"Культурная жизнь Юга России "
М> 1 (26), 2008
С. С. КОВАЛЬ
ПАМЯТНИКИ ЖЕНСКОЙ КАЗАЧЬЕЙ КУЛЬТУРЫ В МУЗЕЯХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА И ДОНА
В последние два десятилетия заметно возрос интерес исследователей к изучению истории и быта российского казачества. Все чаще ученые обращаются к анализу различных сторон жизни хранительницы казачьего дома - женщины-казачки. Появление новых работ, посвященных этой тематике, остро ставит вопрос о расширении источниковой базы, в том числе за счет изучения предметов, накопленных в музейных коллекциях, особенно в музейных учреждениях, располагающихся на территории традиционного расселения казачества.
Богатыми коллекциями памятников традиционной культуры кубанских казачек располагает Краснодарский государственный историко-архео-логический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына, экспозиция которого содержит комплекс памятников, дающих представление о традиционной культуре кубанских казачек. В основном это памятники женских ремесел (1), есть два женских казачьих костюмных комплекса (2), представлены интерьеры кубанской хаты, а также городского казачьего жилища начала XX века. Некоторые элементы интерьера составляли окружающую среду, быт казачки и являются памятниками ее культуры (3). Основная часть орудий женского рукоделия хранится в фондах (4). Предметы интерьера представлены в фондах КГИАМЗ небольшим количеством шкафов, комодов, зеркал, стульев, а также множеством сундуков - «скрынь» (5).
Изучением традиционной культуры терских казачек занимаются сотрудники Ставро польского государственного краеведческого музея им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве. В фондах музея хранится длинная стеганая на вате «кохта» середины XIX века, половики из полосок разноцветных тканей (один изготовлен на ткацком станке, другой связан крючком) (6). В глубине большого экспозиционного зала, вместившего в себя экспозицию «Культура и быт народов Ставрополья», расположены памятники казачьей культуры: костюм некрасовской казачки, свадебный костюм терской казачки начала XX века (7), обувь, рушники, прялка второй половины XIX века (8), интерьер хаты.
Выставки донских музеев отличаются богатством экспонируемых женских костюмных комплексов. Фонды Ростовского областного музея краеведения содержат несколько элементов традиционных костюмов донских казачек (9). В 2003 году в РОМК была сформирована экспозиция «Донское казачество XVIII - начала XX века», в четырех соседних витринах которой представлены специально сшитые для выставки женские казачьи костюмы различных эпох.
Экспозиция Музея истории донского казачества включает богатую коллекцию предметов женс-
кой культуры. Особое внимание привлекают личные вещи жен атаманов - М. К. Ефремовой (сумка, расшитая золотом; веер, кофейные серебряные чашки) и А. И. Иловайской (ридикюль). В МИДК хранятся и экспонируются фотографии сцен домашнего быта с изображениями казачек в традиционных костюмах середины XIX века (10).
Таким образом, одной из тенденций в работе современных музеев является собирание, изучение и экспонирование памятников казачьей культуры в целом и культуры казачки в частности, что можно объяснить связью женской субкультуры с историей повседневности, интерес к которой характерен для современной науки. В настоящее время обозначенная нами проблема приобретает особое значение в связи с возрождением казачьей культуры.
Источники
1. Веретено - инв. № КГИАМЗ. JIM 5/1; самопрялка - инв. № КГИАМЗ. JIM 5/5; гребень для прядения - инв. № КГИАМЗ. ЛМ 155/2.
2. Женская рубаха (конопляный холст) - инв. № КГИАМЗ. Л М~ 54/15: «кохта» - инв. № КГИАМЗ. ЛМ 54/17; юбка - инв. № КГИАМЗ. 54/22.
3. Самовар - инв. № КГИАМЗ. ЛМ 3/1; гребень для волос - инв. № КГИАМЗ. ЛМ 5/3; зеркало XIX в. - инв. № КГИАМЗ. ЛМ 89/2; щипцы для завивки волос - инв. № КГИАМЗ. ЛМ 131/1; скатерть, вязанная крючком, - инв. № КГИАМЗ. ЛМ 32/401.
4. Гребни для прядения - инв. № КГИАМЗ. КМ 1616, КМ 3322/2; ткацкий станок-инв. № КГИАМЗ. КМ 7740/4; «трепала» (приспособление для прядения, с зубцами, на рукояти) - инв. № КГИАМЗ. КМ 1521, КМ 1384.
5. Инв. №№ КГИАМЗ. КМ 3017/32, КМ 4134/1, КМ 4367/1, КМ 4404/1, КМ 8571/14.
