УДК 370.179
И.Ю. ПАВЛОВА, И.Г. ИВАНОВА
ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Ключевые слова: этнокультурное образование, этнохудожественное воспитание, этнокультурный компонент, этнические традиции, методологические подходы.
Исследована проблема этнохудожественного воспитания личности; обоснована актуальность; дано определение понятия «этнохудожественное воспитание», его цель и задачи, характеристика особенностей; изложена педагогическая практика этнохудожественного воспитания.
I.Yu. PAVLOVA, I.G. IVANOVA ETHNO ARTISTIC EDUCATION OF PERSONALITY AS ISSUE IN THE CONTEMPORARY EDUCATION
Key words: ethnic cultural education, ethno artistic education, ethno cultural component, ethnic traditions, methodical approaches.
The section of dissertation research, devoted to the problem of ethno artistic education of personality is presented in the article; actuality is grounded; determination of concept is given «ethno artistic education», his purpose and tasks, description of features; pedagogical practice of ethno artistic education is expounded.
Общественно-политические изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к образованию и воспитанию подрастающего поколения. Основные положения Концепции государственной национальной политики Российской Федерации направлены на «единство федерального культурного и образовательного пространства, региональных культурных традиций и особенностей, создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей народов». В Концепции этнокультурного образования Российской Федерации отмечается, что культурное наследие народов страны - материальные и духовные ценности, созданные в прошлом: национальные традиции и обычаи, фольклор, художественные промыслы и ремесла - имеют огромное значение для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов. Этнокультурное образование становится одним из факторов сохранения национально-культурного наследия, интегрирования многополярной культуры народов России, обеспечения устойчивости социума и выполнения государственного «социального заказа» по межкультурной и духовной консолидации полиэтничного общества. Впервые вопрос о необходимости развития этнокультурного образования был обоснован в «Рекомендациях ЮНЕСКО о сохранении фольклора» (1989), законах РФ «Об образовании» и «О культуре» (1992). В этих документах определены права на изучение родного языка, свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания этнокультурных центров, национальных обществ и землячеств, общероссийских и иных ассоциаций, проведения фестивалей, выставок. Идеи развития этнокультурного образования в течение многих лет обсуждались в педагогических коллективах и научных кругах в рамках проекта «Национальная доктрина образования». На основе этого документа, определившего стратегические направления развития национального образования, была разработана «Концепция художественного образования», утвержденная двумя ведомствами -Министерством культуры РФ и Министерством образования РФ в 2002 г.
В документе Минобразования РФ (2002) «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении» перед образовательными учреждениями поставлены следующие задачи этнокультурной направленности: развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование духовно-нравственных качеств личности; воспитание патриотов России; развитие культуры межэтнических отношений и др. В этом документе подчерки-
вается приоритетность образовательной области «Искусство» как основы для воспитания учащихся в контексте лучших традиций отечественной и мировой культуры посредством приобщения их к духовно-нравственным ценностям, богатствам цивилизации, собственной национальной культуре. Необходимость эт-нохудожественного воспитания подрастающего поколения определяется социально-политическими и духовными переменами, сделавшими очевидной стабилизационную миссию этнокультурного образования в развитии будущего России.
В современной педагогической науке проблеме использования традиционной народной культуры, раскрытия ее педагогического потенциала и роли в современном образовании посвящены многие труды ученых. Проблема использования этнической культуры и народного художественного творчества как фактора духовно-нравственного и творческого развития личности освещена в исследованиях М.Л. Бирюковой, В.Ф. Канева, М.Ю. Новицкой, О.В. Резановой, Т.Я. Шпикаловой и др. Проблеме этнохудожественного воспитания посвящены труды многих современных ученых-педагогов: Т.И. Баклановой, Г.Н. Волкова, И.Ф. Гончарова, Л.В. Ершовой, М.И. Махмутова, Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматова, И.Ю. Павловой, Ф.Ш. Салитовой, С.А. Хамматовой, Я.И. Ханби-кова и др. Возможность освоения школьниками народной художественной культуры подтверждается в трудах фольклористов и искусствоведов Е. Алексеева, Б.В. Асафьева, Г.С. Виноградова, В.Е. Гусева, И. Земцовского, Г.М. Макарова и др. Этнохудожественное воспитание средствами национального фольклора рассматривалось в трудах ученых: Н.С. Меликмамедова (азербайджанского), Ю.В. Юзба-шяна (армянского), Л.С. Бабенко (белорусского), Нго Тхи Нам (вьетнамского), Э.Л. Эксанишвили (грузинского), Л.П. Куприяновой (русского), С.Ф. Сизиковой (таджикского), З.М. Явгильдиной (татарского), И.Ю. Павловой (чувашского), А.Ш. Хасанова (узбекского) и др. В работах Е.В. Беляевой, С.А. Хазей, Ф.Ф. Харисовой рассматриваются вопросы оздоровления детей на основе использования народной художественной культуры, коррекции их психоэмоционального развития, профилактики девиантного поведения. Проблема обучения и воспитания с использованием этнохудожественной культуры народов региона Среднего Поволжья рассматривается в научных трудах И.Ю. Павловой [4, б].
