Научная статья на тему 'Этнохудожественное образование в условиях модернизации образовательного пространства'

Этнохудожественное образование в условиях модернизации образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрельцова Ксения Александровна

В статье рассматривается проблема этнохудожественного образования, представлены теоретико-практические подходы к данному вопросу в органической связи с историей развития самого народа, его менталитета, стереотипа национального характера, национального самосознания, становления этнохудожественной образованности личности студентов в процессе профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стрельцова Ксения Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнохудожественное образование в условиях модернизации образовательного пространства»

5. Ланге Н. Н. Избранные психологические труды. М; Воронеж, 1996. С. 268

6. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. С. 89.

References

1. Boiko V. V. Energiya emotsiy [Energy of emotions]. SPb.,2004.

2. Tsagarelli Yu. A. Psychologiya musical'no-ispolnitel'skoy deyatel'nosty [Psychology of musical and

performing activity]. SPb., 2008.

3. Rubenstein S. L. Osnovy obschey psychologiy [Fundamentals of the general psychology]. SPb., 2000.

4. Vekker L. M. Psihika i real'nost': yedinaya theoriya psihicheskih processov [Mentality and reality: uniform theory of mental processes. M., 2000.

5. Lange N. N. Izbranniye psychologicheskiye trudy [Chosen psychological works]. M., Voronezh, 1996. S. 268.

6. Ilyin E. P. Emotsiy i chuvstva [Emotions and feelings]. SPb., 2001. S. 89.

УДК 37

К. А. СТРЕЛЬЦОВА,

аспирант Краснодарского государственного университета культуры и искусств

ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

В статье рассматривается проблема этнохудожественного образования, представлены теоретико-практические подходы к данному вопросу в органической связи с историей развития самого народа, его менталитета, стереотипа национального характера, национального самосознания, становления этнохудожествен-ной образованности личности студентов в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: этнокультурное образование, этнохудожественное образование, социокультурное пространство, межкультурная коммуникация.

UDK 37

K. A. STRELTSOVА,

post-graduate student of Krasnodar State University of Culture and Arts

ETHNIC ART EDUCATION IN CONDITIONS OF EDUCATIONAL SPACE MODERNIZATION

In the article ethnic art education problem is considered, presented the theoretical and practical approaches to this matter as an integral part of the history of the people, their mentality, the stereotype of the national character, national identity, the formation of ethnic art education of students personality in training.

Key words: ethno-cultural education, ethnoart education, socio-cultural space, intercultural communication.

Социально-политические явления, происходящие в последнее десятилетие и связанные с пониманием целостности мирового социально-экономического и культурно-образовательного пространства, определяют необходимость модернизации образовательного пространства. В условиях глобализации мировых процессов, когда «переломная историческая эпоха приносит с собой концептуальные новации в системе образования» [1], образовательное пространство рассматривается как эффективный механизм этнокультурной идентификации личности и средство гармонизации межэтнических отношений. Это предопределяет интеграцию человека в коммуникативную культуру, его погружение в социальную среду, приобщение к основным понятиям универсалий

философии: ценностные ориентации, «исторический опыт общества» и др. [2]. Социокультурные функции образовательного процесса становятся стержнем воспроизводства и трансляции в жизнедеятельности новых поколений. Функция сохранения традиций и опыта исторически возложена на систему образования, которая становится основой «исторической наследственности» [3], предопределяет динамичность и конкурентоспособность развития страны. В этой связи уместно упомянуть Болонскую декларацию, принятую в 1999 г., к которой Россия присоединилась в 2003 г. Сущность данного документа заключается в интеграции национальных систем высшего образования в единое общеевропейское образовательное пространство [4].

№ 1 (56), 2015

"Трибуна молодого ученого" ^

Перед высшими учебными заведениями в области художественного образования стоит основная задача: достигнуть путем обеспечения современного качества подготовки специалистов, выстраивания эффективной образовательной системы с действенной экономикой и управлением, соответствующих запросам современной жизни и потребностям рынка труда для отрасли культуры и искусств.

