МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ
НАУКИ
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2018
Казакевич Е.В., Архиповский В.Л., Доронин И.А.
МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ ПЛАВСОСТАВА СЕВЕРНОГО БАССЕЙНА: РЕЗУЛЬТАТЫ, АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ
ФГБУЗ «Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства», 163000, г. Архангельск
В статье представлен анализ медицинских осмотров плавсостава Северного бассейна за период с 2015 по 2017 г. Изучены заболеваемость и причины профессиональной непригодности плавсостава, влияние вредных производственных факторов на состояние здоровье моряков. Показано, что за три года уменьшилась общая и первичная заболеваемость, уменьшилась доля лиц, состоящих на диспансерном учете с хроническими заболеваниями. В структуре общей и выявляемой на медицинских осмотрах заболеваемости на первом месте заболевания глаза и его придаточного аппарата, что требует разработки комплекса мероприятий по снижению данной патологии у плавсостава. В структуре ограничений профессиональной пригодности плавсостава доминирует сердечно-сосудистая патология. Ведущей профессиональной патологией у моряков является сенсоневральная тугоухость. Внедрен аудиологический скрининг, направленный на раннее выявление пациентов с тональным снижением слуха. Приведены лечебно-профилактические мероприятия, направленные на улучшение состояния здоровья плавсостава. В статье также отражены проблемы нормативно-правового регулирования проведения медицинских осмотров плавсостава.
Ключевые слова: медицинские осмотры; плавсостав; Северный регион; вредные производственные факторы; заболеваемость.
Для цитирования: Казакевич Е.В., Архиповский В.Л., Доронин И.А. Медицинские осмотры плавсостава северного бассейна: результаты, анализ, проблемы. Медицина экстремальных ситуаций. 2018; 20(2): 172-179.
Для корреспонденции: Архиповский Вадим Леонардович, кандидат медицинских наук, заведующий поликлиникой ФГБУЗ СМКЦ им. Н.А. Семашко ФМБА, 163000, г. Архангельск. E-mail: [email protected]
Kazakevich E.V., Arkhipovsky V.L., Doronin I.A.
MEDICAL INSPECTIONS OF NORTHERN FLEET PERSONNEL: RESULTS, ANALYSIS, PROBLEMS
N.A. Semashko Northern Medical Clinical Center named of the Federal Medical and Biological Agency, Arkhangelsk, 163000, Russian Federation
The article presents an analysis of medical examinations of the Northern Fleet personnel over the period from 2015 to 2017. The incidence and reasons for the professional unfitness of the crew, the effect of harmful occupational factors on the health of navy men were studied. During three years the total and primary morbidity was shown to decline, and the proportion of people on dispensary records with chronic diseases decreased. At medical examinations in the structure of the morbidity
MEDICAL AND BIOLOGICAL SCIENCES
in terms of common and diagnosed diseases, the first place is occupied by the disease of the eye and its adnexa, which requires the development of a set of measures to reduce this pathology in the crew. In the structure of the limitations of the professional suitability of the crew, cardiovascular pathology predominates. The leading professional pathology in seamen is a sensorineural hearing loss. Audiologic screening aimed at early detection of patients with the tonal hearing loss was introduced. Treatment-and-prophylactic measures aimed at improving the state of health of the crew are given. The article also reflects the problems of the regulatory legal regulation of the medical inspections of the crew.
Keywords: medical examination; navy personnel; northern region; harmful occupational factor; morbidity.
For citation: Kazakevich E.V., Arkhipovsky V.L., Doronin I.A. Medical inspections of Northern Fleet personnel: results, analysis, problems. Meditsina ekstremal'nykh situatsiy (Medicine of Extreme Situations) 2018; 20(2): 172-179. (In Russ.).
