Б01: 10.12731/2218-7405-2014-11-7 УДК 37.015.3
взаимосвязь психологической культуры личности и эффективности педагогической деятельности
Белова н.Ю.
В статье представлены эмпирические факты взаимосвязи психологической культуры и успешности труда педагогов, что актуально в контексте новой образовательной парадигмы, одним из приоритетов которой является становление «человека культуры». Отличительные черты психологически культурного педагога - это сформированные навыки саморегуляции личностных состояний, деятельности и отношений с другими людьми, высокий уровень адаптивности, а также умение прогнозировать и оценивать результаты своей деятельности, в том числе и профессиональной. Также рассмотрена специфика выявленной взаимосвязи у преподавателей вуза, педагогов колледжа и учителей школы.
Цель. В ходе теоретико-экспериментального исследования установить возможности роста успешности труда педагогов, посредством повышения их культурного потенциала.
методики или методология проведения работы. В качестве организационных методов использовался метод поперечных срезов. В исследовании использовались известные стандартизированные методики, сконструированные по типу самоотчета, а также метод экспертной оценки деятельности.
результаты. Полученные результаты экспериментального исследования свидетельствуют о взаимосвязи компонентов психологической культуры и составляющих педагогической деятельности, индивидуально-психологические свойства и образования, выступающие субъективным потенциалом педагога и обуславливающие успешность его профессиональной деятельности, во многом определяются развитой психологической культурой.
область применения результатов. Результаты исследования будут представлять интерес при разработке программ повышения квалификации преподавателей вузов, педагогов колледжей и учителей школ в контексте роста их психологической культуры, с учетом особенностей проявления данного феномена.
ключевые слова: психологическая культура; эффективность педагогической деятельности.
RELATIONSHIP OF THE PERSONAL PSYCHOLOGICAL CULTURE AND EFFICIENCY OF THE PEDAGOGICAL ACTIVITY
Belova N.Yu.
The paper presents empirical evidence ofpsychological relationship of culture and the success of teachers, which is important in the context of a new educational paradigm, one of the priorities of which is the formation of «human culture». Distinctive features of the psychologically cultural teacher - is to develop skills of self-regulation of personality states, activities and relationships with other people, a high level of adaptability and the ability to predict and evaluate the results of its activities, including professional. There has also been underlined the specificity of the identified interrelation among university, college and school teachers.
Purpose. In the course of theoretical and experimental research to establish the success of the growth opportunities of teachers by improving their cultural potential.
Methodology or the methodology of work. As an organizational method, method of transverse sections has been used. The study used well known standard techniques: self-constructed reports, as well as the method of peer review activities.
Results. The obtained results of the pilot study indicate a strong relationship between the components of psychological culture and teaching activities, individual psychological characteristics and education, acting as a subjective potential of a teacher and leading to a success in his professional activities, and are largely determined by the development of psychological culture.
Scope results. The results of the study will benefit in the development of training programs for university professors, college and school teachers in the context of the growth of their psychological culture, taking into account peculiarities of manifestation of this phenomenon.
Keywords: psycological culture; success of teaching activity.
введение
Современная ориентация на раскрытие потенциала человека, формирование мотивации достижения успеха, самостоятельности, ответственности предъявляет к личности и деятельно-
сти педагога, как к ведущему источнику социализации и инкультурации высокие требования. Особенности социокультурных процессов, происходящих в современном российском обществе, привели к потери профессионального смысла, отчуждения педагога от социокультурных процессов, к низкому социальному статусу и престижу педагогической профессии, что послужило одной из главных причин обострения образовательных проблем, отторжения инновационных установок, проявления негативизма, скептицизма, апатии, и как следствия всего этого - низкой эффективности педагогической деятельности.
Решение проблемы успешности профессиональной деятельности возможно в контексте оптимизации психологической культуры педагога, которая обеспечивает его саморазвитие и самореализацию в профессии, становление личностного и профессионального самосознания, успешную адаптацию к динамичным социально-экономическим изменением и эффективное социальное взаимодействие, создает условия для сохранения целостности личности.
Актуальность и значимость изучения проблемы психологической культуры педагогов находит свое подтверждение в пристальном внимании к данному феномену со стороны исследователей.
обзор литературы
В настоящее время существует немало работ, в которых изучены различные аспекты, уровни и составляющие психологической культуры.
