УДК 37. 013. 42
Shatalova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul Russia), E-mail: [email protected]
TRAINING OF STUDENTS TO SOCIAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY IN CONDITIONS OF A CENTER OF ASSISTANCE TO CHILDREN WITHOUT PARENTAL CARE. The article examines and actualizes problems of preparing students for social and pedagogical activity in conditions of a center that helps children without parental care in the course of practice. Production practice is one of the stages of professional training of future specialists, majoring in "Pedagogy and psychology of deviant behavior" and social teachers. During the professional practical work, in terms of the center for children' support, a significant part of the work of students is the formation of cognitive interest, personal groWth, favorable microclimate in the children. The researchers propose a social and pedagogical program to harmonize relations in groups of pupils of the center for helping children left without parental care, which has been tested in the course of practical training, revealed its effectiveness.
Key words: training, harmonious relations, positive potential, socio-pedagogical program, children without parental care.
Е.А. Шаталова, канд. пед. наук, доц. каф. педагогики, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» (АлтГПУ),
г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В данной статье рассматриваются и актуализируются проблемы подготовки студентов к социально-педагогической деятельности в условиях центра помощи, детям оставшихся без попечения родителей в процессе прохождения практики. Производственная практика - является одним из этапов профессиональной подготовки будущих специалистов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», социальных педагогов. Во время прохождения производственной практики в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, значимой частью работы студентов является деятельность по формированию познавательного интереса, личностного роста, благоприятного микроклимата в детском коллективе. Нами предложена социально-педагогическая программа по гармонизации отношений в группах воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, апробированная в процессе прохождения производственной практики, выявлена её эффективность.
Ключевые слова: подготовка, гармоничные отношения, позитивный потенциал, социально-педагогическая программа, дети, оставшиеся без попечения родителей.
Анализируя особенности воспитания и развития детей и подростков в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, следует подчеркнуть, что именно эти заведения, в которых находятся дети и подростки, по тем или иным причинам оставшиеся без попечения родителей, являются на сегодняшний день наиболее распространенным типом воспитательных учреждений.
Не смотря на практическую значимость научного рассмотрения данной темы, особенности социальной ситуации развития детей и подростков в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социально-педагогические вопросы, касающиеся данных учреждений, требуют научно-исследовательской практики.
Вопросами воспитания и развития в детском коллективе и его влиянием на формирование личности ребёнка занимались педагоги и психологи, такие как Э. Берн, Я. Морено, М. Ментс, Е.И. Рогов, Д. Соколова, Л.М. Шипицына и др.
В условиях модернизации системы образования деятельность социального педагога в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, становится особенно значимой и востребованной. Анализ литературы и практики показывает, что деятельность социального педагога в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в сущности, сводится к охранно-защитным мероприятиям: адаптация, интеграция ребёнка, определение статуса ребёнка, составление индивидуальной программы в развития воспитанника, реабилитация, представление интересов ребёнка в правозащитных и административных органах.
Поступая в центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, каждый ребёнок несет отпечаток той социальной среды, в которой он находился ранее. Учитывая особенности подросткового возраста, каждый из воспитанников - личность, вносящая в группу свои правила, привычки, сформировавшиеся навыки. В результате этого в группе воспитанников Центра, происходит разобщенность, отторжение отдельных ребят, что является препятствием для гармоничного развития личности и обосновывает необходимость в организации социально-педагогической деятельности по созданию благоприятного психологического климата в группе воспитанников Центра [1, с. 19 - 20].
Для определения эффективности деятельности социального педагога по формированию гармоничных отношений в группах воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. Экспериментальной базой нашего исследования стал центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей города Барнаула Алтайского края. Для проведения экспериментальной работы была сформирована группа, в которую вошли 15 воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Исследование было организовано в несколько этапов:
1. Изучение группы респондентов, с применением батареи тестов (социометрия, референтометрия, методика «Цветопись», методика «Диагностика атмосферы»).
2. Разработка и апробация социально-педагогической программы «СИМФОНИЯ» по формированию гармоничных взаимоотношений в группах воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
3. Оценка результативности социально-педагогической программы по формированию гармоничных отношений в группах воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «СИМФОНИЯ».
