Научная статья на тему 'Прогнозы развития промышленности в ДНР: машиностроительная отрасль'

Прогнозы развития промышленности в ДНР: машиностроительная отрасль Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2056
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗЫ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ / FORECASTS / INDUSTRY / DEVELOPMENT MANAGEMENT / MACHINE-BUILDING INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепа Р. Н., Гриневская С. Н., Шматько А. Е.

В статье приведен анализ машиностроительной отрасли промышленности Донецкой Народной Республики в период 2014-2017 гг. Определены основные проблемы отрасли. Представлены прогнозы развития машиностроения ДНР на основе анализа текущего состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the analysis of the machine-building industry of the Donetsk People’s Republic over the period of 2014-2017. The fundamental problems of the industry sector have been identified. On the basis of current state analysis the forecasts for the development of machine-building industry of the DPR have been presented.

Текст научной работы на тему «Прогнозы развития промышленности в ДНР: машиностроительная отрасль»

УДК 332.144:338.36

Р.Н. ЛЕПА, д-р экон. наук, профессор, зав. отделом, е-mail: [email protected],

С.Н. ГРИНЕВСКАЯ, канд. экон. наук, старший

научный сотрудник,

е-mail: [email protected],

А.Е. ШМАТЬКО, младший научный сотрудник,

е-mail: [email protected]

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ДНР: МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ

В статье приведен анализ машиностроительной отрасли промышленности Донецкой Народной Республики в период 2014-2017 гг. Определены основные проблемы отрасли. Представлены прогнозы развития машиностроения ДНР на основе анализа текущего состояния.

Ключевые слова: прогнозы, промышленность, управление развитием, машиностроительная отрасль.

Lepa R.N., Grinevskaya S.N., Shmatko A.E. Forecasts for industry development in the DPR: machine-building industry.

The article presents the analysis of the machine-building industry of the Donetsk People's Republic over the period of 20142017. The fundamental problems of the industry sector have been identified. On the basis of current state analysis the forecasts for the development of machine-building industry of the DPR have been presented.

Keywords: forecasts, industry, development management, machine-building industry.

Управление развитием экономики необходимо проводить на основе прогно-

зирования, построенном на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. Изучение проблем развития отраслей промышленности, в частности машиностроения, с учетом новой индустриализации является актуальным как на политико-экономическом, так и на информационно-технологическом уровне, ведь новая индустриализация - это возможность дать новую жизнь традиционным отраслям Донбасса на основе принципиального обновления и интенсивного развития такой базовой отрасли нашего региона, как машиностроение. Для экономики ДНР большое значение имеет машиностроительная отрасль промышленности [1]. До войны более 150 предприятий машиностроения Донбасса производили широкий ассортимент продукции. По итогам 9 месяцев 2016 г. объём реализованной промышленной продукции по основным видам промышленной деятельности достиг 31% довоенного уровня [2].

© Р.Н. Лепа, С.Н. Гриневская, А.Е. Шматько, 2017

Большая часть предприятий машиностроения ДНР и ЛНР была ориентированна на Россию, поскольку входила в единый производственный комплекс на территории бывшего СССР, после ликвидации которого большая часть металлургических изделий из Донбасса шла на экспорт в Россию [3]. Впоследствии промышленная инфраструктура на территории Украины деградировала, и поставки в Россию снижались. Однако в данное время происходит возобновление связей в этой отрасли, а также приобретение новых. Более того, неспособность властей Украины разблокировать железнодорожные пути, по которым шли поставки угля и другого сырья, привела к тому, что власти республик были вынуждены ввести на всех предприятиях внешнее управление и начать постепенную их интеграцию в Россию.

На правительственном уровне тиражируется тезис о создании цепочки «уголь - кокс - металл-машиностроение» [4], и если он будет реализован, экономика ДНР получит качественно новый импульс развития промышленности.

На территории ДНР находится До-нецко-Макеевский промышленный узел (металлургия, трубы, машиностроение, пищевая промышленность) и Торезо-Снежнянский узел (добыча угля и машиностроение). Наличие данного промышленного потенциала определяет экономический потенциал республики. В ДНР большинство машиностроительных предприятий имеют в своём распоряжении уникальные оборудование и технологии, востребованные не только на внутреннем рынке, но и в России. В значительной степени машиностроительный сектор в ДНР представлен горнодобывающими и шахтными машинами, сбыт которых ориентирован, прежде всего, на угольную и рудодобывающую отрасли. Но есть и значительное вагонное и тепловозное производство. Также большой потенциал скрыт и на донецком заводе «Норд», одном из крупнейших производителей хо-

лодильников и бытовой техники в Восточной Европе, который выкуплен инвесторами из Новошахтинска. Донецкий завод холодильного оборудования является единственным производителем бытовых холодильных приборов в ДНР. Основная часть выпускаемой продукции экспортируется в РФ.

