Научная статья на тему 'Макроэкономические методы прогнозирования рынка труда в региональной экономике'

Макроэкономические методы прогнозирования рынка труда в региональной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
660
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СИСТЕМНО-ДИНАМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОПТИМИЗАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косоруков О. А., Петрикова Е. М., Петрикова С. М.

Рассмотрены основные подходы, используемые в прогнозировании регионального рынка труда на основе его социально-экономического развития. Представлена математическая модель определения дополнительной потребности экономики в трудовых ресурсах. Показано, каким образом социально-экономическое развитие региона влияет на формирование спроса и предложения на региональном рынке труда. Отвергнут подход, который практикуется во многих высокоразвитых странах и который формирует прогноз социально-экономического развития исходя из прогноза рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Косоруков О. А., Петрикова Е. М., Петрикова С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Макроэкономические методы прогнозирования рынка труда в региональной экономике»

Экономика и управление

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РЫНКАТРУДА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

О. А. КОСОРУКОВ, доктор технических наук,доцент, директор управления организации НИР E-mail: [email protected]

Е. М. ПЕТРИКОВА, кандидат экономических наук,доцент, старший преподаватель кафедры финансов и цен E-mail: [email protected]

С. М. ПЕТРИКОВА, кандидат экономических наук,доцент, старший преподаватель кафедры банковскогодела E-mail: [email protected] Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Рассмотрены основные подходы, используемые в прогнозировании регионального рынка труда на основе его социально-экономического развития. Представлена математическая модель определения дополнительной потребности экономики в трудовых ресурсах. Показано, каким образом социально-экономическое развитие региона влияет на формирование спроса и предложения на региональном рынке труда. Отвергнут подход, который практикуется во многих высокоразвитых странах и который формирует прогноз социально-экономического развития исходя из прогноза рынка труда.

Ключевые слова: рынок труда, социально-экономическое развитие, региональная экономика, системно-динамическое моделирование, оптимизационный анализ.

В условиях кризисного и посткризисного развития страны особое значение приобретает создание инструментария государственного регулирования рынка труда и процессов подготовки специалистов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие страны. Одним

из главных направлений регулирования является разработка системы прогнозирования потребностей в специалистах, сопряженной с прогнозом социально-экономического развития страны в целом и региона в частности. Данный инструмент регулирования позволит повысить эффективность экономики за счет подготовки специалистов востребованных специальностей в системе профессионального образования.

Для построения любого прогноза в первую очередь необходима статистическая база исследования. В нашем случае необходима разносторонняя статистика, которая должна не только раскрывать тенденции рынка труда, но и тенденции развития экономических процессов в обществе. Развитие в России рыночных отношений потребовало перестройки отечественной статистики, внедрение в нее показателей и систем, приспособленных для характеристики функционирования рыночной экономики. Актуальность данной задачи возросла в связи со вступлением России в МВФ и МБРР,

так как возникла необходимость применять в отечественной статистике систему, используемую в большинстве стран мира и рекомендованную международными организациями.

Взамен традиционной для советской статистики макроэкономической модели — Баланса народного хозяйства (БНХ) появилась необходимость во внедрении системы, ориентированной на условия и запросы рыночной экономики, — Системы национальных счетов (СНС). Основное различие этих методологий состоит в том, что БНХ базируется на марксистской концепции воспроизводства и предназначена для анализа такой модели экономики, которая основана на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании. Марксистская концепция, как известно, ограничивает процесс воспроизводства материальных благ только результатами одной сферы — сферы материального производства и не учитывает результатов функционирования сферы услуг. Напротив, СНС базируется на рыночной теории воспроизводства, в которой понятие «экономическая деятельность» трактуется шире, оно включает как результаты материальной сферы, так и сферы услуг.

Кроме того, переход крыночным отношениям в России обозначил необходимость использования новой политики занятости. Неравномерная динамика переходных процессов в отечественной экономике в 1990-хгг. не только предопределила низкоэффективный характер государственной политики в сфере занятости и на рынке труда в этот период, но и серьезно отразилась на ограниченности и избирательности реализуемых государственных мер в сфере занятости в условиях экономического роста. Обострение ситуации под воздействием мирового финансового кризиса и, как следствие, осложнение ситуации в ряде регионов страны (в первую очередь, связанной с закрытием градообразующих предприятий из-за падения спроса на их продукцию и сокращения рабочих мест) потребовало принятия дальнейших мер для разрешения накопленных годами проблем в сфере занятости и образования.

Можно выделить следующие основные направления работы. Во-первых, это построение прогноза потребности российской экономики в трудовых ресурсах с учетом реальных запросов рынка труда и перспектив развития экономики. Во-вторых, повышение эффективности использования бюджетных средств на подготовку специалистов для экономики путем формирования государс-

твенного задания на подготовку специалистов в системе профессионального образования с учетом требований рынка труда и тенденций социально-экономического развития территорий.

Анализ опыта, накопленного за время эволюции государственной политики занятости в высокоразвитых странах (прежде всего США), показал, что опорной базой данных прогнозов является статистика рынка труда, исходя из которой строятся прогнозы социально-экономического развития территорий. Данный подход широко позиционируется Агентством трудовой статистики и Агентством по экономическому анализу США. Данные структуры вот уже более 60 лет строят свои трудовые прогнозы на разработках межотраслевого баланса Нобелевского лауреата 1973 г. В. Леонтьева, сделанных им еще в 1930-хгг. для изучения американской экономики на основе метода «затраты—выпуск» с привлечением аппарата линейной алгебры.

На сегодняшний день таблицы межотраслевого баланса активно используются в США как на национальном уровне, так и на уровне штатов. На основе разработок В. Леонтьева в начале 1990-хгг. профессор Р. Чейз создал так называемую «модель Чейза» [4] для прогнозирования потребностей экономики в кадрах, используемую Агентством трудовой статистики США.

Данная модель выявляет потребность в кадрах по профессиям переговоров и опросов работодателей (представителей промышленности, частных организаций, профессиональных и торговых объединений, союзов, экспертов по подготовке кадров и работников образования), путем анализа макроданных о состоянии экономического развития территории. Специалисты Агентства анализируют данные, опираясь на исторические тенденции, которые далее экстраполируются на будущее. Обычно аналитики Агентства оговаривают, что прогнозы действительны при отсутствии непредвиденных обстоятельств, таких как войны, природные катаклизмы или другие события (старение населения, процессы глобализации и иммиграции, цены на нефть), способные повлиять на исполнение прогнозов.

Агентство трудовой статистики США проводит прогнозирование занятости в рамках шести взаимозависимых этапов, в рамках которых прогнозируются шесть взаимосвязанных элементов модели (рис. 1). Результаты каждого предыдущего этапа являются ключевыми для последующего. Методологические основы прогнозирования представлены в «Методическом справочнике» [3] Агентства трудовой статистики США.

