5'2014
Пробелы в российском законодательстве
1.4. ПОЛНОМОЧИЯ ПОСТОЯННЫХ ДЕПУТАТСКИХ КОМИССИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Апсуваева Карина Османовна. Должность: специалист Парламента. Место работы: Парламент КабардиноБалкарской Республики. E-mail: [email protected]
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы полномочий постоянных депутатских комиссий представительных органов муниципальной власти, высказываются предложения по совершенствованию их компетенции.
Ключевые слова: местное самоуправление, постоянные депутатские комиссии представительных органов местного самоуправления, полномочия депутатских комиссий представительных органов местного самоуправления.
POWERS OF THE CONSTANT DEPUTY COMMISSIONS OF REPRESENTATIVE BODIES OF LOCAL GOVERNMENT, THEIR IMPROVEMENT
Apsuvayeva Karina Osmanovna. Position: Specialist of Parliament. Place of employment: Parlament Kabardino-Balkar Republic. E-mail: [email protected]
Annotation: in article questions of powers of the constant deputy commissions of representative bodies of municipal authority are considered, suggestions for improvement of their competence express.
Keywords: local government, constant deputy commissions of representative bodies of local government, power of the deputy commissions of representative bodies of local government.
Полномочия депутатских комиссий представительных органов местного самоуправления вытекают из предмета ведения представительных органов. Юридическое закрепление полномочия депутатских комиссий находят в муниципальных правовых актах, при этом используются различные варианты. В абсолютном большинстве муниципальных образований издаются положения о постоянных депутатских комиссиях, при этом в одном таком положении могут регулироваться полномочия всех комиссий. Но встречается и вариант принятия положений об отдельных комиссиях, например, в Волоколамском муниципальном районе Московской области1. В литературе отмечается, что такой подход используется для решения наиболее актуальных общественных проблем, в данном случае - это борьба с коррупцией2. Такого рода муниципальные
1 О постоянной депутатской комиссии Совета депутатов Волоко-
ламского муниципального района Московской области по законности и местному самоуправлению: положение (утверждено решением Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области от 28.04.2008 № 3-24) [Электронный ресурс] // Официальный сайт администрации Волоколамского муниципального района Московской области. URL:
http://volokolamsk-rayon.ru (дата обращения - 06.03.2014).
2 Кирьянов А.Ю. Противодействие коррупции в муниципальной службе: принципы и механизмы реализации // Российская юстиция. 2011. № 11. С. 46-50.
правовые акты Г.М. Муртазина относит ко второму уровню муниципального правового регулирования (после актов, имеющих значение для всего муниципального образования)3. Рассмотрим некоторые типовые варианты, встречающиеся в муниципальном правотворчестве.
Характерными для многих муниципальных образований можно назвать следующие полномочия постоянных депутатских комиссий представительного органа местного самоуправления, определенные в Положении о постоянных комиссиях Собрания представи-представителей Сердобского муниципального района Пензенской области4, где в от. 3 указывается, что постоянные комиссии по поручению Собрания или по собственной инициативе: а) осуществляют подготовку заключений по проектам решений и иных актов Собрания представителей; б) разрабатывают проекты решений и иных актов Собрания; в) организуют проведение депутатских слушаний; г) готовят предложения и рекомендации, вносят их на рассмотрение Собрания; д) содействуют депутатам, помощникам депутатов Собрания, Администрации района, органам территориального общественного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам в их деятельности по осуществлению прав и законных интересов; е) осуществляют контроль исполнения решений и иных актов Собрания, относящихся к их компетенции; ж) осуществляют иные полномочия, вытекающие из Устава Сердобского района Пензенской области.
Последний пункт («осуществляют иные полномочия, вытекающие из Устава Сердобского района Пензенской области»), встречающийся во многих муниципальных правовых актах такого рода, нельзя признать удачным, поскольку перечень полномочий депутатских комиссий не может быть бесконечным, он должен быть четко определен и излагаться исчерпывающим образом.
Кроме того, по нашему убеждению, в отношении властных структур (а депутатские комиссии являются структурными подразделениями представительного органа местного самоуправления как органа публичной власти на местном уровне) недопустимо нормативно-правовое регулирование их организационноправового статуса, в котором полномочия «вытекают» - в данном случае из Устава Сердобского района. Сразу возникает вопрос о том, какой орган или должностное лицо местного самоуправления должно и правомочно определять эти не установленные в Положении, а «вытекающие» из устава района полномочия депутатских комиссий, и как эти «вытекающие» полномочия должны формализовываться? Как нам представляется, здесь нет ответа по существу, поскольку на первый план выдвигается субъективный фактор правоприменителя, что с неизбежностью нарушает принцип законности.