Зарегистрировано как новое юридическое лицо в ДНР государственное предприятие «Харцызский сталепрово-лочно-канатный завод «Силур» [5]. Это один из крупнейших во времена СССР завод по производству проволоки и стальных канатов. На данный момент введена временная государственная администрация на заводе «Силур», который является одним из градообразующих предприятий в Харцызске. На нем планируется запустить производство в 2017 г. Сейчас формируется портфель заказов таких гигантов, как шведская компания Swetrak, специализирующаяся на выпуске шпал для железных дорог, компания «Белпромметиз» из Минска, поступают заказы из Самары, Липецка и других городов России, на которые и раньше был ориентирован «Силур». Сбывать продукцию «Силура» собираются российским предприятиям, которые и раньше ее потребляли [6].

Возобновило работу предприятие «Донбасс-Агромаш», которое является конкурентоспособным аналогичным предприятиям в РФ - стоимость донецкой техники оказалась дешевле на 10-15% аналогов из России и Украины, а на отдельные модели - до 40%. Рассматривается возможность производства сельскохозяйственной техники силами машиностроительных заводов Республики с привлечением проектно-конструк-торских институтов, определяются потребности аграрного сектора в сельскохозяйственной технике, в том числе в навесном оборудовании и оборудовании для животноводческих комплексов, в ремонте техники, решаются проблемы наличия технической документации, необ-

ходимой для изготовления требуемого оборудования [7].

Успешно работает Ясиноватский машиностроительный завод (ЯМЗ), на котором собирают, ремонтируют и обслуживают сложную технику для шахт. В 2016 г. было выпущено 16 комбайнов из 15 заявленных. В 2017 г. ЯМЗ планирует выпустить 30 горнопроходческих комбайнов. На данный момент Ясиноватский машиностроительный завод специализируется на производстве горнопроходческих комбайнов двух видов. Риском является местоположение завода вблизи линии военного разграничения. Сейчас на ЯМЗ трудятся всего 500 рабочих из ранее двух тысяч. В Кузбасс готовится отправиться уже четвертый с начала года комбайн НПО «Ясиноватский машиностроительный завод». Внутренний рынок для машиностроителей в ДНР невелик из-за отсутствия средств на поддержку угольщиков в бюджете Республики, поэтому среди действующих на данный момент предприятий остались только достаточно крупные шахты и объединения, не слишком пострадавшие от боевых действий, но не имеющие средств на техническое перевооружение. Ни одного нового комбайна шахты ДНР за эти годы не

купили (за исключением КСП-35, который в 2016 г. был приобретен ДТЭКом для «Свердловантрацита») [8], довольствуясь капремонтами имеющегося оборудования. Планируется в этих комбайнах следующих серий использовать электродвигатели Донецкого электротехнического завода [7]. ЯМЗ восстановил сервисные мощности в РФ, в связи с чем значительная часть оборудования поставляется туда в рабочем режиме со складов.

Для выявления прогнозных тенденций развития машиностроительной отрасли промышленности проведем анализ посредством построения линий трендов с учетом того, что на достоверность прогноза влияют экономические условия, под действием которых происходит рост или спад развития. Линия тренда всегда прямо взаимосвязана с рядом данных, но не представляет данные этого ряда. Её назначение заключается в отображении тенденций в существующих данных, или прогнозировании будущих данных. Тренд показывает направленность изменения экономических показателей, которые определяются путем обработки экспериментальных данных и установления на этой основе тенденций экономического роста или спада (рис. 1, табл. 1).

Машиностроение

50000,00

y = 16950e-a01Sx R2 = 0,019

0,00

-50000,00

2006 2007 200S 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

2019 2020

y = -674,84x2 + 7323,8x + 2119,S R2 = 0,7225

Машиностроение (млн. грн.)

Полиномиальная (Машиностроение (млн. грн.))

Экспоненциальная (Машиностроение (млн. грн.))

