A.A. ШУБИНА
Анастасия Александровна ШУБИНА — аспирантка кафедры социологии и управления персоналом СПбГУЭФ.
В 2009 г. окончила Ленинградский государственный университет им. A.C. Пушкина.
Автор 4 публикаций.
Область научной специализации — социология управления, государственное и муниципальное управление.
^ ^ ^
ПОДХОД К МОДЕЛИРОВАНИЮ ОБЪЕКТА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
НА ОСНОВЕ СТРАТИФИКАЦИИ*
Как известно, системный подход — направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; данный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину [2, с. 1102]. Системный подход в науке и практике признается общеметодологическим инструментом, позволяющим глубоко проникнуть в сущность исследуемых на его основе явлений, объектов, проблем. Однако его реализация сопровождается рядом проблем субъективного характера. Речь идет о многообразии и определенной степени субъективности точек зрения исследователей (субъективность интерпретации) и о недостаточной адекватности используемых в исследовании моделей системы самой системе (проявление такого свойства систем, как множественность описаний).
Многообразие подходов, точек зрения по любому вопросу в научном мире приходится считать объективным явлением. В этом легко убедиться при рассмотрении определений какого-либо явления, системы в различных источниках: практически всегда можно найти целый ряд определений, по-разному трактующих смысл, содержание, сущность определяемого явления. В высказываемых суждениях зачастую невозможно проследить признаки научного подхода; в сознании индивида могут превалировать обыденный, мистический, идеологический, религиозный, технократический, дилетантский и многие другие подходы к познанию себя, окружающей среды, причем это может иметь место как на сознательном, так и на бессознательном уровне.
То же относится к основаниям, по которым из среды выделяются системы, и к признакам, характеристикам, которые соотносятся с каждой конкретной системой, воспринимаются как системообразующие или существенные для познания системы, понимания причин ее поведения, прогнозирования развития и реакции на управленческие воздействия.
Эффективным методологическим приемом науки как таковой и науки управления в частности является моделирование.
Моделирование — исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Это — одна из основных категорий теории познания. На идее моделирования по существу базируется любой метод науч-
ЕРНТИ 04.51.35 © A.A. Шубина, 2012
* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. В.А. Спивака.
ного исследования, как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели) [2, с. 744]. Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Этот последний называется моделью [7, с. 252].
Модель — 1) представление одного явления через другое, например аналогию или метафору; 2) формальное (т. е. математическое или логически формальное) представление совокупности отношений; 3) физическое, графическое или схематическое выражение (включая карты) совокупности отношений; 4) компьютерные модели, позволяющие моделировать процессы реального мира. Модели различаются по степени близости к действительности (степени изоморфизма с действительностью) [1, т. 1, с. 430-431].
В нашем контексте модель в широком смысле — любой образ, теория, аналог (мысленный или условный), изображение, описание, схема, чертеж, график, план, карта и т. п. какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его заместителя, представителя.
Образ явления, события, объекта, системы, т. е. всего, что представляет собой реальный мир, формируется в нашем сознании в результате таких процессов отражения реального мира: реальный мир — сигналы реального мира — работа анализаторных систем — ощущения —работа сознания по обработке ощущений — формирование восприятия на основе апперцепции — работа сознания над результатами восприятия — формирование образа (модели) в сознании. В работу сознания включены так называемые «простые» операции мышления (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение, классификация, систематизация) и оценочные процедуры.
Исходя из определений восприятия, апперцепции, где акцентируются содержание психической жизни человека, особенности его личности, прошлый опыт или, другими словами, особенности становления конкретной личности (условия и факторы социализации), знания, содержание и задачи выполняемой деятельности, индивидуально-психологические различия людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов, эмоционального состояния и т. д.), образ явления, события, системы, т. е. объекта реального мира, формируемый в сознании индивида в процессе столь субъективно-специфического восприятия, будет непременно иметь субъективный оттенок, отражать уникальность каждой личности и не вполне будет похож на образ, формируемый в отношении того же явления, события, системы в сознании другого человека. Таким образом, индивидуум не может быть полностью объективным, поскольку его сознание отражает реальность через его субъективную и уникальную личность. Это следует принимать во внимание, обсуждая с кем бы то ни было любое явление, ситуацию, систему, изначально следует договариваться о сущности, значении, содержании понятий и определений, которые применяются для характеристики объекта и предмета обсуждения.
Являясь элементом науки социологии, социология управления обладает рядом специфических признаков, позволяющих рассматривать ее как вполне самостоятельное направление социологических исследований. На наш взгляд, и социология местного самоуправления может быть признана относительно самостоятельным поднаправлением социологии управления. Ключевыми параметрами, позволяющими отделять научные дисциплины друг от друга, являются объект, предмет и методы исследования.
