УДК 37.013.42
ББК Ч466.46 ГСНТИ 15.41.59; 14.25.05 Код ВАК 19.00.07; 13.00.01
С. В. Маст S. V. Mast Нижневартовск, Россия Nizhnevartovsk, Russia
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, КАК ОСОБАЯ ФОРМА ДЕВИАЦИИ
Аннотация. В статье охарактеризовано аддиктивное поведение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как особая форма девиации; даны в дихотомии сущностные характеристики понятий «де-виантное поведение», «аддиктивное поведение»; обозначены критерии их проявлений. Проблема аддиктивного поведения — социальная проблема, имеющая такие негативные последствия, как конфликт с окружающими, утрата работоспособности. Определено, что нереализованность в реальной жизни порождает зависимости как психологического, так и физиологического характера. При этом способы и формы аддиктивного поведения довольно разнообразны и зачастую носят патологический характер. В статье представлена разнообразная типология аддиктивного поведения, указаны социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловливающие развитие у них данного типа поведения. Обозначены способы профилактики аддиктивного поведения, связанные прежде всего с преодолением индивидуальных проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и направ-
ADDITIVE BEHAVIOR OF ORPHANS AND CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE AS A SPECIAL FORM OF DEVIATION
Abstract. The article characterizes additive behavior of orphans and children left without parental care as a special form of deviation, defines the essential aspects of the notions of "deviant behavior" and "additive behavior" and outlines the criteria of their manifestations. The problem of additive behavior is a social issue resulting in such negative aftereffects as conflict with the surrounding people and loss of working capacity. The author figures out that non-realization in real life brings about addictions of both psychological and physiological nature. And the methods and forms of addictive behavior may be varied and often have a pathological character. The article presents various approaches to classification of additive behavior, and singles out socio-psychological peculiarities of orphans and children left without parental care responsible for this type of behavior. The author outlines the methods of prevention of additive behavior connected, first of all, with overcoming individual problems of orphans and children left without parental care and targeted at decreasing the level of aggressiveness and anxiety, at formation of the habits of non-conflict behavior, self-regulation skills and development of adequate self-
ленные на снижение у них уровня агрессивности и тревожности, формирование навыков бесконфликтного поведения, способности к саморегуляции, становление адекватной самооценки. Особый интерес представляет материал статьи о практике внедрения в деятельность бюджетного учреждения, оказывающего помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, программ, направленных на профилактику деви-антного поведения воспитанников, подготовку и сопровождение приемных семей. В перспективе теоретико-методологические данные статьи в своих инвариантных характеристиках могут быть использованы в исследованиях по проблемам аддиктивного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях.
Ключевые слова: аддиктивное поведение; девиантное поведение; замещающие семьи; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; виды аддикции.
Сведения об авторе: Маст Светлана Викторовна.
Место работы: директор бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, „Аистёнок"», Нижневартовск, Россия.
Контактная информация: 628624, циональная, 24А.
E-mail: MastSV@dtsznhmao.ru.
esteem. The part of the article about the experience of implementation of programs aimed at prevention of deviant behavior of pupils and training and support for foster families in the activity of budgetary institutions catering for orphans and children left without parental care is of special interest. In future, theoretical and methodological materials of the article may be used in prospective research of additive behavior of orphans and children left without parental care brought up in foster families.
Keywords: addictive behavior; deviant behavior; foster family; orphans; children left without parental care; kinds of addiction.
About the author: Mast Svetlana Viktorovna.
Place of employment: Director of the Budgetary Institution of Khanty-Mansi Autonomous Okrug — Yugra "Center for Support of the Children without Parental Care Aistenok", Nizhnevartovsk, Russia.
Россия, г. Нижневартовск, ул. Интерна-
Динамизм социально-экономической жизни порождает психоэмоциональное напряжение. Дети
и подростки, теряя чувства безопасности и уверенности в завтрашнем дне, испытывая стресс и
© Маст С. В., 2017
дискомфорт, пытаются уйти от проблем действительности, прибегая к стратегиям аддиктивного поведения (далее — АП) [15; 20; 27; 28]. В настоящее время возникла необходимость глубокого анализа социальных и психолого-педагогических аспектов проблем АП детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также живущих в замещающих семьях. Ежегодно выявляется свыше 100 000 детей, оставшихся без попечения родителей [21, с. 3]. Наличие в замещающих семьях детей и подростков с АП требует осмысления причин АП и определения путей его эффективной профилактики.
