ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
65
Литература
1. Аниськин, С. В. Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / С. В. Аниськин ; Самарский гос. ун-т. - Самара, 2005. - 25 с.
2. Каропа, Г. Н. Теория и методика экологического образования школьников / Г. Н. Каропа. -Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2000. - 272 с.
3. Кашлев, С. С. Интерактивные методы эколого-педагогической деятельности / С. С. Кашлев. -М. : Горизонт, 2004. - 174 с.
4. Кузьмина, Н. В. Формирование педагогических способностей / Н. В. Кузьмина. - Л. : ЛГУ, 1961. - 165 с.
5. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. - М. : Просвещение, 1988. - 478 с.
6. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / К. М. Дурай-Новакова ; Екатеринбургский гос. ун-т. - М., 1983. - 16 с.
7. Тарантей, В. П. Социально-педагогические проблемы подготовки учителя в условиях непрерывного образования / В. П. Тарантей. - Гродно : ГрГУ, 2001. - 134 с.
8. Сычева, Ю. С. Готовность к профессиональной деятельности: сущность и структура / Ю. С. Сычева // Кіраванне ў адукацыі. - 2006. - № 1. - С. 36-39.
9. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. - М., 1996. - 760 с.
Summary
This article deals with the essence, structure and characteristics of the future teacher’s of professional and pedagogical preparedness for the ecological education of the oldest pupils are considered in the article.
Поступила в редакцию 06.02.09.
УДК 796 - 057.8:378
М. Г. Кошман
ТЕХНОЛОГИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается проблема сущности и структуры образовательной технологии становления проектной культуры у будущих специалистов в области физического воспитания и спорта. Раскрыты технологические характеристики ее основных этапов: пропедевтикодиагностического, когнитивно-аксиологического, мыследеятельностного, деятельностно-практического и рефлексивно-оценочного.
Введение
Ведущей характеристикой постиндустриального общества является экспансия технологического подхода во всех сферах его деятельности. Многие ведущие культурологи отмечают господствующую роль технологического типа культуры в социуме. По мнению одного из крупнейших культурологов нашего времени В. А. Никитина [1], на смену профессиональному типу культуры сейчас приходит технологический, где основным способом нормирования и трансляции деятельности выступают проекты и программы, что позволяет создавать такую форму социального устройства, как технологическое общество. Сегодня уже ни у кого не возникает сомнений, что приоритетной задачей нашего государства является поддержка, обеспечение и развитие современного технологического уклада, что непосредственно зависит от способности системы хозяйствования генерировать и воспринимать новые научно-технические разработки, максимально использовать имеющийся технический, ресурсный, кадровый потенциал.
Появилось огромное количество педагогической литературы: от монографий,
посвященных сущности, структуре, содержанию образовательной технологии, до книг, учебных
66
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
пособий, статей и тезисов, где представлены наиболее распространенные их классификации и раскрыты характеристики. Однако полученные результаты не позволяют в полной мере технологизировать образовательную практику, поскольку здесь имеется еще много нерешенных теоретико-методических проблем. Возможно, поэтому и по ряду других теоретических и практических затруднений тормозится процесс технологизации в образовании, физическом воспитании и спорте. Среди таких затруднений можно назвать следующие:
♦ неопределенность теоретико-методологической базы;
♦ отсутствие строго обоснованной классификации технологий;
♦ недостаточный уровень методологической, проектно-технологической культуры субъектов образования;
♦ неотработанность навыков освоения, предъявления и описания технологий среди педагогов-предметников.
До сих пор нет сущностного определения образовательной технологии, а также различий между терминами «образовательная технология», «технологии в образовании», «обучающие технологии», «воспитательные технологии», «педагогические технологии». Дефиниций различных очень много, и каждый исследователь вкладывает свое понимание в их содержание. Это содержание, как правило, носит не онтологический, а феноменологический характер. Чтобы определить онтологию данных технологий необходимо выявить сущность образовательной технологии.
В научно-методической литературе существуют различные подходы ученых к данной проблеме. Описанные в литературе определения даются в основном не критериально, а исходя из частной, решаемой исследователем задачи. Их очень сложно использовать для построения образовательных технологий и/или технологий в образовании. Примеры приводить не будем, поскольку данная ситуация в педагогической науке и образовательной практике является господствующей, а в сфере физического воспитания и спорта технологический подход во многом выхолащивается учеными и практиками в силу слабого использования имеющейся критериальной базы. Именно поэтому мы придерживаемся точки зрения методологов на определение онтологии (сущностных хараткеристик) технологии. Один из ведущих методологов О. С. Анисимов дает следующее определение технологии. Технология - это описание характеристик средств и способов их применения, необходимых для перехода исходного материала деятельности от одного промежуточного состояния к другому, вплоть до достижения конечного продукта [2].