For correspondence: Vadim L. Arkhipovsky, MD, Ph.D., DSci., Head of the Central Policlinic of the N.A. Semashko Northern Medical Clinical Center named of the Federal Medical and Biological Agency, Arkhangelsk, 163000. E-mail: [email protected]
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Acknowledgments. The study had no sponsorship. Received 19 March 2018 Accepted 28 May 2018
Северный регион является морским, рыбопромысловым и речным бассейном России. Север - ворота в Арктику, отсюда осуществляется «северный завоз» и транспортные перевозки по Северному морскому пути. В последние годы геополитические интересы нашей страны устремлены в Арктику. Это связано, прежде всего, с добычей полезных ископаемых, нефти и газа на шельфе северных морей, использованием Северного морского пути как альтернативного транспортного коридора между Европой и Азией, строительством атомного ледокольного флота. В настоящее время Правительство РФ реализует более 150 инфраструктурных проектов в Арктике [1]. На прошедшем 29-30 марта 2017 г. международном арктическом форуме в г. Архангельск наиболее обсуждаемой стала тема «Человек в Арктике» [2]. В связи с этим особое значение приобретает организация медицинского обеспечения работающих в Арктике, укрепление их профессионального здоровья и безопасности труда [3].
Результаты медицинских осмотров плавсостава
ФГБУЗ СМКЦ им. Н А. Семашко ФМБА России (далее - СМКЦ), расположенный в г. Архангельск, на протяжении уже 95 лет оказывает медицинскую помощь морякам, рыбакам и речникам Северного бассейна.
СМКЦ является бывшей Центральной бассейновой больницей. К настоящему времени, в центре сохранён кадровый и научный потенциал, накоплен большой практический опыт работы по медицинскому обслуживанию работников водного транспорта.
СМКЦ обслуживает работников судоходных организаций Северного бассейна, включённых в Распоряжение Правительства РФ от 21 августа 2006 г. №1156-р. [4]. Среди них такие значимые для региона организации как:
- ОАО «Северное морское пароходство»;
- АО «Архангельский траловый флот»;
- Архангельский филиал ФГУП «Росмор-порт»;
- ПАО «Северное речное пароходство»;
- АО «Архангельский речной порт».
Архангельский район водных путей - филиал Федерального бюджетного учреждения «Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей».
Численность работающих в данных организациях, а также число медицинских осмотров работников плавсостава представлены в табл. 1.
Численность работников плавсостава, подлежащих медицинскому осмотру, за 3 года увеличилась с 1756 человек в 2015 г. до 1992 человек в 2017 г. Это свидетельствует о стабильной экономической ситуации в судоходных организациях. Среди работников плавсостава пре-
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
обладают лица мужского пола (92%). Средний возраст работников плавсостава по состоянию на 01.01.2018 г. - 47,5 лет.
С 2015 г. медицинское обслуживание работников плавсостава вышеуказанных организаций осуществляется в рамках государственного задания [5], включая периодические медицинские осмотры. Данные осмотры осуществляются с целью определения профессиональной пригодности, своевременного выявления начальных признаков общих и профессиональных заболеваний.
Медицинские осмотры работников плавсостава проводятся в отделении профпатологии и медицинской профилактики поликлиники СМКЦ. В отделении создана медицинская комиссия плавсостава, где работают врачи-специалисты, имеющие подготовку по профпа-тологии, знающие специфику и условия труда на флоте. Отделение оснащено всем необходимым оборудованием для диагностики ранних признаков профессиональных заболеваний. В межрейсовый период моряки обращаются за медицинской помощью к цеховым врачам-терапевтам отделения, при необходимости направляются в дневной стационар поликлиники или в отделение профпатологии стационара СМКЦ.
Трудовая деятельность работников водного транспорта связана с воздействием широкого спектра профессиональных вредностей: шум, вибрация, электромагнитные поля, качка, частая смена часовых и климатических поясов и др. [ 6, 7]. Работа моряков в условиях длительного пребывания на борту судна, интенсивные профессиональные нагрузки при вахтовом режиме труда неминуемо приводят к значительному физическому и психоэмоциональному напряжению [ 8, 9]. Сформировавшийся многофакторный комплекс неблагоприятных воздействий неизбежно приводит к срыву адаптационно-приспособительных реакций организма [8, 10,11].
