БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
А.Б. Верведа1, А.Е. Сосюкин1, А.В. Иванченко1, O.K. Бумай1, А.А. Абакумов2, Р.В. Константинов1, С.Н. Чупрова3
Состояние и перспекти выпсихофизиологического обеспечения в единой системе медицинского обслуживания плавсостава морских и речных судов
1 ФГУП «НИИ промышленной и морской медицины» ФМБА России (ФГУИ НИИ ПММ),
г. Санкт-Петербург 2 Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России), г. Москва 3 ФГБУ «НИИ детских инфекций» ФМБА России (ФГБУ НИИДИ), г. Санкт-Петербург
A.B. Verveda1, A.E. Sosyukin1, A.V. Ivanchenko1, O.K. Bumay1, A.A. Abakumov2, R.V. Konstantinov1, S.N. Chuprova3
State and prospects of psychophysiological care provided within the integrated system of medical service of crew personnel of sea and river crafts
1 Federal State Unitary Enterprise «Research Institute of Industrial and Marine Medicine Federal Medical Biological Agency (FSUE RI IMM), St. Petersburg 2 Federal Medical Biological Agency (FMBA of Russia), Moscow 3 Federal State Budgetary Institution «Research Institute of Children's Infections Federal Medical Biological Agency» (FSBI RICI FMBA), St. Petersburg
Ключевые слова: плавсостав, медицинское обслуживание, психофизиологическое обеспечение, морские и речные суда, ФМБА России.
Современные тенденции развития флота неразрывно связаны с задачами сохранения здоровья, увеличения эффективности и надежности труда плавсостава, профилактики заболеваний в межрейсовый период, улучшения условий обитания, режима труда и отдыха и социально-психологического благополучия экипажа, что и является наиболее ак-
Keywords: crew personnel, medical service, psychophysiological maintenance, sea and river crafts, FMBA of Russia.
The analysis of features of professional activity and problems of psychophysiological examination of crew personnel of sea and river crafts is carried out. It is necessary to develop questions of the theory and practice of psychophysiological care provided to seafaring personnel at all stages of their activity on the basis of experience of FMBA in this area is proved.
туальной медико-социальной проблемой всех развитых морских держав [28].
В Российской Федерации вследствие радикальных общественно-экономических изменении Морфлот и Речфлот в 1990-е годы, в отличие, например, от других ведомств, сохранивших единство медицинского обслуживания работников (преобразованных в ОАО
Проведен анализ особенностей профессиональной деятельности и проблем психофизиологического обследования плавсостава морских и речных судов. Обоснована необходимость разработки вопросов теории и практики психофизиологического обе-спеченияпредставителей различных плавательных специальностей на всех этапах их деятельности на основе опыта ФМБА России в этой области.
«РЖД», ОАО «Газпром»), не остался под единым управлением, а распался на множество компаний, что неблагоприятно отразилось и на отраслевом здравоохранении работников морского, речного флота и рыбного хозяйства.
Несмотря на очевидную важность психофизиологической составляющей в сохранении здоровья и поддержании высокого уровня профессиональной надежности работников, выполняющих задачи в условиях комплексного неблагоприятного воздействия факторов судовой среды, в настоящее время вопросы психофизиологического обеспечения (ПФО) как составного элемента системы медицинского обслуживания плавсостава не нашли отражения в национальных нормативных документах государственного и ведомственного уровней.
На решение проблем медицинского обеспечения морских и речных судов направлен разработанный ФГУП НИИ ПММ проект Концепции единой системы медицинского обслуживания плавсостава (далее — Концепция) [29]. В Концепции подчеркивается, что система обслуживания плавсостава должна быть единой как для плавсостава морского флота, так и для плавсостава рыбопромыслового и речного флота, а также для гражданского персонала военно-вспомогательных судов Военно-морского флота РФ. Такая система существовала ранее и доказала свою эффективность. С учетом комплексного и всестороннего характера мероприятий по медицинскому обслуживанию плавсостава в системе Концепции необходима разработка вопросов теории и практики психофизиологического обеспечения представителей различных плавательных специальностей на всех этапах их деятельности.
Цель исследования— на основе анализа особенностей профессиональной деятельности лиц, работающих на морских и речных судах, и состояния вопросов психофизиологического обследования данной профессиональной категории разработать предложения по проблеме психофизиологического обеспечения в единой системе медицинского обслуживания плавсостава.
Материалы и методы
При написании статьи использованы методы сравнения, обобщения, интерпретации фактов, системного анализа и синте-
за. В ходе проведения аналитической работы изучены источники исходной информации, сформулированы предложения для разработки нормативно-методических документов.
Результаты исследования и их обсуждение
Особенности профессиональной деятельности и медицинского обслуживания плавсостава морских и речных судов, а также гражданского персонала военно-вспомогательных судов Военно-морского флота РФ.