Сложилась ситуация, когда настало время осмыслить онтологию образовательной технологии в рамках проектирования общей структурной целостности ее предъявления. Востребованность образовательными системами теоретико-методологических оснований при осуществлении технологизации образовательного процесса ставит перед необходимостью введения организационно-технологического типа культуры на основе проектно-программного подхода, позволяющего осуществлять трансляцию и воспроизводство деятельности в социуме.
Мы предполагаем, что технологическое структурирование процесса становления проектной культуры у студентов обеспечит достижимость предвосхищаемого результата нашего исследования, а именно: будущего спортивного педагога, владеющего ценностями, нормами и образцами проектной культуры, способного к культуротворческой проектной деятельности в профессиональноинновационной среде.
Результаты исследования и их обсуждение
Выбор технологии в качестве педагогического средства реализации концепции становления проектной культуры у будущего спортивного педагога обусловлен принципиальной возможностью технологизации педагогических процессов и пониманием педагогической технологии как алгоритмизации взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса [3]. В соответствии с методологическими основами технология может быть выстроена только на фундаменте предшествующих ей в алгоритме проектирования норм деятельности: цели, подхода, принципов, плана. Иными словами, непременно должно быть соблюдено место отстройки технологии в алгоритме проектирования [4]. Данное понимание педагогической технологии было использовано в нашем исследовании и является исходным положением для разработки игровой технологии становления проектной культуры у будущего спортивного педагога.
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
67
На этом этапе исследования необходимо определить рамки будущей деятельности, составить план, т. е. выделить этапы, по которым ее предстояло развертывать. Сущность планирования как управленческого действия состоит в выделении этапов достижения намеченной цели через определение ряда последовательных промежуточных продуктов на пути к конечному результату [1], [4], [5].
В содержательном отношении процесс становления проектной культуры представляется нам состоящим из четырех функциональных блоков-этапов, содержащих информацию, ориентированную на формирование определенной группы профессионально и личностно значимых качеств, характеризующих развитие функциональных компонентов проектной культуры в соответствии с предложенной теоретической моделью. Стратегический план игровой технологии, направленной на становление проектной культуры у будущих специалистов в области физического воспитания и спорта представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Стратегический план технологии становления проектной культуры у студентов в системе высшего профессионального физкультурного образования
Этапы Цель Промежуточный продукт
1 2 5
Пропедевтико- диагностический Введение в педагогическое проектирование. Диагностика уровня проектной культуры у студентов, наличие затруднений в осуществлении квазипрофессиональной проектной деятельности, степень осознания потребности в проектной деятельности. Исходный уровень готовности студентов к осуществлению проектной деятельности. Осознание наличия затруднений в педагогическом проектировании и потребности в усвоении знаний и способов проектной деятельности как культурной формы инновационной деятельности в физическом воспитании и спорте.
Когнитивно- аксиологический Формирование целостного представления о проектной культуре будущего педагога. Стимулирование познавательной активности и ценностных ориентаций в области профессионально-проектной деятельности. Теоретическая готовность студентов к осуществлению проектной деятельности. Ценностное отношение к проектной деятельности в физкультурно-спортивной практике.
1 hQ ч ё1 3 Й 1) о Е О а к Формирование основ культуры проектной мыследеятельности. Мыследеятельностная готовность студентов к осуществлению проектной деятельности.
1 о !й о ell О в й К F D hQ а а ч р & Фиксация значимых ценностей и новых образцов проектной деятельности и мыследеятельности в области физического воспитания учащихся. Контроль и оценка продуктивности проектной деятельности. Формирование у студентов личностно-значимого опыта проектной деятельности в предметной сфере. Студент, владеющий способами проектной деятельности и мыследеятельности в области преподавания предмета «Физическая культура и здоровье».