О

Предложение трудовых ресурсов

к

©

I

Сводные показатели по экономике

(5

I

/

Конечное потребление

Статистика по населению, рабочей силе, распределению экономически активного населения, количеству безработных и т.д. Опросы работодателей, анализ специфической потребности экономики в кадрах, анализ кадрового обеспечения реального сектора

Построение макромодели экономики, статистика по демографии, денежно- кредитная и бюджетная политики, показатели сектора «остальной мир», цены на энергоресурсы Технологические изменения, появление новых рынков, изменение уровня заработной платы по секторам экономики, валовой выпуск товаров (работ, услуг)

Данные переписи населения, данные ежегодных экономических обзоров, другие источники статистических данных Таблицы межотраслевого баланса, данные ежегодного бенчмаркетинга гентства экономического анализа СШ/ временные ряды Агентства трудовой статистики США

/

Спрос экономики на трудовые ресурсы

Занятость в экономике

N

Валовой выпуск

Рис. 1. Этапы макроэкономического прогнозирования рынка труда в США

Как следует из рис. 1, одними из самых важных характеристик, которые подвергаются прогнозированию в США, являются совокупный спрос и совокупное предложение на рабочую силу. Данные характеристики определяются на основе совокупного объема доходов и расходов экономики за период (табл. 1).

С точки зрения теории общего макроэкономического равновесия объем совокупных доходов {ВВП=ВП + ОТ+Н—С) должен быть равен объему совокупных расходов экономики (ВВП=КП+ВН+ + РГ+ ЧЭ).

Совокупный спрос показывает реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и Правительство готовы купить при любом возможном уровне цен: ВВП=КП+ВН+РГ+ ЧЭ. Кривая совокупного спроса указывает на обратную, или отрицательную, зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства.

Следует отличать изменения совокупного спроса, вызванные изменением в уровне цен, от тех, которые вызваны изменениями в неценовых факторах совокупного спроса. Неценовые факторы не зависят от изменения уровня цен, но под их влиянием происходит изменение спроса, поэтому результатом будет сдвиг кривой спроса вправо или влево. Неценовые факторы совокупного спроса включают в себя (см. табл. 1):

1) изменения в потребительских расходах домашних хозяйств (конечное потребление — КП), когда изменяются благосостояние потребителей, ожидания потребителей, задолженность потребителей, налоги;

2) изменения в инвестиционных расходах (валовое накопление капитала — ВП), когда изменяются процентные ставки, ожидаемые прибыли

от инвестиции, налоги с предприятии, технологии, избыточные мощности;

3) изменения в государственных расходах (РГ)',

Таблица 1

Макроэкономические уравнения совокупного спроса

Расшифровка счета

Производство

Первичное распределение доходов

Вторичное распределение доходов

Использование доходов

Показатели

ВВП = ВДС = ВВ- пп, где ВВП— валовой внутренний продукт; ВДС — валовая добавленная стоимость; ВВ — валовой выпуск; ПП— промежуточное потребление

ВВП = ВП+ОТ + Н- С, где ВП— валовая прибыль (смешанные доходы) экономики; ОТ— оплата труда;

Н— налоги на производство и импорт; С — субсидии на производство и импорт; ВВП = КП + ВН + РГ+(Э-И) = =А+РГ+ ЧЭ, где КП— конечное потребление; ВН— валовое накопление капитала; РГ— расходы государства; Э — экспорт; И— импорт;

А — абсорбция (внутреннее поглощение); ЧЭ — чистый экспорт

ВНДр = ВВП + АПД + АТТ = = КП + ВН+Ст, где ВНДр — валовой национальный располагаемый доход;

АПД— прирост первичныхдоходов; АТТ— приросттекущихтрансфертов; Ст — счет текущих операций платежного баланса.

Ст =(Э — И) +АПД + АТТ = = ВС-ВН = ВНДр-А, где ВС — валовое сбережение

ВС = ВНДр -КП = ВН+Ст = =А-КП+Ст

4) изменения в расходах на чистый экспорт (ЧЭ)\ национальный доход в зарубежных странах, валютные курсы.

Совокупное предложение отражает размеры создаваемого национального продукта и порождаемое данными масштабами воспроизводства изменение доходов и цен.

Форма кривой совокупного предложения при этом фиксирует изменение уровня удельных издержек при производстве той или иной величины ВВП, зависит от приоритетов и «кризисных точек» экономического роста, от уровня производства, ниже которого наступает стремительный распад хозяйственной системы.

Как известно, равенство между совокупными доходами и расходами внутри экономики достигается редко, и любая экономическая политика государства должна быть направлена на восстановление «общего макроэкономического равновесия». Восстановление обычно происходит внутри экономики за счет инфляции в сравнении с другими странами за счет изменения валютного курса. Эффективность этих инструментов имеет определенную «задержку» с момента реализации, именно поэтому доходы и расходы экономики сопоставляют в неизменных (базисных) ценах.

В том случае, когда конечное потребление превышает валовой выпуск экономики, то образуется дополнительная потребность в кадрах. Но, как только конечное потребление внутри экономики начинает сокращаться (зачастую производство не может быстро отреагировать на эти изменения, и на протяжении какого-то периода объем выпуска сохраняется на прежнем уровне), на рынке труда возникает превышение предложения трудовых ресурсов над сокращенным спросом экономики на кадры и как результат возникает избыток трудовых ресурсов.

С другой стороны, предпосылкой возникновения дефицита рабочей силы может быть столкновение двух тенденций: повышения спроса на труд и сокращения его предложения вследствие уменьшающейся численности населения в трудоспособном возрасте. Возможности преодоления возникающего дефицита связаны с осуществлением комплекса взаимосвязанных мер, направленных на повышение экономической активности населения, рост эффективности использования внутренней рабочей силы, смягчение структурных проблем рынка труда, упорядочение и активизацию замещающей миграции.

По мнению авторов, любые решения, принимаемые на рынке труда, должны соответствовать

реальной ситуации в экономике. В этой связи эффективность любых принятых решений и осуществленных мероприятий возможно оценить лишь через определенный период времени. Именно поэтому при построении прогнозов для рынка труда необходимо первоначально провести анализ совокупных доходов и расходов в экономике, а затем принимать решения по поиску оптимального баланса между предложением и спросом трудовых ресурсов, обеспечивающих создание ВВП.

Учитывая специфику нашей страны, реанимируемый опыт макропрогнозирования, унаследованный от плановой экономики, отпечаток переходного этапа ее развития и острую необходимость в использовании инновационных подходов в управлении современной Россией, необходимо помнить о том, что любой западный опыт не может быть скопирован полностью, а лишь заимствованы самые лучшие его части.

Небольшой российский опыт количественного анализа рынка труда с учетом социально-экономического развития территорий сформировал три основных методологических подхода к определению требуемой численности занятых в экономике:

1) макроэкономическое моделирование исходя из нормативных показателей — так называемая методика «сверху», основанная на макроэкономическом подходе;

2) опрос репрезентативной выборки работодателей в соответствующих отраслях — так называемая методика «снизу», использующая микроэкономический подход;

3) системно-динамическое моделирование исходя из опроса репрезентативной выборки работодателей в соответствующих отраслях — так называемая методика «сверху вниз», использующая микро- и макроэкономический подходы.