Проблема психологической культуры как самостоятельного явления и системного новообразования личности, представляющего единство ценностей, деятельностных проявлений и сущностных сил, исследуется в работах Л.С. Колмогоровой, О.И. Моткова, Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, П.В. Растянникова, Н.Н. Обозова, С.Н. Щербакова и др. [5, 10].
Также психологическая культура личности активно обсуждается и в контексте проблемы общего культурного развития человека. В рамках данного подхода интересующий нас феномен рассматривается исследователями как расширение возможностей субъекта адекватно взаимодействовать с окружающим миром в ходе целенаправленных внешних воздействий (воспитания, обучения, социальной среды) или саморазвития. (Н.Б. Крылова, А.С. Зубра, А.Е. Айви, В.М. Розин и др.) [4; 6].
В русле акмеологического подхода становление психологической культуры изучается как целостный феномен развития профессионала, который обеспечивает свободу оперирования творческими способностями и способами самосовершенствования профессионально-личностных позиций в профессиональной деятельности. (Н.Т. Селезнева, Ф.Ш. Мухаметзянова, Н.В. Кузьмина, Г.И. Марасанов, А.А. Деркач и др.) [2; 7; 9; 11; 13].
В последнее время появились работы, посвященные исследованию психологической культуры субъектов педагогического процесса, к числу таких исследований, в которых раскрываются научно-теоретические основы подготовки педагога, и делается особый акцент на его психологическую культуру, относятся работы В.В. Семикина, Е.Е. Смирновой, А.В. Петровского, И.С. Розова, Н.И. Лифинцевой, А.Б. Орлова, С.Л. Семеновой и др. [8; 12; 14; 15].
Анализ исследований феномена психологической культуры показал, что, в качестве методологических оснований в работах большинства авторов выступают структурно-функциональные, деятельностные, аксиологические плоскости анализа, в значительно меньшей степени анализ осуществляется с позиций системного и междисциплинарного подходов.
Развитая психологическая культура, с точки зрения исследователей, проявляется как в характеристиках деятельности, включая ее коммуникативный аспект (эффективное социальное взаимодействие, успешная адаптация, саморегуляция, самореализация в профессиональной деятельности), так и в характеристиках личности (рост творческого потенциала, личностное и профессиональное самосознание, адекватная самооценка, психологическое здоровье и т.д.) (А.А. Деркач, Н.Т. Селезнева, Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.С. Колмогорова, В.В. Семикин, О.И. Мотков). [2; 5; 10; 11; 13; 15].
Представления исследователей о функциональных характеристиках изучаемого феномена являются разнообразными и разнородными, однако, в целом их объединяет признание наличия таких функций психологической культуры, как регулятивная, адаптационная и гармонизирующая. (Н.Т. Селезнева, В.В. Семикин, Е.Е. Смирнова). [3; 13; 15].
Значительный разброс наблюдается в определении факторов детерминирующих развитие психологической культуры личности. В качестве внешних факторов выделяются национальное самосознание, особенности системы образования, семейное окружение, профессиональное сообщество, средства массовой информации, к внутренним факторам относятся пол, возраст, личностные качества, устойчивые психические состояния, исходный уровень знаний и умений в области психологии, готовность работать над собой и др. (Л.С. Колмогорова, Н.А. Лужбина, Л.Д. Демина, Н.Т. Селезнева). [3; 5; 13].
Постановка задачи
Актуальность проблемы изучения психологической культуры педагогов в контексте эффективности их профессиональной деятельности, а также отсутствие работ в данном направлении послужили причиной проведения нами теоретико-экспериментального исследования с целью установления возможности роста успешности труда педагогов, посредством повышения их культурного потенциала.
описание исследования
Психологическую культуру педагогов мы рассматриваем как интегративное новообразование личности, которое включает в себя взаимосвязанные психологические свойства, выступает ядром структуры профессионально-важных качеств, выполняет ценностно-регулятивную функцию психики в профессиональной деятельности, и обеспечивает высокий уровень ее успешности, а также саморазвитие и самореализацию личности как в профессии, так и в рамках жизненной стратегии в целом.
