А.А. Абакумов1, О.К. Бумай2, А.Б. Верведа2, А.В. Иванченко2, Р.В. Константинов2, А.Е. Сосюкин2, С.Н. Чупрова3
Анализ смертности плавсостава морского и речного флота
1 Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России), г. Москва 2 ФГУП «НИИ промышленной и морской медицины» ФМБА России, г. Санкт-Петербург 3 ФГБУ «НИИ детских инфекций» ФМБА России, г. Санкт-Петербург
A.A. Abakumov1, O.K. Bumay2, A.B. Verveda2, A.V. Ivanchehko2, R.V. Konstantinov2, A.E. Sosukin2, S.N. Chuprova3
Mortality Analysis for the sea and river fleet personnel
1 Federal Medical Biological Agency (FMBA), Moscow
2 Federal State Unitary Enterprise «Research Institute of Industrial and Marine Medicine Federal
Medical Biological Agency (FSUE RI IMM), St. Petersburg
3 Federal State Budgetary Institution «Research Institute of Children's Infections Federal Medical
Biological Agency» (FSBI RICI FMBA), St. Petersburg
Ключевые слова: смертность, плавсостав, морской и речной флот, медицинский центр.
Изучена смертность плавсостава на основании данных, представленных окружными медицинскими центрами ФМБА России, за период с 2000 по 2012 г. Проанализировано 633 случая смертей моряков в трудоспособном возрасте. Установлено, что усредненный общий коэффициент смертности плавсостава за изучаемый период был в 8,9 раза меньше аналогичного показателя для мужчин России трудоспособного возраста. По данным окружных медицинских центров, смертность в период рейсов была ниже, чем в межрейсовый период. В рейсе случаи смерти были вызваны преимущественно болезнями системы кровообращения, а в межрейсовый период преобладала смерть от новообразований. На основе анализа полученных данных разработаны предложения по совершенствованию медико-санитарного обслуживания плавсостава.
Профессия моряка — одна из самых опасных. Работа моряка рыбопромыслового флота по степени опасности сопоставима с трудом шахтера и лесоруба. В 2012 г. она была признана самой опасной работой в США с уровнем смертности в 121,2 случая на 100 тыс. работников в год — против среднего по стране показателя 3,5 [8]. По данным Международной организации труда, в 2012 г. море унесло 1051 жизнь: 100 моряков из рыбопромысловой от-
Keywords: mortality, fleet personnel, sea and river fleet, medical center.
The mortality of the fleet personnel was studied on the data submitted by the district health centers FMBA for the period from 2000 to 2012. There were analyzed 633 deaths of the sea men of working-age. It was established that the mortality rate for the fleet personnel within the studied period was in 8.9 times less than mortality rate for men of working-age throughout Russia. According to the data from the district medical centers, mortality rate during the voyage was lower, than during the post-voyage period. In the voyage the death has been caused mainly by the cardio-vascular diseases, as for the post-voyage period the death was mainly caused by the neoplastic diseases . On the basis of the obtained data analysis, there were made suggestions for improvement of medical and sanitary service provided to the fleet personnel.
расли, 400 — занятых в каботажных перевозках и свыше 500 — из международного судоходства [10].
Помимо непосредственной опасности для жизни работа плавсостава характеризуется комплексным воздействием вредных производственных факторов. Специфика труда моряка заключается в том, что суда являются одновременно местом работы и местом проживания (отдыха), поэтому факторы риска бытового,
социально-психологического и рабочего характера сосуществуют, и это негативно сказывается на состоянии здоровья.
В комплексе показателей здоровья особая роль принадлежит смертности и ее динамике как наиболее объективному, информативному, поддающемуся количественному измерению показателю, на который в значительно меньшей степени влияет так называемый административный ресурс: факт смерти или гибели человека на борту судна практически невозможно «подправить», в отличие, например, от респираторного заболевания или незначительной травмы.
Анализ сложившейся в судовой индустрии ситуации со смертностью, ее гендерного, возрастного, нозологического и иных профилей, а также тенденций смертности по заданным признакам позволяет выявить «проблемные зоны» и разработать конкретные мероприятий по ее снижению.
Цель исследования — на основе анализа показателей смертности плавсостава морского и речного флота, обслуживаемого медицинскими организациями ФМБА России, разработать предложения по совершенствованию медико-санитарного обслуживания указанного контингента.