В первом случае целью составления прогноза является обеспечение трудовыми ресурсами экономики для производства намеченного валового объема товаров (работ, услуг). Первый подход по определению потребностей экономик основан на том, что структура человеческого капитала, необходимая для производства единицы продукции, не имеет значительных территориальных различий, а определяется уровнем технологий и организации труда для различных отраслей экономики. При этом предполагается, что структура промышленного производства в рамках отдельной территории достаточно консервативна и меняется плавно в пределах горизонта планирования.

Первый подход, называемый «технологической» методикой, обладает свойством универсальности для всех субъектов Федерации, для всех отраслей экономики и уровней образования. Чтобы сделать «технологическую» методику более достоверной, требуется уточнение параметров модели — коэффициентов, характеризующих структуру экономики и структуру занятости в регионе. Параметры модели содержат как данные, мало изменяющиеся от региона к региону, так и данные, уникальные для анализируемого субъекта Федерации. Фактически разрабатываемая модель является отражением нормативного подхода, применяющегося ранее Госпланом СССР.

Второй подход к расчету потребностей региональных экономик основан на проведении статистически значимых опросов потребностей работодателей в специалистах с профессиональным образованием в рамках группы предприятий и организаций на территории региона. Во втором варианте целью прогноза является коммерческий интерес работодателя в повышении производительности труда и привлечении соответствующего высокоэффективного персонала. Однако следует отметить, что зачастую не всякий работодатель обладает достаточным уровнем, чтобы определить, тем более прогнозировать потребность в количестве и квалификации будущих специалистов.

Разработка такого подхода проводится в регионе, а затем данные опроса работодателей проецируются на все отрасли региональной экономики. Эта методика расчета, называемая «социологической», более точно отражает ситуацию на конкретном предприятии, но ее обобщение в рамках отрасли либо территории достаточно проблематично. Тем не менее оценки потребностей, полученные в рамках «социологической» модели, важны как для верификации, так и для настройки параметров «технологической» модели.

Третий подход совмещает первый и второй подходы и предусматривает создание системно-динамической модели экономики, включающей баланс трудовых ресурсов. Особенность данной модели заключается в том, что она строится на статистических данных, полученных от работодателей.

Рассмотрим каждое из указанных направлений более подробно.

Главная задача модели «сверху» состоит в том, чтобы описать обеспечение максимального соответствия между потребностями экономики и возможностями системы образования. По данной методике построение прогноза потребности в

специалистах на рынке труда региона проводится в двух вариантах [2]:

• с учетом изменения темпов экономического роста на основе планируемого регионального выпуска валового регионального продукта (результаты прогноза рассматриваются как оптимистические);

• на основе инерционного характера развития экономики региона (результаты прогноза рассматриваются как пессимистические). Предполагается, что такой подход может использоваться при построении прогноза занятости специалистов на федеральном, региональном и отраслевом уровнях. Делается допущение, что прирост численности занятых можно оценить на основании прироста ВРП. Строятся три варианта изменения прироста: постоянный; линейный; степенной. В одном из сценариев численность занятых в экономике аппроксимируется линейной зависимостью от времени, и в будущем предполагается такой же рост.

Итак, на первой стадии строится долгосрочный прогноз различных вариантов развития экономики региона в целом и по отдельным видам экономической деятельности (табл. 2).

На второй стадии проводится адаптация данной методики до уровня муниципальных образований. Здесь возможно использовать два способа.

Основные этапы 1-го способа («сверху вниз») включают:

• распределение численности занятых для каждого вида экономической деятельности (в экономике региона) по муниципальным образованиям пропорционально темпам развития данного вида экономической деятельности в муниципальных образованиях и сложившимся темпам производительности труда;

• корректировка численности занятых с учетом кадровой потребности, необходимой для реализации инвестиционных проектов муниципальных образований по видам экономической деятельности.

Основные этапы 2-го способа («снизу вверх») включают:

• определение требуемой численности занятых в экономике муниципальных образований по методике этапа 1;

• определение требуемой численности занятых по видам экономической деятельности в муниципальных образованиях по методике этапа 2. На третьей стадии полученные долгосрочные

прогнозы используются для научно обоснованного

Таблица 2

Этапы выполнения первой стадии прогнозирования трудового потенциала

Определяемая величина Допущения Технология расчета

ЭТАП 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБУЕМОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА

Сценарий 1. «Невмешательство»

Численность занятых в экономике региона Наличие корреляции между численностью занятых и численностью населения в трудоспособном возрасте 01«) = *е„(о> где (г) — численность занятых в экономике региона в периоде ? по сценарию 1 «Невмешательство»; к — коэффициент корреляции между численностью занятых и численностью населения в трудоспособном возрасте; беа (г) — численность населения в трудоспособном возрасте в периоде ?

Коэффициент корреляции между численностью занятых и численностью населения в трудоспособном возрасте Коэффициент подбирается методом экспоненциального сглаживания к (г) = (1 - а)к (г -1) + ак (г), где к (?) — коэффициент корреляции между численностью занятых и численностью населения в трудоспособном возрасте в период а — коэффициент, а = 0 — 1; к (? —1)— коэффициент корреляции между численностью занятых и численностью населения в трудоспособном возрасте в периоде, предшествующем периоду ?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дополнительная кадровая потребность экономики, вызванная необходимостью «замены» трудового потенциала региона Предполагается, что средний трудовой стаж занятых в экономике региона составляет 25 лет Ай(г) = бе(г -1)4 где Д<2! (г) — дополнительная кадровая потребность экономики в численности занятых в экономике региона в периоде, предшествующем периоду ? по сценарию 1 «Невмешательство»; <2е (? — 1) — численность занятых в экономике региона в периоде, предшествующем периоду 25 — средний трудовой стаж занятых в экономике

Сценарий 2. «Экономический рост» *

Численность занятых в экономике региона Наличие корреляции между численностью занятых и изменениями уровня валового регионального продукта. Q 2(t) _ GRP(t)/ Q. (tt - /[(a + bI(t)]' где Q2 (t) — численность занятых в экономике региона в периоде ? по сценарию 2 «Экономический рост»; GRP (t) — валовой региональный продукт в период t; ажЪ — коэффициенты, подбираемые в результате регрессионного анализа; I{t) — инвестиции в основной капитал региона в период t

Производительность труда в экономике региона Производительность труда в экономике региона прямо пропорциональна инвестициям в основной капитал региона Pr (t) = a + bI (t); Pr(t) _ GRP(t)/ ( ) " /Q.(t)' где Pr{t) — производительность труда в экономике региона в периоде t

Дополнительная кадровая потребность экономики в соответствии со стратегией социально-экономического развития и инвестиционной политикой региона A2Q. (t) - Q. (t) - Q. (t -1), где A2Q. (t) — дополнительная кадровая потребность экономики региона в рабочей силе в периоде, предшествующем периоду t по сценарию 2 «Экономический рост»

Сценарий 3. «Агрегированный»

Численность занятых в экономике региона Усредняются значения сценариев 1и2на основе средней арифметической; бе (г) - 0,5ЩЧ/) + бе2(/)], где (} (0 — численность занятых в экономике региона в периоде 1