По результатам медицинских осмотров плавсостава Северного бассейна частота выявления заболеваний с впервые в жизни установленным диагнозом за три года уменьшилась и составила: в 2015 г. - 59, в 2016 г. - 49, в 2017 г. - 25 (на 1000). В структуре выявленных заболеваний на первом ранговом месте находятся болезни глаза и его придаточного аппарата.
Таблица 1 Динамика числа работающих и медицинских осмотров работников плавсостава за 2015-2017 гг.
Показатель Годы
2015 2016 2017
Численность работающих 2303 2133 2200
в т. ч. женщин 322 164 263
Осмотрено работников плавсостава 1756 1519 1992
в т. ч. женщин 115 147 217
За 2015-2017 гг. отмечается снижение общей заболеваемости среди работников плавсостава. Общая заболеваемость плавсостава в 2015 г. составила 2487, в 2016 г. - 1909, а в 2017 г. - 1867 (на 1000). В структуре общей заболеваемости на первом ранговом месте -болезни глаза и его придаточного аппарата, на втором - болезни органов пищеварения, на третьем - болезни системы кровообращения. Структура общей заболеваемости за три года не изменилась.
Таким образом, патология органа зрения является превалирующей у плавсостава. Работа моряков в условиях длительного пребывания на борту судна предъявляет повышенные требования к функциональному состоянию многих органов и систем организма, в том числе и к органу зрения. Дополнительную нагрузку на зрительный аппарат у моряков оказывает сезонность: продолжительный световой день и длинная полярная ночь на Севере, интенсивное воздействие солнечной радиации при плавании в южных широтах. Сочетание процессов адаптации и дезадаптации при частой смене климатических поясов приводят к нарушению зрительных функций и возникновению заболеваний глаз. Нарушения рефракции глаза (миопия, астигматизм и др.) имеют высокий удельный вес (73%) патологии глаз, что, вероятно, обусловлено воздействием электромагнитных излучений различных диапазонов и модуляций, возможно недостаточной освещённостью судовых помещений и высоким уровнем компьютеризации рабочих мест.
За три года (2015-2017 гг.) отмечается снижение первичной заболеваемости среди работ-
MEDICAL AND BIOLOGICAL SCIENCES
Таблица 2 Определение профпригодности плавсостава Северного бассейна за 2015-2017 гг. (абс.)
Показатель Годы
профпригодно сти 2015 2016 2017
Годен с ограничением района плавания 25 17 34
Годен с ограничением длительности рейса 11 13 11
Временно не годен 26 19 11
Не годен 3 4 2
Итого 65 53 58
Таблица 3 Распространённость тонального снижения слуха и сенсоневральной тугоухости у плавсостава Северного бассейна за 2015-2017 гг.
Показатель Годы
2015 2016 2017
абс. % абс. % абс. %
Тональное снижение слуха 209 12 193 13 239 12
Сенсоневральная тугоухость 67 3,8 58 3,8 73 3,7
ников плавсостава. Первичная заболеваемость плавсостава в 2015 г. составила 583, в 2016 г. -611, в 2017 г. - 499 (на 1000).
В структуре первичной заболеваемости на первом месте все три года занимают болезни органов пищеварения.
Доля лиц из числа плавсостава, состоящих на диспансерном учёте, с хроническими заболеваниями (группа Д-3) уменьшилась с 62,4% в 2015 г. до 33,3% в 2017 г.
Сведения о профпригодности плавсостава представлены в табл. 2.
Структура ограничений профпригодности плавсостава за три года практически не изменилась. Доля лиц, признанных постоянно не годными к работе на судах, составляет всего 0,1-0,2 %, а с учётом всех ограничений 3-4 %.