Завершая оценку подхода к регулированию полномочий депутатских комиссий представительного орга-
3 Муртазина Г.М. Об изменениях в системе видов правовых актов местного самоуправления // Российская юстиция. 2009. № 12. С. 20-22. См. также: Захарова Н.И. Городское самоуправление в системе местного самоуправления в России: дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.02. М., 1998.
4 О постоянных комиссиях Собрания представителей Сердобского муниципального района Пензенской области: положение (утверждено решением Собрания представителей Сердобского муниципального района Пензенской области от 20. 07. 2006 № 14-2/2) [Электронный ресурс] // Сайт Пензенского делового портала. URL: http://penza-job.ru (дата обращения - 24. 12. 2013).
26
ПОСТОЯННЫЕ ДЕПУТАТСКИЕ КОМИССИИ
Апсуваева К. О.
на местного самоуправления, используемого в Положении о постоянных комиссиях Собрания представителей Сердобского муниципального района Пензенской области, отметим еще, что, по нашему мнению, излишним является пункт «г» («готовят предложения и рекомендации, вносят их на рассмотрение Собрания») ввиду его слишком общего, неконкретного характера и явной очевидности. Не отличается конкретностью и следующий пункт «д» («содействуют депутатам, помощникам депутатов Собрания, Администрации района, органам территориального общественного самоуправления, предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам в их деятельности по осуществлению прав и законных интересов»), хотя по сути с ним следует согласиться.
Значительно более широкий и более конкретный перечень полномочий постоянных депутатских комиссий представительных органов местного самоуправления содержится в Положении о постоянных депутатских комиссиях Курганской городской Думы5, чему посвящена ст. 4 Положения, включающая двадцать восемь полномочий депутатских комиссий (это самое большое число полномочий постоянных депутатских комиссий представительного органа местного самоуправления, которое нам удалось встретить в процессе анализа соответствующих муниципальных правовых актов). Однако структурный анализ показывает, что число полномочий депутатских комиссий этого муниципального образования может быть существенно сокращено, если объединить однопорядковые полномочия.
Например, в качестве самостоятельных определяются следующие полномочия: вносить предложения по формированию плана работы Курганской городской Думы на календарный год; вносить предложения в повестку дня заседаний Курганской городской Думы; вносить предложения в план работы Контрольносчетной палаты города Кургана; вносить на рассмотрение Курганской городской Думы проекты решений, относящиеся к предметам ведения постоянных комиссий; вносить предложения о составе приглашенных лиц на заседания Курганской городской Думы; вносить в Курганскую городскую Думу предложения о передаче проектов решений Курганской городской Думы по наиболее важным вопросам на публичные слушания, обсуждение трудовых коллективов, собраний граждан по месту жительства; вносить предложения по вопросам компетенции Курганской городской Думы о заслушивании на заседании Курганской городской Думы отчета, информации о работе органов местного самоуправления города Кургана, предприятий, учреждений, организаций о выполнении ими решений Курганской городской Думы и наказов избирателей.
Если эти полномочия расположить под общим знаменателем - «вносить предложения в Курганскую городскую Думу по предмету ее ведения», то из этих семи полномочий вполне может быть сформулировано одно: вносить предложения по рассматриваемым в Курганской городской Думе вопросам в рамках своей компетенции. Кроме того, ряд других полномочий также можно включить в этот общий знаменатель: осуществлять предварительное рассмотрение проектов решений, внесенных в Курганскую городскую Думу, да-
5 О постоянных депутатских комиссиях Курганской Городской Думы: положение (утверждено решением Курганской Городской Думы от 22. 12. 2004 № 207) [Электронный ресурс] // Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования «Город Курган» Курганской области. URL:
http://kurganoblduma.ru (дата обращения - 30. 12. 2013).
вать по ним свои предложения и замечания; осуществлять подготовку заключений по проектам решений Курганской городской Думы; осуществлять предварительное рассмотрение иных вопросов, запланированных для рассмотрения на заседаниях Курганской городской Думы; участвовать в разработке проектов решений Курганской городской Думы.
