Научная статья на тему 'Подготовка нормативно-правовой базы системы медико-санитарного обслуживания плавсостава морских и речных судов: анализ проблемы, предложения и перспективы'

Подготовка нормативно-правовой базы системы медико-санитарного обслуживания плавсостава морских и речных судов: анализ проблемы, предложения и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1348
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ПЛАВСОСТАВ / МОРСКИЕ И РЕЧНЫЕ СУДА / ФМБА РОССИИ / MEDICAL AND SANITARY SERVICES / CREW PERSONNEL / SEA AND RIVER CRAFTS / FMBA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бумай О. К., Иванченко А. В., Абакумов А. А., Константинов Р. В., Сосюкин А. Е.

Проведен анализ современных проблем охраны здоровья плавсостава морского и речного флота. Обоснована целесообразность наделения полномочиями ФМБА России в качестве компетентного органа Российской Федерации по охране здоровья и медицинскому обслуживанию лиц, работающих на морских и речных судах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бумай О. К., Иванченко А. В., Абакумов А. А., Константинов Р. В., Сосюкин А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal framework Preparation of the Medical and Sanitary Services Provided to the Crew Personnel at Sea and River Crafts: the Analysis of Problems, Suggestions and Opportunities

The article presents an analysis of the existingproblems in health care services provided to the crew personnel, servicing at the sea and river crafts. The advantages of the FMBA authorization, as a competent authority of the Russian Federation, in health protection and medical care provided to the personnel working at sea and river crafts are proved.

Текст научной работы на тему «Подготовка нормативно-правовой базы системы медико-санитарного обслуживания плавсостава морских и речных судов: анализ проблемы, предложения и перспективы»

O.K. Бумай1, A.B. Иванченко1, A.A. Абакумов2, P.B. Константинов1, A.E. Сосюкин1, А.Б. Верведа1

Подготовка нормативно-правовой базы системы медико-санитарного обслуживания плавсостава морских и речных судов: анализ проблемы, предложения и перспективы

1 ФГУП «НИИ промышленной и морской медицины» ФМБА России, г. Санкт-Петербург 2 Федеральное медико-биологическое агентство, г. Москва

O.K. Bumay1, A.V. Ivanchenko1, A.A. Abakumov2, R.V. Konstantinov1, A.E. Sosukin1, A.B. Verveda1

Legal framework Preparation of the Medical and Sanitary Services Provided to the Crew Personnel at Sea and River Crafts: the Analysis of Problems, Suggestions and Opportunities

1 Federal State Unitary Enterprise «Research Institute of Industrial and Marine Medicine Federal Medical Biological Agency (FSUE RI IMM), St. Petersburg 2 Federal Medical Biological Agency (FMBA of Russia), Moscow

Ключевые слова: медико-санитарное обслуживание, плавсостав, морские и речные суда, ФМБА России.

Проведен анализ современных проблем охраны здоровья плавсостава морского и речного флота. Обоснована целесообразность наделения полномочиями ФМБА России в качестве компетентного органа Российской Федерации по охране здоровья и медицинскому обслуживанию лиц, работающих на морских и речных судах.

В Морской доктрине Российской Федерации [9] указано, что для обеспечения деятельности в области морского транспорта необходимо решить долгосрочные задачи, в том числе «развитие системы охраны здоровья моряков, сохранения и защиты трудовых ресурсов на морском транспорте, отвечающей международным и национальным требованиям в области безопасности мореплавания».

Международные медицинские стандарты и требования в зоне активного морского судоходства должны соответствовать 16 различным конвенциям международной организации труда [3], что обусловливает необходимость гармонизации национального и меж-

Keywords: medical and sanitary services, crew personnel, sea and river crafts, FMBA.

The article presents an analysis ofthe existingproblems in health care services provided to the crew personnel, servicing at the sea and river crafts. The advantages ofthe FMBA authorization, as a competent authority of the Russian Federation, in health protection and medical care provided to the personnel working at sea and river crafts are proved.

дународного законодательства в области судовой медицины.

Важнейшим вектором развития международных требований по охране здоровья моряков следует считать прогрессивное ужесточение норм и правил, последовательное выстраивание системы охраны здоровья лиц морских профессий, понуждение морских держав к организации государственного механизма медицинского обслуживания моряков [10]. В Российской Федерации эта сфера в последние годы развивалась в обратную сторону, государственная система охраны здоровья моряков последовательно демонтировалась: специализированный сектор в отделе организации

здравоохранения профильного министерства ликвидирован, система бассейновых больниц упразднена, институт судовых врачей практически полностью разрушен.

В настоящий момент назрела необходимость создания в Российской Федерации в кротчайшие сроки новой эффективной системы медико-санитарного обслуживания плавсостава морских и речных судов.

Цель статьи — на основе оценки проблем охраны здоровья плавсостава морского и речного флота и опыта научно-практического решения задач в этой области, накопленного в ФМБА России, обосновать перечень научно-прикладных вопросов по совершенствованию системы эффективного медико-санитарного обслуживания указанного контингента.

Анализ проблем

Охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осущест -вляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи [27]. Медицина, безусловно, является важнейшей частью системы охраны здоровья граждан.

