Научная статья на тему 'Структура и уровни психологической культуры личности'

Структура и уровни психологической культуры личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4949
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / УРОВНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL CULTURE / THE PSYCHOLOGICAL COMPONENTS OF CULTURE / LEVELS OF PSYCHOLOGICAL CULTURE / PSYCHOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ермаченко Н. А.

В статье раскрывается актуальность изучения структуры психологической культуры личности, рассматривается компонентная структура таких авторов, как Л.Д. Демина, Л.С. Колмогорова, О.И. Моткова, И.А. Ральникова, В.В. Семикин и др. Рассмотрев различные подходы к пониманию структуры психологической культуры личности, можно отметить, что отечественные психологи рассматривают компоненты комплексно, т.е. каждый компонент зависит друг от друга. Некоторые авторы, определяя понятие, выделяли уровни развития психологической культуры личности. В статье представлен сравнительный анализ уровней психологической культуры личности таких авторов, как Л.С. Колмогорова, О.И. Мотков и В.В. Семикин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and level of psychological culture of personality

The article deals with the relevance of studying the structure of psychological culture of personality, considered the component structure of authors such as LD Demin, LS Kolmogorov O.I. Motkova, I.A. Ralnikovoy, V.V. Semikina and others. Various approaches to understanding the structure of psychological culture of personality considered, it may be noted that the domestic psychologists consider complex components, i,e. components are dependent on each other. Some authors, defining the concept, recovered the levels of development of psychological culture of personality. The article presents a comparative analysis of levels of psychological culture of the individual authors such as H.P. Kolmogorov, O.I. Motkova and V.V. Semikina.

Текст научной работы на тему «Структура и уровни психологической культуры личности»

14. Rubtsov V.V. Moral-psychological foundation of addictive behaviour prevention among the young people. Chelpanovskie chteniya 2008. №2. M: PI RAO, MGPPU, 2008. P. 92-104. [in Russian].

15. Shvalyova N.M. To ensure the full development of students at school. Narodnoe Obrazovanie, 2007. № 8. P. 172-174. [in Russian].

16. Shvalyova N.M. Psycho-pedagogical bases of personal development formation and self-development of a student in the system of innovative education. Vestnik Pyatigorskogo Gosudarstvennogo lingvisticheskogo uni-versiteta, 2009. № 3. P. 325-329. [in Russian].

17. Shvalyova N.M. The main determinants of students' socio-psychological adaptation with disorders of somatic and neuropsychiatric health. Mir psihologii, 2002, № 2. P. 227-233. [in Russian].

18. Shteinmets A.E. General Psychology. M.: Academiya, 2006. P. 509. [in Russian].

Сведения об авторе: Ветрова Галина Анатольевна,

аспирант,

кафедра психологии личности и профессиональной деятельности, Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Information about the author: Vetrova Galina Anatolyevna,

Post-graduate student,

Department of Personality Psychology

and Professional Activity

State Linguistic University

of Pyatigorsk,

Pyatigorsk, Russia.

E-mail: [email protected]

УДК 15 ББК 88

Н.А. Ермаченко

СТРУКТУРА и УРОВНИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

В статье раскрывается актуальность изучения структуры психологической культуры личности, рассматривается компонентная структура таких авторов, как Л.Д. Демина, Л.С. Колмогорова, О.И. Моткова, И.А. Ральникова, В.В. Семикин и др. Рассмотрев различные подходы к пониманию структуры психологической культуры личности, можно отметить, что отечественные психологи рассматривают компоненты комплексно, т.е. каждый компонент зависит друг от друга. Некоторые авторы, определяя понятие, выделяли уровни развития психологической культуры личности. В статье представлен сравнительный анализ уровней психологической культуры личности таких авторов, как Л.С. Колмогорова, О.И. Мотков и В.В. Семикин.

Ключевые слова: психологическая культура, компоненты психологической культуры, уровни психологической культуры, психологическая компетентность.

N.A. Ermachenko

STRUCTURE AND LEVEL OF PSYCHOLOGICAL CULTURE

OF PERSONALITY

0

J The article deals with the relevance of studying the structure of psychological culture of personality,

то considered the component structure of authors such as LD Demin, LS Kolmogorov O.I. Motkova, a. I.A. Ralnikovoy, V.V. Semikina and others. Various approaches to understanding the structure of ^ psychological culture of personality considered, it may be noted that the domestic psychologists

1 consider complex components, i,e. components are dependent on each other. Some authors, defining

the concept, recovered the levels of development of psychological culture of personality. The article presents a comparative analysis of levels of psychological culture of the individual authors such as H.P. Kolmogorov, O.I. Motkova and V.V. Semikina.

