УДК 159.9
Ibragimova L.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkaа,
Russia), E-mail: [email protected]
Bagandova G.H. Cand. of Sciences (Psychology), senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkaа,
Russia), E-mail: [email protected]
CONFLICTOLOGICAL TRAINING OF EMPLOYEES OF THE STATE FIRE SUPERVISION AS A STRUCTURAL COMPONENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE. In the research paper the problem of conflict training officer of the State fire supervision in the didactic aspect is studied. The authors understand it as a structural component of the socio-psychological and special component of professional competence, as well as psychological conditions conflictological training State fire supervision. The research helps to analyze the results of the experiment on the conflictological training units of Fire Supervision Groups to overcome utility conflicts. The statistics shows that 25% of working time is lost for solving conflicts between the personnel. The research was held in Dagestan State Pedagogical University. The survey results suggest that factual vulnerability of the existence of conflicts in the activities of Fire Supervision Groups attested to the relevance of the inclusion of conflictological component in the composition of professional competence.
Key words: professional conflict, psychological conditions, State fire control, conflict tasks, conflictological competence, conflict training.
Л.А.Ибрагимова, канд. психол. наук, ст. преп. Дагестанского государственного педагогического университета
г. Махачкала, E-mail: [email protected]
Г.Х. Багандова, канд. психол. наук, ст. преп. Дагестанского государственного педагогического университета
г. Махачкала, E-mail: [email protected]
КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА КАК СТРУКТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
В статье рассматривается проблема конфликтологической подготовки сотрудника Государственного пожарного надзора в дидактическом аспекте как структурный компонент социально-психологической и специальной составляющей профессиональной компетентности, а так же психологические условия конфликтологической подготовки специалистов Государственного пожарного надзора. Анализируются результаты эксперимента по использованию конфликтологической подготовки сотрудников подразделений ГПН к преодолению служебных конфликтов. Результаты опроса позволяют утверждать, что фактологическая подтверждённость существования конфликтов в деятельности сотрудников ГПН свидетельствуют об актуальности включения конфликтологического компонента в состав профессиональной компетентности.
Ключевые слова: служебный конфликт, психологические условия, Государственный пожарный надзор, конфликтологические задачи, конфликтологическая компетентность, конфликтологическая подготовка.
Среди активно разрабатываемых проблем обеспечения пожарной безопасности выделяются методологические, которые призваны преодолеть трудности адаптации такой государственной структуры как Государственный пожарный надзор (ГПН) к новым общественно-политическим условиям. Традиционно принимаемые для сферы обеспечения пожарной безопасности правовая (властная), организационная (институциональная) и экономическая политики дополняются и психоэтическим направлением. Психоэтическая трактовка мер по обеспечению пожарной безопасности связана с тем, что эти меры включают и психологическую составляющую, как область продуманных конфликтно-консенсусных шагов, маневров, лавирования; вынужденных компромиссов, соглашений, уступок, нажимов и барьеров [1]. Обозначенное направление ориентирует всех специалистов, обеспечивающих подготовку специалистов для структур ГПН на смену акцентов в профессиональном пожарно-техниче-ском образовании с узко профессинальных (технических, юридических, экономических) на общеметодологические подходы (управленческие, педагогические, психологические).
ГПН как активно развивающая система, в настоящий момент переживает этап стабилизации. Дальнейшее его эффективное развитие и совершенствование зависит от устранения затрудняющих динамику роста факторов. Среди таких факторов значительное место имеют явления, связанные со служебными конфликтами (известно, что до 25% рабочего времени в структурах ГПН теряется из-за конфликтов). Руководство ГПН уделяет достаточное внимание воспитательной работе с кадровым составом: в нормативных документах формулируются первоочередные задачи воспитательной работы с кадрами и подразделениями ГПН. Воспитательная работа с личным составом по конфликтологическим проблемам является предметом внимания органов управления ГПН. Однако фактор административного ресурса не решает в полной мере задачу совершенствования профессионализма кадрового состава подразделений ГПН. Необходима целенаправленная конфликтологическая подготовка сотрудника ГПН, которая обеспечила бы оптимальное взаимодействие всех
сотрудников данного подразделения ГПН, качественное проведение текущих и внеплановых проверок, а так же комплексных пожарно-технических обследований, в целом деятельности по обеспечении пожарной безопасности с позиций психоэтической политики. В связи с этим, нуждается в специальном исследовании конфликтологическая подготовка как часть профессиональной компетентности специалиста органов ГПН: сущность, состав профессионально-важных с точки зрения управления служебным конфликтом качеств специалиста [2]. Научная разработка проблемы характеризуется наличием ряда трудов, посвященных конфликтологической подготовке (А.Я. Анцупов, О.Ю. Ефремов, У. Мастенбрук, Н.В. Самсонова, И.А. Скопылатов, Л.И. Уманский, Р.Х. Шакуров, И.А. Шипилов и др.); исследовались конфликты в деятельности дознавателя и следователя (А.К. Кротов); конфликты в трудовых коллективах (Н.В. Гришина); конфликтологическая культура педагога (В.И. Журавлев) [3]. Однако в прямой постановке проблема совершенствования конфликтологической подготовки как вида профессиональной компетентности не исследовалась, не выявились особенности конфликтологической подготовки сотрудника ГПН. Кроме того, очевидна важность задачи совершенствования уровня профессионализма работающих специалистов, которая решается построением системы повышения квалификации на местах, в региональных управлениях и на базе пожарно-технических вузов МЧС России [4]. При этом традиционно переносимая вузовская дидактика на процессы совершенствования профессиональной квалификации не может быть принята в силу возрастных, социальных, индивидуальных и личностных особенностей уже работающих специалистов по-жарно-технического профиля. Активно развивающееся направление в сфере обучения - андрагогика как обучение взрослых (Б.М. Бим-Бад, С.И. Змеев, М.Ш. Ноулз, П. Фюрте) - не была адаптирована к профессиональному обучению и повышению профессионализма сотрудников ГПН.
