УДК 376.112.4
Б01: 10.21685/2072-3024-2016-4-14
Л. А. Колыванова, Т. М. Носова, С. А. Плотцева
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ИНКЛЮЗИВНОМУ
ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Аннотация.
Актуальность и цели. Актуальность проблемы формирования готовности к инклюзивному экологическому образованию в процессе профессионального обучения студентов социально-педагогических специальностей психолого-педагогическим основам организации общения детей дошкольного возраста обусловлена требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования, недостаточной разработанностью в педагогике инклюзивной школы, основными положениями современной методики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель исследования - раскрыть структурные компоненты формирования модели готовности студентов педагогического колледжа к инклюзивному экологическому образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Материалы и методы. Научно-исследовательские задачи были решены в процессе изучения психолого-педагогической, научно-методической и специальной литературы; анализа и обобщения опыта инклюзивной работы образовательных учреждений России, в частности Самарского региона; изучения нормативных документов.
Результаты. Выявлены способы формирования готовности к инклюзивному экологическому образованию студентов социально-педагогических специальностей в профессиональном обучении. Раскрыта специфика мотивационно-ценностного, когнитивного структурных компонентов модели готовности студентов к инклюзивному экологическому образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Выводы. Модель формирования готовности студентов социально-педагогического колледжа к инклюзивному экологическому образованию базировалась на аксиологическом, системном, личностно-деятельностном, гуманистическом, толерантном, экологическом, инклюзивном, этнокультурологическом подходах и включала единство личностного, целевого, содержательного, опе-рационно-технологического, результативно-рефлексивного блоков. В процессе проектирования данной модели были определены ее целевые установки, задачи, формы и методы, включающие студентов в деятельность по инклюзивному экологическому образованию, а также педагогические условия, этапы и критерии сформированности их готовности к обучению дошкольников. Цель изучения курса «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста» заключается в овладении профессиональными знаниями, умениями и навыками в общении с детьми, имеющими трудности в обучении; развитии их учебно-познавательной деятельности. Структура курса имела модульный характер, что позволило студентам социально-педагогического колледжа освоить методику планирования и организации общения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного экологического образования. Оценка сформированности готовности студентов колледжа к организации инклюзивного экологического образования детей с особыми образовательными потребностями проводилась на основе контроля результа-
тивности их профессиональной деятельности, что способствовало повышению эффективности подготовки будущих педагогов.
Ключевые слова: инклюзивное экологическое образование, профессиональная подготовка, готовность, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, студенты социально-педагогического колледжа, образование детей дошкольного возраста.
L. A. Kolyvanova, T. M. Nosova, S. A. Plotceva
DEVELOPING READINESS FOR INCLUSIVE ENVIRONMENTAL EDUCATION IN THE TRAINING OF STUDENTS AT A SOCIAL AND PEDAGOGICAL COLLEGE
Abstract.
Background. The urgency of the problem of developing readiness for inclusive environmental education in the training of students at social and pedagogical specialties learning psycho-pedagogical foundations of setting up communication of preschool children is conditioned by requirements of Federal state educational standards of secondary professional education, as well as by underdeveloped pedagogy at inclusive schools and by main provisions of modern methods of teaching children with disabilities. The purpose of the study is to reveal structural components to form a model of readiness of students of pedagogical colleges for inclusive environmental education of children with disabilities.
Materials and methods. The research problems were solved in the process of studying psychological and pedagogical, scientific-methodical and special literature; by means of analyzing and generalizing the experience of inclusive activity of educational institutions of Russia and Samara region; by examining regulations.
Results. The authors have revealed ways to develop readiness for inclusive environmental education of students at socio-pedagogical specialties in professional learning, as well as described the specificity of motivational-value, cognitive components of the structural model of students' readiness for inclusive environmental education of children with disabilities.
