Научная статья на тему 'Оценка образовательно-профессионального и производственного потенциала Западной Якутии'

Оценка образовательно-профессионального и производственного потенциала Западной Якутии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ПРОГНОЗ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ / FORECAST OF TRAINING SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Светлана Викторовна

Введение. Материал подготовлен по результатам проекта «Оценка, основные тенденции изменения природного и социально-экономического состояния, человеческого потенциала Западной экономической зоны Республики Саха (Якутия)» в рамках программы комплексных научных исследований в Республике Саха, направленных на развитие ее производительных сил и социальной сферы на 2016-2020 гг. Методология. В исследовании использован информационный обзор и анализ различных источников, сравнительный и диагностический методы по оценке образовательно-профессионального и производственного потенциала западной части Республики Саха (Якутия). Результаты. Рассмотрены особенности производственного потенциала; представлен обзор организаций среднего профессионального и высшего образования Западной Якутии; проанализированы актуальные проблемы развития учебных заведений профессионального образования, которые будут решаться в ближайшей перспективе. Описаны приоритетные направления по подготовке специалистов, ориентированных на социально-экономические потребности региона и современные вызовы. Заключение. Автор отмечает, что в процессе совершенствования качества подготовки специалистов необходимо создать и активнее развивать сетевые образовательные программы с ведущими отечественными вузами по техническим направлениям; развивать онлайн-обучение; активизировать профориентационную работу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панина Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL, PROFESSIONAL AND INDUSTRIAL EVALUATION OF POTENTIAL (WESTERN PART OF YAKUTIA AS A CASE-STUDY)

Introduction. The material was prepared based on the results of the project “Assessment, the Main Trends in the Change of the Natural and Socio-economic Status, Human Potential of the Western Economic Zone of the Republic of Sakha (Yakutia)” in the framework of the Program of Comprehensive Scientific Research in the Republic of Sakha (Yakutia) aimed at developing its productive forces and social sphere for 2016-2020. Materials and Methods. The researchers use information gathering, comparative and diagnostic methods to assess the educational and vocational and productive potential of the western part of the Republic of Sakha (Yakutia). Results. Features of the production potential are considered; an overview of secondary vocational and higher education organizations of Western Yakutia has been presented; the actual problems of the development of educational institutions of vocational education, which will be solved in the short term, are analyzed. Priority directions for specialists’ training oriented to the social and economic needs of the region and modern challenges are described. Conclusions. The author notes that in the process of improving the quality of specialists’ training, it is necessary to create and actively develop network educational programs with leading domestic universities in technical areas; develop online training; to activate vocational guidance work.

Текст научной работы на тему «Оценка образовательно-профессионального и производственного потенциала Западной Якутии»

ется нефть и газ, а потому, что появляются новые технологии». Только высококвалифицированные специалисты могут продвигать такие технологии, а персонализированный механизм, формирующийся в колледже — ОК, позволяет это делать наиболее эффективно.

Литература

1. Аксенова М. А. Центр компетенций как образовательный ресурс подготовки высококвалифицированных специалистов // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 4. С. 18-24.

2. Гайнеев Э. Р. Возможности индивидуализации обучения в конкурсах профессионального мастерства // Профессиональное образование и рынок труда. 2017. № 2. С. 46-48.

3. Зубова И. А. Конкурсы профессионального мастерства как механизм популяризации рабочих профессий // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 24.09.2015 г.) : в 2 т. Т. 2. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 70-74.

4. Исламгалиев Ф. Г. Конкурсы профессионального мастерства как форма представления профессиональных достижений обучающихся // Профессиональное образование: проблемы, исследования, инновации : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 24.09.2015 г.) : в 2 т. Т. 2. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 81-88.

5. Никитин М. В. Персонализированный механизм локального конкурса профессионального мастерства в УСПО: этапы становления // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 6. С. 4-8.

6. Никитин М. В. Колледж - образовательный комплекс как полиструктурная модель образования в течение всей жизни // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2 (22). С. 12-14.

7. Смирнов И. П. О понятии «опережение» в образовании // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 2 (22). С. 8-12.

References:

1. Aksenova M. A. Centn kompetencij kak obrazovatel>nyj resurs podgotovki vysokokvalificirovannyh specialistov [Centre of excellence as an educational re-source training of highly qualified specialists]. Professional Education and the Labour Market, 2017, no. 4, pp. 18-24. (In Russian).

2. Gineev E. R. Vozmozhnosti individualizatsii obucheniya v konkursakh professionalnogo masterstva [Possibilities of individualization of education in competitions of professional skill]. Professional Education and the Labour Market, 2017, no. 2, pp. 46-48. (In Russian).

3. Zubova I. . Konkursy professional>nogo masterstva kak mekhanizm populyarizacii rabochih professij [Competitions of professional skill as a mechanism of popularization of working professions]. Vocational education: problems, research, innovation. Collection of materials international scientific and practical conference (Ekaterinburg, 24.09.2015). Vol. 2. Ekaterinburg, Publishing house of the Ural University, 2015, pp. 70-74. (In Russian).

