Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами, регионами
УДК 338.26.015.1:331.5.024.52
А.В. ПОЛОВЯН, д-р экон. наук, директор института, e-mail: [email protected], К.И. СИНИЦЫНА, экономист, e-mail: [email protected]
ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР
ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ ПОТРЕБНОСТИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ТРУДОВЫХ РЕСУРСАХ
В работе предложен инструментарий для планирования потребности Донецкой Народной Республики в трудовых ресурсах на основе взаимосвязи трех динамических балансов. Усовершенствован подход к определению коэффициентов и параметров функции спроса трудовых ресурсов на основе оценки скорости изменения объема производства при изменении затрат труда. Предложенный подход дает возможность прогнозировать потребность экономики в квалифицированных кадрах по профессиям соответствующих отраслей и формировать на этой основе государственный заказ на подготовку специалистов для системы профессионального образования.
Ключевые слова: планирование, межотраслевой баланс, динамическая модель, развитие экономики, трудовые ресурсы.
Polovyan A.V., Sinitsyna K.I. Approaches to the manpower planning of the Donetsk People's Republic.
The paper suggests the tools for the manpower planning of the Donetsk People's
Republic, on the basis of interrelation of three dynamic balances. The approach to the determination of coefficients and parameters of the labour force demand function has been improved basing on the output velocity rate with a change in labor costs. The approach suggested makes it possible to predict the economy's demand for qualified personnel in the professions of the relevant industries and to form a state order for the vocational education system to train specialists on this basis.
Keywords: planning, interindustry balance, dynamic model, economic development, labour force.
Одной из основных задач социально-экономической политики государства является сокращение безработицы и рациональное использование имеющихся трудовых ресурсов. Проведенный анализ данных о вакансиях, которые поданы в центры занятости Донецкой Народной Республики (ДНР) [1], и контрольных цифрах приема граждан для получения высшего профессионального образования (уровень бакалавр) за счет ассигнований
© А.В. Половян,
К.И. Синицына, 2017
Республиканского бюджета ведущих учебных заведений1 свидетельствует о нарушении баланса на рынке труда, в частности:
на 37 вакансий «менеджер и экономист» приходится государственный заказ на 1102 бюджетных места;
на 37 вакансий «юрист и юрискон-сультант» - 195 бюджетных мест;
на 155 вакансий «инженер и программист» - 460 бюджетных мест;
на 80 вакансий «химик» - 66 бюджетных мест.
Как видно из приведенных цифр, реальный сектор экономики испытывает определенный дефицит специалистов технического профиля и переизбыток специалистов в области гуманитарных наук2. Возможным решением данной проблемы выступает механизм государственного регулирования рынка труда. В основе этого механизма должна лежать система государственного планирования потребностей отраслей экономики в специалистах с учетом предложения рабочей силы на рынке труда.
Исходная предпосылка работы состоит в том, что рынок трудовых ресурсов ДНР обладает двумя ключевыми особенностями. Во-первых, подготовка высококвалифицированных кадров (формирование предложения) осуществляется в государственных учреждениях и существует спрос на эти кадры со стороны как государственных, так и частных предприятий (формирование спроса). По сути, речь идет о том, что влияние частных
1 Были исследованы следующие ГОУ ВПО по состоянию на 21.07.2017 г.: «Донецкий национальный университет» [2], «Донецкий национальный технический университет» [3], «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского» [4], «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики» [5].
2 Переизбыток инженеров и программистов во многом связан с резким падением реального производства [6].