Conclusions. The model for developing readiness of students at social and pedagogical colleges for inclusive environmental education is based on axiological, system, personal-activity, humanistic, tolerant, ecological, inclusive, cultural approaches and includes personal unity, target, substantial, operational-technological, productive and reflexive blocks. During the model's design process the authors defined its objectives, tasks, forms and methods of involving students into activities associated with inclusive environmental education, and pedagogical conditions, stages and criteria of formation of their readiness to teach preschool children. The objective of the course "Psychological-pedagogical foundations of setting up communication of preschool children" consists in acquiring professional knowledge, abilities and skills in communication with children with learning difficulties; developing their educational-cognitive activity. The structure of the course is modular in nature, allowing students of socio-pedagogical colleges to learn the technique of planning and organizing communication of children with disabilities in inclusive environmental education. College students' readiness to organize nclusive environmental education of children with special educational needs was evaluated by assessing the performance of their professional activity, which contributed to an increase of efficiency of preparation of future teachers.
Key words: inclusive environmental education, training, readiness, children with disabilities, students of social-pedagogical colleges, education of preschool children.
Образованию сегодня отводится ведущая роль в обеспечении устойчивого развития экономики и общества, в решении острейших проблем современности. По утверждению известного исследователя образовательных систем Майкла Барбера, реформа образования входит в число главных задач почти всех стран мира [1]. Успех обновления системы образования, укрепления в общественных практиках гуманитарных, экологических технологий и гуманистических ценностей, формирования инновационной культуры, инновационного мнения и инновационных моделей поведения во многом определяется уровнем подготовки педагогических кадров.
По мнению В. П. Соломина, улучшение результатов обучения заключается в улучшении преподавания в вузе, качество работающих учителей должно превышать качество системы образования [2]. В связи с этим одной из первоочередных задач модернизации образовательной системы выступают институциональные изменения в педагогическом образовании.
Сегодня перемены в педагогическом образовании определены решением проблем, возникающих при рассмотрении вопросов развития общества и человека в условиях непостоянной среды.
Неслучайно В. В. Путин в Послании Федеральному собранию в 2015 г. обозначил новое направление развития страны, уделив особое внимание образованию и профессионализму современного учителя, определяющим безопасность государства и его развитие [3].
С этих позиций особую актуальность приобретает процесс формирования готовности будущих учителей к профессиональной деятельности.
Дефиниция понятия «готовность» многогранна. В толковом словаре В. И. Даля читаем: «... готовый, изготовившийся, приспособившийся к чему, могущий и желающий что-то исполнить; готовиться, собираться, снаряжаться, устраиваться к чему; готовить, приготовлять, беречь или держать в исправности к сроку. Готовность есть состояние или свойство готового» [4].
При этом состояние, согласно С. И. Ожегову, Н. Ю. Шведовой, есть знание, социальное положение, возможность делать что-нибудь [5], в связи с чем возникает вопрос социализации обучаемых в процессе их профессиональной подготовки.
Социализация, по мнению В. В. Новикова, - это сложное социально-психологическое явление, представляющее собой процесс, отношение, способ и результат становления личности в обучении и деятельности [6]. В то же время Г. М. Андреева указывает, что социализация является процессом внедрения человека в социум, увеличения им социальных влияний и связей [7].
В определенной сфере профессиональной деятельности возникает социальная установка, изменения которой констатируются в результате анализа изменений в самой деятельности. При этом важное значение приобретает изменение корреляции мотива и цели деятельности; как указывает А. Г. Асмо-лов, для субъекта изменяется личностный смысл деятельности, а значит, и социальная установка [8].
Сегодня во главу угла среднего профессионального образования (СПО) ставится проблема социализации и профессиональной готовности выпускников.
Наше исследование осуществлялось на базе Самарского социально-педагогического колледжа (ГБПОУ ССПК) - государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения Самарской области, реализующего основные общеобразовательные программы, программы дополнительного профессионального образования, образовательные программы СПО.