В структуре заболеваний, которые приводят к ограничению профессиональной пригодности моряков, на первом месте болезни органов кровообращения - 150 случаев (за 3 года), на втором месте новообразования - 14 случаев и на третьем месте болезни органов пищеварения -2 случаев. Ведущей патологией сердечно-сосудистой системы являются: ишемическая болезнь сердца, перенесённый инфаркт миокарда, пароксизмальные нарушения ритма сердца и прогрессирующая сердечная недостаточность. В настоящее время актуальна разработка рекомендаций по определению профпригодности у моряков, перенёсших реконструктивно-пласти-ческие вмешательства на сосудах сердца: ангиопластика со стентированием, аортокоронарное шунтирование.
В процессе выполнения своих профессиональных обязанностей моряки подвергаются воздействию таких вредных производственных факторов, как шум и вибрация. Это может привести к развитию сенсоневральной тугоухости профессионального характера. С целью раннего выявления и профилактики шумовой болезни в СМКЦ при проведении медицинских осмотров плавсостава выявляется группа риска - пациенты с тональным снижением слуха. Это лица, у которых восприятие шепотной речи в пределах нормы, но при аудиометрическом исследовании обнаруживается повышение порогов на частоте 4000 Гц свыше 30 дБ с учётом возрастных изменений. Сведения о распространённости данной патологии представлены в табл. 3.
За три года доля пациентов с тональным снижением слуха и сенсоневральной тугоухостью остаётся стабильной, соответственно по годам 12, 13 и 12%. Пациенты с тональным снижением слуха и сенсоневральной тугоухостью состоят на диспансерном учёте в кабинете врача-оториноларинголога поликлиники. Ежегодно получают курсы профилактического лечения, как амбулаторно, так и в дневном стационаре. Кроме того, СМКЦ имеет положительный опыт эффективного использования метода электрофизического воздействия: транскраниальная электростимуляция на аппарате «Этранс». В ходе этой процедуры происходит стимуляция стволовых структур головного мозга импульсными токами высокой частоты, что приводит к активизации репара-тивных процессов в нервной ткани, в том числе и в слуховом нерве. За три года электростимуляция проведена 417 пациентам.
175
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Таблица 4 Охват работников плавсостава лечебно-оздоровительными мероприятиями по результатам медицинских осмотров за 2015-2017 гг.
Лечебно-оздоровительные мероприятия Годы
2015 2016 2017
абс. % абс. % абс. %
Амбулаторно-поликлиниче ское лечение 677 38,5 726 47,7 1035 51,9
Пролечено в дневном стационаре 52 2,3 58 2,7 47 2,1
Выполнено операций в ЦАХ поликлиники 27 1,2 37 1,5 33 1,5
Профилактическое лечение в санатории-профилактории 86 3,7 125 5,9 170 7,7
Выполнено хирургических оперативных вмешательств в стационаре, в том числе: 96 5,4 74 4,8 40 2
эндоскопических 32 1,8 27 1,7 10 0,5
В случаях прогрессирующего снижения слуха, пациенты направляются в Центр профессиональной патологии для решения вопроса о связи заболевания с профессией. Так, в 2015 г. было направлено в Центр профпатологии 4 человека, диагноз профессионального заболевания установлен у 2; в 2016 г. направлено 5, диагноз установлен у 3; в 2017 г. направлено 2, диагноз установлен у 1.
Таким образом, диагноз профессиональной сенсоневральной тугоухости устанавливается у небольшого числа пациентов, что обусловлено, с одной стороны, высокой мотивацией моряков сохранить профессиональную пригодность, а с другой - активными лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми с данной группой пациентов в СМКЦ.
За три года отмечается увеличение числа пролеченных пациентов амбулаторно с 677 в 2015 г. до 1035 в 2017 г., в санатории-профилактории с 86 в 2015 г. до 170 в 2017 г. (табл.4).
