УДК 37. 013.77
ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ М.И. Кряхтунов
В статье рассматриваются подходы к исследованию психологической культуры учителя Ключевые слова: подходы, исследования, психологическая культура, учитель
В нашей работе мы предполагаем: раскрыть сущность и структуру психологической культуры учителя, выявить условия ее развития.
Для этого нам необходимо изучить подходы к исследованию психологической культуры вообще и учителя в частности.
Л.С. Колмогорова, говоря о структуре психологической культуры пишет
«Основываясь на многочисленных
философских, культурологических,
психологических, педагогических
исследованиях, мы рассматриваем культуру человека в единстве ее трех основных составляющих: аксиологической,
процессуально-деятельностной и творческой». [2]
К содержанию психологической культуры она относит следующие компоненты. психологическую грамотность,
психологическую компетентность, ценностносмысловой, рефлексивно-
оценочный, культуротворческий.
Н. П. Колесник [1] отмечает следующие факторы определяющие психологическую культуру педагога: «эмоциональная
готовность», оценку педагогам
«процессуальности, т. е. контроль над качеством процессов (способы организации деятельности, активность, вовлеченность, концентрация внимания и т. п.), руководство микропроцессами внутри единого целостного педагогического процесса и адекватное взаимодействие с детьми». Это подсказывает нам важность работы с эмоциональной сферой педагога, ориентацию его на ценность взаимодействия с учащимися и анализа этого взаимодействия.
А саму психологическую культуру понимает как «...направление и поддержка подлинной, аутентичной личности, которая вступила в процесс «диффузии» с культурой,
Кряхтунов Михаил Ильич - МШУ, д-р пед. наук, профессор, e-mail: [email protected]
приняла «вызов культуры» (О. Мандельштам) и во взаимодействии с ней в лице педагога участвует в акте, событии, процессе развития». В этом определении присутствуют такие составляющие психологической культуры как: личность, взаимодействие, развитие.
Н.П. Колесник делает акцент на том, что в «.процессе культуроосвоения, трансляции культуры педагогом и культуротворчества ребенка формируются смысложизненные ориентации последнего» [1]. Из этой идеи можно сделать вывод о том, что смысложизненные ориентации являются показателем и результатом освоения психологической культуры.
Большое значение внимания педагога к своей личности как составляющей психологической культуры раскрыто в следующем фрагменте. «Для того чтобы культура стала величайшим резервом опыта и ценностей, педагогу мало иметь профессиональные знания, умения и навыки, быть психологически грамотным. Он должен встать на путь саморазвития, самовоспитания, что, на наш взгляд, является основной детерминантой психологической культуры, поскольку в процессе самотворчества происходит слияние субъекта с культурой, впитывание ее, выделение себя в ней, включение в культуротворчество» [1].
Содержание еще одной составляющей -взаимодействия педагога с учащимися раскрывается автором так: «Если определить цель педагогического влияния как поддержку и взращивание потребностей и возможностей воспитанника, то педагогический процесс приобретет форму мягкого, гармоничного взаимодействия воспитателя и ребенка. Потребности каждой личности очень индивидуальны, поэтому педагогический контакт должен приобрести более яркую, индивидуальную направленность» [1].
Значительное место в психологической культуре занимает такая составляющая как внимание педагога к личности ученика «.познание дошкольника, оказание на него воспитательного воздействия, организация
педагогически целесообразных
взаимоотношений, формирование
благоприятного для психического развития микроклимата в группе, влияние на
формирование у личности самооценки
собственных позитивных способностей, коммуникативных умений» [1].
М.В. Попова в статье «Проблемы
формирования психологической культуры детей и подростков в системе дополнительного образования» предлагает такое определение психологической культуры «.усиление позитивных тенденций личности, развитие ее творческого потенциала и ресурсных возможностей психики»[1].
Обращают внимание три аспекта культуры -личность, творчество и психика.
Целью психологической культуры М.В.Попова определяет «.активное
формирование механизмов самосознания,
самоисследования и саморазвития...»[1]. Это предполагает работу педагога со своей личностью, с личностью ученика.
Такая работа характеризуется.