Самарский социально-педагогический колледж реализует профессиональные образовательные программы, разработанные согласно ФГОС СПО, по следующим специальностям:
- очная форма обучения: «Право и организация социального обеспечения»; «Правоохранительная деятельность»; «Преподавание в начальных классах»; «Специальное дошкольное образование»; «Коррекционная педагогика в начальном образовании»; «Музыкальное образование»;
- заочная форма обучения: «Социальная работа»; «Дошкольное образование»; «Преподавание в начальных классах».
В данном образовательном учреждении обучаются более 1300 студентов, среди которых: 720 - по очной и 580 - по заочной форме обучения. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составляет 1 % от общего количества студентов.
Основными образовательными задачами в колледже выступают: интеллектуальное, культурное и профессиональное развитие человека; подготовка квалифицированных специалистов среднего звена в рамках профессиональной деятельности; удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
Программа подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) предусматривает изучение учебных циклов, обязательная часть которых составляет 70 % времени на освоение, вариативная часть - 30 %, формируя дополнительные компетенции студентов, знания и умения, необходимые для обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности продолжения образования.
Согласно исследованиям К. М. Дурай-Новиковой, В. А. Сластенина, А. И. Тимонина, профессиональная готовность определяется как интегратив-ная характеристика личности, сформированная в результате широко понимаемой профессиональной подготовки - развития профессиональной направленности, воспитания и самовоспитания. Она представляет собой устойчивое состояние, при актуализации которого индивид успешно осуществляет свою социальную и профессиональную деятельность [9-11].
В центре внимания нашего исследования была подготовка студентов к инклюзивному экологическому образованию. Под инклюзивным экологическим образованием мы понимаем равный доступ к формированию экологической культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья, основанный на принципах толерантности, гуманизма, ценностных ориентациях, адекватной деятельности в окружающем мире. В этой связи инклюзивное экологическое образование влечет за собой развитие основного общего образования обучающихся с инвалидностью, готовности учителей к заинтересованному взаимодействию с ними в условиях образовательного процесса.
Процесс формирования профессиональной готовности будущих специалистов осуществлялся нами в социально-педагогическом колледже при обучении студентов I и II курсов в системе учебных занятий и в ходе педагогической практики. Вместе с тем готовность студентов колледжа к инклюзивному экологическому обучению дошкольников рассматривалась нами как
системное личностное образование обучаемых, синтезирующее в себе профессиональную деятельность, основанную на овладении технологиями использования регионального материала в экологическом воспитании подрастающего поколения.
Особенностью формирования готовности студентов социально-педагогического колледжа к инклюзивному экологическому образованию являлось то, что она рассматривалась нами как интегративная система, состоящая из взаимосвязанных компонентов: личностного, социокультурного и профессионального. Первый определял собственно инклюзивное экологическое, толерантное, гуманистическое воспитание студентов, второй - социокультурное в рамках реализации программы «Социальная реабилитация и интеграция», а третья - собственно профессиональную подготовку студентов -будущих учителей, направленную на осуществление трудовой деятельности и развитие личности.
Модель формирования готовности студентов социально-педагогического колледжа к инклюзивному экологическому образованию базировалась на аксиологическом, системном, личностно-деятельностном, гуманистическом, толерантном, экологическом, инклюзивном, этнокультурологическом подходах. Были определены цели, задачи, формы и методы инклюзивного экологического образования студентов, а также педагогические условия, этапы и критерии сформированности их готовности к обучению дошкольников.
Структурные компоненты модели готовности студентов педагогического колледжа к инклюзивному экологическому образованию следующие: мотивационно-ценностный, когнитивный, поведенческий. При этом личностная готовность рассматривалась нами как сложное, устойчивое, интегратив-ное качество личности, которое отражало уровень развития инклюзивного сознания, мышления, культуры будущего учителя, сформированных на базе экологического сознания, мышления и культуры обучаемых.
Мотивационно-ценностный компонент личностной готовности учителя определял наличие интереса к инклюзивной экологической деятельности, потребности в ней, а также стремление к саморазвитию и самосовершенствованию толерантного поведения личности.