Число хирургических вмешательств в стационаре снизилось с 96 в 2015 г. до 40 в 2017 г.
Проблемы нормативно-правового регулирования медицинских осмотров плавсостава
В настоящее время медицинские осмотры плавсостава осуществляются в соответствии с приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при вы-
полнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Перечень медицинских противопоказаний для работы на судах утверждён постановлением Правительства РФ от 24 июня 2017 г. № 742 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих работе на морских судах, судах внутреннего плавания, а также на судах смешанного (река-море) плавания».
По консолидированному мнению специалистов по морской медицине, представителей судовладельцев и профсоюзов, руководствоваться положениями приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н для плавсостава неприемлемо. Это обусловлено тем, что на моряков во время пребывания в море соче-тано воздействует большой комплекс неблагоприятных факторов, включая такие специфичные как качка, частая смена климатических и географических поясов, длительная оторванность от дома и семьи и др. [6, 7, 10]. Многие из этих факторов отсутствуют в Перечне вредных и (или) опасных производственных факторов, утверждённых вышеназванным приказом, и не могут быть выявлены в полном объёме при аттестации рабочих мест на судах. В данном приказе не разграничены объёмы обследования для
лиц, вновь поступающих для работы на судах и для уже работающих специалистов. В Приложении № 2 приказа не определены отдельным пунктом работы на судах. Не утверждены формы медицинского заключения о годности для работы на судах, отражающие специфику работы плавсостава: ограничения по районам плавания, длительности рейсов. Не определён порядок проведения медицинских осмотров лиц, поступающих в образовательные организации по профессиональной подготовке работников морских профессий.
В 2012 г. Россия ратифицировала Конвенцию МОТ 2006 г. о труде в морском судоходстве (Женева, 23 февраля 2006 г.). В соответствии с данной Конвенцией уполномоченный (компетентный) орган государства должен определить медицинские организации для проведения медицинских освидетельствований плавсостава и одобрить (утвердить) форму медицинского свидетельства о состоянии здоровья моряка (сертификат). Невыполнение требований Конвенции может привести к штрафным санкциям для судоходных компаний, осуществляющих международные морские перевозки.
Постановлением правительства РФ № 996 от 6 ноября 2013 г. «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве» на Минздрав России возложены полномочия по обеспечению соблюдения требований Конвенции. До настоящего времени эти полномочия остаются не реализованными.
Назрела необходимость издать отдельный приказ Минздрава России о порядке проведения медицинских осмотров плавсостава [12]. Основные положения данного приказа должны быть гармонизированы с требованиями Конвенции о труде в морском судоходстве.
Федеральными законами 230-ФЗ от 13.07.2015 г. и 400-ФЗ от 06.12.2017 г. внесены изменения соответственно в Кодекс внутреннего водного транспорта и Кодекс торгового мореплавания. Согласно внесённым в эти законодательные акты изменениям, работники плавсостава обязаны ежегодно проходить медицинские осмотры, включающие в себя проведение химико-токсикологических исследований
MEDICAL AND BIOLOGICAL SCIENCES
(далее ХТИ) на наличие наркотических, психотропных веществ и их метаболитов. До настоящего времени Минздравом России не разработан порядок проведения таких медицинских осмотров у плавсостава с проведением ХТИ, не определены наименования и количество исследуемых наркотических и психотропных веществ, не установлена форма медицинского заключения.
Также вопросы психофизиологического обеспечения работников плавсостава не нашли отражения в национальных нормативных документах [8]. Внедрение психофизиологического отбора и коррекция нарушений психического состояния позволили бы существенно повысить профессиональную надёжность моряков и минимизировать аварийные ситуации на флоте, развивающиеся по причине «человеческого фактора».
Выводы
1. Анализ медицинских осмотров позволил оценить некоторые показатели здоровья работников плавсостава Северного бассейна. Так, за три года уменьшилась общая и первичная заболеваемость, уменьшилась доля лиц, состоящих на диспансерном учёте с хроническими заболеваниями. Это стало возможным благодаря активным лечебно-профилактическим мероприятиям, проводимым в СМКЦ в рамках государственного задания.
