Научная статья на тему 'Подходы и принципы становления проектной культуры у будущих специалистов в области физического воспитания и спорта'

Подходы и принципы становления проектной культуры у будущих специалистов в области физического воспитания и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошман Михаил Григорьевич

В статье рассматривается проблема сущности общенаучных подходов и принципов становления проектной культуры у будущих специалистов в области физического воспитания и спорта. Дана характеристика культурологического и деятельностного подходов в становлении проектной культуры у студентов. Раскрыты сущностные характеристики принципов, конкретизирующих данные подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кошман Михаил Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of importance of scientific methods and principals of formation of project culture among specialists of physical culture and sport is considered in this article. The author describes cultural and active methods of formation of project culture. The article deals with the pecularities of the main prinapals.

Текст научной работы на тему «Подходы и принципы становления проектной культуры у будущих специалистов в области физического воспитания и спорта»

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

103

УДК 796.376

М. Г. Кошман

ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

В статье рассматривается проблема сущности общенаучных подходов и принципов становления проектной культуры у будущих специалистов в области физического воспитания и спорта. Дана характеристика культурологического и деятельностного подходов в становлении проектной культуры у студентов. Раскрыты сущностные характеристики принципов, конкретизирующих данные подходы.

Введение

Социально-экономические преобразования в Белоруссии создали благоприятные условия для интенсивного обновления содержания многоуровневой подготовки специалистов, технологий обучения, форм организации образовательного процесса. Особенно важным является вопрос о профессионально-педагогической подготовке будущих специалистов в области физического воспитания и спорта. В условиях инновационного обновления общества важнейшей составляющей данной подготовки выступает проектно-технологическая, которая позволяет будущему специалисту овладеть культурой преобразовательной деятельности в сфере физического воспитания и спорта. Проектная культура спортивного педагога является важнейшей проблемой гуманитарной культуры в современном обществе. В настоящее время ее развитие не отвечает выдвигаемым требованиям к становлению нового типа профессионализма физкультурных кадров.

Результаты исследования и их обсуждение

Под проектной культурой спортивного педагога мы понимаем часть общей профессиональной культуры учителя, тренера, которая отражает меру и способ преобразовательного отношения к физкультурно-спортивной практике, выражающегося в повышении ее эффективности. В качестве методологических оснований процесса становления проектной культуры у будущего спортивного педагога в условиях профессионального физкультурного образования выступают культурологический и деятельностный подходы.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек содержит в себе часть культуры. Он не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т. е. становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого человека, во -вторых, становление его как творческой личности [1], [2].

В культурологическом подходе образование рассматривается как культура личности, а обучающее поколение не только как будущий носитель состоявшихся культурных ценностей, но и как творец нового содержания культуры [1]. Следовательно, усвоение норм и их преобразование спортивным педагогом возможны при постепенном и непрерывном расширении, углублении, накоплении потенциала проектной культуры. Содержание проектной культуры составляют знания, нормы, ценности, культурные образцы, способы проектной мыследеятельности, характерные для данного уровня развития этой сферы деятельности на конкретном историко-социокультурном этапе развития общества. Усвоение содержания проектной культуры должно осуществляться в деятельности. В данном случае такой деятельностью выступает квазипрофессиональная проектная учебно-познавательная деятельность студентов в учебных играх. Это обстоятельство обусловило выбор деятельностного подхода.

Деятельностный подход предусматривает не только трансляцию культуры, но и создание условий для овладения образцами и способами мышления и деятельности для развития познавательных сил и творческого потенциала личности обучаемого. Он ориентирует педагога на установку, что важнейший фактор развития и самоопределения обучаемого - его активная совместная познавательная и мыслекоммуникативная деятельность.

104

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Для того чтобы ситуация была образовательной, обучающийся должен сталкиваться с деятельностью в виде демонстрируемых непосредственно и/или опосредованно культурных образцов, а также в виде требований (методических предписаний) к этой деятельности. Данную ситуацию строит педагог, как организатор продуктивного учебного взаимодействия. Характеризуя совместную деятельность студентов в процессе учения/обучения в игромоделировании, когда участники игрового пространства имеют деятельностную сверхзадачу, следует сказать, что проявляется феномен со-бытийности. Необходимо отметить, что при этом каждый участник имеет уникальную, не восполнимую другим функцию, возникает феномен творения деятельности исходя из социального опыта и способностей ее участников. Такие условия можно создать лишь в диалоговых и полилоговых, а значит, активных формах обучения [3].