4. Islamgaliev F. G. Konkursy professional>nogo masterstva kak forma predstavleniya professional>nyh dostizhenij obuchayushchihsya [Competitions of professional skill as a form of representation of the professional achievements of students]. Vocational education: problems, research, innovation. Collection of materials international scientific and practical conference (Ekaterinburg, 24.09.2015). Vol. 2. Ekaterinburg, Publishing house of the Ural University, 2015, pp. 81-88. (In Russian).

5. Nikitin M. V. Personalizirovannyj mekhanizm lokal>nogo konkursa professional>nogo masterstva v USPO: etapy stanovleniya [Personalized mechanism of the local competition of professional skills in USPO: stages of formation]. Professional Education. Capital, 2016, no. 6, pp. 4-8. (In Russian).

6. Nikitin M. V. Kolledzh - obrazovatel>nyj kompleks kak polistrukturnaya model) obrazovaniya v techenie vsej zhizni [College of education as a complex poly-structural model of education throughout life]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 2 (22), pp. 12-14. (In Russian).

7. Smirnov I. P. O ponyatii «operezhenie» v obrazovanii [On the concept of «advance» in education]. Professional Education in Russia and Abroad, 2016, no. 2 (22), pp. 8-12. (In Russian).

УДК/UDC 377.31571.56) С. В. Панина

S. Panina

ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЗАПАДНОЙ ЯКУТИИ

EDUCATIONAL, PROFESSIONAL AND INDUSTRIAL EVALUATION OF POTENTIAL [WESTERN PART OF YAKUTIA AS A CASE-STUDY)

Введение. Материал подготовлен по результатам проекта «Оценка, основные тенденции изменения природного и социально-экономического состояния, человеческого потенциала Западной экономической зоны Республики Саха (Якутия)» в рамках программы комплексных научных исследований в Республике Саха, направленных на развитие ее производительных сил и социальной сферы на 2016-2020 гг.

Методология. В исследовании использован информационный обзор и анализ различных источников, сравнительный и диагностический методы по оценке образовательно-профессионального и производственного потенциала западной части Республики Саха (Якутия).

Результаты. Рассмотрены особенности производственного потенциала; представлен обзор организаций среднего профессионального и высшего образования Западной Якутии; проанализированы актуальные проблемы развития учебных заведений профессионального образования, которые будут решаться в ближайшей перспективе. Описаны приоритетные направления по подготовке специалистов, ориентированных на социально-экономические потребности региона и современные вызовы.

Заключение. Автор отмечает, что в процессе совершенствования качества подготовки специалистов необходимо создать и активнее развивать сетевые образовательные программы с ведущими отечественными вузами по техническим направлениям; развивать онлайн-обучение; активизировать профориентационную работу.

Introduction. The material was prepared based on the results of the project "Assessment, the Main Trends in the Change of the Natural and Socio-economic Status, Human Potential of the Western Economic Zone of the Republic of Sakha (Yakutia)" in the framework of the Program of Comprehensive Scientific Research in the Republic of Sakha (Yakutia) aimed at developing its productive forces and social sphere for 2016-2020.

Materials and Methods. The researchers use information gathering, comparative and diagnostic methods to assess the educational and vocational and productive potential of the western part of the Republic of Sakha (Yakutia).

Results. Features of the production potential are considered; an overview of secondary vocational and higher education organizations of Western Yakutia has been presented; the actual problems of the development of educational institutions of vocational education, which will be solved in the short term, are analyzed. Priority directions for specialists' training oriented to the social and economic needs of the region and modern challenges are described.

Conclusions. The author notes that in the process of improving the quality of specialists' training, it is necessary to create and actively develop network educational programs with leading domestic universities in technical areas; develop online training; to activate vocational guidance work.

Ключевые слова: профессиональное образование, рынок труда, прогноз в подготовке специалистов.

Keywords: vocational education, labor market, forecast of training specialists.

Введение

В настоящее время трудовая деятельность в Республике Саха (Якутия) обусловлена функционированием рынка труда Северо-Востока России, для которого характерно влияние не только факторов трансформирующейся рыночной экономики, внешней федеральной экономической политики, но также особенностей и традиций хозяйствования самого региона. К ним относятся факторы: социально-экономические (приоритетность алмазодобывающей промышленности, модернизация горнодобывающей промышленности, развитие нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей, многообразие форм собственности и хозяйствования в агропромышленном комплексе, развитие технологий по переработке промышленного и сельскохозяйственного сырья и др.); миграционные (миграция сельских жителей в город); региональные (суровые природно-климатические условия, большая протяженность территории, богатейшие природные запасы полезных ископаемых и сырья, малая плотность населения, сезонность циклов производства, сложная транспортировка и завоз основных продуктов жизнеобеспечения, затратность содержания отраслей производственной и социальной инфраструктуры, многовековой опыт северян по традиционным видам труда, полиэтническая среда, малочисленность коренных народностей Севера). Вследствие этого актуальной задачей при разработке приоритетных направлений развития профессионального образования необходимо учитывать производственный потенциал Республики Саха (Якутия), состояние рынка труда, выявление текущих и перспективных потребностей в кадрах.