Материалы и методы
В настоящем исследовании были использованы данные по показателям смертности, представленные медицинскими центрами (МЦ) ФМБА России — ФГБУЗ «Дальневосточный окружной медицинский центр» (далее — ДВОМЦ), ФГБУЗ «Южный окружной медицинский центр» (далее — ЮОМЦ), ФГБУЗ «Западно-Сибирский медицинский центр» (далее — ЗСМЦ), ФГБУЗ «Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко» (далее — СМКЦ). Кроме того, проанализированы данные, представленные ООО «Медицинский центр Эко-безопасность» (далее — ЭКО), где приведены результаты медицинских освидетельствований плавсостава в Санкт-Петербурге, основанные на наблюдениях за моряками из собственной базы данных и сведениях круин-говых компаний, пользующихся услугами этой организации.
Одной из важных задач, решаемых МЦ наряду с оказанием всех видов медицинской
помощи населению, является медицинское обслуживание лиц, работающих на морских и речных судах (далее — плавсостав). В зависимости от расположения данных центров количество «речников» и «моряков» различно. Так, доля работников морского, рыбопромыслового и речного флотов составляет в среднем для обслуживаемого плавсостава ДВОМЦ соответственно 54, 31 и 15%. В этой связи анализ данных по основным МЦ дает обобщенное представление о показателях смертности не только моряков, но и всего плавсостава в нашей стране и учитывает географию размещения упомянутых медицинских организаций.
Анализ проводили без гендерной спецификации — учитывали только лиц мужского пола (женщины в исследовательской выборке составили менее 1% и были исключены из дальнейшего анализа).
Материалы, представленные ДВОМЦ, ЮОМЦ и ЗСМЦ, содержали данные о смертности плавсостава во время рейса (далее — Р), в межрейсовый период (далее — МР) и обобщенные данные о смертности в течение года (далее — ОП) за период 2000—2012 гг., материалы СМКЦ - за период 2008-2011 гг., а ЭКО предоставил сведения о смертности плавсостава за период 2000-2012 гг. только во время рейса.
К числу анализируемых показателей смертности относились общий коэффициент смертности (ОКС) — количество умерших лиц плавсостава в течение одного года на 1000 работающих - и коэффициент смертности по причинам - количество умерших лиц плавсостава по одной из причин на 100 000 работающих. В связи с отсутствием в предоставленной МЦ информации данных о возрастной структуре обслуживаемого плавсостава не было возможности провести анализ повозрастных коэффициентов смертности и рассчитать стандартизованные коэффициенты смертности, позволяющие устранить влияние различий в возрастной структуре изучаемых популяций и проводить научно-обоснованную сравнительную оценку смертности между отдельными странами, регионами и, применительно к нашему исследованию, МЦ.
Отдельно рассматривали смертность четырех категорий специальностей: командный состав (КС) — капитан, штурман, лоцман; механико-судовая служба (МСС) — механик, электроме-
ханик, моторист; специалисты палубной команды (СПК) — боцман, матрос, мастер по добыче рыбы, машинист-рулевой; прочий плавсостав (ПП) — обслуживающий персонал, повар.
Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью пакета программ 81аИ8Иса 6.0. Полученные данные подвергали статистической обработке на соответствие нормальному закону распределения. Для этого использовали критерий Шапиро—Уилка. Для сравнения данных, подчиняющихся нормальному закону распределения, использовали 1-критерий Стьюдента. Для оценки средне-групповых показателей рассчитывали среднее арифметическое значение ( М) и стандартное отклонение (а). Для сравнения данных, не подчинявшихся нормальному закону распределения, рассчитывали критерий Манна—Уитни (и) и х2. Различия считали достоверными при р < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
В таблице 1 представлены данные о количестве плавсостава, ежегодно наблюдавшегося в МЦ в период 2000—2012 гг. В данной таблице и в дальнейшем по СМКЦ отражены сведения за 2010, 2011 и 2012 гг., а по ЭКО — объединенные данные за 2000—2012 гг.
При анализе данных таблицы 1 обращали на себя внимание существенные различия в количестве обслуживаемого плавсостава разных МЦ. Отмечена выраженная тенденция к уменьшению количества наблюдаемых лиц в ЗСМЦ — более чем в два раза в 2012 г. по сравнению с 2000 г. Аналогичная направленность характерна и для ДВОМЦ. При этом в ЮОМЦ, несмотря на незначительные колебания численности наблюдаемых лиц, можно отметить в целом тенденцию к увеличению их количества по сравнению с 2000 г.
Всего было изучено 633 случая смертей моряков в трудоспособном возрасте. Среднегодовое количество лиц плавсостава, умерших за изучаемый период, по данным ДВОМЦ (за 13 лет), ЮОМЦ (за 13 лет), ЗСМЦ (за 13 лет), СМКЦ (за 3 года) и ЭКО (за 13 лет), составили соответственно 35, 5, 2, 12 и 4 человека в год. Учитывая существенные различия в количестве обслуживаемого МЦ плавсостава, в дальнейшем для характеристики смертности использовали преимущественно относительные, общепринятые в демографической статистике показатели.