Данный подход позволяет рассматривать в единстве учебную, рефлексивную и профессиональную деятельности обучающегося. Именно в единстве и полноте всех видов и форм педагогическая деятельность порождает культуру, выливается в культуру, сама становится культурой и делает человека из биологического существа существом культурным, тем самым определяя и структуру его потребностей, и структуру его способностей [1]—[3]. Деятельностный подход как методологическое основание организации процесса становления проектной культуры у будущего спортивного педагога оказывает влияние на выбор общей стратегии обучения, отбор учебного материала, способов включения студентов в деятельность, характер учебной ситуации и возможные варианты самоопределения участников квазипрофессиональной деятельности.

Вышеописанные подходы конкретизируются рядом адекватных им принципов. Принципы педагогики есть не что иное, как исходные теоретико-методологические представления и практические убеждения, на которых выстраивается практическая деятельность учреждений образования и отдельных педагогов [4]. Следует отметить, что наиболее распространенной в педагогической литературе является трактовка принципа как исходного положения, руководящей идеи, позволяющей учителю знакомить обучаемых с системой знаний, развивать их познавательные интересы и способности, формировать мировоззрение, совершенствовать нравственные качества, интеллектуальные и духовные силы воспитанника [3], [4].

Реализацию культурологического подхода обеспечивают принципы культуросообразности, задачно-проблемной организации игрового обучения, со-бытийности.

Принцип культуросообразности, императивно сформулированный еще А. Дистервегом: «Обучай культуросообразно!», означает обучение в контексте культуры, ориентацию профессионального физкультурного образования на характер и ценности проектной культуры, на освоение ее достижений и ее воспроизводство, на принятие социокультурных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.

Принцип задачно-проблемной организации игрового обучения. Во многих исследованиях, посвященных игровому обучению, отмечается, что при конструировании и проведении учебных игр необходима реализация принципа проблемности [3], [5]. В нашем случае необходимо сочетание (системогенез) основных организационных типов обучения. К ним, по мнению Ю. В. Громыко, относятся информационно-заданьевый (упражненческий), задачно-целевой и проблемно-ситуативный [5]. Поэтому в проектируемом нами учебно-игровом пространстве, направленном на становление проектной культуры у студентов, использовался комплекс разнообразных форм организации учения/обучения. В зависимости от типа учебных игр и этапа их проведения использовалась та или иная форма организации учебно-познавательной деятельности студентов.

Принцип со-бытийности предназначается для обоснования преобразующего взаимодействия педагога и студента. Согласно принципу со-бытийности совместная деятельность обусловливает всегда формирование их сознания и вообще всех психических процессов, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием ее адекватного выполнения [6]. Реализуется этот принцип посредством организации коллективной мыследеятельности и вхождения коллектива в проблемную ситуацию, которая должна быть разрешена за счет применения коллективного мыследеятельного поиска. В большей степени это достигается в процессе игромоделирования.

Деятельностный подход конкретизируется следующими принципами, которые выступают как культурные нормы проектируемой деятельности: контекстности, моделирования и имитации сферы профессиональной деятельности, производственно-клубной организации учебного процесса, субъектности, кооперации и мыслекоммуникации, рефлексии, мобильности и транспрофессионализма.

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

105

Принцип контекстности (А. А. Вербицкий). В соответствии с этим принципом обучение строится с учетом профессиональной деятельности обучающегося, чтобы человек при помощи учебы мог решить свои жизненно важные профессиональные проблемы. Принцип предполагает превращение усваиваемой информации из предмета учебной деятельности студентов в средство осуществления квазипрофессионально-педагогической деятельности [3]. Реализация этого принципа гарантируется тем, что студенты не просто знакомятся с теорией педагогического проектирования, а занимаются разработкой конкретных, реальных проектов в физкультурно -спортивной практике.

Принцип моделирования и имитации сферы профессинальной деятельности. Сущность данного принципа состоит в том, что в учебных играх, направленных на формирование проектной культуры, необходимо осуществлять моделирование и имитацию целостной или фрагментарной проектно-педагогической деятельности учителя, тренера, связанной с преобразованием педагогической системы, ее структуры, связей и отношений.

Принцип производственно-клубной организации учебного процесса. Организация учебного процесса в вузе жестко регламентирована и выступает как хорошо налаженное производство, особенно в традиционной системе обучения. Однако процессы развития требуют клубных форм организации учения/обучения. В реальности производство и клуб как в пространстве, так и во времени наложены друг на друга, и поэтому «человек» выступает как единство «места» и «индивида», соединяя функции первого и качества второго таким образом, что результирующая никогда, в принципе, не может быть объяснена как их сумма [7], [8]. В проектируемом нами учебно-игровом комплексе задаются как производственные режимы, так и клубные формы организации учения/обучения. Их оптимальное сочетание позволяет успешно решать поставленные перед системой профессионального физкультурного образования задачи.