Для выявления конфликтогенных и конфликтных тенденций в функционировании ГПН были проведены опросы среди специалистов, работающих на разных уровнях СПб управления ГПС
Таблица 1
Результаты опроса специалистов ГПН
№ Вопрос Параметр Опрашиваемый контингент
Руководители n = 17 Сотрудники n = 123 Персонал n = 95
1 2 3 4 5 6
1 Конфликты на работе: Не происходили 26% 31% 9%
Происходили 74% 69% 91%
2 Частотность конфликтов Раз в год 31% 49% 77%
Раз в месяц 29% 14% 14%
Раз в неделю 9% 6% -
Каждый день 5% - -
Свой вариант - - -
3 Причины конфликтов Условия работы 10% - -
Недостатки в организации 35% 15% 5%
Несоответствие прав и обязанностей 2% 14% 10%
Низкий уровень дисциплины 5% 4% -
Незнание НПБ 1% 21% 50%
Нарушение НПБ 2% - 45%
Личная неприязнь 10% - -
Психологическая несовместимость 1% 5% -
Особенности характера 6% 5% 5%
Нарушение этики 1% 5% 20%
Нарушения с моей стороны 1% - -
4 Побуждение к конфликту Непонимание 14% 28% 35%
Защита от угроз - - 14%
Отстаивание интересов 11% 34% 27%
Стремление к признанию заслуг 4% - -
Стремление реализовать свои возможности 6% - 7%
Профессиональный долг 12% 29% 45%
Нарушение дисциплины с моей стороны - 13% -
5 Конфликтная стратегия Избежание 22% 19% 27%
Приспособление 11% 6% 10%
Компромисс 23% 21% 36%
Сотрудничество 9% 18% 22%
Соперничество - - -
6 Методы разрешения конфликта Применение санкций 10% - 19%
Указание на нарушение 11% - 33%
Контроль отрицательных эмоций 16% 13% 4%
Косвенное воздействие 4% - 6%
Критика 1% 1% -
Толерантность 14% 23% 24%
Дискуссия 21% 14% 9%
Убеждение 15% 13% 45%
7 Предупреждение конфликта Справедливость 32% 6% 16%
Компетентность 23% 26% 42%
Всесторонний учет интересов 35% 5% 17%
Поощрение, перспективы - - -
Укрепление психики 5% 12% 10%
и Управления №50: руководители среднего звена - начальники отделов ГПН, начальники объектовых профилактических частей; сотрудники, выполняющие обязанности в оторванных от основной дислокации подразделениях ГПН.
Результаты опроса специалистов ГПН, работающих на разных уровнях представлены в таблице 1.
Результаты опроса позволяют утверждать, что фактологическая подтвержденность существования конфликтов в деятельности сотрудников ГПН свидетельствуют об актуальности включения конфликтологического компонента в состав профессиональной компетентности. У большинства опрошенных наблюдается нарушение взаимосвязей между признаками мотивации конфликта в основных сферах индивидуальности. Интеллектуальная сфера исследовалась с помощью методики измерения ригидности, вопросами диагностической бесед, во-
просами и заданиями итогового контроля разработанного курса «Конфликтология». Эмоциональная сфера исследовалась с помощью методики измерения импульсивности, эксперимента для изучения самооценки, шкалы реактивной и личностной тревожности. Мотивационная сфера диагностировалась методикой изучения конфликтных установок, методикой «Сортировка», разработанной анкетой. Предметно-практическая сфера изучалась тестом описания К. Томаса, вопросами и заданиями к сборнику конфликтных ситуаций. Сфера саморегуляции диагностировалась с помощью методики измерения уровня субъективного контроля.
Результаты опроса сотрудников центрального аппарата УПО по Санкт-Петербургу, Управления №50, а так же сотрудников отрядов и СВПЧ о характере дискуссий и споров в служебных коллективах подразделений ГПН представлены в таблице 2.
