2012 Экономика №4(20)
УДК 378:33
В.О. Федорович
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ПОДГОТОВКИ В НГУЭУ: АДАПТАЦИОННЫЙ ОПЫТ И ПРИНЦИПЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Анализируется достигнутый уровень магистерской подготовки в ведущих государственных вузах Новосибирска, указываются современные причины недостаточной привлекательности магистерских программ и демонстрируются результаты адаптационного опыта их реализации в НГУЭУ. Предлагаются базовые принципы инновационного развития магистратуры университета с механизмом внедрения разработанной стратегии путем выполнения перспективных и годовых планов
Ключевые слова: магистратура, высшее профессиональное образование, стратегия инновационного развития, перспективный и годовой план магистерской подготовки.
I. Анализ сложившейся ситуации
В основу стратегии развития магистерской подготовки в университете положена новая концепция высшего профессионального образования, главная идея которой заключается в переходе к многоуровневой системе подготовки кадров - «бакалавр - магистр - кандидат наук - доктор наук».
В 2011/12 уч. г. в рамках магистерской подготовки студентам предоставлена возможность обучения по 8 направлениям очного образования: «Экономика», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Финансы и кредит», «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика», «Торговое дело» и «Международные отношения», а также по 6 направлениям заочного.
Общая численность магистрантов на очной форме обучения 126 чел. В том числе на первом курсе 69 чел., из них 93% - выпускники НГУЭУ, 7% -представители других вузов региона.
Переход на многоуровневую систему организации обучения позволил на магистерском уровне довольно эффективно решать две основные задачи:
- осуществлять конкретно-прикладную специализированную подготовку высококвалифицированных кадров;
- осуществлять специализированную фундаментальную подготовку научно-педагогических кадров.
Магистерские программы должны быть, с одной стороны, основательными, фундаментальными по содержанию и качеству подготовки, а с другой -гибкими, живо реагирующими на потребности различных областей науки и практики. Обеспечить успешное решение данной задачи позволяет выделение различных областей специализации в каждой программе.
Учебный план магистерской программы состоит из трех основных блоков дисциплин (соответственно 25, 25, 50% учебного времени):
I блок - дисциплины общенаучного цикла: базовые общеобразовательные дисциплины, обязательные для всех обучающихся на конкретных магистерских программах соответствующего направления;
II блок - дисциплины вариативной части: общие профессиональные дисциплины в рамках конкретной магистерской программы;
III блок - практики и научно-исследовательская работа.
Реализация магистерских программ потребовала изменений не только содержания, но и организации учебного процесса. В магистратуре обучение осуществляется в «малых» группах с количеством студентов от 3 до 17 чел. (одна магистерская программа).
Учебный год делится на три периода продолжительностью 12 недель каждый. В каждом триместре читается в среднем 6-8 дисциплин. Продолжительность каждого курса не более двух триместров.
В учебном плане зафиксирована фактическая аудиторная нагрузка и самостоятельная работа магистрантов. Преподаватель сам имеет право решать вопрос об организации обучения в зависимости от конкретного курса, наличия учебно-методической литературы, уровня подготовки магистрантов и т. п. Заканчивается изучение каждого курса, как правило, итоговой дифференцированной (с оценкой) аттестацией, которая может проводиться в различной форме. Во время обучения магистранты проходят практику, вид которой (научно-исследовательская, производственная, педагогическая) определяется содержанием программы, а место прохождения выбирается с учетом возможностей и пожеланий магистранта. Тематика курсовых работ и выпускной (диссертационной) квалификационной работы также не только взаимосвязаны, но и определяют содержание конкретных заданий на прохождение соответствующего вида практики.
В подготовке магистров ежегодно принимают участие около 70 преподавателей, из них 100% - это кандидаты наук (или имеющие звание доцента), включая 10% докторов наук (или имеющих звание профессора).
Постоянно практикуется введение таких новых организационных форм работы с магистрантами, как научные семинары в рамках конкретных магистерских программ лицензированных направлений подготовки.