Деятельностно-практический (научно-исследовательский) Фиксация значимых ценностей и новых образцов проектной деятельности и мыследеятельности в области научно-исследовательской деятельности. Контроль и оценка продуктивности проектной деятельности в области научно-исследовательской деятельности. Формирование у студентов личностно-значимого опыта проектной деятельности в области научно-исследовательской деятельности. Студент, владеющий способами проектной деятельности в области научно-исследовательской деятельности практикоориентированного типа в сфере физического воспитания и спорта.
68
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Продолжение таблицы 1
1 2 3
Деятельностно-практический (инновационный) Фиксация значимых ценностей и новых Студент, владеющий способами проектной
образцов проектной деятельности и мысле- деятельности в области инновационной деятель-
деятельности как культурной формы инновационной деятельности в физическом воспитании и спорте. Контроль и оценка продуктивности проектной деятельности как культурной формы инновационной деятельности в физическом воспитании и спорте. Форми- ности в сфере физического воспитания и спорта.
рование у студентов личностно-значимого
опыта проектной деятельности как культур-
ной формы инновационной деятельности в физическом воспитании и спорте.
І О К 1) Я" 0 1 Рефлексия системы значимых ценностей и Студент с репродуктивным уровнем проектной
новых культурных образцов проектной деятельности и мыследеятельности в области физического воспитания и спорта. Диагностика уровня сформированности культуры.
к о Ъ£, ч нЕн D рц проектной культуры у студентов.
Личность будущего спортивного педагога, на том или ином уровне развития проектной культуры, предрасположена к постоянному саморазвитию и стремлению к достижению более высокого её уровня, что в большей степени может быть достигнуто при условии организации целенаправленного, системного педагогического процесса. Поэтому любая образовательная технология должна иметь четко прописанные технологические характеристики. В таблице 2 представлены технологические характеристики процесса становления проектной культуры у будущего спортивного педагога в процессе профессионально-педагогического образования.
Таблица 2 - Технологические характеристики процесса становления проектной культуры у будущих специалистов по физическому воспитанию и спорту
Этапы Формы организации процесса Способы построения процесса
Пропедевтико- диагностический Информационно- заданьевая Анкетирование, педагогическое наблюдение, экспертная оценка, самодиагностика, дидактические игры (ДИ).
Когнитивно-аксиологический Информационно-заданьевая и задачно-целевая Лекции, семинары, проектирование и решение педагогических ситуаций, дидактические игры, деловые игры.
Мыследеятельностный Информационно-заданьевая и задачно-целевая Решение педагогических ситуаций и задач, специальные тренинги, организационно-мыслительные игры (ОМИ).
Деятельностно-практический (предметный) Задачно-целевая Игромоделирование: дидактические игры, деловые игры, организационно-обучающие игры (ООИ), организационно-педагогические игры (ОПИ).
Деятельностно-практический (научно-исследовательский) Задачно-целевая Проблемно- ситуативная Игромоделирование: организационно-педагогические игры.
Деятельностно-практический (инновационный) Задачно-целевая Проблемно- ситуативная Игромоделирование: организационно-педагогические игры, организационно-деятельностные игры (ОДИ).
Рефлексивно-оценочный Задачно-целевая Проблемно- ситуативная Игромоделирование: организационно-деятельностные игры; анкетирование, педагогическое наблюдение, экспертная оценка, самодиагностика.
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
69
В педагогической технологии, следуя логике целостного подхода, диагностика исходного уровня развития формируемого качества осуществляется для оптимального целеполагания. Рассмотрим сущность, содержание и технологические характеристики каждого этапа образовательной технологии игрового типа.
В этой связи первый этап пропедевтико-диагностический разработанной игровой технологии определяет постановку следующей диагностико-пропедевтической задачи в таких аспектах, как: определение места и значения педагогического проектирования в профессиональной деятельности учителя физической культуры, тренера; содержание и уровень развития проектной культуры у студентов; наличие потребности и определение затруднений в овладении способами проектной деятельности; наличие творческого, критического мышления; наличие способности к самопознанию и рефлексии; наличие затруднений в осуществлении профессиональнопедагогической деятельности. Исходя из данной задачи, была подобрана система учебных занятий и диагностического инструментария, направленная на характеристику исходного материала для преобразования на последующих этапах игровой технологии.