Анализ динамики ОКС (табл. 2) свидетельствовал о вариабельности данного показателя и разнонаправленном характере его изменений в различных МЦ. Так, для ДВОМЦ и
Таблица 1 Количество плавсостава, наблюдавшегося в медицинских центрах за период 2000—2012 гг.
Год Количество плавсостава, обслуживаемого МЦ, человек
ДВОМЦ ЮОМЦ ЗСМЦ СМКЦ ЭКО
2001 20 157 11 677 4463 Нет данных Нет данных
2002 18 239 11 309 5934 Нет данных Нет данных
2003 19 597 10 923 5999 Нет данных Нет данных
2004 19 294 20 942 5194 Нет данных Нет данных
2005 17 388 21 317 4531 Нет данных Нет данных
2006 15 395 21 401 4145 Нет данных Нет данных
2007 13 056 22 968 3104 Нет данных Нет данных
2008 13 085 18 519 3010 Нет данных Нет данных
2009 12 084 17 913 2959 Нет данных Нет данных
2010 13 224 14 126 2676 7200 Нет данных
2011 14 471 15 705 2460 6938 Нет данных
2012 11 589 17 765 2538 6936 Нет данных
2000-2012 208 101 214 423 51 538 21 074 25 765
Таблица 2 Общий коэффициент смертности и темпы его прироста (убыли) за 2000—2012 гг. у различных контингентов — плавсостава, обслуживаемого в МЦ, и населения России
Контингент Общий коэффициент смертности лиц плавсостава и населения на 1000 человек (темпы прироста (убыли), %), по годам
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2000— 2012
Плавсостав ДВОМЦ 1,32 1,98 1,86 1,79 2,07 2,70 2,27 2,91 2,60 1,49 3,10 2,42 2,33 2,22
( — ) (50) (—6) (—4) (16) (30) ( — 16) (28) ( — 11) (—43) (108) (—22) (—4) (11)
Плавсостав ЮОМЦ 0,20 0,60 0,62 0,37 0,24 0,28 0,23 0,35 0,22 0,33 0,07 0,32 0,06 0,30
( — ) (200) (3) (—40) (—35) (17) ( — 18) (52) (—37) (50) (—79) (357) (—81) (32)
Плавсостав ЗСМЦ 0,00 0,00 0,00 0,67 0,58 0,00 1,69 0,00 1,00 1,35 1,87 1,22 0,79 0,71
(—) (0) (0) (0) ( — 13) (—100) (0) (—100) (0) (35) (39) (—35) (—35) ( — 17)
Плавсостав СМКЦ 2,92 1,59 0,87 1,79
(—) ( — ) (—) ( — ) ( — ) (—) ( — ) (—) (—) ( — ) ( — ) (—46) (—45) (—46)
Мужчины России в трудоспособном возрасте* 11,5 11,8 12,2 12,7 12,7 13,0 11,7 10,9 10,7 10,0 9,9 9,3 8,9 11,2
( — ) (3) (3) (4) (0) (2) ( — 10) (—7) (—2) (—7) ( — 1) (—6) (—4) (—2)
Население России* 15,4 15,6 16,3 16,4 15,9 16,1 15,2 14,6 14,6 14,1 14,2 13,5 13,3 15,0
( — ) (2) (4) (1) (—2) (1) (—6) (—4) (0) (—3) (1) (—5) ( — 1) ( — 1)
* — на основании данных [2].
ЮОМЦ в целом отмечена тенденция роста смертности среди плавсостава: за 13 лет усредненный показатель темпа прироста составил соответственно 11 и 32%. В ЗСМЦ и СМКЦ, напротив, наблюдали убыль темпов прироста смертности: аналогичный показатель составил — 17 и —45%. Данная направленность в последние годы характерна и для всего населения России, включая его трудоспособную часть.
Анализ цепных темпов прироста (убыли) показал выраженные колебания ОКС в МЦ за изучаемый период. Так, минимальные и максимальные значения коэффициента смертности в ДВОМЦ различались в 2,3 раза (1,32 в 2000 г. и 3,10 в 2010 г.), в ЮОМЦ - в 10 раз, в ЗСМЦ — в 2,9 раза (без учета отсутствия смертности в течение 5 лет за изучаемый период). Кроме того, усредненные значения ОКС по МЦ различались в 7,4 раза (2,22 в ДВОМЦ и 0,30 в ЮОМЦ). Даже наиболее высокий ОКС в ДВОМЦ отличается от аналогичного показателя для мужчин Российской Федерации трудоспособного возраста и в целом по России в 5 и 6,8 раза соответственно. Усредненный ОКС плавсостава по всем МЦ за весь период
наблюдения составил 1,26 (на 1000 работающих), что меньше данного показателя для мужчин Российской Федерации трудоспособного возраста в 8,9 раза.