На первом (констатирующем) этапе эксперимента, проводится ряд диагностических методик:
Социометрия - выявляется мнение, отношение, позицию каждого участника группы по поводу того или иного события, явления, значимого для общества, оцениваются, сравниваются партнеры по взаимодействию.
Референтометрия - опрос в традиционной форме, проводится индивидуально. Такая форма исследования позволяет получить большой массив дополнительных данных, которые могут служить ценным фоновым материалом по отношению к самим референтометрическим выборам.
Методика «Цветопись» (А.Н. Лутошкин) - направлена на оценку эмоциональных состояний через периодический замер.
Методика «Диагностика атмосферы». Данная методика направлена на замер атмосферы в группе, то есть динамическую составляющую психологического климата можно с помощью несложной методики, противоположных по смыслу пар слов.
Эффективность вышеперечисленных методов заключается в том, что их применение в социально-педагогической практике позволяет создать в группе воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, гармоничные взаимоотношения и благоприятный микроклимат в коллективе.
На втором этапе (основном) нашего опытно-экспериментального исследования была разработана и апробирована социально-педагогическая программа по формированию гармоничных взаимоотношений в группах воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей «СИМФОНИЯ».
Социально-педагогическая программа включает в себя основные подходы к групповой работе с детьми и подростками по формированию гармоничных взаимоотношений, психологически благоприятного климата в группе.
Цель программы - способствовать раскрытию и развитию сущности воспитанника, его позитивного потенциала, формируя гармоничные взаимоотношения и благоприятный микроклимат в коллективе.
В процессе реализации социально-педагогической программы мы опирались на сказкотерапию и психодраматический подход. Благодаря сказкотерапии дети учились решать возникающие проблемы, управлять своими эмоциями, а также взаимодействовать с педагогами. Психодрама включена в структуру программы, так как она является человеческим обществом в миниатюре и способствует открытию новых сторон личности ребёнка.
Через вышеуказанные методики, педагоги формируют в группе воспитанников благоприятный психологический климат, на основе которого выстраиваются все воспитательные процессы в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Социально-педагогическая программа состоит из 4-х блоков:
Блок № 1. Личностный. Цель: повышение способности воспитанников к самопознанию, первичной ориентации в личностных особенностях, тренировки безоценочного восприятия своих качеств и качеств участников группы (10 занятий).
Блок № 2. Эмоциональный. Цель: развитие углубленного понимания себя, умения обращать внимание на свое эмоциональное состояние других, расширение словаря чувств, развитие чувства эмпатии, тренировка безоценочного принятия эмоций, формирование навыка выражения их в социально приемлемой форме, повышение эмоциональной зрелости воспитанников (10 занятий).
Блок № 3. Социальная активность. Цель: развитие социальной самоидентификации, знакомство воспитанников с различными социальными ролями и обучение навыкам, способствующим успешному взаимодействию воспитанников в различных типовых ситуациях (10 занятий).
Блок № 4. Коммуникативный блок. Цель: формирование навыков общения, отработки умения слушать, высказывать свою точку зрения, находить компромиссное решение, аргументировать и отстаивать свою позицию (10 занятий).
Программа «СИМФОНИЯ» рассчитана на детей и подростков 9 - 13 лет, в случаи необходимости возможна работа с разновозрастными группами. Размер группы составляет от 10-13 человек. Групповые занятия, с периодичность один раз в неделю (по 45 минут), были организованы с учетом расписания уроков и распорядка дня воспитанников. Каждое занятие организовано по четкой структуре, состоящей изЗ-хчастем:вводная чости(размин км);основнаячасть (рабочая); завершающая часть. По окончании реализации социально-педагогической про-грамчычСИМФСаИЯ»Зыли получевы следзющие оаззюыат усисазиаов: «Мне очень нравится приходить на занятия, я узнаю много нового о себе»; «Здесь думаешь, о той квкзчти дальша»; иМне оченв нрачизия, зонда ня занятии меня выбирают играть роль в сценке».
