13 См.: Кухтин П.В., Левов А.А., Морозов В.Ю. и др. Указ. соч. С. 134-135.
14 Землю в дело // Российская газета (федеральный выпуск). 2012. 25 июля.
15 См.: Козырь М.И. Указ. соч. С. 28-37.
16 См.: О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году. Государственный доклад. М., 2011. С. 53.
17 См.: Там же. С. 54.
18 См.: Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Лосев К.С. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект. М., 2001. С. 13.
19 URL: www.rau.su/observer/N» 3-4_97/019.htm (дата обращения 22.08.2012).
20 См.: Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Лосев К.С. Указ. соч. С. 11-12.
21 См.: Залыгин С.П. Предисловие к русскому изданию книги: Мерри Фешбах, Альфред Френдли-младший. Экоцид в СССР. М., 1992. С. VI-VII.
22 См.: Там же.
23 Кузьмин В. От закона до обеда // Российская газета (федеральный выпуск). 2009. 7 дек.
24 См.: Кто накормит мир? // GEO. 2010. Июнь. С. 66.
25 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 5, ст. 502.
26 См.: Галиновская Е.А. Теоретические и методологические проблемы земельных правоотношений. М., 2009. С. 271-272.
27 См.: Экология и нарушение прав человека: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. М., 2002. С. 58.
28 См.: Медведев Д.А. Выступление на выездном заседании Совета при Президенте по развитию гражданского общества и правам человека (г. Новокуйбышевск, 15 марта 2012 г.) // Официальный сайт Президента РФ. URL: www.kremlin.ru (дата обращения: 16.03.2012).
О.В. Куликова
УСТОЙЧИВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСАМИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ с
о т X
s
О
O.V. Kulikova О
т О
SUSTAINABLE FOREST MANAGEMENT AS A TOOL |
OF IMPLEMENTATION OF THE STATE POLICY Г
IN THE FIELD OF ECOLOGY P
о т
го Ф X X
о
В соответствии с положениями Экологической доктрины Российской Федера- Ю
ции1 одной из основных задач в сфере реализации государственной политики в и
области экологии является обеспечение эффективного государственного управ- С
ления охраной окружающей среды. 0
Государственное экологическое управление представляет собой деятельность g
государственных органов по упорядочению (организации) охраны окружающей ¡
среды, использования и охраны природных ресурсов, обеспечения экологической ¿
безопасности человека и других объектов, осуществляемую на основе законода- (
9
тельства, в соответствии с поставленными целями и задачами2. ~
Управление лесами должно исходить из ряда принципов, одним из которых 3 является устойчивость, т. е. рассмотрение лесов как экосистем, состояние, свойства, функции, ценность и полезность которых должны поддерживаться и приумножаться, в т. ч. с целью удовлетворения нужд общества3.
© Куликова Ольга Валентиновна, 2013
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 201
Рассматриваемое понятие закрепляется также и в соответствии с международными документами на национальном уровне. Устойчивое управление лесами — формирование и реализация системы мер, регулирующих воздействие на леса и обусловливающих достижение и стабильное поддержание их целевой динамики, обеспечивающей неистощительное многоцелевое лесопользование, сохранение и повышение производительности, устойчивости и биологического разнообразия4.
Несмотря на структурные преобразования в системе органов лесной сферы (в настоящее время специально уполномоченный орган в области лесных отношений — Федеральное агентство лесного хозяйства), ранее изданные ведомственные акты сохраняют свою юридическую силу.
Таким образом, устойчивое управление лесами подразумевает такое их содержание и использование, при котором сохраняется продуктивность лесов, их регенерационная способность, биоразнообразие и потенциал для выполнения лесом экологических, экономических и социальных функций5.
Глава 10 Лесного кодекса РФ определяет систему построения государственного управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, основанную на принципах лесного планирования, регламентирования деятельности в лесном секторе, проектирования освоения лесов, учета и проверки их состояния.