Данный феномен относительно низкой смертности среди плавсостава, по данным МЦ, возможно, связан с так называемым эффектом здорового рабочего в результате самоотбора и специального отбора указанного профессионального контингента. Различия в ОКС между центрами, возможно, вызваны особенностями возрастной структуры обслуживаемых работников. Однако, на наш взгляд, представленные данные в большей степени свидетельствуют об отсутствии объективного учета смертности плавсостава как в рейсе, так и в межрейсовый период. Тем более что в уставных документах МЦ отсутствуют отдельные положения о медицинском обслуживании плавсостава.
Существенный интерес представлял анализ ОКС в различные периоды деятельности плавсостава (табл. 3). Объективность оценки в значительной степени затрудняло отсутствие данных о соотношении времени нахождения «моряков» и «речников» в рейсе и продолжи-
Таблица 3 Общий коэффициент смертности плавсостава, обслуживаемого в медицинских центрах в разные периоды деятельности, с 2000 по 2012 г.
Год Общий коэффициент смертности плавсостава (на 1000 работающих), по данным медицинских центров, по периодам деятельности
ДВОМЦ ЮОМЦ ЗСМЦ СМКЦ ЭКО
Р МР ОП Р МР ОП Р МР ОП Р МР ОП Р
2000 0,49 0,83 1,32 0,20 0,00 0,20 0,00 0,00 0,00 Нет данных Нет данных
2001 0,74 1,24 1,98 0,60 0,00 0,60 0,00 0,00 0,00 Нет данных Нет данных
2002 0,33 1,54 1,86 0,62 0,00 0,62 0,00 0,00 0,00 Нет данных Нет данных
2003 0,82 0,97 1,79 0,37 0,00 0,37 0,17 0,50 0,67 Нет данных Нет данных
2004 1,45 0,62 2,07 0,24 0,00 0,24 0,00 0,58 0,58 Нет данных Нет данных
2005 1,27 1,44 2,70 0,28 0,00 0,28 0,00 0,00 0,00 Нет данных Нет данных
2006 0,65 1,62 2,27 0,14 0,09 0,23 0,24 1,45 1,69 Нет данных Нет данных
2007 1,23 1,69 2,91 0,35 0,00 0,35 0,00 0,00 0,00 Нет данных Нет данных
2008 0,61 1,99 2,60 0,16 0,05 0,22 0,33 0,66 1,00 Нет данных Нет данных
2009 0,58 0,91 1,49 0,33 0,00 0,33 0,00 1,35 1,35 Нет данных Нет данных
2010 1,66 1,44 3,10 0,07 0,00 0,07 0,00 1,87 1,87 1,11 1,81 2,92 Нет данных
2011 1,31 1,11 2,42 0,32 0,00 0,32 0,41 0,81 1,22 0,58 1,01 1,59 Нет данных
2012 1,04 1,29 2,33 0,00 0,06 0,06 0,00 0,79 0,79 0,43 0,43 0,87 Нет данных
2000— 2012 0,92 1,25 2,22 0,27 0,02 0,30 0,08 0,52 0,71 0,71 1,09 1,79 2,02
тельности межрейсового периода, характерных для каждого из МЦ.
По данным ДВОМЦ, тренд общей смертности плавсостава в различных условиях деятельности за период 2000—2012 гг. имел восходящую ( отрицательную) направленность. Так, в 2012 г. ОКС в период рейса превышал аналогичный показатель 2000 г. в 2,1 раза, а в отдельные периоды (2010) — в 3,4 раза. При этом, как и для обобщенного показателя ОКС (см. табл. 2), необходимо отметить его изменчивость в различные годы в период рейса. Аналогично можно охарактеризовать и динамику ОКС в межрейсовый период. В целом усредненные значения данного показателя в ДВОМЦ за 13 лет свидетельствовали о превышении показателя общей смертности плавсостава в межрейсовый период над временем пребывания в рейсе.
Согласно сведениям, представленным ЗСМЦ, при значительных колебаниях величины ОКС на протяжении изучаемого периода наблюдалась аналогичная тенденция преобладания
смертности плавсостава в межрейсовый период (в 6,5 раза по сравнению с периодом в ходе рейса).
В СМКЦ за трехлетний период вариация показателей смертности была выражена незначительно, но также было отмечено преобладание смертности в межрейсовый период по сравнению с периодом в ходе рейса.