Цель настоящей статьи — определить в дихотомии сущностные характеристики понятий «де-виантное поведение», «аддиктив-ное поведение»; обозначить критерии их проявлений; указать социально-психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловливающие развитие у них данного типа поведения; констатировать как актуальную проблему аддиктивного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих (приемных) семьях. В перспективе теоретико-методологический материал статьи в своих инвариантных характеристиках будет использован нами в исследованиях по пробле-
мам аддиктивного поведения проживающих в приемных семьях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, — наиболее уязвимая категория, подверженная социально-негативным воздействиям. Изучение их социально-психологических особенностей отражено в работах Н. Ф. Дивициной (2005), Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан (2005), И. Ф. Дементьевой (2003), Н. К. Ра-диной (2000), А. Г. Рузской, И. В. Дубровиной (1990) [11; 22; 10; 24; 23]. Многие воспитанники детских домов имеют отпечаток негативных последствий пребывания и воспитания в интернатных учреждениях. На это указывают Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан (2005), А. Г. Цебулевская (2003), Л. И. Божович (1986) [22; 3; 31]. Исследователями определены социально-психологические особенности детей-сирот, обусловливающие развитие девиант-ного поведения (И. Ф. Дементьева (2003); Н. Н. Толстых, А. М. Прихожан (2005); Г. М. Семья (2004) и др.) [10; 22; 25]. Необходимость профилактики девиантного поведения определяется наличием у воспитанников детских домов социальных и психолого-педагогических проблем, а также отсутствием у них должного социального опыта [2; 26; 29]. Исследователи пришли к мнению, что
имеются значительные сложности в рассмотрении девиантного поведения, обусловленные трудностями анализа взаимоотношений социального и биологического в генезисе девиаций [7; 12].
Авторы исследований используют понятие «девиантное поведение», приводя данные словарей [19; 28], например, Большого психологического словаря [4, а 16]: «Девиантное поведение (от лат. Deviato — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию».
Как правило, выделяются следующие оценочные критерии проявлений девиантного поведения: несоответствие установленным в обществе социальным нормам, негативная оценка поступков, действий или образа жизни личности со стороны других членов общества, нанесение реального ущерба самой личности и/или окружающим людям, наличие многообразных проявлений социальной дезадаптации, многократность, длительность и устойчивая повторяемость социально-негативных поступков [12; 18; 21; 32]. Учеными обозначены психологические особенности детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, определяющие вероятность формирования отклоняющегося поведения: повышенная тревожность, неадекватная самооценка, деструктивная линия поведения при межличностном общении, низкий уровень саморегуляции, самоуправления, самоконтроля и высокий уровень агрессивности [21]. Остается актуальным создание оптимальной, теоретически обоснованной концепции профилактики девиантного поведения у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатных учреждениях и замещающих семьях.
В оппозиции понятию «девиантное поведение» раскрывается понятие «аддиктивное поведение»: «Аддиктивное поведение — одна из форм девиантного (отклоняющегося) поведения, которое обуславливает формирование стремления к уходу от объективной реальности путем искусственного изменения психического состояния посредством приема определенных веществ или устойчивой фиксацией внимания на некоторых видах деятельности» [34].
Понятие «аддиктивное поведение» определяется и как особый тип форм деструктивного поведения: «Аддиктивное поведение (от англ. addiction — склонность, пагубная привычка; лат. addictus — рабски преданный) — особый тип форм деструктивного поведения, которое
выражается в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Синоним — аддикция. Выделяются основные виды аддикций: 1) злоупотребление одним или несколькими веществами, изменяющими состояние сознания, например: лекарства, наркотики, алкоголь, различные яды; 2) увлечение азартными играми, в том числе компьютерными; 3) сексуальное аддиктивное поведение; 4) голодание и переедание; 5) „трудоголизм"; 6) длительное прослушивание музыки, основанной на ритмах. При формировании аддикции происходит редукция межличностных эмоциональных отношений. В узком смысле аддиктивное поведение ограничивается только одним видом аддикции» [4].
