опять вернуться к детальному изучению метода Вагановой, к более творческому её осмыслению?...» [15, с. 35].
Действительно, подлинное значение вагановской теории и в целом системы подготовки исполнителей балета и будущее школы заключено в ее способности к бесконечному саморазвитию и самовоспроизведению - именно такова суть фундаментальной теории. Необходимо лишь уметь увидеть стройность заложенных в её структуру последовательностей, их многомер-
Библиографический список
ность, лаконизм, целесообразность, завершённую целостность, обеспечивающую научный подход в дальнейшем её развитии. Это - «вечный двигатель», которым нужно научиться пользоваться. Все инновации школы будущего заложены в ней самой. Изучение традиции русской педагогики - путь к самим себе. Тогда чудо театра станет вновь возможным. Тогда вновь появятся исполнители, зовущие зрителя к внутреннему духовному преображению.
1. Комлева Г. Петербургский балет жив, но многое потерял (Г. Комлева). Балет. 2006; 4: 7 - 9.
2. Есаулов И.Т. Педагогика и репетиторство в классической хореографии. Санкт-Петербург: Лань; Планета музыки, 2015.
3. ЦГАЛИ. Фонд 137; Оп 1.
4. Красовская В.М. Ваганова. Ленинград: Искусство, 1989.
5. Аркина Н. Время синтеза. Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе. Москва: ГИТИС, 1980: 76 - 88.
6. Недбай Ф. Борис Брегвадзе: творческая и педагогическая родословная. Выдающиеся мастера и выпускники Петербургской школы балета. Санкт-Петербург, 2009; Ч. 1: 304 - 321.
7. Абызова Л.И. Вечное фуэте Нинели Кургапкиной. Выдающиеся мастера и выпускники Петербургской школы балета. Санкт-Петербург, 2009; Ч. 1: 269 - 288.
8. Из воспоминаний Н. С. Янанис (беседа с А.Л. Свешниковой). Выдающиеся мастера и выпускники Петербургской школы балета. Санкт-Петербург, 2009; Ч. 1: 375 - 392.
9. Леонова М. От школы зависит театр будущего. Балет. 2008; 2: 2 - 3.
10. Овчинникова Е.В. К проблеме врачебно-педагогического контроля в условиях современной программы преподавания классического танца: Вестник АРБ им. А.Я. Вагановой. 2015; Выпуск 5: 117 - 121.
11. Гаевский В., Гершензон П. Разговоры о русском балете. Москва: Новое издательство, 2010.
12. Галина Уланова. Незаданные вопросы. 2010. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=CJNJHfNbLfo&t=1s
13. Лосев А.Ф. Бытие-Имя-Космос. Москва: Мысль, 1993.
14. Слонимский Ю. Танцевальная поэзия Лопухова. Балет. 1982; 1: 46 - 52.
15. Колпакова И. Гармония движений рождает танец. Балет. 1982; 1: 34 - 36.
References
1. Komleva G. Peterburgskij balet zhiv, no mnogoe poteryal (G. Komleva). Balet. 2006; 4: 7 - 9.
2. Esaulov I.T. Pedagogika irepetitorstvo vklassicheskojhoreografii. Sankt-Peterburg: Lan'; Planeta muzyki, 2015.
3. CGALI. Fond 137; Op 1.
4. Krasovskaya V.M. Vaganova. Leningrad: Iskusstvo, 1989.
5. Arkina N. Vremya sinteza. Voprosy vospitaniya baletmejsterov v teatral'nom vuze. Moskva: GITIS, 1980: 76 - 88.
6. Nedbaj F. Boris Bregvadze: tvorcheskaya i pedagogicheskaya rodoslovnaya. Vydayuschiesya mastera i vypuskniki Peterburgskoj shkoly baleta. Sankt-Peterburg, 2009; Ch. 1: 304 - 321.
7. Abyzova L.I. Vechnoe fu'ete Nineli Kurgapkinoj. Vydayuschiesya mastera i vypuskniki Peterburgskoj shkoly baleta. Sankt-Peterburg, 2009; Ch. 1: 269 - 288.
8. Iz vospominanij N. S. Yananis (beseda s A.L. Sveshnikovoj). Vydayuschiesya mastera i vypuskniki Peterburgskoj shkoly baleta. Sankt-Peterburg, 2009; Ch. 1: 375 - 392.
9. Leonova M. Ot shkoly zavisit teatr buduschego. Balet. 2008; 2: 2 - 3.
10. Ovchinnikova E.V. K probleme vrachebno-pedagogicheskogo kontrolya v usloviyah sovremennoj programmy prepodavaniya klassicheskogo tanca: VestnikARB im. A.Ya. Vaganovoj. 2015; Vypusk 5: 117 - 121.