Среда обитания на судах и других объектах морской (водной) техники существенно отличается от обычных условий жизни на берегу, и ее специфическими факторами являются [10; 29]: необходимость длительного круглосуточного пребывания на производственном объекте ( судне) , воздействие на экипаж комплекса вредных факторов судовой среды, близость производственных помещений к местам отдыха, особая форма организации труда, сужение социальных контактов, возможность стрессовых состояний и значительного нервно-эмоционального напряжения, нераздельное сосуществование факторов риска бытового, социально-психологического и производственного характера.
Такая обстановка вызывает функциональные изменения в организме, а постоянное длительное пребывание в этих условиях может привести к развитию патологических состояний [5; 18; 31].
При сокращении численности экипажей существенно повышается интенсивность труда плавсостава, что вызывает состояние скрытой тревоги, депрессии, признаки профессионального выгорания, нежелание идти в очередной рейс и индифферентное отношение к выбору судна [42].
В настоящее время моряк превратился в сезонного работника [43]. Если в СССР у моряков было постоянное место работы ( пароходства, траловый флот, рыболовецкие колхозы) , то теперь контракт заключается через круинговые компании и чаще всего на один рейс продолжительностью от 2 до 6 месяцев. В этих контрактах часто не отражены вопросы охраны здоровья. Страховые случаи минимизированы и ограничены толь-
ко острыми заболеваниями и производственными травмами.
Важно подчеркнуть, что к большинству факторов судовой среды в организме нет хорошо развитых адаптационных механизмов, т.е. их воздействие часто и быстро приводит к потере трудоспособности и нарушению состояния здоровья моряков [15]. Об этом свидетельствуют факты досрочного списания моряков с судна в связи с болезнями нервной системы и органов чувств (3,9% случаев заболеваний с временной утратой работоспособности), психических расстройств (1,1%), несчастных случаев и травм (8,7%) [28]. Недооценка важности мероприятий по анализу уровня психофизиологической адаптации и коррекции нарушений психического состояния может стать причиной гибели плавсостава, включая случаи внезапной смерти [29].
Особенности деятельности плавсостава проявляются также в специфике плавательных специальностей. Так, экипаж современного морского транспортного судна подразделяется на 4 группы: выполняющие функции управления (7,5%), обеспечивающие несение ходовых вахт (45,0%), занятые судовыми работами, ремонтом, профилактикой, обеспечением безопасности судна (40,0%) и служба питания (7,5%) [42].
Судоводитель в процессе управления современным судном выполняет функции оператора в системе «человек — машина», а также выступает в роли управленца (руководителя судового коллектива), которая обусловлена спецификой функционирования системы «человек — человек» в условиях длительной частичной социальной изоляции [33]. Технический прогресс в судоходстве усложнил работу плавсостава как в рейсе, так и на берегу из-за высокой интенсивности труда (сокращения количества членов экипажа), прироста информационных потоков, включая расширение межличностных контактов [11].
Эти особенности деятельности командного состава судна значительно ужесточают требования к психологическим свойствам и качествам личности, задействованным в процессе выполнения судоводителями профессиональных задач [17], а также межличностного взаимодействия [4].
Для значительного числа плавательных специальностей труд приобрел преимущественно операторский характер. Операции по наблюдению, контролю и управлению даже у рядового состава составляют 45—60% рабочего времени на всех этапах транспортного процесса с превышением на специализированных судах на 11—17% по отношению к экипажам сухогрузных судов [43].
Помимо влияния на состояние здоровья специфика труда плавсостава негативно отражается на надежности их профессиональной деятельности. По данным Российского морского регистра судоходства, порядка 80% аварийных случаев в находящемся под наблюдением Регистра флоте прямо или косвенно связаны с влиянием человеческого фактора. Примерно такие же цифры характеризуют причины аварийности и по мировому флоту [5].
Необходимо подчеркнуть, что для ликвидации последствий аварий на борту судна (в рейсе) чаще всего привлекается не специализированный контингент лиц, а члены экипажа, выступающие в качестве непосредственных участников аварийно-спасательных работ.
Закономерно, что многие авторы приходят к заключению об экстремальности условий труда плавсостава [5; 28; 42; 43].
Лиц, подвергающихся в процессе выполнения служебных обязанностей комбинированному воздействию экстремальных факторов (стрессорных, эколого-гигиенических, социально-психологических и т.д.) и высокому риску смерти, относят к лицам опасных профессий (ЛОП) [36].
К числу таких специалистов относятся: спасатели, персонал потенциально опасных объектов, работники транспорта, включая плавсостав, военнослужащие, сотрудники спецслужб.
В деятельности ЛОП существуют два типа условий, при которых работа становится экстремальной:
• повседневная напряженная деятельность, в которой опасность представлена как потенциально возможное событие;
• критические инциденты, при которых работники сталкиваются с реальной опасностью для своей жизни, здоровья или системы ценностей, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих [9].