Учитывая подходы исследователей к решению вопроса о структурной организации психологической культуры, мы пришли к выводу, что в состав изучаемого феномена входят следующие компоненты: аксиологический, регулятивный, рефлексивный, когнитивный, коммуникативный. В нашем исследовании именно эти составляющие явились предметом анализа и интерпретации.
В ходе опытно-поисковой работы в качестве эмпирической гипотезы выступало предположение о том, что психологическая культура педагога проявляет сложный, неоднозначный характер взаимосвязи с эффективностью педагогической деятельности, своеобразный в зависимости от особенностей этой деятельности в школе, колледже и вузе.
К эмпирической проверке были привлечены 102 педагога учебных заведений городов Екатеринбурга и Шадринска (Курганская область). Выборка в целом была поделена на три подгруппы различные в зависимости от вида учебного заведения: школа, колледж, вуз.
В исследовании психологической культуры использовались известные стандартизированные методики: «Опросник терминальных ценностей»; «Социально-коммуникативная компетентность»; методика исследования самооценки; «Стиль саморегуляции поведения», а также тестовые задания для исследования уровня психологической грамотности.
Исследование уровня выраженности параметров эффективности педагогической деятельности осуществлялось нами комплексно: на основе самооценки педагогов, а также на основе оценки экспертов. С этой целью использовалась методика, разработанная на кафедре теоретической и экспериментальной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета (Н.С. Глуханюк и Е.В. Дьяченко) [1].
В ходе экспериментального исследования подтвердилось наше предположение о том, что психологическая культура педагога представляет собой интегративное, целостное, многокомпонентное образование, каждый компонент которого взаимосвязан с другими и выполняет определенные функции. В качестве стержневого выступает регулятивный компонент, в то время как аксиологический обуславливает качественное своеобразие психологической культуры,
отличая данное новообразование личности от сопряженных понятий, - педагогическая культура, профессиональная культура, коммуникативная и др.
Следовательно, психологически культурного педагога, в первую очередь, отличают сформированные навыки саморегуляции личностных состояний, деятельности и отношений с другими людьми, высокий уровень адаптивности, а также умение прогнозировать и оценивать результаты своей деятельности, в том числе и профессиональной.
К ценностным ориентациям, определяющим качественное своеобразие психологической культуры педагогов, относится стремление к достижению поставленных целей, ценностное отношение к собственному внутреннему миру и психологическому миру окружающих, стремление к познанию нового, расширению кругозора, а также признание интересов сообщества и ценности профессиональной деятельности.
Наиболее согласованными в структуре психологической культуры педагогов всех видов образовательных учреждений являются аксиологический, коммуникативный и регулятивный компоненты. Данный факт подтверждает высказываемое многими авторами утверждение о регулирующем влиянии ценностно-смысловой сферы на процесс социального взаимодействия всех участников образовательного процесса, о том, что социально-психологическую основу взаимоотношений в коллективе составляют принятые в нем ценности, а также указывает на невозможность обеспечения эффективности педагогического взаимодействия его гуманности и безопасности в ситуации отсутствия у педагогов развитой системы саморегуляции личностных состояний и деятельности. Кроме того, сформированность регуляторных процессов обеспечивает сохранение ценностных ориентиров педагога в ситуации «экзистенционального вакуума и ценностного нигилизма», которые с точки зрения Д.А. Леонтьева являются отличительной особенностью современной социальной реальности.
В проявлениях психологической культуры педагогов школы, колледжа и вуза существуют как общие, так и специфические особенности.
Так наибольшую ценность для педагогов всех видов образовательных учреждений представляет высокий уровень материального благополучия и как возможность его обеспечения -рост своего профессионального статуса. Общей особенностью регулятивного компонента психологической культуры педагогов школы, колледжа и вуза является превалирование в его составе процессов целеполагания и планирования, что обусловлено спецификой их профессиональной деятельности, успешность которой зависит, в том числе, и от умения программировать способы педагогических взаимодействий, планировать решение образовательных и развивающих задач, отбирать виды деятельности адекватные поставленным задачам и т.д.
Остановимся на специфических особенностях проявления психологической культуры педагогов различных видов образовательных учреждений.