Проблема АП рассматривается специалистами разных областей. Так, в медицине распространено понимание АП как злоупотребления веществами, которые изменяют психическое состояние [17]. В последнее время в медицине расширяется понятие «ад-диктивное поведение» в связи с появлением новых форм зависимости, не связанных с химическими веществами. В психологии АП определяется как вариант деструктивного поведения, связанного со стремлением уйти от реальности путем искусственного изменения психического состоя-
ния через прием определенных веществ или постоянную фиксацию внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций [15]. Данная трактовка понятия «ад-диктивное поведение» активно употребляется в специальной литературе, диссертационных исследованиях; термины «аддик-тивное поведение», «аддикция», «зависимое поведение», «зависимость» используются в качестве синонимов [10; 14; 21; 28]. Ад-диктивное поведение — это и социальная проблема, так как в выраженной форме приводит к утрате работоспособности, уходу от реальности, к нарастающей изоляции от других людей. Ад-дикция становится способом ухода от реальной жизни и порождает тяжелые зависимости как психологического, так и физиологического характера.
Типология АП разнообразна. Как правило, критерий типологии — вид аддиктивного агента. Распространена химическая ад-дикция, т. е. злоупотребление веществами, изменяющими психическую деятельность (психоактивные вещества — ПАВ) [8; 27]. Особое внимание уделяется нехимическим аддикциям [9]. Первую классификацию нехимических аддикций предложил Ц. П. Короленко [14]. К ним он отнес азартные игры, аддикцию отношений,
сексуальные, любовные, избегание, работоголизм, трату денег, ургентные аддикции. Описаны и другие нехимические аддикции: компьютерная аддикция, т1ете1-аддикция, 8Ш8-аддикция [1; 5; 28].
В научной литературе по проблемам АП отражены признаки и критерии аддикции. Как правило, исследователи учитывают следующие универсальные компоненты АП: особенность, рост толерантности, эйфория, сверхценность, конфликт с окружающими и самим собой, симптомы отмены, рецидив [28, с. 17].
В специальной литературе определяется мотив личности, склонной к АП, — это стремление к активному изменению своего психического состояния, которое рассматривается как «скучное». Психофизиологическая суть ад-диктивного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заключается в неумении управлять своим психоэмоциональным тонусом. Такие дети восстанавливают психологический комфорт, выбирая искусственные изменения психического состояния.
Исследователи подчеркивают деструктивную сущность форм АП [8; 14]. Аддикты избегают общения, перестают обогащать свой жизненный опыт, ограничивают свои потенциалы, что приводит к личностной деградации.
На современном этапе при рассмотрении феномена зависимого поведения приоритет отдается комплексной биопсихосоциальной модели аддиктивного поведения [28, с. 19]. Считаем, что АП должно рассматриваться в культурологическом, социальном, правовом, психологическом, педагогическом, медико-биологическом аспектах.
Существует множество концепций аддикций. Большинство из них разработано в отношении химической зависимости [17; 27]. Анализ литературы показал, что среди традиционных причин АП в психологии обсуждаются следующие: нарушение в развитии личности [17], влияние социокультурных особенностей [20], образа жизни семьи и семейных отношений [33], выраженное протекание подросткового кризиса [35], деформация личности в результате нарушенных социальных отношений со взрослыми и сверстниками [13].
Считается, что проблема ад-диктивности большей частью касается подросткового возраста. По мнению одних исследователей, возрастной фактор не определяет аддикцию, другие полагают, что подростковый возраст — один из факторов риска формирования АП [16; 17; 27]. Указываются следующие особенности подросткового возраста, способствующие возникновению аддик-
ции: повышенный эгоцентризм, тяга к протесту, борьбе против авторитетов, стремление к неизвестному, стремление к самостоятельности, независимости, отрыву от семьи, незрелость нравственных убеждений, склонность преувеличивать степень сложности проблем, болезненное реагирование на пубертатные изменения, низкая стрессоустой-чивость наряду с многочисленными причинами возникновения стрессов [28, а 24—25].
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при сходных факторах часто демонстрируют различные модели поведения, что, несомненно, связано с индивидуальными особенностями конкретной личности [17; 20; 30; 33]. В этом случае возрастает роль замещающей семьи в передаче знаний, культурных и нравственных ценностей, помощи в социальной адаптации, содействии личностному росту детей, принятых на воспитание. Однако следует отметить, что не всегда, транслируя собственные взгляды и убеждения, семья помогает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, приобрести опыт, необходимый для решения проблем в реальности.