Аналогичным образом можно оценить и ряд других полномочий. Кроме того, вряд ли целесообразно выделять как самостоятельное такое полномочие депутатских комиссий, как право обращаться к Главе города Кургана, заместителю председателя Курганской городской Думы, Руководителю Администрации города Кургана, руководителям структурных подразделений Администрации города Кургана и органам местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию Курганской городской Думы. Мы полагаем, что право обращения презюмируется и было бы абсурдным, если бы такого права депутатские комиссии не имели. Равным образом это касается еще двух полномочий - рассматривать письма, обращения, заявления и жалобы граждан, предприятий, учреждений, организаций, поступающие в Курганскую городскую Думу или постоянные комиссии, давать по ним соответствующие заключения или принимать решения; выступать о результатах своей деятельности в средствах массовой информации.
Вместе с тем в рассматриваемом Положении включен ряд полномочий постоянных депутатских комиссий, которые отражают правовую природу и предназначение депутатских комиссий (за некоторым исключением, о чем речь пойдет ниже), в числе которых: представлять отчет о деятельности постоянных комиссий Курганской городской Думе и Главе города Кургана; организовывать и проводить депутатские слушания по вопросам, относящимся к полномочиям постоянных комиссий; исполнять поручения Курганской городской Думы, Главы города Кургана; обсуждать план мероприятий по выполнению наказов избирателей и давать по нему свои заключения; содействовать и осуществлять контроль за выполнением наказов избирателей, заслушивать сообщения руководителей предприятий, учреждений и организаций о ходе реализации наказов и вносить на рассмотрение Курганской городской Думы соответствующие предложения; осуществлять контроль за выполнением решений Курганской городской Думы по вопросам ведения комиссий.
Здесь заслуживают внимания полномочия депутатских комиссий, касающиеся наказов избирателей, наличие которых оценивается положительно. Более того, мы полагаем, что работа с избирателями должна входить в приоритетные направления деятельности постоянных депутатских комиссий представительного органа местного самоуправления, поскольку комиссии состоят из депутатов и несут в себе представительское начало на уровне местной, муниципальной власти.
В указанном перечне сомнение вызывает полномочие депутатской комиссии предоставлять отчет о своей работе Главе города Кургана, равно как в обязательном порядке исполнять поручения этого должностного лица, поскольку депутатские комиссии подотчетны представительному органу местного самоуправления, которым, собственно, они и формируются, поэтому подотчетность депутатских комиссий отдельным должностным лицам противоречит правовой природе комиссий. Это не означает, разумеется,
27
5'2014
Пробелы в российском законодательстве
что между ними (депутатскими комиссиями и главой города) не может быть взаимодействия, без которого невозможна эффективная деятельность публичной власти на местном уровне, но это взаимодействие не предполагает административного соподчинения.
Ситуация некоторым образом меняется, если глава города возглавляет представительный орган местного самоуправления, как это и имеет место в Кургане. Но тогда, во-первых, следовало указывать не главу города (он является главой муниципального образования), а председателя городской думы, которым в соответствии с от. 21 Устава муниципального образования города Кургана6 является глава муниципального образования; хотя депутатские комиссии все же подотчетны представительному органу местного самоуправления в целом, а не его председателю, поручения которого, впрочем, для депутатских комиссий носят императивный характер.
Что касается других полномочий депутатских комиссий Курганской городской Думы, то они, на наш взгляд, могут быть рекомендованы для использования в нормотворческой практике других муниципальных образований, а именно: выступать с докладами, содокладами и информациями на заседаниях Курганской городской Думы; содействовать депутатам и помощникам депутатов Курганской городской Думы, органам территориального общественного самоуправления, организациям и гражданам в их деятельности; участвовать в мероприятиях, проводимых органами местного самоуправления города Кургана по вопросам, находящимся в ведении постоянных комиссий; запрашивать в установленном порядке от государственных органов, органов местного самоуправления города Кургана, организаций и должностных лиц необходимые документы, заключения по ним и иные материалы, необходимые для работы постоянных комиссий; участвовать в подготовке предложений, замечаний, поправок к проектам законов Курганской области; проводить семинары, совещания с приглашением руководителей государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций по вопросам, относящимся к ведению постоянных комиссий.
Рассмотрим еще некоторые подходы к регулированию полномочий депутатских комиссий представительного органа местного самоуправления.
