Таким образом, рассмотренные в настоящей статье случаи предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения вне процедуры торгов позволяют учесть интересы определенных категорий хозяйствующих субъектов, не нести муниципальным образованиям финансовых затрат на организацию и проведение торгов. В то же время приведенные примеры судебных споров, возникающих в этой сфере, свидетельствуют о недоработанности и наличии пробелов в действующем земельном законодательстве РФ, в связи с чем работы по его совершенствованию должны продолжаться.
1 См.: Румянцев Ф.П. Политико-правовые решения судьбы земель сельскохозяйственного назначения в современной аграрной реформе // Право и политика. 2007. № 8. С. 12.
2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 12, ст. 1425.
3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3018.
4 См.: Решение Арбитражного суда Московской области от 25 июня 2010 г. по делу № А41-11793/2010. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 февраля 2011 г. по делу № А57-24908/2009. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2011 г. по делу № А65-14730/2010. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7 Фирсова Н.В. Особенности приобретения земельных долей // Право и политика. 2009. № 12. С. 14.
8 См.: Решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 июня 2012 г. по делу № А33-631/2012. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 мая 2012 г. по делу № А56-26756/2011. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Е.Ю. Чмыхало
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
E.Yu. Chmihalo
ENSURING OF THE PROTECTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES IN CONDITIONS OF SUSTAINABLE TERRITORIAL DEVELOPMENT: LEGAL ASPECT
Устойчивое развитие территорий — один из принципов законодательства о градостроительной деятельности, закрепленных в ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ), в соответствии с которым при осуществлении градостроительной деятельности обеспечиваются безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека, ограничивается негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, охрана и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и
© Чмыхало Елена Юрьевна, 2013
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская 216 государственная юридическая академия).
будущего поколений. Устойчивое развитие территорий обеспечивается на основе территориального планирования и градостроительного зонирования (п. 1 ст. 1).
Для того чтобы выяснить, как обеспечиваются охрана и рациональное использование природных ресурсов при осуществлении градостроительной деятельности, необходимо проанализировать нормы ГрК РФ, которыми регулируются отношения в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования. В п. 5 ст. 9 ГрК РФ говорится, что подготовка документов территориального планирования осуществляется на основании стратегий (программ) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектов, межгосударственных программ, программ социально-экономического развития субъектов РФ, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований. К сожалению, в этой норме не указывается на необходимость учета программы в сфере охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов. Следует иметь в виду, что в конце 2012 г. была принята Государственная программа РФ «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы1, по итогам реализации которой к концу 2020 г. должны быть создана экологически безопасная и комфортная обстановка в местах проживания населения, его работы и отдыха, снизиться заболеваемость населения, вызванная неблагоприятными экологическими условиями, увеличиться рост продолжительности жизни городского населения. Достижение этих результатов обеспечивается в т. ч. посредством соблюдения экологических требований при осуществлении территориального планирования. Однако в законодательстве, как отмечает Г.Л. Землякова, не содержатся требования, обязывающие учитывать при осуществлении территориального планирования
такие важные факторы, как природный потенциал территории, экологическая ш
ф
ситуация2. С этим стоит согласиться, но и следует обратить внимание на то, что н
и
законодатель указывает на необходимость учета экологических факторов для обе- а спечения устойчивого развития территорий в п. 1 ст. 9 ГрК РФ, определяющим о цель территориального планирования. К
о
Документами территориального планирования являются схемы территори- о' ального планирования Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных | образований (далее — схемы), которые содержат положения о территориальном В планировании и карты планируемого размещения объектов федерального, регио- нн
о
нального и местного значения. В них отображаются планируемые для размеще- Ю
ния объекты, а также содержатся сведения об их видах, назначении и т. д., в т. ч. |
характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, к
если необходимо их установление. Важное значение для обеспечения охраны а
окружающей среды имеют сведения о зонах с особыми условиями использования |
территорий, в частности санитарно-защитных, которые устанавливаются для и
промышленных объектов и производств, являющихся источниками негатив- •
ного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. По своему функ- 39
циональному назначению санитарно-защитная зона — это защитный барьер, ^
обеспечивающий уровень безопасности населения при эксплуатации объекта3. к
Для примера может быть использована схема территориального планирования Российской Федерации в области высшего профессионального образования, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 26 февраля 2013 г. № 247-р4, в которой указывается, что ГрК РФ, Водным кодексом РФ, федеральными законами от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от
25 июня 2012 г., с изм. от 5 марта 2013 г.)5 и от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо 217
охраняемых природных территориях» (в ред. от 25 июня 2012 г.)6 установлены специальные экологические требования к градостроительной деятельности, в соответствии с которыми при размещении, проектировании, строительстве и реконструкции городских и иных населенных пунктов и территорий необходимо соблюдать комплекс ограничений, обеспечивающих благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека и функционирования природных экологических систем.