Компенсировать существующие противоречия в решении проблем замещающей семьи и детей, принятых на воспитание,
формировать в замещающей семье условия, оптимальные для ее развития и воспитания ребенка, предупреждать появление проблемных ситуаций, в том числе связанных с аддиктивным поведением, позволяет реализация специальных программ.
В бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, „Аистенок"» реализуется программа «Этнический туризм — позитивное мироощущение». Этнический туризм способствует ознакомлению воспитанников с историческими, культурными, природными и иными достопримечательностями Югры. Программа позволяет реализовать потенциал этнического туризма в рамках гуманитарного знания, в частности, в аспекте культурологического подхода, позволяющего воздействовать на формирование культуры детей и подростков.
Проблемы аддиктивного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, актуализируют необходимость создания условий для реализации познавательных интересов. Этнический туризм выступает как средство реализации этих интересов и формирования культуры воспитанников. Основными задачами реализации Программы являются создание у детей-сирот и детей, оставшихся без попече-
ния родителей, активной поведенческой установки на уверенное позиционирование себя в обществе; повышение эффективности профилактики АП; социализация названных детей через вовлечение в этнический туризм; воспитание любви к Югорской земле, ее людям и их традициям; обеспечение благоприятных, комфортных условий для организации свободного времени, досуга и отдыха; формирование навыков эффективной коммуникации; формирование позитивного мироощущения, воспитание толерантности.
На первом этапе реализации Программы (2017 г.) будут проведены мероприятия, связанные с методическим оснащением технологии: заключение соглашений о сотрудничестве с организациями, занимающимися отдыхом и туризмом на территории Нижневартовского района (Нижневартовский краеведческий музей им. Т. Д. Шу-ваева, этнографический парк-музей под открытым небом, село Варье-ган, Нижневартовский район; проект Анны Казанкиной из села Варьеган «Медвежий бор у реки Аган» и др.); подбор (разработка) туристических маршрутов с учетом возраста и интересов воспитанников, сбор информации о достопримечательностях Нижневартовского района, подбор и систематизация традиционных фольклорных праздников, ремесел и игр народов Севера.
На втором (основном) этапе (2017—2018 гг.) будут реализо-вываться мероприятия Программы по основным направлениям: познавательное, культурно-спортивное, декоративно-прикладное. В рамках данных направлений планируется проведение следующих мероприятий: экскурсии по достопримечательностям района, организованные силами сотрудников учреждения и специалистов-экскурсоводов; проведение познавательных мероприятий, приуроченных к праздничным датам города и района (интерактивные занятия, краеведческие конкурсы и викторины и др.); проведение спортивных мероприятий, способствующих развитию и популяризации национальных видов спорта коренных малочисленных народов Севера и др.; проведение мастер-классов по изготовлению национальных сувениров, поделок, блюд, элементов одежды; участие воспитанников в ежегодных национальных праздниках «День охотника и оленевода», «Прилет Серой вороны», праздник Обласа, в мероприятиях вечера «Чай у чувала», посвященного Международному дню музеев.
На третьем этапе (2019 г.) будет определена эффективность проведенных мероприятий, проведен мониторинг эффективности реализации Программы, дана аналитическая оценка качест-
венных и количественных изменений.
Осуществление программы «Этнический туризм — позитивное мироощущение», наряду с задачей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволяет решать и задачу последовательного вовлечения воспитанников в экскурсионно-туристическую и краеведческую деятельность; способствует ознакомлению с историческими, культурными, природными и иными достопримечательностями родного края, формирует чувства гражданственности, патриотизма, гордости за собственную историю и культуру, воспитывает любовь к Югорской земле.
Реализация программы «Этнический туризм — позитивное мироощущение» способствует социализации и активизации личностного ресурса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и открывает новые возможности взаимодействия с такими детьми.
Также специалистами учреждения разработана и реализуется Программа содействия семейному жизнеустройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, „Аисте-
нок"», на 2014—2017 гг. Данная Программа является практическим инструментом по подготовке граждан, желающих принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и последующему сопровождению замещающей семьи. Среди конечных результатов реализации Программы предполагаются следующие: увеличение количества детей, переданных в семьи граждан (жизнеустройство); увеличение количества потенциальных и действующих замещающих родителей, прошедших школу подготовки приемных родителей; увеличение количества потенциальных и действующих замещающих родителей с высоким уровнем специальных (воспитательных) родительских компетенций; увеличение количества обслуженных замещающих семей в рамках договора; увеличение количества кандидатов в замещающие родители, прошедших комплексную оценку.
