Научная статья на тему 'Пути военно-патриотического воспитания учащихся vii-viii классов на уроках музыки'

Пути военно-патриотического воспитания учащихся vii-viii классов на уроках музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЫКА / MUSIC / УЧЕНИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ / SECONDARY SCHOOL STUDENTS / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКИ / METHOD OF MUSIC TEACHING / АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ПЕСНИ / AZERBAIJANI SONGS / MILITARY AND PATRIOTIC UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камилова Нармин Микаил Кызы

В статье рассматриваются проблемы военно-патриотического воспитания учеников VII-VIII классов на основе азербайджанской музыки. Отмечается, что использование азербайджанской музыки в процессе обучения формирует характер, нравственные и духовные качества, чувство любви к родной земле и патриотизма, одним словом, оказывает огромное положительное влияние на внутренний мир школьников. Для достижения этих качеств применяются такие методы обучения, как расмотрение содержания периода, в который происходили события, изложенные в песне. Даются сведения об авторах и исполнителях мелодии, в том числе с использованием наглядных пособий (аудио и видеозаписей выдающихся исполнителей). Затем дети начинают учить песню или какую-либо другую изучаемую мелодию. Исследование показало, что тщательная предварительная подготовка (проведение экскурсий по памятным местам, рисование впечатлений, изложение в виде стихов или сочинения) помогает лучшему усвоению учебного материала. Излагаются также народные основы музыкальных произведений с тем, чтобы понять истоки мелодии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY AND PATRIOTIC UPBRINGING OF THE PUPILS OF 7TH-8TH GRADES AT MUSIC CLASSES

The paper reviews the issue of the military and patriotic upbringing of the pupils of the 7th-8th grades based on Azerbaijani music. It is noted that the usage of the Azerbaijani music forms the character, moral and spiritual qualities, the feeling of love to the motherland, and in one word has great positive impact on inner world of the schoolchildren. For achievement of these qualities there are used such methods as review of the period during which the events that are descried in the song were taking place. There is provided information about the authors and singers, including the audio-visual materials. After that, the children start to learn the song or any other melody. The research has showed that the thorough preliminary preparation (excursions to memorable places, drawing of impressions, and recitation in the form of poems or an essay) helps to better absorb the study material. The folk origins of the musical works are also explained in order to better understand the melodies.

Текст научной работы на тему «Пути военно-патриотического воспитания учащихся vii-viii классов на уроках музыки»

Камилова Нармин Микаил кызы

ПУТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ..

педагогические науки

УДК 371.3

ПУТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ VII-VIII КЛАССОВ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ

© 2016

Камилова Нармин Микаил кызы, старший преподаватель кафедры музыкальных предметов

и методики их преподавания Азербайджанский педагогический университет, Баку (Азербайджан)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы военно-патриотического воспитания учеников VII-VIII классов на основе азербайджанской музыки. Отмечается, что использование азербайджанской музыки в процессе обучения формирует характер, нравственные и духовные качества, чувство любви к родной земле и патриотизма, одним словом, оказывает огромное положительное влияние на внутренний мир школьников. Для достижения этих качеств применяются такие методы обучения, как расмотрение содержания периода, в который происходили события, изложенные в песне. Даются сведения об авторах и исполнителях мелодии, в том числе с использованием наглядных пособий (аудио- и видеозаписей выдающихся исполнителей). Затем дети начинают учить песню или какую-либо другую изучаемую мелодию. Исследование показало, что тщательная предварительная подготовка (проведение экскурсий по памятным местам, рисование впечатлений, изложение в виде стихов или сочинения) помогает лучшему усвоению учебного материала. Излагаются также народные основы музыкальных произведений с тем, чтобы понять истоки мелодии.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, музыка, ученики средней школы, методика преподавания музыки, азербайджанские песни.

MILITARY AND PATRIOTIC UPBRINGING OF THE PUPILS OF 7TH-8TH GRADES

AT MUSIC CLASSES

© 2016

Kamilova Narmin Mikail kizi, senior teacher of the department of musical classes

and the methods of its teaching at Azerbaijan State University, Baku (Azerbaijan)

Abstract. The paper reviews the issue of the military and patriotic upbringing of the pupils of the 7th-8th grades based on Azerbaijani music. It is noted that the usage of the Azerbaijani music forms the character, moral and spiritual qualities, the feeling of love to the motherland, and in one word has great positive impact on inner world of the schoolchildren. For achievement of these qualities there are used such methods as review of the period during which the events that are descried in the song were taking place. There is provided information about the authors and singers, including the audio-visual materials. After that, the children start to learn the song or any other melody. The research has showed that the thorough preliminary preparation (excursions to memorable places, drawing of impressions, and recitation in the form of poems or an essay) helps to better absorb the study material. Затем дети начинают учить песню или какую-либо другую изучаемую мелодию. The folk origins of the musical works are also explained in order to better understand the melodies.