учебных заведений по подготовке кадров высшей квалификации минимизировано и государство имеет практически монопольное право на подготовку трудовых ресурсов. Во-вторых, имеющиеся дисбалансы свидетельствуют о наличии провалов рынка, которые могут быть исправлены путем государственного регулирования с помощью планирования. Для преодоления провалов на рынке трудовых ресурсов при монополии на подготовку высококвалифицированных кадров возникает необходимость долгосрочного прогнозирования спроса на рабочую силу, результат которого выступает базисом для формирования государственного заказа на подготовку специалистов соответствующей профессии. Поэтому целью работы является разработка инструментария государственного планирования потребности в трудовых ресурсах экономики. Для достижения поставленной цели необходимо:
1) разработать схему планирования потребности ДНР в трудовых ресурсах, которая позволяет определить необходимый объем специалистов для каждой отрасли экономики;
2) предложить инструмент балансирования спроса и предложения на рынке труда, который позволяет: планировать потребность в специалистах определенных профессий для отраслей экономики; учитывать размер инвестиций в развитие отрасли и отслеживать происходящие изменения в потребности трудовых ресурсов; учитывать демографические процессы и количество выпускников системы образования в расчете предложения трудовых ресурсов и формировать на этой основе государственный заказ на подготовку специалистов для системы профессионального образования ДНР;
3) провести апробацию предложенного подхода планирования потребности в трудовых ресурсах.
В качестве инструмента по планированию потребности в трудовых ресурсах предлагается использовать межотраслевой баланс. Данный инструмент получил широкое распространение в работах, посвященных планированию экономического развития. Теоретические основы и практические разработки межотраслевого баланса (в том числе динамического, оптимизационного, натурально-стоимостного, межрегионального и др.) составляют труды В.В. Леонтьева [7], А.Г. Гранберга [8], Н.И. Ведуты [9]. Н.Ф. Шатилова [10]. Несмотря на наличие значительных разработок в данном направлении, вопрос оценки потребности в квалифицированных кадрах с учетом изменения траектории развития, структуры, а также взаимосвязей между секторами экономики остается недостаточно исследованным, особенно в области развития молодых республик.
Прирост инвестиций в отрасль (А 0vt )
На рис. 1 предложена схема планирования потребности Донецкой Народной Республики в трудовых ресурсах, которая позволяет определить необходимый объем специалистов для каждой отрасли экономики.
Представленная схема планирования потребности в трудовых ресурсах сводится к определению сальдо трудовых ресурсов в два этапа. Первый этап заключается в определении спроса на трудовые ресурсы с учетом изменения валового выпуска продукции. Фактором, оказывающим влияние на темпы изменения данного показателя, выступают инвестиции. Этап начинается с определения прироста инвестиций в отрасль, которые повлекут за собой изменение валового выпуска продукции. В свою очередь, зная объем валового выпуска продукции по отраслям, можно спрогнозировать потребность в трудовых ресурсах отрасли в целом и по специалистам отдельных профессий в частности.
Динамический межотраслевой баланс
I
Прогноз выпуска продукции по отраслям
(X')
Прогноз потребности трудовых ресурсов в отрасли
(и)
Прогноз потребности трудовых ресурсов по профессиям
AI Zа' х X' + Zfx АX' + Y7 . ч
(А f< = V'=__L )
Л' х ^ х
("-Л"'"0
Сальдо трудовых ресурсов
I
Структура предложения труда (Lt+i)
1
Динамический баланс населения
Рис. 1. Схема планирования потребности ДНР в трудовых ресурсах
Второй этап заключается в определении предложения трудовых ресурсов на рынке труда и предусматривает учет демографических процессов (определения миграции, ротации и т.д.).
Впоследствии спрос и предложение трудовых ресурсов сопоставляется и на основе полученного результата формируется государственная политика, направленная на регулирование рынка трудовых отношений и опирающаяся на прогнозировании потребности в специалистах определенных профессий.
Реализация данной схемы балансирования спроса и предложения на рынке труда возможна с помощью взаимосвязи трех динамических балансов. В отличие от статической, динамическая форма межотраслевого баланса позволяет отра-
зить процесс развития экономики, установить непосредственную взаимосвязь между предыдущими и последующими этапами развития и тем самым приблизить анализ на основе экономико-математической модели к реальным условиям развития экономической системы.
В основе построения динамической модели в виде системы уравнений лежит зависимость между величиной капитальных вложений и приростом продукции в периоде t (табл. 1). Модель содержит две матрицы межотраслевых потоков. Первая - матрица текущих производственных затрат с элементами ху, где I и у - соответственно номера отраслей производящих и потребляющих.