11. Gaevskij V., Gershenzon P. Razgovory o russkom balete. Moskva: Novoe izdatel'stvo, 2010.
12. Galina Ulanova. Nezadannye voprosy. 2010. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=CJNJHfNbLfo&t=1s
13. Losev A.F. Bytie-Imya-Kosmos. Moskva: Mysl', 1993.
14. Slonimskij Yu. Tanceval'naya po'eziya Lopuhova. Balet. 1982; 1: 46 - 52.
15. Kolpakova I. Garmoniya dvizhenij rozhdaet tanec. Balet. 1982; 1: 34 - 36.
Статья поступила в редакцию 02.08.18
УДК 378
Popova M.R., senior lecturer of the Department of special and clinical psychology of Stavropol State Pedagogical Institute
(Stavropol, Russia), E-mail: marus-stv@yandex.ru
PREPARATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES FOR INCLUSIVE TRAINING OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE OF PHYSICAL EDUCATION. The article is dedicated to issues of understanding of professional readiness for inclusive training of physical culture of preschool children and modeling of the process of preparation of students of pedagogical institutes for professional activity in the field of inclusive education. The phenomenon of readiness for professional activity is considered from various positions, reflecting its psychological and pedagogical aspects, and is presented as a multidimensional phenomenon. The author defines such readiness as integrative personal education, which is a professional need and the ability to create conditions leading to successful and dynamic changes in the individual abilities of a child of preschool age in the process of forming his physical culture.
Key words: teacher activities, professional readiness, modeling, inclusive education.
М.Р. Попова, ст. преп. каф. специальной и клинической психологии, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный
педагогический институт», г. Ставрополь, Е-mail: marus-stv@yandex.ru
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЕ
Статья посвящена вопросам понимания профессиональной готовности к инклюзивному обучению физической культуре детей дошкольного возраста и моделирования процесса подготовки студентов педвузов к профессиональной деятельности в области инклюзивного образования. Автор определяет такую готовность как интегративное личностное образование, пред-
ставляющее собой профессиональную потребность и способность к созданию условий, ведущих к успешным и динамическим изменениям индивидуальных способностей ребёнка дошкольного возраста в процессе формирования его физической культуры.
Ключевые слова: деятельность педагога, профессиональная готовность, моделирование, инклюзивное образование.
Профессиональная подготовка студентов педагогических вузов к инклюзивному обучению детей дошкольного возраста физической культуре - важная составляющая системы образования. Профессионал - это человек, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе. А.К. Маркова отмечает, что профессионализм человека - это не только «достижение им высоких профессиональных результатов, но и непременно наличие психологических компонентов - внутреннего отношения человека к труду, состояния его психических качеств» [1]. Учитывая, что технология подготовки педагогов может быть разной, необходимо найти эффективную систему подготовки будущих педагогов. Данная система должна включать в себя все элементы педагогического процесса и проектируется в самых разных формах.
Сегодня в педагогике широко используется метод моделирования, под которым понимается метод мысленного имитирования реально существующей педагогической системы или системы только разрабатываемой путем создания специальных моделей, в которых воспроизводятся принципы её организации и функционирования.
В настоящее время известны подходы к разработке к модели деятельности специалиста, в том числе и педагога [2]. Модель деятельности и личности специалиста должна отражать его основные функции, требования к нему, круг теоретических знаний, перечень педагогических умений и навыков, интегративные профессионально-личностные качества [3]. Для моделирования процесса подготовки будущих педагогов в области дошкольного образования и формирования их готовности к формированию физической культуры детей, необходимо определить сущность и структуру последней.
Решение этой задачи связано, прежде всего, с обоснованием теоретического подхода. Сложность определения такого подхода обусловлена, на наш взгляд, двумя факторами. Первым из них является отсутствие четких теоретических позиций в понимании профессиональной деятельности вообще и деятельности педагога, в частности. Это ведёт к появлению и реализации подходов, по-разному интерпретирующих основные параметры профессиональной деятельности, их взаимосвязь и иерархию. Второй фактор связан с понятием «педагог», содержание которого раскрывается и через профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности и т. д. Такая вариативность определений объясняется тем, что в психологическом аспекте личность представляет собой довольно динамичное и пластичное образование. Как отмечает Л.И. Анциферова, стабильность, устойчивость сочетаются в психологической организации личности с гибкостью, непрерывным обогащением сферы её потенций, с огромными компенсаторными резервами, с возможностями перестройки, взаимозаменяемости, взаимодополнения ее образующих.
