Научная статья на тему 'Поликультурное воспитание школьников на уроках музыки'

Поликультурное воспитание школьников на уроках музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ушакова Н. А.

В настоящее время на Кубани сложилась уникальная этнографическая среда с определенными традициями, национальными особенностями, характерными чертами ментальности, влияющими на мировоззрение и поведение учащихся. Отличительной чертой этого региона является диалог культур (мировой, русской, этносов Северного Кавказа и других народов), что, с одной стороны, способствует динамизму развития Краснодарского края, а с другой возникновению различных проблем национального характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поликультурное воспитание школьников на уроках музыки»

№ 1 (26), 2008 “Культурная жизнь Юга России ”

■ 147

9. Юбка начала XX в (х/б) - инв. № РОМК. КП 1294/3; колпак начала XX в. (х/б) - инв, № РОМК. КП 5522/13П; фалыпонка - праздничный головной убор донской казачки 1890-1910 гг. (шелковая нить, х/б тесьма) - инв. № РОМК. КП 15753; кофта 1897— 1914 гг. (х/б) - инв. № РОМК. КП 18500; свадебный костюм донской казачки (1897 г.): кофта (шелк, кружево) - инв. № РОМК. КП 789/1а; юбка (шелковая и

х/б нить) - инв. № РОМК. КП 789/16; рушник - инв № РОМК. КП 23211.

10. «Девушки-казачки в кубелеках» — инв. № РОМК. КП-9066/22. Фото 571; «Семья зажиточного казака около своего дома» (70-е гг. XIX в.); «У куреня богатого казака» (1848 г.) - инв. № РОМК КП-9066/14. Фото 563; «Хороводы на берегу реки Дона» - инв. № РОМК. КП-9066/16. Фото 565.

Н. А. УШАКОВА

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

В настоящее время на Кубани сложилась уникальная этнографическая среда с определенными традициями, национальными особенностями, характерными чертами ментальности, влияющими на мировоззрение и поведение учащихся. Отличительной чертой этого региона является диалог культур (мировой, русской, этносов Северного Кавказа и других народов), что, с одной стороны, способствует динамизму развития Краснодарского края, а с другой - возникновению различных проблем национального характера.

Перед педагогами-музыкантами общеобразовательной школы стоит ответственная задача обучения детей музыкальному искусству. При этом не следует забывать, что главная цель образовательного учреждения - воспитание целостной творческой личности, имеющей активную гражданскую позицию.

В условиях многонационального Краснодарского края особое значение приобретает этнический аспект формирования ментальности школьников, в связи с этим на первый план выходит поликуль-турное воспитание детей. Изучая на уроках музыки произведения разных народов, в том числе и проживающих в данном регионе, учащиеся осознают, что каждый этнос создает свою самобытную культуру. Важно, чтобы общение детей соответствовало нормам толерантности (а не антагонизма, основанного на межконфессиональных, межрасо-вых, этнонациональных противоречиях).

В современной системе гуманитарного образования необходимо выработать новые подходы, раскрывающие специфику функционирования и развития социокультурной ментальности школьников. Исследование процесса формирования ментальности требует учета междисциплинарных связей психологии, социологии, этнологии, семиотики, культурологии, исторической науки.

Структура ментальности включает в себя множество компонентов, из них наиболее значимыми являются: интеллектуальный (отражающий умственные способности личности школьника), ценностно-ориентированный (показывающий отношение к общечеловеческим и национальным ценностям, потребности, выступающие в качестве личных ценностей), нравственно-по-веденческий (выявляющий поведение учащихся в конкретных ситуациях, этические стимулы и

мотивы), музыкально-эстетический (рассматривающий эстетические вкусы, в том числе музыкальные, способность образно-художественного восприятия жизни, эмоционально-ценностного отношения к искусству).

На уроках музыки необходимо создавать пси-холого-педагогические условия для духовного, личностно-ориентированного развития школьников. Желательно, чтобы учащиеся совместно с учителем проводили своеобразные фольклор-но-этнографические исследования, позволяющие глубже осмыслить содержание, художественновыразительные средства музыкальных произведений во всем их многообразии.

Особое значение на уроках музыки приобретает интегрированный процесс взаимодействия различных видов искусств, поскольку Музыка зачастую неразрывно связана с поэзией, литературой, кино, живописью, театром. В структуре поэтических, музыкальных, живописных образов есть много общего и вместе с тем различного, обогащающего духовный мир учащихся.

