УДК 378.1
И.Ю. Павлова, канд. пед. наук, доц. КГУКИ, г. Казань
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 0 СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В работе рассмотрены сущность, цели, задачи и методология поликультурного образования в современных условиях, изложен опыт практического внедрения принципа поликультурности в содержание и методологию художественного образования в высшей школе в условиях этнорегиона на основе использования общности, сравнительного анализа и диалога различных культур.
Ключевые слова: поликультурное образование, поликультурная среда, межнациональное общение, межкультурное взаимодействие, принцип поликультурности.
Ведущими тенденциями современного мирового развития являются формирование политического, экономического и культурного сотрудничества стран на основе взаимного диалога при сохранении этнокультурной специфики партнеров. Происходящие процессы глобализации в значительной степени способствуют формированию и развитию мировой поли-культурной среды. В настоящее время проблема развития по-ликультурного пространства актуальна и в отечественном образовании. Современное высшее образование характеризуется высокой плотностью инновационных процессов, в основе концепций которых заложена национальная идея, и именно, в этом контексте особую актуальность приобретает поликультурное образование. «Поликультурное образование призвано создать в учебных заведениях такую благоприятную социально-психологическую среду, в которой каждый студент, независимо от своей идентичности, будет иметь одинаковые со всеми возможности для реализации своего конституционного права на получение равноценного образования, для претворения в жизнь своих потенциальных способностей и социального развития в период учебы» [1, с. 5].
Мы рассматриваем поликультурное образование как процесс функционирования образовательного пространства совместно с языковым, культурным и духовным полиэтническим разнообразием обучающейся молодежи. Поликультурное образование формирует осмысленный уклад жизни студента в определенном культурно-историческом пространстве, способствует воспитанию личности в духе согласия и терпимости, повышению профессиональной культуры личности и культуры межнационального общения. В поликультурном обществе образовательное пространство должно строиться с учетом поликультурной среды. Поликультурное образовательное пространство призвано обеспечивать условия для студентов в их культурной идентификации, способствовать более успешной их адаптации в инокультурную среду, обеспечивать диалог культур, интеграцию знаний, культурную рефлексию, саморегуляцию, саморазвитие личностно значимой ориентации. В поликультурном образовательном пространстве главным системообразующим фактором является личностно-ориентированное воспитание, основанное на диалоге культур [2]. Такое воспитание - это процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которых происходит вхождение человека в мир культуры, в жизнь социума. Диалогический подход в педагогическом взаимодействии в поликультурном учебном заведении предполагает отношения, основанные на взаимном доверии и заинтересованности.
Целью современного поликультурного образования является формирование личности, отвечающей требованиям нового времени, обладающей пониманием, терпимостью и ува-
жением других культур, умением жить в мире и согласии с представителями разных национальных принадлежностей и вероисповеданий, способностью к активной жизнедеятельности в условиях поликультурного общества. Основными задачами поликультурного образования выступают: а) глубокое и всестороннее овладение культурой своего народа, являющееся условием интеграции личности в мировую культуру; б) формирование представлений о многообразии культур, воспитание позитивного отношения к культурным различиям, обеспечивающим прогресс человечества и условия для самореализации личности; в) создание предпосылок для интеграции личности в культуру других народов, развитие умений и навыков освоения различных культур, воспитание в духе согласия, терпимости, гуманности и взаимопонимания в вопросах межнационального общения.
Характерной особенностью современного поликультур-ного образования является отражение в его содержании элементов культуры различных народов, принципа диалога и взаимодействии разнообразных культур в историческом и современном контексте, соотносительность и взаимосвязь различных культурных сред в сфере образования. Современное поликультурное образование способствует развитию толерантности к своеобразию культур, созданию условий для свободного выбора личностью своей идентичности и путей ее самореализации. Но поликультурное образование должно нести не только национальную идею, но и общечеловеческие идеалы и ценности, представленные в различных культурах, содействовать межкультурному взаимодействию. Межкультурное взаимодействие - это процесс, обусловленный одновременно природными и социальными факторами, стереотипно-поведенческими условиями взаимодействующих культур. Следовательно, гармоничная интеркультурная коммуникация требует понимания «чужих» стереотипов поведения, отраженных в национальных традициях, обрядах, обычаях и т.д.