Дополнительная кадровая потребность экономики региона Совокупная дополнительная кадровая потребность экономики региона да (г) = л!а (г) + Л2Й (г), где Д (?) — дополнительная кадровая потребность экономики региона в периоде 1

Продолжение таабл. 2

Определяемая величина Допущения Технология расчета

Прирост собственных трудовых ресурсов региона Прирост численности трудовых мигрантов Совокупная дополнительная кадровая потребность экономики региона покрывается как собственными трудовыми ресурсами, так и трудовыми мигрантами д^а (Г) - 0,5[(й (Г) (Г)], где Д" 'ом,"0>е (/) — прирост собственных трудовых ресурсов региона в периоде 1 1а(0 - &..«о,8, если &(0 > (00,8; Д" ' (0 — прирост численности трудовых мигрантов в периоде <2е а (/) — численность трудовых мигрантов в трудоспособном возрасте в период 1

ЭТАП 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРЕБУЕМОЙ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ (СОГЛАСНО ОКВЭД)

Сценарий 1. «Невмешательство» (экстенсивноеразвитиежономики)

Отношение объема выпуска товаров и услуг по видам экономической деятельности в период ?кобъему выпуска товаров и услуг по видам экономической деятельности в периоде, следующем за периодом ? Производительность труда остается постоянной Pr(t) = Const (на уровне базисного года ¿для всех видов экономической деятельности — без учета ограничений по демографии) QI (0/ _ QI (t +1)/ /Qe ™ (t) " /Qevea (t + 1)' где QI(t) — объем выпуска товаров и услуг по видам экономической деятельности в периоде t; Qe vea (t) — численность занятых в экономике региона по видам экономической деятельности в периоде t; QI(t + 1) — объем выпуска товаров и услуг по видам экономической деятельности в периоде, следующем за периодом t; Q (t + 1) — численность занятых в экономике региона по видам экономической деятельности в периоде, следующем за периодом t

Численность занятых в экономике региона по видам экономической деятельности Q 1(t +1) = Q 1(t)T '' z~-evea V ^ z~-evea V ^ gvea ' где Qe vJ (t +1) — численность занятых в экономике региона по видам экономической деятельности в периоде, следующем за периодом ? по сценарию 1 «Невмешательство»; Qe vea1 (t) — численность занятых в экономике региона по видам экономической деятельности в периоде t по сценарию 1 «Невмешательство»; Tg vJ — темпы роста объемов выпуска товаров и услуг в экономике региона по видам экономической деятельности в периоде t T t _QI(t +1)/ Tgvea - /QI (t)

Дополнительная кадровая потребность экономики, вызванная необходимостью «замены» трудового потенциала региона Предполагается, что средний трудовой стаж занятых в экономике региона составляет 25 лет A1Qe vea (t) = Qe vea (t + 1)/25, где A1Qe vea (t) — дополнительная кадровая потребность занятых в экономике региона по видам экономической деятельности в периоде t по сценарию 1 «Невмешательство»

Сценарий 2. «Экономический рост» (интенсивное развитиеэкономики)

Численность занятых в экономике региона по видам экономической деятельности с учетом темпов экономического роста и инвестиционного развития (с учетом ограничений по демографии) T ' - Qe vea С)/ Tvea ~ /Q (t - 1)' e vea где TvJ — темпы роста занятости по видам экономической деятельности, обусловленные ограничением по численности в периоде t; Qe vea (t) _ численность занятых по видам экономической деятельности в период t; Qevea (t ~ 1) ~то же> в периоде, предшествующем периоду t; Qe vea (t) = Qe (t Xea \ d'„a ~ структура занятых по видам экономической деятельности в экономике региона в период t d' / , vea /У d' " 1 vea vea

Окончание таабл. 2

Определяемая величина Допущения Технология расчета

Дополнительная кадровая потребность экономики в соответствии со стратегией социально-экономического развития и инвестиционной политикой региона Д20 (') = О (') - О (' -1), где А2Ое уеа (') — дополнительная кадровая потребность в экономике региона по видам экономической деятельности в периоде ? по сценарию 2 «Экономический рост»

Сценарий 3. «Агрегированный»

Совокупная дополнительная кадровая потребность экономики региона по видам экономической деятельности ДО (') = ДО (') + А2О ('); где АОе уеа (') — совокупная дополнительная кадровая потребность занятых в экономике региона по видам экономической деятельности в периоде (

* При проведении расчетов по данному сценарию прогнозы выстраиваются в двух вариантах:

а) пессимистическом, при котором темпы роста и показатели развития экономики региона соответствуют энергетическому варианту Программы социально-экономического развития России,

б) оптимистическом, при котором темпы роста и показатели развития экономики региона соответствуют инновационному варианту Программы социально-экономического развития России.

определения необходимой численности занятых в разрезе уровней подготовки, профессий и квалификаций (табл. 3).

При этом для обеспечения выбранных темпов экономического роста, в частности, требуются трудовые ресурсы определенных специальностей и определенного уровня профессиональной подготовки, в связи с чем возникает задача оценки и прогнозирования количества трудовых ресурсов, необходимых как региональной экономике в целом, так и на уровне его отдельных муниципальных образований (табл. 4).

Таким образом, по методике «сверху» можно выделить следующие основные принципы построения прогноза потребности в специалистах на региональном рынке труда:

• потребность в специалистах определяется сложившимся уровнем производства экономики региона — валовым региональным продуктом и его планируемым развитием;

• прогноз валового регионального продукта на любом его уровне (федеральном, региональном, отраслевом) строится на основе использования системы показателей. Данная система охватывает базисный и прогнозный периоды и включает показатели: инвестиции в основной капитал, численность занятых в экономике, среднедушевые денежные доходы населения региона и др.;

• потребность в специалистах на рынках труда городов и районов определяется сложившейся региональной структурой занятости к моменту базисного периода;

• потребность в специалистах в профессионально-квалификационном разрезе определяется сложившейся структурой спроса на рынке труда базисного периода;

• основной источник покрытия потребности в специалистах на рынке труда — образовательные учреждения региона.

