Научная статья на тему 'Проблемы формирования профессиональной этики у будущих инженеров пожарной безопасности'

Проблемы формирования профессиональной этики у будущих инженеров пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
565
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и наука
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / СФЕРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНЖЕНЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / PROFESSIONAL ETHICS / LIFE SAFETY ACTIVITIES / FIRE ENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Удилова Инна Яковлевна

В статье рассматриваются особенности профессиональной этики в сфере безопасности жизнедеятельности науки о применении общих норм и принципов морали в служебной деятельности и повседневном поведении инженеров пожарной безопасности. Дано рабочее определение этого понятия в педагогической интерпретации, обоcнована необходимость подготовки специалистов противопожарной службы, владеющих этической компетенцией. Обозначены основные принципы формирования готовности к профессиональной деятельности будущих инженеров пожарной безопасности в процессе вузовского обучения на основе компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Удилова Инна Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Professional Ethics in Future Fire Engineers

The paper considers some peculiarities of professional ethics of life safety activities,i.e. a science about common moral norms and principles applied by fire engineers. The pedagogical interpretation of the definition of the suggested concept is given. The necessity of moral competence education for fire engineers is stated. The basic principles of professional competence training of fire higher school students based upon the competence approach are formulated.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования профессиональной этики у будущих инженеров пожарной безопасности»

ными, логико-эвристическими, интуитивно-творческими) репродуктивной и продуктивной деятельностью и профессиональной подготовленностью врача-стоматолога.

Литература

1. Галиев Р. Г. Клинико-диагностический и дидактический комплекс в ортопедической стоматологии: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2003. 48 с.

2. Галиев Р. Г. Многомерные модели и алгоритмы в ортопедической стоматологии. М.: Наука, 2006. 500 с.

3. Галиев Р. Г., Галиева Э. И. Дидактический дизайн в области медицинского (стоматологического) профессионального образования / / Вестн. Учеб.-метод. объединения по проф.-пед. образованию: специали-зир. вып. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. Вып. 2(41). С. 248-251.

4. Штейнберг В. Э. Дидактический дизайн как творческая деятельность педагога // Вестн. учеб.-метод. объединения по проф.-пед. образованию: специализир. вып. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2007. Вып. 2(41). С. 217-224.

УДК 377

И.Я.Удилова

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье рассматриваются особенности профессиональной этики в сфере безопасности жизнедеятельности - науки о применении общих норм и принципов морали в служебной деятельности и повседневном поведении инженеров пожарной безопасности. Дано рабочее определение этого понятия в педагогической интерпретации, обоснована необходимость подготовки специалистов противопожарной службы, владеющих этической компетенцией. Обозначены основные принципы формирования готовности к профессиональной деятельности будущих инженеров пожарной безопасности в процессе вузовского обучения на основе компетен-тностного подхода.

Ключевые слова: профессиональная этика, сфера безопасности жизнедеятельности, инженер пожарной безопасности.

Abstract - The paper considers some peculiarities of professional ethics of life safety activities,i.e. a science about common moral norms and principles applied by fire engineers. The pedagogical interpretation of the definition of the suggested concept

is given. The necessity of moral competence education for fire engineers is stated. The basic principles of professional competence training of fire higher school students based upon the competence approach are formulated.

Index terms: professional ethics, life safety activities, fire engineer.

В условиях стремительного развития науки и техники, изменения промышленных технологий требуется пересмотреть направленность, содержание, методы, средства и формы профессиональной подготовки студентов к работе по организации безопасной жизнедеятельности человека. Важным аспектом решения данной проблемы является совершенствование обучения специалистов в области обеспечения пожарной безопасности на производстве и в повседневной жизни. Перед Государственной противопожарной службой (ГПС) стоят сложные задачи по стабилизации обстановки в связи с участившимися пожарами и другими чрезвычайными ситуациями. Модернизация системы высшего профессионального образования предполагает разработку технологий обучения, ориентированных на удовлетворение потребностей человека, общества и государства в подготовке интеллектуального потенциала, на создание учебных заведений с соответствующей концепцией обучения таких специалистов системы ГПС, которые способны участвовать в решении региональных социальноэкономических проблем.