Так, в Положении о постоянных депутатских комиссиях Думы Анучинского муниципального района Приморского края7 в от. 2 указывается, что постоянные депутатские комиссии: разрабатывают проекты нормативных правовых и других актов Думы района по вопросам, относящимся в их ведению; подготавливают предложения по переданным им проектам законодательных актов Законодательного Собрания Приморского края; рассматривают переданные им проекты правовых актов Думы и готовят по ним заключения, рассматривают вопросы хозяйственного и социально-
6 Устав муниципального образования «Город Курган» (принят решением Курганской городской Думы от 28. 02. 2005 № 38, в ред. от 20. 02. 2008) [Электронный ресурс] // Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования «Город Курган» Курганской области. URL: http://kurganoblduma.ru (дата обращения - 30. 12. 2013).
7 О постоянных депутатских комиссиях Думы Анучинского муниципального района Приморского края: положение (принято решением Думы Анучинского муниципального района Приморского края от 31. 05. 2005) (Электронный ресурс] // Официальный сайт Думы Анучинского муниципального района Приморского края. URL: http://mo.zspk.gov.ru>anuchinskiy-rayon (дата обращения - 15.
01.2013).
культурного строительства, относящиеся к их ведению, разрабатывают предложения по этим вопросам; участвуют в предварительном обсуждении кандидатур в органы и на должности, избираемые, назначаемые, утверждаемые, согласуемые Думой района; заслушивают отчеты руководителей управлений, комитетов, отделов и других структурных подразделений администрации района; вносят мотивированные предложения для рассмотрения на заседании Думы района о выражении недоверия должностному лицу администрации района; выступают с докладами и содокладами на заседаниях Думы района; участвуют в работе согласительных комиссий, образуемых на паритетных началах Думой и главой района.
Столь подробное определение вопросов ведения постоянных депутатских комиссий оценивается позитивно, поскольку оно сводит к минимуму субъективное усмотрение комиссии как коллегиального рабочего подразделения представительного органа местного самоуправления. Вместе с тем здесь имеется ряд неоднозначных положений. Так, нельзя согласиться с формулировкой о том, что комиссии «заслушивают отчеты» руководителей подразделений местной администрации, поскольку в этом случае получается, что руководители подразделений подотчетны депутатским комиссиям, в то время как согласно ч. 6.1 от. 35 ФЗ 2003 г. глава местной администрации, который осуществляет руководство на основе принципа единоначалия (ч. 1 ст.37 ФЗ 2003 г.), подотчетен не депутатским комиссиям, а всему представительному органу местного самоуправления, и соответственно руководители подразделений местной администрации подотчетны руководителю местной администрации, а не депутатским комиссиям. В данном случае терминология имеет существенное значение, поскольку подотчетность предполагает правовые последствия для отчитывающегося должностного лица8. В отношении же руководителей подразделений местной администрации депутатские комиссии, как нам представляется, имеют полномочия лишь обязать последних выступить с докладом (информацией, сообщением) на заседании комиссии по вопросам своей компетенции, но не с отчетом, и, разумеется, депутатские комиссии не могут иметь полномочий увольнять (отправлять в отставку) руководителей подразделений местной администрации.
В этом же контексте с точки зрения действующих правовых норм, то есть по формальным основаниям, выглядит коллизионным и полномочие депутатской комиссии вносить мотивированные предложения для рассмотрения на заседании Думы района о выражении недоверия должностному лицу администрации района, поскольку в Уставе района не называются подобные полномочия представительного органа местного самоуправления. И речь здесь может идти только об удалении главы муниципального образования в отставку решением представительного органа местного самоуправления в порядке от. 74.1 ФЗ 2003 г., если глава муниципального образования одновременно является главой местной администрации, либо расторжении контракта с главой местной администрации, если таковой назначается по контракту (ч. 2 - 6.1 от. 27 ФЗ 2003 г), но не какого-то другого должностного лица ме-
8 Пылин В.В. Некоторые проблемы ответственности перед населением и представительным органом в муниципальных образованиях // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. № 3. С. 2-5.
28
ПОСТОЯННЫЕ ДЕПУТАТСКИЕ КОМИССИИ
Апсуваева К. О.
стной администрации, иначе пострадает принцип единоначалия (ч. 1 ст. 37 ФЗ 2003 г.).