Второй этап игровой технологии когнитивно-аксиологический. Чтобы студент осознал потребность в каком-то предмете (в знаниях, новых способах деятельности), ему необходимо представить этот предмет как значимый для него, для будущей профессии, как необходимый ему в данный момент или в перспективе. В результате полученной информации в его сознании отражается предмет, способный удовлетворить его потребность - возникает знание о предмете его потребности. Следовательно, перед началом работы по становлению проектной культуры у студентов, необходимо раскрыть смысл предстоящей деятельности, определить теоретическую, практическую и социальную значимость приобретаемых знаний, умений и совершаемой ими работы. Особое место здесь занимает формирование аксиологического компонента проектной культуры, поскольку он выступает стержневым в данном виде профессиональной культуры будущего спортивного педагога. Именно в этом и заключается смысл и значение данного этапа образовательной технологии.
Деятельностно-практический этап является основополагающим в разработанной игровой технологии. Он состоит из трех подэтапов: деятельностно -практического (предметного); деятельностно-практического (научно-исследовательского) и деятельностно-практического (инновационного). Его цель заключается в освоении студентами приемов и способов проектной деятельности в трех её основополагающих контекстах: управленческом, научном и инновационном. Сущность и содержание деятельностно-практического (предметного) контекста заключается в том, что на этом подэтапе студенты в процессе изучения спецкурса «Основы педагогического проектирования» и на практических занятиях по теории и методике физического воспитания (ТиМФВ) усваивают в игромоделировании культурные нормы проектной деятельности. Процесс усвоения вначале осуществляется на абстрактно-модельном, схематизированном уровне с учетом современных достижений в области педагогического проектирования. Затем на практических занятиях осуществляется разработка конкретных образовательных проектов в области физической культуры и спорта.
На втором, деятельностно-практическом, подэтапе (научно-исследовательском) осуществляется квазипрофессиональная деятельность по разработке научно-исследовательских проектов. Вначале студенты разрабатывают научные проекты в области социологии физической культуры и спорта, а затем в процессе спецкурса «Методология педагогического исследования» осваивают способы деятельности по разработке проектов в области теории, методологии и методики физической культуры и спорта. Для этого создаются специальные оранизационно-педагогические игры.
Основное назначение третьего подэтапа (деятельностно-практического (инновационного)) заключается в том, что вначале студенты знакомятся с новым направлением в области педагогической науки - педагогической инноватикой, инноватикой физической культуры и спорта. Затем рассматриваются инновационные процессы, осуществляющиеся в области физического воспитания учащейся молодежи. Данная деятельность происходит в рамках спецкурса «Основы педагогической инноватики в сфере физической культуры и спорта». Происходит овладение проектированием как культурной формой инновационной деятельности в физкультурно -спортивной практике [6], [7]. Полный перечень типов учебных игр и их использование в процессе учебных дисциплин и спецкурсов представлено в таблице 3.
70
ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА
Таблица 3 - Игромоделирование в учебном процессе, направленное на становление проектной культуры у студентов
№ этапа Наименование этапа Формы организации Учебные дисциплины, спецкурсы
1 Пропедевтико- диагностический Блиц-дидактические игры, лекции, семинарские и практические занятия Спецкурс «Основы педагогического проектирования в сфере ФКиС», ТиМФВ
2 Когнитивно- аксиологический Оргдеятельностные формы (ДИ, ООИ, ОПИ) Спецкурс «Основы педагогического проектирования в сфере ФКиС», ТиМФВ
3 Мыследеятель- ностный Мыслекоммуникационные формы (ОМИ) Спецкурс «Основы педагогического проектирования в сфере ФКиС», ТиМФВ
4 Деятельностный (предметный) Оргдеятельностные формы (ДИ, ОПИ) Спецкурс «Основы педагогического проектирования в сфере ФКиС», ТиМФВ
5 Деятельностно- практический (научно- исследова- тельский) Оргдеятельностные формы (ОПИ) Спецкурс «Методология педагогического исследования в сфере ФКиС», Социология ФКиС, ТиМФВ
6 Деятельностно- практический (инновационный) Оргдеятельностные формы (ОПИ, ОДИ) Спецкурсы: «Основы педагогической инноватики в сфере ФКиС» и «Современные образовательные технологии в сфере ФКиС», Теория спорта
7 Рефлексивно- оценочный Контрольная итоговая диагностика «Современные образовательные технологии в сфере ФКиС», Теория спорта
В целом необходимо отметить, что эффективность достижения цели на этом основном этапе игровой технологии обеспечивается за счет повышения активности студентов, развития проектно-технологической готовности в решении педагогических задач и проблем на основе углубления знаний о схемах их решения.