Психологическая культура учителей школы является слабо сформированным личностным образованием, что находит свое отражение в манипулятивном стиле общения, в отсутствии стремления руководствоваться в своей профессиональной деятельности ориентацией на психическую индивидуальность участников образовательного процесса: учащихся, родителей, коллег. Кроме этого школьных педагогов отличает низкая коммуникативная компетентность, конформизм, консерватизм в мышлении, стремление избегать любых перемен, как в профессиональной деятельности, так и в способах общения, а также пессимизм и отсутствие веры в положительный результат процессов обучения и воспитания, что сопряжено с регуляторной ригидностью и не развитой системой саморегуляции поведения и деятельности.
Педагоги колледжа, по сравнению с учителями школы и преподавателями вуза демонстрируют наиболее развитую психологическую культуру. В данной группе педагогов достоверно в большей степени сформировано убеждение о том, что каждый учащийся ценен, достоин уважения и обладает возможностями к самостоятельному позитивному росту. Помимо этого педагогов колледжа отличает ценностное отношение к внутреннему «психологическому укладу» собственной личности, а также чувство профессиональной ответственности, осознание значимости своей педагогической деятельности, вера в возможность добиться конкретных результатов в деле обучения и воспитания учащихся, толерантность к чужому мнению, гибкость мышления, развитые поведенческая и социально-коммуникативная адаптивность, саморегуляция личностных состояний и деятельности.
Уровень психологической культуры преподавателей вуза, как было установлено в ходе исследования, является низким. В целом для них характерно не заинтересованность в своей педагогической деятельности и ориентация на формальный подход к образовательному процессу, однако, для преподавателей вуза в большей степени, чем для учителей школы характерны толерантность, эмоциональная устойчивость, интеллектуальная и регуляторная гибкость, развитость системы саморегуляции поведения и деятельности.
Уровень эффективности профессиональной деятельности большинства педагогов во всех группах сравнения является не высоким.
К выявленным особенностям педагогической деятельности учителей школы относится низкая сформированность исследовательских умений и умения прогнозировать развитие всех участников образовательного процесса, в том числе и образовательного учреждения в целом, а также не адекватность самооценки эффективности своей педагогической деятельности с тенденцией к завышению.
Кроме этого учителя школы демонстрируют достоверно более низкие значения в сравнении с педагогами колледжа и преподавателями вуза таких профессионально-педагогических умений как коммуникативно-организаторские, дидактические и проектировочно-прогности-ческие. Что обусловлено, с нашей точки зрения, в целом слабой развитостью психологической культуры школьных учителей, проявляющейся в отсутствии стремления к самореализации в педагогической деятельности, в несформированности процессов ее планирования и моделирования, а также в низкой психологической компетентности.
Педагоги колледжа демонстрируют более высокий уровень выраженности, по сравнению с учителями школы и преподавателями вуза, как успешности педагогической деятельности в целом, так и отдельных ее параметров. В условиях роста потребности в высококвалифицированных выпускниках среднего и начального профессионального образования этот факт рассматривается нами как положительная тенденция в направлении развития данного уровня образования. Однако, как в работах ряда авторов (Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко), так и в нашем экспериментальном исследовании, отмечен низкий уровень сформированности проекти-ровочно-прогностических и инновационных умений в операциональной составляющей профессиональной деятельности педагогов колледжа [1].
Преподаватели вуза, в ходе осуществления педагогической деятельности, демонстрируют затруднения в выборе методов и форм обучения, в создании условий для развития студентов и повышения их учебно-познавательной мотивации, в умении интерпретировать и адаптировать информацию к задачам обучения и воспитания, что, на наш взгляд, объясняется низким уровнем сформированности когнитивного компонента в составе психологической культуры.
В целом результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что в структуре операциональной составляющей профессиональной деятельности всех педагогов достоверно более высокий уровень выраженности коммуникативно-организаторских и специальных (предметных) умений, в то время как наименее сформированными являются умения в сфере технологических и организационных инноваций, а также в сфере проектирования и прогнозирования образовательного процесса. Уровень эффективности профессиональной деятельности педагогов школы, колледжа и вуза является не высоким и не удовлетворяет возросшим требованиям к качеству современного общего, среднего специального и высшего профессионального образования.
Теоретическое предположение о возможности решения проблемы успешности профессиональной деятельности посредством развития психологической культуры педагогов подтверждается обнаруженной нами тесной взаимосвязью между данными феноменами.