Одним из важнейших инновационных направлений современного высшего образования в русле межкультурного взаимодействия выступает этнохудожественное образование, которое способствует правильному пониманию, принятию и уважению богатого многообразия культур народов мира, ценностей своей народной художественной культуры, формированию поликультурного кругозора студентов и культуры межнациональных отношений. Богатый опыт наук об этнокультуре, накопленный в различных областях знаний (мифология, этнопе-дагогика, этнопсихология, этнология, фольклористика, народоведение, искусствоведение), до настоящего времени не имевший широкого применения в системе образования, на рубеже XX - XXI вв. обрел особую актуальность. Этот опыт на фоне почти векового отчуждения и искоренения национальных традиций, идей национального образования К.Д. Ушинского
и Л.Н. Толстого, стал основой для появления в отечественной педагогике этнокультурной парадигмы. В рамках этой парадигмы в образовании развернулось широкое инновационное движение, которое утвердило в его системе качественно новое направление. Сущность этого направления отразилась в понятии «этнохудожественное образование». Этнохудоже-ственное образование содействует построению в процессе образования «диалога» и «полилога» различных этнохудоже-ственных культур в сопоставлении друг с другом, выявлению общего и особенного в художественных культурах разного типа (фольклорного, авторского и профессионального), культур разных народов России и мира, разных художественностилевых направлений в национальных культурах регионов России и мира.
Рассмотрим педагогическую практику поликультурного образования в современном образовательном пространстве. Так, в Казанском государственном университете культуры и искусств введен новый спецкурс для специальности «Народное художественное творчество» - «Теория и методика этно-художественного образования». Основная цель этого спецкурса
- профессиональная подготовка студентов к педагогической деятельности в сфере современного этнохудожественного образования. Задачами курса являются: а) формирование у студентов представлений о сущности, предмете, целях и задачах современного этнохудожественного образования, о его взаимосвязях с различными отраслями педагогической науки;
б) изучение студентами теоретических и методических основ этнохудожественного образования на различных уровнях данной системы (дошкольном, школьном, дополнительном, среднем специальном, высшем и послевузовском образовании);
в) формирование у студентов системы профессиональных знаний, умений и навыков в области методики преподавания эт-нохудожественных дисциплин на различных уровнях эноху-дожественного образования; г) формирование представлений об основных направлениях научных исследований в области этнохудожественного образования; д) формирование интереса к педагогической деятельности в сфере этнохудожествен-ного образования и мотивационных основ этой деятельности.
Владение специалистами в области народного художественного творчества основами теории и методики этнохудо-жественного образования в различных типах образовательных учреждений является одним из главных факторов не только сохранения и развития культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России, но, что особенно важно, приобщения к ним молодого поколения россиян, детей и подростков. Именно эти задачи, связанные с духовнонравственным и поликультурным воспитанием подрастающего поколения, приобрели в современных условиях особую актуальность. Особую актуальность данный спецкурс приобретает в контексте с международными программами и проектами ЮНЕСКО по сохранению культурного наследия народов мира, в которых сфера образования рассматривается как наиболее массовый, доступный и эффективный канал трансляции в современное мировое культурное пространство шедевров народного искусства и воплощенных в них высших духовно-нравственных ценностей и идеалов человечества.
Важное значение в условиях этнорегиона Среднего Поволжья имеет внедрение национально-регионального компонента в учебный процесс, в частности, составной и дополняющей части курса «Теория и методика этнохудожественного образования». С этой целью автором разработана учебная программа этого спецкурса (национально-региональный компонент), включающая: а) изучение этнической и этнохудоже-ственной культуры народов Среднего Поволжья (тюрков
и финно-угров); б) формирование у студентов системы профессиональных знаний, умений и навыков в области методики преподавания этнохудожественных дисциплин в различных уровнях энохудожественного образования с использованием национально-регионального компонента, в частности, элементов этнохудожественной культуры тюркских и финно-угорских народов; в) изучение теории и практики этнохудожествен-ного образования в этнорегионе Среднего Поволжья; г) изучение теоретических и методических основ этнохудожествен-ного образования на различных уровнях данной системы в условиях этнорегиона Среднего Поволжья.