Исходя из специфики деятельности педагога, ориентированной на формирование физической культуры ребёнка, профессионально-личностные качества мы группируем в три блока: отношение к детям; отношение к профессиональному делу; отношение к себе. Отношение к детям должно строиться на гуманистической основе и быть личностно ориентированным. Среди важнейших характеристик личности педагога можно отметить следующие: любовь к детям, уважение личности ребёнка, желание помочь ребёнку в его личностном развитии, стремление к сотрудничеству, эмпатия, альтруизм, коммуникабельность, способность радоваться успехам ребёнка, вера в силы и способности ребёнка, оптимизм. Результаты изучения профессиональных личностных качеств будущих педагогов по отношению к себе и к профессиональному делу позволяет определить наиболее значимые из них: требовательность к себе, самокритичность, работоспособность, организованность, самостоятельность, дисциплинированность, терпеливость. Нам представляется, что перечень качеств может быть существенно расширен за счет
добавления таких, как адекватная самооценка, самоуважение, способность к анализу своих действий, креативность, неконфликтность.
Очевидно, что эти качества должны быть присущи любому педагогу, поэтому, учитывая специфику работы педагога, ориентированной на формирование физической культуры ребёнка дошкольного возраста, отдельно важно отметить необходимость формирования у студентов таких качеств и свойств личности, как интерес к организации физкультурной деятельности, увлеченность своим делом, стремление к педагогическому поиску, инновационной деятельности, желание развивать личность ребёнка, формируя основы физической культуры, чувство профессионального долга, здоровый образ жизни.
Предпосылкой успешности какой-либо деятельности является не просто сумма необходимых свойств, а определенная структура способностей и одаренности, их «функциональный состав, различное сочетание в нем сенсомоторных, мнемиче-ских логических, эмоционально-волевых и других компонентов, неравномерно и своеобразно развивающихся в различных видах деятельности человека» [4]. Вслед за Б.Г. Ананьевым эту зависимость проследил B.C. Мерлин, показав, что уровень способностей зависит от характера связей между компонентами структуры личности и отношения к деятельности. Компоненты структуры личности и их взаимосвязи могут совпадать с требованиями деятельности, а могут и противоречить им. Способности могут достигать высокого уровня, когда компоненты структуры личности, необходимые для данной деятельности, согласуются с ее интересами и отношениями. И, наоборот, уровень способностей снижается, если компоненты структуры личности вступают в противоречие с отношением к ее деятельности.
В.А. Сластенин предложил использовать функциональный анализ для рассмотрения педагогической деятельности с тем, чтобы через нее вскрыть систему основных свойств, отношений и действий, образующих в совокупности личность учителя. По его мнению, личность учителя, как сложная динамическая структура, адекватно отражает структуру педагогической деятельности, то есть надо идти от деятельности и ее цели к личности, а не наоборот [5].
М.Я. Виленский предлагает характеризовать личность учителя комплексом социально значимых черт, важнейшим компонентом которого выступает общая культура. Выделяя в культурной деятельности три основные формы проявления сущности сил человека: культуросозидающую, по освоению культурных реальностей и личностное проявление культуры, автор пытается соотнести их с педагогической деятельностью учителя. По мнению ученого культуросозидающая деятельность учителя направлена на формирование личности учащегося. Как ведущую воспитательную силу учителя невозможно представить без освоения им накопленных человечеством культурных богатств. Личностное проявление культуры, освоенной учителем, находит отражение в его профессиональной деятельности, поведении, отношениях [6].
Разнообразные точки зрения и подходы к содержательной стороне модели личности и деятельности педагога обуславливают необходимость конкретизации такого понятия как «готовность к инклюзивному обучению». Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что феномен «готовности» рассматривается с различных позиций, отражая его психологические и педагогические стороны, и представляется как многоаспектное явление. Так, Б.Г. Ананьев, A.B. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн рассматривают психологическую сторону готовности, понимая под ней наличие у субъекта структуры конкретного действия и постоянной направленности сознания на его выполнение.
Готовность как установка на определенную деятельность основательно разработана школой Д.Н. Узнадзе. И.Т. Бжала-ва рассматривает готовность как «психологическое состояние, возникающее в субъекте для удовлетворения какой-либо потребности, и определяет ее как «такой существенный признак установки, который обнаруживается во всех случаях поведенческой активности субъекта». Учёные определяют готовность как условие успешного выполнения деятельности, как избиратель-
ную активность настраивающую организм, личность на будущую деятельность, как регулятор деятельности, как синтез свойств личности, целенаправленное выражение личности, включающее её убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, интеллектуальные и волевые качества, знания, умения, навыки, настроенность на определенное поведение.