Противоположное соотношение смертности в различные периоды деятельности наблюдали в ЮОМЦ — практически при отсутствии сведений о смертности плавсостава в межрейсовый период основные случаи смерти на протяжении 13-летнего периода (за исключением 2012 г.) зафиксированы в период рейса.
В целях нивелирования случайных причин, не связанных с качеством организации медико-санитарного обеспечения плавсостава, в ходе дальнейшего исследования анализировали средние показатели за три периода, связанных с реорганизацией МЦ: первый период — 2000—2004 гг., второй период — 2005—2008 гг. и третий период — 2009—2012 гг. Данная пе-
риодизация связана с реализацией Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 872 «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля», в соответствии с которым центральные бассейновые больницы были преобразованы в окружные медицинские центры Минздрава России. С 2008 г. окружные медицинские центры подчинены ФМБА России.
Анализ динамики ОКС в МЦ (табл. 4) показал, что в ДВОМЦ и ЗСМЦ по сравнению с первым периодом (2000—2004) в течение двух последующих периодов достоверно (р < 0,05) выросли показатели смертности плавсостава. Обратную направленность по снижению данного показателя наблюдали в ЮОМЦ, но уровень снижения ОКС не достигал достоверных значений. В целом по всем МЦ отмечена тенденция к увеличению ОКС с первого по третий период более чем в 1,6 раза (с 0,82 до 1,38). Эти данные могут свидетельствовать о снижении эффективности профилактических медицинских мероприятий после ликвидации специализированных учреждений по медицинскому обслуживанию плавсостава — центральных бассейновых больниц. Тем более что, как упоминалось ранее, в уставных документах МЦ ФМБА России не акцентировано внимание на медицинском обслуживании такой профессиональной категории, как плавсостав.
Коэффициенты смертности по основным причинам смерти в соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), усредненные за изучаемый период 2000—2012 гг. по МЦ, представлены в таблице 5. Для сравнения приведены анало-
гичные показатели по мужскому населению Российской Федерации, также усредненные за 2000—2012 гг.
Анализ данных таблицы 5 свидетельствует о том, что по всем основным причинам смерти коэффициент смертности плавсостава был меньше аналогичного показателя для мужского населения Российской Федерации от 6,5 раза для заболеваний класса XX до 32 раз для класса X, а по всем классам заболеваний — в 12 раз.
Смертность в рейсе была вызвана преимущественно болезнями системы кровообращения (класс IX), инфекционными и паразитарными заболеваниями (класс I) и воздействием внешних причин (класс XX). При этом в межрейсовый период преобладала смертность от новообразований (класс II).
Необходимо отдельно выделить проблему смерти от новообразований в ходе рейса. Всего отмечено 11 таких случаев, и только в двух из них причиной смерти стало стремительно протекающее злокачественное новообразование — меланома. В остальных случаях лица плавсостава умирали от новообразований полости рта, органов грудной полости, органов пищеварения. Этот факт свидетельствует о низком качестве медицинских профилактических мероприятий в МЦ, включая медицинское освидетельствование, предрейсовые медицинские обследования и диспансерное наблюдение.
Структура смертности плавсостава по отдельным центрам и в обобщенном виде по всем МЦ представлена в таблице 6. Для сравнения приведены официальные данные по аналогичным показателям для мужского населения Российской Федерации.
Таблица 4 Динамика среднемноголетних общих коэффициентов смертности плавсостава, по данным медицинских центров ФМБА России
Наименование медицинского центра Среднемноголетние ОКС (М±а) лиц плавсостава (на 1000 работающих) за периоды:
2000—2004 гг. 2005—2008 гг. 2009—2012 гг. 2000—2012 гг.
ДВОМЦ 1,80±0,29 2,62±0,27* 2,33±0,66 2,22±0,53
ЮОМЦ 0,41±0,20 0,27±0,06 0,20±0,15 0,30±0,17
ЗСМЦ 0,25±0,34 0,67±0,83 1,31±0,45* 0,70±0,68
СМКЦ — — 1,79±1,04 —
Всего 0,82±0,77 1,19±1,16 1,38±1,00 1,13±0,98
* — различия достоверны (р < 0,05) по сравнению с периодом 2000—2004 гг.
Таблица 5 Среднемноголетние коэффициенты смертности плавсостава и мужского населения Российской Федерации по причинам смерти в соответствии с МКБ-10 за период 2000—2012 гг.