Кроме того, необходимо отметить, что чрезвычайные ситуации, возникающие на борту судна и в море во время рейса (технические неполадки, пожар, погодные условия и т.д.), могут привести к гибели как моряка, так и всего судна за очень короткий промежуток времени. Повседневное психологическое напряжение и готовность к экстремальной ситуации в любое время суток в течение длительного времени негативно сказываются на состоянии здоровья моряков.
Весь комплекс воздействующих на плавсостав факторов окружающей ( в том числе профессиональной) среды выступает в качестве фактора риска нарушений адаптации у данной группы лиц [10; 12; 31; 42].
По мнению большинства авторов, введение профессионального психологического отбора и психофизиологического сопровождения деятельности персонала способствует сохранению его здоровья, повышает безопасность труда и надежность функционирования технических систем за счет человеческого фактора [1; 6; 13].
Подводя итог анализу влияния условий деятельности плавсостава на профессиональную надежность и адаптационные процессы, необходимо отметить, что важной составляющей минимизации неблагоприятного воздействия производственных факторов является адекватная оценка изменения состояния организма на основе систематизированных психофизиологических обследований с последующей коррекцией выявленных нарушений.
Нормативно-методические и организационные проблемы психофизиологического обеспечения плавсостава.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) [40] транспортные средства, включая морские и речные суда, отнесены к источникам повышенной опасности, поэтому для работников, чей труд связан с ними, установлены специальные требования, включая вопросы охраны здоровья.
Особенности регулирования труда плавсостава регламентированы гл. 51 ТК РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта [39], Кодексом торгового мореплавания [38] и другими нормативными актами.
В ст. 328 ТК РФ определено, что работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение. В настоящее время порядок и мероприятия профессионального отбора плавсостава для работы на морских и речных судах, включая профессиональный психологический и психофизиологический отбор, на законодательном уровне не определены.
В соответствии со ст. 213 ТК РФ категории работников, занятых на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.
На основании действующих Санитарных правил для морских судов СССР все лица, вновь поступающие на работу на морские суда, и старослужащие независимо от должности ежегодно подвергаются медицинскому освидетельствованию [32]. Предварительные и периодические медицинские осмотры плавсостава осуществляются медицинскими организациями.
Порядок проведения медицинских осмотров для всех категорий лиц, работающих во вредных и ( или) опасных условиях труда, включая плавсостав, определен приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н [24].
Проведение обязательных медицин -ских освидетельствований моряков также закреплено Конвенцией Международной организации труда (МОТ) 2006 г. «О труде в морском судоходстве» [8].
Регламентированные медицинские осмотры плавсостава касаются только одного из аспектов профессионального здоровья — выявления медицинских противопоказаний к приему на работу или ее продолжению. При этом следует учесть, что в настоящее время контроль за состоянием здоровья плавсостава, осуществляемый главным образом с помощью клинических методов обследования, не позволяет оценивать психофизиологические свойства и профессионально значимые
психологические и психофизиологические качества моряка.
На уровне взаимодействия отдельных организаций проводятся организационные и практические мероприятия по ПФО плавсостава. Так, в соответствии с программой инновационного развития ПАО «Совкомфлот» (СКФ) на период 2011—2015 гг., включающей в том числе создание единой профессиональной школы подготовки рядового и командного состава с учетом профессиональных, психофизиологических и личностных качеств моряков, на базе частного образовательного учреждения «Учебно-тренажерный центр "Совкомфлот"» совместно с Государственным университетом морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова (ГУМРФ) в 2014 г. была создана лаборатория психологического сопровождения профессиональной деятельности плавсостава [20]. Однако такие мероприятия не носят системного характера и нормативно не определены.
Для работников энергетики, железнодорожного транспорта, Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), МЧС России и других министерств и ведомств, выполняющих задачи в неблагоприятных производственных условиях, а также подверженных воздействию опасных и экстремальных факторов, созданы и эффективно функционируют системы ПФО их деятельности [3; 26; 27; 30].
Положения о проведении психофизиологических обследований в атомной отрасли, работники которой обслуживаются ФМБА России, закреплены федеральными законами [37; 41]. Одним из обязательных условий получения отдельными категориями специалистов разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии является отсутствие медицинских, в том числе психофизиологических, противопоказаний.
Перечень противопоказаний и требования к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований определены Постановлением Правительства РФ от 1 марта 1997 г. № 233 [23].
Требованиями к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии определены их виды:
• обязательные предварительные (при поступлении на работу);
• периодические (ежегодные);
• предсменные осмотры для оперативного персонала;
• внеплановые медицинские осмотры и психофизиологическое обследование после перенесенного работником тяжелого заболевания, травмы или длительного перерыва в трудовой деятельности.
Медицинские осмотры и психофизиологические обследования проводят в медицинских организациях, находящихся в ведении ФМБА России.
При реализации данного варианта ПФО проведение психофизиологического обследования встроено в систему медицинских осмотров и соответственно в систему медицинского обеспечения на базе медицинских организаций.