Профилактика аддиктивного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует преодолению их индивидуальных проблем и позволяет выработать продуктивную стратегию разрешения жизненных ситуаций.
Литература
1. Андреев, А. С. Интернет-аддикция как форма зависимого поведения / А. С. Андреев, А. В. Анцыборов. — 2004.
2. Астоянц, М. С. Отношение к детям-сиротам: толерантность или отторжение? / М. С. Астоянц // Социальная педагогика. — 2005. — № 2. — С. 40—42.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М. : Просвещение, 1986. — 464 с.
4. Большой психологический словарь / под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зин-ченко. — М. : Прайм-Еврознак, 2003.
5. Бурлаков, И. В. Компьютерные игры / И. В. Бурлаков // Игра и дети. — 2005.
6. Бухановский, А. О. Болезнь зависимого поведения : метод. рек. / А. О. Бухановский [и др.]. —Ростов н/Д, 2001.
7. Гилинский, Я. И. Девиантность, преступность, социальный контроль / Я. И. Гилинский. — СПб. : Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. — 332 с.
8. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. — 2-е изд., стер. —М. : Москов. псих.-соц. ин-т ; Воронеж : Изд-во НПО МОДЭК, 2003. — 240 с.
9. Даренский, И. Д. Аддиктология как научная дисциплина и область практической деятельности / И. Д. Даренский // Аддиктология. — 2005 — № 1. — С. 8— 13.
10. Дементьева, И. Ф. Социальная адаптация детей-сирот / И. Ф. Дементьева // Социальная педагогика. — 2003. — № 2. — С. 64—73.
11. Дивицина, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками : конспект лекций / Н. Ф. Дивицина. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. — 288 с.
12. Клейберг, Ю. А. Девиантное поведение в вопросах и ответах / Ю. А. Клей-берг. — М. : Моск. псих. -соц. ин-т, 2006. — 304 с.
13. Кон, И. С. Психология ранней юности : кн. для учителя / И. С. Кон. — М. : Просвещение, 1989. — 254 с.
14. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение: общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обзор. психиатр. и мед. психол. — 1991. — № 1. — С. 8—113.
15. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. — Новосибирск : Наука Сиб., 1990. — 222 с.
16. Леонова, Л. Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте : учеб.-метод. пособие / Л. Г. Леонова, Н. Л. Бочкарева ; под ред. Ц. П. Короленко. — Новосибирск : НМИ, 1998. — 41 с.
17. Личко, А. Е. Подростковая наркология / А. Е. Личко, В. С. Битенский. — Л. : Медицина, 1983. — 256 с.
18. Манапова, Е. И. Психология девиант-ного поведения / Е. И. Манапова. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2004. — 143 с.
19. Матусевич, М. С. Организация профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте / М. С. Матусевич, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 958—960.
20. Менделевич, В. Д. Психология деви-антного поведения : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. — М. : МЕДпресс, 2001. — 432 с.
21. Музаева, Ю. А. Минимизация проблемных полей в педагогической профилактике девиантного поведения детей-сирот в детском доме : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Музаева Ю. А. — Омск, 2007. — 29 с.
22. Прихожан, А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2005. — 400 с.
23. Психологическое развитие воспитанников детского дома / под. ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской ; науч.-исслед. инт общ. и пед. психологии Акад. пед. наук. СССР. — М. : Педагогика, 1990. — 264 с.
24. Радина, Н. К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях и в семье / Н. К. Ра-дина // Развитие личности. — 2000. — № 3. — С. 23—33.
25. Семья, Г. Основы психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Г. Семья // Развитие личности. — 2004. — № 1. — С. 71—86.
26. Сидорова, Л. К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей / Л. К. Сидорова. — М. : Айрис-пресс, 2004. — 237с.
27. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма : учеб. пособие / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. — М. : Академия, 2003. — 176 с.
28. Симатова, О. Б. Первичная психолого-педагогическая профилактика аддик-тивного поведения подростков в условиях средней общеобразовательной школы : дис. ... канд. психол. наук / Симатова О. Б. — Иркутск, 2008. — 213 с.