Класс по МКБ-10 Коэффициент смертности по причинам смерти (на 100 000 человек) плавсостава и мужского населения Российской Федерации по среднемноголетним значениям за период 2000—2012 гг. (данные, объединенные по исследуемым МЦ с учетом периода работы)
Все МЦ Мужчины РФ*
Р МР ОП ОП
Класс I Некоторые инфекционные и паразитарные заболевания 7,1 0,0 7,1 41,6
Класс II Новообразования 6,4 9,9 16,4 236,4
Класс IX Болезни системы кровообращения 27,0 20,7 47,7 823,0
Класс X Болезни органов дыхания 2,4 0,5 2,9 92,9
Класс XI Болезни органов пищеварения 3,9 1,6 5,5 72,9
Класс XX Внешние причины заболеваемости и смертности 27,7 21,9 49,6 321,5
Всего 81,9 59,9 141,8 1708,8
* — на основании данных [2].
Таблица 6 Структура смертности плавсостава, обслуживаемого МЦ, и мужского населения Российской Федерации за 2000—2013 гг. по основным классам заболеваний МКБ-10
Класс по МКБ-10 Доля класса заболеваний к общему количеству смертей плавсостава, обслуживаемого МЦ, и мужского населения РФ с учетом периодов работы по среднемноголетним данным за 2000—2012 гг., %
ДВОМЦ ЮОМЦ ЗСОМЦ СКМЦ Все МЦ Мужчины РФ*
Р МР ОП Р МР ОП Р МР ОП ОП ОП ОП
Класс I Некоторые инфекционные и паразитарные заболевания 0,2 0,0 0,2 3,3 0,0 3,3 0,0 0,0 0,0 0,0 0,9 2,4
Класс II Новообразования 0,7 11,1 11,8 3,3 0,0 3,3 0,0 9,7 9,7 13,2 9,5 13,8
Класс IX Болезни системы кровообращения 15,1 22,2 37,3 45,9 1,6 47,5 6,5 22,6 29,0 31,6 36,4 48,2
Класс X Болезни органов дыхания 0,9 0,4 1,3 0,0 1,6 1,6 0,0 0,0 0,0 2,6 1,4 5,4
Класс XI Болезни органов пищеварения 1,1 2,2 3,3 4,9 0,0 4,9 6,5 0,0 6,5 5,3 5,0 4,3
Класс XVIII Симптомы, признаки и отклонения от нормы, не классифицированные в других рубриках 7,3 6,7 14,0 6,6 4,9 11,5 0,0 0,0 0,0 7,9 8,3 Нет данных
Класс XX Внешние причины заболеваемости и смертности 17,1 15,1 32,2 27,9 0,0 27,9 0,0 54,8 54,8 0,0 38,6 18,8
Всего 42,4 57,6 100,0 91,8 8,2 100,0 12,9 87,1 100,0 100,0 100,0 92,9
* — данные получены из [2].
Анализ данных по всем МЦ показал, что первое и второе ранговые места занимали соответственно внешние причины и болезни системы кровообращения, в отличие от данных по мужскому населению, у которого эти причины расположены в обратном порядке по своему относительному вкладу в итоговые показатели.
Оценка доли смертности от всех заболеваний во время рейса и в межрейсовый период по отдельным МЦ выявила, что для плавсостава, обслуживаемого ДВОМЦ, эти показатели сопоставимы с небольшим количественным преобладанием смертности в межрейсовый период. По сведениям, полученным из ЗСОМЦ, данное превалирование достигало почти семикратной величины. В то же время, по данным ЮОМЦ, более чем в 10 раз чаще наблюдалась смертность лиц плавсостава во время рейса.
Первое ранговое место среди основных причин смерти, по данным ДВОМЦ и ЮОМЦ, занимали болезни системы кровообращения, в то время как основной вклад (54,8%) в гибель плавсостава, обслуживаемого ЗСОМЦ, вносили внешние причины, среди которых преобладали травмы и утопления.
Анализ структуры смертности работников по категориям плавательных специальностей, обобщенный по всем МЦ ( рис. 1) , показал, что наибольшее количество смертей отмечено среди специалистов МСС — в среднем 50% случаев. При этом за периоды с 2000—2004 по 2009—2012 гг. наблюдали уменьшение отно-
сительного количества случаев смерти у данной категории плавсостава на 15%. Однако такие изменения происходили на фоне более чем трехкратного увеличения доли смертей среди КС за аналогичный период, относительный вклад которых в 2009—2012 гг. изменился с третьего рангового места на второе. Аналогичная направленность была отмечена в категории ПП. У работников СПК, напротив, наблюдалось снижение относительного вклада в общую смертность с первого по третий периоды.
