимость; использование водоемов для питьевого водоснабжения; видовое разнообразие фитопланктона, зоопланктона, зообентоса, ихтиофауны, макрофитов; реликтовые, эндемичные и занесенные в Красную книгу виды. В результате мероприятий было отобрано место для проектной площадки для строительства Южно-Уральской АЭС юго-западнее оз. Кожакуль, исходя из вышеуказанных критериев и использования водоема в хозяйственной деятельности12.
Наиболее подвержен негативному воздействию электроэнергетического комплекса атмосферный воздух. Поэтому весьма ценен опыт российских ученых, проводивших фоновый экологический мониторинг состояния окружающей среды в природно-территориальном комплексе в районе расположения Балаковской АЭС (Саратовская область). При проведении данного мониторинга основное внимание уделялось следующим направлениям: получение информации и оценка уровня загрязнения выбросами и сбросами промышленных предприятий; получение информации о радиационном воздействии на окружающую среду, население и т. д. Методы исследования включали проведение радиоэкологического и экоаналитического мониторинга компонентов природной среды, т. е. анализ загрязнения почв, природной воды, атмосферного воздуха; сравнительный анализ техногенного загрязнения природной среды и заболеваемости населения. В результате фонового экологического мониторинга состояния окружающей среды Балаковского природно-территориального комплекса в районе расположения АЭС эксперты пришли к выводу, что значимые для угрозы состояния здоровья населения радиационные факторы отсутствуют13.
Динамичное развитие атомной отрасли нуждается в соответствующем требованиям времени эколого-правовом сопровождении. В связи с этим В.А. Богоненко справедливо подчеркивает, что «формально-логическим средством закрепления правовой сущности любого явления, свойственного атомной энергетике, является понятийный аппарат, включающий категории и понятия, создающие в своей совокупности терминологическую основу института атомной энергетики»14.
Однако российское законодательство не отличается точностью в определении указанных категорий. Так, исходя из текста ст. 1-3 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. от 25 июня 2012 г.)15 объектами использования атомной энергии признаются ядерные объекты (ядерные установки, ядерные материалы, ядерные вещества), т. е. по смыслу закона «атомные» и «ядерные объекты» употребляются как синонимы. Тем не менее, Энергетическая стратегия РФ выделяет основные направления развития «Ядерно-топливного цикла и атомной энергетики», тем самым проводя различия в данных терминах по физическим и технологическим процессам расщепления атома. Таким образом, российскому законодателю предстоит решение серьезных задач по гармонизации достижений естественных наук в области развития «мирного атома» и их закрепления в современном экологическом законодательстве.
1 Указ Президента РФ от 10 августа 2012 г. № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 33, ст. 4634.
2 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утверждены Президентом РФ 30 апреля 2012 г. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 См.: Лихоталь А. Ядерная авария заставила мир задуматься о будущем // Экология и право. Июнь 2011/№ 42. С. 8.
4 См.: Зернова Л. Акира Имамура: Правительство Японии требует от компании ТЕРСО максимальной ответственности // Экология и право. 2011. № 42. С. 4-5; Диггес Ч. Фукусима вынудила Токио изменить курс // Там же. С. 6-7.
5 См.: Давыдова А. Германия перейдет на новую энергетическую стратегию // Экология и право. 2011. № 42. С. 10-11.
6 См.: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47, ст. 5489.
7 См.: Распоряжение Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 48, ст. 5836.
8 См.: Распоряжение Правительства РФ от 26 марта 2013 г. № 436-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов"». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9 См.: Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2010 г. № 2205-р «О Стратегии развития морской деятельности в РФ до 2030 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 51, ст. 6954.
10 См.: Распоряжение Правительства РФ от 27 августа 2009 г. № 1235-р «Об утверждении Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 36, ст. 4362.
11 См.: Постановление Госатомнадзора России от 8 ноября 2001 г. № 10 НП «Об утверждении и введении в действие норм и правил в области использования атомной энергии "Размещение атомных станций. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности"». Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12 См.: Пряхин Е.А., Тряпицына Г.А., Дерябина Л.В., Аклеев А.В. Сравнительная оценка хозяйственных и экологических характеристик водоемов, расположенных в районе конкурентных площадок предполагаемого размещения Южно-Уральской АЭС // Проблемы региональной экологии. 2012. № 4. С. 27-30.
13 См.: Крушель Е.Г., Степанченко И.В., Степанченко О.В. О выборе состава параметров стационарных источников выброса загрязняющих веществ в атмосферу для приближенной модели диагностики нарушений нормативов ПДВ // Проблемы региональной экологии. 2012. № 3. С. 21-24.
14 Богоненко В.А. Правовое обеспечение ядерной безопасности при осуществлении деятельности по использованию атомной энергии в Республике Беларусь // Право и безопасность. 2011. № 3-4. C. 43-46.
15 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 48, ст. 4552; 2012. № 26, ст. 3446.
Е.В. Менис
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДОРЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
E.V. Menis
ACTUAL ISSUES OF ENVIRONMENTAL AND LEGAL SUPPORT OF THE USE OF WATER RESOURCE POTENTIAL FOR THE DEVELOPMENT OF FISHERIES MANAGEMENT
Рыба и рыбопродукты относятся к числу наиболее востребованных во всем мире продовольственных товаров и их суммарное производство в следующем десятилетии превысит объемы производства говядины, свинины или птицы1. В сфере рыбохозяйственной деятельности, по данным Продовольстственной и
© Менис Елена Владимировна, 2013
Преподаватель кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); е-1гшП: [email protected]