Научная статья на тему 'Теоретические аспекты социального управления'

Теоретические аспекты социального управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
626
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ / КОЛЛЕКТИВ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ФУНКЦИИ / ПРИНЦИПЫ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ / SOCIAL MANAGEMENT / SOCIAL MANAGEMENT SYSTEM / COLLECTIVE / ORGANIZATION / FUNCTIONS / PRINCIPLES / SOCIETY / SOCIAL SYSTEMS / SOCIAL LIFE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ли Жуньнань

Социальное управление как концепция появилась не так давно в конце XX века как способ управления коллективами внутри крупных организаций, ориентированных на социальную сферу деятельности. Социальное управление, по мнению автора, это воссоздание социальных благ для социальных потребностей некого социума (коллектива) внутри организации. Как и любая система управления, социальное управление, прежде всего, должно основываться на законах, принципах, правилах и нормах управления, чтобы быть эффективным и результативным. Этот факт и обусловил актуальность исследования и послужил поиску решения такой научной задачи, как обобщение принципов и функций социального управления в теории и практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF SOCIAL MANAGEMENT

Social management as a concept appeared not so long ago-at the end of the XX century as a way to manage teams within large organizations focused on the social sphere. Social management, according to the author, is the reconstruction of social benefits for the social needs of a certain society (collective) within the organization. Like any management system, social management must first and foremost be based on the laws, principles, rules and norms of governance in order to be effective and efficient. This fact led to the relevance of the study and served as a search for solutions to such scientific problems as the generalization of the principles and functions of social management in theory and practice.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты социального управления»

УДК 316 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-252-255

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ли аспирант кафедры социологии коммуникативных систем,

Жуньнань социологический факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (119991, Россия, г. Москва, Ленинские горы, 1). E-mail: [email protected]

Аннотация

Социальное управление как концепция появилась не так давно - в конце XX века как способ управления коллективами внутри крупных организаций, ориентированных на социальную сферу деятельности. Социальное управление, по мнению автора, - это воссоздание социальных благ для социальных потребностей некого социума (коллектива) внутри организации. Как и любая система управления, социальное управление, прежде всего, должно основываться на законах, принципах, правилах и нормах управления, чтобы быть эффективным и результативным. Этот факт и обусловил актуальность исследования и послужил поиску решения такой научной задачи, как обобщение принципов и функций социального управления в теории и практике.

Ключевые слова: социальное управление, система социального управления, коллектив, организация, функции, принципы, общество, социальные системы, социальное бытие.

Социальное управление как объект исследования в данной статье представляет собой обусловленную процессами исторического развития личности, общины, коллектива, организации, учреждения, поселка, села, города, региона, государства и общества систему средств воздействия на состояние, характер и направления развития субъектов социального бытия. В этой связи необходимо сделать особый упор на том, что социальное управление - это, прежде всего, целостная система процессов и механизмов взаимодействия между базовыми сферами жизнедеятельности общества с целью гармонизации отношений между человеком и природой, между государством и обществом, между обществом и вселенной.

Требования по соблюдению дисциплины и порядка является неотъемлемой функцией социального управления как очень важного признака личного и коллективного осознания необходимости соблюдения общественно сформированных и технологически обусловленных требований и ожиданий со стороны других субъектов социума. Социальное управление имеет сначала взвешенно и последовательно учить дисциплине как определенной культуре индивидуальных, групповых, коллективных и общественных действий, направленных на соблюдение порядка, потом создавать систему стимулирования по развитию и совершенствованию таких действий, которые бы впоследствии стали рассматриваться другими как образец или пример для других. Говоря иначе, дисциплина в социальном управлении должна рассматриваться как система административных, учебно-воспитательных, экономических, правовых и социокультурных средств, направленных на формирование культуры действий с соблюдение порядка.

Вопросами теории социального управления и его отдельных элементов занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. К базовым методологических аспектам в исследовании проблематики стоит относить работы Т.А. Алимбекова, А.А. Давиденко, Е.В. Сушковой, А.М. Гриненко, С.С. Андреева, Е.М. Бабосова, Д. Бела, А.М. Плешкова и др.