Заключительным этапом технологии является рефлексивно-оценочный. Это этап вхождения в новый опыт, ступень личностных и профессиональных трансформаций и попыток приобщения к новому виду педагогической деятельности. Основная цель данного этапа заключается в фиксации значимых ценностей и новых образцов проектной деятельности и мыследеятельности. На этом этапе студенты должны стремиться переводить свои новые рефлексивно-теоретические познания в реальные педагогические преобразовательные действия в педагогическом производстве. То есть, это этап вхождения будущего спортивного педагога, обогащенного новым профессиональным и личностным опытом, в реальную педагогическую квазипрофессиональную деятельность и интеграция этого опыта в педагогическое пространство [8], [9].
Отметим, что процесс становления проектной культуры у будущего педагога сложен и многогранен, он обусловливает необходимость познания студентами сущности данного вида профессиональной культуры, его механизмов и способов развития. К сожалению, традиционное построение высшего профессионального физкультурного образования в нашей стране не позволяет в процессе подготовки высококвалифицированных физкультурных кадров в полной мере решить данную задачу [6], [7]. Разработанная игровая технология, направленная на становление проектной культуры у будущих специалистов в области физического воспитания и спорта - это один из вариантов её решения.
Выводы
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- проектирование образовательных технологий в системе высшего профессионального образования должно осуществляться на современной критериальной базе технологического подхода в методологии, культурологии и педагогике;
ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ
71
- образовательная технология игрового типа, направленная на становление проектной культуры у студентов состоит из следующих взамосвязанных этапов: пропедевтико-диагностического, когнитивно-аксиологического, мыследеятельностного, деятельностно-практического и рефлексивно -оценочного;
- в соответствии с логикой и закономерностями формирования проектной культуры у студентов каждый этап игровой технологии имеет конкретные технологические характеристики (методы, формы, педагогические средства);
- реализация разработанной игровой технологии в вузовской образовательной практике позволит, на наш взгляд, существенно повысить уровень проектного мышления и деятельности у будущих специалистов в области физического воспитания и спорта и будет способствовать становлению у них основ педагогического профессионализма мыследеятельностного типа.
Литература
1. Никитин, B. А. Организационные типы современной культуры : автореф. дис. ... д-ра культурологи : 24.00.01 / В. А. Никитин ; Негос. образоват. учреждение «Междунар. акад. бизнеса и банковского права». - Тольятти, 1998. - 49 с.
2. Анисимов, О. С. Акмеология и методология: проблема психотехники и мыслетехники / О. С. Анисимов. - М. : Техно, 1996. - 772 с.
3. Бершадский, М. Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М. Е. Бершадский, В. В. Гузеев. - М. : Центр «Педагогический поиск», 2003. - 256 с.
4. Масюкова, Н. А. Проектирование в образовании / Н. А. Масюкова ; под ред. проф. Б. В. Пальчевского. - Минск : Технопринт, 1999. - 288 с.
5. Алексеев, Н. Г. Принципы и критерии экспертизы программ развития образования / Н. Г. Алексеев // Школьные технологии. - 2000. - № 2. - С. 221-229.
6. Неверкович, С. Д. Игровые методы подготовки кадров: учеб. пособие / С. Д. Неверкович ; под ред. В. В. Давыдова. - М. : Высш. шк., 1995. - 207 с.
7. Барабанов, А. Г. Высшее физкультурное образование. Проблемы и решения / А. Г. Барабанов. -М. : ФОН, 1995. - 186 с.
8. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. -М. : Высш. шк., 1991. - 257с.
9. Щедровицкий, Г. П. Избранные труды / Г. П. Щедровицкий. - М. : Школа культурной политики, 1995. - 800 с.
Summary
This article deals with the essence and structure of future physical culture and sport specialists ’ project culture coming into being.
Поступила в редакцию 07.09.09.
УДК 378
Л. Н. Лаптиева
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОСОБЕННОСТЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
В статье раскрыты организационно-педагогические аспекты адаптации студентов биологического факультета к учебной деятельности. Выделены основные этапы профессиональной адаптации, рассмотрены трудности адаптации, которые испытывают студенты на начальном этапе обучения и молодые специалисты в первые годы работы в учреждениях образования. Проведенное исследование доказывает необходимость комплексного подхода к проблеме профессиональной адаптации и решение ее в системе школа - вуз - учреждения образования.