Таблица 3

Определение совокупной ежегодной потребности экономики региона в специалистах по видам экономической деятельности

Последовательность Технология расчета

Определение численности занятых в экономике региона по уровням образования О?" (' +1) - О?"(') - О?"№04 + О? ('); где О° (' +1) — численность занятых в экономике региона по уровням образования в периоде, следующем за периодом Ое" (') ~ численность занятых в экономике региона по уровням образования Ьо в периоде О?" (') ~ численность выпускников по уровням образования в периоде 1

Определение доли и количества выпускников каждого уровня подготовки, ежегодно приходящих в экономику региона = О?"' /, где dQL"' — доля выпускников по уровням образования в периоде ^О?"' — численность выпускников всех уровней образования в периоде 1

Продолжение таабл. 3

Последовательность Технология расчета

Определение структуры ежегодной потребности экономики региона по уровням профессионального образования (высшее, среднее и начальное) dQ. _dQResiortah ^ о 2dQ dQ rniddlet " " " где dQe — доля выпускников среднего профессионального образования в периоде t; dQRegi°"alt — доля выпускников среднего профессионального образования, которую задают региональные органы государственной власти в периоде t; dQMidd^ _ доля выпускников среднего профессионального образования в среднем в периоде t. dQ^ = dQ-4 + o,8dQ^ + dQf + dQf", где dQ"as,Ct — доля выпускников высшего профессионального образования в периоде t; dQfdt ~ Доля выпускников высшего профессионального образования, которые задают федеральные органы государственной власти в периоде t; dQt°' — доля выпускников по уровням образования в среднем в период t\ dQOt" ~ Доля выпускников начального профессионального образования на начало периода t; dQO>t" ~ Доля выпускников начального профессионального образования на конец периода t

Определение поправочного коэффициента kLot /basic _ dLo / dLo.basic где kLOt /bas,c — коэффициент перевода структуры численности занятых с высшим профессиональным образованием по уровням образования к базисному периоду t; dLo — доля численности занятых по уровням образования; 1L0.basic — доля численности занятых с высшим профессиональным образованием

Распределение занятого населения по уровням образования и видам экономической деятельности QLot _ QLo.basickLot /basic ¿-■e.vea ¿--e.vea ' где QLOea — численность занятых по уровням образования и видам экономической деятельности; Qtver'c ~ численность занятых с высшим профессиональным образованием по видам экономической деятельности

Доля занятых для каждого вида экономической деятельности по уровням образования dL°' / У dL° = 1, e vea / . e.vea ' где dL°'ea — доля численности занятых по уровням образования и видам экономической деятельности в период t

Определение численности занятых в муниципальном образовании по видам экономической деятельности для каждого вида экономической деятельности с учетом региональной образовательной структуры Qlocalt _ Qlocalt dt ¿-■e.vea s~-e e.vea' /-¡local, где Qe vea — численность занятых в муниципальных образованиях по уровням образования и видам экономической деятельности в периоде t; \locaL Qe — численность занятых в муниципальных образованиях по уровням образования и видам экономической деятельности в периоде t; d'evea ~ Доля численности занятых в муниципальных образованиях по видам экономической деятельности в периоде t

Определение численности занятых в муниципальных образованиях по уровням образования с учетом региональной образовательной структуры QLo.localt _ Qlocalt dLot s~-e .vea s~-e e .vea' s^tLo . local, где Qe vea t —численностьзанятыхвмуниципальныхобразованияхпоуровням образования и видам экономической деятельности в периоде t; s-docal, Qe t — численность занятых в муниципальных образованиях по уровням образования в периоде t

Расчетдополнительной потребности экономики региона по видам экономической деятельности, вызванной необходимостью обновления кадров разных уровней профессиональной подготовки (допущение — предполагается, что средний трудовой стаж занятых в экономике региона составляет 25 лет) д 1qLo.localt _ QLo.localt_i /25 e.vea e a 1 s-\Lo .local, где Д Qe vea — дополнительная потребность экономики региона в специалистах разного уровня подготовки по видам экономической деятельности в периоде t по сценарию 1 «Невмешательство»; Q^a^-1 — численность занятых в муниципальных образованиях по уровням образования и видам экономической деятельности в периоде, предшествующем периоду t;

Окончание таабл. 3

Последовательность Технология расчета

Определение дополнительной ежегодной кадровой потребности экономики региона в специалистах по видам экономической деятельности и уровням профессиональной подготовки в соответствии с инвестиционной политикой региона д2 QLo.localt _ QLo.local(invest) e.vea e.vea ' где AQf"/" "'' _ дополнительная потребность экономики региона по видам экономической деятельности в период t по сценарию 2 «Экономический рост»; Qtv!^"'<~'nves') _ численность занятых муниципальных образований по уровням образования и видам экономической деятельности в соответствии с инвестиционной политикой региона

Определение дополнительной ежегодной кадровой потребности экономики региона по видам экономической деятельности в соответствии со стратегией социально-экономического развития a3qLo.localt _ QLo.localt QLo.localt_i QLo.localt (invest) ¿-■e.vea ¿--e.vea ¿--e.vea ¿--e.vea ' i 3s^¡Lo .local. A Qe vea t ~ дополнительная потребность экономики региона по видам экономической деятельности в период t в соответствии со стратегией социально-экономического развития

Расчет совокупной ежегодной потребности экономики региона по видам экономической деятельности \QLo.localt _ \}QLo.local, , a 2QLo.localt , A^QLo.lovalt ¿-■e.vea ¿--e.vea e.vea e.vea ' где AQ^e^ — совокупная ежегодная потребность экономики региона в специалистах по видам экономической деятельности в периоде t

Таблица 4

Расчет и распределение потребности экономики в численности занятых по видам экономической деятельности, уровням профессионального образования и квалификации

Этапы Технология расчета

Расчет ежегодной потребности экономики региона в специалистах разного уровня подготовки (ВПО, СПО, НПО) в предположении, что средний трудовой стаж занятых в экономике региона составляет 25 лет О1" = О1" /25 Х-е.жеа £~-еуеа

Корректировка для экономики региона матриц профессионально-квалификационного соответствия по 28 укрупненных групп специальностей (УГС) по уровням образования (ВПО, СПО, НПО) по видам экономической деятельности а = (')/('), где а-коэффициентвматрицепрофессионально-квалифика-ционного соответствия по уровням образования, скорректированный на регион; а? — коэффициент в матрице профессионально-квалификационного соответствия, разработанной для РФ в целом по соответствующему уровню образования; <^^о.ке^оп(') _ доля выпускникову-й УГС по соответствующему уровню образования для региона в периоде <1°.ш (') — доля выпускникову'-й УГС по соответствующему уровню образования для РФ в периоде ?

Расчет ежегодной потребности региона в специалистах по видам экономической деятельности, уровням профессионального образования и квалификациям (по 28 УГС) /~\Ьо /-\Ьо. Ьо О 1/ — О а.. , гДе ОЫеаУ ~ потребность региона в специалистах по видам экономической деятельности, уровням профессионального образования и квалификации

Определение по каждому виду экономической деятельности соотношения структуры потребности экономики муниципального образования и экономики региона в специалистах с соответствующим уровнем образования (ВПО, СПО, НПО) а]0 (') = <1°1оса1 (')/ ('), где (') — доля выпускников_/'-й УГС экономики муниципального образования в экономике региона по соответствующему уровню образования в периоде 1 <1.о.^оса1 (') _ доля Выпускников_/-й УГС по соответствующему уровню образования для муниципального образования в периоде Ц

Корректировка элементов региональных матриц профессионально-квалификационного соответствия по уровням образования (ВПО, СПО, НПО), квалификациям (28 УГС) и видам экономической деятельности для экономики муниципального образования а = а 'у" а1;0'0™' (')/а*-0*" ('), а "Ь° — коэффициент в матрице профессионально-квалификационного соответствия по уровням образования с последующим нормированием коэффициентов

Окончание таабл. 4

Этапы Технология расчета

Распределение общих величин потребностей экономики муниципального образования в период ? по видам экономической деятельности для определения количества работников по уровням профессионального образования и квалификациям (по 28 УГС) (/) = (/)а ^, где QQLoea (/) ^ распределение численности занятых в экономике муниципального образования по видам экономической деятельности в периоде ?