Важным педагогическим условием процесса поликультур-ного обучения и воспитания студентов является наличие его учебно-методического обеспечения. Автором разработаны различные учебные пособия [3-9], два из которых [5; 6] рекомендованы к использованию Учебно-методическим объединением высших учебных заведений РФ по образованию в области народной художественной культуры, социально - культурной деятельности и информационных ресурсов. В учебных пособиях содержится научный материал по этнохудожествен-ной культуре народов Среднего Поволжья, в частности, чувашского народа (третьей по численности нации в многонациональном Татарстане) [4; 5]; профессиональному музыкальному искусству Чувашии [3, 7]; методологии художественного образования в условиях этнорегиона, в частности, использование общности элементов национальных культур и их сравнительный анализ в процессе обучения и воспитания студентов на примере общности и взаимовлиянии этнокуль-тур татарского и чувашского народов [6; 8].
Поликультурное образование не ограничивается простым введением в образовательный процесс ряда новых тем, поликультурность не может быть представлена только рамками каждого отдельного предмета. Поликультурное образование должно пронизывать весь учебный процесс и не только всю учебную, но и внеучебную деятельность студентов. Например, мы используем такие виды внеучебной поликультурной деятельности студентов вуза в условиях этнорегиона как: а) участие в смотрах и конкурсах художественной самодеятельности с представлением национального искусства народов этноре-гиона Среднего Поволжья, городских и республиканских фестивалях фольклорной музыки народов Татарстана, «Дне Республики Татарстан», где каждая национальная община представляет свою традиционную культуру; б) организация и проведение традиционных национальных праздников народов Татарстана («Сабантуй», «Уяв», «Акатуй» т.д.); в) помощь в работе учреждений системы дополнительного этнохудоже-ственного образования, в частности, Центру Образования «Многонациональная воскресная школа» г.Казани, где в настоящее время функционируют более 20 национальных отделений (азербайджанское, армянское, арабское, английское, ассирийское, афганское, башкирское, грузинское, еврейское, кряшны, кыргызское, индийское, итальянское, марийское, немецкое, татарское, туркменское, украинское, чувашское, польское, узбекское).
Примером внеучебной поликультурной деятельности студентов вуза является волонтерское движение. Волонтерское движение в странах с развитой рыночной экономикой распространено среди учащейся молодежи, особенно, в студенческой среде. Волонтерское движение рассматривается как форма воздействия на социализацию личности студента, как фактор саморазвития личности, и в целом, как уникальный социально-педагогический феномен современного поликультурного образования в высшей школе. Волонтерская деятельность -это общение с людьми разных национальностей и вероиспо-
веданий, оказание помощи нуждающимся, проявление к ним чувства милосердия и сострадания, что и может являться основой для решения многих задач поликультурного образования. Мотивы волонтерской деятельности самые разные: убеждения нравственного и религиозного характера, потребности в общении, стремление к общественно-полезной деятельности, реализация своих способностей, самоактуализация и т.д. В России слово «волонтер» получило достаточно широкое распространение, так как социальная ситуация российского общества требует активного привлечения к участию в благотворительной деятельности студенческой молодежи. Волонтер - это человек, работающий добровольно на благо общества. Как известно, в педагогической науке такая деятельность личности трактуется как общественно-полезная деятельность и ее возрождение в современной педагогической теории и практике является особо востребованным. Примером этому служит немалый потенциал социальной творческой активности студентов, их растущее стремление к посильному участию в жизни общества. Так, в г. Казани создана общественная благотворительная организация Республики Татарстан «Центр толерантности Поволжский мир», в которой широко задействована студенческая молодежь республики различных национальных принадлежностей. Руководителями Центра ведется многогранная деятельность по воспитанию культуры межнационального общения студентов, их культурному диалогу и взаимопониманию.