Определенная новизна и некоторая «нетрадиционность» как научных, так и практических семинаров состоят в том, что они являются авторскими. При этом, несмотря на имеющееся разнообразие, сегодня практически во всех научных семинарах можно выделить две основные проблемные составляющие:
- методику, методологию и организацию научных исследований;
- актуальные проблемы той или иной области науки и практики.
Для развития и повышения качества магистерской подготовки планируется организация подготовительных курсов для лиц, имеющих высшее неэкономическое образование. К примеру, если ежегодно в течение четырех месяцев на подготовительных курсах будут проходить обучение в среднем 50-60 чел., то в дальнейшем при поступлении они не только будут успешно сдавать вступительные экзамены, но и в процессе обучения занимать лидирующие позиции. Также необходима организация специального научнометодического совета института магистратуры, членами которого должны стать руководители магистерских программ. Одной из основных функций
совета планируется контроль содержания и форм проведения научных семинаров, тематика которых сегодня определяется по каждой программе ее руководителем самостоятельно.
Анализ наработанного опыта реализации магистерской подготовки в российских вузах, а также зарубежный опыт свидетельствуют о том, что магистратура - это вполне самостоятельная ступень в системе высшего профессионального образования, которая позволяет, во-первых, подготовить высококвалифицированные кадры в конкретных областях науки и практики; во-вторых, более эффективно удовлетворять потребности бизнеса в сочетании с индивидуальными потребностями личности, предоставляя возможность получать образование на стыке направлений и специальностей.
Подготовку магистров целесообразно ориентировать не столько на научно-исследовательскую и педагогическую деятельность, как это сегодня зафиксировано в нормативных документах, сколько на высококвалифицированную практическую работу с использованием проектно-инновационных направлений исследований.
Сравнение объемных показателей (табл. 1), характеризующих достигнутый уровень развития по экономическим и управленческим направлением магистерской подготовки, осуществлялось по вузам Новосибирска, которые занимают ведущие позиции в подготовке магистрантов по названным направлениям.
Первым из группы анализируемых показателей, влияющим на мотивацию потенциальных магистрантов (учеба с полным возмещением затрат) и отражающим их предпочтения при выборе конкретного места учебы, является уровень оплаты за обучение. Если сумма обучения в НГУЭУ и НГУ практически одинакова, то в НГУ и СГУПСе её величина имеет соответственно наибольшее - 80 тыс. руб. за год (НГУ) и наименьшее - 45 тыс. руб. (СГУПС) значение. Максимальный разрыв между очной и заочной формами обучения наблюдается в НГУЭУ - это 25 тыс. руб., а наименьший - 16 тыс. руб. - в НГТУ.
Второй показатель представлен количеством бюджетных мест по экономическим, управленческим и информационным программам магистерской подготовки. Максимальное количество бюджетных мест было выделено в 2011 г. в НГУЭУ - 55 мест, далее 53 в НГУ (экономический факультет) и 33 -в НГТУ (факультет бизнеса). В СГУПСе (инженерно-экономический и факультет мировой экономики) всего 10 бюджетных мест, 5 из которых занимают преподаватели (ассистенты) выпускающих кафедр. В НГУЭУ, помимо 55 бюджетных мест, было выделено 10 льготных мест обучения за счет средств вуза для обучения по магистерским программам информационного направления.
По количеству коммерческих мест (приемная кампания 2011 г.) наблюдается следующее:
НГУЭУ - 151 чел. (из них 145 чел. на заочной форме обучения); НГУ -54 чел.; НГТУ - 12 чел.; СГУПС - 12 чел.;
по общему количеству магистрантов: НГУ - 175 чел.; НГУЭУ - 127 чел. (дневное отделение); НГТУ - 75 чел.; СГУПС - 22 чел.