Keywords: military and patriotic upbringing, music, secondary school students, method of music teaching, Azerbaijani songs.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с наук. Вопросы музыкального воспитания в целом иссле-важными научными и практическими задачами. В VII довали Ж.Г.Кадымова, Ф.Гидаятова, С.Д.Кулиев [10, 11, классе рекомендуются работать с такими песнями воен- 12]. В данных работах рассматриваются общие педагоги-но-патриотического содержания, как песня О.Раджабова ческие, эстетические и психологические вопросы музы-на слова Эльсевера «Доблестный марш», Э.Сабитоглу кального воспитания школьников. Работы А.А.Агаева и на слова Б.Вагабзаде «Азербайджан», О.Раджабова на Х.Фаталиева связаны непосредственно с вопросами воен-слова С.Шихалиева «Военная клятва», Р.Шафаг на слова но-патриотического и гражданского воспитания, однако А.Джавада «Праздник независимости», Ш.Ахундовой тему музыкального воспитания здесь они не рассматри-на слова А.Шаига «Победа за нами», Н.Нурмамедли и вали в отдельности. Таким образом, несмотря на богатую З.Хыналы на слова А.Шаига «Братья-воины». Для про- научно-исследовательскую литературу по воспитанию слушивания рекомендуются ашугская песня Кероглу, учащихся в средней школе, в Азербайджане задачи музы-а также «Джанги», увертюра из оперы У.Гаджибекова кального военно-патриотического воспитания исследова-«Кероглу», восьмую часть симфонии-реквиема ли мало, что и привело нас к необходимости рассмотре-«Чингиз» и другие музыкальные образцы. ния проблемы в указанном аспекте.

Анализ последних исследований и публикаций, в кото- Формирование целей статьи (постановка задания). рых рассматривались аспекты этой проблемы. Вопросы Учитывая важность рассматриваемой проблемы в об-разработки методик при обучении музыки основаны на щей системе обучения школьников, воспитания в них общих дидактических и методических принципах, кото- личности и гражданина, мы поставили в данной статье рые учитывают возрастные, личностные особенности, цель рассмотрения практического опыта школьных учи-роль здесь социальной среды и воспитания. Есть много телей в проведении уроков музики с военно-патриоти-разработок в данном направлении, как зарубежных, так ческой тематикой.

и отечественных. Изложение основного материала исследования.

Исследователи единогласны во мнении о том, что «во Музыкальные образцы, представляемые учащимся на все времена музыку как мощную психологическую силу этапах исполнения песен или прослушивания музыки, старались использовать для оказания влияния на чувства нравятся учащимся в том случае, если у них появится и волю людей, особую актуальность приобретает пробле- интерес к этому процессу, т.е. исполнению песни или ма организации музыкального обучения и воспитания в прослушиванию музыки. Для этого учащиеся внача-средней школе, что может составить альтернативу мас- ле должны внимательно прослушать эти музыкальные совой экспансии субкультуры» [1]. Имеется множество образцы, затем исполнять его (если это песня). Однако российских пособий по конкретной разработке музы- учитель должен суметь донести до каждого учащегося кальной и эстетической культуры детей в средней шко- интересные факты о произведении, которое они будут ле [3, 4, 5, 6 и т.д.]. В азербайджанской педагогической исполнять или прослушивать [7, с. 47-48]. мысли данная проблематика также была предметом ис- На уроке пения в VTP классе в школьном лицее-дет-следования представителей гуманитарных и социальных ском саду в Баку детям было предложено исполнить

педагогические науки

ПУТИ

Камилова Нармин Микаил кызы ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ...

песню Р.Шафаг на слова А.Джавада «Праздник независимости». Учитель начал с того, что дал детям послушать запись исполнения этой песни детским хором «Бановша» («Фиалка»).

Затем дети с помощью учителя определили, что каждый куплет песни исполняет солист, а припев дети поют хором. Куплет песни исполняется в тональности ля-минор, а припев в тональности до-мажор. Темп и куплета, и припева составил 4/4. Куплеты песни основаны на интонации классического азербайджанского мугама «Сегях», а припев

- мугама «Раст». Последние три строки припева переходят из трехголосия в четырехголосие. Куплет песни основан на нюансе «да/», а припев - на нюансе «/».