Таблица 1
Схема динамического межотраслевого баланса
Производящие отрасли Потребляющие отрасли
Межотраслевые потоки текущих затрат Межотраслевые потоки капитальных вложений Конечный продукт Валовой продукт
1 2 n 1 2 n
1 11 X 12 X 1n X Дд11 дд1 ддп y01 X1
2 21 X 22 X 2n X дд21 дд22 дд2" y °2 X2
n n1 X n 2 X nn X дд"2 ддпп y °n x"
Элементы второй матрицы А^4
показывают объем продукции i -й отрасли, направленный в текущем периоде в j -ю отрасль в качестве производственных капитальных вложений в основные фонды. Материально это выражается в приросте в потребляющих отраслях производственного оборудования, сооружений, производственных площадей, транспортных средств и др.
В динамической схеме конечный
7oi ' ^
включает продукцию i -й отрасли, идущую в личное и общественное потребление, накопление непроизводственной сферы, прирост оборотных
фондов, незавершенного строительства, на экспорт.
Для каждой производящей отрасли валовая продукция соответствующей отрасли равна сумме материальных затрат потребляющих ее продукцию отраслей и конечной продукции данной отрасли, что в динамическом балансе примет вид [11]:
X = 1 a х Xi + хД XJ + y;1 ;
J=1
i = 1, n,
J=1
(1)
где X't - валовый объем продукции производящей отрасли в t периоде;
XI - валовый объем продукции потребляющей отрасли в t периоде;
а' - коэффициент прямых матери-
альных затрат, который равен:
' x а =
(2)
А Х] - прирост продукции, который
равен разности абсолютных уровней производства в период t и в предшествующий -1) период:
А X' = XJt - X
t-i'
(3)
(р1] - коэффициент вложений или
коэффициент приростной фондоемкости показывает, какое количество продукции 1 -й отрасли должно быть вложено в у -ю отрасль для увеличения производственной мощности у -й отрасли на единицу продукции:
А(1]
Г
(4)
А Ху
При этом предполагается, что при рост текущего периода обусловлен вло
жениями, произведенными в этом же периоде;
7о 1 ».» * ».»
t - конечный продукт 1 -й отрасли в t периоде.
Зная объем производства по отраслям, можно спрогнозировать потребность в трудовых ресурсах в целом по отраслям экономики в t периоде. Для этого необходимо построить трудовой межотраслевой баланс.
Обозначим через \ы затраты живого труда к -ой профессии в производстве продукта 1 -ой отрасли в натуральном
выражении при к = 1, р, 1 = 1, п, тогда
] - совокупные затраты всех профессий в производстве продукта 1 -ой отрасли в натуральном выражении (табл. 2), а х?-объем производства представителями к -ой профессией продукта 1 -ой отрасли в натуральном выражении в t периоде.
Таблица 2
Схема баланса затрат труда по отраслям экономики
Металлургия Добывающая промышленность Обрабатывающая промышленность Химическая промышленность Сельское хозяйство Численность по профессиям
Специалисты высшего уровня квалификации l" l12 l13 Г г llk
Специалисты среднего уровня квалификации l21 l22 l23 l24 l25 l2k
Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием Г l32 l33 l34 l35 l3k
Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности l41 l42 l43 l44 l45 l4k
Квалифицированные рабочие промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр l51 l52 l53 г l55 lik
Потребность отрасли в труде Ln L2 L3 L4 L5
Прямые затраты труда г\ на едини- (коэффициент прямой труд°емк°сти) цу продукции 1 -ой отрасли в t периоде можно задать формулой [11]:
Li l1 + +13 + ... + lnt l1
12 . l3
r;
rt -
Xi
Xi
= — + — + — + ... + —; i = 1,; Xt Xt Xt Xt
При этом коэффициент прямой
трудоемкости гк является нормативным,
определяющим затраты труда к - ой профессии в производстве продукта I - ой отрасли в t периоде. Данный коэффициент рассчитывается для каждой профессии и отрасли отдельно и является константой в течение года.