Таблица 1
Аналитическое сопоставление количественных показателей, характеризующих достигнутый уровень магистерской подготовки по экономическим специальностям в ведущих университетах г. Новосибирска
Показатель НГУ НГТУ СГУПС НГУЭУ (НИНХ)
1. Стоимость обучения 48 тыс. руб. - социология (2 программы) 62 тыс. руб. -экономика (7 программ) 80 тыс. руб. -менеджмент (7 программ) Заочная форма обучения отсутствует 64 тыс. руб.- очники; 48 тыс. руб. -заочники Менеджмент (4 программы) Экономика (6 программ) Прикладная информатика (2 программы) Психология (1 программа) 51 тыс. руб. - I курс, 46 тыс. руб. -II курс Регионоведение (1 программа) Заочники - 2 чел. 45 тыс. руб. - очное Экономика (1 программа) Менеджмент (2 программы) Управление персоналом (1 программа) Заочная форма обучения отсутствует 65 тыс. руб. - очное; 40 тыс. руб. - заочное Экономика (8 программ) Менеджмент (1 программа) Финансы и кредит (1 программа) Управление персоналом (1 программа) Прикладная информатика (2 программы) Торговое дело (1 программа) Информ. технологии (1 программа) Междунар. отношения (1 программа)
2. Кол-во бюджетных мест на I курсе, ед. Социология -10 Экономика - 30 Менеджмент - 13 Итого 53 Экономика-10 Менеджмент - 10 Прикладная информатика -13 Итого 33 Экономика - 2 Менеджмент - 5 Управление персоналом - 3 Итого 10 (в том числе 5 преподавателей) Экономика - 26 Менеджмент - 9 Управление персоналом - 5 Торговое дело -15 Итого 55 + 10 (льготные)
3. Кол-во коммерческих мест, ед. 29+25 (сетевики-договор СНГ) Всего 54 Очники - 10 Заочники -2 Пчел. I курс 147 заочников + 4 дневное ВСЕГО 151 чел.
4. Магистрантов всего, чел. 107+68 Всего 175 (1+П курсы) 43+32 ВСЕГО 75 (1+И курсы) 22чел. Первый набор за всю историю СГУПСа 70+57=127 дневное + 157 заочное (без II курса) Всего 284 человека (1+П курсы)
5. Кол-во магистерских программ (на сайтах) 16 программ 3 направления 14 программ 3 направления 5 программ 3 направления 15 программ 8 направлений
6. Наличие и форма вступительных испытаний Для «своих», т.е. профильных бакалавров в зачет идет гос экзамен. Если студента не устраивает уровень оценки для участия в конкурсе, то рекомендуется тестирование по соответствующей программе. Для непрофильных бакалавров или специалистов экзамены обязательны До 2010 г. было собеседование. В настоящее время поставлена задача улучшения качества подготовки. В этой связи экзамены для всех обязательны - междисциплинарный и иностранный язык Экзамен по программе и иностранный язык Тестирование (экзамен) по направлению - междисциплинарный. Тестирование по иностранному языку (тест)
в.о.
Если количество магистерских программ, по которым осуществлялся набор в 2011 г. в НГУЭУ, НГУ и НГТУ, практически одинаково (от 14 до 16), то по количеству направлений лидирует НГУЭУ - 8 направлений, у остальных: НГУ, НГТУ и СГУПС по 3 направления: экономика, менеджмент и информационные технологии.
Заключительный, шестой показатель характеризует наличие вступительных испытаний, проводимых в форме тестирования, сдачи по билетам и собеседования. Наиболее рациональный подход характерен для НГУ: экзамены практикуются только для «чужих» студентов (бакалавров и специалистов) и выпускников других (непрофильных) факультетов. В НГУЭУ наиболее комфортный режим поступления в заочную магистратуру.
II. Стратегия развития института магистратуры на 2012-2014 гг.
Настоящая Стратегия развития института магистратуры определяет цели, задачи, общие принципы и организацию работ по развитию системы магистерской подготовки в Новосибирском государственном университете экономики и управления. Она является основой для перспективного и текущего планирования работ, связанных с подготовкой магистров, проведения единой научной политики и идеологии обучения в университете («бакалавриат - магистратура - аспирантура - докторантура»), а также решения организационных, финансовых и кадровых вопросов управления образовательной деятельностью института магистратуры (табл. 2).
Стратегия разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., Совместной декларацией министров образования Европы в Болонье от 19 июня 1999 г.