Надо понимать, что рассмотрение вопросов судовой медицины носит комплексный характер и требует принятия скоординированных решений различными министерствами, службами и ведомствами (Минтранс России, МЧС России, Минздрав России, профсоюзы, Союз российских судовладельцев и другие заинтересованные организации). Одним из главных особенностей судовой медицины является учет проблем работников плавсостава как при нахождении их в рейсе, так и на берегу. При этом необходимо учитывать проблемы ме-

дицинских работников и лиц, принимающих участие в оказании медицинской помощи, а также органов государственной власти различных уровней, включая Минздрав России, работодателей (судовладельцев) и официального представителя работодателя на борту судна (капитана).

К числу государственных проблем, затрагивающих в том числе деятельность судовой медицины, относятся [24]: старение населения и рост числа хронических болезней; высокая стоимость технологического прогресса; ориентация пациентов на новые методы лечения, а не на здоровый образ жизни; устаревшая система организации и финансирования здравоохранения и ряд других.

В настоящее время в Российской Федерации не разработаны научно обоснованные пути решения существующих проблем в судовой медицине. В Минздраве России нет четкого понимания перспектив развития государственной системы оказания медицинской помощи плавсоставу как при нахождении работника в рейсе, так и на берегу.

Важнейшей проблемой государственного уровня является нормативное обеспечение охраны здоровья плавсостава. Основу правового регулирования медицинского обслуживанию моряков в Российской Федерации составляют документы, введенные в действие в СССР. Независимо от содержания указанных документов подавляющее большинство норм международного права в сфере регулирования медицинского обслуживания моряков появились позже ( в середине и конце 1990-х годов, в последнее десятилетие), а потому отечественные документы подлежат обязательному пересмотру и возможной корректировке [10].

Официальный перевод большинства документов на русский язык в свободном общем доступе отсутствует, важнейшие Морские конвенции Международной морской организации переведены на русский язык специалистами Минтранса России, однако низкое качество перевода специальных медицинских терминов вызывает путаницу и порождает дополнительные проблемы [10].

Анализ нормативного регулирования медицинского обслуживания плавсостава показал, что единственным документом, кото-

рым до ноября 2012 г. регламентировались данные вопросы, был приказ Минздрава СССР от 6 сентября 1989 г. № 511 [21]. Необходимо признать, что в последние десятилетия этот приказ уже во многом не отвечал современным требованиям, однако после его отмены (приказ Минздрава России от 7 ноября 2012 г. № 587 [18]) отсутствие новых нормативных актов привело к тому, что судовая медицина оказалась вне правового поля.

Необходимо понимать, что вопросы медицинского обслуживания и медицинского освидетельствования плавсостава в настоящее время находятся в сфере нормативного регулирования на межгосударственном уровне, поэтому возникла необходимость гармонизации основных положений системы медицинского обслуживания моряков с требованиями ратифицированной Российской Федерацией 5 июня 2012 г. Конвенции Международной организации труда (МОТ) 2006 г. «О труде в морском судоходстве» (далее — Конвенция-2006) [6]. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. № 996 [14] стало одним из этапов гармонизации российского и международного законодательства. Однако в представленном документе отсутствует одно из ключевых понятий Конвенции-2006 — компетентный орган, под которым понимают «министерство, правительственное ведомство или другой орган власти, уполномоченный издавать нормативные правовые акты, приказы или иные инструкции, имеющие силу закона в отношении предмета соответствующих положений, и обеспечивать их выполнение».

В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 996 [14] Минздравом России осуществляется нормативно-правовое регулирование обеспечения соблюдений требований Конвенции-2006, предусмотренных ее правилами: «Медицинское свидетельство», «Медицинское обслуживание на борту судна и на берегу», «Охрана здоровья, обеспечение безопасности и предупреждение несчастных случаев» (в части обеспечения охраны здоровья).

Сложность реализации поставленных перед Минздравом России задач состоит

в том, что в Российской Федерации в последние десятилетия вследствие социально-экономических процессов претерпела изменения вся система медицинского обслуживания плавсостава как в рейсе, так и на берегу. По сути, она была ликвидирована. Основными медицинскими учреждениями, на которые были возложены задачи охраны здоровья плавсостава, были бассейновые больницы. С 2004 г. центральные бассейновые больницы приказами Минздрава России в 2001—2002 гг. были преобразованы в окружные медицинские центры Минздрава России, а в 2008 г. переданы в ведение ФМБА России. На сегодня в Российской Федерации функционируют 7 центров, а также ЦМСЧ № 120. Все перечисленные медицинские организации находятся в ведении ФМБА России. Агентство неоднократно выходило на Минздрав России с вопросом о наделении полномочиями в качестве компетентного органа Российской Федерации по охране здоровья и медицинского обслуживания лиц, работающих на морских и речных судах. До настоящего времени этот вопрос не отрегулирован, поэтому в уставах окружных медицинских центров задача по медицинскому обслуживанию плавсостава до настоящего времени отсутствует.

Более того, вопрос медицинского обслуживания плавсостава в настоящее время решается путем создания судовыми кампаниями своих самостоятельных медицинских центров, работающих в отрыве от медицинских учреждений на водном транспорте и осуществляющих преимущественно медицинское освидетельствование плавсостава.

До настоящего времени не регламентирован механизм взаимодействия государственных медицинских организаций с негосударственными судоходными компаниями и судами, несущими иностранный флаг, но укомплектованными российскими экипажами [3].