Глубокие знания в области профессиональной этики и высокая профессиональная культура - непременное требование ко всем без исключения специалистам противопожарной службы, призванным вести инженерно-техническую, организационную и информационно-просветительскую работу по предупреждению пожаров в регионах страны.

Активизация человеческого фактора в ходе профессиональной подготовки специалистов для ГПС связана, прежде всего, с использованием компетентностного подхода, предполагающего учет индивидуальных особенностей человека, обеспечение соответствия его личных возможностей требованиям осваиваемой профессии.

Анализ психолого-педагогической литературы и практики работы учебных заведений МЧС РФ показал, что в настоящее время компетен-тностный подход не применяется максимально полно в обучении специалиста, определении и самоопределении его профессиональной пригодности к работе по организации пожарной безопасности.

Под компетентностным подходом к проектированию ГОС ВПО понимается метод моделирования результатов образования как норм его качества. Этот метод направлен на отражение в системном и целостном виде образа результата образования; формирование результатов как признаков готовности выпускника продемонстрировать соответствующие компетенции; определение структуры последних. Компетентностный под-

ход требует переориентации на студентоцентрированный характер образовательного процесса, использование ЕСТ8 - европейской системы зачетного перевода как надлежащего средства поддержки масштабной мобильности студентов, накопления и использования кредитов (или совместимой с ней системы) и модульных технологий организации образовательного процесса, суть которого заключается в выделении ключевых смысловых единиц профессиональной деятельности и концентрации вокруг них учебной информации из различных дисциплин (гуманитарных, естественнонаучных, общеобразовательных, специально-технических) [1].

«Компетенции, - отмечает И. А. Зимняя, - это некоторые внутренние потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях...» [2]. Компетентность - владение определенными знаниями, навыками, жизненным и профессиональным опытом, позволяющими быстро, гибко и адаптивно реагировать на динамику обстоятельств и среды. «.Понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание, как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание, как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать» [2].

Согласно позиции Р. П. Мильруд, компетенция трактуется как определенная сфера приложения знаний, навыков и умений, которые в комплексе помогают человеку действовать в различных, в том числе новых для него ситуациях. Она должна удовлетворять специфические ожидания работодателей и общества относительно профессиональной деятельностью выпускника. Более того, именно уровень соответствия индивидуальных показателей ожиданиям работодателя и общества и есть основной критерий компетентности. Современное общество повышает требования к степени профессионализма специалистов технического профиля в целом и инженеров пожарной безопасности в частности. Поэтому обучение инженеров пожарной безопасности сегодня должно иметь опережающий характер по отношению к действующим и вводимым вновь производственным процессам.

Результаты профессиональной подготовки специалистов для Государственной противопожарной службы - это усвоенные специальные знания, умения, навыки и освоенные компетенции, к которым относится и приверженность этическим ценностям. Эта компетенция включает

глубокие знания в области профессиональной этики и высокую профессиональную культуру служебной деятельности; наличие высокоразвитых и качественно-специфичных нравственных черт личности, соответствующих повышенным моральным требованиям к представителям профессии инженера противопожарной службы; понимание определяющей роли общей морали по отношению к профессиональной. Это понимание выражается в том, что общественные нравственные отношения и сознание определяют нравственное содержание профессиональной деятельности (цели, задачи, средства и результаты) и являются ее главным побудительным мотивом, критерием оценки ее результата. Общая структура морали (нравственная деятельность, нравственные отношения, моральное сознание) определяет и структуру профессиональной морали. Профессиональная мораль наполняет элементы общей морали специфическим содержанием в зависимости от общественного назначения профессиональной деятельности. Общие функции морали (регулятивная, ценностно-ориентиру-ющая, познавательная, воспитательная и др.) присущи и профессиональной морали.