Данная Стратегия охватывает комплекс проблем, имеющих отношение к развитию системы двухуровневого образования в НГУЭУ, она направлена на их опережающее развитие, учитывает потребности Сибирского региона, допускает возможности внесения необходимых корректив в ходе ее реализации.
Обзорная информация. Введение в России двухуровневой системы высшего профессионального образования содействует гармонизации российской и европейской образовательных систем, развитию экспорта российских образовательных услуг. Дипломы российских вузов станут пользоваться признанием в странах Европы.
Введение степени «бакалавр» выполняет следующие функции: сокращает общее время на подготовку (социально-защитная функция); выступает средством борьбы с отсевом студентов (функция повышения образовательной эффективности и социальной справедливости); обеспечивает большую гибкость образовательных программ (функция диверсификации); усиливает внутригосударственную, национальную и международную мобильность (функция социально-экономической интеграции и межкультурной коммуникации); содействует признанию (функция транспарентности); повышает эффективность использования ресурсов (ресурсосберегающая функция).
Целевая функция двухлетней образовательной программы магистратуры - подготовка высококвалифицированных компетентных специалистов профессиональной направленности, а также научно-исследовательских и научно-педагогических кадров, что требует приобретения научных знаний, овладения научными методами и системным подходом к решению профессиональных проблем.
Такая двухступенчатая структура предполагает достаточно жесткий отбор будущих магистрантов на двухлетнюю специализированную подготовку в магистратуре. Тем самым достигается высокая концентрация интеллектуального потенциала студенческого контингента, ориентированного на продуктивную профессиональную научно-исследовательскую и научнопедагогическую деятельность. Это позволяет реализовать программы повышенного уровня сложности, освоение которых по силам только наиболее талантливым и целеустремленным студентам, и способствует формированию специальной компетентности, отражающей специфику конкретной сферы профессиональной деятельности.
Государственные требования к уровню подготовки магистров обеспечивают большую возможность индивидуализации их обучения, развития их индивидуального стиля, предоставляя вузам право определять около 80% содержания двухлетней программы специализированной подготовки, так как именно второй уровень после успешного освоения первого должен доводить компетенцию до весьма высокой степени, позволяющей заниматься творческой деятельностью в избранной профессии.
На этапе перехода высшего образования от элитарного к массовому и всеобщему именно магистратура выполняет функцию подготовки высокоинтеллектуальных научно-исследовательских кадров и элиты профессионалов с высокой междисциплинарной культурой, без которой невозможно развитие современного общества знаний.
На ступени магистра в наибольшей мере проявляются все сущностные характеристики высшего профессионального образования в их единстве: преподавание, исследование и практика.
Магистратура делает высшее образование более привлекательным и конкурентоспособным в мире, а также позволяет каждой стране разрабатывать и реализовывать свои импортно-экспортные стратегии в борьбе за умы, имидж, ресурсы. Как ступень, которая является достаточно открытой для всех, способных ее осваивать, она естественным образом регулирует доступ и прием студентов, выполняя функцию рациональной селективности.
На этапе магистратуры в максимальной мере достижимы единство академических и рыночных характеристик высшего образования, его приверженность классическим ценностям, академической мобильности и открытость динамичным изменениям.
Системный подход развития магистерской подготовки предполагает необходимость внедрения:
- компетентностной методологии при разработке образовательных программ;
- внутривузовской системы контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности института магистратуры магистрантов и работодателей;
- благоприятных условий (возможность финансирования) для развития академической мобильности магистрантов и преподавателей.