Практически отсутствует проведение научных исследований в области охраны здоровья плавсостава в Российской Федерации.

Перед гражданами, основными потребителями медицинских услуг, также стоит множество нерешенных проблем: невозможность предотвращения хронических заболе-

ваний ( нет условий, никто этому не учит) ; ограничение доступа к медицинской помощи по различным причинам, чаще всего финансовым; низкая эффективность медицинской помощи (необходимость пожизненно принимать малоэффективные и дорогостоящие лекарства) [24]. Особенно остро проблемы получения медицинских услуг работниками плавсостава стоят в период нахождения их на борту судна во время рейса.

Необходимо учитывать, что заболеваемость плавсостава имеет определенные особенности. Существуют значительные различия в структуре и уровне заболеваемости моряков в зависимости от стажа, возраста, морской профессии. В показателе общей заболеваемости моряков весьма существенную долю занимает заболеваемость в период рейсов [26] . Серьезной проблемой является и сокрытие моряками своих жалоб и заболеваний, так как мотивация сохранить работу особенно велика в наши дни.

Важно отметить, что большинство моряков после окончания трудовой деятельности в море (списания по различным причинам, выход на пенсию) остаются под наблюдением в своих медицинских организациях. Большинство людей, работающих в системе морского транспорта на берегу ( сотрудники порта, администрация), либо раньше выходили, либо продолжают периодически выходить в море. Таким образом, круг лиц, имеющих особенности, связанные с работой в море, и находящихся в ведении судовой медицины, чрезвычайно широк [26].

Считается, что временная утрата трудоспособности у моряков не так высока, как у представителей других профессий. Условия социального страхования одинаковы для всех. Возникает кажущееся противоречие. На деле — наоборот, моряки недополучают средства социального страхования, а потому часто не имеют возможности ни адекватно лечиться, ни, что еще более важно, своевременно получать профилактическую медицинскую помощь. Списывание моряков с флота по состоянию здоровья приходится на самый трудоспособный возраст [2].

Во времена существования СССР проведение профилактических мероприятий плавсоставу на борту судна входило в круг

обязанностей судового врача и было закреплено главой XI действующего Устава службы на судах Министерства морского флота Союза ССР [22]:

«п. 378. ...Основной обязанностью судового врача является обеспечение охраны здоровья экипажа. В связи с этим он должен осуществлять систематическое медицинское наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием всех членов экипажа. ...; п. 379 Судовой врач обязан: (01) оказывать лечебно-профилактическую помощь членам судового экипажа, пассажирам и лицам, временно пребываю -щим на судне, а также обеспечивать госпитализацию и изоляцию больных в необходимых случаях».

Правилом 1.2. «Медицинское свидетельство» Конвенции-2006 предусмотрено, чтобы перед началом работы моряки имели действительное медицинское свидетельство, удостоверяющее их пригодность по состоя -нию здоровья к выполнению обязанностей, связанных с работой в море.

После отмены приказа Минздрава СССР № 511 документом, регламентирующим порядок медицинского осмотра, является приказ Минздрава России от 12 апреля 2011 г. № 302н [16]. Следует особо подчеркнуть неправомерность применения этого приказа для медицинского освидетельствования плавсостава, так как в соответствии с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 [27] медицинское освидетельствование и медицинский осмотр — это медицинские мероприятия, имеющие самостоятельные цели.

Важно отметить, что отсутствие судового врача в морском экипаже численностью менее 100 человек автоматически потребовало проведения разработки и внедрения иных границ в шкале годности здоровья плавсостава. Однако в приказе Минздрава России от № 302н [16] оказалась потерянной прежняя четкость в определении годности моряка к работе в плавсоставе по состоянию здоровья. На практике это привело к резкому ужесточению требований к здоровью, главным критерием оказалось не только улучшение медицинского обслуживания моряка, не уточнение новых возможностей

и достижений в поддержании его здоровья, а увеличение требований к моряку [4].

Теперь судовая медицина вместо развиваемого в здравоохранении принципа максимального сохранения долголетия профессиональной деятельности работника за счет приближения все более квалифицированного врачебного лечения и диагностики к месту его работы вынуждена ужесточать медицинские ограничения на профессиональную карьеру моряка. Это нередко нарушает социальные права и социальное положение моряка, отрицательно влияет на моральное и материальное состояние моряка и его семьи [5].

Перед медицинскими работниками, которые трудятся в области судовой медицины, стоит ряд специфических проблем. Судовой врач в соответствии с требованиями Конвенции-2006 должен обязательно присутствовать на судне, где находятся более 100 человек, если рейс длится не менее 3 суток [6]. За исключением некоторых организаций врачи не являются кадровыми специалистами флота. Медицинские работники, как правило, состоят в штате медицинских учреждений и работают на судах по договору между своей организацией и судовладельцем. Договор обычно заключается на конкретный рейс.

В настоящее время работать на должности судового врача в соответствии с приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н [20] разрешено лицам, имеющим сертификат по одной из трех специальностей: общая врачебная практика (семейная медицина), хирургия или терапия. При этом никакая дополнительная подготовка по вопросам судовой медицины с данными специалистами не ведется из-за отсутствия в номенклатуре специалистов, введенной приказом Минздрава России от 7 октября 2015 г. № 700н [19], специальности «морская (судовая) медицина».