Однако неясно, по каким формулам строят кривые прогноза дополнительной потребности края в рабочей силе. При всем этом не учитывается влияние на занятость макроэкономических показателей развития региона.

В модели «снизу» потребность экономики в дополнительном привлечении персонала (Ф) определяется тремя группами факторов.

Факторы, формирующие потребность в персонале:

• имеющиеся на момент оценки в экономике свободные вакансии (Ф1);

• предполагаемое выбытие из экономики персонала по возрасту (Ф2);

• создаваемые новые рабочие места (ФЗ). Факторы, уменьшающие потребность в персонале (Ф4 = ФА-а + Ф4-6):

• ликвидация рабочих мест вследствие их полного износа (Ф4-а);

• ликвидация рабочих мест вследствие отсутствия общественной необходимости их существования (Ф4-6).

Факторы, удовлетворяющие потребность в персонале:

• привлечение в экономику трудовых ресурсов, вступающих в трудоспособный возраст (Ф5);

• привлечение в экономику выпускников учреждений профессионального образования (Ф6);

• увеличение экономической активности трудоспособного населения в результате успешного социально-экономического развития общества (Ф7);

• увеличение экономической активности населения старше трудоспособного возраста (Ф8);

• привлечение в экономику дополнительного числа трудовых мигрантов (Ф9).

Сумма первой группы факторов составляет баланс с суммой второй и третьей групп: (Ф1 + Ф2 + + Ф3)= Ф4 + (Ф5 + Ф6+ Ф7 + Ф8 + Ф9).

Имеющиеся на момент оценки в экономике вакансии Ф1 определяют исходя из фактических данных за последний перед прогнозируемым периодом год по вакансиям, заявляемым работодателя-

ми в государственную службу занятости населения региона, скорректированным экспертным путем на полный круг предприятий.

Прогноз дополнительного привлечения кадров в экономику из-за выбытия кадров при достижении пенсионного возраста основан на предварительном расчете половозрастной структуры занятого населения региона по отраслям экономики на год, предшествующий прогнозируемому периоду. Расчет производят исходя из статистических данных, а также экспертного досчета, учитывающего данные социальных планов предприятий, социологических исследований базовых организаций. Выбытие персонала (Ф2) на первые прогнозируемые пять лет определяют суммированием занятых мужчин в возрасте 55—59 лет и женщин в возрасте 50—54 года. Выбытие персонала на вторые прогнозируемые пять лет определяется суммированием занятых мужчин в возрасте 50—54 года и женщин в возрасте 45—49 лет и т.д. Образовательный уровень выбывающего персонала определяют из фактической образовательной структуры занятого населения региона на год, предшествующий прогнозируемому периоду.

Основой прогноза создания и ликвидации рабочих мест (ФЗ и Ф4) являются отраслевые схемы развития и размещения производительных сил в регионе. Основные параметры большинства отраслевых схем предусматривают ликвидацию неэффективных рабочих мест, сопровождающуюся модернизацией производства, внедрением прогрессивных наукоемких технологий и созданием новых рабочих мест. Прогноз ликвидации рабочих мест учитывает также результаты комплексной экспертизы рабочих мест отраслей экономики на их соответствие социально-экономическим и технологическим стандартам по состоянию на 1 января года, предшествующего прогнозируемому периоду.

В расчетах прогноза учитывают, что образовательные структуры вводимых и ликвидируемых мест существенно отличаются друг от друга. Распределение потребности в дополнительном привлечении кадров по уровням подготовки в связи с созданием новых рабочих мест производят пропор-

ционально заявленной потребности организаций по данным последнего среднесрочного прогноза. Снижение потребности в привлечении персонала по уровню подготовки в связи с ликвидацией рабочих мест определяют по образовательной структуре занятого населения последнего перед прогнозируемым периодом года.

Одним из элементов прогноза удовлетворения потребности в кадрах отраслей экономики на долгосрочный период является прогноз привлечения в экономику вступающих в трудоспособный возраст (Ф5). В первые пять лет прогнозируемого периода в трудоспособный возраст вступят те, кому на конец предшествующего прогнозируемому периоду года исполнилось 10—14 лет. Во вторые пять лет — соответственно 5—9 лет. Прогноз привлечения в экономику данной категории населения практически означает определение доли населения, привлеченного на работу в экономику в возрасте 15—19 лет, без профессионального образования, и определение количества привлеченных в экономику, успевших до 20 лет получить начальное и среднее профессиональное образование, плюс количество студентов и учащихся данного возраста, работающих на постоянной основе.

Расчет прогноза производят исходя из численности населения данных возрастных групп на 1 января первого года прогнозируемого периода по оценкам демографического прогноза, фактического уровня экономической активности населения в возрасте 15—19 лет в предшествующем перед прогнозируемым периодом году. Отраслевой аспект привлечения рассчитывают исходя из отраслевой структуры занятого населения в возрасте 15—19 лет предшествующего перед прогнозируемым периодом года с экспертными поправками.

Прогноз привлечения выпускников учреждений профессионального образования региона (Ф6) осуществляют методом экспертной оценки и расчетов с учетом следующих соображений.

Поскольку в настоящее время лишь 55—60 % выпускников дневных отделений профессиональных учебных заведений после их окончания начинают работать, оставшаяся часть либо продолжает учебу в учебных заведениях высшего уровня, либо переходит в разряд экономически не активного населения. Для определения реального количества привлекаемых к работе выпускников профессиональных учебных заведений в прогнозируемом периоде в этих условиях из общего количества выпускников, определяемого объемами приема в определенные годы и примерного процента отсева,

основанного на фактических данных отсева запос-ледние годы, вычитают количество выпускников, получивших образование до 20 лет и имеющих постоянную работу во время учебы.

При этом прогнозируемое количество приема напрямую зависит от образовательных потребностей населения, а также от демографического фактора, определяющего некоторое снижение приема, например с 2009 г., что скажется на количестве выпускников начального профессионального образования с 2011 г., среднего профессионального образования — с 2012 г., высшего профессионального образования — с 2013 г. Затем к оставшемуся прогнозному количеству выпускников профессиональных учебных заведений применяют систему понижающих коэффициентов, учитывающих образовательные и трудовые потребности населения, определяемые на основании выборочных исследований. Система коэффициентов существенно дифференцирована в зависимости от отраслей экономики и уровня подготовки и составляет для высшего профессионального образования — от 1,1 до 1,3 (в среднем — 1,2), для среднего профессионального образования — от 1,4 до 1,9 (в среднем — 1,7), для начального профессионального образования — от 1,2 до 1,6 (в среднем — 1,3). Учитывается при расчетах также соотношение работающих и неработающих студентов, определенное при прогнозе баланса трудовых ресурсов на прогнозируемый период.

Отраслевой аспект привлечения рассчитывают исходя из фактических данных распределения выпускников учреждений профессионального образования с незначительными экспертными поправками.