III. Внутренние и внешние проблемы магистерской подготовки, требующие оперативного решения
Существует ряд проблем организационного, содержательного плана, а также информационно-методического сопровождения магистерской подготовки в университете, среди которых следует выделить:
- низкие темпы роста количества магистрантов, обучающихся по дневной форме, недостаточный положительный имидж магистерской подготовки в Новосибирске и Сибирском регионе в целом, что выражается в низком конкурсе среди поступающих в магистратуру;
- крайне незначительный контингент магистрантов по отношению к общему числу обучающихся;
- затратность магистратуры для университета в связи с малой численностью магистрантов ряда магистерских программ;
- отсутствие строгой системности в университетской нормативноправовой базе деятельности магистратуры (Положения о магистерской подготовке, Положения о приеме в магистратуру, Положения о государственной аттестации магистрантов, Положения о магистерской диссертации и т. д.);
- недостаточная динамика роста ППС с ученой степенью доктора наук для открытия новых магистерских программ;
- преобладание фундаментальной направленности подготовки магистров, их ориентация в первую очередь на удовлетворение академических интересов кафедр, а не экономических интересов корпоративного заказчика; в процесс преподавания весьма незначительно вовлечены практикующие работники;
- практическое отсутствие авторских магистерских программ и клиентоориентированных прикладных программ, программ инновационной направленности;
- недостаточная учебно-методическая и информационная база магистерской подготовки;
- не в полном объеме выставлены на сайт НГУЭУ лицензированные магистерские программы, а также рабочие программы изучаемых дисциплин;
- практикуется открытие магистерских программ при отсутствии требуемого ФГОС методического обеспечения;
- часто отсутствуют индивидуальные планы работы магистрантов, не отработан в достаточной степени документооборот, связанный с реализацией магистерских программ.
В настоящее время трудно говорить о сложившейся системе непрерывного образования, так как отсутствует соответствие между магистратурой и аспирантурой как по перечню магистерских программ и кандидатских специальностей, так и по срокам и содержанию обучения в аспирантуре выпускников магистратуры.
По-прежнему остается актуальным вопрос о финансировании магистерской подготовки. С одной стороны, целесообразно предусматривать многоканальную систему финансирования: госбюджет, возмещение затрат на обучение как физическими, так и юридическими лицами, спонсорская помощь и т.д. С другой стороны, необходимо специально продумать вопрос о формах бюджетного целевого финансирования студентов-магистрантов (стипендии, гранты), а также о возможности предоставления и получения специальных кредитов на оплату за обучение.
К сожалению, иногда возникают формальные вопросы, связанные с трудоустройством выпускников, имеющих диплом магистра, так как в действующем квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих в разделе «Требования к квалификации» до сих пор не предусмотрено наличие квалификации «магистр».
Существуют определенные проблемы и с институциональным (организационным) оформлением магистерской подготовки в рамках института магистратуры и университета. Переход на многоуровневую систему образования предполагает изменение принципов организации и управления учебным процессом. В частности, неизбежен вопрос, связанный с определением места и роли кафедр в реализации магистерских программ. Как правило, магистерские программы носят междисциплинарный характер, поэтому в принципе не существует понятия «выпускающая кафедра», а также полного соответствия между конкретной кафедрой и магистерской программой. Кафедры практически на равных правах вносят свой вклад в различные магистерские программы. В связи с этим возникает необходимость определения статуса руководителя магистерской программы, его функциональных прав и обязанностей.
Достаточно проблемными остаются вопросы методики преподавания и обучения в магистратуре. Магистерская подготовка не только предполагает, но и требует перехода к новым формам обучения, т. е. переноса акцентов на самостоятельную работу магистрантов, что, в свою очередь, связано с изменением деятельности ППС, разработкой и внедрением новых методических материалов.
IV. Цели, принципы и задачи Стратегии развития магистратуры
Целью Стратегии является создание и функционирование системы подготовки кадров нового типа, обладающих, помимо высокого профессионального уровня, такими качествами, как высокопрофессиональные навыки менеджмента в выбранной области знаний, способность к установлению, анализу и оценке деловых связей, компетентность, гибкость мышления, инновационная активность и восприимчивость.