Общими для всех направлений и поднаправлений социологии управления следует считать методы проведения социологических исследований, состав и возможности которых весьма значительны. Скорее, можно говорить о недоиспользовании в социологии управления методов познания социума, известных социологии.
Согласно Советскому энциклопедическому словарю управление — элемент, функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей. Социальное управление — воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Различают стихийное управление, воздействие которого на систему есть результат перекрещивания различных сил, массы случайных единичных фактов, и сознательное управление, осуществляемое общественными институтами и организациями. Границы, содержание, цели и принципы социального управления зависят от социально-политического строя [5, с. 1396].
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Общественное управление делами государства осуществляется в основном политическими партиями, профессиональными союзами, общественными объединениями и иными негосударственными организациями, а также гражданами РФ (ст. 32, 33 Конституции РФ). Эти два вида социального (государственного и общественного) управления не противопоставляются, а дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления.
Конкретным субъектом муниципального управления является соответствующий орган, должностное лицо государства или местного самоуправления [4]. Объект муниципального управления — это общественные отношения социальных, национальных и иных общностей людей, поведение общественных объединений, организаций, юридических лиц, поведение отдельных граждан, приобретающее общественное значение, особого рода социальная деятельность по целенаправленному использованию на основе закона и иных правовых актов публичной власти особой группой людей (органов, должностных лиц), осуществляемая на профессиональных началах.
Система управления по месту жительства регламентируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, согласно которому «местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
Объектом социологии местного самоуправления является местное сообщество, объединенное по основному признаку — месту проживания. Предметом выступают отношения между населением и органами местного самоуправления, выбираемыми населением и призванными осуществлять его волю.
Говоря о субъекте управления, законодатель определяет его понятием «население» и указывает на исторические и местные традиции, не обращая внимания на сложную структуру местного сообщества, несоответствие интересов различных групп и индивидов, составляющих население. Продуктивно ли управление, основанное на столь широком обобщении и игнорировании сложности объекта управления (который одновременно является и субъектом управления), на отсутствии системного подхода в восприятии объекта управления? Конечно, если иметь в виду облегчение исполнения функций управления, то чем проще и примитивнее модель объекта управления, тем легче подобрать метод управления, способ влияния на поведение объекта. Но чем меньше модель соответствует самой управляемой системе, тем менее эффективным будет воздействие и тем более разочаровывающими результаты воздействия.
Возможность более точно моделировать местное сообщество, а следовательно, подбирать методы влияния на него, выявлять потребности, интересы, цели, более точно прогнозировать поведение в разных ситуациях предоставляет социология.
Достаточно адекватные модели человеческих сообществ предлагает такое направление социологических исследований, как социальная стратификация [3, с. 90-93]. Под социальной стратификацией понимаются иерархически организованные структуры социального неравенства (ранги, статусные группы и т. д.), существующие в любом обществе. Как и в геологии, термин относится к слоистому структурированию, или стратам, но в социологии они состоят из социальных групп и акцент делается на способах их структурирования и сохранения во времени неравенства между ними [1, т. 2, с. 240]. «Каждое население расслаивается на ряд групп... оно составлено из множества коллективных единств, а не представляет чего-то цельного, единого, все члены которого одинаково связаны друг с другом» [6, с. 47].
Результат процесса стратификации, т. е. структуризации социумов, зависит от множества факторов объективного и субъективного характера. К первым можно отнести факторы внешней среды, такие как политика, включая идеологию, параметры социума, определяемые временем и этапом его развития, экономика, технико-технологические возможности, научно-технический прогресс. Ко вторым — цели и задачи управляющего субъекта, его компетентность, умение мыслить системно и социально ответственно, этические принципы, на которые он опирается при принятии решений.
Таким образом, перспективным направлением в повышении эффективности управления местным сообществом является применение адекватных, научно обоснованных моделей сообщества, построенных на основе социальной стратификации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой толковый социологический словарь (Collins) / пер. с англ. М.: Вече, ACT, 1999.
2. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2001.
3. Кононов A.A. Многокритериальная оценка структуры регионального хозяйственного комплекса // Известия СПбУЭФ. 2011. № 6. С. 90-93.
4. Муниципальное право России / под ред. А.Н. Кокотова. М.: Юрайт, 2012.
5. Советский энциклопедический словарь. М.: Советсткая энциклопедия, 1981.
6. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет / Ин-т социологии. М.: Наука, 1994.
7. Философский словарь / под ред. М.М. Розенталя. М.: Политиздат, 1975.