В большей степени сопряженными с параметрами успешности педагогической деятельности являются регулятивный, аксиологический и коммуникативный компоненты, а наиболее чувствительными к росту психологической культуры педагогов выступают коммуникативно-организаторские, исследовательские и специальные умения.
Полученные нами результаты позволяют говорить о том, что успешность педагогической деятельности учителей школы будет тем выше, чем выше уровень сформированности процесса планирования, в составе регулятивного компонента психологической культуры, чем выше осознание значимости и увлеченность избранной профессией, как проявления аксиологического компонента, а также успешность школьных педагогов определяется адекватной личностной самооценкой как проявлением рефлексивного компонента исследуемого феномена.
Эффективность профессиональной деятельности педагогов колледжа в большей степени определяется такими проявлениями развитой психологической культуры как сформирован-ность осознанной саморегуляции, умение продумывать последовательность своих действий с целью достижения результата, адекватность оценки деятельности, гибкость процессов регуляции поведения и деятельности, креативность, преданность профессии, стремление к достижению успеха в профессиональной деятельности и социально-коммуникативная адаптивность.
Успешность профессиональной деятельности преподавателей вуза прямо пропорционально связана с развитым регулятивным компонентом психологической культуры в виде сформированной системы саморегуляции поведения и деятельности, регуляторной гибкости, в составе аксиологического компонента с признанием ценности общественной жизни и интересов коллектива, с наличием увлечений и творческого подхода к делу, а также обратно пропорционально - с ориентацией на избегание неудач.
заключение
Полученные результаты экспериментального исследования свидетельствуют о взаимосвязи компонентов психологической культуры и составляющих педагогической деятельности. Индивидуально-психологические свойства и образования, выступающие субъективным потенциалом педагога и обуславливающие успешность его профессиональной деятельности, во многом определяются развитой психологической культурой, что предполагает необходимость формирования данного феномена в условиях последипломного образования педагогов. Особенно актуально данное положение в контексте новой образовательной парадигмы, одним из
приоритетов которой является становление «человека культуры», характеризующегося адаптивностью, рефлективностью, позитивным отношением к культурным ценностям, способного к самосовершенствованию и самореализации.
На основании результатов проведенного исследования была разработана программа повышения уровня психологической культуры, с учетом особенностей проявления данного феномена у преподавателей вуза, педагогов колледжа и учителей школы.
список литературы
1. Глуханюк Н.С. Дьяченко Е.В. Эффективность профессионально-педагогической деятельности: опыт параметризации и экспертной валидизации // Образование и наука: Изв. Урал. отд-ния РАО. 2002. №1 (13). С. 117-128.
2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 752 с.
3. Егорова Т.Е. Семенова С.Л. Психологическая культура: возможности становления // Образование и наука: Изв. Урал. отд-ния РАО. 2006. №4 (40). С. 90-108.
4. Зубра, А.С. Педагогические основы формирования личности студента высшей школы: ав-тореф. дис. ... д-ра пед. наук / А.С. Зубра - Минск, 1996. 35 с.
5. Колмогорова Л.С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся: дис. .д-ра психол. наук. - М., 2001. 385 с.
6. Крылова, Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н.Б. Крылова. - М.: Высшая школа, 1990. 140 с.
7. Кузьмина, Н.В. Профессионализм преподавательской деятельности / Н.В. Кузьмина, А.А. Реан. - СПб.; Рыбинск: Науч.-исслед. центр развития творчества молодежи, 1993. 54 с.
8. Лифинцева Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя: дис. .д-ра пед. наук. - М., 2001. 467 с.
9. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Психологический журнал. 1995. №4. С. 57-69.
10. Мотков, О.И. Психологическая культура личности / О.И. Мотков // Школьный психолог. -1999. №15. С. 8-9.
11. Мухаметзянова, Ф.Ш. Педагогические условия формирования психологической культуры учителя: дис. ... канд. пед. наук / Ф.Ш. Мухаметзянова. - Казань, 1995. 192 с.
12. Орлов, A^. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики / A^. Орлов. - М.: Издательский центр «Aкадемия», 2002. 272 с.
13. Селезнева, Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования: дис. .. .д-ра психол. наук / Н.Т. Селезнева. - М., 1997. 547 с.