29. Стурова, М. П. Девиантное поведение несовершеннолетних как педагогическая проблема / М. П. Стурова, В. И. Силенков // Педагогика. — 1999. — № 7. — С. 38—41.
30. Тростанецкая, Г. Социальные сироты в нашем обществе / Г. Тростанецкая // Социальная педагогика. — 2003. — № 4. — С. 3—8.
31. Цебулевская, А. Г. Влияние среды на воспитание личности / А. Г. Цебулевская // Детский дом. — 2003. — № 3. — С. 25—29.
32. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. — М. : Академический проект : Трикста, 2005. — 336 с.
33. Эйдемиллер, Э. Г. Семейная психотерапия / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстиц-кис. — Л. : Медицина, 1989. — 192 с.
34. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. — М., 2013.
35. Эриксон, Э. Детство и общество : пер. с англ. / Э. Эриксон ; ред. А. А. Алексеев. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Речь, 2000. — 416 с.
References
1. Andreev, A. S. Internet-addiktsiya kak forma zavisimogo povedeniya / A. S. Andreev, A. V. Antsyborov. — 2004.
2. Astoyants, M. S. Otnoshenie k detyam-sirotam: tolerantnosf ili ottorzhenie? / M. S. Astoyants // Sotsial'naya pedagogika. — 2005. — № 2. — S. 40—42.
3. Bozhovich, L. I. Lichnost' i ee formiro-vanie v detskom vozraste / L. I. Bozhovich. — M. : Prosveshchenie, 1986. — 464 s.
4. Bol'shoy psikhologicheskiy slovar' / pod. red. B. G. Meshcheryakova, V. P. Zinchen-ko. — M. : Praym-Evroznak, 2003.
5. Burlakov, I. V. Komp'yuternye igry / I. V. Burlakov // Igra i deti. — 2005.
6. Bukhanovskiy, A. O. Bolezn' zavisimogo povedeniya : metod. rek. / A. O. Bukhanovskiy [i dr.]. —Rostov n/D, 2001.
7. Gilinskiy, Ya. I. Deviantnost', prestup-nost', sotsial'nyy kontrol' / Ya. I. Gilinskiy. — SPb. : Izd-vo R. Aslanova «Yuridi-cheskiy tsentr Press», 2004. — 332 s.
8. Gogoleva, A. V. Addiktivnoe povedenie i ego profilaktika / A. V. Gogoleva. — 2-e izd., ster. —M. : Moskov. psikh.-sots. in-t ; Voronezh : Izd-vo NPO MODEK, 2003. — 240 s.
9. Darenskiy, I. D. Addiktologiya kak nauchnaya distsiplina i oblast' prakticheskoy deyatel'nosti / I. D. Darenskiy // Addiktolo-giya. — 2005 — № 1. — S. 8—13.
10. Dement'eva, I. F. Sotsial'naya adapta-tsiya detey-sirot / I. F. Dement'eva // Sotsial'naya pedagogika. — 2003. — № 2. — S. 64—73.
11. Divitsina, N. F. Sotsial'naya rabota s ne-blagopoluchnymi det'mi i podrostkami : konspekt lektsiy / N. F. Divitsina. — Rostov n/D : Feniks, 2005. — 288 s.
12. Kleyberg, Yu. A. Deviantnoe povedenie v voprosakh i otvetakh / Yu. A. Kleyberg. — M. : Mosk. psikh.-sots. in-t, 2006. — 304 s.
13. Kon, I. S. Psikhologiya ranney yunosti : kn. dlya uchitelya / I. S. Kon. — M. : Prosveshchenie, 1989. — 254 s.
14. Korolenko, Ts. P. Addiktivnoe povede-nie: obshchaya kharakteristika i zakonomer-nosti razvitiya / Ts. P. Korolenko // Obzor. psikhiatr. i med. psikhol. — 1991. — № 1. — S. 8—113.
15. Korolenko, Ts. P. Sem' putey k katas-trofe: destruktivnoe povedenie v sovremen-nom mire / Ts. P. Korolenko, T. A. Don-skikh. — Novosibirsk : Nauka Sib., 1990. — 222 s.
16. Leonova, L. G. Voprosy profilaktiki ad-diktivnogo povedeniya v podrostkovom vozraste : ucheb.-metod. posobie / L. G. Leonova, N. L. Bochkareva ; pod red. Ts. P. Korolenko. —Novosibirsk : NMI, 1998. — 41 s.
