ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
И.Ю. Павлова, кандидат педагогических наук, доцент Казанского государственного университета культуры и искусств (КГУКИ)
Ключевые слова: культуросообразный образ жизни, этнокультурное обучение, национальное воспитание.
Образование является важнейшей сферой социальной жизни, и именно образование формирует интеллектуальное, культурное и духовное состояние общества. В Федеральной программе развития образования в России в качестве главной цели выдвигается «развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной и творческой личности». Для достижения современного уровня образования необходимо обратить внимание на культурное развитие личности, на формирование у нее спектра культурных интересов и потребностей. Основополагающее свойство целостного человека культуры — это его способность к культурной идентификации, т. е. к осознанию своей принадлежности к определенной культуре, выбору и осуществлению культуросообразного образа жизни, поведения, самодетерминации в горизонте большого и малого времени культуры (М.М.Бахтин). Такой подход требует изменения как форм организации учебного процесса и методов преподавания, так и содержания образования [5]. Содержание образования, ориентированного на воспитание человека культуры, должно закладывать базовые, фундаментальные основы культуры личности — умственной, нравственной, эстетической, правовой и других ее
сторон. Это обусловлено возникшей в последнее время потребностью в личности интегрированной, социально адаптированной к условиям поликультурной социосреды общества.
Сохранение культурной идентичности и многообразия национальных культур в настоящее время является актуальной проблемой современной России. Приоритеты развития национальных культур, связанные с тенденцией сохранения их уникальности, самобытности и возрождения национального самосознания народов, актуализируют проблему их изучения и трансляции подрастающему поколению. Возросшее внимание государства к традиционной народной культуре обусловлено острыми современными проблемами сохранения самобытности и культурного наследия каждого народа. Таким образом, в условиях многообразия национальных культур и поликультурного образовательного пространства России актуальной проблемой современного образования является этнокультурное обучение и воспитание личности — педагогический процесс приобщения учащихся к народной культуре на основе изучения и освоения ее духовно-нравственных ценностей в различных типах и видах образовательных учреждений. Проблема этнокультурного обучения и воспитания
Казанский педагогический журнал
3'2009
является предметом исследования многих современных ученых-педагогов — Т.И.Баклановой, Л.И.Васехи, Г.Н.Волкова, И.Ф.Гончарова, Т.И.Гончаровой, Л.В.Ершовой, Л.М.Кашаповой М.Ю.Новицкой, Ф.Ш.Салитовой, С.А.Хамматовой, Ф.Ф.Харисова, Т.Я.Шпикаловой, Н.В.Янкина и др.
Рассмотрим некоторые аспекты этнокультурного обучения и воспитания в педагогической практике образовательных учреждений этнорегиона Среднего Поволжья. Так, в Республике Татарстан в системе общего образования учебная и внеклассная работа с учащимися строится на основе ознакомления с богатством родного языка, культуры, духовно-нравственных ценностей, опыта жизни нации. Особое значение в процессе формирования национальной культуры личности имеют народные традиции, обладающие огромным воспитательным потенциалом. Обязательным является включение в учебную программу традиционных национальных праздников, таких, как «Сабантуй», «Нар-дуган», «Навруз» и т.д. Изучение народных обрядов и праздников — это основа этнокультурного обучения и воспитания, так как они отражают передаваемые из поколения в поколение общечеловеческие ценности, нормы поведения, философию и эмоциональные переживания народа. В Татарстане также большое внимание уделяется развитию национальной культуры различных народов, компактно проживающих на его территории. Например, в республике существует около 120 национальных чувашских школ.
В Елабужском училище культуры практические занятия студентов проводятся на базе таких фольклорных коллективов, как русский ансамбль «Забавушка», татарский «Сююмби-ке», ансамбль крещеных татар «Ак каз». В научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей основная тематика работ — «Эт-нокультура народов Татарстана», что позволяет рассматривать проблемы этнокультурного развития различных народов Среднего Поволжья: «Национальные праздники удмуртского народа», «Самобытность крещеных татар», «Марийские узоры», «Чувашские народные праздники» и т.д. В ближайшее время в училище планируется открытие студенческого многонационального этнокультурного центра «Идель». В Казанском государственном университете культуры и искусств с 2006 года введен новый курс «Теория и методика этнохудо-жественного образования», который преподается на старших курсах студентам специальности «Народное художественное творчество». Автором разработана составная и дополняющая часть курса (национально-региональный компонент), а также его учебно-методическое обеспечение в виде учебных пособий [1—4], рекомендованных к использованию Учебно-методическим объединением высших учебных заведений РФ по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов [2, 3].