В настоящее время Правительством РФ уделяется большое внимание развитию Дальнего Востока, Арктики и северных территорий России. В Якутии разработана Стратегия социально-эко-

номического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 г с распределением основных направлений до 2050 г. [11]. В связи с этим предложена и программа по комплексной оценке в республике, направленная на развитие производительных сил и социальной сферы, поддержанная правительством республики, Российской академией наук и Министерством образования и науки РФ.

Данное исследование ориентировано на наиболее проблемные точки, которые в ближайшее время могут оказать значительное воздействие на процессы обновления, реализуемые в рамках стратегических документов развития страны в целом. Так, данная программа должна решить вопросы, связанные с повышением качества жизни человека на территории Севера и Арктической зоны, включающие в себя оценку состояния здоровья и разработку рекомендаций по снижению заболеваемости населения, сбалансированному, рациональному питанию, стимулированию рождаемости и снижению смертности населения, обеспечению баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов с учетом их этнокультурных и конфессиональных различий; оценку функционирования и разработку рекомендации по развитию систем общего и профессионального образования; оценку производственного потенциала региона, научное сопровождение эффективного использования трудового потенциала, повышение внутрирегиональной мобильности трудовых ресурсов с учетом специфики труднодоступных отдаленных территорий и размещения производительных сил. В связи с этим Республика Саха для эффективного изучения была поделена на пять экономических зон: центральную, арктическую, восточную, южную и западную. Целью данной статьи выступает анализ текущего состояния, определения потенциала и выработка рекомендаций по дальнейшему развитию профессионального образования в Западной Якутии.

Прежде всего обозначим основные направления отечественного профессионального образования: интеграция образования, науки и производства; совершенствование управления профессиональным образованием; повышение доступности и качества профессионального образования; диверсификация образовательной деятельности; подготовка и переподготовка профессиональных кадров.

Среди проблем среднего профессионального и высшего образования выделяют: низкий уровень качества подготовки выпускников учебных заведений (особенно СПО); недостаточную финансовую и материально-техническую обеспеченность; кадровые проблемы (старение кадров, часто непродуманную систему повышения квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения); дисбаланс между спросом и предложением квалифицированных кадров; слабое взаимодействие учебных заведений профессионального образования со школами, рынком труда; сокращение численности обучающихся; недостаточная мотивация работодателей к социальному партнерству; проблемы с трудоустройством выпускников и т. д. Данный круг проблем касается в целом системы профессионального образования республики и Западной Якутии в частности.

Методология

Сегодня в связи с внедрением мониторинга эффективности организаций профессионального образования, составлением и реализацией «дорожных карт» образовательного и производственного потенциалов регионов Российской Федерации, приобретают особое значение индикаторы оценки функционирования и перспективности развития систем образования. Так, В. М. Саввинов отмечает, что в состав данных индикаторов входят природно-климатические, социально-экономические, научно-региональные, этнодемографические условия, динамичность развития образования и др. [8].

Для анализа особенностей и проблем развития профессионального образования в Западной Якутии на современном этапе рассмотрим литературу по отечественному профессиональному образованию, проблемами которого занимались следующие российские ученые: С. Я. Батышев,

Э. Ф. Зеер, Н. Э. Касаткина, Г В. Мухаметзянова, М. С. Савина, В. И. Сахарова, |Е. В. Ткаченко, И. Д. Чепель, С. Н. Чистякова и др. [1; 3; 12-16].

Проблему исследования можно определить следующим образом: какие перспективные направления подготовки специалистов необходимо развивать в системе профессионального образования Западной Якутии?

Для достижения поставленной в исследовании цели и решения задач использовались такие подходы, исследовательские приемы, как информационный обзор, сравнительный и динамический методы. Так, информационный метод включает в себя сбор, накопление и систематизацию статистических данных Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутии), публичных отчетов исполнительных органов власти, сайтов организаций профессиональ-

ного образования и др. Сравнительный — включает обработку результатов идентичного обследования других образовательных систем или аналогии с российскими и зарубежными показателями. Динамический метод — основанием для экспертизы служат данные по динамике развития организаций профессионального образования Западной Якутии. Выборку исследования составили семь улусов (районов), таких как Верхневилюйский, Вилюйский, Ленский, Мирнинский, Нюрбинский, Олекминский и Сунтарский.