Вместе с тем, отмечая некоторое несоответствие содержания указанного полномочия депутатских комиссий действующему законодательству, мы вполне солидарны с такой постановкой по существу. Дело в том, что в настоящее время ответственность главы местной администрации, назначаемого по контракту, несоразмерно ниже, чем ответственность главы муниципального образования - последнего представительный орган может отправить в отставку своим решением, и решение это не может быть обжаловано в суде (за исключением процедурных вопросов)9, что касается главы местной администрации, то к нему подобная мера применяться не может: здесь возможно только расторжение контракта, причем процедура расторжения контракта весьма сложная и в случае судебного разбирательства может быть чрезвычайно затяжной. Но главное здесь в другом.
При таком подходе (в соответствии с ФЗ 2003 г.) получается, что и глава муниципального образования, и глава местной администрации подотчетны представительному органу местного самоуправления (ч. 5.1 ст. 36 ФЗ 2003 г.), однако, как мы отмечали, глава муниципального образования может быть отправлен в отставку представительным органом местного самоуправления, а в отношении главы местной администрации представительный орган местного самоуправления такой муниципально-правовой санкции применить не может, и это при том, что реальная исполнительная власть в муниципальном образовании сосредоточена как раз у главы местной администрации.
Указанное в Положении о постоянных депутатских комиссиях Думы Анучинского муниципального района Приморского края и рассматриваемое нами полномочие депутатской комиссии, на наш взгляд, отражает эту коллизию, и в контексте проблематики, связанной с ответственностью органов и должностных лиц местного самоуправления, имеется немало вопросов, требующих своего разрешения.
И в этом смысле мы полагаем, что представительный орган местного самоуправления должен иметь полномочия отправлять в отставку главу местной администрации - так же, как и главу муниципального образования. Тем самым одновременно будет устранено противоречие, когда согласно ч. 1 ст. 74 ФЗ 2003 г. высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации может издать «правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации» (выделено нами -авт.), для представительного же органа местного самоуправления вторая часть («или главы местной администрации») законодателем отсекается, что явно расходится с фундаментальным принципом самостоятельности местного самоуправления.
В других муниципальных образованиях рассмотренные выше полномочия постоянных депутатских комиссий в разных сочетаниях также включаются в соответствующие муниципальные правовые акты. В некоторых случаях встречаются довольно спорные и редкие полномочия. В частности, в п. 3 Положения о постоянных комиссиях Собрания депутатов Златоустовского
9 Курманов М.М., Миннегулов И.Х. Ответственность главы муниципального образования: проблемы правового регулирования // Юридический мир. 2012. № 4. С. 13-15.
городского округа Челябинской области10 указывается, что депутатские комиссии правомочны «приглашать на договорной или иной возмездной или безвозмездной основе специалистов для участия в разработке нормативных правовых актов». «Возмездность» в данном случае вызывает сомнения, учитывая, что к настоящему времени на основании предшествующих лет нормотворческой практики в муниципальных образованиях выработаны примерные (модельные) муниципальные правовые акты практически по всем видам муниципально-правовых отношений (включая наиболее сложное отношения в бюджетной, землеустроительной, градостроительной сферах), разработанные во многих субъектах Российской Федерации.
Наконец, если допустить в реальности рассматриваемое полномочие постоянных депутатских комиссий Собрания депутатов Златоустовского городского округа, то пришлось бы признать, что каждая депутатская комиссия должна иметь бюджетное финансирование и едва ли не претендовать на статус юридического лица, что представляется невозможным в силу того, что депутатские комиссии являются структурными подразделениями представительного органа местного самоуправления, который уже является юридическим лицом и внутри которого не может быть в прямом подчинении другое юридическое лицо (а если представительный орган не является юридическим лицом, что тоже возможно, например, в сельских поселениях, когда функции представительного органа выполняет сход граждан, то тем более депутатская комиссия не может быть юридическим лицом).
Кроме того, депутаты работают в этих комиссиях, как отмечалось, на общественных началах. Таким образом, предложенное в Положении о постоянных комиссиях Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области полномочие депутатской комиссии привлекать на возмездной (платной) основе специалистов для разработки проектов муниципальных правовых актов представляются не имеющим достаточных правовых оснований для его включения в перечень таких полномочий.