Среди ограничений, которые обязательно должны быть приняты во внимание, выделяются зоны с особыми условиями использования территории. Некоторые объекты капитального строительства высшего профессионального образования в соответствии с санитарной классификацией относятся к объектам, являющимся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, формирующим санитарно-защитные зоны. Далее следует перечень этих объектов с указанием размеров санитарно-защитных зон.
К схемам прилагаются материалы по их обоснованию, содержащие сведения о стратегиях (программах) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектах, межгосударственных программах (при их наличии), для реализации которых создаются объекты капитального строительства, обосновываются выбранные варианты размещения объектов на основе анализа использования соответствующей территории, возможные направления ее развития и прогнозируемые ограничения использования. Также в них оценивается возможное влияние планируемых для размещения объектов на комплексное развитие соответствующей территории. Хотя в изложенной норме не упоминается о 13 требованиях экологического законодательства, предполагается их соблюдение. ? Обоснование выбранного варианта размещения объекта основано на анализе
й вт. ч. прогнозируемых ограничений использования территории. Законодатель не
т
ц определяет, какие ограничения использования территории должны учитывать-
I ся при осуществлении территориального планирования, но один из принципов
I законодательства о градостроительной деятельности — это осуществление этой
го
| деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и эколо-
| гической безопасности, поэтому можно утверждать, что ограничения связаны
| в т. ч. с выполнением требований экологического законодательства, например,
§■ норм Федерального закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с
° которыми должны соблюдаться нормативы качества окружающей среды, уста-
« навливаемые для оценки ее состояния в целях сохранения естественных эколо-
| гических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов,
I а также нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду
1 (п. 1 ст. 21, ст. 27 Закона).
0
° В материалах по обоснованию схем оценивается возможное влияние планируе-
(Го
¿5 мых для размещения объектов на комплексное развитие соответствующей терри-
1 тории. Для того чтобы дать комментарий этой нормы и выяснить ее значимость | для обеспечения устойчивого развития территории, необходимо определить, что
понимается под комплексным развитием территории. В нормативных правовых актах это понятие активно используется, но отсутствует его определение. Данное понятие имеет экономическое содержание и предлагается в литературе по экономическим наукам. Например, П.С. Большаков определяет комплексное развитие территорий как комплекс мероприятий по формированию территории, созданию 218 инфраструктуры и (или) объектов капитального строительства, осуществляе-
мый юридическими, физическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, направленный на качественное преобразование застроенных и свободных от застройки (неосвоенных) городских территорий в целях их наилучшего и наиболее эффективного использования с учетом социальных функций, обеспечивающих устойчивое развитие городских территорий7. В предлагаемом определении основной акцент делается на размещении объектов капитального строительства и инфраструктуры, но не оставлены без внимания и социальные функции, которые должны учитываться и обеспечивать устойчивое развития территории. Сопоставляя понятия комплексного и устойчивого развития территорий, можно утверждать, что они соотносятся. Первое из них имеет экономическую составляющую и более широкое по своему содержанию, т. к. в первую очередь направлено на качественное преобразование территорий в целях их наилучшего и наиболее эффективного использования, но при этом должно обеспечиваться устойчивое развитие территорий. Следовательно, оценка возможного влияния планируемых для размещения объектов на комплексное развитие соответствующей территории, содержащаяся в материалах по обоснованию схем, предполагает анализ не только экономических факторов, но экологических последствий. В определении устойчивого развития территорий приоритет отдается экологическому аспекту. С.А. Боголюбов отмечает, что анализ принципов экологического законодательства и законодательства о градостроительной деятельности свидетельствует о комплексном характере законодательства о градостроительной деятельности и его экологизации, подчеркивает приоритетность при градостроительстве заботы о среде обитания человека, о благоприятных условиях его проживания, охране окружающей среды8. ш