14. Семенова, С.Л. Общая психология / С.Л. Семенова, A.A. Печеркина. - Екатеринбург: Изд -во РГППУ, 2003. 165 с.
15. Семикин, В.В. Психологическая культура в структуре личности и деятельности педагога // Известия Российского государственного педагогического университета им. AÄ Герцена. -СПб., 2003. №3(6): Психолого-педагогические науки. С. 124-132.
References
1. Glukhanyuk N.S. D'yachenko E.V. Effektivnost' professional'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti: opyt parametrizatsii i ekspertnoy validizatsii // Obrazovanie i nauka: Izv. Ural. otd-niya RAO. 2002. №1 (13). Рр. 117-128.
2. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvitiya professionala. - M.: Izdatel'stvo Moskovsko-go psikhologo-sotsial'nogo instituta; Voronezh: NPO «MODEK», 2004. 752 р.
3. Egorova T.E. Semenova S.L. Psikhologicheskaya kul'tura: vozmozhnosti stanovleniya // Obrazovanie i nauka: Izv. Ural. otd-niya RAO. 2006. №4 (40). Рр. 90-108.
4. Zubra, A.S. Pedagogicheskie osnovy formirovaniya lichnosti studenta vysshey shkoly: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / A.S. Zubra - Minsk, 1996. 35 р.
5. Kolmogorova L.S. Vozrastnye vozmozhnosti i osobennosti stanovleniya psikhologicheskoy kul'tury uchashchikhsya: dis. .d-ra psikhol. nauk. - M., 2001. 385 р.
6. Krylova, N.B. Formirovanie kul'tury budushchego spetsialista / N.B. Krylova. - M.: Vysshaya shkola, 1990. 140 р.
7. Kuz'mina, N.V. Professionalizm prepodavatel'skoy deyatel'nosti / N.V. Kuz'mina, A.A. Rean. -SPb.; Rybinsk: Nauch.-issled. tsentr razvitiya tvorchestva molodezhi, 1993. 54 р.
8. Lifintseva N.I. Formirovanie professional'no-psikhologicheskoy kul'tury uchitelya: dis. .d-ra ped. nauk. - M., 2001. 467 р.
9. Morosanova, V.I. individual'nyy stil' samoregulyatsii v proizvol'noy aktivnosti cheloveka / V.I. Morosanova // Psikhologicheskiy zhurnal. 1995. №4. Рр. 57-69.
10. Motkov, O.I. Psikhologicheskaya kul'tura lichnosti / O.I. Motkov // Shkol'nyy psikholog. 1999. №15. Рр. 8-9.
11. Mukhametzyanova, F.Sh. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya psikhologicheskoy kul'tury uchitelya: dis. ... kand. ped. nauk / F.Sh. Mukhametzyanova. - Kazan', 1995. 192 р.
12. Orlov, A.B. Psikhologiya lichnosti i sushchnosti cheloveka: paradigmy, proektsii, praktiki / A.B. Orlov. - M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2002. 272 р.
13. Selezneva, N.T. Zakonomernosti i faktory razvitiya psikhologicheskoy kul'tury rukovoditeley sistemy obrazovaniya: dis. ...d-ra psikhol. nauk / N.T. Selezneva. - M., 1997. 547 р.
14. Semenova, S.L. Obshchaya psikhologiya / S.L. Semenova, A.A. Pecherkina. - Ekaterinburg: Izd-vo RGPPU, 2003. 165 р.
15. Semikin, V.V. Psikhologicheskaya kul'tura v strukture lichnosti i deyatel'nosti pedagoga // Iz-vestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena. - SPb., 2003. №3(6): Psikhologo-pedagogicheskie nauki. Рр. 124-132.
данные об авторе
Белова надежда Юрьевна, доцент кафедры менеджмента в образовании, кандидат психологических наук
Шадринский государственный педагогический институт
ул. К. Либкнехта, д. 3, г. Шадринск, Курганская область, 641800, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Belova Nadezhda Yuryevna, Associate Professor of Management, Ph.D. Shadrinsk State Pedagogical Institute
3, K. Libkneht St., Shadrinsk, Kurgan region, 641800, Russia e-mail: [email protected]
рецензент:
Белоконь ольга владимировна, заведующая кафедрой менеджмента в образовании, кандидат психологических наук, доцент, Шадринский государственный педагогический институт