С момента становления музыкального образования проблеме этнокультуры уделялось большое внимание, целью которого является приобщение к различным культурам, формирование общепланетарного сознания. Это создает механизмы, позволяющие тесно взаимодействовать с представителями различных стран и народов и интегрироваться в мировое и общеевропейское пространство. Ведущими идеями концепции выступают идеи открытости, диалога культур, культурного плюрализма, которые становятся, по мнению М. М. Бахтина, основой гуманитарного познания ценностно-значимого мира человека и формируют ценностные ориентации молодежи [5]. Данной проблеме посвящены исследования ученых Т. И. Баклановой, А. Ю. Белогурова, В. И. Дол-женкова, М. С. Жирова, Т. К. Солодухиной, В. К. Шаповаловой и др., которые пришли к заключению о необходимости этнохудожественной образованности молодого поколения [6].

В 2002 году понятие «этнохудожественное образование» было закреплено в государственной «Концепции художественного образования» в РФ, подписанной в 2001 году, опирающейся на основополагающий государственный документ - «Национальную доктрину образования в РФ», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. В этом документе отражается воля государства в реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина России в области культуры и искусства. Подчеркивается, что «этническая культура способна явиться одной из основ для преодоления духовно-нравственного кризиса современного российского общества, на основе традиций многонациональной культуры, для возрождения и дальнейшего развития самобытных национально-культурных традиций народов России, а также для сохранения культурного многообразия страны и повышения ее международного статуса в условиях глобализации» [7].

В базовых документах и работах отечественных ученых определено, что процесс этнохудоже-ственного образования строится на принципах:

- культуросообразности (осознание принадлежности к своей культуре);

- природосообразности (сообразно с природой),

- региональности (с учетом этнических традиций),

- творческой самостоятельности (осознание индивидуальности) [8].

В совокупности художественные аспекты культуры, рассматриваемые через призму национальных и этнических компонентов, формируют представление об этнохудожественной культуре. На основе изучения и объединения знаний и опыта сохранения традиционного искусства с теоретическими положениями педагогической науки и народной педагогики (этнопедагогики) у молодого поколения формируется этнохудожественная культура, складывающаяся из определенных ценностей, специальных знаний, умений, навыков, способностей, чувств, эмоций. С одной стороны, о понятии этнохудожественной образованности можно говорить как об устойчивом личностном образовании, представляющем собой не отдельную черту личности, а ее интегральное качество, с другой - как о мере деятельности личности в области художественного творчества.

В педагогике формирование этнохудожествен-ной культуры - это накопление и передача молодому поколению исторического опыта народа для обеспечения преемственности художественного творчества, создание материальных и духовных ценностей, имеющих не только национальную, но и общечеловеческую значимость, а этнохудоже-ственная образованность личности определяется как выражение художественной культуры личности на уровне мировоззрения и сформированных интегративных качеств личности, способствующих восприятию произведений искусства.

В становлении этой системы большую роль сыграли педагогические, антропологические, психологические, этнографические, искусствоведческие, социологические и лингвистические исследования отечественных ученых. Так, проблемы этнохудоже-ственного образования широко представлены в трудах Г. Н. Волкова, И. П. Глинской, И. А. Горяевой, Б. М. Неменского, Д. Г. Пилипенко, В. Н. Полуниной, Т. Я. Шпикаловой, Г. С. Голошумовой. Исследователь Т. П. Воробьева под этнохудожественной культурой личности понимает - «интегральное образование личности, формируемое творческой деятельностью и включающее этнохудожествен-ные потребности, культурные интересы, духовные ценности, способности, знания, умения и навыки подростков в области культуры и искусства своего народа, необходимые для сохранения и развития этноса, отечественной и мировой культуры» [9].

Международная комиссия ЮНЕСКО в своем докладе о глобальных стратегиях развития образования в ХХ! веке отмечает, что образование должно помочь решить человеку такие задачи, как определение своего места в обществе, осознание своей культуры, а также культуры других народов.

Этнохудожественная культура призвана являть собой истинного носителя национального самосознания; в ней осуществляется ориентация образовательного процесса на традиционно сложившуюся педагогическую систему, культурные ценности своего народа, на осмысление,

сохранение и передачу новым поколениям основ национального мировоззрения, исторического опыта народа для обеспечения преемственности художественно-творческой деятельности, создания ценностей, имеющих национальную и общечеловеческую значимость.

Из вышесказанного формируются следующие задачи музыкально-педагогического этнохудоже-ственного образования в высших профессиональных учебных заведениях РФ:

- формирование национальных ценностных ориентаций у учащихся на основе этнокультурных представлений;

- развитие этнической самоидентификации личности в поликультурном, многонациональном пространстве нашего государства;

- формирование толерантности к другим культурам, прежде всего музыкальным, развитию и обогащению собственной музыкальной этнокультуры;

- воспитание компетентного специалиста в сфере музыкального искусства на основе восприятия этнохудожественного духовно-нравственного потенциала.

