В.В. Беликин, Л.Л. Грищенко
ПОДГОТОВКА МАГИСТРА PREPARATION OF THE MASTER
Аннотация. Статья посвящена перспективам развития магистерской подготовки в Государственном университете управления. В ней дается краткий исторический экскурс в историю российской магистерской подготовки, освещаются вопросы открытия магистратуры в институте Государственного управления и права, ставятся вопросы развития магистерской подготовки по программе «Юриспруденция».
Abstract. This article is devoted to the prospects of development of the majors at the State University of management. It provides a brief historical excursus into the history of the Russian master's training covers the opening of the Magistracy the Institute of public administration and law raises issues of development graduate program «jurisprudence».
Ключевые слова. Бакалавр, магистр, дипломированный специалист, подготовка, нормативный срок подготовки, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
Keywords. Bachelor, master, graduate, preparation, training, normative term federal State educational standard of higher professional education.
После вступления РФ в болонский процесс, высшее профессиональное образование в России имеет трехуровневую структуру, то есть готовятся специалисты с присвоением квалификация: «бакалавр»; «магистр»; «дипломированный специалист».
Бакалавр. Для получения квалификации (степени) «бакалавр» в высшем учебном заведении, срок обучения составляет не менее чем четыре года. Программа рассчитана на получение высшего профессионального образования, а так же начальных навыков научно-исследовательской деятельности и при этом - профессиональной мобильности, умения быстро входить в разные виды трудовой деятельности. Конечная цель подготовки бакалавра - широкая компетенция в своей профессии. Бакалавры, имеющие хорошую фундаментальную подготовку, успешно устраиваются на любую экономическую должность, а при необходимости получают затем узкое специальное образование с учетом потребностей организации. Обладатели дипломов бакалавров находятся в ничуть не худшем положении, чем обладатели дипломов специалистов.
Магистр. Подготовка магистров ориентирована на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность. Правом обучения по программе магистра обладают лица, имеющие диплом о высшем образовании. В целом магистерская образовательная программа состоит из бакалаврской программы по соответствующему направлению и программы третьего уровня (непосредственно магистратура), которая должна иметь две примерно равные по объему составляющие - образовательную и научно-исследовательскую. Срок обучения для очной формы обучения составляет 2 года.
Дипломированный специалист. Программа для получения квалификации «дипломированный специалист» длится не менее чем пять лет, готовит специалистов, т.е. готовит человека к профессиональной деятельности в конкретной сфере, т. е. готовит узкого специалиста. Эта схема подготовки была незаменима в условиях плановой экономики и целевой подготовки, когда выпускник знал место своей будущей работы. И остается актуальной некоторых отраслях до сих пор, например медицина. Магистр (от лат. magister - наставник, учитель) - академическая степень, квалификация (в некоторых странах - учёная степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры (освоения специальной программы обучения). Магистратура - ступень высшего профессионального образования, следующая после бакалавриата,
© Беликин В.В., Грищенко Л. Л., 2012
позволяющая углубить специализацию по определенному профессиональному направлению. Магистр - в Древнем Риме должностное лицо (магистр всадников и др.); позднее в Европе глава некоторых светских и церковных учреждений (например, Великий Магистр, или гроссмейстер, глава духовно-рыцарского ордена). В средневековом университете существовали следующие академические степени: бакалавр, магистр и доктор философии, но в некоторых странах существовали только академические степени: бакалавр, лиценциат и доктор философии. В 1240 году магистры получили право избирать ректора. Степень «магистра» предусматривает более глубокое освоение теории по выбранному профилю и подготовку студента к научно-исследовательской деятельности по выбранному направлению. Диплом магистра, как и диплом бакалавра, лучше признаётся в большинстве стран мира, даёт возможность перевода из вуза в вуз, а также признаётся зарубежными работодателями. В связи с правилами участия в Болонском процессе, квалификационная степень -специалист в ближайшие годы прекратит своё существование, останутся академические степени: бакалавр, магистр и доктор философии [3, с.2].
В Северной Америке и Европейском союзе большинство выпускников высших учебных заведений после бакалавриата не продолжают обучение в магистратуре, потому что бакалавриат является подтверждением полноценного высшего образования. Продолжают обучение в магистратуре чаще студенты, которые планируют заниматься научными исследованиями или педагогической деятельностью в ВУЗе.
Существуют разные степени магистра в Западной Европе и США, например:
• Master of Arts, M.A. (рус. Магистр искусств) присуждается в гуманитарных областях знания;
• Master of Science, M.Sc. (рус. Магистр наук) присуждается в точных и естественных науках;
• Master of Business Administration, MBA (рус. Магистр делового администрирования);
• Legum Magister (Master of Laws), LL.M (рус. Магистр права);
• Master of Public Administration, MPA (рус. Магистр государственного управления);
• Master of Engineering, M.Eng. (рус. Магистр технических наук);
• Master of Divinity, M.Div. (рус. Магистр богословия).