Вопросы профессиональной готовности учителя изучаются в ряде педагогических исследований, в которых рассматриваются как общие ее аспекты (К.А. Дурай-Новакова, В.А. Сластенин и др.), так и отдельные стороны педагогической деятельности. Так, Е.Л. Белозерцев раскрывает «гарантированную» готовность учителя как интегральное образование, включающее в себя «определенные способности, направленные на достижение положительных результатов в воспитании учащихся». В качестве интегративных характеристик готовности также называются и качества личности, и потребности, и склонности. Отдельные диссертационные исследования посвящены формированию готовности будущих учителей к организации детского коллектива в условиях инклюзивного образования. Уделено внимание формированию готовности студентов педагогических вузов к работе с дошкольниками.
Библиографический список
При выполнении настоящего исследования мы исходили из понимания профессиональной готовности к инклюзивному обучению детей дошкольного возраста как способности к уверенно выполняемой и эффективной профессиональной деятельности, которая представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных компонентов, характеризующих в первую очередь моти-вационно-ценностный (личностный) и исполнительский (процессуальный) аспекты деятельности.
Из проведённого анализа научной литературы видно, что различие в понимании сущности готовности человека к деятельности объясняется спецификой теоретических концепций авторов, которые предлагают либо функциональный (состояния), либо личностный (свойства) уровень рассмотрения профессиональной готовности личности.
Профессиональная готовность к инклюзивному обучению физической культуре ребёнка дошкольного возраста определена нами, как интегративное личностное образование, представляющее собой профессиональную потребность и способность к созданию условий, ведущих к успешным и динамическим изменениям индивидуальных способностей ребёнка дошкольного возраста в процессе формирования его физической культуры.
1. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 1996.
2. Физическая культура и спорт с элементами адаптивной физической культуры: учебное пособие. М-во образования и науки РФ, М-во образования и молодежной политики Ставропольского края, ф-л Ставропольского гос. пед. ин-та в г. Ессентуки; Под общей ред. Р.Р. Магомедова. Казань, 2017.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. Москва, 1989.
4. Ананьев Б.Г. О соотношении способности и одаренности. Проблемы способностей. Москва, 1962.
5. Сластенин В.А., Можар E.H. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. Москва, 1991.
6. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996; 81: 27 - 32.
References
1. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva, 1996.
2. Fizicheskaya kul'tura i sport s 'elementami adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: uchebnoe posobie. M-vo obrazovaniya i nauki RF, M-vo obrazovaniya i molodezhnoj politiki Stavropol'skogo kraya, f-l Stavropol'skogo gos. ped. in-ta v g. Essentuki; Pod obschej red. R.R. Magomedova. Kazan', 2017.
3. Bespal'ko V.P. Slagaemye pedagogicheskoj tehnologii. Moskva, 1989.
4. Anan'ev B.G. O sootnoshenii sposobnostii odarennosti. Problemy sposobnostej. Moskva, 1962.
5. Slastenin V.A., Mozhar E.H. Diagnostika professional'nojprigodnostimolodezhi kpedagogicheskoj deyatel'nosti. Moskva, 1991.
6. Vilenskij M.Ya. Fizicheskaya kul'tura v gumanitarnom obrazovatel'nom prostranstve vuza. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 1996; 81: 27 - 32.
Статья поступила в редакцию 02.08.18
УДК 37.078
Yaroslavtseva N.V., Cand. of Science (Pedagogy), Director of Novosibirsk Institute for Monitoring and Development of Education
(Novosibirsk, Russia), E-mail: nvya.nimro@gmail.com
FORECASTING THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF EDUCATIONAL SERVICES IN THE REGIONS OF WESTERN SIBERIA. The article analyzes the development of the system of educational services in the field of pre-school education in the regions of Western Siberia. The correspondence to requests for educational services in the system of preschool education is revealed with its modern possibilities. The importance of stimulating part of the initiative in the field of educational services in preschool education is underlined. The existing productive different forms of the manifestation of non-state educational services in the field of pre-school education are defined. Conclusions are drawn that ensuring accessibility and individualization of educational services, improving their quality becomes a trend of social order in this area.
Key words: educational services, forecasting development of educational services, stimulating private initiative in education.
Н.В. Ярославцева, канд. пед. наук, директор Новосибирского института мониторинга и развития образования,
г. Новосибирск, E-mail: nvya.nimro@gmail.com
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РЕГИОНАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
В статье анализируется развитие системы образовательных услуг в области дошкольного образования в регионах Западной Сибири. Выявляется соответствие запросам на образовательные услуги в системе дошкольного образования её современным возможностям. Подчёркивается важность стимулирования частью инициативы в области образовательных услуг в дошкольном образовании. Определены существующие на сегодняшний день продуктивные вариативные формы проявления негосударственных образовательных услуг в области дошкольного образования. Делаются выводы о том, что обеспечение доступности и индивидуализация образовательных услуг, повышение их качества становится трендом социального заказа в этой сфере.
Ключевые слова: образовательные услуги, прогнозирование развития образовательных услуг, стимулирование частной инициативы в сфере образования.