2. В структуре общей и выявляемой на медицинских осмотрах заболеваемости на первом месте заболевания глаза и его придаточного аппарата, что требует разработки комплекса мероприятий по снижению данной патологии у моряков. Актуальными являются мероприятия по профилактике зрительного утомления в условиях морских рейсов.
3. В структуре ограничений профессиональной пригодности плавсостава доминирует сердечно-сосудистая патология. В настоящее время требуется разработка рекомендаций по определению профпригодности у моряков, перенёсших реконструктивно-пластические вмешательства на сосудах: ангиопластика со стентированием, аортокоронарное шунтирование и другие.
4. Ведущей профессиональной патологией у моряков является сенсоневральная тугоухость.
В СМКЦ внедрён аудиологический скрининг, направленный на раннее выявление пациентов с тональным снижением слуха и сенсоневраль-ной тугоухостью, проводятся курсы профилактического лечения. В результате проводимых мероприятий профессиональная сенсоневраль-ная тугоухость находится на низком уровне, а моряки остаются дольше в своей профессии. Заключение
За последние годы накопилось немало проблем, связанных с нормативно-правовым регулированием медицинских осмотров плавсостава. Единственный ранее существовавший в стране приказ по организации медико-санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства, а именно приказ МЗ СССР № 511 от 6 сентября 1989 г был отменен 7 ноября 2012 г Действующий нормативный документ, приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г № 302н, не учитывает характер и режим работы моряков, а также действие на организм ряда специфичных факторов судовой среды. Насущная потребность сегодняшнего дня - это издание нового приказа Минздрава России о Порядке проведения медицинских осмотров плавсостава, при этом основные Положения этого приказа должны соответствовать требованиям Конвенции 2006 г. о труде в морском судоходстве. По нашему мнению, отдельной главой данного приказа может стать Положение о порядке проведения химико-токсикологических исследований у лиц плавсостава на наличие наркотических, психотропных веществ и их метаболитов.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года"».
2. Международный арктический форум. Доступ: http:// forumarctica.ru/about-forum/about-the-arctic/ (дата обращения: 09.06.2017).
3. Мосягин И.Г. О состоянии морской медицины и концептуальных подходах к её развитию в Российской Федерации. Морская медицина. 2016; 2( 4): 7-19.
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 августа 2006 г. № 1156-р «Об утверждении перечня организаций и перечня территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1540 «Об особенностях организации и финансового обеспечения оказания медицинской помощи, в том числе предоставления дополнительных видов и объёмов медицинской помощи, предусмотренных законодательством Российской Федерации, населению закрытых административно-территориальных образований, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, работникам организаций, включённых в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда».
6. Кубасов Р.В., Лупачев В.В., Попов М.В. Условия жизнедеятельности экипажа на борту морского судна (Обзор литературы). Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2016; 2(36): 49-56.
7. Мельникова И.П. Влияние производственных факторов на здоровье моряков. Гигиена и санитария. 2007; 1: 42-4.
8. Верведа А.Б., Сосюкин А.Е., Иванченко А.В., Бумай О.К., Абакумов А.А., Константинов Р.В., Чупрова С.Н. Состояние и перспективы психофизиологического обеспечения в единой системе медицинского обслуживания плавсостава морских и речных судов. Медицина экстремальных ситуаций. 2016; 4: 63-75.
9. Мызников И.Л., Милошевский А.В., Аскерко Н.В. и др. Состояние здоровья, заболеваемость и травматизм плавсостава Северного флота. Авиакосмическая и экологическая медицина. 2013; 2(47): 13 - 20.
10. Зайцев В.И., Виноградов С.А. Некоторые теоретические и практические аспекты изучения условий труда на флоте. Здоровье населения и среда обитания. 2014; 2(251): 13-5.