Можно констатировать, что в муниципальных правовых актах полномочия постоянных депутатских комиссий представительных органов местного самоуправления, как правило, устанавливаются приблизительным образом и нередко в общей форме - такая практика представляется не соответствующей сущности депутатских комиссий как подразделений представительных органов публичной власти, поэтому полномочия комиссий должны устанавливаться предельно конкретно. Постоянные депутатские комиссии представительных органов местного самоуправления, как минимум, должны иметь следующие основные полномочия: разрабатывать и представлять заключения по проектам муниципальных правовых актов и иных решений представительного органа местного самоуправления; осуществлять контроль за исполнением решений представительного органа местного самоуправления, реализацией органами местного самоуправления вопросов местного значения; организовывать и проводить депутатские слушания по вопросам,
10 О постоянных комиссиях Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области: положение (утверждено решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 23. 03. 2012 № 28) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Златоустовского городского округа Челябинской области. URL: http://zlat-go.ru (дата обращения - 11. 11.2012).
29
5'2014
Пробелы в российском законодательстве
представляющим общественный интерес в муниципальном образовании; отчитываться перед представительным органом местного самоуправления о деятельности постоянной депутатский комиссии; исполнять поручения представительного органа местного самоуправления; давать заключения по наказам избирателей; выступать с информацией, сообщениями, докладами на заседаниях представительного органа местного самоуправления; запрашивать необходимую информацию у органов власти, организаций, учреждений, расположенных на территории муниципального образования; представлять заключения по оценке эффективности деятельности должностных лиц органов местного самоуправления.
Список литературы:
1. О постоянной депутатской комиссии Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области по законности и местному самоуправлению: положение (утверждено решением Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области от 28.04.2008 № 3-24) [Электронный ресурс] // Официальный сайт администрации Волоколамского муниципального района Московской области. URL: http://volokolamsk-rayon.ru (дата обращения - 06.03.2014).
2. О постоянных комиссиях Собрания представителей Сердобского муниципального района Пензенской области: положение (утверждено решением Собрания представителей Сердобского муниципального района Пензенской области от 20. 07. 2006 № 14-2/2) [Электронный ресурс] // Сайт Пензенского делового портала. URL: http://penza-job.ru (дата обращения - 24. 12. 2013).
3. О постоянных депутатских комиссиях Курганской Городской Думы: положение (утверждено решением Курганской Городской Думы от 22. 12. 2004 № 207) [Электронный ресурс] // Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования «Город Курган» Курганской области. URL: http://kurganoblduma.ru (дата обращения - 30. 12. 2013).
4. Устав муниципального образования «Город Курган» (принят решением Курганской городской Думы от
28. 02. 2005 № 38, в ред. от 20. 02. 2008) [Электронный ресурс] // Официальный сайт органов местного самоуправления муниципального образования «Город Курган» Курганской области. URL: http://kurganoblduma.ru (дата обращения - 30. 12. 2013).
5. О постоянных депутатских комиссиях Думы Ану-чинского муниципального района Приморского края: положение (принято решением Думы Анучинского муниципального района Приморского края от 31. 05. 2005) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Думы Анучинского муниципального района Приморского края. URL: http://mo.zspk.gov.ru>anuchinskiy-rayon (дата обращения - 15. 01. 2013).
6. О постоянных комиссиях Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области: положение (утверждено решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 23. 03. 2012 № 28) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Златоустовского городского округа Челябинской области. URL: http://zlat-go.ru (дата обращения - 11. 11.2012).
7. Захарова Н.И. Городское самоуправление в системе местного самоуправления в России: дис. ... канд. юрид. наук. 12.00.02. М., 1998.
8. Кирьянов А.Ю. Противодействие коррупции в муниципальной службе: принципы и механизмы реализации // Российская юстиция. 2011. № 11. С. 46-50.
9. Курманов М.М., Миннегулов ИХ Ответственность главы муниципального образования: проблемы правового регулирования // Юридический мир. 2012. № 4.
10. Муртазина Г.М. Об изменениях в системе видов правовых актов местного самоуправления // Российская юстиция. 2009. № 12. С. 20-22.
11. Пылин В.В. Некоторые проблемы ответственности перед населением и представительным органом в муниципальных образованиях // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. № 3.
Literature list:
1. About the constant deputy commission of Council of deputies of the Volokolamsk municipal region of the Moscow region on legality and local government: situation (No. 3-24 is approved by the decision of Council of deputies of the Volokolamsk municipal region of the Moscow region of 28.04.2008) [An electronic resource]//the Official site of administration of the Volokolamsk municipal region of the Moscow region. URL: http://volokolamsk-rayon.ru (date of the address - 06.03.2014).