Этнохудожественное воспитание - это целенаправленный педагогический процесс приобщения учащихся к народной художественной культуре. Основными задачами этнохудожественного воспитания выступают: а) воспитание этнической культуры личности; б) формирование и развитие этнокультурной компетентности;
в) развитие личностных качеств учащихся средствами этнохудожественного воспитания; г) привлечение ресурсов этнохудожественного воспитания для профилактики и коррекции девиантного поведения личности, для профилактики болезненных зависимостей детей и подростков средствами народной художественной культуры. Специфика этнохудожественного воспитания, а именно: использование многообразия возможностей и способов выражения в народной художественной культуре, богатства оттенков для передачи настроений, позволяет решать разнообразные воспитательные задачи: а) воспитание добрых чувств; б) усвоение моральных норм и представлений во время прослушивания народных песен, инструментальных произведений; в) развитие речи и укрепление здоровья (использование дыхательной гимнастики во время пения, физическое развитие в фольклорных играх под музыку и танцах); г) развитие творческого потенциала личности и т.д. Таким образом, этнохудожественное воспитание решает задачи духовно-нравственного развития подрастающего поколения.
Отечественная практика этнохудожественного воспитания представляет значительный интерес и содержит различные подходы, формы и методы его осуществления. С появлением концепции возрождения национальной школы в республике Татарстан начала активно перестраиваться как учебная, так и вне-
классная работа на основе ознакомления учащихся с богатством родного языка, культуры, духовно-нравственных ценностей, опыта жизни нации. В общеобразовательных школах на уроках музыки особое место уделяется песенному фольклору, ознакомлению учащихся с классификацией народных песен (трудовыми, обрядовыми, свадебными и т.д.) и особенностью лада - пентатоникой, звучание народных инструментов позволяет учащимся почувствовать красоту народных мелодий и соприкоснуться с национальной культурой своего народа. Бережное отношение к традициям культуры является одним из условий преемственности исторического опыта народа, воссоздания нравственных и эстетических основ национального характера. Например, на базе средней образовательной школы № І35 г. Казани организован русский детский фольклорный ансамбль «Родничок», который является лауреатом городских и республиканских фольклорных фестивалей: «Казанская субботея», «Венок дружбы», «Каравон» и др. Для работы с этим коллективом автором изданы специальные учебные и учебнометодические пособия [1, 2, 3].
Значительную помощь в этнохудожественном воспитании детей и молодёжи оказывают различные центры детского и юношеского творчества. Так, в Казанском городском городском Дворце детского творчества им. Абдуллы Алиша создан ансамбль старинной татарской музыки «Ак калфак», который является лауреатом республиканских, всероссийских и международных фестивалей, направление ансамбля - пропаганда старинных татарских национальных обрядов, праздников, этнического и классического булгаро-татарского музыкального искусства. В репертуаре ансамбля традиционные вокально-поэтические композиции этнических групп татар (казанских, астраханских, сибирских, мишар и кряшен); обрядовые, исторические песни (байты, мунаджаты), которые исполняются под аккомпанемент старотатарских классических инструментов (думбра, танбур, даф, курай, сорнай). Немаловажное значение в этнохудожественном воспитании подрастающего поколения принадлежит воскресным школам. В Казанском государственном университете культуры и искусств введен новый спецкурс по специальности «Народное художественное творчество» - «Теория и методика этнохудожественного образования». Основная цель этого спецкурса - профессиональная подготовка студентов к педагогической деятельности в сфере современного этнохудожественного образования. Задачами курса являются: а) формирование у студентов представлений о сущности, предмете, целях и задачах современного этнохудожественного образования, его взаимосвязях с различными отраслями педагогической науки; б) изучение студентами теоретических и методических основ этнохудожественного образования на различных уровнях данной системы (дошкольном, школьном, дополнительном, среднем специальном, высшем и послевузовском образовании); в) формирование у студентов системы профессиональных знаний, умений и навыков в области методики преподавания этнохудо-жественных дисциплин на различных уровнях энохудожественного образования;
г) формирование представлений об основных направлениях научных исследований в области этнохудожественного образования; д) формирование интереса к педагогической деятельности в сфере этнохудожественного образования и мотивационных основ этой деятельности. Владение специалистами в области народного художественного творчества основами теории и методики этнохудожественного образования в различных типах образовательных учреждений является одним из главных факторов не только сохранения и развития культурно-исторических и национально-культурных традиций народов России, но, что особенно важно, приобщения к ним молодого поколения россиян, детей и подростков.