Россия - многонациональное государство, и проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность и сложность в 90-е годы, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этни-зации содержания образования, возрастание роли этнохудожественного образования, идей народной педагогики, рост влияния традиционной культуры на формирование самосознания личности.

Понимание значимости воспитательного потенциала этнохудожественного образования в условиях поликультурного общеобразовательного пространства дает нам возможность практически исследовать и реализовать систему преподавания музыкального искусства в России.

Таким образом, основной задачей этнокультурного образовательного пространства должно быть развитие способности к межкультурной коммуникации. Данное понимание этнокультурного образования затрагивает основы этнохудожественного образования, поскольку речь идет о расширении понятия идентичности в содержательном плане, об изменении отношения молодых людей к миру, культуре, искусству и тем самым к самим себе.

Литература

1. Медведева О. О. Мультикультурализм как принцип современной образовательной политики // Наука и школа. 2009. № 4. С. 3.

2. Полынская И. Н. Этнохудожественное образование в условиях поликультурного общеобразовательного пространства России // Фундаментальные исследования. 2012. № 6. С. 48-52.

3.МухудаевМ. О. Образование: введение в дискурс социальной политики. СПб., 2005.

4. Глазырин В. А. Болонская декларация: интеграция или поглощение российского высшего образования? // Университетское управление: практика и анализ. 2006. № 1. С. 77-80.

5. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

6. Бакланова Т. И. Система этнохудожественного образования «Русская традиционная художественная культура» // Начальное образование в России: инновации и практика. М., 1995.

7. Шпикалова Т. Я., Бакланова Т. И., Ершова Л. В. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации // Непрерывное этнохудо-жественное образование: методология, проблемы, технологии. Шуя, 2005.

8. Голошумова Г. С. Этнохудожественное воспитание сельских школьников на материале декоративно-прикладного искусства Урала. М., 2005.

9. Воробьева Т. П. Воспитание этнохудоже-ственной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2006.

References

1. Medvedeva O. O. Multiculturalism kak princip sovre-mennoy obrazovatel'noy politiky [Multiculturalism as a principle of modern education policy] // Nauka i shkola. 2009. № 4. S. 3.

2. Polynskaya I. Etnohudozhestvennoye obrazovaniye v usloviyah policul'turnogo obsceobrazovatel'nogo pros-transtva Rossiy [Ethnoart education is in a multicultural general educational space of Russia] // Fundamental'niye issledovaniya. 2012. № 6. S. 48-52.

3. Muhudaev M. O. Obrazovaniye: vvedeniye v discourse social'noy politiky [Education: an introduction to the discourse of social policy]. SPb., 2005.

4. Glazyrin V. A. Bolonskaya declaratsiya: integratiya ili pogloscgeniye rossijskogo vysshego obrazovaniya [Bologna Declaration: integration or acquisition of Russian higher education?] // Universitetskoye upravleniye: prac-tika i analiz. 2006. № 1. S. 77-80.

5. Bakhtin M. M. Esthetica slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. M., 1979.

6. Baklanov T. I. System etnohudozhestvennogo obrazovaniya «Russkaya traditionnaya hudozhestvennaya cul'tura» [Ethnoart education system «Russian traditional artistic culture»] // Nachal'noye obrazovaniye education v Rossiy: innovatsiy i practica. M., 1995.

7. Shpikalova T. Y., Baklanov T. I., Yershov L. Con-ceptsiya ethnocul'turnogo obrazovaniya v the Rossijskoy Federatsiy [Concept of ethno-cultural education in the Russian Federation] // Nepreryvnoye etnohudozhestvennoye obrazovaniye: methodologiya, problem, technologiy. Shuya, 2005.

8. Goloshumova G. S. Etnohudozhestvennoye vospitani-ye sel'skih shkol'nikov na materiale dekorativno-prikladno-go isskusstva Urala [Ethnoart education of rural students on the material arts and crafts of the Urals]. M., 2005.

9. Vorobiev T. P. Vospitaniye etnohudozhestvennoy cul'tury podrostkov v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Education ethnoart culture of teenagers in establishments of an additional education of children]: author. dis. ... cand. ped. nauk.. Chelyabinsk, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.