Когнитивный компонент отражал наличие у студентов достаточного объема знаний о природе, истории, культуре края, которые становились базой возникновения и развития инклюзивного экологического сознания, мотивов толерантного экологического поведения и экологической культуры.
Поведенческий компонент отражал участие будущих учителей в инклюзивных экологических мероприятиях и общественно значимой деятельности, что подразумевало наличие у них знаний применения региональных показателей в экологическом образовании обучаемых, владение способами, методами, формами и технологиями организации и осуществления инклюзивного экологического образования в условиях его регионализации.
Наличие у студентов умений самостоятельно строить методику учебно-воспитательной работы с дошкольниками на базе новых технологий обучения и воспитания способствовало их эффективной профессиональной подготовке. Будущий учитель мог определить цели, задачи и перспективы педагогической деятельности по инклюзивному экологическому образованию, которое осуществлялось с использованием регионального материала.
Акцентируя внимание на дошкольном образовании, мы выявили, что профессиональный учебный цикл специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование» включал: общепрофессиональные дисциплины («Основы общей и дошкольной педагогики», «Психология», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии», «Медико-биологические основы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья», «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», «Безопасность жизнедеятельности», «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей раннего возраста», «Основы логопедии», «Организация предшкольной подготовки детей в системе коррекционно-развивающего образования», «Основы предпринимательства», «Основы учебно-исследовательской деятельности») и профессиональные, а также учебную и производственную практики.
Практическая работа студентов осуществлялась на базе муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений г.о. Самара (детские сады № 42, 50, 160, 193, 269, 321), что способствовало формированию у них психологической готовности к общению с детьми с ограниченными возможностями здоровья как одной из составляющих профессиональной деятельности.
Предметная область дисциплины «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста», обеспечивающая достижение поставленных целей, включала изучение различных видов общения с детьми, имеющими трудности в обучении; педагогические условия организации психологического взаимодействия с ними; развитие их учебно-познавательной деятельности. Психологические барьеры в общении, с которыми ежедневно приходилось сталкиваться специалистам, работающим с детьми с особыми образовательными потребностями, были обозначены в содержательной части дисциплины.
Структура курса «Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста» включала четыре модуля: «Характеристика общения детей дошкольного возраста»; «Стиль и формы общения ребенка со взрослыми»; «Роль общения со сверстниками в становлении личности ребенка»; «Совместная деятельность в организации помощи детям, испытывающим затруднения в общении».
Объем дисциплины составлял 48 часов, из которых 32 - аудиторные занятия, 16 - лабораторно-практические. Трудоемкость дисциплины составила 1,3 зачетной единицы. Обучение по дисциплине проводилось в соответствии с программой в хорошо оборудованных кабинетах, оснащенных необходимыми учебно-наглядными пособиями и техническими средствами обучения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- уметь: определять педагогические условия организации общения детей, применяя различные средства для их поддержки; помогать им свободно общаться, по необходимости корректировать их взаимодействие;
- знать: теоретические основы и методику планирования общения детей; своеобразие, содержание и способы общения детей; методы бесконфликтного общения между ними, пути решения конфликтов; теоретические основы руководства общением детей.
В процессе обучения студентов применялись как традиционные (лекции, беседы, объяснения, ситуационные задания), так и продуктивные технологии (портфолио, метод проекта, здоровьесберагающие технологии, технологии развития критического мышления, кейс-технологии), эффективные при решении профессиональных задач будущих специалистов среднего звена.
Оценка сформированности умений студентов социально-педагогического колледжа в организации инклюзивного экологического образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста проводилась в ходе практических занятий, в которых приняли участие: экспериментальная группа (ЭГ) - 80; контрольная (КГ) - 40 студентов (табл. 1).