Анализ структуры смертности четырех категорий плавсостава по основным классам причин смерти (рис. 2) показал, что первое ранговое место у КС занимали болезни системы кровообращения (почти половина причин смерти среди всех классов — 47%). Данные заболевания также были ведущими у специалистов МСС — 39%, но по своему вкладу в смертность данной категории плавсостава они сопоставимы со смертностью от внешних причин — 34%. Последний класс причин смерти был основным для представителей СПК — 36%, а болезни системы кровообращения занимали второе ранговое место. Для категории ПП обе из перечисленных основных классов причин смерти были равнозначны — по 33%. Последняя категория плавсостава отличалась также высокой, по сравнению с другими категориями, долей причин смерти, отнесенных к прочим болезням, основной составляющей которых была «пропажа без вести».
Рис. 1. Структура смертности лиц плавсостава по категориям плавательных специальностей
Рис. 2. Структура смертности категорий плавсостава по основным классам причин смерти (% по отношению ко всем классам для каждой категории)
Средний возраст лиц из плавсостава, умерших от основных причин, по данным всех МЦ за изучаемый период, и средний возраст смерти от каждой причины мужского населения РФ [2] в графическом виде представлен на рисунке 3. Сравнительный анализ показал, что средний возраст смерти плавсостава от основных причин меньше, чем по данным официальной статистики для мужского населения нашей страны. Потери продолжительности жизни плавсостава составили от 18,2 года для болезней органов кровообращения до 4,4 года
в случае воздействия внешних причин. Средняя продолжительность жизни плавсостава, умершего от всех причин, меньше средней для мужчин России на 16,6 года.
Заслуживает внимания оценка уровня смертности плавсостава на различных судах. К сожалению, в представленных МЦ ФМБА России данных отсутствовала информация о типах судов, на которых был установлен факт гибели или смерти. Такие сведения содержались только в базе данных ЭКО (табл. 7).
80 70 60 50 40 30 20 10 0
Возраст, лет
Ш
£ Я
II
и ~
I [давеостав
Мужчины РФ (2012 г.)
Рис. 3. Средний возраст смерти от основных причин у плавсостава и мужчин России
Таблица 7 Показатели смертности плавсостава на различных типах судов
Тип судна Показатели смертности
Абсолютное количество, человек Коэффициент смертности лиц плавсостава (на 100 000 работающих)
Торговое судно 9 34,9
Пассажирское судно 1 3,9
Рыбацкий сейнер 6 23,3
Другое немоторное водное транспортное средство 1 3,9
Все типы судов 17 66,0
Относительно небольшое количество случаев не позволило провести полноценный статистический анализ, но очевидно, что основную часть смертей отмечали на судах торгового и рыбопромыслового флотов. Необходимо учитывать, что среди наблюдаемых в ЭКО моряков преобладал плавсостав торговых судов по сравнению с работниками рыбацких сейнеров (соотношение составляло 4:1). Относительно большая частота несчастных случаев на рыбацких сейнерах свидетельствовала о более высокой опасности труда плавсостава рыбопромыслового флота.
Заключение
Проведенный анализ смертности плавсостава как показателя, характеризующего эффективность функционирования системы охраны здоровья данной категории работников, показал необходимость внедрения в практическую деятельность специализированных медицинских организаций требований современных зарубежных [3; 4] и отечественных [5] методических документов, а также своевременного принятия разработанных проектов нормативных правовых актов.
Выводы
1. Усредненный по всем медицинским центрам общий коэффициент смертности плавсостава за 2000-2012 гг. составил 1,26 (на 1000 работающих), что в 8,9 раза меньше аналогичного показателя для мужчин Российской Федерации трудоспособного возраста, усредненного за такой же временной интервал. Данный фено-
мен относительно низкой смертности среди плавсостава может быть связан как с особенностями возрастной структуры обслуживаемых работников, так и с возможно низким качеством учета смертности плавсостава.
2. Отмечена тенденция к увеличению общего коэффициента смертности, усредненного по всем медицинским центрам, в 2009-2012 гг. по сравнению с 2000-2004 гг. более чем в 1,6 раза (с 0,82 до 1,38). Эти данные могут свидетельствовать о снижении эффективности профилактических медицинских мероприятий после ликвидации специализированных учреждений по медицинскому обслуживанию плавсостава — центральных бассейновых больниц.
3. В структуре смертности плавсостава первое и второе ранговые места занимали внешние причины смертности и болезни системы кровообращения соответственно. У мужского населения Российской Федерации приведенные причины смерти расположены в обратном порядке.
4. Анализ общего коэффициента смертности во время рейса и в межрейсовый период показал различные соотношения данного показателя в медицинских центрах ФМБА России. По данным ДВОМЦ, СМКЦ и ЗСМЦ, усредненные значения показателя за исследуемый период во время рейса были соответственно в 1,4, 1,5 и 6,5 раза меньше, чем в межрейсовый период. В ЮОМЦ анализируемый показатель, напротив, во время рейса был более чем в 10 раз больше, чем в межрейсовый период. Полученные данные могут свидетельствовать как о выраженной специфике условий профессиональной деятельности указанного контингента, обслуживаемого в различных медицинских центрах, так и об отсутствии единых требований к учету смертности плавсостава преимущественно в межрейсовый период.