6. Отчет о работе историко-этнографической экспедиции Ставропольского государственного краевого музея имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве в ст-цу Темнолесскую Шпаковского р-на Ставропольского края: материалы СГКМ. Ставрополь, 2003. Ф. 50. Ед. хр. 193. О. Ф. № 33645. С. 134.
7. Инв. № СГКМ. О. Ф. 21532, 21533.
8. Инв. № СГКМ. О. Ф. 33296.
№ 1 (26), 2008 "Культурная жизнь Юга России "
■ 147
9. Юбка начала XX в (х/б) - инв. № РОМК. КП 1294/3; колпак начала XX в. (х/б) - инв, № РОМК. КП 5522/13П; фальшонка - праздничный головной убор донской казачки 1890-1910 гг. (шелковая нить, х/б тесьма) - инв. № РОМК. КП 15753; кофта 1897-1914 гг. (х/б) - инв. № РОМК. КП 18500; свадебный костюм донской казачки (1897 г.): кофта (шелк, кружево) - инв. № РОМК. КП 789/1а; юбка (шелковая и
х/б нить) - инв. № РОМК. КП 789/16; рушник - инв № РОМК. КП 23211.
10. «Девушки-казачки в кубелеках» — инв. № РОМК. КП-9066/22. Фото 571": «Семья зажиточного казака около своего дома» (70-е гг. XIX в.); «У куреня богатого казака» (1848 г.) - инв. № РОМК КП-9066/14. Фото 563; «Хороводы на берегу реки Дона» - инв. № РОМК. КП-9066/16. Фото 565.
H.A. УШАКОВА
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
В настоящее время на Кубани сложилась уникальная этнографическая среда с определенными традициями, национальными особенностями, характерными чертами ментальности, влияющими на мировоззрение и поведение учащихся. Отличительной чертой этого региона является диалог культур (мировой, русской, этносов Северного Кавказа и других народов), что, с одной стороны, способствует динамизму развития Краснодарского края, а с другой - возникновению различных проблем национального характера.
Перед педагогами-музыкантами общеобразовательной школы стоит ответственная задача обучения детей музыкальному искусству. При этом не следует забывать, что главная цель образовательного учреждения - воспитание целостной творческой личности, имеющей активную гражданскую позицию.
В условиях многонационального Краснодарского края особое значение приобретает этнический аспект формирования ментальности школьников, в связи с этим на первый план выходит поликультурное воспитание детей. Изучая на уроках музыки произведения разных народов, в том числе и проживающих в данном регионе, учащиеся осознают, что каждый этнос создает свою самобытную культуру. Важно, чтобы общение детей соответствовало нормам толерантности (а не антагонизма, основанного на межконфессиональных, межрасовых, этнонациональных противоречиях).
В современной системе гуманитарного образования необходимо выработать новые подходы, раскрывающие специфику функционирования и развития социокультурной ментальности школьников. Исследование процесса формирования ментальности требует учета междисциплинарных связей психологии, социологии, этнологии, семиотики, культурологии, исторической науки.
Структура ментальности включает в себя множество компонентов, из них наиболее значимыми являются: интеллектуальный (отражающий умственные способности личности школьника), ценностно-ориентированный (показывающий отношение к общечеловеческим и национальным ценностям, потребности, выступающие в качестве личных ценностей), нравственно-по-веденческий (выявляющий поведение учащихся в конкретных ситуациях, этические стимулы и
мотивы), музыкально-эстетический (рассматривающий эстетические вкусы, в том числе музыкальные, способность образно-художественного восприятия жизни, эмоционально-ценностного отношения к искусству).
На уроках музыки необходимо создавать пси-холого-педагогические условия для духовного, личностно-ориентированного развития школьников. Желательно, чтобы учащиеся совместно с учителем проводили своеобразные фольклор-но-этнографические исследования, позволяющие глубже осмыслить содержание, художественно-выразительные средства музыкальных произведений во всем их многообразии.
Особое значение на уроках музыки приобретает интегрированный процесс взаимодействия различных видов искусств, поскольку музыка зачастую неразрывно связана с поэзией, литературой, кино, живописью, театром. В структуре поэтических, музыкальных, живописных образов есть много общего и вместе с тем различного, обогащающего духовный мир учащихся.
Формированию ментальности школьников на музыкальных занятиях способствуют методы свободного диалога, интонационно-стилевош постижения музыки, музыкального собеседования и др. В рамках этнопедагогических технологий используется метод «Познай себя через музыку» (Н. А. Ветлугина). Учащиеся на уроке слушают несколько произведений: украинскую народную песню «Веснянка», русскую народную песню «Вниз по матушке, по Волге» и танец «Лезгинку», характерный для многих народов Кавказа. В ходе сравнительного анализа они выявляют особенности русской и украинской песен, отмечают их общие славянские корни и в то же время замечают, что зажигательная, динамичная «Лезгинка» воплоща-