Материалы по обоснованию схем содержат карты, которые отображают, в н частности, особо охраняемые природные территории федерального, региональ- С
а
ного и местного значения, а также территории объектов культурного наследия. т
о
Следует обратить внимание на то, что в ранее действовавшей редакции ст. 10, 14, к 19, 23 ГрК РФ содержалось требование об отображении на картах границ земель о! различных категорий, в т. ч. сельскохозяйственного назначения, а также земель | лесного и водного фонда. На картах (схемах), содержащихся в схеме территори- в
ального планирования субъекта РФ, требовалось отображать не только границы 1
о
земель сельскохозяйственного назначения, но и границы сельскохозяйственных Ю угодий в составе этих земель. Внесение изменений в ГрК РФ, исключающих ото- и бражение границ земель различных категорий, как считает А.Н. Береговских, с
к
первый шаг к отмене некоторых категорий земель и введению территориального а
о к
зонирования9. д
Ф
Несколько иные причины изменений норм ГрК РФ были указаны в пояснитель- ии ной записке к проекту федерального закона № 369212-5 «О внесении изменений в • Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные 99 акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования»10: ^ это упрощение требований к документам территориального планирования, в т. ч. § исключение излишних сведений, включаемых в утверждаемую часть и в материалы по обоснованию проектов документов территориального планирования. Данное обстоятельство позволит значительно сократить расходы бюджетных средств на сбор исходных данных для формирования проектов схем. Одновременно с изменением редакций вышеуказанных статей в ГрК РФ была включена ст. 57.1, предусматривающая ведение федеральной государственной информационной 219
системы территориального планирования, посредством которой должен обеспечиваться доступ органов управления к информации, необходимой для подготовки документов территориального планирования, в т. ч. об особо охраняемых природных территориях; территориях, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В этой статье информация о границах земель различных категорий не упоминается.
Отказ отображать границы земель различных категорий в схемах территориального планирования, с одной стороны, вызывает обоснованную критику. Г.Л. Землякова полагает, что исключение из числа элементов, отражаемых в документах территориального планирования границ категорий земель, может привести к нарушениям конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду11. С другой стороны, сбор исходных данных для отображения границ земель различных категорий требует значительных финансовых и временных затрат, что затянуло бы на длительный период разработку документов территориального планирования. Отказ от отображения границ земель различных категорий на картах схем на данном этапе осуществления градостроительной деятельности следует признать целесообразным. Это не означает отказ от сохранения целевого назначения земель. При планировании размещения объектов категория земель обязательно должна учитываться, т. к. в последующем может возникнуть вопрос о переводе земель из одной категории в другую и соблюдении требований Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в ред. от 19 июня 2011 г.)12. а Устойчивое развитие территорий обеспечивается и на основе градостроитель-
? ного зонирования. Как определено в п. 1 ст. 30 ГрК РФ, создание условий для й устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранение ! окружающей среды и объектов культурного наследия являются целью разра-
1 ботки правил землепользования и застройки — документа градостроительного | зонирования. Правила землепользования и застройки включают градострои-
го
| тельные регламенты, определяющие правовой режим земельных участков,
§ равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и
| используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов
2 капитального строительства (п. 1 ст. 36). Ими устанавливаются виды разрешен° ного использования земельных участков и объектов капитального строительства, « расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны; предельные | параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитально-I го строительства; ограничения использования земельных участков и объектов 1 капитального строительства (п. 6 ст. 30). А.В. Чередников отмечает, что охрана
0
° земли в качестве природного объекта, природного ресурса и обеспечение иных
(ТО
¿5 публичных интересов является одним из приоритетов зонирования территорий,
1 которое осуществляется на основе определения разрешенного использования | земельных участков13. Именно при разработке градостроительных регламентов
должны учитываться требования в области охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов.