К важным проблемным вопросам, возникающим перед врачом во время рейса, можно отнести следующие: ограниченность диагностических возможностей; слабая внешняя информационная поддержка при постановке диагноза и выборе метода лечения в сложных ситуациях; отсутствие строго

регламентированных алгоритмов диагностики, оказания медицинской помощи и лечения при наиболее актуальных для корабля нозологических формах ( стандартов) ; не всегда адекватное оснащение медицинским имуществом и техникой [17].

Не менее острой проблемой является обеспечение медицинского обслуживания на судах, не имеющих врача на борту. В соответствии с требованиями Конвен-ции-2006 такие суда должны иметь в составе экипажа моряка, оказывающего медицинскую помощь и уход за больными и пострадавшими на судне.

Основным документом, с которым вступают в противоречие требования Конвен-ции-2006, является приказ Минздравсоц-развития России от 4 мая 2012 г. № 477н [17]. Перечень манипуляций, которые в соответствии с требованиями международных конвенций обязан уметь проводить обученный член экипажа, включает часть сугубо медицинских мероприятий ( внутривенные инъекции, хранение и назначение сильно -действующих, в том числе наркотических, средств). В то же время объем первой помощи, который по российскому законодательству может оказывать работник, не относящийся к медицинскому персоналу, не предполагает проведения перечисленных манипуляций.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют научно обоснованные представления о возможных формах и объемах само- и взаимопомощи моряков на борту судна при острых заболеваниях и травмах, неясны принципы подготовки плавсостава по медицинскому уходу за больными и пострадавшими в рейсах, не регламентирован порядок допуска лиц без медицинского образования к выполнению инвазивных лечебных манипуляций, не определен порядок финансирования медицинской помощи российским морякам при работе на судах под иностранными флагами [3].

В настоящее время нет федеральных государственных образовательных стандартов по оказанию помощи больным и пострадавшим на судне во время рейса силами членов экипажа, не имеющих медицинского образования. Отсутствует госу-

дарственная аккредитация учебных заведений по соответствующим образовательным программам в целях оптимизации мероприятий по первой и медицинской помощи морякам. Не решен вопрос о введении новых профессий, которые бы разрешили существующие противоречия между российским и международным законодательством, например «парамедик». Необходимо на законодательном уровне решить вопрос о возможности получения профессии парамеди-ка работниками плавсостава.

Обеспеченность морских и речных судов судовой аптечкой и медицинским оборудованием предполагает определенный порядок обращения лекарственных препаратов, включая обращение с наркотическими средствами, психотропными веществами и прекурсорами, а также изделий медицинского назначения в условиях морского (речного) плавания. Этот порядок на сегодня практически не подлежит правовому регулированию.

Проведение (расширение объема) кли-нико-лабораторных исследований на судах с медицинским работником, а тем более без него и в отсутствие диагностического оборудования затруднительно. При отсутствии медицинского работника на борту судна проведение клинико-лабораторных исследований вообще невозможно. Существует необходимость обеспечения судов с экипажами более 100 человек современным диагностическим оборудованием для проведения лабораторных диагностических исследований и комплектами для осуществления лабораторной экспресс-диагностики для судов, на борту которых отсутствует медицинский работник. Для этого необходимо научно обосновать перечень лабораторных диагностических исследований, проведение которых возможно на борту судна.

Важнейшим элементом медицинской помощи на море независимо от наличия медицинского работника на борту судна является обеспечение проведения медицинских консультаций по радио или по спутниковой связи, включая консультации специалистов. В настоящее время существует общая тенденция рассматривать медицинскую помощь на море как составную часть спасения.

В циркулярном письме Комитета по безопасности на море Международной морской организации [28] определено, что оптимальность мероприятий по оказанию медицинской помощи на море основывается на наличии нескольких элементов, основой которых являются спасательно-координационный центр и морской медицинский консультационный центр (ММКЦ).

В соответствии с нормативно-правовыми документами [13; 23] в нашей стране функции в части поиска и спасания на море возложены на Росморречфлот. Исполнительной службой в этой области является Госморспасслужба России с Государственным морским спасательно-координационным центром в г. Москве и спасательно-координационными центрами и спасательными под-центрами на морских бассейнах. Однако единого ММКЦ в Российской Федерации не существует. Кроме того, в соответствии с требованиями международных конвенций ММКЦ может быть официально назначен только компетентным органом государства.

В системе медицинской помощи на море медицинская консультация по радио является одним из ее элементов и заключается в установлении диагноза и назначении лечения с использованием аптечки.

Максимально подробно порядок проведения непосредственно самой дистанционной консультации дан в Международном руководстве по медицинскому обслуживанию на судах. В настоящее время актуально 3-е издание руководства 2007 г. [29], однако официального перевода данного документа на русский язык в Российской Федерации не существует.

В законодательстве Российской Федерации в отношении консультаций по радиосвязи или по спутниковой связи существует значительный пробел. При этом есть ряд документов, так или иначе освещающих порядок применения консультаций моряков по радиосвязи, в частности приказ Госкомрыболовства России от 5 июля 2002 г. № 266 [15].

Формат почти четырех десятков международных документов предполагал бы возможность не во всем соглашаться с формулируемыми положениями, однако существование инспекций государств порта и высокие

стандарты обеспечения безопасности и охраны труда, принятые в европейских странах и в США, заставляют крупнейших судовладельцев отказываться от попыток игнорирования рекомендаций МОТ [10].