Современная стратегия этнохудожественного образования в Мордовии заключается в следующем: а) формирование в сознании учащихся ментального эквивалента системы изучения мордовской музыкальной культуры и одновре-
менно уважения к ценностям духовной культуры других народов; б) интерпретация этнохудожественного образования не как однонаправленного процесса передачи учебного знания, а как технологии гуманной педагогики. Так, в учебном плане Мордовского республиканского колледжа культуры и искусств (МРККИ) представлены следующие дисциплины: «История мордовской культуры», «Язык и литература Республики Мордовия», «Народная резьба», «Деревянная скульптура», «Народная вышивка». Различные творческие коллективы, созданные при колледже (ансамбль народной песни, ансамбль народного танца, ансамбль гармонистов, кружки деревянной и мягкой игрушки), принимают активное участие в районных, городских, республиканских смотрах, конкурсах, фестивалях. В Марийском республиканском колледже культуры и искусств в учебный план введено изучение марийских традиционных инструментов - гармошка, жалейка, шушпык (свирель), шумыр (волынка), кусле (гусли), а также введены предметы, связанные с освоением традиционной музыкальной культуры марийского народа - «Народное музыкальное творчество мари», «Расшифровка народных песен». Этнохудожественному воспитанию отводится значительное место, и об этом свидетельствуют темы дипломных работ студентов: «Скрипичные традиции башкирских мари», «Инструментальные традиции кировских мари», «Орнаментика татарских песеннотанцевальных наигрышей гармонистов Параньгинского района РМЭ» и т.д. Высшие учебные заведения активно участвуют в реализации национальной воспитательной программы.
Таким образом, приоритеты развития национальных культур, связанные с тенденцией сохранения их уникальности, самобытности и возрождения национального самосознания народов, актуализируют проблему их изучения и трансляции подрастающему поколению. В условиях многообразия национальных культур России актуальной проблемой современного образования является этнохудожественное воспитание личности. Анализ состояния исследуемой проблемы позволил нам сделать вывод о том, что в этнохудожественном воспитании активно используются средства народной педагогики и элементы этнохудожественной культуры. С учетом выделенных нами научных работ в современной педагогической теории и передового практического опыта нами сформулированы теоретические положения, выполняющие функции исходных методологических установок: а) этнохудожественное воспитание следует осуществлять во взаимосвязи с формированием нравственных и духовных личностных качеств; б) выбор средства этнохудожественного воспитания основывается на этнопедагогических возможностях, нравственном потенциале, национальных особенностях и высокохудожественных достоинствах этнохудожественной культуры; в) в целях повышения эффективности этнохудожественного воспитания необходимо создание специального учебно-методического обеспечения исследуемого процесса.
Литература
1. Иванова И.Г. Играем, играем - всех потешаем: учеб. пособие / И.Г. Иванова. Казань: Печатные технологии, 2006.
2. Иванова И.Г. Детский календарный фольклор: учеб.-метод. пособие / И.Г. Иванова. Казань: Печатные технологии, 2007.
3. Иванова И.Г Волшебный мир фольклора: учеб. пособие / И.Г. Иванова. Казань: Астория, 2008.
4. Павлова И.Ю. Музыкальное обучение и воспитание на основе использования национального музыкального фольклора: учеб. пособие / И.Ю. Павлова. Казань: Печатные технологии, 2004.
5. Павлова И.Ю. Музыкальное обучение и воспитание в этнорегионе: монография / И.Ю. Павлова. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2006.
ПАВЛОВА ИРАИДА ЮРЬЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры этнохудожественного творчества, Казанский государственный университет культуры и искусств, Россия, Казань ([email protected]).
PAVLOVA IRAIDA YURYEVNA - candidate of pedagogical sciences, assistant professor, Kazan State University of Culture and Arts, Russia, Kazan.
ИВАНОВА ИЛЬВИРА ГЕННАДЬЕВНА - аспирантка, Казанский государственный университет культуры и искусств, Россия, Казань ([email protected]).
IVANOVA ILYVIRA GENNADYEVNA - post-graduate student, Kazan State University of Culture and Arts, Russia, Kazan.