Таблица 2
Характер дискуссий и споров в коллективах подразделений ГПН
№ Утверждение Центральный аппарат, n=35, % Подразделения, n=105, %
Х ст Х ст
1 Споры и дискуссии происходят редко 18,3 4,1 29,1 5,2
2 Свободный обмен мнений, добро-желательная критика 59,8 8,3 45,6 6,4
3 Происходят под давлением отдельных сотрудников 7,3 2,1 4,9 1,2
4 Происходят в пределах не расходящихся с точкой зрения руководителя 4,9 0,4 3,9 0,5
5 Свободный обмен мнениями, не затрагивающий коренных проблем 20,7 5,3 15,5 3,9
6 Другие мнения по вопросам споров и дискуссий 2,4 0,3 3,9 0,4
Разработанные психологические условия проверялись на базе Института дополнительного профессионального образования СПб университета ГПС МЧС России, а так же в коллективе управления ГПН Главного управления ГПС по Санкт-Петербургу.
В эксперименте независимыми переменными являлись психологические условия формирования конфликтологической подготовки специалистов ГПС. Для определения исходного уровня конфликтологической подготовки были отобраны тесты, создана анкета, сформулированы вопросы для беседы и интервью с сотрудниками ГПН, а так же система учебных, учебно-профессиональных и профессиональных задач. По окончании констатирующего этапа эксперимента было установлено исходное состояние сформированности конфликтологической подготовки группы сотрудников управления ГПН проходивших
Библиографический список
обучение в Институте дополнительного профессионального образования СПб университета ГПС МЧС России. Для оценки статистической значимости различий в конфликтологической подготовки в начале и в конце эксперимента применялся критерий х2. Для коэффициента вероятности а=0,05 или достоверности 95%, что общепринято в психологических исследованиях, для количества уровне С=3 и числа степеней свободы v=2, значение критерия Т1=9,55, критическое значение критерия Т2 =5,99. В рассматриваемом случае Т2 < Т1. Это значит, что распределение слушателей экспериментальной группы по уровням развития конфликтологической подготовки в начале и конце эксперимента существенно отличается при достоверности 0,95, что говорит о статистической значимости полученных в эксперименте результатов.
1. Гуцириев Х.С., Сальников В.П., Хальзов В.И., Шаранов Ю.А. Акмеологические основы конфликтологии. Санкт-Петербург, 1994.
2. Ибрагимова Л.А. Психологические условия повышения конфликтологической подготовки у сотрудников Государственного пожарного надзора. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 2011.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник. Москва, 2009.
4. Келих В.Р., Токарев Н.А. Опыт психологической подготовки слушателей из числа руководящего и начальствующего состава Государственной противопожарной службы в Санкт-Петербургском ИПК работников МВД России. Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск, 1995.; 1: 46 - 49.
References
1. Guciriev H.S., Sal'nikov V.P., Hal'zov V.I., Sharanov Yu.A. Akmeologicheskie osnovy konfliktologii. Sankt-Peterburg, 1994.
2. Ibragimova L.A. Psihologicheskie usloviya povysheniya konfliktologicheskoj podgotovki u sotrudnikov Gosudarstvennogo pozharnogo nadzora. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2011.
3. Ancupov A.Ya., Shipilov A.I. Konfliktologiya: uchebnik. Moskva, 2009.
4. Kelih V.R., Tokarev N.A. Opyt psihologicheskoj podgotovki slushatelej iz chisla rukovodyaschego i nachal'stvuyuschego sostava Gosudarst-vennoj protivopozharnoj sluzhby v Sankt-Peterburgskom IPK rabotnikov MVD Rossii. Psihopedagogika vpravoohranitel'nyh organah. Omsk, 1995.; 1: 46 - 49.
Статья поступила в редакцию 26.03.15
УДК
Kalinina O.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Shadrinsky State Pedagogical Institute (Shadrinsk, Russia), E-mail: [email protected]
ACTIVITY OF INDIVIDUAL AS MEANING. The paper studies the activity from the perspective of an activity theory, according to which activity is seen as a property of an individual that characterizes his qualities. The author says that psychological readiness for active lifestyles as a component that is formed in a person. The investigation of psychological readiness for active lifestyles requires from researchers to use complex psychological operations. The structure of psychological readiness activity highlighted personality, value and moral and conceptual components that are active in the process of becoming a person affect the development of individual moral values. The development of their moral qualities, the ability to navigate and to live according to the principles, norms and rules of morality, is embodied in real actions and culture of behavior. These qualities are commonly developed in a personality, and form a positive attitude toward certain activities in life.
Key words: personality, lifestyle, activity and its types, socialization.
О.В. Калинина, канд. псих. наук, доц. Шадринского государственного педагогического института, г. Шадринск, E-mail: [email protected]
АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК СМЫСЛОВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
Активность с позиции теории деятельности - свойство самого субъекта, которое характеризует личность. Психологическая готовность к активному образу жизни - компонентное образование, которое требует от исследователей комплексных психологических работ. В структуре психологической готовности активности выделяются личностные, ценностно-нравствен-