Очевидно, что современная медицина не может или не всегда может предотвратить возникновение во время морского рейса многочисленной категории заболеваний или травм, возникающих по случайным, внезапным или непрогнозируемым причинам, при которых, по современным стандартам медицинской помощи, с первых часов требуются неотложные лечебно-диагностические манипуляции квалифицированного врача [5]. Это обстоятельство становится все более очевидным не только для судовых врачей, но и для плавсостава (командного и рядового состава). Злободневности вопроса способствует и то обстоятельство, что все морские офицеры проходят обязательное дипло-мирование по квалификационным требованиям к медицинским знаниям и навыкам, предусмотренным Международной конвенцией о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДНВ-78/95), а уровень требований возрос вместе с маниль-ским пересмотром ПДНВ-78/95 в 2010 г. [7]. Поэтому многие моряки, исходя из собственного опыта, ставят вопрос о необходимости совершенствования медицинского обеспечения экипажа в морском рейсе.

Предложения и перспективы

На фоне негативных тенденций в области охраны здоровья плавсостава морских и речных судов по инициативному решению ФМБА России в Научно-исследовательском институте промышленной и морской медицины (ФГУП НИИ ПММ) в период с 2012 по 2015 г. был выполнен ряд научно-исследовательских работ [1; 11; 12; 25] и разработаны проекты нормативных документов (табл. 1), своевременное принятие которых Минздравом России могло бы существенно повысить качество медицинского обеспечения на морских и речных судах.

В основу определения и обоснования перечня научно-прикладных вопросов целесообразно положить разработанную ФГУП НИИ ПММ «Концепцию единой систе-

мы медицинского обслуживания плавсостава», которая вытекает из проведенного анализа современного состояния медицинского обслуживания плавсостава в Российской Федерации и основных целей, задач и способов его совершенствования на основе применения системного подхода и требований международных и правовых основ в области здравоохранения. В Концепции подчеркивается, что система обслуживания плавсостава должна быть единой как для плавсостава морского торгового флота, так и для плавсостава рыбопромыслового и речного флота. Такая система существовала ранее в СССР и доказала свою состоятельность и эффективность.

Эффективное функционирование единой системы медицинского обслуживания плавсостава определяется основными факторами:

• организацией оказания качественной бесплатной медицинской помощи всем категориям плавсостава Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);

• инфраструктурой и ресурсным обеспечением, включая финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений и судовых медицинских пунктов (лазаретов);

• наличием достаточного количества подготовленных кадров, в том числе медицинских, способных решать задачи по медицинскому обслуживанию плавсостава.

Принципиальным вопросом построения системы медицинского обслуживания плавсостава является ее разделение на две составляющие:

• обслуживание плавсостава в рейсе;

• обслуживание плавсостава на берегу.

Правовые и организационные вопросы. Учитывая, что вопросы охраны здоровья плавсостава находятся в тесной взаимосвязи со всем комплексом социально-трудовых отношений, и следуя логике МОТ о сведении всех действующих морских трудовых стандартов в единый международный правовой акт, целесообразно в ближайшей перспективе законодательство о труде плавсостава привести к единому целостному нор-

Таблица 1 Перечень проектов нормативных документов, разработанных в ФГУП НИИ ПММ в рамках НИР, объединенных шифром «Шторм», за 2012—2015 гг.

№ п/п Наименование документа

1 Типовое положение об отделе (отделении) судовой медицины

2 Положение о судовом враче (фельдшере)

3 Положение о врачебной комиссии по проведению медицинских осмотров плавсостава

4 Порядок медицинских осмотров плавсостава и обучающихся в учебных заведениях по подготовке специалистов для работы на судах при направлении их на плавательскую практику

5 Список профессий плавсостава морского и речного флота, работники которых подлежат обязательным предварительным при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам

6 Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску на работу плавсостава и обучающихся в учебных заведениях по подготовке специалистов для работы на судах при направлении их на плавательскую практику

7 Перечень дополнительных медицинских противопоказаний к допуску на работу лиц плавсостава, дальнейшей их работе в плавсоставе, а также обучающихся в учебных заведениях по подготовке специалистов для работы на судах при направлении их на плавательскую практику

8 Личная медицинская книжка моряка

9 Медицинский сертификат о состоянии здоровья моряка

10 Медицинский сертификат обследования моряка на наличие в биологических средах следов наркотических препаратов

11 Квалификационные требований к морякам, ответственным за оказание первой медицинской помощи и уход за больными и пострадавшими на судах, на которых наличие медицинского работника не предусмотрено

12 Предложения по периодичности переподготовки моряков, ответственных за оказание первой медицинской помощи и уход за больными и пострадавшими на судах, на которых наличие медицинского работника не предусмотрено

13 Положение о порядке обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения морских и речных судов

14 Инструкции по применению лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, включенных в состав аптечек для морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река—море) плавания, не имеющих в штатном расписании должности медицинского работника

15 Рекомендации, регламентирующие порядок проведения медицинских консультаций по радио или по спутниковой связи, включая консультации специалистов, судам в море

16 Концепция единой системы медицинского обслуживания плавсостава в Российской Федерации

17 Проект профессионального стандарта для должности «судовой врач»

18 Проект профессионального стандарта для должности «судовой фельдшер»