Результаты

Сегодня Западная Якутия принадлежит к числу ведущих промышленных регионов Восточной Сибири, так как традиционные промышленное освоение и алмазодобывающая индустрия оказали влияние на социально-экономическое и культурное развитие региона. Также она неоднородна по национальности, отличается значительной поликультурностью населения. Так, «алмазные провинции» (Мирнинский, Ленский районы) традиционно являются территориями с преимущественно русскоязычным населением, в то время как в Нюрбинском, Вилюйском, Верхневилюйском, Олекминском, Сунтарском районах преобладает якутское население, также проживают и коренные малочисленные народы Севера.

Обратимся к анализу производственного потенциала данного региона. Перспективными по развитию промышленности в Западной Якутии считаются проекты Акционерного концерна «АЛРОСА»: строительство подземного рудника «Айхал», разработка Верхне-Мунского месторождения, строительство картера на трубке «Ботуобинская», строительство подземного рудника «Мир». Именно внедрение и реализация данных проектов требуют специалистов следующих профессий: горный инженер, инженер-обогатитель, горнорабочий, геолог, механик горного цеха, диспетчер горный, отборщик геологических проб, взрывник, проходчик, машинист горных выемочных машин, машинист на открытых горных работах, машинист дробильно-погрузочного агрегата, обогатитель полезных ископаемых, электрослесарь подземный, машинист буровой установки, ремонтник горного оборудования, оператор пульта управления.

Планируется, что крупные инвестиционные проекты станут основой развития профессионального образования аграрного сектора Вилюйской агропромышленной зоны (представлены сельскохозяйственными предприятиями Вилюйского, Верхневилюйского, Нюрбинского и Сунтарского районов). Создаваемый Кемпендяйский кластер остро нуждается в рабочих кадрах и специалистах среднего звена по организации производства гранулированного пеностекла из цеолитов, глубокой переработке цеолита для производства товаров народного потребления и сельскохозяйственного назначения.

В настоящее время в целях консолидации ресурсов и своевременного обеспечения потребностей рынка труда Западной Якутии, а также сокращения числа безработных и подготовки трудовых ресурсов из местного населения начата работа по организации курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки на базе действующих учебных заведений, реализующих дополнительные профессиональные программы, расширяется их спектр деятельности.

По результатам анализа образовательно-профессионального потенциала западной части Республики Саха, в регионе функционируют многоуровневые организации профессионального образования, обеспечивающие специалистами с высшим и средним профессиональным образованием, квалифицированными рабочими и служащими такие отрасли, как автомобильный транспорт, горное дело, энергетика, строительство, металлообработка, информационные технологии, экономика и здравоохранение.

Так, в Западной Якутии действуют девять учебных заведений СПО, находящихся в ведомственном подчинении региональных министерств образования и науки и имущественных и земельных отношений (табл.).

Таблица

Учебные заведения СПО Западной Якутии

ПОО Место расположения (улус/район)

ГАПОУ РС (Я) «Региональный технический колледж» г. Мирный, Мирнинский район

Айхальский филиал пгт Айхал, Мирнинский район

Удачнинский филиал г. Удачный, Мирнинский район

Окончание таблицы

ПОО Место расположения (улус/район)

ГАПОУ РС (Я) «Верхневилюйский техникум» с. Верхневилюйск, Верхневилюйский улус

ГБПОУ РС (Я) «Вилюйский техникум» г. Вилюйск, Вилюйский улус

Кысыл-Сырский филиал пос. Кысыл-Сыр, Вилюйский улус

ГБПОУ РС (Я) «Ленский технологический техникум» г. Ленск, Ленский район

Пеледуйский филиал пос. Пеледуй, Ленский район

ГБПОУ РС (Я) «Нюрбинский техникум» с. Маар, Нюрбинский улус

ГБПОУ РС (Я) «Олекминский техникум» г. Олекминск, Олекминский район

ГБПОУ РС (Я) «Светлинский индустриальный техникум» пгт Светлый, Мирнинский район

ГБПОУ «Сунтарский технологический техникум» с. Сунтар, Сунтарский улус

ГБПОУ «Вилюйский педагогический колледж» г. Вилюйск, Вилюйский улус

Если остановиться более подробно на возможностях образовательных организаций среднего профессионального образования, то можно констатировать, что, например, Региональный технический колледж, созданный на базе ПТУ 22, осуществлял подготовку слесарей механосборочных работ, операторов комбайна, токарей, фрезеровщиков и электросварщиков для проходческих бригад; в дальнейшем — кадров для алмазодобывающей отрасли для «АЛРОСА». Верхневилюйский техникум выпускает квалифицированных рабочих, служащих для сельского, лесного и рыбного хозяйств республики и специалистов среднего звена по технике и технологии наземного транспорта, техносферной безопасности и природообустройства, юриспруденции. Для подготовки рабочих кадров крупнейших нефтегазовых компаний «Газпром», «Саханефтегаз», «Якутская топливно-энергетическая компания», «Сахатранснефтегаз» был открыт Вилюйский техникум. Относительно молодые Ленский технологический техникум и его Пеледуйский филиал (образован 29.04.2014) обеспечивают регион квалифицированными специалистами в области автомобильного транспорта, энергетики, металлообработки, сельского хозяйства, общественного питания и техносфер-ной безопасности.