Вторым вариантом проведения мероприятий ПФО является создание в ОАО «Концерн Росэнергоатом» специализированных подразделений — лабораторий психофизиологического обеспечения (ЛПФО) атомных станций [22; 34]. В ЛПФО проводятся предварительные, периодические и внеплановые психофизиологические обследования, на основании которых выносится заключение о наличии или отсутствии противопоказаний к профессиональной деятельности по данным психофизиологического обследования работников.
Однако, принимая во внимание то обстоятельство, что только на основании приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н [24] работник может быть отстранен от работы в связи с выявлением медицинских противопоказаний, ЛПФО организуют взаимодействие с медицинскими организациями ФМБА России, врачебные комиссии которых имеют право выносить итоговое медицинское заключение с учетом результатов психофизиологического обследования [21].
Аналогичный подход к решению задач ПФО плавсостава предложен специалистами Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Для решения комплекса задач по психологическому сопровождению студентов (курсантов) предлагается создание штатного подразделения учреждения — психологической службы [7].
Необходимо принимать во внимание также организационные проблемы проведения мероприятий ПФО плавсостава. После передачи в 2008 г. центральных бассейновых больниц, на которые были возложены задачи охраны здоровья плавсостава, в ведение ФМБА России вместе с преобразованием их в окружные медицинские центры ФМБА России были внесены изменения в уставы этих организаций: в них отсутствуют задачи по медицинскому обслуживанию и тем более ПФО плавсостава. Более того, вопрос медицинского обслуживания плавсостава в настоящее время решается путем создания судовыми компаниями своих самостоя -тельных медицинских центров, работающих в отрыве от медицинских организаций на водном транспорте и осуществляющих преимущественно проведение медицинского освидетельствования плавсостава.
На борту судна во времена существования СССР проведение диагностических и лечебно-профилактических мероприятий плавсоставу входило в круг обязанно -стей судового врача и было закреплено главой XI действующего Устава службы на судах Министерства морского флота Союза ССР [25]. В настоящее время судовой врач в соответствии с требованиями Конвенции МОТ 2006 г. [8], ратифицированной Российской Федерацией, должен обязательно присутствовать на судне, где находится более 100 человек, если рейс длится не менее 3 суток, что делает практически невозможным осуществление мероприятий ПФО на остальных судах, которых большинство.
Методические подходы к созданию системы психофизиологического обеспечения плавсостава.
В силу объективных (состояние научной разработанности проблемы) и субъективных причин в настоящее время нет четко устоявшегося термина «психофизиологическое обеспечение» (ПФО).
На наш взгляд, наиболее адекватным можно считать определение, в котором под ПФО профессиональной деятельности понимается система мероприятий, направленных на оценку характера и выраженности профессионально значимых (т.е. определяющих
профессиональную работоспособность) психологических и психофизиологических качеств и профессиональной пригодности в той мере, в которой она такими качествами определяется; на поддержание необходимого уровня этих качеств в процессе профессиональной деятельности; коррекцию возникающих психофизиологических нарушений; предотвращение расстройств психического и соматического здоровья [27].
В целом же мероприятия ПФО направлены на повышение профессиональной надежности плавсостава и долголетия профессиональной деятельности.
Профессиональная надежность — это динамическая социально-биологическая характеристика работающего человека, количественно отражающая реализуемую им в профессиональной деятельности способность выполнять предписанные должностные функции в штатных и нештатных условиях протекания технологического процесса своевременно и с заданным качеством при условии сохранения своего профессионального здоровья в социально заданных границах [6].
В структуре профессиональной надежности выделяются три основные составляющие [44]: профессиональная подготовленность, профессиональная успешность и профессиональное здоровье.
В свою очередь под профессиональной подготовленностью работника понимается подготовленность, характеризующаяся совокупностью показателей, определяющих наличие профессиональных знаний и навыков, необходимых для безопасного, качественного и эффективного выполнения должностных обязанностей [14]. В структуру профессиональной подготовленности входят теоретическая подготовка, приобретение практических навыков в соответствии с должностными обязанностями и культура безопасности.
Профессиональная успешность работника — свойство работника, определяющее его способность обеспечивать выполнение возложенных на него функций на рабочем месте в течение рабочего времени в определенных условиях. В структуру профессиональной успешности входит вся совокупность профессионально важных качеств (уровень мотивации на качественное выполнение профессио-
нальной деятельности, профессиональный самоконтроль и профессиональная работоспособность), обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность [16].
Профессиональное здоровье работника можно определить как динамическое состояние, отражающее эффективность адаптации организма к условиям жизнедеятельности, которое обусловливает надежность деятельности человека [45]. Основные структурные компоненты профессионального здоровья по С.А. Бугрову [2] представлены на рисунке.
Таким образом, концептуальная модель профессионального здоровья помимо клинической составляющей (профессионально важные нозологические состояния (заболевания), длительность заболеваний с временной утратой трудоспособности и др.) включает обязательные компоненты, относящиеся к «компетенции» ПФО: профессионально важные психологические (психофизиологические) качества, психофизиологическую адаптацию и актуальные функциональные состояния.