20 Квалификационная характеристика специалиста (судового врача)

21 Структура паспорта специальности «судовой врач»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22 Перечень медицинских изделий, необходимых для оснащения судовых медицинских пунктов и судовых лазаретов

23 Перечень лекарственных препаратов, необходимых для оснащения судовых медицинских пунктов и судовых лазаретов

24 Судовая медицинская документация

25 Форма судового журнала учета обращений за медицинской помощью

26 Форма медицинской карты моряка

28 Перечень категорий работников, на которые будут распространяться положения Конвенции 2006 г. «О труде в морском судоходстве» в Российской Федерации

29 Перечень категорий работников плавсостава, медицинское обслуживание которых нуждается в регламентации нормативными актами Российской Федерации

30 Соглашение о взаимодействии и информационном обмене Федерального агентства морского и речного транспорта и Федеральной налоговой службы

31 Перечень необходимых документов по организации взаимодействия федеральных государственных исполнительных органов, организаций судовладельцев и профессиональных союзов моряков по вопросам медицинского обслуживания плавсостава

32 Перечень сведений (данных) медицинского обслуживания плавсостава, подлежащих учету, и периоды отчетности

33 Перечень структур (организаций и органов) и мест (судно, администрация порта и др.), где должен осуществляться соответствующий учет

мативному правовому акту в форме федерального закона.

Важным шагом в создании целостной системы охраны здоровья и медицинского обслуживания плавсостава может стать передача функций по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и функций по оказанию государственных услуг, включая медико-санитарное обеспечение лиц, работающих на судах, как работников организаций с опасными условиями труда, в сферу ведения ФМБА России. Это позволит воссоздать на современном уровне систему медицинского обслуживания плавсостава.

В целях гармонизации российского и международного законодательства в области медицинского обслуживания моряков целесообразно передать функции по охране здоровья и медицинскому обслуживанию лиц, работающих на морских судах, в ведение законодательно сформированного компетентного органа Российской Федерации — ФМБА России.

Повышению эффективности решения проблем медицинского обслуживания и медицинского освидетельствования лиц, работающих на судах, будет способствовать создание Национального центра морской медицины (далее — Центр).

Цель создания Центра состоит в научно-практической реализации делегированных компетентным органом Российской Федерации отдельных функций, вытекающих из Конвенции-2006, в области охраны здоровья, медицинского обслуживания и медицинского освидетельствования плавсостава (моряков).

Основные задачи Центра:

• разработка проектов документов, направленных на совершенствование международных и отечественных норм и правил по вопросам судовой медицины и медицинского освидетельствования моряков;

• разработка и внедрение программ обучения врачей, среднего медицинского персонала по вопросам судовой медицины, медицинского освидетельствования плавсостава, оказания медицинской помощи больным и пострадавшим во время плавания;

• разработка и внедрение программ обучения моряков, отвечающих на борту судна за медицинское обслуживание и оказание первой помощи;

• создание аккредитующего органа и участие в аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по медицин -скому освидетельствованию плавсостава (моряков), в соответствии с действую -щим законодательством;

• создание и ведение регистров медицинских организаций, персонального состава комиссий и базы данных результатов медицинских освидетельствований плавсостава;

• предоставление в национальный компетентный орган по его указанию информации по запросам компетентных органов других стран, морских и круинговых компаний об аккредитованных медицинских организациях, проводящих медицинские освидетельствования плавсостава (моряков), результатах этих освидетельствований, а также о персональном составе медицинских комиссий;

• осуществление мероприятий по контролю качества оказания медицинских услуг для обеспечения соответствия медицинских освидетельствований и медицинского обслуживания плавсостава требуемым стандартам;

• проведение в спорных случаях апелляционных процедур или делегирование полномочий по апелляции организациям, осуществляющим оказание медицинских услуг плавсоставу;

• создание и организация деятельности национального координационного морского медицинского консультационного центра;

• разработка и внедрение в практику медицинского обслуживания плавсостава современных средств коммуникации и других предложений по его инновационному развитию.

Основные научно-прикладные направления. Совершенствование медико-санитарного обслуживания работников водного транспорта целесообразно проводить в следующих научно-прикладных направлениях:

Таблица 2 Основные нормативно-правовые документы, подлежащие разработке и (или) утверждению, в соответствии с направлениями совершенствования медико-санитарного обслуживания плавсостава морского и речного флота

Направление Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по направлению (вид документа) Состояние разработки документа

Организация медицинского обслуживания плавсостава Типовое положение об отделе (отделении) судовой медицины (проект приказа Минздрава России) Разработано

Положение о судовом враче (фельдшере) (проект приказа Минздрава России) Разработано

Положение о межведомственном взаимодействии по вопросам медобслуживания плавсостава (Постановление Правительства Российской Федерации) Требуется разработка

Требования к наличию судовых врачей на морских судах, судах смешанного (река—море) плавания и речных судах (проект приказа Минздрава России) Разработано

Форма рейсового отчета судового врача (проект приказа Минздрава России) Разработано

Организация медицинского учета и отчетности на судах Руководство по организации медицинского учета и отчетности на морских и речных (озерных) судах Требуется разработка

Мониторинг состояния здоровья плавсостава Перечень медицинских критериев по отбору плавсостава Требуется разработка