) специфической коммуникацией, основанной на личностных смыслах; 2) совместно создаваемым, переживаемым, означиваемым и упорядочиваемым опытом осознания себя, своих отношений с другими, перспектив собственного роста; 3) наличием атмосферы безопасности, доверия, принятия и эмоциональной поддержки» [там же]. Из этого описания можно выделить условия формирования и составляющие
психологической культуры: коммуникативный компонент, смысловой компонент,
интеракционный компонент (взаимодействие), эмоциональный компонент, рефлексивный компонент.
Н.И. Лифинцева указывает, что содержание профессионально-
психологической культуры учителя «. предполагает открытие и расширение культурных смыслов профессиональнопедагогической деятельности в процессе общения, совместной деятельности, «со-бытия» студента и преподавателя, развития эмоционально-ценностных отношений в профессиональном сообществе» [3]. Можно выделить следующие компоненты
психологической культуры: смысловой,
совместная деятельность, отношенческий, эмоционально-ценностный. Системообразующим критерием
профессионально психологической культуры
учителя «.выступает ценностное отношение к Другому («друго-доминантность»).
В качестве модели профессиональнопсихологической культуры учителя Н.И. Лифинцева предлагает «.трехмерное пространство, содержащее психологическую культуру личности, культуру
профессионального поведения,
профессионально-психологическую компетентность» [3].
Описывая процесс формирования профессионально-психологической культуры как «процесс одновременного и поэтапного становления личностной, индивидуальной и профессиональной идентификации в ходе учебно-профессиональной, социальной
деятельности», Н.И. Лифинцева выделяет следующие этапы «.этап личностной идентификации, разностороннего развития интенций и культуросозидающих сил личности; актуализация рефлексивных способностей, самопознание студентом себя как личности и будущего учителя; этап овладения средствами и способами саморегуляции, самоорганизации,
самоограничения, самообразования;
формирование и реализация ценностного отношения к Другому человеку, овладение навыками и культурой общения; этап профессионального самоопределения,
формирования образа своей профессии, образа профессионально-психологической культуры, становление «Я профессионального»; этап практической деятельности, освоение
конкретных технологий и профессиональных форм поведения, обеспечивающих
функционирование профессионально-
психологической культуры» [там же].
На наш взгляд, эти этапы могут быть соотнесены с выделенными нами ценностными ориентирами психологической культуры
педагога: своя личность (личностной
идентификации; актуализация рефлексивных способностей, самопознание студентом себя как личности), личность другого человека (формирование и реализация ценностного отношения к Другому человеку); взаимодействие (овладение навыками и культурой общения); предметное знание (самопознание себя как будущего учителя, этап профессионального самоопределения, формирования образа своей профессии, образа профессионально-психологической культуры, становление «Я профессионального»; этап практической деятельности); развитие
(овладения средствами и способами
саморегуляции, самоорганизации,
самоограничения, самообразования,
разностороннего развития интенций и культуросозидающих сил личности, освоение конкретных технологий и профессиональных форм поведения).
Динамику формирования
профессионально-психологической культуры учителя Н.И. Лифинцева обусловливает таким образом «.развитие гуманистических профессиональных установок и ориентаций, ценностных отношений; расширение индивидуального смыслового пространства, «семантического поля» профессионального сознания» [там же].
То есть, на формирование психологической культуры влияют: установки, ориентации, ценностные отношения, смыслы. Именно их содержание, как и умение педагога «.строить диалогические, «помогающие» отношения» [там же] может стать одним из показателей психологической культуры педагога.
К функциям профессиональнопедагогической культуры НИ. Лифинцева относит следующие «познавательногносеологическая, конструктивная,
экологическая, регулятивная,
коммуникативная, посредническая,
интегративная» [там же].
Структура профессионально-
психологической культуры, согласно НИ. Лифинцевой «включает следующие
интегративные образования: психологическую культуру личности педагога, профессиональнопсихологическую компетентность, культуру профессионального поведения» [там же].