Задачи развития системы подготовки магистров на период до 2014 г.:
- изучение и внедрение опыта ведущих российских и зарубежных университетов в совершенствование структуры, содержания и организации учебной деятельности в магистратуре;
- разработка по мере надобности новой и адаптация имеющейся нормативно-правовой базы по вопросам организации учебного процесса в связи с введением триместровой системы подготовки; оптимизация организационных и финансово-экономических основ деятельности магистратуры в университете;
- укрепление кадрового потенциала профилирующих кафедр, совершенствование методического и информационного обеспечения образовательного процесса подготовки магистров;
- расширение спектра предлагаемых образовательных услуг, особенно по новым приоритетным направлениям подготовки магистров с привлечением работодателей и заказчиков образовательных услуг для разработки магистерских образовательных программ;
- внедрение европейских стандартов качества образования;
- развитие академической мобильности магистрантов и преподавателей, создание условий для формирования модели международного образования в университете.
V. Основные подходы и принципы подготовки магистрантов
1. Компетентностный подход, ориентация на образовательные результаты
Программы подготовки магистров должны балансировать между знаниями общей подготовки и специальными знаниями и делать упор на универсальные умения, поддержку востребованности магистров на рынке труда и привитие им навыков к самостоятельному обучению. При разработке учебных планов центральное место должно отводиться решению проблем магистрантов, выясненным с помощью анкетного опроса. При этом доминировать должна будущая профессиональная состоятельность магистров, поэтому следует всячески укреплять отношения с работодателями. В реструктуризации учебных программ следует видеть не столько инструмент сокращения общих сроков обучения, сколько средство для достижения гибкости.
При проектировании образовательных программ должны доминировать не «входные параметры», а ожидаемые в будущем образовательные результаты, на которые эти программы выводят магистрантов: полученные ими знания, компетенции и навыки. Центр тяжести при этом смещается с факторов процесса обучения (учебные программы, академическая успеваемость) на реальные образовательные результаты: способность к обучению, освоение техник аналитической работы, проектирование, программирование развития, оцениваемые с позиции успешности дальнейшей профессиональной карьеры и востребованности магистра рынком труда.
2. Диверсификация магистерских программ, многообразие моделей магистратуры, ее адаптация к инновационному сектору экономики
Переход на многоуровневую систему организации обучения позволяет на магистерском уровне достаточно эффективно решать две основные задачи:
- осуществлять специализированную конкретно-прикладную подготовку кадров в области экономики и управления, в том числе подготовки элитных кадров для инновационной экономики в системе магистратуры;
- осуществлять специализированную фундаментальную подготовку научно-педагогических кадров в области экономики и управления.
В рамках указанных направлений подготовки необходимо разработать адаптивную модель подготовки элитных кадров для инновационной экономики в системе магистратуры по аттестованным в университете направлениям магистерской подготовки. Адаптивный характер модели определяется:
клиентоориентированностью магистерских программ; выстраиванием долгосрочных партнерских отношений с различными заказчиками образовательных услуг; построением индивидуализированных непрерывных образовательных траекторий для каждого клиента (заказчика); единством образования, консалтинга, научных исследований; широким использованием образовательных партнерств и сетей.
Академические программы подготовки магистрантов имеют в основном информативный, просветительский, «реактивный» характер: передают знания о некоторых характеристиках объекта, «знания о знании» и не обеспечивают готовность кадров к реальной деятельности в инновационном секторе. Программы, решающие задачи подготовки элитных кадров для инновационной экономики, не могут быть разработаны силами только лишь научнопедагогической общественности. Необходимо участие в разработке и реализации таких программ представителей рынка труда, заказчиков на кадровый ресурс, органов власти и управления региональным развитием.
Наконец, подготовка элитных кадров высшей квалификации эффективно реализуется только в том случае, если образовательный процесс представляет собой единство собственно образования, консультационной деятельности, а также прикладных научных исследований по широкому спектру направлений деятельности, осуществляемой совместно университетом и заказчиками, тем более что для этого в университете созданы благоприятные условия благодаря реализуемым инновационным образовательным программам.
3. Открытость и конкурсность направлений магистратуры, предоставление возможности обучения в магистратуре лицам с непрофильным высшим образованием
Магистратура должна стать формой подготовки интеллектуальной элиты только при условии организации жесткого вступительного конкурса.
При этом практика большинства российских вузов убедительно показывает нецелесообразность отказа от приема в магистратуру лиц с непрофильным высшим профессиональным образованием, однако при условии успешной сдачи ими вступительных экзаменов в магистратуру, соответствующих по объему и требованиям выпускной аттестации бакалавра по данному направлению.