В 2016 г. в результате слияния Маарского профессионального техникума сельского хозяйства и Нюрбинского колледжа открылся Нюрбинский техникум с целью подготовки и повышения квалификации специалистов среднего звена и рабочих кадров для горнодобывающей отрасли, эксплуатации наземного транспорта и электроэнергетики. Например: мастер общестроительных работ, машинист на открытых горных работах и др. Учебное заведение активно проводит переподготовку рабочих кадров по 19 программам. Партнерами техникума выступают региональные производственные организации и предприятия («Гидротехстрой», «Кировский угольный разрез» и др.). Также специалистов среднего звена для эксплуатации объектов энергетики и жилищно-коммунального хозяйства республики готовит Светлинский индустриальный техникум. Взаимодействие осуществляет с «АЛРОСА», ГУП ЖКХ РС (Я), «Вилюйской ГЭС-3» и другими социальными партнерами в целях укрепления связи обучения студентов с производством, привлечения дополнительных источников для развития материально-технической базы.

Число обучающихся в профессиональных образовательных организациях растет. Например, в 2011 г. обучались 2 366 учащихся, в 2013 г. — 2 631 человек, 2015 г. — 3 934 студента, 2016 г. — 4 116. Считаем, что это связано с открытием новых учебных заведений и новых программ подготовки специалистов и рабочих с учетом потребности республики, реализацией дополнительных образовательных программ и подготовкой квалифицированных рабочих кадров на основе оказания платных образовательных услуг. Результаты анализа свидетельствуют, что состояние материально-технической базы образовательных учреждений в целом удовлетворительное, но некоторые имеющиеся здания (15,6 %) требуют капитального ремонта. Нормативы удельных показателей общей площади образовательных учреждений соответствуют федеральным. Реализация основной профессиональной образовательной программы обеспечивается компетентными педагогическими кадрами, имеющими соответствующий образовательный уровень и документ, подтверждающий повышение квалификации, или о переподготовке в последние пять лет.

Таким образом, анализ деятельности учебных заведений СПО Западной Якутии свидетельствует об увеличении приема на обучение по образовательным программам подготовки квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена; увеличении числа выпускников, трудоустроенных по специальности; показывает востребованность специалистов среднего звена по реализуемым программам. Так, число выпускников, обучавшихся за счет средств государственного бюджета РС (Я), трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности, составило 80 %. Что касается уровня финансирования системы СПО, также прослеживается плановое увеличение. Как показывает статистика, расходы регионального консолидированного бюджета на профессиональное образование в расчете на одного обучающегося, по сравнению с 2011 г., увеличились на 4 тысячи рублей: с 133 тысяч до 137 тысяч рублей. Наибольший расход приходится на 2014 г., когда на одного обучающегося выделялось 143 тысячи рублей.

Внедряются новые формы интеграции профессионального образования и предприятий-работодателей, активно реализуется проект в рамках чемпионата «Молодые профессионалы — WoгldSkills», направленный на повышение качества профессиональной подготовки и уровня квалификации обучающихся. Например, в 2015 г. система СПО РС (Я) признана одной из лучших в России, по результатам ТОП-100 рейтинга независимого общественного совета конкурса «100 лучших организаций среднего профессионального образования России». В данный список вошли 8 техникумов, колледжей и училищ республики, в том числе и ее западной части (Региональный технический колледж в Мирном и Светлинский индустриальный техникум).

Высшее образование в Западной Якутии начинает свой отсчет с 1994 г., когда был открыт филиал Якутского государственного университета в г. Мирный с набором 78 студентов по трем специальностям: электроснабжение, математика и английский язык. В 1999 г. филиал был преобразован в Политехнический институт (филиал) ЯГУ. В этом же году начал свою деятельность Олекминский филиал Якутской государственной сельскохозяйственной академии (ЯГСХА) по подготовке инженеров «Технология обслуживания и ремонт машин АПК», специалистов в области бухгалтерского учета и аудита. В рамках деятельности филиала преподавателями и студентами проводились исследовательские работы по вопросам: преимущества лизинга в агропромышленном комплексе; эффективности использования земельного потенциала Олекминского района в сравнении с другими районами республики; снижения себестоимости переработки молока в перерабатывающих предприятиях РС (Я); анализе сукцессионной динамики темнохвойной тайги в лесах Юго-Западной Якутии; влияния скопчества на быт, культуру и развитие сельского хозяйства населения Якутии. Филиал тесно сотрудничал с Олекминским техникумом механизации и электрификации сельского хозяйства, на базе мастерских которого проводились практические занятия.