Key words: psychological culture, the psychological components of culture, levels of psychological culture, psychological competence.

Анализ литературы показывает, что психологическая культура личности является малоизученной проблемой. Необходимо отметить, что при всем многообразии эмпирических исследований в области психологической культуры, с одной стороны, становится объективная необходимость совершенствования психологической культуры личности, а с другой стороны - недостаточная разработанность проблемы психологической культуры, как на теоретическом, так и на методическом уровне. Психологическая культура является частью общей культуры и постепенно проникает во все сферы жизнедеятельности. Важно отметить, что идея исследования психологической культуры и проблема какой культуры уходит далеко в историю науки. Чтобы оценить современное состояние научной разработанности данного психологического феномена, необходим анализ научных предпосылок становления данного феномена как «психологическая культура» [1].

Данное понятие рассматривается как самостоятельный феномен в трудах таких авторов, как Л.С. Колмогорова [5], Н.Ю. Певзнер [7], В.В. Семикин [9].

Исследования Л.С. Колмогоровой посвящаются системному изучению психологической культуры как самостоятельного психологического феномена. Исследователем предложено следующее понимание психологической культуры: «Культуру отношений человека с миром в широком смысле слова, самим собой и другими я называю психической культурой. Я делаю это на том основании, что психика представляет собой инструмент любых отношений человека: физических, духовных, каких угодно. К области психологической культуры я отношу, в том числе, культуру мышления и понимания, религиозную культуру» [5].

Анализируя феномен психологической культуры, Н.Ю. Певзнер так харак-

теризует понятие психологической культуры: это «...интегративное образование личности, которое включает в себя взаимосвязанные психологические свойства, выполняет ценностно-регулятивную функцию психики ..., а также саморазвитие и самореализацию личности, как в профессии, так и в рамках жизненной стратегии в целом» [7, с. 9].

Как определённую степень развития личности психологическую культуру рассматривает и В.В. Семикин, отмечая, что высокий уровень психологической культуры соответствует социокультурным нормам общества. В понимании В.В. Се-микина, психологическая культура - это интегральная личностная характеристика, которая проявляется в культурных способах жизнедеятельности и взаимодействия с миром [9].

Рассматривая разные подходы, можно сказать, что психологическая культура представляет собой комплексное образование, позволяющее адекватно понимать себя и других, устанавливать оптимальные взаимоотношения с людьми на основе гуманистических ценностей, находить эффективные способы решения проблемных ситуаций, а также управлять собственным поведением.

Обобщая точки зрения разных авторов к определению понятия, приходим к выводу о том, что психологическая культура - это целостная характеристика личности, которая проявляется в жизнедеятельности и способствует саморазвитию и самореализации человека (Л.С. Колмогорова, Н.Ю. Певзнер).

В отечественной психологии существуют исследования, но все они являются несовершенными ни в методическом, ни в содержательном плане. Анализируя современную литературу в рамках исследуемой проблемы, нами были выделены различные варианты структуры психологической культуры. Так,

ь

о о

X

т

.0

¡2

о

О Ф т

S !_

О

с; о

X S

о с

S X са о

го >

I-

О

о

X

Ф т

го ^

Ш

<

п:

Н.И. Исаева в качестве основных компонентов психологической культуры выделяет следующие: аутопсихологический; предметно-психологический; социально-психологический.

По мнению Л.Д. Деминой, Л.А. Луж-биной, И.А. Ральниковой, структура психологической культуры состоит из сочетания следующих компонентов [2, с. 34-65]:

1. Когнитивного (овладение психологическими знаниями, умениями, символами, в том числе социальный интеллект).

2. Ценностно-смыслового (система характеристик личности, классификации ценностей).

3. Рефлексивного (самосознание).

4. Креативного (особенности творческого мышления).

5. Поведенческого (позиционное взаимодействие).

Н.Н. Обозова в своей работе выделяет 3 компонента термина «психологическая культура»: понимание и знание себя и других людей; адекватная самооценка и оценка других людей; саморегулирование личностных состояний и свойств, регулирование отношений с другими людьми.

Определяя понятие психологической культуры, Л.Д. Демина включает в него следующие компоненты: психологическая грамотность; приемы; способы саморегуляции [3]. Л.Д. Демина отмечает, что психологическая культура является комплексным понятием, которое включает знания человека об основных законах развития внутреннего мира, способах саморегуляции [2, с. 78-87].