Таким образом, потребность отдельной отрасли в представителях определенной профессии в t -м периоде определяется следующим образом:
1к = гкх х\ (6)
Однако, применяя данную формулу, следует учитывать следующее:
коэффициент прямой трудоемкости является величиной постоянной только в краткосрочном периоде (в течение года). Это означает, что при расчетах потребности в трудовых ресурсах более чем на один год необходимо осуществлять корректировку данного коэффициента и рассчитывать потребность в трудовых ресурсах для каждого года отдельно;
подготовка специалистов определенной профессии занимает от 4 до 6 лет, а, следовательно, к концу подготовки специалистов коэффициент прямой трудоемкости может изменить свое значение;
с ростом выпуска продукции определенной отрасли количество востребованного персонала будет расти примерно
(5)
пропорционально до определенного момента, после которого скорость роста замедлится. Аналогичный процесс будет происходить в момент обновления производственных фондов предприятия, но из-за автоматизации производственных процессов возможно даже высвобождение трудовых ресурсов (т.н. закон убывающей отдачи).
Для нивелирования указанных недостатков предлагается коэффициент прямой трудоемкости выразить через производственную функцию, которая позволит учесть скорость изменения объема производства при изменении затрат труда (рис. 2).
Согласно рис. 2 скорость изменения X определяется скоростью изменения I, т.е. необходимо определить значение
А X ъ
-. Фактически это является произ-
М1
водной функции / (I), определяющей зависимость объема производства от численности. Учитывая закон убывающей отдачи, функция / (I) может иметь вид:
X = А х 1а, (7)
где А - параметр масштаба функции;
а - степенной коэффициент функции, 0 < а < 1.
Тогда применительно к нашей постановке задачи:
А'хах(г1 ^^, (8)
{х<) = f(t)
АХ
А lk
Ht-У
хм
X i АХ X о
где ДX - прирост объема производства продукции в отрасли X Д1 - прирост объема трудовых ресурсов профессии I
Рис. 2. Графическое изображение скорости изменения объема производства
при изменении затрат труда
Отсюда затраты труда (Д ¡к) к -ой профессии в производстве продукта г -ой отрасли в t -м периоде равны:
Д хг
А lki =
A ха х
(9)
„„ А /кг укг 7кг
где ДI = ¡г - ¡г-1
Опираясь на формулу (10), следует отметить, что прирост численности зависит от прироста производства и прошлого значения численности.
Таким образом, прирост спроса на специалистов к -ой профессии в производстве продукта г -ой отрасли в периоде t под влиянием инвестиций в данную отрасль имеет вид:
( п п
(10)
А lkl =
А Z d} х Xj + 1^хАX1 + Y
V1=1 1=1
A ха х
l-i)
ОТ
(11)
Предложение на рынке труда формируется на основе понятия «трудовые ресурсы», под которыми понимается население, занятое экономической деятельностью, а также способное трудиться, но
не работающее по тем или иным причинам (рис. 3).
В состав трудовых ресурсов включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте (мужчины - 16-59 лет, женщины - 16-54 года) и работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (лица пенсионного возраста и подростки), иностранные трудовые мигранты.
Предложение трудовых ресурсов на рынке труда имеет вид [13, с. 60]:
Ьм = Ь + Б, - Ь- (12)
где ь,+1 - численность трудовых ресурсов, доступная в I +1 периоде;
Ь - среднегодовая численность занятых в экономике в периоде t;
б, - дополнительное предложение на рынке труда в периоде t;
Ь- - поток выбывания трудовых ресурсов с рынка труда в периоде t.
б, = Ы +ьи + ьМ + (13)
- PE+
где Ь, - выпускники системы профессионального образования в периоде t;
Рис. 3. Состав трудовых ресурсов [12, с. 96]
L + - переподготовленные и переобученные безработные в периоде t;
Lf + - приехавшие трудовые мигранты в периоде t.
L — Tsc - + TM -
-Lit ~ -Lit ~ -Lit (14)
Lsc-
t - естественно-возрастное выбывание (коэффициент ротации) в периоде t ;
]м - эмигранты в периоде t. Поскольку система сбора статистических данных для ДНР только формируется, то для апробации предложенного подхода были проведены расчеты на примере Российской Федерации.
Определим потребность в специалистах в отрасли распределения электроэнергии, газа и пара (табл. 3).