Проведенный нами анализ особенно -стей труда лиц, работающих на морских и речных судах, и нормативных проблем их психофизиологического обследования показал безусловную необходимость создания системы ПФО плавсостава.
За основу при создании системы ПФО плавсостава целесообразно взять опыт Госкорпорации «Росатом», ОАО «Концерн Росэнергоатом», МЧС России, ООО «РЖД», ВСМК и других министерств и ведомств, в которых медицинское обеспечение работни-
ков дополнено подсистемой ПФО профессиональной деятельности.
В ВСМК к задачами ПФО отнесены [27]:
• психофизиологический профессиональный отбор;
• периодический (диспансерный) психофизиологический контроль;
• предсменный психофизиологический контроль;
• психофизиологическая подготовка и поддержка;
• функциональная реабилитация;
• психофизиологическая экспертиза трудоспособности специалистов;
• оказание совместно с подразделениями психиатрии катастроф психологической помощи профессиональным континген-там, участвующим в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Задачи ПФО надежности профессиональной деятельности и сохранения здоровья персонала в электроэнергетике реализуются по результатам проводимых психофизиологических обследований в процессе [3]:
• психофизиологического сопровождения обучения, профессиональной подготовки и аттестации персонала;
• формирования производственных коллективов, бригад, смен, вахт;
• совершенствования гигиенических условий среды обитания и жизнедеятельности;
• совершенствования рабочих мест, оборудования и систем управления технологическими процессами;
Схема взаимоотношений структурных элементов профессионального здоровья и долголетия операторов [2]
• функциональной реабилитации состояния психофизиологических возможностей (резервов и уровня здоровья персонала);
• проектирования и создания новых производств, новых технологий и систем управления;
• оптимизации и совершенствования режимов труда и отдыха;
• психофизиологического тестирования в целях формирования производственных коллективов, бригад, смен, вахт;
• психофизиологического исследования и оценки эффективности и надежности моделируемой и реальной профессиональной деятельности;
• ведения документации и баз данных по обеспечению надежности деятельности, сохранению здоровья и профессиональной адаптации персонала.
Представленные в качестве примера задачи ПФО двух организаций существенно различаются, наблюдается смешение вопросов, решаемых в интересах как медицинского обеспечения персонала, так и обслуживания кадровых органов.
На наш взгляд, система ПФО плавсостава должна учитывать данные профессионального отбора данной категории специалистов и включать:
• первичный профессиональный психологи -ческий и психофизиологический отбор;
• психофизиологическое сопровождение деятельности, включая периодические психофизиологические обследования в процессе обучения, работы и психофизиологический мониторинг функционального состояния;
• медико-психологическую коррекцию нарушений психофизиологического состояния;
• контроль эффективности проведенных реабил итационно - оздоровительных мероприятий (РОМ);
• социально-психологическое изучение коллективов, групп.
Анализ существующих в различных министерствах и ведомствах мероприятий по оценке профессиональной надежности и профессионального здоровья ЛОП с использованием методик психофизиологического обследования показал отсутствие унифицированных методических подходов к психодиагно-
стическим процедурам и единой критериальной базы принятия решений [3; 22; 26; 30].
На наш взгляд, целесообразно в основу создаваемой системы ПФО плавсостава Российской Федерации положить методологические подходы к системе медицинского контроля персонала, работающего на предприятиях с особо опасными условиями труда, разработанные выдающимся организатором здравоохранения А.И. Бурназяном в 1950-х годах. Необходимость дополнения медицинских осмотров работников объектов использования атомной энергии психофизиологическим обследованием стала очевидной после аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 г. [35].
Для преодоления сложившихся трудностей во взаимодействии психологов и медицинских работников сотрудниками ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России разработаны положения, определяющие, что между профессиональной надежностью персонала, состоянием здоровья и уровнем психофизиологической адаптации (ПФА) существует непосредственная причинно-следственная связь [35]. Для диагностики уровня адаптации существует множество методических приемов, которые, как правило, не все используются в каждом конкретном случае, а выделяется комплекс методик, специфичный для конкретного вида профессиональной деятельности [6; 13; 43].
В соответствии с разработанными теоретическими положениями проводилась работа по созданию в медицинских организациях системы медицинского обеспечения работников, включающей психофизиологическое обследование. Была согласована методология, определены методы обследования, разработан порядок проведения психофизиологического обследования, основанного на оценке трех состояний человека: психического, психофизиологического и физиологического. Физиологические показатели характеризуют уровень вегетативного обеспечения деятельности высших отделов центральной нервной системы, физической и умственной работоспособности. Психофизиологические показатели характеризуют уровень активности центральной нервной системы и высшей нервной деятельности, различных видов рецепций и органов анализаторного контроля, которые обеспе-
чивают целостность реагирования организма. Психологические показатели характеризуют уровень профессионально значимых качеств и свойств личности, включающий социально-психологические характеристики ( мотивация поведения, психологическая совместимость, структура взаимоотношений между членами групп, коллективов и т.д.).