Таблица 1
Результаты оценки умений студентов (УС) колледжа в организации инклюзивного экологического обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ
Умения студентов в области организации инклюзивного экологического образования детей дошкольного возраста с ОВЗ (УС-п) Распределение коэффициента полноты усвоения умений
КГ ЭГ
УС-1 0,49 0,59
УС-2 0,52 0,64
УС-3 0,68 0,79
УС-4 0,82 0,87
Среднее значение УСср 0,6622 0,8131
Среднее квадратичное отклонение формирования умений (с) 0,0442 0,0448
Коэффициент вариации (V) 0,0798 0,0886
Представленные данные свидетельствуют о том, что в процессе формирования умений, навыков студентов в организации инклюзивного экологического образования детей дошкольного возраста с ОВЗ наблюдается устойчивый рост коэффициента полноты усвоения знаний, что соответствует высокому уровню сформированности данных умений (УСср > 60 %). При этом, сравнивая коэффициент вариации контрольной и экспериментальной группы (УЭГ < УКГ), можно сделать вывод о том, что в ЭГ знания об организации инклюзивного экологического образования детей дошкольного возраста с ОВЗ имеют более стабильную характеристику по отношению к КГ.
В этой связи оценка сформированности профессиональной готовности студентов колледжа к организации инклюзивного экологического образования детей с ОВЗ дошкольного возраста, к осуществлению трудовой деятельности; развития их профессиональных компетенций была проведена на основе тестирования (до начала производственной практики и после нее). Обучающимся было предложено 57 вопросов, объединенных в группы, для проверки репродуктивного и творческого уровня усвоения учебного материала. Проводилась оценка развития каждой из профессиональных компетенций (социально-психологической, межличностной, компетентности в общении).
Результаты диагностики свидетельствовали о повышении уровня сфор-мированности профессиональных компетенций после прохождения произ-
водственной практики (от 3,87 до 4,62 %) и их однородности в эксперименте (от 3,29 до 4,85 %). При этом уменьшение величин среднеквадратичного отклонения исходных (контрольных), промежуточных и итоговых данных (о(к) (0,06) < о(п) (0,13) < о(и) (0,18)), полученных в ходе производственной практики, позволяет судить об эффективности формирования профессиональной готовности специалистов к инклюзивному экологическому образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, в ходе профессиональной подготовки специалистов среднего звена, проводимой на базе Самарского социально-педагогического колледжа (специальность 44.02.04 «Специальное дошкольное образование»), осуществлялось формирование профессиональной готовности к организации инклюзивного экологического образования детей с особыми образовательными потребностями, что повышало эффективность и качество деятельности будущих педагогов.
Список литературы
1. Трапицын, С. Ю. Роль и место университетов в экономике знаний / С. Ю. Тра-пицын // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. - 2014. - № 3-4. -С. 72-79.
2. Соломин, В. П. Актуальные проблемы модернизации педагогического образования / В. П. Соломин // Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях социокультурной модернизации образования : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Санкт-Петербург, 19-20 ноября 2013 г.). -СПб. : ТЕССА, 2013. - Вып. 12. - С. 11-22.
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 03.12.2015. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons (дата обращения: 10.02.2016).
4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. - М. : Русский язык, 1981. - Т. 1. - 700 с.
5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка (онлайн-версия) / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - URL: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov.htm (дата обращения: 28.02.2016).
6. Новиков, В. В. Социальная психология / В. В. Новиков. - М. : Изд-во Ин-та психотерапии, 2003. - 345 с.
7. Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. для высших учебных заведений / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 376 с.
8. Асмолов, А. Г. Деятельность и установки / А. Г. Асмолов. - М., 1979. - С. 151.
9. Дурай-Новикова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Дурай-Новикова К. М. - М., 1983. - 18 с.
10. Сластенин, В. А. Формирование социально активной личности: общая концепция исследования / В. А. Сластенин. - М. : Просвещение, 1997. - 224 с.
11. Тимонин, А. И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства : дис. ... канд. пед. наук / Тимонин А. И. -Ярославль, 1995.
References
1. Trapitsyn S. Yu. UNIVERSUM: Vestnik Gertsenovskogo universiteta [UNIVERSUM: Bulletin of Gertsen University]. 2014, no. 3-4, pp. 72-79.