Занимаясь исследованием проблемы психологической культуры, Л.С. Колмогорова выделяет компоненты психологической культуры человека. Автор отмечает, что выделенные компоненты не существуют изолированно, а взаимодействуют друг с другом. Психологическая культура личности представляет собой целостную совокупность взаимосвязанных компонентов, между которыми существуют связи [4].

Психологическая грамотность - овладение психологическими знаниями, уме-

ниями, нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д. Проявляется она в осведомлённости по поводу разнообразных явлений психики, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций.

Л.С. Колмогорова отмечает важность психологической грамотности, т.к. она является минимальной ступенью в образованности, компетентности и освоении культуры.

Психологическая компетентность -знания, позволяющие эффективно действовать. Основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается, по мнению Л.М. Колмогоровой, в том, что грамотный человек знает, а компетентный реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем.

Л.С. Колмогорова [4] выделяет в психологической компетентности следующие общие элементы:

• освоение и адекватное использование психологических средств познания и самопознания, общения, игры и др.;

• анализа прошлого опыта и его использование для решения актуальных психологических проблем;

• овладение знаниями, навыками, умениями, необходимыми для решения психологических проблем, задач и их адекватное использование;

• выработка эффективных программ поведения.

Ценностно-смысловой компонент психологической культуры Л.С. Колмогорова представляет как «некую «духовную опору», придающую человеку смысл жизни, ориентирующую его в жизни, способствующую противостоянию разрушительным и негативным влияниям» [4].

Рефлексия - отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, а также осознание тех собственных внутренних изменений, которые происходят.

Осознание и оценка собственных психических феноменов, себя как субъекта психологической культуры повышает уровень самосознания. Рефлексия по-

зволяет выявить и преодолеть противоречия, возникающие в жизни человека. Благодаря рефлексии человек переходит на новые, более высокие уровни своего развития.

Культуротворчество является следующим шагом к усвоению психологической культуры, имеющим множество граней: от создания собственных теорий, открытия психологических закономерностей до нахождения нестандартных решений, проявлений самостоятельности. Опираясь на достигнутый уровень культуры, он создаёт новые способы действий и поведения, новые способы и формы общения.

Творческий компонент определяется как готовность личности к выполнению культуросозидающей, культурот-ворческой роли, как в отношении присвоения, так и создания новых форм культуры. Творчество может проявляться в отношении норм («нормотворчество»), традиций, порождения новых личностных смыслов («переоценка ценностей»), новых способов деятельности (технологий) [4].

Как уже отмечалось выше, по мнению Л.М. Колмогоровой, компоненты психологической культуры взаимодействуют друг с другом, а не существуют отдельно. Между выделенными компонентами существуют функциональные, структурные связи. Они могут проявляться в большинстве случаев между всеми компонентами: преобразования в личностно-смысловой сфере могут повлиять на повышение грамотности и компетентности, а новые знания - на ценностные ориентации. Как объясняет автор, такие функциональные и структурные связи проявляются в том, что один компонент культуры не может выполнять свои функции, существуя изолированно от других [4].

Рассматривая обозначенную проблему, О.В. Пузикова включает в структуру психологической культуры когнитивный, аффективный и мотивационный компоненты. На основе исследований Л.С. Колмогоровой, О.В. Пузикова даёт следующее толкование компонентов психологической культуры (то есть ее составляющих):

1. Когнитивный компонент:

• психологические знания: факты, понятия, закономерности (гносеологический аспект);

• осведомлённость по поводу разнообразных явлений психики, овладение способами психологического познания (процессуально-деятельностный аспект);

• интерес к стороннему человеку, развитая рефлексия (субъективно-личностный аспект).

2. Аффективный компонент:

• наличие представлений о процессах переживания, доступных проверке опытным путём (гносеологический аспект);

• включение психологических знаний в жизненную практику, саморегуляция (процессуально-деятельностный аспект);

• эмоциональная устойчивость, эмоциональная гибкость, эмпатия (субъективно-личностный аспект).

3. Мотивационный компонент:

• стремления, идеалы, отношения в области человекознания (гносеологический аспект);

• выбор психологических ценностей и мотивов, отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности (процессуально-деятельностный аспект);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• сознательное отношение к себе, своей жизни; толерантность, такт, творчество (субъективно-личностный аспект) [8].