На основании разработанных интегральных критериев оценки состояний выделены три уровня ПФА: высокий, средний и низкий. Уровень каждого состояния оцени -вается по степени напряжения регуляторных механизмов. Негативные изменения психофизиологического состояния работника проявляются в снижении уровня или срывах ПФА, которые могут обусловливать профессиональные ошибки, а также являться предиктором психических и психосоматических расстройств и в целом снижения уровня профессионального здоровья.
Для автоматизации психофизиологического обследования при проведении медицинских осмотров разработаны АПК ПФС «Контроль» и другие аппаратно-программные комплексы, позволяющие в реальном времени оценить уровень ПФА.
Данные психофизиологического обследования включаются в итоговое заключение по результатам предварительного и периодических медицинских осмотров. Они являются основанием для решения вопроса о психофизиологических противопоказаниях при приеме на работу и для продолжения работы, назначения дополнительных медицинских обследований, принятия решений о направлении на медицинскую реабилитацию, оценки эффективности проведенных РОМ [19].
Основываясь на разработанной в ФМБА России системе медицинского и психофизиологического обеспечения ЛОП и учитывая специфику профессиональной деятельности лиц, работающих на морских и речных судах, для создания системы медицинского обслуживания, включающей ПФО плавсостава, необходимо решение научных, нормативно-методических и организационных задач.
В число научных задач входят:
• обоснование необходимости создания системы ПФО профессиональной деятельно-
сти плавсостава морских и речных судов и перспективных направлений ее развития;
• профессиографическое изучение профессиональной деятельности плавсостава различных плавательных специальностей;
• разработка системы мероприятий по проведению профессионального психологического и психофизиологического отбора на специальности командного состава морских и речных судов при поступлении в соответствующие образовательные организации;
• обоснование методов психофизиологического обследования плавсостава на берегу и во время рейса, включая экспресс-методики мониторинга функционального состояния;
• изучение психологических, психофизиологических и физиологических особенностей лиц, работающих на морских и речных судах;
• создание единой электронной базы данных результатов психофизиологических обследований плавсостава;
• обоснование нормативных показателей психофизиологических свойств и профессионально важных личностных качеств для каждой категории плавательных специальностей;
• разработка критериев комплексной интегральной оценки уровня ПФА для каждой категории плавательных специальностей.
К нормативно-методическим задачам относятся:
• разработка нормативных актов, включая положения о проведении психофизиологического обследования в ходе обязательных медицинских осмотров плавсостава;
• разработка методической документации по проведению психофизиологического обследования и психофизиологического мониторинга функционального состояния плавсостава.
Основным организационным мероприятием является создание на базе ведущих учреждений ФМБА России по вопросам медицинского обслуживания плавсостава подразделений, решающих научно-практические задачи ПФО деятельности лиц, работающих на морских и речных судах.
Заключение
В ходе анализа особенностей профессиональной деятельности плавсостава было установлено, что воздействие факторов судовой среды вызывает в организме значительное напряжение адаптационных систем с возможным нарушением функционального состояния, приводящее к ухудшению профессионального здоровья и снижению профессиональной надежности. Прогнозирование возникающих нарушений состояния организма возможно только на основе комплексного использования клинических и психофизиологических методов обследования. Недооценка важности мероприятий по анализу уровня психофизиологической адаптации и коррекции нарушений психического состояния может привести к гибели плавсостава, включая случаи внезапной смерти.
Для диагностики уровня адаптации существует множество методических приемов, которые применительно к вопросам ПФО плавсостава требуют обоснования и практической апробации.
Нормативно закрепленные положения о проведении медицинских осмотров лиц, работающих на морских и речных судах, не предусматривают проведения обязательных психофизиологических обследований плавсостава. В структуре медицинских организаций, обслуживающих плавсостав, включая учреждения ФМБА России, отсутствуют специализированные подразделения, решающие задачи ПФО данной профессиональной категории.
Созданные и эффективно функционирующие системы ПФО деятельности ЛОП могут быть использованы для работников других профессиональных групп, выполняющих задачи в неблагоприятных производственных условиях, а также подверженных воздействию опасных и экстремальных факторов.