2. About the constant commissions of Meeting of representatives of the Serdobsky municipal region of the Penza region: situation (it is approved as the solution of Meeting of representatives of the Serdobsky municipal region of the Penza region from 20. 07. 2006 No. 14-2/2) [Electronic resource]//Site of the Penza business portal. URL: http://penza-job.ru (date of the address - 24. 12. 2013).
3. About the constant deputy commissions of Kurgan City Council: situation (it is approved as the decision of Kurgan City Council from 22. 12. 2004 No. 207) [Electronic resource]//Official site of local governments of municipality "City of Kurgan" of the Kurgan region. URL: http://kurganoblduma.ru (date of the address - 30. 12. 2013).
4. The charter of municipality "City of Kurgan" (it is accepted by the decision of Kurgan City Council from 28. 02. 2005 No. 38, in an edition from 20. 02. 2008) [Electronic resource]//Official site of local governments of municipality "City of Kurgan" of the Kurgan region. URL: http://kurganoblduma.ru (date of the address - 30. 12. 2013).
5. About the constant deputy commissions of the Duma of the Anuchinsky municipal region of Primorsky Krai: situation (it is accepted the decision of the Duma of the Anuchinsky municipal region of Primorsky Krai from 31. 05. 2005) [Electronic resource]//Official site of the Duma of the Anuchinsky municipal region of Primorsky Krai. URL: http://mo.zspk.gov.ru> anuchinskiy-rayon (date of the address - 15. 01.2013).
6. About the constant commissions of Meeting of deputies of the Zlatoust city district of Chelyabinsk region: situation (it is approved as the solution of Meeting of deputies of the Zlatoust city district of Chelyabinsk region from
23. 03. 2012 No. 28) [Electronic resource]//Official site of the Zlatoust city district of Chelyabinsk region. URL: http://zlat-go.ru (date of the address - 11. 11. 2012).
7. Zakharova N. I. City self-government in system of local government in Russia: yew. ... edging. юрид. sciences. 12.00.02. M, 1998.
8. Kiryanov A.Yu. Counteraction of corruption in municipal service: principles and mechanisms of realiza-tion//Russian justice. 2011. No. 11. Page 46-50.
30
ПОСТОЯННЫЕ ДЕПУТАТСКИЕ КОМИССИИ
Апсуваева К. О.
9. Kurmanov M. M., Minnegulov I.H. Otvetstvennost of the head of municipality: problems of legal regula-tion//Legal world. 2012. No. 4.
10. Murtazina G. M. About changes in system of types of legal acts of local government//the Russian justice. 2009. No. 12. Page 20-22.
11. Pylin V. V. Some problems of responsibility before the population and a representative body in municipali-ties//Municipal service: legal questions. 2010. No. 3.
Рецензия
На статью Апсуваевой К.О. «Полномочия постоянных депутатских комиссий представительных органов местного самоуправления, их совершенствование».
Статья Апсуваевой К.О. выполнена в рамках диссертационного исследования.
В статье рассматриваются некоторые актуальные вопросы ведения постоянных депутатских комиссий представительных органов местного самоуправления, как их структурных подразделений, играющих значимую роль в организации муниципальной деятельности.
Как свидетельствует муниципальная практика, ресурс постоянных депутатских комиссий представительных органов местного самоуправления до конца не востребован, что не соответствует роли представительных органов в развитии института местного самоуправления в целом. И в науке муниципального права проблематика, связанная с деятельностью постоянных депутатских комиссий на муниципальном уровне, относится к числу наименее разработанных. Так, в теоретическом плане еще не ставился вопрос о правовой природе постоянных депутатских комиссий представительных органов местного самоуправления, в научном анализе нуждаются имеющиеся подходы к правовому регулированию статуса, структурирования и организации деятельности постоянных депутатских комиссий представительных органов местного самоуправления, весьма разнородные.
Новизна работы вполне очевидна: институт постоянных депутатских комиссий представительных органов муниципальной власти еще не был предметом специального научного анализа.
Рецензируемая статья выполнена на основе обширного аналитического, нормативного и практического материала, гарантирующего объективность научных выводов.
Полагаю, что научная статья Апсуваевой К.О. «Полномочия постоянных депутатских комиссий представительных органов местного самоуправления, их совершенствование» отвечает необходимым требованиями и может быть рекомендована к опубликованию в юридической печати.
Доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права Кубанского государственного университета, Дзидзоев Р. М.
31