Наблюдения показывают, что при прослушивании песен дети усваивают ряд знаний, тем самым проявляя сознательное отношение у исполнению песен.

После этого учитель читает первые две строки песни учащимся:

Время угнетенных рабов, Время объединенных бедняков, Время трудящихся народов, День независимости - май!

Потом учитель дает необходимые сведения и песне «Марш независимости - май!», о ее авторах, отмечая, что впервые наш народ получил независимость 28 мая 1918 года, страна наша называлась тогда Азербайджанская Демократическая Республика, ее руководителем был М.Э.Расулзаде. Однако эта республика была свергнута со стороны русской империи. Эта песня посвящена АДР. После этой информации педагог показывает на доске портрет М.Э.Расулзаде, давая детям прослушать запись выступления его на тему Азербайджана.

Ясное дело, что эти и другие сведения дают детям возможность подходить к исполнению песни более творчески. Помимо этого, учитель вместе с детьми исполняет первый куплет песни вместе с детьми (а также припев). После того, как песня заучена фразами, отдельными предложениями, учитель вноь обращается к детям с вопросом: Учитель: - дети, каков жанр исполняемой нами песни?

У1- песня У- марш У3- песня-марш.

Учитель подтверждает, что данная песня является маршевой песней и говорит:

- Да, это так! Эта песня написана в темпе марша, и потому называется песней-маршем.

Преподаватель изучил эту песню еще в одном классе

- УПЬ, но без предварительного обсуждения, затем была составлена таблица о разном уровне усвоения предмета. Таблица 1 показывает, на каком уровне дети усвоили тему.

Таблица 1-Усвоение песни «Марш независимости -май»

Экспериментальный класс (20 человек) Контрольный класс (20 учеников)

Правильно Хлопают в ладоши песни Высказывают содержанию песни Праипьш, мелодию пе сни Хлопают в ладоши песни Высказывают мысли с огла сно содержанию песни

16 (80%) 17(55%) 14 (70%) 10 (50%) 12 (60%) 10 (50%)

У3-должны быть здоровыми; У4-должны уметь применять боевую технику; У5-должны разбираться в современной технике. Учитель: Правильно, ребята! Вы все правильно высказались. Каждый ученик из этого класса является будущим воином. Однако каждый воин в то же время должен быть грамотным, знающим, здоровым, развираться в современной технике.

Учительница средней школы в седьмом классе детского сада-школы Я.Халилова, прежде, чем предложить детям прослушивание отрывка «Джанги» из оперы У.Гаджибейли «Кероглу» и говорить о великом музыкальном искусстве, также обращает внимание учащихся на известные им из истории музыки эпизод из Седьмой симфонии советского композитора Дм.Шостаковича «Нападение», и композитора А.Александрова «Священная война»:

Учитель: ребята, Седьмая симфония Дм.Шостаковича звучит 1 час, музыка композитора А.Александрова «Священная война» же - всего 4 минуты. В годы Великой Отечественной войны песня А.Александрова, хотя и звучала всего 4 минуты, она поднимала всех, всю страну на ноги. Воины именно под мелодию этой песни с большим воодушевлением переходили в наступление, побеждали врага. Следовательно, эта четырехминутная песня может называться в истинном смысле слова «большим искусством».

А теперь послушаем музыку на военно-патриотическую тему. Это народный танец «Джанги», отрывок из оперы У.Гаджибейли «Кероглу» «Джанги». После прослушивания указанных мелодий вывешивается таблица 2, по которой дети определяют сходство и различие в них: Таблица 2 - Данные по разучиванию мелодии « Джанги»

мелодии сходство различие

Азербайджанский народны й танец «Джанги» мелодия Ансамбль нар одных духовых инструментов, народных ударных инструментов, семь музыкантов

отрывок из оперы УХаджнбейли «Кероглу» «Джанги» мелодия Симфонический оркестр, ударные инструменты симфонического оркестра,60 музыкантов

Как видно из таблицы 1, уровень развития учащихся из экспериментального класса более высокий относительно контрольного класса. Основной причиной этому является то, что учитель ознакомил учащихся со многими сведениями относительно времени и условий создания песни.

Были использованы наглядные пособия. Следовательно, путем применения определенных приемов при исполнении песни учитель добивается повышения интереса к песне со стороны учеников. После этого учитель обращается к ученикам со следующими словами:

Учитель: Ребята, что мы должны делать для защиты своей независимости?