Первой среди функций государства в лесной сфере законодатель назвал лесное планирование6. Лесное планирование осуществлялось до революции и после нее. Его название и формы изменялись на разных исторических этапах. Существуют разные оценки эффективности тех или иных шагов в лесном секторе. Однако ни у кого не вызывает сомнений необходимость видеть, ставить и решать проблемы развития лесного хозяйства и лесной промышленности7. § Планирование в рассматриваемой сфере направлено на обеспечение устойчи-
~ вого развития территорий. Оно должно исходить из необходимости обеспечения „ конкурентоспособности российского лесного хозяйства и лесной промышленности. ? Устойчивое развитие территорий — это обеспечение при осуществлении гра-
| достроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедея-| тельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной | деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального ис-£ пользования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений8.
1 К градостроительной деятельности в России относится, кроме всего прочего,
2 территориальное планирование, т. е. планирование развития территорий, в т. ч. § для установления функциональных зон, определения планируемого размещения § объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов | местного значения.
ё Территориальное планирование нельзя сводить исключительно к градострои-
§ тельству, поскольку оно связано с развитием лесного сектора экономики. Связь ? лесного планирования с территориальным вытекает из необходимости решения
задач и достижения целей устойчивого развития территорий. 1 Лесное планирование решает задачи в области развития лесного хозяйства
I и лесной промышленности с учетом развития других отраслей промышленности, инженерной, транспортной и социальной инфраструктур региона, которые должны регламентироваться территориальным планированием. В свою очередь территориальное планирование зависит от лесного, что обусловливается значительной ролью лесного сектора.
В рамках лесного права устойчивое развитие территорий следует рассма-
202
тривать как обеспечение при осуществлении деятельности в области лесного
хозяйства и лесной промышленности экономических и экологических интересов в целях создания безопасных и благоприятных условий жизнедеятельности человека, сохранения окружающей среды и рационального использования ресурсного потенциала лесов в интересах настоящего и будущего поколений9.
Для перехода к устойчивому развитию необходимы управленческие решения и действия, которые должны с опережением приниматься в условиях риска и неопределенности.
«Система управления лесами является главной составной частью национальной, общегосударственной лесной политики России. Национальная лесная политика определяется в большей степени состоянием дел на мировом рынке лесоматериалов и уровнем развития внутреннего рынка, чем положением дел в природно-ресурсном блоке экономики вообще. Другими словами, политика взаимодействия лесной промышленности с лесным хозяйством важнее для устойчивого управления лесом России, чем всё другое»10.
Лесное планирование осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта РФ, в котором определяются цели и задачи лесного планирования, мероприятия по осуществлению планируемого освоения лесов и зоны такого освоения. Цели и задачи лесного плана заключаются в следующем: построение экономической и экологической модели развития лесного сектора региона, включающей в себя элементы развития транспортной и иной инфраструктуры;
установление целевых показателей и оценочных индикаторов выполнения субъектами РФ мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов, созданию и эксплуатации лесной и лесоперерабатывающей ш инфраструктуры; н
экономическая и экологическая оценка осуществления субъектами РФ полно- С
а
мочий в области лесных отношений; т
о
иные. к
о
Обязательным является наличие в лесном плане субъекта РФ объемных и ка- о' чественных показателей мероприятий по осуществлению освоения лесов, в т. ч.: | по использованию лесов; т
' го
по охране, защите и воспроизводству лесов; нн
о
по созданию и эксплуатации лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; Ю по охране и использованию объектов животного мира и водных объектов. и
Лесной план Саратовской области принят в целях повышения количествен- с
к
ных и качественных целевых показателей улучшения состояния лесов. В нем а приведена характеристика состояния лесов и их использования, указаны основ- Л ные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, а | также дана оценка экономической эффективности реализации мероприятий по • осуществлению планируемого освоения лесов11. 33
Данный документ состоит из трех частей: ^
характеристика состояния лесов и их использование; §
основные направления планируемого использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
оценка экономической эффективности реализации мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов.