Рис. 1. Определение прогнозов и трендов развития машиностроительной отрасли

Таблица 1

Определение прогнозов и трендов развития машиностроительной отрасли

Расчетная таблица данных к графику с инерционным и активным сценариями

развития машиностроения

1 2006 10274,81

2 2007 14220,63

3 2008 18903,24

4 2009 13770,29

5 2010 21558,31

6 2011 24004,70

7 2012 25047,60

8 2013 18653,00

9 2014 9643,54 прогноз темпы

10 2015 8121,30 Инерционный Активный Инерционный Активный

11 2016 1125,96 13905,27 0,1412 0,9822

12 2017 -7071,56 13657,21 -6,2805 0,9822

13 2018 -16618,76 13413,58 2,3501 0,9822

14 2019 -27515,64 13174,30 1,6557 0,9822

15 2020 -39762,20 12939,28 1,4451 0,9822

средний за период: -0,1377 0,9822

среднегодовой: -22,75% -0,36%

Линии тренда позволяют давать прогноз поведения анализируемого процесса, а также получать уравнения линии тренда в аналитическом виде и сверять точность построенного графика посредством оценки достоверности аппроксимации. В связи с этим мы выбираем полиномиальный и экспоненциальный тип линии тренда, в свою очередь определяющийся типом имеющихся данных, а именно, то увеличивающихся, то уменьшающихся, а также ввиду непрерывного возрастания скорости изменения данных. Использование данных типов линий тренда при расчетах дает нам возможность произвести прогнозы с наибольшей степенью достоверности.

Полиномиальная линия тренда рассчитывается с помощью следующей формулы:

у = - 674,8х2+7323х + 2119, Я2 = 0, 722.

Построение экспоненциальной линии тренда осуществляется по формуле:

y = 16950 е ~0М1х-

Для определения, точной ли является изображенная на графике линия тренда, необходимо обращать внимание на коэффициент аппроксимации. На нашем графике он обозначен как

R = 0, 019.

Анализ посредством линий трендов показал, что наиболее точным, в нашем случае, является экспоненциальная линия тренда (отраженная на графике), так как ее величина достоверности аппроксимации близка к единице.

Для детального анализа и оценки ключевых тенденций машиностроительной отрасли ДНР используем методику PEST анализа как инструмента, позволяющего выявить политические, экономические, социальные и технологические аспекты внешней среды, потенциально влияющие на стратегию развития машиностроения в ДНР (табл. 2).

Таблица 2

РЕ8Т- анализ машиностроения ДНР

Политические факторы(РоИеу) Экономические факторы(Есопоту)

1. Отложенный политический статус территории. 2. Неопределенность состояния предприятий по перерегистрации из-за утери доступа к счетам, экспортным возможностям, угрозы конфискации собственности владельцев на других территориях. 3. Большинство предприятий машиностроения являются приватизированными, что практически исключает государственное регулирование. 1. Разрушенные в разной степени предприятия и уничтожение некоторых из-за боевых действий. 2. Нарушение работы машиностроительного комплекса вследствие потери части экономических связей. 3. Транспортная блокада со стороны Украины. 4. Низкий платежеспособный спрос внутреннего рынка. 5. Недостаток оборотных средств у предприятий. 6. Низкая рентабельность производства. 7. Отсутствие или недостаточный объем инвестиций в машиностроении. 8. Недостаток в обеспеченности сырьем. 9. Неопределенность в рынках сбыта продукции. 10. Проблемы с доступом на рынок Украины (оплата, доставка). 11. Таможенные проблемы при организации внешнеэкономической деятельности. 12. Фактическое отсутствие конкуренции на территории как стимулирующего фактора. 13. Наличие значительного промышленного потенциала. 14. Общемировые тенденции снижения цен на некоторую продукцию.

Социальные факторы(8ос1вУ Технологические факторы(Technology)

1. Уменьшение численности специалистов и рабочих вследствие их временного или постоянного переселения в результате военных действий. 2. Недооценка роли машиностроения как основы экономической и социальной защищенности значительной части населения территории. 3. Снижение привлекательности труда в машиностроении. 4. Недостаток внимания к проблемам машиностроения и современным прогрессивным принципам деятельности предприятий отрасли в СМИ. 5. Существенный разрыв между уровнем заработной платы и уровнем потребностей работника. 1. Занимают невысокие позиции в передовых направлениях науки машиностроения. 2. Незначительная инновационная активность предприятий. 3. Продукция, которая выпускается, у большинства является морально устаревшей, с низким уровнем автоматизации и интеллекта технологии производства. 4. Значительный износ активной части основных фондов. 5. Высокий уровень материало- и энергоемкости продукции, которая выпускается.

