УДК 159.9
И.А. Сладкова
аспирант,
Институт психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический
университет им. В.П. Астафьева»
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрена проблема развития психологической культуры будущих педагогов-психологов в вузе. Представлено описание методики развития психологической культуры студентов - будущих педагогов-психологов с применением образовательной практики развития критического мышления.
Ключевые слова: психологическая культура, будущие педагоги-психологи, критическое мышление.
I.A. Sladkova, Krasnoyarsk state pedagogical University them V.P. Astafiev
THE DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS-
PSYCHOLOGISTS WITH THE APPLICATION OF EDUCATIONAL PRACTICES OF CRITICAL THINKING
DEVELOPMENT
Abstract. In this article the problem of development of psychological culture of future teachers-psychologists at the University. Presents a description of the methodology of development of psychological culture of students - future teachers-psychologists with the application of educational practices of critical thinking development.
Keywords: psychological culture, future psychologists, critical thinking.
Актуальность развития психологической культуры педагогов-психологов обосновывается ведущей ролью психологической культуры в профессиональной деятельности педагога-психолога, так как его труд основан на возможности его личности к адекватному взаимодействию с окружающими.
На основе исследований (Н.И. Исаева, Л.Д. Демина, Л.А. Лужбина, И.Л. Колмогорова, И.В. Дубровина, В.В. Семикина и т.д.) мы понимаем под психологической культурой личностное, ценностное, динамическое новообразование педагога-психолога, позволяющее ему определить и понять внутренний мир самого себя и другой личности, эффективно сопровождать ее самоопределение и самореализацию в социуме и жизнедеятельности. Н.И. Лифинцева отмечает, что развитие профессионально-психологической культуры будущего специалиста есть процесс одновременного и поэтапного становления личностной и профессиональной идентификации в ходе учебно-профессиональной, социальной деятельности [4, с. 29].
Развитие психологической культуры личности педагога-психолога - одно из приоритетных направлений совершенствования образовательной практики. Носителями психологической культуры являются взрослые участники образовательного пространства. Развитие психологической культуры подрастающего поколения не может быть решено без ее развития у воспитателей, учителей, преподавателей, практикующих психологов, а также родителей. В связи с этим в организации данного исследования для успешного решения задач по развитию психологической культуры будущих педагогов-психологов мы исходили из следующих принципиальных позиций:
- психологическая культура педагога-психолога основывается на постулатах нравственности, профессиональной психологической компетентности;
- в основе развития психологической культуры педагога-психолога лежат общие и специальные педагогические способности, акмеограмма специалиста и разноуровневые характеристики психологической готовности к профессиональной деятельности;
- приоритет личностно ориентированных технологий обучения, направленных на развитие студента как активного субъекта учебной деятельности, общения, научного поиска и про-
фессионального развития и самосовершенствования.
Эффективная работа по развитию психологической культуры личности требует от студентов, в том числе, и практических мыслительных навыков. Отбор необходимой информации для саморазвития и самокоррекции может быть впоследствии трансформирован будущим педагогом в практические формы поведения.
Теоретический анализ обозначенной проблемы позволил определить основные концептуальные положения данного исследования:
- источником понимания феномена «психологическая культура» является культурно-историческая теория происхождения и развития высших психических функций Л.С. Выготского: психологическая культура как часть общей культуры экстериоризирует новые «идеальные формы», которые необходимо первоначально «присвоить» или интериоризировать, сделать их знаковыми;
- культура выступает как «технология», способ человеческой деятельности, как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей человеческой жизни;
- учет активности личности, ее содержания и направленности является связующим звеном культурологического, процессуально-деятельностного и субъективно-личностного аспектов психологической культуры педагога-психолога.
Критическое мышление Е.В. Волков определяет как «мышление, отличающееся «обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений» [2, с. 4]. В свою очередь Д. Халперн под критическим мышлением понимает «использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата» [7, с. 12].
Анализ характеристик критического мышления, содержащихся в определениях различных авторов, показывает, что основными из них являются: организованность, рациональность, целенаправленность, рефлексивность, аналитичность, логичность.
В основе развития критического мышления лежит образовательная модель «вызов -осмысление содержания - размышление». Она базируется на том, что прежде чем давать новую информацию студентам, необходимо их заинтересовать темой или проблемой путем выявления, активизации и актуализации прежних знаний и предположений по данным вопросам. Этому способствует определенным образом организованная работа (Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л., Шакирова Д.М.) [1, с. 19; 4, с. 45].
Согласно разработанной нами методики развития психологической культуры, структура семинарских занятий включает формулировку образовательной, развивающей и воспитательной целей занятия, программное содержание, основные понятия, опорный теоретический материал, раздаточный или диагностический материал, вопросы для обсуждения, домашнее задание. В домашних заданиях представляется целесообразным организовывать самостоятельную работу студентов по составлению портфолио, которое включает различные достижения студента в его учебно-профессиональной деятельности, направленные на развитие психологической культуры личности (например, конспекты лучших уроков во время прохождения учебно-производственной педагогической практики, научные и тематические сообщения на семинарских и практических занятиях, результаты научно-исследовательской работы, участие в студенческих научных конференциях, общественной работе, воспитательной работе с детьми в учреждениях образования, достижения в самовоспитании и самосовершенствовании, посещение тренингов в рамках социально-психологической службы вуза и др.).
Таким образом, результатом развития психологической культуры студентов - будущих педагогов-психологов станет педагог-психолог с высоким уровнем психологической культуры с целостной иерархической системой структурных элементов психологической культуры.
162
№ 5 (57) - 2016
Список литературы:
1. Коржуев А.В. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования / А.В. Коржуев В.А., Попков Е.Л., Рязанова // Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 18-22.
2. Волков Е.В. Развитие критического мышления. - М: Просвещение, 2004. - 354 с.
3. Котлярова, Э.В. Критическое мышление как составляющая психологической культуры личности учителя / Э.В. Котлярова // Материалы научно-методической конференции преподавателей и сотрудников по итогам НИР в 2007 г./ под ред. А.В. Иванова. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2008. - С 61-63.
4. Лифинцева Н.И. Развитие профессионально-психологической культуры учителя / под ред. В.А. Сластенина.- Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2000. - 344 с.
5. Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2010. - 611 с.
6. Шакирова Д.М. Технология формирования критического мышления старшеклассников и студентов / Д.М. Шакирова // Педагогика. - 2006. - № 9. - С. 72-77.
7. Шаповалова О.Е. Психологическая культура будущих педагогов // Высшее образование в России. - 2012. - № 3. - С. 97-103.