К важнейшим и пока недостаточно исследованных функциям социального управления относятся процессы гомеостатического регулирование состояния и направлений развития субъектов социального бытия. Свойственные сложным социальным системам механизмы саморегуляции как средства соблюдения субъектами социума динамической равновесия во время экстраординарных и форс-мажорных обстоятельств позволяют поддерживать функциональное состояние в пределах допустимых отклонений и обеспечивать стабилизацию базовых показателей жизнедеятельности. Говоря иначе, гомеостазис является очень важной формой антикризисного управления социальными сообществами путем профилактики, предотвращения и преодоления последствий различных чрезвычайных обстоятельств.

Обусловленная процессами исторического развития предметная область социального управления сосредотачивает в себе традиции прошлого, современные подходы и механизмы формирования будущего. Поэтому, когда речь заходит о базовых принципах социального управления, то обязательно следует учитывать, что они должны включать достижения и особенности протосоциума, античности, средневековья, Возрождения, Новых времен, современности и будущего.

Так, во времена протосоциума к главным принципам социального управления следует отнести харизматичные основы регулирования общественных отношений, которые через призму веков составляют не менее важные условия функционирования современных субъектов социального управления [1].

Слово молодым ученым

Не менее важными принципами современного социального управления выступают сформированные во времена античности авторитарные подходы, доминирующие во времена Средневековья принципы схоластизации идеологических критериев управленческой деятельности, а также начатые эпохой Возрождения и Новых времен принципы рационализации и свойственные современности принципы демократизации отношений.

Наряду с системой упомянутых выше гносеологических принципов, современное социальное управление регулируется принципами институционализации, стратификации, организации, саморегуляции, интеракции, гуманизации деятельности и действенности кадровой политики. Так, базовые для функционирования любого общества-институты семьи, образования, воспитание, производства, обмена, потребления, права выступают в качестве главных инструментов социального управления процессами развития всех субъектов социума. Принцип стратификации раскрывает механизмы упорядочения отношений между формируемыми по разным критериям субъектов социального бытия, к числу которых могут быть отнесены социальные слои и слои населения, которые отличаются по уровням состояния, условиям проживания, партийной принадлежностью, по демографическим и многим другим критериям [2].

Принцип организации раскрывает механизмы взаимодействия частей в структуре целостных социальных систем, сформированных по определенным параметрам, критериям и другим показателям характера, направленных на результаты управленческой деятельности. Например, созданные в пределах предприятия бригады могут быть организованы в комплексные, сквозные, временные, специализированные, межотраслевые трудовые коллективы направления и характер деятельности которых может уподобляться или отличаться по цели, средствами мотивации, орудием труда, оборудованием, уровнем профессиональной компетентности персонала. Организация различных типов государств может включать области, кантоны, земли, федерации или регионы, которые так или иначе определяют особенности социального управления.

Один из ведущих субъектов социального управления принцип саморегуляции выступает неотъемлемой составляющей уровня организации деятельности и регулирования как межсубъектных, так и субъект-объектных отношений [3]. Например, провозглашенные органами управления требования к соблюдению законов, принципов и механизмов совместной деятельности на практике могут быть реализованы лишь при условии соблюдение каждым из субъектов социального управления принципов самодисциплины, самоорганизации, норм порядка и этики поведения.

Неотъемлемой составляющей социального управления выступает принцип интеракции, который раскрывает процессы взаимодействия между различными субъектами социального бытия, построенный на механизмах взаимовлияний как системы прямых и обратных связей.

Принцип интеракции обеспечивает возможности межсубъектной коммуникации и придает процессам общение диалогового характера как базового условия для формирования механизмов социальной рефлексии и развития способностей одного субъекта социума представлять природу и сущностные признаки другого. Если на всех предыдущих этапах развития общества властные структуры рассматривали людей как товар, инструмент или средство получения прибыли, то принцип гуманизма подчеркивает необходимость понимание человека как высшей физической, интеллектуальной и духовной ценности которая должна рассматриваться как цель и смысл развития, и ни в коем случае не как средство, товар или инструмент [4].