В начале 2000-х гг. среди жителей Западной Якутии были востребованы специальности, предлагаемые филиалами Новосибирского архитектурно-строительного университета (НАСУ) в городах Удачный, Мирный и Ленск. В настоящее время на основе анализа состояния высшего образования можно констатировать, что за последнее десятилетие в регионе произошло значительное уменьшение количества государственных организаций высшего образования — с четырех филиалов до одного. В 2014/15 учебном году были закрыты Олекминский филиал ЯГСХА и филиалы НАСУ. Численность обучающихся в государственных организациях высшего образования также уменьшилась: в 2007 г. обучающихся в государственных образовательных организациях высшего образования — 2 274 человека, в 2016 г. — 763 студента [7; 10].

С 2016 г. в Западной Якутии функционирует только один вуз — Политехнический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета. В настоящее время вуз ведет подготовку высококвалифицированных кадров для алмазодобывающей, нефтяной промышленности, сферы энергетики и образования. Реализуются следующие образовательные программы: гуманитарные науки; металлургия, машиностроение и материалообработка; математика и механика; прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; экономика и управление; языкознание и литературоведение; юриспруденция. При этом за последние три года наблюдается снижение численности студентов в Политехническом институте: в 2014 г. — 803 человека (очно — 455 человек), 2015 г. — 763 студента (очно — 411 человек), 2016 г. — 718 (очно — 400), или 2,67 % контингента по РС (Я).

Причинами данного явления могут выступать: снижение контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований; дублирование направлений (горное дело, нефтегазовое дело и геодезия) с головным вузом СВФУ; миграция молодежи в другие субъекты РФ. При этом хочется отме-

тить и положительную тенденцию — востребованность среди выпускников школ республики технических специальностей (двадцать пять районов и улусов Якутии). В основном обучающиеся выбирают инженерное дело, технологии и технические науки; прикладную геологию, горное дело, нефтегазовое дело и геодезию [6; 9].

Что касается инфраструктуры Политехнического института в г Мирном, то в 2016 г общая площадь составляла — 18 433 кв. м, учебно-лабораторная — 10089 кв. м, общежития — 6 812 кв. м; персональных компьютеров — 236 ед. (67,8 %), имеются доступ в Интернет, электронная библиотечная сеть. В 2017 г в Политехническом институте открылся новый учебно-лабораторный корпус на 500 мест с новым оборудованием лабораторий для потребностей горного и нефтегазового отделения.

Квалификация выпускников вуза соответствует основным требованиям, ФГОС и профессиональным стандартам, отвечает потребностям регионального рынка труда; выпускники работают в акционерных компаниях «АЛРОСА», «Сургутнефтегаз», «Газпром», «Транснефть», «Роснефть» и других крупных международных корпорациях: Microsoft, Samsung Electronics, ВВС, Atlas Copco и др. Основными заказчиками специалистов выступают «АЛРОСА», региональные министерства экономики и промышленной политики, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, Государственный комитет Республики Саха (Якутия) по геологии и недропользованию и др.

Если обратиться к профессиональному образованию в целом, то можно отметить следующие негативные явления, влияющие на кадровую ситуацию в Западной Якутии:

— структурную и территориальную несбалансированность рынка труда, выражающуюся в сосредоточении большинства трудовых ресурсов в городах и поселках, на базе крупных предприятий и добывающих производств;

— несбалансированность подготовки специалистов по количеству, номенклатуре профессий, потребностям рынка труда;

— острую потребность в высококвалифицированных специалистах и работниках со средним профессиональным образованием по техническим профессиям;

— недостаточные устойчивые связи между рынком труда и рынком образовательных услуг, а также между субъектами системы профессионального образования и работодателями;

— недостаточную функциональную систему профессиональной ориентации с учетом производственно-образовательного потенциала региона.

Считаем, что сотрудничество с ведущими отечественными вузами позволит: повысить качество подготовки кадров для регионального рынка труда; приостановит миграцию молодых людей в другие субъекты РФ; создаст возможность открытия новых направлений и профилей исходя из перечня прогнозируемых профессий к 2030 г. в отрасли энергосети и управлении энергопотребления (маркетолог энергетических рынков, защитник прав потребителей электроэнергии, энергоаудитор); в отрасли энергогенерации и накоплении энергии (разработчик систем микрогенерации, проектант систем рекуперации, проектировщик энергонакопителя); в отрасли новых материалов и нанотехнологий (системный менеджер композитных материалов, проектировщик нанотехно-логических материалов, рециклинг-технолог (специалист по разработке и внедрению технологий многократного использования материалов, созданию новых материалов из промышленных отходов, а также разработке технологий безотходного производства)); в IT-отрасли (IT-аудитор, кибер-исследователь, куратор информационной безопасности, проектировщик нейроинтерфейсов и др.); в отрасли добычи и переработки полезных ископаемых (системный горный инженер, экраноана-литик в добывающих отраслях, инженер-интерпретатор данных телеметрии, инженер роботизированных систем и др.) [2].