11. Решняк В.И., Щуров А.Г., Витязева О.В. Профессиональная деятельность работников флота в условиях хронофизиологической адаптации. Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. 2014; 6(28): 20-4.
12. Бумай О.К., Иванченко А.В., Абакумов А.А. и др. Подготовка нормативно-правовой базы системы медико-санитарного обслуживания плавсостава морских и речных судов: анализ проблемы, предложения и перспективы. Медицина экстремальных ситуаций. 2017; 1:65-77.
REFERENCES
1. The Ordinance of the Government of Russian Federation issued on the 21st of 2014 № 366 The approval (confirmation) of the state program of Russian Federation "Socio -economic development of the Arctic territories of Russian Federation for the period up to 2020". (in Russian)
2. International Arctic Forum. http://forumarctica.ru/about-forum/about-thearctic/(date of access 9 June 2017).
3. Mosyagin I.A. "The current state of maritime medicine and conceptual approach to its development in Russian Federation. Morskaya meditsina. 2016; 2(4): 7-19. (in Russian)
4. The Order of the Government of Russian Federation issued on the 21st of August, 2006 № 1156-p "The approval of the list of organizations and territories serviced by Federal Medical-Biological Agency of Russia". (in Russian)
5. The Ordinance of the Government of R.F. issued on the 26th of December, 2014 №1540 "The peculiarities in the organization and financial support of medical care provision, including the access to extra medical services stipulated by the legislation of Russian Federation 1) to the population living in closed administrative and territorial units, on the territories exposed to hazardous physical, chemical and biological factors, included into the pertinent list; 2) to the employees of companies included into the list of selected branches of industry with extremely hazardous working conditions". (in Russian)
6. Kubasov R.V, Lupachev VV., Popov M.V "Conditions of life of the crew on Board the ship (literature review)". Vestnik gosudarstvennogo universiteta morskogo I rechnogo flota imeni admiral S.O.Makarova. Vestnik gosudarstvennogo universiteta morskogo I rechnogo flota umeni admirala S.OMakarova. 2016; 2(36): 49-56. (in Russian)
7. Melnikova I.P. "Influence of production factors on the
MEDICAL AND BIOLOGICAL SCIENCES
health of seafarers". GigienaIsanitariya. 2007; 1: 42-4. (in Russian)
8. Verveda A.V., Sosyukin A.E., Ivanchenko A.V, Bumay O.K., Abakumov A.A., Konstantinov R.V, Chuprova S.N. "State and prospects of psychophysiological care provided within the integrated system of medical service of crew personnel of sea and river crafts. Meditsina extremal'nykh situatsiy 2016; 4: 63-75. (in Russian)
9. Myznikov I.L., Miloshevskiy A.V., Ascero N.V. "Health status, morbidity and injuries of the Northern fleet seafarers". Aviakosmicheskaya I ekologicheskaya meditsina. 2013; 2 (47):13-20.(in Russian)
10. Zaycev V.I., Vinogradov S.A. "Some theoretical and practical aspects of the study of working conditions on the fleet". Zdorov'e naseleniya Isreda obitaniya 2014; 2 (251): 13-5. (in Russian)
11. Reshyk V.I., Shchurov A.G., Vityzeva O.V. "Professional activity of the fleet employees in the conditions of chronophysiological adaptation". Vestnik gosudarstvennogo universiteta morskogo I rechnogo flota umeni admirala S.O Makarova. 2014; 6 (28): 20-4. (in Russian)
12. Bumay O.K., Ivanchenko A.B., Abakumov A.A. "Preparation of regulatory - legal foundation for the system of medico-sanitary service of seafarers when they are employed or engaged on board sea or river vessel: problem investigation, suggestions and prospects. Meditsina extremal'nykh situatsiy. 2017; 1: 65-77. (in Russian)
Поступила09 марта 2018 Принята в печать 28 мая 2018