Развитие лесохозяйственного производства на базе новых технологий с применением машин и оборудования новых поколений требует наличия квали- 203
фицированной рабочей силы и компетентных менеджеров. В настоящее время на предприятиях области недостаточно квалифицированных специалистов, трактористов, водителей лесовозного транспорта, рамщиков, наладчиков и других специалистов. По оценке руководителей лесхозов, для комплектации квалифицированными кадрами производственных мощностей необходимо до 2018 г. подготовить более 1,2 тыс. специалистов. Подготовку и переподготовку кадров целесообразно осуществлять на базе областного потенциала высших и средних учебных заведений и профессиональных училищ. В этих целях министерством лесного хозяйства области на основании предложений руководителей лесхозов планируется разработка ведомственной целевой программы подготовки квалифицированных кадров для лесного комплекса области. В настоящее время сложившиеся в лесном хозяйстве социальные условия развития лесной отрасли в целом хуже, чем в других отраслях12.
С сентября 2011 г. в России впервые проходит конкурс «Ежегодная общественная премия "Регионы — устойчивое развитие"». Проект, проводимый во исполнение поручения Правительства РФ, должен помочь обрисовать реальную картину инвестиционного климата, сложившегося на территории Российской Федерации, а также представить современные инструменты и механизмы государственно-частного партнерства. Главная цель проекта — объективное информирование руководства страны, регионов, муниципалитетов и предприятий о реальной ситуации, складывающейся вокруг реализации инвестиционных проектов в инфраструктурном секторе экономики13.
24 января 2013 г. состоялась рабочая встреча заместителя председателя Прави-а тельства Саратовской области П.В. Большеданова с председателем Оргкомитета ? Конкурса «Регионы устойчивое развитие» В.И. Шеметовым. На встрече был а. подписан план мероприятий сотрудничества Правительства Саратовской обла-| сти и Организационного комитета конкурса «Ежегодная общественная премия I «Регионы — устойчивое развитие» на 2013 г.
I На встрече обсуждались пути взаимодействия Правительства Саратовской
го
| области и Организационного комитета, объединения усилий государственных
| органов власти, коммерческих и общественных организаций для решения про-
| блем в различных отраслях экономики, стимулирования предприятий и ини-
§■ циативных граждан к созданию высокоэффективных производств на территории
° Саратовской области.
« Государственная политика в области использования и охраны лесов в России
| основана на том, что лесной сектор играет важную роль в экономике страны и
е имеет существенное значение для социально-экономического развития более чем
1 40 субъектов РФ, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10
0
° до 50 % общего объема промышленной продукции соответствующих регионов14.
(Го
¿5 За 300-летнюю самобытную историю развития лесного хозяйства России на-
1 коплен богатый опыт государственного управления лесами в условиях различных I форм собственности на леса при различных формах социально-экономических
отношений. В последнее время мир и лесные проблемы становятся все более сложными. Возросли требования к управлению лесами, которое должно отвечать современным социальным, экологическим и экономическим стандартам. Возрастают угрозы повреждения лесов пожарами, вредителями и болезнями, другими неблагоприятными факторами. Требуют особого внимания вопросы 204 противодействия нелегальному лесопользованию. В совокупности с возможны-
ми изменениями климата это может привести к существенной трансформации российских лесов.
Глобальное экологическое значение, огромный экономический и социальный потенциал лесов России обязывают Российскую Федерацию иметь долгосрочную лесную политику, проводимую государством, понятную и приемлемую как участникам лесных отношений, так и всем гражданам страны, определяющую принципы и основные пути развития лесного сектора России в XXI в.15
Управление должно исходить из принципа упреждения (предосторожности). «В целях защиты окружающей среды в соответствии со своими возможностями государства широко применяют принцип принятия мер предосторожности. В тех случаях, когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба, отсутствие полной научной уверенности не используется в качестве причины для отсрочки принятия экономически эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды»16.
Движение нашей страны к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
Ноосфера — сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. «В биосфере существует великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях о космосе... Эта сила есть разум человека, устремленная и организованная воля его как существа общественного»17.
В последнее время изменяются представления о лесе: считавшийся ранее исключительно ресурсом древесины, лес приобретает экологическое значение, что закреплено в качестве принципа лесного законодательства.