Виды и состав территориальных зон определены в ст. 35 ГрК РФ, в частности, указываются жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, сельскохозяйственного использования, 220 рекреационного назначения, размещения военных объектов. В данной статье
предусматривается возможное разрешенное использование земельных участков, включенных в ту или иную зону. Так, например, основное разрешенное использование земельных участков в жилой зоне — это размещение жилых строений, но допускается и размещение объектов социального и коммунально-бытового назначения, здравоохранения, образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей. Перечень объектов, размещаемых в этой зоне, не является исчерпывающим. Разрешено размещение и иных объектов, отвечающих двум требованиям: они должны быть связаны с проживанием граждан и не оказывать негативного воздействия на окружающую среду. Размещение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, невозможно и в зонах рекреационного назначения, хотя в ст. 35 ГрК РФ не содержится прямого запрета. При использовании земель этих территориальных зон должны учитываться нормы Земельного кодекса РФ14 (далее — ЗК РФ) и Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 25 июня 2012 г.).
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, могут размещаться лишь в территориальных зонах, специально предназначенных для этого: производственных, специального назначения, зонах размещения военных объектов. Как определено в п. 13 ст. 35 ГрК РФ, в состав зон специального назначения могут включаться земли, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах. Размещение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в специ- ш альных зонах, должно обеспечить реализацию одной из целей разработки пра- н вил землепользования и застройки — это ограничение негативного воздействия С
а
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. т
о
При определении территориальных зон и разрешенного использования к
о
земельных участков обязательно должны соблюдаться требования экологиче- о' ского законодательства. Некоторые из них закреплены в ст. 44 Федерального | закона «Об охране окружающей среды», в частности, устанавливающие, что о при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и нн
оо
сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окру- Ю жающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды | для жизнедеятельности человека, а также для обитания растений, животных и с
к
других организмов, устойчивого функционирования естественных экологиче- а ских систем. В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселе- Л ний создаются защитные и охранные зоны, в т. ч. санитарно-защитные зоны, и озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые • из интенсивного хозяйственного использования, защитные и охранные зоны с 33 ограниченным режимом природопользования. ^
Требования экологического законодательства, соблюдение которых необхо- § димо в поселениях, в первую очередь направлены на охрану атмосферного воздуха. Об этом свидетельствует необходимость создания санитарно-защитных зон и озелененных территорий. С.А. Боголюбов отмечает, что при планировании размещения и развитии городов и иных поселений должны учитываться состояние атмосферного воздуха и прогнозы его изменения15. Поэтому, кроме норм Федерального закона «Об охране окружающей среды», должны учитываться и 221
нормы Федерального закона от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 25 июня 2012 г.)16. В ст. 16 данного Закона установлено, что при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. При проектировании и размещении объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, в пределах городских и иных поселений, а также при застройке и реконструкции городских и иных поселений должны учитываться фоновый уровень загрязнения атмосферного воздуха и прогноз изменения его качества.
Несмотря на предпринимаемые меры, состояние атмосферного воздуха в населенных пунктах вызывает серьезную озабоченность, т. к. это непосредственно связано с экологической безопасностью и благоприятными условиями жизни. В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом РФ 30 апреля 2012 г., отмечается, что в 40 субъектах РФ более 54 % городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха17.
Неблагоприятная экологическая ситуация, возрастающая антропо-техногенная нагрузка становятся причиной загрязнения городских земель. В Государственной программе Российской Федерации «Охраны окружающей среды на 2012-2020 годы» содержится перечень населенных пунктов, где выявлены наиболее высокие уровни загрязнения почв, в частности, города Владивосток, Иркутск, Екатеринбург, Нижний Тагил.