Таблица 3
Данные для расчета и сопоставления по отрасли распределения электроэнергии, газа и пара в Российской Федерации [14, 15]
Год Списочная численность работников, чел. Объем выпуска продукции, млн. долл. США
2013 1634462 157458,71
2014 1607423 145253,92
Значение валового объема производства отрасли распределения электроэнергии, газа и пара (Хшз) можно определить на основе данных межотраслевого баланса 2013 г. Российской Федерации [15] и равно 157458,71 млн. долл. США. Рассчитаем потребность в специалистах по выбранной отрасли в целом: , 157458,71 ,
Г2013 = = 0,1 = СОШ = Г2014 >
L
1634432
145233,92
2014 '
0,1
= 1507773 (чел.).
Согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации фактическое значение списочной численно-
сти занятых на рынке труда в 2014 г. составляет 1 607 тыс. чел. Относительная погрешность равна 6,2%. Небольшое значение ошибки свидетельствует о точности предлагаемого алгоритма и адекватности проведенных расчетов.
Рассчитаем изменение потребности в специалистах среднего уровня квалификации в отрасли распределения электроэнергии, газа и пара в 2014 г.: . ь 145253,92 -157458,71
ЛI =-^-га = -2 (тыс.
1580 х 0,4 х (79886)
чел.).
Сведем данные по исходным и рассчитанным значениям в табл. 4.
Таблица 4
Расчетные значения показателей по профессиям в отрасли распределения электроэнергии, газа и пара
Профессии Списочная численность работников в 2013 г., чел. Прирост продукции в 2014 г. по сравнению с 2013 г., млн. долл. США Параметр масштаба функции Степенной коэффициент функции Прирост потребности в специалистах, тыс. чел. Рассчитанная списочная численность работников в 2014 г., чел. Фактическая списочная численность работников в 2014 г., чел.
Руководители учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразделений (служб) 211718 -12205 1081,4 0,4 -3 211715 209102
Специалисты высшего уровня квалификации 249505 -12205 1004,5 0,4 -3 249503 251447
Специалисты среднего уровня квалификации 79886 -12205 1588,0 0,4 -2 79884 80020
Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием 28919 -12205 2419,3 0,4 -2 28917 27931
Работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности 273059 -12205 983,1 0,4 -3 273056 265324
Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства 77 -12205 19420,1 0,4 -1 76 153
Квалифицированные рабочие промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр 303749 -12205 935,9 0,4 -3 303746 300120
Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин 391961 -12205 851,4 0,4 -3 391958 380178
Неквалифицированные рабочие 95589 -12205 1494,4 0,4 -2 95586 93149
Всего 1634462 - - - -21 1634441 1607424
Фактическая списочная численность занятых на рынке труда в 2014 г. составляет 1 607 тыс. чел. Относительная ошибка равна 1,7%.
Согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации фактическое значение предложения рабочей силы на рынке труда в 2014 г. составляет 76 798 тыс. чел. Относительная ошибка равна 1,0%, что подтверждает высокую точность проведенных расчетов.
Апробация предложенного подхода на статистических данных рынка труда Российской Федерации показала, что разработанный инструментарий планирования потребности в трудовых ресурсах позволяет не только с минимальной ошибкой определять количество требуемых специалистов и предложение рынка труда, но и достаточно точно выявить потребность в представителях определенных профессий.
Для расчета предложения трудовых ресурсов в 2014 г. были использованы данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации за 2013 г. (табл. 5).
Таблица 5
- 4 201,002 =
Выводы
В работе предложен инструментарий для планирования потребности в трудовых ресурсах на основе динамического межотраслевого баланса, который позволяет: планировать потребность в специалистах определенных профессий для отраслей экономики; учитывать размер инвестиций в развитие отрасли и отслеживать происходящие изменения в потребности трудовых ресурсов; учитывать демографические процессы и количество выпускников системы образования в расчете предложения трудовых ресурсов. Предложена схема планирования потребности Донецкой Народной Республики в трудовых ресурсах на основе взаимосвязи трех динамических балансов.
Данные для расчета предложения труда по Российской Федерации за 2013 г., в тыс. чел. [14]
Показатель тыс. чел.