Н.И. Лифинцева выделяет следующие
уровни профессиональьно-психологической культуры педагога «.субъектный,
личностный, личностно-индивидуальный,
духовный (как перспектива развития)» [там же]. Анализируя эти уровни можно выделить несколько параметров, через которые эти уровни определяются: представление,
восприятие, мышление, переживания,
ценностные ориентации, отношение к ученику, коммуникация, тип взаимодействия, внешние проявления, оценки учеников и учителей, смыслы; определенные ценности: личность
другого человека, своя личность, предметное знание, взаимодействие, развитие.
В качестве средств формирования профессионально-психологической культуры
Н.И. Лифинцева указывает: научно-
методическую лабораторию; совместную
педагогическую и исследовательскую работу преподавателей вуза, педагогов школы и студентов через организацию педагогических мастерских; психотехнические и
психотерапевтические техники и активные методы обучения; интерпретация неявного или скрытого значения некоторых аспектов переживания или поведения ребенка, психологических механизмов высказываний в конфликтных ситуациях; установление «помогающих отношений» (К.Роджерс); рефлексивное слушание; психогимнастика; имаготерапия; библиотерапия; элементы христианской терапии; терапии творческим самовыражением; методы рефлексии, саморефлексив, диалогического
взаимодействия и сотворчества.
Достаточно ясно, что эти средства оказывают воздействие на психические функции личности педагога и его поведение: восприятие, мышление, эмоции, речь, воображение. Поэтому, мы считаем, что для развития психологической культуры педагога, необходимо найти или разработать средства, которые охватывали все психические функции и поведение педагога.
Критериями изменения культуры в исследовании Н.И. Лифинцевой выступали: изменение способов, средств и стратегий от наличного состояния к более оптимальному; стереотипизированность-
проблематизированность педагогического мышления; познавательная и интеллектуальная активность; уровни понимания и эмпатии при анализе урока (формальность (что было) -содержательность (как было и зачем) описания урока, обобщенное отношение к уроку -дифференцированное отношение, оценочность суждений - субъективность суждений, язык описания (обыденный, научный), обобщенное восприятие класса - дифференцированное восприятие учеников, механичность -осмысленность, фрагментарность восприятия, действий-целостность; погруженность в себя -контактность.
То есть существуют критерии,
относящиеся к мышлению, чувствам, восприятию, речи, поведению педагога, которые могут быть наблюдаемыми и
внутренними. Наблюдаемые - можно определить с помощью экспертов, а внутренние - с помощью методов опроса и самоотчетов.
Необходимо отметить, что высокий
уровень профессионально-педагогической культуры, обнаруженный Н.И. Лифинцевой
предполагает: во-первых, ориентацию педагога и воплощение в деятельности таких ценностей как своя личность, («работы авторские»), развитие («творческие», «мысль, выведенная из опыта»), личность ученика, взаимодействие («соавторами.урока являются учитель и ученики»), предметное знание («открытие новых смыслов профессионально-
педагогической деятельности»); а во-вторых, -
вовлеченность в урок всех уровней существования личности - мыслей, действий, чувств, воображения, речи, поведения.
Одним из значимых исследований психологической культуры является диссертация В.В. Семикина «Психологическая культура в педагогическом взаимодействии»
[4].
В ней автор указывает на то, что психологическая культура проявляется в «.характере форм социального
взаимодействия людей...»[там же],
соответственно: по характеру взаимодействия можно определить наличие и степень психологической культуры работа по развитию психологической культуры должна строиться на уровне взаимодействия.
Важной для нас является идея В.В. Семикина о том, что психологическая культура это «психическое образование человека» [там же]. Опираясь на эту мысль, мы полагаем, что работа по развитию психологической культуры с необходимостью включает все уровни психической организации человека.
Одним из источников поиска критериев психологической культуры для нас стало положение В.В. Семикина «существует взаимосвязь между безопасностью,
гуманностью, успешностью процесса педагогического взаимодействия и
показателями психологической культуры как составляющей профессионально-
педагогической культуры» [там же].
А направление для определения подходящих методов развития
психологической культуры учителя нам дало такое утверждение В.В.Семикина
«психологическое образование может
выступать эффективным средством развития психологической культуры у ее субъектов». То есть, содержание и методы психологического образования такие как: тренинг, анализ
случаев, психогимнастические упражнения, и др. являются адекватными для развития психологической культуры педагога.