ТракиВ ызачсашечмадслед она ним вкпючалкакест вннаыНаколсзасихев-ный анализ полученных результатов.
Методичи«Цвееозисн», Шезолктачы аиагнавтдкя музпыподыасткмвпо данной методике показали, что по окончании эксперимента заметно выросли показатели по выражению тыкюгочаетpoаниткaийocтотждччoдчaмпpзeние, радоминоо настроение, спокойное настроение, снизились показатели по проявлению такого на смромнин,нак рывнадушное, тр eвыжнанчбазмaзлычрoе.
Методика «Диагностика атмосферы». В таблице 1 представлены резуль-татм1 оквгнонтнки с^миосФ«рыз)юпме зocзитaй^(икшцавтpа памощмдмтям, оставшимся без попечения родителей, проведенных на констатирующем и фор-ми;ющм э ксодрвнечаах.
Таблица 1
Результаты методики «Диагностика атмосферы» «гюсапцчюcпмрaнчик«в
Анализируя полученные результаты по методике «Диагностика атмосферы» мы видим заметное улучшение обозначенных показателей. Так по показателю «дружелюбие» отмечаются изменения - с 11% до 19%, по показателю «сотрудничество» - с 5% до 19%, по показателю «холодность» - с 14% до 7%, по показателю «непродуктивность» - с 11% до 7%.
Методика «Социометрия» (рис. 1). По результатам социометрического опроса в группе детей и подростков, до проведения эксперимента было установлено, что в группе преобладает разобщенность, отсутствие лидера, коллектив разделился на микро группы, одна из которых пытается подавить остальных. Отверженные дети держатся обособленно, замкнуты.
После реализации социально-педагогической программы было замечено полное отсутствие отверженных детей и подростков, 12 человек составили группу принятых, и выявился лидер.
Анализируя индивидуаль зые бе седы с воспитанниками, наблюдая за желанием отдельных воспитанников Центра позитивно проявить себя в деятельности и взаимоотношениях - было установлено, что ребята нуждаются в помощи, которая будет способствовать самораскрытию, установлению позитивных отношений ко взедслызо, каммучикатидчих навыков, то есть созданию бла-
гоприятного психологического климата как в группе воспитанников, так и в кол-зсативхЦшнтра в цзком.
Приведённые выше диагностические методики позволяют получить нередко скр ытрю от чкпосредснвачноroPббаюаачиличформацию о межличностных отношениях в группе воспитанников центра помощи детям, оставшимся без по-вечхчиы з^^н^е^лд, оцмнизькмоцыонапькот снчтояние участников и измерить диагностическую составляющую благоприятного микроклимата - атмосферу в группе.
Разработанная социально-педагогическая программа «СИМФОНИЯ», со-чдaнаипeнрaнчнамцдмeсин0бр0cрз0р,нм)рнащ ихся в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, с учетом их особенностей и форм жизне-. Фаолаэкcпннимзчтмльнай работыподтвердилась эффективность предложенной социально-педагогической программы, она способствует созда-чыюмате нкчнлlхвзaнlтeмт ндзeчийхгт«пгж, баага приятному психологическому климату, качественному изменению всех воспитанников центра помощи детям, останшамсв за попечечмидсдйталеа и ныдаччом этапе является значимой составляющей всего воспитательного процесса в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Содействует не только созданию гармоничного взаимодействия в группе, но и способствует успешной социализации выпускни-
Анализ результатов производственной практики, практики по получе-дищ гшмфзccюoнюлонь/x унвннйюояа/та трофессиональной деятельности в социально-педагогических учреждениях, позволяет заключить, что проведённая работа будущими социальными педагогами способствовала закреплению и углублению теоретических знаний, практическому их исполь-зззачкю,пююбзазехцюлавнога опытапавнаимодействию социальных педагогов с воспитанниками центра помощи детям, оставшимся без попечения ВС^М^т^а^й н, з. Я8].
Профессиональная среда, в которой находились будущие специалисты, дало соызожчосвь мм неиоаько освбчтчcпeцвфику социально-педагогической деятельности, но и создала предпосылки для развития профессиональ-чых канечтв^отмалачвй п^^нзчист^ц^^ч^ - брдущих социальных педагогов [3, с. 300].