Формированию ментальности школьников на музыкальных занятиях способствуют методы свободного диалога, интонационно-стилевош постижения музыки, музыкального собеседования и др. В рамках этнопедагогических технологий используется метод «Познай себя через музыку» (Н. А. Ветлугина). Учащиеся на уроке слушают несколько произведений: украинскую народную песню «Веснянка», русскую народную песню «Вниз по матушке, по Волге» и танец «Лезгинку», характерный для многих народов Кавказа. В ходе сравнительного анализа они выявляют особенности русской и украинской песен, отмечают их общие славянские корни и в то же время замечают, что зажигательная, динамичная «Лезгинка» воплоща-

148 “Культурная жизнь Юга России ”

М 1 (26), 2008

ет особенности музыкального языка, характерного для народов Кавказа. Таким образом, школьники приходят к выводу, что у каждого народа есть свои обычаи, традиции, свой музыкальный язык.

Моделирование процесса формирования ментальности школьников на уроках музыки позволит построить более четкий алгоритм внедрения новаций в педагогическую практику и проанализировать полученные результаты. Разумеется, вводимые в систему обучения музыке преобразования базируются на основе лучших достижений музыкальной педагогики последних лет и не предполагают разрушения существующих положительных традиций.

Формирование ментальности школьников на уроках музыки проходит несколько этапов 1) начальный, элементарный, когда учащиеся еще не владеют необходимыми знаниями, умениями и навыками, а только начинают приобщаться к культурным ценностям; 2) постепенное вовлечение учащихся в учебную деятельность, направленную на овладение определенными музыкально-теоретическими знаниями, навыками вос-

приятия, и обсуждение изучаемых музыкальных произведений; 3) появление ментальных ценностных ориентаций у школьников, умение рассказать о своих впечатлениях после прослушивания музыкального сочинения; 4) развитие навыков музыкального мышления, осознание богатства жанровых и национальных особенностей музыкального искусства, формирование мировоззренческих ценностей, нравственных норм.

Известно, что ментальность первоначально складывается на уровне подсознания под влиянием окружающей среды. Постепенно у человека вырабатывается целостное представление о мире, ориентированное на сложившиеся традиции. С точки зрения поликультурного воспитания школьников задача педагога состоит в том, чтобы ассимилировать в их сознании все самое ценное, что имеется в различных национальных культурах, а также дать учащимся ориентиры для дальнейшего самостоятельного развития в этой области.

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект ЛЬ 07-06-38608 а/Ю.

Ф. Г. ЛОВПАЧЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ДЕВИАНТНЫХ И ПРАВОПОСЛУШНЫХ ЮНОШЕЙ

Проблема девиантного поведения остается в центре внимания социологов, правоведов, педагогов, психологов. Имеется ряд исследований, связывающих девиацию с акцентуациями характера и психопатологическими чертами личности, а также социальными факторами (прежде всего, с фрустрированными экономическими потребностями). Их авторы, на наш взгляд, пытаются найти слишком простые связи, которые ведут либо к социологизаторству проблемы, когда преступность объявляется следствием неблагоприятной классовой позиции человека, либо к био- или психологизаторству, когда какие-либо устойчивые психологические черты человека делают ответственными за его девиантное поведение.

Как биологические, так и личностно-психо-логические факторы могут играть роль в девиантном поведении, но они должны преломляться через социальные ситуации и те психологические и социально-психологические механизмы, которые формирует у себя субъект, чтобы справляться с жизненными проблемами (1). К таким конструктам интегрального уровня, охватывающим и личность, и социальные условия ее жизни и деятельности, исследователи устойчиво относят такие личностные регуляторы, как самооценка, личностная и социальная идентичность, мировоззрение, жизненные планы и представления о будущем (2).

В рамках данной статьи мы сравниваем личностные регулятивные механизмы лиц с девиантным поведением и лиц с нормативным поведени-

ем, чтобы обнаружить возможные дифференцирующие параметры.

Исходя из особенностей экспериментальных выборок и требований экологической валидности процедуры, мы получили все эмпирические данные б беседах с испытуемыми (метод глубинного интервью) и в нескольких простых для выполнения методиках, включенных в эти беседы.

Испытуемым в экспериментальных выборках предлагались две известные методики измерения самооценки. Первая ориентирована на осознаваемое позиционирование ими себя в отношении к группе сравнения, соответствующей возрастной и гендерной группам (методика Дембо - Рубинштейн). Вторая опирается на его поведенческие решения относительно своей способности выполнить поставленную задачу. Эта техника из-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.