В развитии психологической культуры В.В. Семикин выделил три уровня.
психологическую грамотность,
психологическую компетентность и зрелую психологическую культуру.
А в качестве компонентов ее структуры предложил: рефлексивно-перцетивный,
когнитивный, аффективный, волевой, коммуникативный, регулятивный, ценностно -смысловой, социальный опыт.
Алтайские исследователи Л.Д. Демина, И.А. Ральникова, Н.А. Лужбина проводят подробный анализ понятия и феномена психологической культуры.
Вот как они раскрывают сущность этого явления «психологическая культура педагога определяет вектор всей его активности: когнитивной и креативной деятельности, взаимодействия «аффекта и интеллекта», выбор стратегий самопрезентации, педагогической и партнерской активности, специфику
построения взаимоотношений «педагог-педагог», «педагог-ученик», «педагог-
родитель», «педагог-группа», «педагог-
социум» и др.» [5]. В нем акцент делается на активности педагога ее сферах и типах.
Анализируя определение психологической культуры, предложенное авторами, можно выделить ее составляющие: житейские знания о психологии, социальные нормы взаимоотношений, смыслы и значения, ценности, особенности (аффективные,
когнитивные, поведенческие, регуляторные) личности» [там же].
В качестве функций психологической культуры Л.Д. Демина, И.А. Ральникова, Н А. Лужбина, опираясь на разработки других исследователей выделяют: принятие себя и других, взаимодействие, интеграция внешней и внутренней деятельности человека, развитие.
Структура психологической культуры
представлена в статье так: когнитивный (в том числе социальный интеллект); ценностносмысловой; оценочно-притязательный;
рефлексивный; креативный; поведенческий (интерактивный) компоненты. Ведущую роль в ней, по мнению авторов, играют самоценность личности и ее социальный интеллект.
Исследователь Т.Е. Егорова в статье «Методологические основания становления психологической культуры» [6] предлагает понимание культуры психической
деятельности как «.культуры психической деятельности, обращенной на внутреннее содержание человека, т. Е на самого себя как объекта познания и субъекта
самопреобразования». То есть ее сущность в
исследовании и изменении человеком своей личности.
Интересным является, то, что автор отождествляет психологическую культуру и культуру психической деятельности. Это можно понимать как то, что психологическая культура связана со способностью человека и его деятельностью по самопознанию и самоизменению.
Процесс развития психологической культуры Т.Е. Егорова описывает так: мироощущение - мирочувствование -
мировидение. Можно полагать, что для развития психологической культуры необходимо развитие психических функций личности.
И. В. Дубровина в статье «Психологическое образование в контексте гуманитаризации высшей школы» [7] указывает на связь психологической культуры и современных принципов общественных отношений - гуманизм, демократизм, толерантность, сотрудничество. Мы полагаем, что по наличию этих принципов в тех отношениях, которые строит педагог можно судить о его психологической культуре, то есть эти принципы выступают своего рода показателями психологической культуры.
И.В. Дубровина опирается на такое понимание культуры «совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и развитых человечеством в ходе его истории» [там же]. Тогда сущность психологической культуры можно трактовать как совокупность ценностей, знаний и средств выработанных психологией. Из этого определения можно наметить уровни психологической культуры: уровень знаний, уровень средств и уровень ценностей. В свою очередь знания, средства и ценности могут стать показателями психологической культуры.
В направлении выделения составляющих психологической культуры нам помогают двигаться рассуждения автора о синтезе в культуре: науки и искусства, эмоционального и рационального.
А духовное измерение культуры указывает на то, что она относится к уровню смыслов и ценностей человека.
Рассмотрение человека как «сгустка культурных полей», позволяет предполагать, что культура порождается и реализуется в определенном типе отношений - важнейшей ее составляющей.
И.В. Дубровина полагает, что «взаимоотношения человека с культурой обусловлены не только внешними, но и внутренними психическими процессами» [7]. То есть психические процессы должны быть задействованы в работе по развитию психологической культуры педагога.