Заключение

В связи с необходимостью совершенствования процесса и качества подготовки специалистов считаем необходимым:

— создание и развитие сетевых образовательных программ с ведущими отечественными университетами по таким направлениям, как: металлургия, машиностроение и материалообработка; математика и механика; прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия; энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника;

— развитие дистанционного, онлайн-обучения, предполагающее создание инфраструктуры дистанционного образования;

— активизация профориентационной работы среди школьников не только Западной Якутии, но и других экономических зон РС (Я), страны в целом (информационное сопровождение профориентации, открытие профильных технических классов, активизация ранней профориентации, развитие конкурса школьников «Junior Skills» с расширением компетенций, проведение профквестов, профильных олимпиад и др.);

— объединение учебно-образовательных ресурсов и программ в единую региональную систему непрерывного инженерно-геологического образования, IT-образования и др.;

— с учетом прогнозируемых профессий и отраслей к 2030 г продумать введение новых специальностей и профилей.

Сложившаяся система профессионального образования обеспечивает подготовку квалифицированных кадров Западной Якутии, но при этом необходимо, сохраняя традиции, внедрять и инновационные образовательные технологии при подготовке кадров с учетом профессионально-образовательных запросов каждой личности обучающегося и требований к развитию производства.

Литература

1. Актуальные проблемы профессионального и высшего образования / авт.-сост.: С. Н. Чистякова, Е. Н. Геворкян, Н. Д. Подуфалов. М. : Эконом-информ, 2016. 242 с.

2. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 27.10.2017).

3. Зеер Э. Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития. Екатеринбург, 2015. 154 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ежегодник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова за 2016 год. Якутск : Изд. дом СВФУ, 2017. 411 с.

5. Образование в Республике Саха (Якутия): Деятельность организаций профессионального образования : стат. сб. Якутск, 2016. 109 с.

6. Результаты мониторинга Минобрнауки РФ СВФУ г. Мирный [Электронный ресурс]. URL: http://indicators.miccedu.ru/ monitoring/2016/_vpo/inst.php?id=1000137.

7. Республика Саха (Якутия) в цифрах: краткий стат. сб. Якутск, 2017. 198 с.

8. Саввинов В. М. Трансформация концептуальных основ управления развитием образовательных систем // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 7. С. 5-8.

9. Система критериев и показателей мониторинга качества подготовки кадров [Электронный ресурс] : утв. зам. министра образования и науки РФ 20.06.2016 № АК-30/06вн. URL: http://stat.miccedu.ru/info/spo-monitoring(2015)/ Система критериев и показателей.РйР (дата обращения: 30.10.2017).

10. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия) : стат. сб. Якутск, 2016. 707 с.

11. Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года (проект) [Электронный ресурс]. URL: https://mineconomic.sakha.gov.ru/Strategiya-2030 (дата обращения: 25.09.2017).

12. Теория и практика оценки качества профессионального образования: региональный аспект / отв. ред Е. А. Морозова. Кемерово : ГБУ ДПО «КРИРПО», 2015. 270 с.

13. Ткаченко Е. В. Штейнберг В. Э. Дифференциация компетенций в профессиональном образовании: проблемы решения // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 1. С. 3-9.

14. Чистякова С. Н. Оценка становления и тенденции развития проблемы профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональная ориентация и занятость молодежи. 2017. № 1. С. 5-9.

15. Чистякова С. Н. Эффективность профессиональной ориентации обучающихся - важнейшая составляющая системы государственной кадровой политики // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 1 (25). С. 24-29.

16. Шмакова Л. Р. Анализ рынка потребностей профессий // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 3. С. 48-49.

17. Creary H. A., Davis B. W. Helps and Ideas for Residents' Councils in Long-Term Care Facilities [Electronic resource]. URL: http://pubs.cas.psu.edu/freepubs/pdfs/ui256.pdf (дата обращения: 22.10.2017).

References

1. Chistyakova S. N., Gevorkyan E. N., Podufalov N. D. Aktual'nye problemy professional'nogo i vysshego obrazovaniya [Actual problems of professional and higher education]. Moscow, Econom-Inform, 2016. 242 p. (In Russian).

2. Atlas novyh professij [Atlas of new professions]. Available at: http://atlas100.ru/ (accessed 27.10.2017). (In Russian).

3. Zeer E. F. Teoretiko-prikladnye osnovaniya psihologii professional'nogo razvitiya [Theory-Applied Foundations of the Psychology of Professional Development]. Ekaterinburg, 2015, 154 p. (In Russian).

4. Ezhegodnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M. K. Ammosova za 2016 god [Educer of the North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov for 2016 year]. Yakutsk, Publishing house of NEFU, 2017, 411 p. (In Russian).