Таким образом, современное высшее образование невозможно представить без межкультурного взаимодействия. И в этом аспекте поликультурное образование особо актуализируется, так как оно способствует эффективному развитию личности в направлении интеграции ее в европейское и мировое образовательное пространство, международного сотрудничества в целях повышения конкурентноспособности на рынке труда, взаимодействия с образовательными учреждениями других стран, участия в международных научно-исследовательских проектах. Желание освоить многоуровневое пространство международных отношений, диктует актуализацию потребности в знании этнокультурных особенностей поведения и навыков межкультурной коммуникации. Фундаментальное значение в этом имеют инновационные процессы в высшем
Библиографический список
образовании, к примеру, такое направление современного высшего образования в русле межкультурного взаимодействия, как этнохудожественное образование, являющееся основой для воспитания активной жизненной позиции личности в условиях поликультурного общества, адаптации личности в иную культурную среду. Изучение традиций, обрядов и обычаев различных народов способствует познанию молодым поколением общечеловеческих идеалов и ценностей, представленных в различных культурах, содействует их межкультурному взаимодействию. Освоение художественной культуры соседствующих народов формирует у студентов представления о многообразии культур, воспитывает позитивное отношение к культурным различиям, обеспечивающим условия для самореализации личности любой национальной принадлежности. Используемый в педагогической практике дидактический принцип поликультурности [10], в частности, в содержании и методологии художественного образования содействует интеграции личности в культуру других народов, и, в целом, в мировое культурное пространство, способствует воспитанию молодежи в духе согласия и взаимопонимания в вопросах межнационального общения.
Поликультурное образование в современных условиях влияет на развитие российского общества, так как оно решает вопросы предупреждения межэтнических конфликтов и их последствий, духовно-нравственной ориентации на понимание и культурный диалог, гуманизации духовной жизни общества и его социальных отношений. Поликультурное обучение и воспитание способствует созданию в обществе благоприятного и комфортного для населения социально-психологического микроклимата. Повышение эффективности поликультур-ного образования зависит от ряда условий, в частности, от создания такого образовательного пространства, в котором активно задействовано полиэтническое культурное многообразие. Немаловажное значение при этом принадлежит специальным педагогическим условиям, включающим разработку учебно-методического обеспечения, форм и методов, видов учебной и внеучебной деятельности процесса поликуль-турного обучения и воспитания студентов, в основе которого
- общность, взаимодействие и диалог различных полиэтнических культур.
1. Тимофеева, Т.С. Реалии современного поликультурного образования / Т.С. Тимофеева // Вестник КГУКИ. - Казань, 2005. - Вып. 2.
2. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно - ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - М., 1995.
- № 3.
3. Павлова И.Ю.
4. Павлова И.Ю.
5. Павлова, И.Ю.
Чувашская музыка. Хрестоматия для фортепиано / И.Ю. Павлова. - Казань: «Карпол», 1996. - Часть 1 и 2. Чувашский музыкальный фольклор: учебное пособие / И.Ю. Павлова. - Казань: «Гран Дан», 2002.
Чувашский музыкальный фольклор в процессе музыкального обучения и воспитания: учебное пособие / И.Ю. Павло-
6.
ва. - Казань: «Гран Дан», 2003.
Павлова, И.Ю. Музыкальное обучение и воспитание на основе использования национального музыкального фольклора.
Казань: «Астория»,
Учебное
пособие / И.Ю. Павлова. - Казань: «Печатные технологии», 2004.
7. Павлова, И.Ю. Фортепианная музыка композиторов Чувашии: учебно- методическое пособие / И.Ю. Павлова.
2006.
8. Павлова, И.Ю. Музыкальное обучение и воспитание в этнорегионе: монография / И.Ю. Павлова. - Казань: КГУ, 2006.
9. Павлова, И.Ю. Этническая культура тюркских и финно-угорских народ: учебное пособие / И.Ю. Павлова. - Казань: «Окей», 2008.
10. Борисенков, В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки / В.П. Борисенков // Педагогика. - М., 2004. - №1.
Статья поступила в редакцию 12.04.09