Тккчм обрачом, в иопаопытно-скы^^з^л^ытальной работы мы пришли к выводу, что работа с детьми и подростками в процессе прохождения произ-водктвннной практнни па саезчалччо разчакотаччой социально-педагогической программе способствует эффективной подготовке будущих специалистов - социальных педагогов к работе с детьми и подростками в условиях центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Пoмюоmeым Результаты, КЭ Результаты,ФЭ
Продуктивность 10% 15%
Теплота 12% 19%
Сотрудниче с™ %% 19%
Заинтересованность 10 % 16%
Открытость 7% 15%
З амсаюисть 5% ЭЭ6
Нздвырочел атнчносзь 7% %%
Отсутствие сотрудничества 7% 5%
Хмлсдчонть 14% /6%
Нзп«адоктнкчювтч 11% 56/
Враждебность 8% 5%
Дружелюбие 11% 19%
Рио1.Результатыметодики«Социометрия»вгруппевоспитанников
Библиографический список
1. Шипицына Л.М., Казакова Е.Н. Комплексное сопровождение и коррекция детей - сирот; социально экономические проблемы текст. Санкт-Петербург, 2000: 18 - 30.
2. Шаталова Е.А. Подготовка студентов к социально-педагогической профилактике гаджет-аддикций подростков в процессе прохождения производственной практики. Almamater. 2018; 12: 35 - 38.
3. Шаталова Е.А. Подготовка будущих социальных педагогов в процессе прохождения летней педагогической практики к профилактике наркозависимости подростков. Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2013; 13: 299 - 303.
References
1. Shipicyna L.M., Kazakova E.N. Kompleksnoe soprovozhdenie i korrekciya detej- sirot; social'no 'ekonomicheskie problemy tekst. Sankt-Peterburg, 2000: 18 - 30.
2. Shatalova E.A. Podgotovka studentov k social'no-pedagogicheskoj profilaktike gadzhet-addikcij podrostkov v processe prohozhdeniya proizvodstvennoj praktiki. Almamater. 2018; 12: 35 - 38.
3. Shatalova E.A. Podgotovka buduschih social'nyh pedagogov v processe prohozhdeniya letnej pedagogicheskoj praktiki k profilaktike narkozavisimosti podrostkov. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 13: 299 - 303.
Статья поступила в редакцию 05.07.19
УДК 316.324.8
Ivanova M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
FEATURES OF THE CRISIS COMPLETION OF SPORTS CAREER (CASE STUDY OF STUDENTS IN INSTITUTE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS).
The article is dedicated to a topical problem related to the state of athletes who have completed their professional activities. The empirical research conducted on the basis of the Altai State Pedagogical University shows features of the psychological state of students-athletes at the end of sports career, as well as ways to overcome the adverse psychological states. The article presents psychological, pedagogical and organizational conditions of support of students-athletes at the end of their careers. It is noted that in the sports career there are crises and they are most clearly manifested in the transition from one stage of professional development to another. The author proves the rationality of the choice of the contents of forms, means, methods of support of students-athletes in crisis periods. The role of teachers in work with students-athletes is defined. The presented experience and results of the study allow to determine the promising directions of solving this problem. Key words: career, sports career, stages of sports career, crisis, problems of overcoming crisis, pedagogical support.
М.М. Иванова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ КРИЗИСА ЗАВЕРШЕНИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА)
Статья посвящена актуальной проблеме, связанной с состоянием спортсменов завершивших свою профессиональную деятельность. На основе эмпирического исследования, проведенного на базе Алтайского государственного педагогического университета, выявлены особенности психологического состояния студентов-спортсменов при завершении спортивной карьеры, а также определены способы преодоления неблагоприятных психических состояний. В статье представлены психолого-педагогические и организационные условия сопровождения студентов-спортсменов при завершении карьеры. Автором обоснована рациональность выбора содержания форм, средств, методов сопровождения студентов-спортсменов в кризисные периоды. Определена роль педагогов в работе со студентами-спортсменами. Представленный опыт и результаты работы исследования позволяют определить перспективные направления решения данной проблемы.