Анализируя выделенные Л.С. Колмогоровой компоненты психологической культуры личности, В.В. Семикин частично соглашается с ними, но предлагает иную позицию на рассмотрение структуры. В.В. Семикиным предложены следующие компоненты психологической культуры:

• когнитивный (некоторая система психологических знаний о себе и о людях, умение применять их на практике, а также определённый уровень развития интеллекта, способность к творчеству);

• рефлексивно-перцептивный (наблюдательность, умение адекватно воспринимать самого себя, других людей, прогнозировать их поведение);

I-

о о

X

т

.0

¡2

о ¡£

о ф

т ^

о с; о

X ^

о с

х ш

о ^

го >

I-

О

о

X

ф

т

го ^

Ш

<

±

• эмоционально-чувственный (богатство и действенность переживаний, развитая эмпатия, умение сопереживать, способность к идентификации);

• коммуникативный (умение общаться, адекватно воспринимать и передавать информацию);

• регулятивный (самоконтроль, владение собой, умение управлять своими состояниями и своим умом, нравственная саморегуляция);

• подсистема опыта социального взаимодействия (умения и навыки социального взаимодействия: архетипы, установки и стереотипы культурного поведения);

• ценностно-смысловой (нормы, ценности и отношения к ним, включённые в смысловые личностные образования, мировоззрение, совесть). В.В. Семикин отмечает, что три последних компонента являются системообразующими [9].

Рассмотрев различные подходы к пониманию структуры психологической культуры, можно отметить, что отечественные психологи представляют компоненты комплексно, т.е. каждый компонент зависит друг от друга. Как отмечает Л.С. Колмогорова, между компонентами существует связь, и они не могут существовать изолированно.

Некоторые авторы, определяя понятие психологической культуры личности, выделяли структурные компоненты, а также представили уровни развития психологической культуры личности. Далее представим сравнительный анализ уровней психологической культуры личности таких авторов, как В.В. Семи-кин [9], О.И. Мотков [6] и Л.С. Колмогорова [5].

В.В. Семикин представил три уровня развития психологической культуры личности, где рассматривает психологическую грамотность как первый уровень развития психологической культуры, сущность которого заключается во владении человеком некоторым минимумом психологических знаний и умений, которые обеспечивают более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие. Психологическая компетентность, обеспечивающая эффективность

поведения, деятельности или социального взаимодействия с людьми, является вторым уровнем развития психологической культуры. Зрелая психологическая культура, как развитый механизм личностной саморегуляции, которая обеспечивает и эффективное, и безопасное, и гуманное взаимодействие с людьми, является высшим уровнем [9].

О.И. Мотков выделяет четыре уровня развития психологической культуры: к низкому уровню относится недостаточная саморегуляция действий и эмоций, слабо выраженные культурно-психологические поведенческие проявления. Средний уровень заключатся в достаточной саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития. Высокий уровень включает в себя комплекс осознанно развиваемых специальных стремлений (тенденций, потребностей, ориентаций), изначально присущих человеку. К псевдовысокому уровню владения психологической культурой относятся лица, обладающие завышенной, нереалистичнойсамооцен-кой и высокими амбициями, что создает состояние потенциальной неустойчивости в стрессогенных обстоятельствах. Поэтому этот уровень оценивается как более низкий, чем высокий уровень гармоничности личностных характеристик [6].

Л.С. Колмогорова выделяет первым уровнем психологической культуры психологическую грамотность, которая заключается в овладении психологическими знаниями в сфере общения и поведения. Вторым уровнем развития психологической культуры является психологическая компетентность, которая охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности на основе психологической грамотности. Высший уровень носит название «куль-туротворчество», возможность создания личностью собственных теорий, открытий психологических закономерностей, нахождение нестандартных решений, проявление самостоятельности [5].

Сравнительный анализ уровней психологической культуры личности показал, что все рассмотренные подходы как нельзя лучше дополняют представленную ранее структуру психологической культуры. Выделенные подходы характеризуют низкий уровень как некий минимум, которым должен обладать человек. Средний уровень характеризуется как достаточно хорошая саморегуляция действий и эмоций, как обеспечение хорошей регуляции поведения, взаимоотношений. Также авторами выделен высокий уровень - как вершина совершенства личности, наиболее предпочтительный вариант. Псевдовысокий уровень представлен только в работах О.И. Моткова.

Скорее всего, в связи с тем, что он разработал оригинальную методику и постарался максимально отразить в ней все уровни психологической культуры личности, поэтому как отдельный уровень он выделяет псевдовысокий уровень.

Таким образом, рассмотрев различные подходы к пониманию компонентной структуры психологической культуры личности, можно отметить, что отечественные психологи рассматривают компоненты комплексно, т.е. каждый компонент зависит друг от друга. Анализ определения уровней психологической культуры личности позволяет в дальнейшем диагностировать уровень общей психологической культуры личности.

Библиографический список

1. Васягина, Н.Н. Человек как субъект социокультурного пространства [Текст] / Н.Н. Васягина // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 4. С. 7-14.