Принцип кооперации и мыслекоммуникации. Сущность данного принципа заключается в том, что поставленная в игре задача/проблема не может быть решена индивидуально (если только не специально проектируются такого типа игры), а требует коллективного взаимодействия, усилий многих людей для успешного осуществления игровой деятельности. Студенты в различных учебных играх объединяются в игровые группы и в процессе коллективной мыследеятельности решают различные учебно-профессиональные задачи и проблемы.

Принцип рефлексии. В рефлексии совмещаются функции познания, анализа и оценки. Рефлектирующий студент сравнивает побуждения с целями действия, выясняя при этом, будет ли удовлетворение данных потребностей содействовать достижению поставленной цели. В результате рефлексии будущие спортивные педагоги корректирует свои действия в процессе квазипрофессиональной деятельности. Рефлексия позволяет осуществлять поиск новых вариантов причин происходящего, характер данных причин и разрабатывать стратегии будущих преобразовательных действий в физическом воспитании и спорте [9]. Данный принцип использовался нами в ходе проектирования учебно-игрового комплекса, а самое главное -при ее реализации в учебном процессе, направленном на проектно-педагогическую подготовку физкультурных кадров.

Принцип субъектности. Его реализация предполагает осознанное, активное, деятельностное, мыследеятельностное и со-бытийное включение обучающихся в игровое пространство.

Понятие «субъект» характеризует способность личности к самоорганизации и саморегуляции, осуществлению себя как субъекта деятельности, проявлению в ней активности. Это деятель, способный познавать, присваивать и преобразовывать социокультурный и природный мир. Субъект - творец собственной жизнедеятельности и деятельности, способный превращать их в предмет практического преобразования, оценивать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы. Поэтому в игровом обучении необходимо проектировать учебные ситуации, позволяющие студентам занимать позицию субъекта учебно-познательной и квазипрофессиональной деятельности. Это позволяет реализовать идеи педагогики сотрудничества, сотворчества, фиксацию и развитие субъект-субъектных отношений.

Субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностным свойством этого процесса является способность человека управлять своими действиями, реальнопрактически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий [5], [6].

106

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Только на основе субъектности возможно практически реализовать принцип единства деятельности и личности, т. е. быть деятельностной личностью. А это значит быть субъектом в:

• собственной жизнедеятельности и деятельности, т. е. занимать активную, деятельностную гражданскую и профессиональную позиции; быть человеком действующим, познающим, мыслящим, творящим, переживающим, преобразующим действительность и самого себя;

• предметной, образовательной, физкультурно-спортивной и профессионально-педагогической деятельности;

• мыслекоммуникации, общении; самосознании, включая самооценку, открытие своего «Я», саморазвитие и самореализацию.

Студент-субъект может становиться в отношение к учебно -познавательной (квазипрофессиональной) деятельности и делать ее предметом критериального преобразования. Активность субъекта - это интегральное качество личности, позволяющее осуществлять свободное целеполагание в деятельности, обусловленное самоуправляемой мотивацией, умением оперировать способами квазипрофессиональной деятельности и совершать их конструктивную коррекцию в изменяющихся условиях; инициативно и критически относиться к выдвижению новых задач, рефлексировать и прогнозировать результаты деятельности и отношений, возникающих в ней [3], [5], [6]. По степени проявления активности студентов в игровой деятельности можно судить об активной и пассивной самореализации, критериями которой выступают поведение, деятельность, инициатива, ответственность. Если в структуре активности участников игрового процесса доминирует ответственность (социально-педагогическая, учебная), то это позволяет им заранее предусмотреть все необходимое для достижения цели в игре, предусмотреть планируемые и незапланированные трудности, стремиться к их разрешению.

Саморефлексия как внутренний момент самореализации создает объективную предпосылку становления личности субъектом педагогического процесса, взаимодействия с педагогом. В этой субъектности раскрывается самостоятельность студента в высших параметрах ее деятельностного осуществления.

Практическое, деятельностное бытие человека есть основа его сущности и сама возможность существования его как субъекта. Освоение деятельности, превращение индивида в субъекта деятельности означает овладение им основными структурными компонентами деятельности, ее потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями [5].