Ключевые слова: карьера, спортивная карьера, этапы спортивной карьеры, кризис, проблемы преодоления кризиса, педагогическое сопровождение.
В различных сферах профессиональной деятельности возникают кризисы, которые оказывают влияние на дальнейшую карьеру. Кризис является своего рода «точкой бифуркации», переломным моментом в профессиональном онтогенезе личности, поскольку представляет собой этап, содержащий противоречие актуальной деятельности (Л.И. Анцыферова, В.В. Столин, Н.В. Гришина, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.). В спортивной карьере, как и в другой области, существуют кризисы, наиболее ярко они проявляются при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Кризисы протекают, как правило, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако происходящая перестройка ценностных структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, анализ и коррекция социально-профессиональной позиции ведут к изменению взаимоотношений с окружающими, а в отдельных случаях - к смене профессии. Преодоление этого противоречия приобретает решающее значение для дальнейшего успешного продолжения спортивной карьеры, определяя новые векторы профессионального развития [1; 2].
В отечественной и зарубежной психологии существуют различные подходы к периодизации карьеры, на основе синтеза данных подходов, мы выделили следующие этапы профессиональной карьеры: 1. Подготовка. 2. Старт. 3. Кульминация. 4. Финиш (К.А. Абульханова-Славская, А.К. Маркова, Н. Джисберс, Л.Д. Столяренко и др.).
В спортивной психологии данные этапы дополнены с учетом специфики профессиональной деятельности (этапы: начала спортивной специализации; перехода к углубленной тренировке в избранном виде спорта; перехода из массового спорта в спорт высших достижений; перехода из юношеского спорта во взрослый спорт; перехода из спорта высших достижений в профессиональный спорт; перехода от кульминации к финишу спортивной карьеры; завершения спортивной карьеры и перехода к другой карьере). Каждому этапу соответствует кризис, идентичный названию этапа (Таблица 1). Важнейшая особенность кризисов-переходов - возможность прогнозирования и подготовки к ним.
В контексте исследования, особый интерес для нас представлял кризис завершения спортивной карьеры и перехода к другой. Данный кризис непосредственно связан с существенным изменением места спорта в жизни человека и как следствие необходимости перестройки образа «Я» и осознания ценности своей личности вне социальной роли спортсмена.
С целью выявления особенностей переживания кризисов в спортивной карьере нами было проведено исследование в Алтайском государственном педагогическом университете в Институте физической культуре и спорта. В настоящий момент в Институте физической культуры и спорта обучается более тысячи студентов и магистрантов. Институт работает в режиме стандарта многоуровневого обучения: бакалавриат (срок обучения 4 - 5 лет), магистратура (срок обучения -2 года). Институт осуществляет профессиональную подготовку учителей физической культуры, учителей основ безопасности жизнедеятельности, тренеров. В этой связи основная часть студентов института физической культуры и спорта являются профессиональными спортсмена. Зачастую период завершения спортивной карьеры приходится на период обучения в вузе, т. е. в возрастном периоде от 17 до 23 лет.
Испытуемыми являлись студенты, обучающиеся с первого по пятый курс, занимающиеся спортом более 5 лет, представители различных видов спорота (хоккей, биатлон, волейбол, бокс, вольная борьба, футбол, художественная гимнастика, дзюдо, спортивная акробатика, спортивная аэробика, пауэрлифтинг, плавание). В исследовании приняло участие 80 студентов (55 юношей и 25 девушек), завершивших на момент исследования спортивную карьеру. Возраст опрашиваемых составлял от 17 до 23 лет. Исследование проводилось в марте-апреле 2019 года в три этапа.
Нами была составлена анкета, состоящая из 20 вопросов. Разработанная нами анкета состояла из трех частей: вводной, основной, заключительной. Целью нашего исследования было получение информации о наличии трудностей у студентов-спортсменов при завершении спортивной карьеры, их потребностей в помощи в преодолении затруднений, а также способах помощи в данный период.