Говоря о психологическом образовании, И.В. Дубровина раскрывает его содержание «.существенные закономерности и механизмы становления личности, .условия для осознанного как личностного так и профессионального самоопределения. .лучше понимать себя, выстраивать отношения с другими людьми и с окружающим миром в целом.. Умения управлять проблемами собственной жизни, своим поведением, отношением,. саморазвития» [7]. Для нас очевидна связь содержания психологического образования и содержания психологической культуры.
Также к содержанию психологической культуры мы относим явления, которые, по мысли И.В. Дубровиной, объединяет духовная культура: сознание, интеллект, эмоциональнопсихическая деятельность (язык, знания, мастерство, нравственное и эстетическое развитие, творчество, эмоции, отношения, формы общения, мировоззрение).
И.В. Дубровина определяет сущность психологической культуры через единство психологических знаний и общечеловеческих ценностей. А основу ее через способность человека быть вместе с другим: сопереживать, сочувствовать, содействовать, сострадать, сорадоваться. Одним из уровней существования психологической культуры
является взаимодействие людей.
Содержательный анализ вышеизложенных подходов к изучению психологической культуры позволил сделать ряд выводов относительно ее сущности, структуры и развития.
1. Психологическая культура - результат освоения человеком на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях определенных ценностей.
2. Ценности, на которых основана психологическая культура - человек, мир, взаимодействие, знание (опыт), развитие.
3. Психологическая культура имеет внутриличностный план и внешний план проявления.
4. Психологическая культура охватывает все уровни психической организации человека и формы его социального взаимодействия.
5. Психологическая культура имеет уровневую структуру.
6. Процесс формирования
психологической культуры проходит в трех пространствах: внутриличностном,
межличностном и профессиональном.
7. Критерии психологической культуры относятся к когнитивной, эмоциональной, поведенческой сферам.
8. Средства развития психологической
культуры направлены на: психические
функции, поведение, отношения и профессиональную деятельность человека.
Опираясь на данные предыдущих исследователей, мы можем предложить свои представления о психологической культуре педагога.
Мы будем понимать психологическую культуру педагога как способ организации всех уровней его психики и активности, который основан на системе ценностей «Человек -Взаимодействие - Опыт - Развитие». Эти ценности мы называем психологическими, поскольку они, на наш взгляд, составляют основания и цель психологической науки и практики.
Структура психологической культуры базируется на структуре личности человека и в ней мы выделяем такие компоненты: перцептивный - восприятие и переживание психологических ценностей: человек, опыт, взаимодействие, развитие; когнитивный -понимание, осмысление, анализ происходящего с позиций психологических ценностей; поведенческий - действия, исходящие из психологических ценностей.
Данная структура может стать основой для диагностики уровня развития психологической культуры: какие компоненты есть - один, два или все. Наличие одного компонента характеризует уровень психологической грамотности, наличие любых двух - уровень психологической компетентности, а всех трех -уровень психологической культуры.
Литература
1. Формирование психологической культуры
личности в системе дополнительного образования детей. Под редакцией
А. В. Егоровой, И. М. Каманова, М. В. Поповой. -М.,2004.
2. Колмогорова Л.С. Генезис и диагностика психологической культуры младших школьников. -Барнаул, 1999.
3. Лифинцева Н.И. Формирование
профессионально-психологической к туры учителя /Под ред. В.А. Сластенина. - Москва-Курск: Изд - во Курского гос. пед. ун - та, 2000.
4. Семикин В. В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии: Дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07: Санкт-Петербург, 2004.
5. Демина Л.Д. О психологической культуре педагога-профессионала / Л.Д. Демина, Н.А. Лужбина, И.А. Ральникова // Педагогическое образование в современном классическом университете России: Сборник материалов летней педагогической школы Алтайского государственного университета / под ред. Ю.В. Сенько, Г.А. Спицкой. - Барнаул, 2003.
6. Егорова Т.Е. Методологические основания становления психологической культуры.// «История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи». М., 2005.
7. Дубровина И.В. Психологическое образование в контексте гуманитаризации высшей школы. // Гуманизация образования
Московский педагогический государственный университет
APPROACHES TO THE RESEARCHES OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF A TEACHER M.I. Kryahtunov
The paper considers the approaches to the researches of psychological culture of a teacher Key words: approaches, researches, psychological culture, teacher