Численность занятых в экономике 71 391,460
Выпускники в системе образования 1 201,967
Переподготовленные безработные 4 137,443
Приехавшие трудовые мигранты 4 496,861
Естественно-возрастное выбывание 122,414
Эмигранты 4 201,002
Предложение труда в Российской Федерации в 2014 г. составляет:
Ь2014 = 71 391,460 + 1 201,967 + 4 137,443 + 4 496,861 - 122,414
76904,315 (тыс. чел.)
Данный подход дает возможность прогнозировать потребность экономики в квалифицированных кадрах по профессиям соответствующих отраслей и формировать на этой основе государственный заказ на подготовку специалистов для системы профессионального образования. Кроме того, усовершенствован подход к определению коэффициентов и параметров функции спроса трудовых ресурсов на основе оценки скорости изменения объема производства при изменении затрат труда.
Результаты проведенной апробации предложенного подхода свидетельствуют о целесообразности применения динамического межотраслевого баланса при планировании предложения трудовых ресурсов.
Список используемой литературы
1. Информация о вакансиях, поданных в центры занятости Донецкой Народной Республики (по состоянию на 21.07.2017 г.) // Республиканский центр занятости Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. - URL: http: // rcz-dnr.ru.
2. Контрольные цифры приёма граждан для получения высшего профессионального образования за счёт ассигнований Республиканского бюджета в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет» на 2017-2018 уч. год по образовательной программе бакалавриат // Официальный сайт ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.donnu.ru/public/files/ДонНУ_К ПЦ%20 на%202017%20на%2014.07.2017 %20исправленное^1
3. Контрольные цифры приёма граждан для получения высшего профессионального образования за счёт ассигнований Республиканского бюджета в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Донецкий национальный технический университет» на 2017-2018 уч. год по образовательной программе бакалавриат // Официальный сайт ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет» [Электронный ресурс]. -URL: http: // donntu.org/ goszakaz-2017.
4. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики в Государственную организацию высшего профессионального образования «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского» на 2017-2018 уч. год по образовательной программе бакалавриат // Официальный сайт ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского» [Электронный ресурс]. - URL: http: // donnuet.education / attachments / pp2017 / plan-bak-spec-17.pdf.
5. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики в ГОУ ВПО «Академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики» на 2017-2018 уч. год по образовательной программе бакалавриат // ГОУ ВПО «Академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики» [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.dsum.org / index.php?option = com_
k2&view = кеш&куоШ; = =
1146&Йет1ё=144.
6. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований» в рамках сотрудничества с Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы; Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики, Государственное учреждение «Институт экономических исследований». - Донецк, 2017. - 84 с.
7. Леонтьев, В.В. Баланс народного хозяйства СССР. Методологический разбор работы ЦСУ / В.В. Леонтьев // Плановое хозяйство. - М.: Госплан СССР, 1925. - № 12. - С. 254-258.
8. Гранберг, А.Г. Оптимизация территориальных пропорций народного хозяйства / А.Г. Гранберг. - М.: Экономика, 1973. - 248 с.
9. Ведута, Н.И. Социально эффективная экономика / Н.И. Ведута; под ред. Е.Н. Ведута. - М.: РЭА, 1999. - 254 с.
10. Шатило, Н.Ф. Анализ зависимостей социалистического расширенного воспроизводства и опыт его моделирова-
ния / Н.Ф. Шатилов; отв. ред. В.К. Озеров. - Новосибирск: Наука, Сиб. от-ние, 1974. - 250 с.
11. Машунин, Ю.К. Организация управления, моделирование и прогнозирование развития экономики региона / Ю.К. Машунин // Региональная экономика и управление: электронный журнал [Электронный ресурс]. - URL: http://eee-region.ru/article/4503/.
12. Пенчева, С.Н. Баланс трудовых ресурсов: теоретический аспект / С.Н. Пенчева // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2012. - № 11 (97). - С. 95-99.
13. Гуртов, В.А. Модели среднесрочного прогнозирования спроса экономики на квалифицированные кадры / В.А. Гуртов // Кадровик. Рекрутинг для кадровика. - 2010. - №. 12 - С. 58-66.
14. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.gks.ru/wps/ wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/.
15. World Input-Output Database. Официальный сайт [Electronic resource]. - URL: http: // www.wiod.org/ database/wiots16.
Статья поступила в редакцию 03.08.17