Принцип гуманизма впервые выводит общество на реальное исполнение всеми и каждым своих главных прав - права на управление процессами личного развития, прав на управление развитием села, города, области, государства и планеты в целом. Практическая реализация принципа гуманизма предусматривает замену предыдущих принципов и факторов развития как частичных и отживших на новые - гуманистические основы государственного управления и местного самоуправления.

Многовековые традиции развития общества сформировали базовые функции социального управления форма и содержание которых были продиктованы как особенностями эпохи, так и спецификой деятельности самих социальных общностей [5]. К числу главных из них относят функцию формирования социального характера, функции авторитетности органов управления, унификации и оптимизации деятельности субъектов социального бытия, обеспечения возможности выбора, социализации деятельности и социальной мобильности, дисциплины, процессов коммунализации, профессионализации и гуманоцентризма. Рассмотрим каждую из них боль конкретно.

Исторически первичные харизматичные средства регулирования взаимоотношений были присущи не только лидерам, но и подавляющему большинству членов родоплеменных образований, что способствовало формированию свойственных для всей общины черты определенного социального характера.

Следовательно, социальный характер, как сформированный уровнем развития общества системой диспозиций субъекта на восприятие и реализацию ценностей и идеалов, придавал социальному

управлению мировоззренчески определенное направление действий и определял критерии оценки результатов управленческой деятельности [6].

Не менее весомой функцией социального управления выступает мера авторитетности соответствующего органа власти, как определенного субъекта управленческой деятельности. Авторитетность в системе социального управления в разные времена и при разных обстоятельствах выражалась в признании социальным сообществом определенных достоинств и преимуществ за субъектом реализации властных полномочий [7]. Именно авторитетность выступала основой как предоставление прав на принятие решений, так и служила мерой доверия к руководству организаций. При этом не следует забывать об угрозах обратной стороны авторитета - возможности преобразования чрезмерной доверчивости в культ общественного органа или субъекта властных полномочий.

Сформированные опытом предыдущих поколений обряды, традиции, нормы и правила совместной деятельности требуют от органов социального управление унификации лучших стандартов, требований и обязанностей членов социальных сообществ. Стремление некоторых криминализированных структур навязать обществу грязные технологии обогащения, аморальные схемы и теневые противоправные отношения должен получать от органов социального управления решительный отпор и опираться при этом на обязательные для всех субъектов социального бытия критерии, принципы и механизмы регулирования общественных отношений.

Функция оптимизации требует учитывать состояние, проблемы, уровень развития и множество явных и скрытых факторов в процессе организации деятельности органов социального управления. Речь идет, прежде все, о соблюдения требований целесообразности, адекватности, согласованности помыслов и действий как со стороны органов социального управления, так и с стороны самих членов социальных сообществ.

Конституционно закрепленные демократические права и свободы граждан предусматривают обязательность предоставления органами социальной управление возможностей получения качественных товаров, услуг, путей и направлений дальнейшего собственного развития, а также развития села, города и государства [8].

Функция раскрывает возможности выбора степень свободы субъекта социального бытия в осуществлении как собственных намерений, стремлений и желаний, так и в реализации ожиданий самих социальных сообществ. История развития славянского общества сформировала представление о возможность выбора как идею свободы народа страны в борьбе за независимость, представленную образами скифов, русичей, казаков, чумаков, как таких людей, для которых неприемлемы любые формы угнетения, рабства или неволи.

Функция социализации деятельности является обязательным и неотъемлемым условием вступления черт цивилизованности, образованности и культуры каждым из субъектов социального бытия. Чрезвычайно важные для жизни каждого человека, общины, государства и общества процессы адаптации к традициям нормативно-правовой, профессиональной, культурной и духовной добродетели, а также приобретения возможностей реального влияния на процессы экономического и научно-технического развития требует от органов социального управления целенаправленной и последовательной работы с постепенного вхождения, приспособления, добросовестного выполнение принятых, а впоследствии и к совершенствованию существующих подходов в деятельности субъектов социального бытия.