2. Демина, Л.Д. Психологическая культура личности: контекст субъективного переживания времени жизни [Текст] / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова / / Вестник Алтайской науки: Проблемы социологии и психологии. - 2001. - №1. - С. 78-87.

3. Демина, Л.Д. О психологической культуре педагога-профессионала [Текст] / Л.Д. Демина, Н.А. Лужбина, И.А. Ральникова // Педагогическое образование в современном классическом ун-те России: сб. матер. летней пед. шк. Алтайского гос. университета / под ред. Ю.В. Сенько, Г.А. Спиц-кой. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2003. - С. 34-65.

4. Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников [Текст]: практ. пособие для шк. психологов / Л.С. Колмогорова. - М.: ВЛАДОС, 2002. -360 с.

5. Колмогорова, Л.С. Повышение психологической культуры учащихся как проблема современного среднего образования [Текст] / Л.С. Колмогорова // Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей. - М.: Просвещение, 2004. - С. 10-17.

6. Мотков, О.И. Психология самосознания личности [Текст]: практическое пособие / О.И. Мотков. - М.: Институт развития личности, 1993. - 145 с.

7. Певзнер, Н.Ю. Психологическая культура педагога и эффективность профессиональной деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.Ю. Певзнер. - Казань, 2007. - 24 с.

8. Пузикова, О.В. Психологическая культура как фактор самореализации личности (на примере личности учителя) [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / О.В. Пузикова. - СПб., Хабаровск, 2003. - 210 с.

9. Семикин, В.В. Психологическая культура в образовании человека [Текст]: монография / В.В. Семикин. - СПб: СОЮЗ, 2002. - 156 с.

References

1. Vasyagina N.N. Man as the subject of social and cultural space. Pedagogicheskoie obrazovanie v Rossii, 2013. № 4. P. 7-14. [in Russian].

2. Demin L.D., Ralnikova I.A. Psychological culture of personality: the context of subjective experience of the lifetime. Vestnik Altaiskoi nauki : Problemy sociolog i psikhologii, 2001. №1. P. 78-87. [in Russian].

3. Demin L.D., Ralnikova I.A., Luzhbin O.N. On the psychological culture of the teacher-professional.

Pedagogicheskoie obrazovanie v sovremennom classiheskom Universitete Rossii. Barnaul: Alt. University, 2003. P. 3465. [in Russian].

4. Kolmogorova, L.S. Diagnosis of psychological culture of students : Pract. manual for school psychologists. M .: VLADOS, 2002. P. 360. [in Russian].

5. Kolmogorova, L.S. Increased psychological culture of pupils as a problem of modern secondary education. Formirovanie psychologicheskoi kultury lichnosti v systeme dopolnitelnogo obrazovania dlia detei. M.: Pros-veshchenie, 2004. P. 10-17. [in Russian].

6. Hanks, O.I. The psychology of self-consciousness: a practical guide. M.: Institut razvitia lichnosti, 1993. P. 145. [in Russian].

7. Pevzner, N.Y. Psychological culture of the teacher and efficiency of professional activity. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences. (Psychology). Kazan, 2007. P. 24. [in Russian].

8. Puzikova, O.V. Psychological culture as a factor of self-identity (by the example, the teacher's personality). Dis. ... cand. of sciences. (Psychology). SPb., Khabarovsk, 2003. P. 210. [in Russian].

9. Semikin, V.V. Psychological culture in the formation of man: monograph. St. Petersburg: SOIUZ, 2002. P. 156. [in Russian].

Сведения об авторе: Ермаченко Наталья Анатольевна,

аспирант,

кафедра психологии образования, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация. Е-тай: [email protected]

Information about author: Ermachenko Natalia Anatolievna,

Post graduate student, Department of Psychology, Ural State Pedagogical University,

Ekaterinburg, Russia. Email: [email protected]

ro m

<u ç

о er о

УДК 151.8 ББК 88.492

Ю.А. Королева

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ДЕФОРМАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОЙ СЕМЕЙНОЙ СИСТЕМЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

В статье приводятся результаты теоретического исследования влияния интерактивной семейной системы на развитие социально-психологической компетентности и практического исследования, реализующего задачу выявления деформаций этой интерактивной системы в семьях, воспитывающих детей и подростков с отклонениями в развитии.

Результаты исследования позволят разработать психотехнологии сопровождения семей, направленного на обеспечение необходимых условий для развития социально-психологической компетентности детей и подростков с отклонениями в развитии.

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, интерактивная семейная система, отклонения в развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.