Политический фактор отражает степень регулирования власти, которая определяет деловую среду в машиностроении и получение ключевых ресурсов для его деятельности. Экономический фактор показывает распределение ресурсов на уровне государства, которое является важнейшим условием деятельности отраслей машиностроения. С помощью социального компонента определяют научный и производственный потенциал машиностроения и общественный интерес к нему. Технологический фактор обнаруживает тенденции в технологическом развитии, которые чаще всего являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Результаты РЕБТ-анализа показывают, что машиностроение ДНР находится в очень сложном состоянии, отягощенном условиями неопределенного политического статуса территории, продолжающихся военных действий, экономической блокады ДНР.

В связи с чем должны быть приняты энергичные, эффективные, в том числе финансовые меры со стороны и собственников предприятий, и властей Республики. По результатам РЕБТ-анализа можно сделать такие выводы относительно состояния и возможных действий в машиностроительной промышленности

ДНР.

Действующие политические факторы свидетельствуют, о том, что:

бюджетные средства ограничены; возможности законодательного, нормативного, таможенного и прочего регулирования ограничены рамками неопределенности;

возможности госрегулирования лежат лишь в плоскости разработки и внедрения мероприятий поддержки или сдерживания.

Действующие экономические факторы показывают, что для развития внут-

реннего рынка и увеличения экспорта нужны энергичные действенные мероприятия по формированию платежеспособного рынка сбыта.

Социальные факторы свидетельствуют о необходимости поднятия статуса машиностроения в обществе и формирования условий для обеспечения отрасли машиностроения кадрами специалистов и рабочих.

Технологические факторы показывают:

необходимость модернизации всей промышленности Республики, которая значительно расширит внутренний рынок;

надобность оценки имеющегося научно-производственного потенциала в передовых направлениях науки и техники и определения инновационных путей развития машиностроения;

необходимость разработки мероприятий по повышению инновационной активности в отрасли;

необходимость проведения масштабных НИР с целью обновления продукции, которая выпускается, для повышения ее конкурентоспособности;

необходимость разработки и реализации программы действий по восстановлению активной части основных фондов.

Таким образом, основными направлениями развития машиностроительного сектора экономики Республики являются:

максимальное использование существующего потенциала, в том числе за счет использования механизмов государственно-частного партнерства;

ориентация на первоочередное удовлетворение потребностей существующих рынков сбыта (внутреннего, а также российского), в том числе с ориентацией на импортозамещение;

интеграция в технологические цепочки России и других дружественных государств;

внедрение инновационных технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции, ресурсо- и энергосбережение, обладающих экологически безопасными характеристиками;

сочетание развития машиностроительной отрасли с развитием инфраструктуры и социальным развитием;

развитие малого и среднего предпринимательства в машиностроении;

формирование системы подготовки квалифицированных кадров для машиностроительного сектора экономики, обладающих современным набором знаний и умений;

активное использование человеческого фактора путем формирования и развития инициативных трудовых коллективов, совершенствования системы корпоративного менеджмента;

развитие гражданского машиностроения путем создания машиностроительного хаба «hub» - своеобразного отраслевого республиканского (городского)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

центра деятельности, к примеру, предусматривающего производство таких основных видов продукции, как: комплектующие для транспорта, противопожарного оборудования, с/х техники, инструментального производства, производство автокомпонентов, станкостроения и пр. Создание такого машиностроительного хаба в Республике позволит диверсифицировать машиностроительный комплекс территории и повысить занятость населения, а также организовать производство продукции с высокой добавленной стоимостью на основе интеграции предприятий гражданского машиностроения Республики.

Следует отметить, что любой анализ возможных экономических процессов в ДНР может быть лишь приблизительным в силу неясности будущих границ республики, и, соответственно, объёмов доступных природных и промышленных ресурсов, поэтому важным для оценки и формирования стратегии развития Республики иметь научно обоснованные прогнозы такого развития (табл. 3).