Высшие специальные технические учебные заведения должны выпускать специалистов широкого профиля, готовых к самостоятельной инженерной, исследовательской, управленческой и организаторской активности. Обучение специалистов в сфере пожарной безопасности предполагает их подготовку к педагогической, командно-организационной, технологической, административно-хозяйственной и др. деятельности. Формирование необходимых выпускнику профессиональных компетенций в данном случае означает подготовку высоконравственных в профессиональном отношении инженеров пожарной безопасности, способных руководить личным составом подразделений и квалифицированно выполнять практические задачи.

Резкое расслоение населения по уровню материальной и социальной обеспеченности делает службу в ГПС все менее престижной, что влечет за собой уход трудоспособных работников, ослабляет приток молодых и перспективных специалистов. Анализ должностных обязанностей сотрудников ГПС показывает, что в их деятельности сочетаются неопределенность и сверхнапряженность, усугубляющиеся опасностью и постоянным риском. Работа в таких условиях, эмоциональная перегрузка нередко приводят к профессиональным заболеваниям и специфическим проявлениям профессиональной деформации личности. Таким образом, профессия инженера противопожарной службы, сопряженная с огромным риском для жизни, в условиях ухудшения экономического положения и сокращения финансирования становится малопривлекательной и вместе с тем к ее представителям предъявляются повышенные мо-

ральные требования. Сегодня возникла объективная необходимость построения качественно иной системы образования и воспитания, которая включает новые психолого-педагогические и производственные технологии, новые нормы и правила, основанные на общечеловеческих этических ценностях.

В контексте развития такого типа мышления, формирования разносторонней, высоконравственной, активной, креативной личности, способной находить и реализовывать надежные решения выживания человека и природы в условиях функционирования природно-промышленного комплекса, особенно актуальна проблема интеграции знания. Приоритетным направлением вузовской профессиональной подготовки специалистов инженерно-технического профиля в области профессиональной этики становится применение интегративно-модульной технологии формирования профессиональной нравственности.

Уральский институт ГПС МЧС РФ готовит инженеров, объектами профессиональной деятельности которых являются опасности, связанные с человеческой активностью и природными явлениями, потенциально опасные технологические процессы и производства, методы и средства защиты человека, объектов экономики и среды обитания от угрозы вредного воздействия. Специфика деятельности инженеров пожарной безопасности выдвигает особые требования к формированию профессионально значимых качеств (компетенций) специалиста. Удовлетворению этих требований способствует интегративно-модульная технология обучения, не получавшая в традиционной образовательной системе должного внимания. Благодаря соответствующему проектированию содержания профессионально-этических знаний из предметов гуманитарного и профилирующего блоков увеличивается эффективность процесса их формирования.

Перечислим организационно-педагогические условия повышения качества подготовки специалистов пожарной безопасности в вузе ГПС России.

1. Межпредметный характер процесса обучения на основе объединения общепрофессиональных дисциплин в учебные модули.

2. Межкафедральное взаимодействие, сотрудничество преподавателей.

3. Разработка учебных материалов на основе таблиц с использованием учебных модулей.

4. Учет предложений профессорско-преподавательского состава по совершенствованию нормативно-правовой базы вуза.

Профессиональная этика как вид трудовой морали - это совокупность норм и правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных

или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных типах профессиональной деятельности. Профессиональная этика, особенно тех профессий, предметом которых является человек или социальные группы, возлагает дополнительные нравственные обязанности на представителей этих профессий.

Рассмотрим особенности профессиональной морали сотрудников ГПС:

• специфика труда регламентирует все стороны жизни и быта, нормы поведения и морали являются в максимальной степени обязательными и определенными;

• моральные нормы юридически оформлены и подкреплены твердыми законоположениями, установленными государством (сотрудники принимают Присягу);

• нормы и принципы профессиональной морали носят повелительный характер, что обусловлено необходимостью особой четкости, быстроты, исполнительности, обязательности в выполнении приказов и своих обязанностей каждым из сотрудников;

• действия сотрудников ГПС при всей их строгости и решительности должны быть справедливыми и понятными окружающим людям, не унижающими человеческого достоинства, не противоречщими закону;

• сотрудник ГПС должен обладать максимальной объективностью, т. е. рассматривать каждый случай правонарушения с точки зрения закона, отрешившись от личных симпатий и антипатий;

• при взаимодействии с людьми сотруднику ГПС следует применять индивидуальный подход, что требует наличия определенной внутренней культуры и такта.