Функция социальной мобильности требует от органов социального управления последовательных и решительных действий по такой системе критериев, которая бы позволила наилучшим образом реализовать собственные возможности тем, кто работает лучше, кто имеет более высокие уровни профессиональной подготовки, людям честным, добросовестным, ответственным и создавала необходимые условия для перевоспитания тех, кто таких качеств не имеет и стремится оставаться обузой на пути социального прогресса [9]. Говоря иначе, на вершине социального управления должны быть лучшие из лучших. Деятельность же тех, кто пока что не смог, или не хочет реализовать свои профессиональные и интеллектуальные возможности органы социального управления должны направлять на занятия более высокого социального статуса.

Функция коммунализации заключается в способности органов социального управления обеспечить гармонизацию отношений межсубъектно ориентированными установками личности и общественно значимыми ценностями и идеалами развития социальных общностей. Возможный лишь в социальной среде, прогрессивное развитие личности, общин, организаций и учреждений предусматривает формирование общественно ориентированных целей и задач, направленных на совершенствование и практическую реализацию интеллектуального, профессионального, творческого и социокультурного потенциала субъектов социального бытия. Один из наиболее популярных лозунгов иллюстрирует сущность механизмов коммунализации как «один за всех, и все за одного». Более полно этот лозунг должен был бы обращать внимание на тот факт, что «каждый способствует развитию всех, а все обеспечивают достижение цели каждому».

С л о в о м о л о д ы м уч е н ы м

Функция гуманоцентризма является очень простым и понятным, потому что в процессах дальнейшего развития путем освоения ресурсного потенциала Земли, планет ближайшего и более отдаленного космического пространства интересы, права, свободы человека всегда должны играть главную роль при определении критериев и задач развития общества. Говоря иначе, продекларированный в конце ХХ в. принцип антропности Вселенной должен выступить всеобъемлющей общечеловеческой ценностью как главного условия прогрессивного развития человечества.

Таким образом, анализ и раскрытие принципов и функций социального управления в современных организациях позволило понять и обобщить теоретический и исторический опыт становления социального управления как базовой концепции управления современной организацией.

Литература

1. Давиденко А.А. Социологическое обеспечение управления кадровыми процессами: информационный аспект // Наука и мир. 2014. № 1. С. 387-390.

2. Сушкова Е.В. Этические аспекты социологического обеспечения управления персоналом в организации / Е.В. Сушкова // Сборник трудов Междунар. науч.-практ. конф. «Нравственное измерение и человеческий потенциал права» Москва, 21-26 апреля 2017 г. - М.: ООО «Проспект», 2017. С. 162-171.

3. Алимбеков Т.А. Социальная политика предприятия как инструмент управления персоналом // Экономический Вестник Республики Татарстан. 2009. №2. С. 105-107.

4. Гриненко А.М. Социальная политика. М., 2013. - 139 с.

5. Андреев С.С. Теория социального управления. Субъект и объект социального управления // Социально-гуманитарные знания. 2014. №1. С. 80-96.

6. Бабосов Е.М. Социология управления: уч. пособие. - Минск, 2014. - 287 с.

7. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования: Пер. с англ. - М.: Academia, 1999. - 783 с.

8. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - 3-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2016. -244 с.

9. Плешков А.М. Проблемы совершенствования моделирования социально-экономических процессов // Журнал «Young Science». - Ставрополь: ООО «Научно-производственное предприятие Кандела», 2015. Т. 2. Вып. 7. С. 45-49.

Li ZHun 'nan ', PhD student, Sociology of Communication, Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University (1, Leninsky Gory, Moscow, 119991, Russian Federation). E-mail: [email protected]

THEORETICAL ASPECTS OF SOCIAL MANAGEMENT Abstract

Social management as a concept appeared not so long ago-at the end of the XX century as a way to manage teams within large organizations focused on the social sphere. Social management, according to the author, is the reconstruction of social benefits for the social needs of a certain society (collective) within the organization. Like any management system, social management must first and foremost be based on the laws, principles, rules and norms of governance in order to be effective and efficient. This fact led to the relevance of the study and served as a search for solutions to such scientific problems as the generalization of the principles and functions of social management in theory and practice.

Keywords: social management, social management system, collective, organization, functions, principles, society, social systems, social life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.