У1- должны иметь сильную армию;

У2- должны быть грамотными и знающими;_

На основе указанной таблицы 2 дается разъяснение о том, что мелодия одна и та же, однако коллективы, которые ее исполняют, разные. В связи с этими музыкальными образцами дается еще такое разъяснение:

- Ребята, очень давно, когда надо было подняться на борьбу с чужеземцами, с врагом, надо было исполнять воинственную мелодию «Джанги», которые играли несколько исполнителей на зурне. Под звуки этой мелодии храбрые воины переходили в наступление и сражали врага.

В опере «Кероглу» У.Гаджибейли также использует эту народную мелодию для изображения сцены нападения. Позже в классе, используя Интернет, учащимся показывается наглядно отрывок из одноименного фильма-оперы.

Наблюдения показывают, что прослушивание музыки «Джанги», организованное подобным образом, вызывает повышение интереса к музыке у учащихся, они настроены с большим энтузиазмом и вниманием слушать музыку, и даже некоторые из них пытаются поймать ритм музыки прихлопыванием. В конце прослушивания музыки учащиеся стараются напевать мелодию.

В другом же классе, УПЬ, учитель не использует диаграммы или таблицы, наглядные пособия, дает учащимся послушать мелодию «Джанги», в результате чего были получены следующие данные (таблица 3):

Таблица 3 - Итоги обучения песни «Джанги»

Экспериментальный класс (20 человек) Контрольный класс (20 человек)

Смогли исполнить мелодию •■Джанги» Смогли правильно ритм «Джанги» Смогли высказать свое мелодии •Джанги» Смогли исполнить мелодию (Джанги» Смогли правильно •Джанги» Смогли высказать свое мелодии •Джанги»

17 (70%) 17(55%) 12 (60%) 3 (40%) 10(50%) 7 (35%)

Как видно из проведенного эксперимента, учитель организовал в связи с мелодией «Джанги» интересные

Камилова Нармин Микаил кызы педагогические

ПУТИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ ... науки

беседы, использовал наглядные средства обучения, что способствовало значительному улучшению усвоения учебного материала экспериментальной группой.

Для того, чтобы сформировать у учеников VIII класса военно-патриотические чувства, необходимо обучать их песням военной тематики, относящихся не только к периоду Великой Отечественной войны, но и песням азербайджанских композиторов, посвященных событиям 20 января 1990 года, ходжалинскому геноциду, Первой Карабахской войне, нашим национальным героям. Здесь можно обратиться и к другим жанрам музыкального творчества на указанную тематику.

Педагог Европейско-азербайджанского лицея (Баку) Ш.Гасанова за день до урока музыки, посвященного событиям 20 января 1990 года, организовала экскурсию для учеников VIII класса в Аллею Шехидов, где учащиеся ознакомились с данными о жертвах событий 20 января, а также организаторах этих кровавых событий. Педагог ознакомила их с такими фактами, как состав организаторов массовых беспорядков и расстрелов мирных жителей столицы, дала характеристику жертв указанных событий.

Педагог объяснила детям, что независимость далась нам высокой ценой. Мы потеряли многих достойных граждан страны. У нас до сих пор часть земель оккупирована захватчиками. Для их освобождения необходимо работать над собой, чтобы стать грамотными, умными, бесстрашными и сильными. Для этого надо, кроме теоретических знаний, и практически овладеть техническими навыками работы с различными техническими приспособлениями и технологиями. Вы - будущее нашей страны.

После экскурсии учитель предлагает учащимся нарисовать свои впечатления об увиденном на бумаге, или написать сочинение, даже в стихах. На следующий день учащиеся принесли рисунки, стихи, некоторые использовали базу Интернета, скачав оттуда необходимую информацию. Учитель, развесив рисунки на доске, попросила учащихся рассказать об этих рисунках. Затем все сказанное было обобщено, учитель подвела итоги, поблагодарила учащихся за проделанную работу.

Затем были рассмотрены сочинения и стихи учащихся. Таким образом, итоги экскурсии были творчески обобщены. После этого была озвучена в исполнении народной артистки СССР Зейнаб Ханларовой песня Эмина Сабитоглу на слова Бахтияра Вахабзаде «Шехиды», затем начинается процесс обучения детей словам песни и мелодии.

Чувствовалось, что дети активно и с воодушевлением участвуют в разучивании песни. Они внимательно слушали пение учителя, затем повторяли, чтобы это все запомнить. После того, как были выучены слова, учитель стал работать над мелодией песни.