Изложенное свидетельствует о том, что требований, содержащихся в ГрК РФ, недостаточно для создания благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов. Проведенный анализ норм ГрК РФ, регулирующих отношения в сфере территориального планирования и градостроительного зонирования, с точки зрения обеспечения устойчивого развития территорий, позволил выявить тесную взаимосвязь градостроительного и экологического законодательства, но, на наш взгляд, необходима конкретизация требований экологического законодательства в нормах ГрК РФ, что будет способствовать единообразному толкованию правовых норм и их применению.
1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 1, ст. 71.
2 См.: Землякова Г.Л. Некоторые проблемы правового регулирования территориального планирования. Подготовлено для справ.-правовой системы «КонсультантПлюс», 2011.
3 См.: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. № 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов"» (в ред. от 9 сентября 2010 г.). Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 9, ст. 999.
5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2, ст. 133, 2012. № 26, ст. 3446.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 12, ст. 1024; 2012. № 26, ст. 3446.
7 См.: Большаков П.С. Формирование организационного механизма комплексного развития городских территорий на основе государственного частного партнерства (на примере Санкт-Петербурга): автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2009. С. 8.
8 См.: Боголюбов С.А. Актуальные проблемы экологического права: учебник для магистров. М., 2011. С. 82.
9 См.: Мнение А. Береговских о новеллах законопроекта // Геоинформационный портал ГИС-Ассоциации. URL: http://www.gisa.ru/71709.html (дата обращения: 18.02.2013).
10 URL: http://www.lawmix.ru/lawprojects/3948/ (дата обращения: 18.02.2013).
11 См.: Землякова Г.Л. Указ. соч.
12 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 52, ч. 1, ст. 5276; 2011. № 30, ч. 1, ст. 4594.
13 См.: Чередников А.В. Градостроительное зонирование как способ определения правового режима земель // Экологическое право. 2011. № 6. С. 35-39.
14 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 44, ст. 4147; 2013. № 9, ст. 873.
15 См.: Боголюбов С.А. Указ. соч. С. 575.
16 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации 1999. № 18, ст. 2222; 2012. № 26, ст. 3446.
17 Документ публикован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Д.А. Агапов
ИНЖЕНЕРНАЯ ЭКОЛОГИЯ КАК ОСНОВА ВЫХОДА ИЗ СОВРЕМЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА
D.A. Agapov
ENGINEERING ECOLOGY AS A BASIS FOR OVERCOMING THE CURRENT ECOLOGICAL CRISIS
В 1963 г. великий американский политолог Линтон К. Колдуэлл писал: «Экологический кризис есть внешнее проявление кризиса ума и духа. Не может быть большего заблуждения, чем трактовать его только как угрозу дикой природе и загрязнение. Это частности. Наиболее же важным является то, что кризис касается нас самих и ставит вопрос о том, что мы должны изменить в себе, чтобы выжить»1.
Сегодня у нас есть реальная возможность изменить пагубный для всего живого ход исторического развития цивилизации, сделать так, чтобы на основе грамотного выстроенного управления природопользованием и ресурсосбережением можно было решить одновременно сразу две важнейшие задачи: ресурсную и экологическую. Эти задачи в настоящее время можно реализовать с помощью организационно-правовых, экономических и инженерно-технических методов, которыми в совокупности оперирует инженерная экология — раздел экологии, рассматривающий воздействие инженерных сооружений на природу, а также влияние состояния природной среды на функционирование этих сооружений. Ее можно определить как управление или создание устойчивых экосистем, которые объединяют человеческое общество с окружающей средой в интересах обоих.
Данное направление зародилось около 30 лет назад, и особо активно развивается в последние 10 лет. Цели инженерной экологии включают в себя восстановление экосистем, которые были существенно нарушены деятельностью человека; разработку новых устойчивых экосистем, основанных на приоритете общепринятых экологических ценностей. В настоящее время существует и активно развивается не только научное, но и практическое (прикладное) направление в области инженерной экологии и экологического менеджмента.
© Агапов Дмитрий Александрович, 2013
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры земельного и экологического права (Саратовская государственная юридическая академия). 223