Проведенные исследования позволили сформулировать основные выводы и предложения по проблеме ПФО деятельности плавсостава:
1) создание системы ПФО является одним из важных направлений решения проблем безопасности на судах морского и речного флота, сохранения здоровья и предотвращения гибели плавсостава;
2) система ПФО профессиональной деятельности плавсостава должна быть составным элементом единой системы медицинского обслуживания лиц данной профессиональной категории;
3) единую систему медицинского обслуживания и ПФО плавсостава целесообразно создать под руководством ФМБА России, обладающего научно-практическим опытом как медико-санитарного обслуживания лиц, работающих на морских и речных судах, так и психофизиологического обеспечения работников организаций с опасными условиями труда;
4) для совершенствования единой системы медицинского обслуживания плавсостава целесообразно на базе научных учреждений и профильных медицинских организаций реорганизовать (создать) центры судовой медицины и в их состав включить подразделения, решающие задачи по психофизиологическому обследованию указанной профессиональной категории;
5) система ПФО плавсостава должна включать:
• первичный профессиональный психологический и психофизиологический отбор;
• психофизиологическое сопровождение деятельности, включая периодические психофизиологические обследования в процессе обучения, работы и психофизиологический мониторинг функционального состояния;
• медико-психологическую коррекцию нарушений психофизиологического состояния;
• контроль эффективности проведенных реабил итационно - оздоровительных ме -роприятий;
• социально-психологическое изучение коллективов, групп;
6) система ПФО плавсостава должна предусматривать проведение мероприятий как на берегу, силами профильных медицинских организаций, так и в ходе рейса на судах, имеющих врача на борту;
7) психофизиологическое обследование должно быть включено в структуру медицинских осмотров плавсостава на этапах предвари-
тельного и периодического осмотров в профильных медицинских организациях; пред-сменное психофизиологическое обследование и психофизиологический мониторинг функционального состояния могут проводиться только на судах с врачом на борту;
8) лиц, работающих на морских и речных судах, с низким уровнем психофизиологической адаптации, в дополнение к действующим нормативным документам, целесообразно выделять в отдельную диспансерную группу для повышения эффективности мероприятий медико-психологической коррекции.
Литература
1. Бодров В. А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М., 1998.
2. Бугров С.А., Лапаев Э.В., Пономарен-ко В.А., Ступаков Г.П. Проблема профессионального здоровья в авиационной медицине / / Военно-медицинский журнал. 1993. № 1. С. 61-64.
3. Временное положение по психофизиологическому обеспечению надежности профессиональной деятельности и сохранению состояния здоровья персонала энергетических предприятий: приложение к приказу РАО «ЕЭС России» от 4 августа 2000 г. № 429 «Об организации психофизиологического обеспечения профессиональной деятельности персонала».
4. Дмитриев В.И., Козик С.В. Психологические аспекты подготовки плавсостава // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2012. №. 3. С. 165-170.
5. Зайцев В.И., Виноградов С.А. Некоторые теоретические и практические аспекты изучения условий труда на флоте // Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 2 (251). С. 13-15.
6. Ипатов П.Л., Мартенс В.К., Сорокин А.В. и др. Профессиональная надежность персонала АЭС: концепция и технология количественной оценки, практика управления. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003.
7. Козик С.В. Концепция «Системы формирования профессионально важных ка-
честв» у курсантов военно-морского института. СПб., 2001.
8. Конвенция Международной организации труда 2006 г. № 186 «О труде в морском судоходстве».
9. Криворотько A.C. Профессиональное и психологическое здоровье специалистов экстремального профиля / / Проблеми екстремально1 та кризово1 психологи. 2013. Вип. 14. Ч. I. С. 13-20.
10. Кубасов Р.В., Лупачев В.В., Попов М.В. Условия жизнедеятельности экипажа на борту морского судна (обзор литературы) // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2016. № 2 (36). С. 49-56.
11. Лобастов В.М. Психологические основы безопасности судовождения: Учебное пособие. Владивосток: ДВВИМУ, 1980.
12. Ломов О.П., Ахметзянов И.М. Гигиеническая оценка физических факторов обитаемости кораблей и судов // Актуальные проблемы медико-санитарного обеспечения персонала объектов морской техники, работников предприятий с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также населения территорий, обслуживаемых ФМБА России: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 26-27 сентября 2013 г. Под ред. проф. А.В. Иванченко. СПб., 2013. С. 88-98.
13. Макаренко Н.В., Пухов В.А., Кольчен-ко Н.В. и др. Основы профессионального психофизиологического отбора. Киев: Наук. думка, 1987.
14. Малюкова Т.А., Бобров А.Ф., Щебла-нов В.Ю. и др. Методологические основы оценки надежности профессиональной деятельности персонала, работающего с микроорганизмами I—II групп патогенно-сти // Проблемы особо опасных инфекций. 2010. Вып. 103. С. 37-43.
15. Мельникова И. П. Влияние производственных факторов на здоровье моряков // Гигиена и санитария. 2007. № 1. С. 42-44.
16. Митин И.Н. Психофизиологическая адаптация как ведущий фактор обеспече-
ния безопасности дорожного движения: Дисс. ... канд. мед. наук. М., 2015.
17. Митракова О.К. Профессионально важные качества личности судоводителя по данным экспертной оценки / / Научные труды Дальрыбвтуза. 2007. Вып. 19. С. 1-9.
18. Мызников И. Л., Милошевский А. В., Аскерко Н.В. и др. Состояние здоровья, заболеваемость и травматизм плавсостава Северного флота // Авиакосмическая и экологическая медицина. 2013. № 2 (47). С. 13-20.