В России звание «магистр» вводится указом Александра I от 24 января 1803 года «Об устройстве училищ». Тогда же было введено звание доктор, а позднее и кандидат. Магистр занимал промежуточное положение между кандидатом (лицо, закончившее университет с отличием) и доктором. Магистерская степень давала право на чин титулярного советника (9 класс согласно Табели о рангах).
Право «давать учёные степени или достоинства» предоставлялось пяти университетам: Московскому, Дерптскому (Юрьевский, позднее Тартуский), Казанскому и Харьковскому, а также руководствовавшемуся отдельным уставом Виленскому университету. Позднее право присуждать учёные степени получили университеты в Варшаве, Киеве, Санкт-Петербурге. 20 января 1819 года императорским указом было принято «Положение о производстве в ученые степени», унифицировавшее систему учёных степеней и требования к ним в заведениях, подведомственных Департаменту народного просвещения.
Присуждение учёной степени магистра осуществлялось после сдачи магистерского экзамена (состоявшего из устной и письменной частей) и защиты диссертации на собрании университетского факультета; в некоторых случаях требовалась также публичная лекция. Подготовка к магистерскому экзамену занимала до 4 лет, известны лишь единичные случаи подготовки к такому экзамену за два года.
Таким образом, дореволюционный магистр может быть приблизительно приравнен к современному кандидату наук. Исключением являлась присваиваемая духовными академиями степень магистра богословия, которая, как и степень кандидата богословия, присваивалась без защиты диссертации, только по результатам обучения в духовной академии (для получения степени доктора богословия защита диссертации
была необходима). Присуждение степени магистра утверждалось министром духовных дел и народного просвещения.
Требования к российской учёной степени магистра примерно соответствовали степени «доктор философии» в странах Европы того времени. Так, учёная степень доктора философии, полученная в университетах этих стран, приравнивалась к степени магистра, причём лишь после соответствующей аттестации в университете.
В 1884 году в большинстве высших учебных заведений России отменяется кандидатская степень и утверждается система магистр - доктор.
В 1917 году в России упраздняются все научные степени и до 1934 года учёных степеней нет [3, с.8].
В 1993 году термин «магистр» возвращается как квалификация выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования в Россию.
Положение магистратуры в современной российской системе образования двойственное. С одной стороны - это система повышения квалификации бакалавров и специалистов, с другой стороны квалификация «магистр» приравнивается к квалификациям выпускников вузов.
Нормативный срок программы подготовки магистра (при очной форме обучения) - 2 года. Однако предварительно студент должен освоить программу подготовки бакалавра (4 года) или специалиста (5 лет). Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в аспирантуру.
После 31 декабря 2010 года квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских ВУЗов.
С вступлением в должность нового ректора Государственного университета управления доктора юридических наук, профессора Козбаненко Виктора Анатольевича университет переходит на подготовку бакалавров и магистров. ГУУ является государственным высшим учебным заведением федерального подчинения, имеет статус юридического лица и функционирует в соответствии с бессрочной лицензией серия ААА 001615 регистрационный №1551 от 25 июля 2011 г. и свидетельством о государственной аккредитации серия АА 001151 регистрационный №1122 со сроком действия с 7 марта 2008 г. по 7 марта 2013 г. Данная лицензия устанавливает, что Государственный университет управления имеет право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам «Бакалавр»: 010400 Прикладная математика и информатика; 022000 Экология и природопользование; 030900 Юриспруденция; 031600 Реклама и связи с общественностью; 034700 Документоведение и архивоведение; 040100 Социология; 080100 Экономика. По образовательным программам «Магистр»: 080100 Экономика; 080200 Менеджмент; 080200 Менеджмент; 080300 Финансы и кредит [2, с.6].
Кроме того, с 2012 года университет начинает набор абитуриентов по профессиональной образовательной программе «Магистр»: 030900 Юриспруденция.
Основными областями профессиональной деятельности магистра являются:
• образовательная (работа в средних и средних специальных учебных заведениях, гимназиях и лицеях, в высших учебных заведениях России);
• научно-исследовательская (работа в вузовских лабораториях, НИИ России); экспертно-аналитическая (работа в аналитических центрах, общественных и государственных организациях);
• организационно-правовая (работа в органах государственной власти федерального, регионального и местного уровня).
Основные виды профессиональной деятельности магистра связаны с работой в качестве научного работника, сотрудника государственных учреждений, консультанта, эксперта.
Магистр подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе, при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля - к педагогической деятельности.
Лица, желающие освоить программу специализированной подготовки магистра,
должны иметь высшее профессиональное образование определенной ступени, подтвержденное документом государственного образца.
Основная образовательная программа подготовки магистра разрабатывается на основании государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных (научно-исследовательской и научно-педагогической) практик и программы научно-исследовательской работы.
Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки магистра, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются государственным образовательным стандартом. По направлению разрабатывается, как правило, несколько магистерских программ.