1 Утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р. См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 36, ст. 3510.
2 См.: Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: учебное пособие для вузов. М., 2008. С. 57.
3 См.: Заявление по критериям и индикаторам для сохранения и устойчивого управления умеренных и бореальных лесов // Коми региональный некоммерческий фонд — Серебряная тайга: сайт. URL: http:// www.silvertaiga.ru/content/off_docs/Monrealskij_process.pdf (дата обращения: 15.04.2013).
4 См.: Приказ Рослесхоза от 3 декабря 1998 г. № 203 «Об утверждении отраслевого стандарта ОСТ 56108-98 "Лесоводство. Термины и определения"». Документ опубликован не был. Доступ из с прав.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 См.: Петров А.П., Ловцова Н.В., Вуколова И.А. и др. Устойчивое лесоуправление в современных условиях: учебное пособие. М., 2007. С. 5.
6 См. ст. 85 Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 50, ст. 5278; 2012. № 31, ст. 4322.
7 См.: Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии / под ред. Н.В. Комаровой, В.П. Рощупкина. М., 2007. С. 627.
8 См. ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ (в ред. от 4 марта 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 1, ч. 1, ст. 16; 2013. № 9, ст. 873.
9 См.: Лесной кодекс Российской Федерации. Комментарии / под ред. Н.В. Комаровой, В.П. Рощупкина. М., 2007. С. 629.
10 Писаренко А.И., Страхов В.В. Лесное хозяйство России: от пользования — к управлению. М., 2004. С. 345.
11 См.: Постановление губернатора Саратовской области от 25 июля 2012 г. № 263 «Об утверждении Лесного плана Саратовской области» // Собр. законодательства Саратовской области. 2012. № 26.
12 См.: Там же.
13 URL: http://infra-konkurs.ru/ (дата обращения: 15.04.2013).
14 См.: Правовой режим лесов по законодательству России и зарубежных стран / под ред. Ю.И. Шу-плецовой. М., 2011. С. 106.
15 См.: Лесная политика России // Официальный сайт Федерального агентства лесного хозяйства РФ. URL: http://www.rosleshoz.gov.rU/activity/politics/docs/projects/0 (дата обращения: 15.04.2013).
16 См.: Декларация по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 г.) // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ riodecl.shtml (дата обращения: 15.04.2013).
17 Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи современной биологии. М., 1944. Т. 18. С. 5.
Ю.В. Сорокина, С.В. Агаренков
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЛЕСОВ
Yu.V. Sorokina, S.V. Agarenkov
THE LEGAL PROTECTION OF WILDLIFE IN FOREST'S USE
Российская Федерация чрезвычайно богата природными ресурсами, которые должны не только рационально использоваться в интересах граждан страны, но и всемерно охраняться и защищаться от различных видов негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Одним из принципов охраны окружающей среды в Российской Федерации является принцип охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности. Наука экологического права в синтезе с рядом смежных наук разработала систему объектов, по поводу которых складываются природоохранные и природоре-сурсные отношения: это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1). Важнейшими природными компонентами являются леса и животный мир, которые составляют неразрывную связь. Биомасса лесной экосистемы обязательно включает такой важнейший компонент, как консументы первого и второго порядка (травоядные и хищные животные соответственно). Животные — неотъемлемая часть леса, без которой не представляется нормальная его жизнедеятельность.
По поводу совместного использования и охраны лесов и животного мира возникают некоторые вопросы, связанные с законодательным определением леса. Так, в соответствии с Лесным кодексом РФ от 29 января 1997 г. под лесом понималась совокупность лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющая важное экологическое, экономическое и социальное значение2. В.К. Быковский полагает, что недостатком данного определения являлось включение в него животного мира3. Он обосновывает свою позицию тем, что подобное объединение природных объектов
© Сорокина Юлия Викторовна, 2013
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] © Агаренков Сергей Валерьевич, 2013
Студент 2 курса факультета магистратуры (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: 206 [email protected]