19. Организация медицинских осмотров и психофизиологических обследований персонала предприятий ядерно-оружейного комплекса: Методические рекомендации: утверждены и введены в действие Федеральным медико-биологическим агентством 29 июня 2010 г. Рег. № 24-10.
20.Панков И.И., Смягликова А.П., Оку-нев В.Н. Применение методов психологической диагностики для определения текущего состояния профессионально важных качеств моряков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2015. № 4 (32). С. 235-237.
21. Порядок по распределению функций и организации взаимодействия лабораторий психофизиологического обеспечения ОАО «Концерн Росэнергоатом» и лечебно-профилактических учреждений ФМБА России по проведению обязательных психофизиологических обследований персонала: приложение к приказу ОАО «Концерн Росэнергоатом» от 18 марта 2013 г. № 9/237-П.
22. Порядок проведения психофизиологи -ческого обследования работников в филиалах ОАО «Концерн Росэнергоатом»: приложение к приказу ОАО «Концерн Росэнергоатом» от 12 ноября 2013 г. № 9/1044-П.
23. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 1997 г. № 233 «О Перечне медицинских противопоказаний и Перечне должностей, на которые распространяются данные противопоказания, а также о Требованиях к проведению
медицинских осмотров и психофизиологических обследований работников объектов использования атомной энергии».
24.Приказ Минздрава России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры работников».
25. Приказ Министерства морского флота СССР от 9 января 1976 г. № 6 «Об утверждении Устава службы на судах Министерства морского флота Союза ССР».
26. Психофизиологический профессиональных отбор и периодический психофизиологический контроль персонала аварийно-спасательных формирований: Методические рекомендации: утверждены заместителем министра здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации. М., 1996.
27. Психофизиологическое обеспечение профессиональных контингентов, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций: Сборник нормативных и методических документов. М.: ВЦМК «Защита», 2003.
28.Псядло Э.М. Взаимосвязь функционального состояния сердечно-сосудистой системы и психофизиологического статуса моряков // Актуальные проблемы транспортной медицины. 2014. № 1 (35). С. 61-68.
29.Разработка нормативной базы, регламентирующей организацию медицинского обслуживания плавсостава морских и речных судов в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам морского судоходства: отчет о НИР (заключительный): шифр «Шторм-2» / ФГУП НИИ ПММ; рук. О. К. Бумай; исполнит.: Р.В. Константинов [и др.]. СПб., 2013. № ГР 01201363030.
30.Распоряжение ОАО «РЖД» от 6 апреля 2009 г. № 712р «Об утверждении Положения о психофизиологическом обеспечении работников локомотивных бригад ОАО "РЖД"».
31. Решняк В.И., Щуров А.Г., Витязева О.В. Профессиональная деятельность работ -ников флота в условиях хронофизиол о-гической адаптации // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2014. № 6 (28). С. 20-24.
32.Санитарные правила для морских судов СССР: утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 21 декабря 1982 г. № 2641-82.
33.Страхов А.П. Адаптация моряков в океанических плаваниях. М.: Медицина, 1976.
34.Типовое положение о лаборатории психофизиологического обеспечения атомной станции: приложение к приказу ОАО «Концерн Росэнергоатом» от 28 апреля 2010 г. № 51.
35.Торубаров Ф.С., Исаева Н.А., Зверева З.Ф. и др. Значение психофизиологического обследования в системе медицинского обеспечения работников радиа-ционно и ядерно опасных производств в свете современного законодательства // Медицина труда и промышленная экология. 2012. № 10. С. 35-39.
36.Турзин П.С., Ушаков И.Б.Реалии и перспективы экологической и экстремаль -ной медицины // Медико-биологические и социально-психологические проблемы. безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2007. № 1. С. 12-17.
37.Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
38.Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации».
39.Федеральный закон от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации».
40.Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».
41. Федеральный закон от 8 марта 2011 г. № 35-ФЗ «Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии».
42.Шафран Л.М., Голикова В.В. Физиолого-гигиенические особенности профессиональной деятельности моряков специализированного флота // Украшский журнал з проблем медицини пращ. 2014. № 3 (40). С. 29-39.
43.Шафран Л.М., Псядло Э.М. Теория и практика профессионального психофизиологического отбора моряков. Одесса: Феникс, 2008.
44.Щебланов В.Ю., Бобров А.Ф. Надежность деятельности человека в автоматизированных системах и ее количественная оценка // Психологический журнал. 1990. Т. 11. № 3. С. 60-69.
45.Щебланов В.Ю. Надежность деятельности и профессиональное здоровье работающих в неблагоприятных условиях (концепция, методы и критерии оценки): Автореф. дисс. ... д-ра биол. наук. М., 1996.
Контакты:
Верведа Алексей Борисович, ФГУП НИИ ПММ, старший научный сотрудник, кандидат медицинских наук. Тел. раб.: (812) 415 94 30. E-mail: [email protected]