Основная образовательная программа подготовки магистра (далее -образовательная программа) состоит из основной образовательной программы бакалавра и программы специализированной подготовки, которая, в свою очередь, формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору слушателя и научно-исследовательской работы. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле содержательно должны дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
Срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра при очной форме обучения 312 недели, в том числе:
- образовательная программа подготовки бакалавра - 208 недель;
- специализированная программа подготовки магистра - 104 недели; из них:
• теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу магистрантов, практикумы, в том числе лабораторные работы, подготовку выпускной квалификационной работы, а также экзаменационные сессии - 75 недель;
• практики:
- научно-исследовательская не менее 7 недель;
- научно-педагогическая не менее 7 недель.
Итоговая государственная аттестация, включая защиту выпускной квалификационной работы не менее 5 недель.
Каникулы (включая 4 недели последипломного отпуска) не менее 10 недель.
Сроки освоения основной образовательной программы подготовки магистра по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличиваются на полтора года относительно нормативного срока, установленного государственным образовательным стандартом, в том числе по программе бакалавра - на один год.
Максимальный объем учебной нагрузки магистранта устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) работы.
Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен быть в среднем за период теоретического обучения по основной образовательной программе подготовки бакалавра менее 27 часов в неделю, за период специализированной подготовки магистра - 14 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам.
При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю.
При заочной форме обучения магистранту должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.
Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
Университет самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу подготовки магистра, реализуемую вузом на основе государственного образовательного стандарта магистра.
Дисциплины «по выбору» являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Рефераты (отчеты, научные статьи) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, незачтено).
Не без интересно проанализировать требования к научно-исследовательской части программы подготовки магистров. Они включают в себя:
• магистр должен уметь определять проблему, формулировать гипотезы и задачи исследования; разрабатывать план исследования;
• выбирать необходимые и наиболее оптимальные методы исследования;
• обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных исследований;
• вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
• представлять итоги научного исследования в виде отчетов, рефератов, научных статей.
При реализации основной образовательной программы ГУУ имеет право:
- изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин;
- в пределах 5% при условии выполнения требований к содержанию, указанных в настоящем стандарте;
- предоставлять студентам-магистрантам возможность для занятий физической культурой в объеме 2-4 часа в неделю;
- осуществлять преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания дисциплин, определяемых настоящим документом.
Обучение в магистратуре осуществляется в соответствии с индивидуальным планом работы слушателя-магистранта, разработанным с участием научного руководителя магистранта и научного руководителя магистерской программы с учетом пожеланий магистранта. Индивидуальный учебный план магистранта утверждается заведующим кафедры.
Реализация основной образовательной программы магистра осуществляется под руководством научного руководителя, имеющего базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, ученую степень и звание, работающего в академии на штатных (штатного совместительства) условиях, систематически занимающегося научно-исследовательской и научно-методической деятельностью.
Все дисциплины учебного плана должны быть обеспечены учебно-методической документацией по всем видам учебных занятий, практикумам, рефератам, практикам, а к моменту аттестации направления уровень обеспеченности учебно-методической литературой должен быть не менее 0,5 экземпляра на 1 слушателя дневного отделения.
Реализация основной образовательной программы магистра должна обеспечиваться доступом каждого слушателя к библиотечным фондам и базам данных, а также наглядным пособиям, аудио-, видео- и мультимедийным материалам).
ГУУ располагает материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы слушателей, предусмотренных примерным учебным планом и соответствующей действующим санитарно-техническим норма.
Научно-исследовательская практика магистранта осуществляется в органах государственной власти, муниципальных органах, коммерческих организациях и решает задачи овладения магистрантом методологией и методикой научно-исследовательской работы, использования современных информационных технологий в юриспруденции, приобретения умения и навыков получения, обработки, хранения и
распространения научной правовой информации.
Научно-педагогическая практика организуется на кафедрах, в ходе которой магистрант должен уметь определить цели и задачи преподаваемого курса (специального курса, специального семинара), изложить их содержание, исходя из различных требований и ожиданий аудитории слушателей - профессиональных, возрастных и т.д.
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать общие требования к уровню подготовки магистра:
- владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении;
- умения:
• формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;
• выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
• обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
• вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
• представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
• понимать методологические основы и специфику методов, используемых в науки управления и юриспруденции;
• владеть проблематикой современной мировой управления и юриспруденции.
Итоговая государственная аттестация магистра включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и государственный экзамен по дисциплине специализации. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечивать возможность зачитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным специальностям.
Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, должна обеспечивать не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности.
Вид выпускной квалификационной работы, ее объем и состав определяются академией в соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации.
При экспертизе выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) привлечение внешних рецензентов обязательно.
Литература
1. Приказ Министерства науки и образования РФ №1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр»)» от 14 декабря 2010.
2. Положение о магистратуре Государственного университета управления. -
М., 2010.
3. Криворученко В.К. Присуждение ученых степеней в России в первой половине Х1Х века [Электр. ресурс]: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/ professor.ru/ КпуотЛепко_УК.