Этика и нравственная культура Федеральной противопожарной службы (ФПС) с входящими в ее состав газодымозащитной службой (ГДЗС) и службой Государственного пожарного надзора (ГПН) сформировались к настоящему времени под влиянием этики и нравственной культуры органов внутренних дел, поскольку долгое время они входили в состав Министерства внутренних дел. Этический акцент ставился на правовые ценности, верность служебному долгу, готовность своевременно прийти на помощь. Специального кодекса чести этих служб не существовало, действовал единый Кодекс чести сотрудника МВД. Специфика выполняемых задач обусловливала нравственную культуру этих служб, что всегда проявлялось на субъективном уровне восприятия сотрудниками своей работы. В нравственной культуре ФПС преобладают ценности, связанные с риском ведения боевых действий, особенно в подразделениях ГДЗС, которую называют «пожарным спецназом». В нравственной культуре ГПН доминируют правовые ценности и ценности государ-

ственной службы, поскольку спецификой этой структуры является профилактика пожаров, обеспечение соблюдения требований противопожарной безопасности.

Спасательная служба и в ее составе Государственная инспекция маломерных судов сформировались самостоятельно и сравнительно недавно. Однако термин «пожарный-спасатель» получил широкое распространение. Ценности спасения человека, преобладающие в этой службе, стали ведущими для всей системы МЧС.

Сегодня вышеназванные и ряд других служб, сохраняя специфику решаемых задач, объединяются в одну государственную структуру. Сохраняющаяся специфика их деятельности объективно затрудняет формирование однородной этики и нравственной культуры МЧС, что свойственно всем большим организациям.

Таким образом, особенности этики и нравственной культуры различных служб МЧС России обусловлены историей их возникновения, развития и особенностями выполняемых задач. Формирование единой этики и нравственной культуры возможно лишь на основе предельно общих ценностей государственного служения, воинских и гуманистических идеалов. Несомненно, всем соответствующим видам деятельности присущи как общие, так и специфические профессиональные моральные требования и нормы.

Принципы формирования готовности к деятельности инженеров пожарной безопасности формируются путем конкретизации общих педагогических принципов обучения и воспитания. Важнейшими из них являются

• единство теории и практики в процессе обучения;

• однонаправленность целей обучения, воспитания, служебной деятельности;

• общность учебной и служебной деятельности;

• обязательность выполнения учебных и служебных требований;

• нацеленность подготовки на решение гуманистических и государственных задач.

Нами выделены также критерии эффективности профессиональноэтической подготовки курсантов на интегративно-модульной основе.

1. Система знаний. Дополнительными показателями данного критерия являются знания курсантов о деятельности специалиста пожарной безопасности по работе с личностью, коллективом и руководителем (по диагностике, коррекции, консультированию).

2. Интегративные умения будущих специалистов пожарной безопасности для решения учебных и профессиональных задач. Учитываются умения курсантов решать комплексные профессиональные задачи, полу-

чать (синтезировать) знания из других дисциплин, применять теоретические знания в новых условиях, использовать интегративное мышление.

3. Уровень активности и заинтересованности курсантов в специальном образовании. Показателями этого уровня являются субъективная оценка качества занятий по определенным темам, активность на занятиях, интерес к дополнительной литературе, предложениям психологов по совершенствованию подготовки, характеристика мотивов и отношения курсантов к будущей профессиональной деятельности (планы, перспективы службы в ГПС).

Перечисленные критерии применяются нами в практике преподавания профессиональной этики в Уральском институте ГПС МЧС России. Они служат руководством в оценке знаний будущих специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности.

Литература

1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие. М., 2006.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: автор. версия. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 321 с.

3. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учеб. М.: Гардарики, 2003.

427 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.