Таблица 3

Показатели прогнозов и темпов развития машиностроительной отрасли

промышленности в ДНР

Прогнозы и темпы развития машиностроительной отрасли промышленности в ДНР

Прогноз инерционный Прогноз ожидаемый

Рассчитано: -23%* Ожидаемый рост: +5 - +7%** **На основе официальных данных: за 9 месяцев 2016 г. объем машиностроения составил: 2 млрд. руб., это 1,5% от общего объема произведенной и реализованной продукции. По сравнению с апрелем 2016 г. произошел рост показателей с 0,7% до 1,5% [10]. Такая динамика предположительно сохранится за счет введения в эксплуатацию новых предприятий, увеличения количества работающих предприятий и оживления их экономической деятельности, а также с учетом применения «ручного» режима управления.

0,1412

-6,2805

2,3501

1,6557

1,4451

-0,1377

-22,75%

*Рассчитано по статистическим данным Донецкой области [9]

С технической точки зрения использование данных видов тренда позволяет применить логичный алгоритм для построения прогнозов. Данные методы активно используются как российским академическим сообществом, так и в развитых странах для построения прогнозов [11]. Прогнозы развития машиностроительной отрасли промышленности ДНР, на рассматриваемой выборке, показывают длительную тенденцию к сокращению в реальном выражении.

Таким образом, можно сделать выводы, что разрушения вследствие военных действий, экономическая и транспортная блокада со стороны Украины привели к нарушению работы народного хозяйства и разрушению части экономических связей. Тем не менее, Республика даже с учетом ущерба от разрушений обладает значительным промышленным потенциалом, развитие которого требует реализации ряда задач. Процесс восстановления народного хозяйства в сочетании с наличием существенного потенциала развития диктует необходимость реализации ряда первостепенных мер, которые позволят нормализовать условия для функционирования экономики в новых условиях.

Прогноз развития машиностроения в Донецком регионе по инерционному сценарию развития показывает снижение на 23%. С учетом положительных тенденций за 2016 г. за счет введения в эксплуатацию новых предприятий, запланированного возобновления работы порядка 20 предприятий различных отраслей промышленности в 2017 г. [6], увеличения количества работающих предприятий и оживления их экономической деятельности в ДНР ожидаемый прогнозный рост развития машиностроения составит: +5 - +7% в краткосрочной перспективе.

Машиностроение ДНР находится в очень сложном состоянии, отягощенном условиями неопределенного политического статуса территории, продолжающихся военных действий, экономической блокады ДНР. В связи с чем должны быть приняты энергичные, эффективные, в том числе финансовые меры со стороны и собственников предприятий, и властей Республики.

Необходимо ускоренными темпами восстанавливать разрушенные машиностроительные предприятия, содействовать восстановлению функционирования и развития других ключевых предприятий ДНР. Целесообразно разработать механизм помощи в восстановлении и активизации деятельности ключевых промышленных предприятий, важных для народного хозяйства Республики.

По результатам РЕБТ-анализа предложены первоочередные мероприятия с целью создания для всех хозяйствующих субъектов благоприятных условий осуществления деятельности, что позволит восстановить их экономическую активность.

Целью развития машиностроения ДНР должно быть, прежде всего, удовлетворение внутреннего спроса на машиностроительную продукцию, а также расширение присутствия на внешних рынках. Для достижения этой цели необходимо решить такие задачи:

повысить конкурентоспособность машиностроительной продукции;

улучшить инвестиционную привлекательность предприятий отрасли;

расширить рынки сбыта машиностроительной продукции;

реструктуризировать машиностроительный комплекс;

улучшить обеспечение высококвалифицированными научными и рабочими кадрами.

Инвестиции в машиностроительную промышленность являются необходимой предпосылкой обеспечения структурных сдвигов в других отраслях промышленности, расширения ее инновационного и производственного потенциала. Необходим приток в отрасль машиностроения финансовых ресурсов для обеспечения предприятий отрасли «дешевыми кредитами».

Возможным решением проблем является техническая помощь предприятий РФ, которая заключается, к примеру, в размещении заказов на машиностроительных предприятиях ДНР.

Министерству экономического развития, Министерству промышленной политики и торговли, городской администрации необходимо способствовать созданию машиностроительного хаба «hub» -своеобразного отраслевого республиканского (городского) центра деятельности для развития машиностроения, что позволит в Республике диверсифицировать машиностроительный комплекс, повысить занятость населения, а также организовать производство продукции с высокой добавленной стоимостью на основе интеграции предприятий машиностроения ДНР.