Прогноз увеличения экономической активности населения отдельных половозрастных групп населения (Ф7) определяют исходя из демографического прогноза, изменений в социально-экономическом положении основных социально-демографических групп населения и учета взаимозависимости параметров занятости и динамики основных макроэкономических показателей (ВВП, объемов инвестиций, производства, производительности труда, и в особенности уровня доходов населения).

Численность работающих лиц старше трудоспособного возраста определяется путем вычитания из общей численности лиц старше трудоспособного возраста неработающей их части. Разность уровней занятости населения старше трудоспособного возраста в различные периоды дает искомую для расчета удовлетворения потребности в персонале величину (Ф8).

I

Рис. 2. Схема динамического движения трудовых ресурсов

Балансовым же методом определяют потребность в привлечении дополнительного числа иностранных трудовых мигрантов (Ф9). Из общей потребности организаций региона в персонале на прогнозируемый период вычитают прогнозируемую величину удовлетворения данной потребности за счет собственных трудовых ресурсов: привлечения в экономику вступающих в трудоспособный возраст и выпускников учреждений профессионального образования, увеличения экономической активности населения.

Третий подход «сверху вниз», как было уже отмечено, предполагает построение системной модели, объектом моделирования в которой выступает трудовой ресурс (материальные потоки людей), а основными ее элементами являются рынок образовательных услуг, рынок труда, экономика субъекта Федерации. Внешними факторами, приводящими данную систему в движение, являются профессионально-квалификационная структура трудовых ресурсов и экономическая, инвестиционная составляющие динамического развития региона.

Расположение элементов системы (рынок образовательных услуг, рынок труда во взаимосвязи с экономикой субъекта Федерации) представлено на рис. 2 в хронологическом порядке, по мере прохождения человеческим ресурсом каждой из ступеней системы: первая ступень — это система общего образования, вторая — система профессионального образования, третья—рынок труда, построенный на региональной экономике. Движение трудовых ресурсов в системе происходит последовательно: «вход» в систему осуществляется через вектор рождаемости, «выходом» является вектор естественного выбытия трудовых ресурсов из экономики региона. Между «входом» и «выходом» трудовые ресурсы проходят следующие этапы: систему начального, общего (1-я ступень) и

профессионального образования (2-я ступень), рынок труда (3-я ступень).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно данной мо-делитрудовыересурсыили квалифицированные кадры, занятые в региональной экономике, должны регулярно обновляться и пополняться в той мере, в какой это необходимо различным видам экономической деятельности в соответствии с темпами экономического развития региона, определенными в долгосрочной программе его социально-экономического развития.

Главная задача данной модели состоит в том, чтобы описать обеспечение максимального соответствия между потребностями экономики и возможностями системы образования. Концептуальная и математическая модели предлагаемого за основу макроэкономического подхода к определению потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также этапы выполнения прогнозирования трудового потенциала для экономики региона представлены в табл. 5.

Для формализации данной динамической системы введем обозначения:

г — индекс уровня среднего образования (1 — полное, 2 — неполное); Я — количество уровней среднего образования;

/,7 — индексы групп специальностей; И — количество групп специальностей;

к, I — индексы уровня профессионального образования (1 — высшее, 2 — среднее, 3 — начальное); К— количество уровней профессионального образования;

к — индекс региона РФ из числа прочих регионов РФ; Н— количество прочихрегионов РФ;

хек — количество лет обучения на к-м уровне профессионального образования, к = ;

^ — длительность периода прогнозирования профессионально-квалификационной структуры учащихся.

Предлагаемый подход является концептуально передовым и функционально наиболее полным, поскольку содержит положительные качества каждого из существующих подходов.

Необходимо отметить, что помимо представленных подходов, существуют более упрощенные подходы к оценке потребности регионального

Таблица 5

Этапы выполнения прогнозирования трудового потенциала для экономики региона

Допущения Технология расчета

Целевая функция за период 5 + те3 Р =I I ^ ) - хь жП С) - хь«]+ К [(0 - П (ОМХк (г) - ^ (г)] А ^о шш , 1 ,к о к к где а — коэффициент, определяющий степень влияния недостатка трудовых ресурсов на функционал; Ц;к — коэффициент, определяющий вес 1к-й группы специальностей в функционале; Р (г) — число работников в 1к-й группе специальностей в момент 1, требуемое для удовлетворения нужд экономики региона, 1 - 1, N , к - 1, К ; Х^ (Г) — число работников в 1к-й группе специальностей в момент г = 1, N , к - 1,К Р — коэффициент, определяющий степень влияния избытка трудовых ресурсов на функционал, (1, х > о ГДеР( Х) = |о, х < О'

Скорость изменения уровня заработной платы в ¡к-й группе специальностей Щ (0 ( 5Х, (0 \ = ю X, (1), Р (1), Ж (1) , дг ^ 4 4 дг 4 ) где М (г) ~ уровень заработных плат в /к-й группе специальностей в момент 1 - 1, N, к - 1, К; ? — момент времени, единица времени соответствует одному году, ? = 0 — момент начала текущего года; ю — функция скорости изменения уровня заработных плат в г^-й группе специальностей; Х^ (1) — число работников в 1к-й группе специальностей в момент г = 1, N , к - 1,К Р (г) — число работников в г'^-й группе специальностей в момент требуемое для удовлетворения нужд экономики региона, 1 - 1, N , к - 1, К

Скорость изменения числа работников ¡к-й группы специальностей, как функция от интенсивностей входящих в эту группу специальностей потоков трудовых ресурсов и интенсивностей исходящих из этой группы специальностей трудовых ресурсов Я ) - 8, (г) +1 х1 А (г) - X х4Л (г) + Д (г) - Д (г) - (г) где (г) — интенсивность выпуска специалистов г_й группы специальностей в момент t, создает поток из г^-го элемента группы «Получающие профессиональное образование» в 1к-й элемент группы «Работники», 1 - 1, N , к - 1,К ; х (г) — интенсивность переквалификации работников_/';-й группы специальностей на 1к-ю группу специальностей в момент создающая поток из 1к — го элемента в_/'; —й элемент группы «Работники», у, г = 1, N , 1, к = 1, К х.м (г) — интенсивность переквалификации работников г^-й группы специальностей на_/'-ю группу специальностей в момент г , создающая поток из г^-го элемента в_/';-й элемент группы «Работники», г, у = 1,N , к, 1 = 1, К; У^ (г) — интенсивность миграции работников г^-й группы специальностей других регионов в исследуемый регион в момент создает поток из г^-го элемента группы «Работники прочих регионов» в ¡к-й элемент группы «Работники прочих регионов», г - 1, N , к = 1, К ; у. (г) — интенсивность миграции работников г^-й группы специальностей исследуемого региона в другие регионы в момент создающая поток из г^-го элемента группы «Работники» в г^-й элементгруппы «Работники прочихрегионов», 1 - 1, N , к - 1, К (г) — интенсивность естественного выбытия работников г^-й группы специальностей в момент ? создает исходящий поток из г^-го элемента группы «Работники», г = 1, N , к - 1, К