Этнокультурное обучение и воспитание не ограничивается рамками
102
учебной деятельности, оно активно внедряется и во внеучебную деятельность учащихся. Так, ежегодно в Татарстане проводятся республиканские праздники народного творчества «Играй гармонь», фестиваль русского фольклора «Каравон», конкурсы гармонистов, тальянистов им. Ф.Туишева, кураистов и кубызистов, смотры-конкурсы «Татарстанские узоры», «Чуваши Закамья», конкурс «Чувашская красавица», организуются концертные выступления различных национальных культурных обществ Ассамблеи народов Татарстана. При поддержке Министерства культуры Татарстана ежегодно проводится старинный чувашский праздник «Уяв», а один раз в два года фестиваль-конкурс «Чувашский соловей». В рамках чувашского национально-культурного центра им. Педера Хузангая в Казани плодотворно действуют два чувашских фольклорных клуба: женский «Пехил» («Благословение») и молодежный «Асамат» («Радуга»).
Одной из важных воспитательных задач образовательных учреждений в Республике Мари Эл является использование духовного богатства марийского народа как средства формирования и развития личности учащихся. В этом отношении благоприятными условиями располагают марийские национальные школы, где этнокультурное воспитание и обучение ведется на родном языке, глубоко изучается марийский язык и литература. В этнокультурном обучении и воспитании применяются следующие принципы: а) природосообразности (знание природы ребенка, максимальное сближе-
ние развития и жизни детей с жизнью природы); б) культуросообразности (соотношение с языковой средой обитания, культурными традициями народа). Приведем основные положения, лежащие в основе функционирования марийской национальной школы: а) обучение на родном марийском языке; б) изучение самого родного языка, познание его богатства, гибкости, красоты, образности; восприятие и понимание живого языка; в) народная практика трудового воспитания детей; г) эстетическое и художественное воспитание детей в семье и школе средствами изучения этно-художественной культуры марийцев; д) воспитание таких качеств личности, как трудолюбие, честность, доброта, дружелюбие (характерные марийские национальные интегративные черты личности). {§}
Реализация этих положений на раннем этапе развития личности позволяет создать фундамент для дальнейшего национального воспитания, усвоения ценностей национальной культуры. Одним из важных путей решения проблемы этнокультурного воспитания подрастающего поколения в условиях Республики Мари Эл является расширение содержания национально-регионального компонента образования. Так, в Марийском республиканском колледже культуры и искусств в учебный план введено изучение марийских традиционных инструментов — гармошка, жалейка, шушпык (свирель), шумыр (волынка), кусле (гусли), а также введены предметы, связанные с освоением традиционной музыкальной культу-
103
ры марийского народа — «Народное музыкальное творчество мари», «Расшифровка народных песен», дипломные работы студентов на темы: «Скрипичные традиции башкирских мари», «Инструментальные традиции кировских мари», «Орнаментика татарских песенно-танцевальных наигрышей гармонистов Параньгинского района РМЭ» и т. д. Государственная система образования и воспитания в условиях национальной республики учитывает специфические социально-этнические особенности жизнедеятельности проживающих в них народов.
Таким образом, возросшее внимание государства к традиционной народной культуре обусловлено острыми современными проблемами сохранения культурной идентичности, самобытности и культурного наследия каждого народа России. Приоритеты развития национальных культур, связанные с тенденцией сохранения их уникальности, самобытности и возрождения национального самосознания народов, актуализируют проблему их изучения и трансляции подрастающему поколению. В условиях многообразия национальных культур и поликультурного образовательного пространства России актуальной проблемой современного образования является этнокультурное обучение и воспитание личности. Решению многих аспектов данной проблемы посвящены труды современных ученых-педагогов, об этом свидетельствует и представленный передовой педагогический опыт в различных типах образовательных учреждений на примере региона Поволжья.
104
В настоящее время этнокультурное обучение и воспитание задействовано на всех ступенях образовательной системы (общеобразовательная школа, среднеспециальные учебные заведения, высшие учебные заведения). В содержание учебных программ активно внедряются элементы национальной и этнохудожественной культуры различных народов (традиционные национальные праздники, народные музыкальные инструменты и т.д.), вводятся новые предметы, курсы и специальности, отражающие специфику этнокультурного образования. Специфические особенности этнокультурного обучения и воспитания потребовали изменения как форм организации учебного процесса (учебной и внеучебной деятельности), его содержания, так и введения инноваций в методологии (применение принципов природосообразности и куль-туросообразности), способствующие его эффективности и дальнейшему совершенствованию этнокультурного образования.
Литература:
1. Павлова И.Ю. Чувашский музыкальный фольклор. Учеб. пособие.— Казань, 2002.
2. Павлова И.Ю. Чувашский музыкальный фольклор в процессе музыкального обучения и воспитания. Учеб. пособие.— Казань, 2003.
3. Павлова И.Ю. Музыкальное обучение и воспитание на основе использования национального музыкального фольклора. Учеб. пособие.— Казань, 2004.
4. Павлова И.Ю. Этническая культура тюркских и финно-угорских народов. Учеб. пособие.— Казань, 2008.
5. Розов Н.С. Философия гуманитарного образования.— М., 1993.