Положение о врачебной комиссии по проведению медицинских осмотров плавсостава (проект приказа Минздрава России) Разработано

Порядок медицинских осмотров плавсостава (проект приказа Минздрава России) Разработано

Список профессий плавсостава морского и речного флота. Работники, подлежащие обязательным предварительным при поступлении на работу и периодическим медосмотрам (проект приказа Минздрава России) Разработано

Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску на работу плавсостава (проект приказа Минздрава России) Разработано

Перечень дополнительных медицинских противопоказаний к допуску на работу лиц плавсостава, дальнейшей их работе в плавсоставе (проект приказа Минздрава России) Разработано

Перечень дополнительных функциональных и лабораторных исследований для отдельных групп профессий (проект приказа Минздрава России) Разработано

Медицинский сертификат о состоянии здоровья моряка (проект приказа Минздрава России) Разработано

Личная медицинская книжка моряка (проект приказа Минздрава России) Разработано

Медицинский сертификат обследования моряка на наличие в биологических средах следов наркотических препаратов (проект приказа Минздрава России) Разработано

Психофизиологическое обеспечение профессиональной деятельности плавсостава Порядок психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности плавсостава морских и речных судов Требуется разработка

Обеспечение судов лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Инструкции по применению лекарственных препаратов и медицинских изделий, включенных в состав аптечек для морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река—море) плавания, не имеющих в штатном расписании должности медицинского работника (проект представлен в ФМБА России) Разработано

Положение о порядке обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями морских и речных судов (проект представлен в ФМБА России) Разработано

Регламент по организации обеспечения судов различных типов и классов лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, включая наркотические и психотропные средства Требуется разработка

Подготовка моряков по оказанию медицинской помощи Квалификационные требования к подготовке и периодичности переподготовки моряков по оказанию медицинской помощи и уходу за больными и пострадавшими на судне (проект представлен в ФМБА России) Разработано

Формирование и поддержание единого информационного пространства в области морской деятельности Инструкция по организации проведения медицинских консультаций по радио или по спутниковой связи, включая консультации специалистов, судам в море (проект представлен в ФМБА России) Разработано

• организация медицинского обслуживания плавсостава;

• организация медицинского учета и отчетности на судах;

• мониторинг состояния здоровья, включая определение требований к состоянию здоровья, организацию медицинского осмотра и освидетельствования плавсостава;

• психофизиологическое обеспечение профессиональной деятельности плавсостава;

• подготовка моряков по оказанию медицинской помощи;

• обеспечение судов лекарственными препаратами и медицинскими изделиями;

• формирование и поддержание единого информационного пространства в области морской деятельности.

Основные нормативные документы по судовой медицине, подлежащие разработке и утверждению в соответствии с представленными научно-прикладными направлениями, отражены в таблице 2.

Заключение

Анализ современного состояния охраны здоровья плавсостава позволил выявить многочисленные проблемы, требующие комплексного подхода к их решению. Научный потенциал, разработанный комплект нормативно-методической документации и опыт практической работы медицинских организаций ФМБА России в области медико-санитарного обслуживания плавсостава могут стать основой для решения вопроса о наделении полномочиями Агентства в качестве компетентного органа Российской Федерации по охране здоровья и медицинскому обслуживанию лиц, работающих на морских и речных судах.

Ожидаемые результаты работы:

• создание эффективной нормативно-правовой базы оказания первой и медицинской помощи пострадавшим и больным на морских и речных судах;

• повышение уровня образования работников, оказывающих помощь больным и пострадавшим на судах;

• гармонизация нормативных документов Российской Федерации с требованиями

международных конвенций по вопросам медицинского обслуживания плавсостава;

• снижение уровня заболеваемости, смертности и продление профессионального долголетия плавсостава морского и речного флота;

• создание единых регистров заболеваемости и смертности плавсостава на территории Российской Федерации.

Литература

1. Анализ состояния нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию медико-санитарного обслуживания плавсостава морских и речных судов Российской Федерации: отчет о НИР (заключительный): шифр «Шторм-15» / ФГУП НИИ ПММ; рук. О.К. Бумай; исполнит.:

B.А. Глазков [и др.]. СПб, 2015.

2. Архиповский В.Л., Пуканова Л.В., Лукьянова Л.В. О медицинском освидетельствовании плавсостава Северного бассейна // Морская медицина в новом тысячелетии. Архангельск, 2002. С. 35—37.

3. Будиев А.Ю., Лупачев В.В., Логунов К.В. О необходимости создания научно-методического центра морской и арктической медицины // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: «Медико-биологические науки». 2015. № 2. С. 101-102.

4. Галанкин Л.Н., Буров В.В. Значение психики при выборе инноваций в медицинском обеспечении на морских судах // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2014. № 4 (26).

C. 7-20.

5. Галанкин Л. Н., Буров В. В. Инновационное развитие медицинского обеспечения на морском судне // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2014. № 2 (24). С. 9-16.

6. Конвенции Международной организации труда 2006 г. № 186 «О труде в морском судоходстве».

7. Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении

вахты 1978 г. (ПДМНВ-78) (с поправками, консолидированный текст) / Пер. с англ. СПб.: ЦНИИМФ, 2010.

8. Мишин Ю.А., Жидик В.В., Киселев В.С., Дергачев В. Б. Совершенствование медицинского обеспечения дальних походов кораблей Военно-морского флота // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 164-168.

9. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 г.).

10. Морская медицина / Под ред. К.В. Логунова, Н.Н. Гурина. СПб., 2015.

11. Обоснование профессиональных требований к судовому медицинскому персоналу и средствам обеспечения его деятельности в условиях плавания: отчет о НИР (заключительный): шифр «Шторм-14» / ФГУП НИИ ПММ; рук. О.К. Бумай; исполнит.: В.А. Глазков [и др.]. СПб, 2014. № ГР 114040740021.

12. Подготовка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих медико-санитарное обеспечение плавсостава морских и речных судов: отчет о НИР (заключительный): шифр «Шторм» / ФГУП НИИ ПММ; рук. О.К. Бумай; исполнит.: В.А. Глазков [и др.]. СПб, 2012. № ГР 01201263389.

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 371 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта».

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. № 996 «О мерах по обеспечению обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве».

15. Приказ Госкомрыболовства России от 5 июля 2002 г. № 266 «О введении в действие Временного руководства по радиосвязи в морской подвижной службе для судов рыбопромыслового флота с морскими районами плавания А1 и А2 ГМССБ».

16. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об

утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры работников».

17. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. №477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».

18. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 ноября 2012 г. № 587 «О признании не действующим на территории Российской Федерации Приказа Министерства здравоохранения СССР от 6 сентября 1989 г. № 511 "Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства"».

19. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 октября 2015 г. № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование».

20.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 707н «Об утверждении квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"».

21. Приказ Министерства здравоохранения СССР от 6 сентября 1989 г. № 511 «Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства».

22.Приказ Министерства морского флота СССР от 9 января 1976 г. № 6 «Об утверждении Устава службы на судах Министерства морского флота Союза ССР».

23. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 169 «Об утверждении Положения о функциональной подсистеме организации и координации деятельности поисковых и аварийно-спасательных служб (как рос-

сийских, так и иностранных) при поиске и спасании людей и судов, терпящих бедствие на море в поисково-спасательных районах Российской Федерации, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

24. Проблемы современной медицины. Доступ: http: //voprosik. net/problemy-sovremennoj-mediciny/ (дата обращения: 10.04.2016).

25.Разработка нормативной базы, регламентирующей организацию медицинского обслуживания плавсостава морских и речных судов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам морского судоходства: отчет о НИР (заключительный): шифр «Шторм-2» / ФГУП НИИ ПММ; рук. O.K. Бумай; исполнит.: Р.В. Константинов [и др.]. СПб, 2013. № ГР 01201363030.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26.Сидоров П.И., Казакевич Е.В., Багрецо-ва A.A. Морская медицина как основа сохранения здоровья работников водного транспорта // Медицина труда и промышленная экология. 2007. № 1. С. 8—11.

27.Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

28.Циркулярное письмо Комитета по безопасности на море Международной морской организации от 25 мая 2000 г. № 960 «Медицинская помощь на море». СПб.: ЦНИИМФ, 2000.

29.International Medical Guide for Ships / 3rd edition. World Health Organization, 2007.

Контакты:

Верведа Алексей Борисович,

старший научный сотрудник ФГУП НИИ ПММ,

кандидат медицинских наук.

Тел. (раб.): (812) 415-94-30.

E-mail: [email protected]

_информация

Заседание Центральной водолазно-медицинской комиссии при ФМБА России

В марте 2017 г. состоялось заседание Центральной водолазно-медицинской комиссии (ЦВМК) при ФМБА России «Итоги работы водолазно-медицинских комиссий медицинских организаций за 2016 год, доведение информации в сфере водолазной медицины».

На сегодняшний день создано 25 водолазных медицинских комиссий в регионах Российской Федерации. На заседании ЦВМК при ФМБА России присутствовали: члены ЦВМК при ФМБА России; председатели водолазно-медицинских комиссий медицинских организаций ФМБА России, а также: ответственный секретарь Межведомственной комиссии по водолазному делу при Морской коллегии при Правительстве РФ Е.С. Глухов; главный врач по водолазной медицине МЧС России А.В. Аникиев; главный внештатный специалист профпатолог Минздрава России, директор НИИ медицины труда РАН, заведующий кафедрой авиационно-космической медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова профессор И.В. Бухтияров; представители отдела физиологии человека в экстремальных условиях ГНЦРФ ИМБП РАН А.А. Суворов и Г.М. Соколов; заведующий отделением ГБО Городской клинической больницы им. С.П. Боткина А.А. Митрохин и др. На заседании прозвучали доклады:

• «Изменения законодательства в сфере водолазной медицины»;

• «Подготовка врачей по водолазной медицине и фельдшеров на кафедре авиационной и космической медицины Первого МГМУ им. И.М. Сеченова в 2012-2016 годах»;

• «Организация и перспективы развития Центра гипербарической и водолазной медицины»;

• «Лечение дайвера с сочетанным заболеванием после спуска под воду в 2016 г.»;

• «Новые технические средства профилактики, транспортировки и лечения пострадавших водолазов»;

• «Опыт лечения водолазов и дайверов в отделении ГБО»;

• «Опыт преподавания по специальности "Водолазная медицина" на кафедре физиологии подводного плавания Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова».

Также прозвучали отчеты о деятельности водолазно-медицинских комиссий ФМБА России за 2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.