Ограничения на структуру приема в профессиональные учебные заведения, определенные числом выпускников школ с неполным и полным средним образованием X О. (Т) = Х в„ (Т), ; ,к г где (Т) — число абитуриентов, поступивших на 1к-ю группу специальностей в году 1 - 1,N, к = 1К ; Т— номер года, Т= 1 (текущий год) — ^ Ц (Т) < В1 (Т); Вг (Т) — число выпускников школ, получивших г-й уровень среднего образования, в году Т, те {1,2}; В1(Т) — число всех школьников, обучающихся в 9 классе в году 1

Скорость изменения объема трудовых ресурсов по данной группе специальностей ) - 8, (г) +1 х1 А (г) - X х4, (г) + у, (г) - у, (г) - ^ (г)

Продолжение табл.5

Допущения Технология расчета

Скорость изменения уровня заработной платы по данной группе специальностей Щ (0 ( 5Х, (0 \ а рь«)' а (°]

Ограничения профес-сионально-квалифи-кационной структуры абитуриентов на число выпускников школ с неполным и полным средним образованием X О. (Т) = ХБ (Т); ; ,к г XОк(Т) <Б\(Т) 1

Ограничение профес-сионально-квалифи-кационной структуры абитуриентов на неотрицательность В (Т) > 0,1 = Щ к = 1К, Т = й

Критерий разбалан-сированности потребности экономики в специалистах и имеющихся трудовых ресурсов Р = X | ^ « - Х4 «)] Р [П «) - Х4 «)] + Р^4 [ХЬ - (()] Р [Х4 (0 - ¡,к 0

Поток выпуска специалистов ^ С) = v[D. (1 +1 - <)], где V — число абитуриентов, поступивших на 1к-ю группу специальностей в году 1 — число лет обучения на к-м уровне профессионального образования

Поток переквалификации работников хи,«) = ^ «Щ, (ом^, (1)]тт{хк, р}+ +Р[0,ж. (ОМ^. (1)Щ (0 - х. (0 - Хк (Г)], где (^)' (1)] — функция, характеризующая стремление работников 1к-й группы специальностей А-го региона мигрировать в исследуемый регион в зависимости от уровней заработных плат по г^-й группе специальностей в исследуемом регионе и й-том регионе; ф[ _ функция, являющаяся фильтром потока переквалификации работников ¿¿-той группы специальностей других регионов в исследуемый регион в зависимости от издержек, связанных с переквалификацией; (1) — уровень издержек, связанных с переквалификацией работника г^-й группы специальностей в_/';-ю группу специальностей в момент г, ] = 1, N , к, 1 - 1, К

Исходящий поток миграции работников О = Р^ ({Щ, (ШУи, (0]шт{Х,Рк } + +Р[0,ж. (0МГ4Л (1)Щ (0 -X. Ш[Р, (0 -Хк (Г)], где (1)(1)] — функция, характеризующая стремление работников г^-й группы специальностей А-го региона мигрировать в исследуемый регион в зависимости от уровней заработных плат по /¿-той группе специальностей в исследуемом регионе и й-м регионе; ф[ _ функция, являющаяся фильтром потока переквалификации работников г'^-й группы специальностей других регионов в исследуемый регион в зависимости от издержек, связанных с переквалификацией. Функция определена для всех У1 ] (1) > 0 , (0] €[0,1]; " У . (1) — уровень издержек, связанных с переквалификацией работника г^-й группы специальностей в_/';-ю группу специальностей в момент г,у = 1,N , к,1 - 1,К ; ]¥к (1) к — уровень заработных плат в 1-и группе специальностей в п-м регионе в момент г = 1Л , к = 1К , Ь =

Окончание табл.5

Допущения Технология расчета

Входящий поток миграции работников А (0 = (0,Щк (0Ф[(^ (()], И где У¡к (Т) — число работников ¡к-й группы специальностей, мигрировавших из других регионов в исследуемый регион в году Т, 1 - 1, N , к -1, К ХИ (1) — число работников в г^-й группе специальностей в й-м регионе в момент г = 1, N , к = 1К, И = 1Н

Поток естественного выбытия работников (г) = (г + 1)], _ _ где (Т) — число выбывших работников /¡.-й группы специальностей за год Т, г = 1, N , к -1, К

Скорость изменения уровня заработной платы Щ (1) ( 5Х, (1) \ =»[^ (о,А (о, ; ^ «]

Таблица 6

Сравнительная характеристика методов прогнозирования рынка труда

Подход Сущность подхода Практика применения

Нормативно-расчетный Строится на основе норм выработки, производительности труда на конкретных рабочих местах Используется преимущественно в бюджетном секторе

Нормативно-динамический, основанный на экспертных оценках Основывается на анализе тенденций изменения насыщенности специалистами отраслей экономики, реализуется в виде расчета доли специалистов различного уровня образования в общей численности работающих Целесообразен для отраслей материального производства, расчеты оправданно проводить раздельно по каждой отрасли экономики

Программно-ориентированный, основанный на статистических наблюдениях Строится на оценках тенденций изменения интегрированных экономических показателей Определение значения экономических показателей в перспективе осуществляется методами экстраполяции, моделирования, экспертных оценок или различных их сочетаний

Динамический Опирается на анализ тенденций изменений технико-экономических показателей, использует многофакторные экономико-математические модели (корреляционно-регрессионный анализ) Данный подход целесообразен в условиях устойчивых состояний системы востребованности труда специалистов

Сравнительно-расчетный Опирается на международные сопоставления Применяется, в основном, как метод эталонного образца

рынка труда в трудовых ресурсах. Так, по мнению Н. Ю. Посталюк, С. Ю. Алашеева классифицировать подходы к прогнозированию потребностей регионального рынка труда следует следующим образом (табл. 6)[1]. 2

Анализ показал, что любой из используемых в настоящее время методов и методик прогнозирования рынка труда не в полной мере отвечает требованиям компактности, надежности и оперативности, а следовательно, не может обеспечить требуемого инструментария для формирования заказа на профессиональное образование на уровне субъектов Российской Федерации.

Список литературы

3.

1. Алашеев С.Ю., Кутейницина Т. Г., Посталюк Н.Ю. 4. Методика среднесрочного прогнозирования спроса на подготовку специалистов в системе профессионального образования региона // Спрос и пред-

ложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием / ПетрГУ. Кн. I. Петрозаводск, 2004. 240 с.

Разработка методики прогнозирования спроса и предложения на рынке труда и образовательных услуг экономики муниципальных образований Красноярского края / 3. А. Васильева, И. В. Фили-моненко, Н. В. Разнова, Т. П. Лихачева // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: сб. докладов по материалам пятой Всероссийской научно-практической интернет-конференции (22—23 октября 2008г.) / ПетрГУ. Кн. I. Петрозаводск, 2008. BLS Handbook of Methods, Division of BLS Publishing, NEWashington. DC-April. 1997. Chase R., Bourque Ph., Conway R. Jr. The 1987 Washington State Input-Output study. Seattle, WA: University ofWashington, Graduate School of Business Administration, December, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.