Необходимо сотрудничество властей ДНР с ведомствами РФ по вопросам замещения на российском рынке продукции машиностроения иностранных производителей продукцией ДНР, министерствам ДНР рассматривать возможности восстановления экономических, производственных, торговых и прочих отношений в машиностроении с оставшейся под контролем Украины частью Донбасса.

Является необходимым активизировать политику импортозамещения продукции машиностроения на бывшем

внутреннем, а теперь экспортном рынке Украины.

Профильным министерствам Республики необходимо разработать взаимоувязанные программы развития предприятий и экономики ДНР (по типу баланса производства и потребления, а также производственных схем для рационального и эффективного использования имеющегося в Республике сырья, материалов и мощностей как для удовлетворения внутреннего спроса, так и прочих рынков сбыта.

Реализация перечисленных мер является необходимым условием не только развития, но и выживания машиностроения Донецкой Народной Республики.

Список использованной литературы

1. Ежегодное послание Главы Донецкой Народной Республики Народному Совету от 17.12.2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: http: // dnrsovet.su / ezhegodnoe-poslanie - glavy - donetskoj -narodnoj - respubliki - narodnomu-sovetu/.

2. Об основных макроэкономических показателях. Министерство экономического развития ДНР [Электронный ресурс]. - URL: http: // mer.govdnr.ru / in-dex.php? option = com _ content&view = article&id = 2073: komp-mn-makr -311016&catid = 40& Itemid= 665.

3. ДНР и ЛНР: переориентация бизнеса на Россию. Вести. Экономика. 06.03.2017 г. [Электронный ресурс]. -URL: http: // www.vestifinance. ru / articles/82216.

4. В ДНР планируют восстанавливать машиностроение. А. Тимофеев о восстановлении машиностроения в ДНР. 17.01.2017 г. [Электронный ресурс]. -URL: http: // dnr - live.ru / a - timofeev - o -vosstanovlenii - mashino stroeniya - v - dnr/.

5. Власти ДНР ввели на завод «Силур» временную госадминистрацию. [Электронный ресурс]. - URL: http: // dnr24.su / dnr / 17015 - vlasti - dnr - vveli -na - zavod - silur - vremennuyu-gosadministraciyu.html.

6. ДНР возрождает промышленность вопреки блокаде и войне. 14.01.2017 г. [Электронный ресурс]. -URL: https: // vz.ru / economy / 2017 / 1 / 13/ 853190.html.

7. Аграрии Республики будут обеспечены сельскохозяйственной техникой, изготовленной в ДНР [Электронный ресурс]. - URL: http: // dnr-live.ru/ agrarii -respubliki - budut - obespechenyi-selskohozyaystvennoy - tehnikoy - izgotov lennoy - v - dnr/.

8. Угольные комбайны из Ясинова-той поедут работать в Россию [Электронный ресурс]. - URL: http: // patriot-donetsk.ru /13201 - ugolnye - kombayny - iz - yasinovatoy - poedut -rabotat-v-rossiyu.html.

9. Рассчитано по: [Электронный ресурс]. - URL: http: // www.donetskstat.gov. ua / statinform 1 / ekonomichna - statystyka / ekonomichna -diialnist / promyslovist/ obsiah -realizovanoi - promyslovoi-produktsii -

tovariv - posluh - za - vydamy-ekonomichnoi - diialnosti20040000 -20110000/;

http:// www.donetskstat.gov.ua/statinform 1/ ekonomichna - statystyka / ekonomichna-diialnist / promyslovist / obsiah -realizovanoi - promyslovoi - produktsii -tovariv - posluh - za - vydamy - ekonomic -hnoi - diialnosti/ 20100000- 20130000/; http: // www.donetskstat.gov.ua/statinform1/ ekonomichna - statystyka / ekonomichna-diialnist / promyslovist / obsiah -realizovanoi - promyslovoi - produktsii -tovariv - posluh - za - vydamy - ekonomic -hnoidiialnosti / 20140000.

10. О развитии промышленной отрасли Республики. Пресс-конференция и.о. Министра промышленности и торговли ДНР А. Грановского 10.11.2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: http: // mptdnr.ru/ news / 224-press - konferencija -s - alekseem - granovskim - strategii -razvitija - promys - hlennosti -respubliki.html.

11. Крепцев, Д. DSGE-модели российской экономики с малым количеством уравнений / Д. Крепцев, С. Селезнев // Серия докладов об экономических исследованиях. - М., 2016. - № 12.

Статья поступила в редакцию 15.06.17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.