5. Obrazovanie v Respublike Saha (Yakutiya): Deyatel'nost' organizacij professional'nogo obrazovaniya [Education in the Republic of Sakha (Yakutia): Activities of professional education organizations]. Statistical digest. Yakutsk, 2016, 109 p. (In Russian)

6. Rezul'taty monitoringa Minobrnauki RF SVFU g. Mirnyj [Monitoring results of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation NEFU in the city of Mirny]. Available at: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/2016/_vpo/inst. php?id=1000137. (In Russian).

7. Respublika Saha (Yakutiya) v cifrah [Republic of Sakha (Yakutia) in figures]. Statistical digest. Yakutsk, 2017, 198 p. (In Russian).

8. Savvinov V. М. Transformaciya konceptual'nyh osnov upravleniya nazvitiem obnazovatel'nyh sistem [Transformation of conceptual bases of management of development of educational systems]. Professional Education. Capital, 2017, no. 7, pp. 5-8. (In Russian).

9. Sistema kriteriev i pokazatelej monitoringa kachestva podgotovki kadrov [System of criteria and indicators of monitoring the quality of training]. Approved by the deputy. Minister of Education and Science of the Russian Federation on June 20, 2016 № AK-30/06vn. Available at: http://stat.miccedu.ru/info/spo-monitoring(201 5)/Система критериев и показателей. PDF (accessed 30.10.2017). (In Russian).

10. Statisticheskij ezhegodnik Respubliki Saha (Yakutiya) [Statistical Yearbook of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Statistical digest. Yakutsk, 2016, 707 p. (In Russian).

11. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Saha (Yakutiya) na period do 2030 goda s opredeleniem celevogo videniya do 2050 goda (proekt) [Strategy of socio-economic development of the Republic of Sakha (Yakutia) for the period until 2030 with the definition of the target vision until 2050 (project)]. Available at: https://mineconomic.sakha.gov.ru/ Strategiya-2030 (accessed 25.09.2017). (In Russian)

12. Morozov E. A. (Ed) Teoriya i praktika ocenki kachestva professional'nogo obrazovaniya: regional'nyj aspekt [Theory and practice of assessing the quality of vocational education: a regional aspect]. Kemerovo, KRIRPO, 2015, 270 p. (In Russian).

13. Tkachenko E. V. Shteinberg V. E. Differenciaciya kompetencij v professional'nom obrazovanii: problemy resheniya [Differentiation of competences in vocational education: problems of solution]. Professional Education. Capital, 2017, no. 1, pp. 3-9. (In Russian).

14. Chistyakova S. N. Ocenka stanovleniya i tendencii razvitiya problemy professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya [Evaluation of the formation and development trends of the problem of professional self-determination of students]. Professional Orientation and Employment of Youth, 2017, no. 1, pp. 5-9. (In Russian)/

15. Chistyakova S. N. Effektivnost' professional'noj orientacii obuchayushchihsya - vazhnejshaya sostavlyayushchaya sistemy gosudarstvennoj kadrovoj politiki [Efficiency of vocational guidance of students is the most important component of the system of state personnel policy]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 1 (25), pp. 24-29. (In Russian).

16. Shmakova L. R. Analiz rynka potrebnostej professij [Analysis of the market needs of professions]. Professional education. Capital, 2017, no. 3, pp. 48-49. (In Russian).

17. Creary H. A., Davis B. W. Helps and Ideas for Residents' Councils in Long-Term Care Facilities. Available at: http://pubs.cas. psu.edu/freepubs/pdfs/ui256.pdf.

УДК/uDC 378.147 С. А. Филичев

S. Filichev

современные средства обеспечения наглядности в образовательном процессе технического вуза

the usage of modern means of visualization in the educational process of a technical university

Введение. Современные наглядные методы обучения являются важнейшим компонентом дидактики высшей школы. Их развитие — одно из актуальных направлений совершенствования преподавания в российских технических вузах. В работе теоретически обосновано применение структурно-логических схем, интеллект-карт и инфографики в преподавании экологии в технических вузах. Выполнен их сопоставительный анализ.

Методология. Рассматриваются системный и когнитивный подходы к формированию визуально-информационных моделей. Кратко описаны основные свойства структурно-логических схем, интеллект-карт и инфографики как наглядных средств обучения.

Результаты. Выполнена сравнительная оценка интеллект-карт, структурно-логических схем и инфографики. Анкетирование показало удовлетворенность студентов применением указанных средств обеспечения наглядности в курсе общей экологии.

Заключение. Использование наглядных средств обучения с опорой на методологию современного образования (принцип наглядности, когнитология, деятельностный подход) способствует лучшему усвоению студентами учебной информации. Обоснованы возможности использования структурно-логических схем, интеллект-карт и инфографики для разработки дидактических материалов, составления конспектов лекций, работы со словарем, создания учебных презентаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.