Субъектность и субъективность тесно связаны между собой. Под субъективностью подразумевается способность встать в практическое отношение к своей жизнедеятельности, и она находит свое высшее выражение в рефлексии. Категория субъективности - это та основа, которая позволяет развернуть и панораму, и перспективу наших представлений о человеке, становящемся и определяющемся в мире; о человеке, обретающем образ человеческий во времени не только личной биографии, но и мировой истории, в пространстве не только наличного сознания и наличной цивилизации, но и универсального мира культуры [8]. Очень важно в игровом обучении обеспечить взаимосвязь субъектности и субъективности участников игры посредством организации и управления игровой деятельностью и самоорганизации обучающихся по решению поставленной задачи и/или проблемы.

Принцип мобильности и транспрофессионализма. Изменившиеся социально-культурные, экономические и политические условия выдвигают новые цели обучения и воспитания учащейся молодежи. В современном информационном мире наблюдается быстрая смена технологий и профессий, что диктует необходимость готовить не просто профессионалов, а субъектов собственной профессиональной деятельности и жизнедеятельности. Профессиональное физкультурное образование должно быть средством творческого развития личности, должно помочь студентам сориентироваться в условиях рыночной экономики, быть конкурентноспособным и найти свое место в жизни.

К этому надо добавить проблему «социальной мобильности» человека в современном социокультурном мире. В связи с тем, что современная производственная ситуация быстро изменяется, предъявляются определенные требования к специалистам и к их профессиональной мобильности. Данный вид мобильности может осуществляться как в рамках профессии, так и на межпрофессиональном уровне. Поэтому в процессе обучения в вузе необходимо

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

107

сформировать такие теоретико-методологические и технологические конструкты, которые позволяли бы будущему специалисту быстро адаптироваться к различным производственным условиям. Значит, студенты уже заранее должны быть максимально подготовлены к возможным сменам профессии; они должны иметь общее научное и гуманитарное образование, которое бы обеспечило им необходимую основу для широкой группы профессий и свело бы процесс переучивания к минимуму. Проектная культура как раз и выступает таким компонентом в системе профессионального физкультурного образования.

Выводы

Таким образом, сущность проектной культуры будущего спортивного педагога заключается в критериальном преобразовательном отношении к физкультурно-спортивной практике, которое выражается в повышении ее эффективности. Методологическими основаниями процесса ее становления у студентов в условиях профессионального физкультурного образования выступают культурологический и деятельностный подходы. Культурологический подход обеспечивает объективную связь студентов с проектной культурой как системой ценностей и реализуется с помощью принципов культуросообразности, задачно-проблемной организации игрового обучения и со-бытийности. Деятельностный подход фиксирует механизм становления проектной культуры у студентов в процессе обучения и конкретизируется принципами, которые выступают как культурные нормы проектируемой деятельности: контекстности, моделирования и имитации сферы профессиональной деятельности, производственно-клубной организации учебного процесса, субъектности, кооперации и мыслекоммуникации, рефлексии, мобильности и транспрофессионализма.

В заключение отметим, что изложенные выше концептуальные основания, по нашему мнению, позволяют спроектировать адекватную игровую технологию, направленную на становление проектной культуры у будущих специалистов сферы физической культуры и спорта.

Литература

1. Крылова, Н. Б. Культурология образования / Н. Б. Крылова. - М. : Народное образование, 2000. - 272 с.

2. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. - М. : Школа культурной политики, 1995. - 800 с.

3. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. A. Вербицкий. -М. : Высш. шк., 1991. - 257 с.

4. Барабанов, А. Г. Высшее физкультурное образование. Проблемы и решения / А. Г. Барабанов. -М. : ФОН, 1995. - 186 с.

5. Громыко, Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) / Ю. В. Громыко. - Минск : Технопринт, 2000. - 376 с.

6. Слободчиков, В. И. Со-бытийный компонент. «Психологическое здоровье детей как показатель качества образования» / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Мир технологий. - 2001. -№ 3-4. - С. 84-103.

7. Щедровицкий, Г. П. Философия. Наука. Методология / Г. П. Щедровицкий. - М. : Школа культурной политики, 1997. - 656 с.

8. Щедровицкий, П. Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий. - М. : Педагогический центр «Эксперимент», 1993. - 156 с.

9. Анисимов, О. С. Гегель: Мышление и развитие (путь к культуре мышления) / О. С. Анисимов. -М. : Аго-Вестник, 2000. - 800 с.

Summary

The problem of importance of scientific methods and principals of formation of project culture among specialists of physical culture and sport is considered in this article. The author describes cultural and active methods of formation of project culture. The article deals with the pecularities of the main prinapals.

Поступила в редакцию 18.03.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.