В контрольном же 'УШЬ классе дети стали учить песню «Шехиды» без предварительной подготовки и впоследствии выяснилось, что итоги подобного обучения отличаются от итогов экспериментального класса.

Таблица 4 - Итоги обучения песни «Шехиды»

Экспериментальный класс (20 человек) Контрольный класс (20 человек)

Правильно исполнили песню Написали стихи по поводу содержания нарисовали рисунки Сделали презентацию по поводу содержания Правильно исполнили песню Написали стихи по поводу содержания нарисовали рисунки Сделали презентацию по поводу содержания

15(75%) 12 (60%) S (40%) S (40%) 2 (10%) 4 (20%)

Как видно из таблицы 4, в экспериментальном классе учащиеся побывали в Аллее Шехидов, с ними была проведена разъяснительная беседа, использованы наглядные средства, тем самым было сформировано мнение вокруг факта событий 20 января 1990 года.

Еще об одной песне военно-патриотического содержания. Учитель Ш.Гасанова в VIII классе дала послушать в записи хоровую песню «Ченлибель» из оперы Уз. Гаджибекова «Кероглу». В связи с этим им было дано следующее разъяснение:

- дети, выдающийся композитор Узеир Гаджибеков в своей опере «Кероглу» сделал попытку выразить через музыку борьбу нашего народа против чужеземных 72

захватчиков. Для этого здесь также широко использованы возможности азербайджанской народной музыки. Вы уже знаете, что у нашего народа есть военный танец «Джанги». В опере У.Гаджибекова «Кероглу», для исполнения песни хора «Ченлибель» была использована мелодия именно этого танца. Ребята, хор Ченлибеля (гора, у подножия которой и собирались джигиты вокруг своего лидера Кероглу для организации борьбы с иноземными захватчиками) состоял из представителей различных народов: узбеков, грузин, дагестанцев, азербайджанцев. Они вместе исполняют свою песню. они выступают, как храбрые воины, объединившие свои усилия в борьбе против захватчиков. Тем самым они защищали Кавказ, свою родину.

После этого интересного разговора идет просмотр сцены хора «Ченлибель» из одноименного фильма-оперы «Кероглу». Учащиеся смотрят, что происходит на сцене. Как показывает предыдущий опыт, учащиеся после ознакомления с танцем «Джанги» с интересом слушают хор «Ченлибель», усваивая необходимые знания. После этого учитель объясняет учащимся сходные и различные признаки между содержанием хоровой песни и танца «Джанги». Учитель должен основываться на их предыдущих знаниях и навыках, чтобы они принимали активное участие в этом процессе.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Как видно из предыдущего изложения, сравнительный анализ разнохарактерных произведений, широкого исторического и культурного контекст формирования этих произведений дает возможность более осознанного и легкого усвоения учебного материала. Сравнение музыкального материала способствует формированию творческого отношения учащихся к работе и облегчает восприятие и усвоение всего, что необходимо по школьной программе. Это одновременно способствует правильному восприятию содержания изучаемых произведений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Двойнина Г. Б. Методы обучения музыке в современной школе // http://www.eidos.ru/journal/2005/0529-05.htm

2. Корягина Г.В. практические занятия по методике преподавания музыки // http://www.orenipk.ru/

3. Емельянов В.В. Развитие голоса (координация и тренинг). - С-Пб., 2007.

4. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. - Киев: 1989.

5. Лучшие методики дыхания по Стрельниковой, Бутейко, Цигун / Сост. Н.Н. Иванова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

6. Савостьянов А.И. 132 упражнения для учителя по развитию голоса и дыхания. Учебно-практическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

7. Агаев А.А. Воспитание у школьников чувства гражданского долга. Б.: Маариф, 1970 (на азербайджанском языке)

8. Фаталиев Х. Военно-патриотическое воспитание младших школьников. Б.: 1988, № 4, с.24 (на азербайджанском языке)

9. Камилова Н.М. Сущность военно-патриотического воспитания в общеобразовательных школах Азербайджанской Республики. Методические рекомендации. Баку: 2015 (на азербайджанском языке)

10. Кадымова Ж.Г. История и современность музыкальной педагогики. Баку: 2012 (на азербайджанском языке)

11. Гидаятова Ф. Музыка и гражданское воспитание. Баку: Ширваненшр, 2009 (на азербайджанском языке) с.89, 101

12. Кулиев С.Д. Теория и практика использования азербайджанской музыки в музыкальном воспитании школьников. Автореферат докт.дисс. Баку: 1966 (на азербайджанском языке) с.3-68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.