2. Solomin V. P. Problemy razvitiya metodiki obucheniya biologii i ekologii v usloviyakh sotsiokul'turnoy modernizatsii obrazovaniya: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (g. Sankt-Peterburg, 19-20 noyabrya 2013 g.) [Problems in biology and ecology teaching methodology development in conditions of educational modernization: pro-
ceedings of the International scientific and practical conference (Saint-Petersburg, 19th-20th November 2013)]. Saint-Petersburg: TESSA, 2013, iss. 12, pp. 11-22.
3. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 03.12.2015 [The message of the President of RF to the Federal Assembly from 03.12.2015]. Available at: http://www. consultant.ru/document/cons (accessed February 10, 2016).
4. Dal' V. I. Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka [Explanatory dictionary of the Great Russian language]. Moscow: Russkiy yazyk, 1981, vol. 1, 700 p.
5. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka (onlayn-versiya) [Explanatory dictionary of Russian language (online edition)]. Available at: http://www. classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov.htm (accessed February 28, 2016).
6. Novikov V. V. Sotsial'naya psikhologiya [Social psychology]. Moscow: Izd-vo In-ta psikhoterapii, 2003, 345 p.
7. Andreeva G. M. Sotsial'naya psikhologiya: ucheb. dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy [Social psychology: textbook for universities]. Moscow: Aspekt Press, 2001, 376 p.
8. Asmolov A. G. Deyatel'nost' i ustanovki [Activity and sets]. Moscow, 1979, p. 151.
9. Duray-Novikova K. M. Formirovanie professional'noy gotovnosti studentov k pedago-gicheskoy deyatel'nosti: avtoref. dis. d-ra ped. nauk [Developing professional readiness of students to pedagogical activity: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the doctor of pedagogical sciences]. Moscow, 1983, 18 p.
10. Slastenin V. A. Formirovanie sotsial'no aktivnoy lichnosti: obshchaya kontseptsiya issledovaniya [Developing socioactive personality: the general conception of the research]. Moscow: Prosveshchenie, 1997, 224 p.
11. Timonin A. I. Formirovanie gotovnosti budushchego uchitelya k ispol'zovaniyu igry kak pedagogicheskogo sredstva: dis. kand. ped. nauk [Developing of future teacher's readiness to use games as a medagogical means: dissertation to apply for the degree of the candidate of pedagogical sciences]. Yaroslavl', 1995.
Колыванова Лариса Александровна кандидат педагогических наук, доцент, кафедра биологии, экологии и методики обучения, Самарский государственный социально-педагогический университет (Россия, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26)
E-mail: larisaleksandr@yandex.ru
Носова Тамара Михайловна доктор педагогических наук, профессор, кафедра биологии, экологии и методики обучения, Самарский государственный социально-педагогический университет (Россия, г. Самара, ул. Антонова-Овсеенко, 26)
E-mail: larisaleksandr@yandex.ru
Плотцева Светлана Александровна преподаватель, Самарский социально-педагогический колледж (Россия, г. Самара, ул. Крупской, 18)
E-mail: lana_11.87@mail.ru
Kolyvanova Larisa Alexandrovna Candidate of pedagogical sciences, associate professor, sub-department of biology, ecology and teaching methods, Samara State Sociopedagogical University (26 Antonova-Ovseenko street, Samara, Russia)
Nosova Tamara Mikhalovna Doctor of pedagogical sciences, professor, sub-department of biology, ecology and teaching methods, Samara State Sociopedagogical University (26 Antonova-Ovseenko street, Samara, Russia)
Plotсеva Svetlana Alexandrovna Teacher, Samara Sociopedagogical College (18 Krupskaya street, Samara, Russia)
УДК 376.112.4 Колыванова, Л. А.
Формирование готовности к инклюзивному экологическому образованию в профессиональной подготовке студентов социально-педагогического колледжа / Л. А. Колыванова, Т. М. Носова, С. А. Плотцева // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2016. - № 4 (40). - С. 136-145. БОТ: 10.21685/2072-3024-2016-4-14