17. Lichko, A. E. Podrostkovaya narkolo-giya / A. E. Lichko, V. S. Bitenskiy. — L. : Meditsina, 1983. — 256 s.
18. Manapova, E. I. Psikhologiya deviant-nogo povedeniya / E. I. Manapova. — Omsk : Izd-vo OmGPU, 2004. — 143 s.
19. Matusevich, M. S. Organizatsiya profi-laktiki addiktivnogo povedeniya v podrost-kovom vozraste / M. S. Matusevich, L. P. Ma-karova, N. N. Plakhov // Molodoy uche-nyy. — 2014. — № 3. — S. 958—960.
20. Mendelevich, V. D. Psikhologiya de-viantnogo povedeniya : ucheb. posobie / V. D. Mendelevich. — M. : MEDpress, 2001. — 432 s.
21. Muzaeva, Yu. A. Minimizatsiya problem-nykh poley v pedagogicheskoy profilaktike deviantnogo povedeniya detey-sirot v detskom dome : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Muzaeva Yu. A. — Omsk, 2007. — 29 s.
22. Prikhozhan, A. M. Psikhologiya sirot-stva / A. M. Prikhozhan, N. N. Tolstykh. — 2-e izd. — SPb. : Piter, 2005. — 400 s.
23. Psikhologicheskoe razvitie vospitan-nikov detskogo doma / pod. red. I. V. Dubro-vinoy, A. G. Ruzskoy ; nauch.-issled. in-t obshch. i ped. psikhologii Akad. ped. nauk. SSSR. — M. : Pedagogika, 1990. — 264 s.
24. Radina, N. K. Izuchenie samoprinyatiya u detey, vospityvayushchikhsya v zakrytykh detskikh uchrezhdeniyakh i v sem'e / N. K. Radina // Razvitie lichnosti. — 2000. — № 3. — S. 23—33.
25. Sem'ya, G. Osnovy psikhologicheskoy zashchishchennosti detey-sirot i detey, ostav-shikhsya bez popecheniya roditeley / G. Sem'ya // Razvitie lichnosti. — 2004. — № 1. — S. 71—86.
26. Sidorova, L. K. Organizatsiya i soderzha-nie raboty s defmi-sirotami i det'mi, ostavshi-msya bez popecheniya roditeley / L. K. Sidorova. — M. : Ayris-press, 2004. — 237s.
27. Sirota, N. A. Profilaktika narkomanii i alkogolizma : ucheb. posobie / N. A. Sirota, V. M. Yaltonskiy. —M. : Akademiya, 2003. — 176 s.
28. Simatova, O. B. Pervichnaya psikho-logo-pedagogicheskaya profilaktika addiktiv-nogo povedeniya podrostkov v usloviyakh sredney obshcheobrazovatel'noy shkoly : dis. ... kand. psikhol. nauk / Simatova O. B. — Irkutsk, 2008. — 213 s.
29. Sturova, M. P. Deviantnoe povedenie nesovershennoletnikh kak pedagogicheskaya problema / M. P. Sturova, V. I. Silenkov // Pedagogika. — 1999. — № 7. — S. 38—41.
30. Trostanetskaya, G. Sotsial'nye siroty v nashem obshchestve / G. Trostanetskaya // Sotsial'naya pedagogika. — 2003. — № 4. — S. 3—8.
31. Tsebulevskaya, A. G. Vliyanie sredy na vospitanie lichnosti / A. G. Tsebulevskaya // Detskiy dom. — 2003. — №2 3. — S. 25—29.
32. Shneyder, L. B. Deviantnoe povedenie detey i podrostkov / L. B. Shneyder. — M. : Akademicheskiy proekt : Triksta, 2005. — 336 s.
33. Eydemiller, E. G. Semeynaya psikhote-rapiya / E. G. Eydemiller, V. V. Yustits-kis. — L. : Meditsina, 1989. — 192 s.
34. Entsiklopedicheskiy slovar' po psikho-logii i pedagogike. — M., 2013.
35. Erikson, E. Detstvo i obshchestvo : per. s angl. / E. Erikson ; red. A. A. Alekseev. — 2-e izd., pererab. i dop. — SPb. : Rech', 2000. — 416 s.