5. В рейсе смерть плавсостава была вызвана преимущественно болезнями системы кровообращения (класс IX), инфекционными и паразитарными заболеваниям (класс I) и воздействием внешних причин (класс XX). В межрейсовый период преобладала смерть от новообразований (класс II).
6. Смерть от злокачественных новообразований в ходе рейса ( 11 случаев) свидетельствовала о низком качестве медицинских лечебно-профилактических мероприятий среди плавсостава, обслуживаемого в медицинских
центрах, включая медицинское освидетельствование, предрейсовые медицинские обследования и диспансерное наблюдение.
7. Своевременное принятие проектов нормативных правовых актов, регламентирующих медико-санитарное обслуживание плавсостава, которые были разработаны в ходе выполнения ФГУП НИИ ПММ научно-исследовательских работ [1; 6; 7; 9], могло бы существенно повысить качество медицинского обеспечения на морских и речных судах.
Предложения
1. Необходима разработка единой для медицинских центров ФМБА России формы отчетности и базы данных по смертности плавсостава морских и речных судов, предусматривающей учет возрастной структуры обслуживаемого плавсостава и времени нахождения в рейсе.
2. Целесообразно организовать межведомственное взаимодействие ФМБА России с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия в сфере морского, внутреннего водного транспорта и рыбопромыслового флота, по вопросам отчетности, включая показатели смертности в период рейсов.
3. Для формирования в нашей стране единой системы медико-санитарного обслуживания плавсостава как работников организаций с опасными условиями труда целесообразно под руководством ФМБА России сформировать на базе профильных медицинских организаций центры судовой медицины.
4. В целях гармонизации российского и международного законодательства в области медицинского обслуживания моряков целесообразно передать функции по охране здоровья и медицинскому обслуживанию лиц, работающих на морских судах, в ведение законодательно сформированного компетентного органа Российской Федерации (ФМБА России).
Литература
1. Анализ состояния нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию медико-санитарного обслуживания плавсостава морских и речных судов Российской Федерации: отчет о НИР (заключительный): шифр «Шторм-15» / ФГУП НИИ ПММ; рук. О.К. Бумай; исполнит.: В.А. Глазков [и др.]. СПб., 2015.
2. Демографический ежегодник России. 2013: Стат. сб. M.: Росстат, 2013.
3. Конвенция о труде в морском судоходстве (КТМС-2006) // DeckOfficer. Доступ: http:// deckoiiicer.ru/tLtul/resolutLons/item/konventsLya-o-trude-v-morskom-sudokhodstve-ktms-2006 (дата обращения: 12.02.2015).
4. Международное руководство по судовой медицине. ВОЗ, 2014.
5. Морская медицина / Под ред. К.В. Логунова, Н.Н. Гурина. СПб., 2015.
6. Обоснование профессиональных требований к судовому медицинскому персоналу и средствам обеспечения его деятельности в условиях плавания: отчет о НИР (заключительный ): шифр «Шторм-14» / ФГУП НИИ ПММ; рук. О.К. Бумай; исполнит.: В.А. Глазков [и др.]. СПб., 2014. № ГР 114040740021.
7. Подготовка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих медико-санитарное обеспечение плавсостава морских и речных судов: отчет о НИР (заключительный): шифр «Шторм» / ФГУП НИИ ПММ; рук. О.К. Бумай; исполнит.: В.А. Глазков [и др.]. СПб, 2012. № ГР 01201263389.
8. Полюхович А., Филиппова Е. Профессия моряка рыболовного судна иногда опаснее труда шахтера и лесоруба // Деловая газета «Маркер». Доступ: http://marker.ru/news/ 550403 (дата обращения: 22.12.2015).
9. Разработка нормативной базы, регламентирующей организацию медицинского обслуживания плавсостава морских и речных судов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам морского судоходства: отчет о НИР (заключительный): шифр «Шторм-2» / ФГУП НИИ ПММ; рук. О.К. Бумай; исполнит.: Р.В. Константинов [и др.]. СПб., 2013. № ГР 01201363030.
10. IMO за сокращение смертности на море // Моряк Украины. 14.03.2013 г. Доступ: http:// moryakukrainy.livejournal.com/854950. html (дата обращения: 12.02.2015).
Контакты:
Верведа Алексей Борисович, старший научный сотрудник ФГУП НИИ ПММ, кандидат медицинских наук. Тел. раб. : (812) 415-94-30. E-mail: [email protected]