Необходимо внедрять в образовательный процесс в виде дополнительных услуг подготовительные курсы для лиц с непрофильным высшим образованием, поступающим в аспирантуру, адаптивные курсы, что может стать одним из источников внебюджетных доходов университета.
4. Усиление практико-прикладной направленности обучения.
В соответствии с требованиями рынка труда следует изменить подходы к концепции практик, включенных в обязательном порядке в учебные планы. Необходимы создание условий для обучения магистрантов на рабочих местах; реализация разнообразных научно-производственных и исследовательских практик и стажировок в процессе разработки и реализации магистрантами собственных проектов; расширение разработки нормативной правовой базы, регулирующей отношения вуза, направляющего магистранта на практику, и корпорации и учреждения (независимо от формы собственности),
Илии мероприятий мо рса.ипиц|||| Стратегии рашнтни института магистратуры в III У»'
Утвержден
решением ученого совета НГУЭУ
от____.___.2011 протокол X®____
Ректор НГУЭУ, Председатель ученого совета _________________ Ю.В. Гусев
Наименоваїшс мероприятия Годы планируемого периода Ответственные
2012 1 2013 I 2014
1. Изучение и внедрение опыта ведущих российских и зарубежных уннверс»ггетов в совершенствовании структуры, содержания и организации учебной деятельности
института магистратуры
1.1. Организация стажировок административного персонала и ППС для + + +
изучения практики работы факультетов (институтов) магистерских программ в Директор института магистратуры
российских и зарубежных вузах
2. Разработка новой и адаптация имеющейся нормативно-правовой базы по вопросам организации учебного процесса ___________________________________________для магистерской подготовки________________________________________
2.1. Разработка Положения о магистерской подготовке в университете + Директор инеппута магистратуры Заместитель директора
2.2. Разработка Положения о государственной аттестации магистратов. Положения о машете рекой диссертации и т д + Проректор но учебной работе Директор инеппута магистратуры
2.3. Проведение необходимых расчетов в связи с определением стоимости обучения магистров и оплаты труда преподавателей по магистерским направлениям подготовки, выработка правил нормирования нвфузки и оплаты ППС при реализацші магистерских программ + + + Первый проректор Проректор по учебной работе Проректор по инновациям и науке Директор института машетратуры Начальник финансово-экономического управления
3. Укрепление кадрового потенциала и материальной базы учебных подразделений, совершенствование методіпіеского и информационного обеспечения
_____________________________________________чЧ'рл ЧТИ I О П.н.'іо ІЦУЦіЧЧ.І ІКиїОІОННІ М.1І їй- фЛИК'Ь_______________________________________
3 1. Развитие информационных, аналитических и методических ресурсов на \уеЬ-сайте университета, касающихся инеппута магистратуры: программы подготовки к вступительным испытаниям, пробные тесты по каждой магистерской программе и т.д + + + Директор института магистратуры Заместитель директора Заведующие кафедрами
3.2. Обеспечение учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной формах + + + Проректор но методической работе и заочном)’ обучению Начальник учебного отдела Заведующие кафедрами
3.3. Привлечение ученых и практиков зарубежных и российских вузов, топ-менеджеров крупных корпораций к реализации магистерских программ + + + Директор инеппута машетратуры Заведующие кафедрами Руководители и соруководители магистерских программ
4 Расширение спектра предлагаемых образовательных услуг, особенно по новым приоритетным направлениям подготовки магистров, привлечение работодателей и ____________________________________________________заказчиков для разработки образовательных профамм________________________________________________________
Ы
О
чо
Стратегические направления магистерской подготовки в НГУЭУ
Наименование мероприятия Г оды планируемого периода Ответственные
2012 2013 2014
4.1 Коррекция действующих учебных планов, программ дисциплин магистров с учетом положений ФГОС третьего поколения: -включение в региональный компонент учебных планов дисциплин, способствующих формированию практических умении и навыков, удовлетворяющих потребностям Сибирского региона; -включение в учебные планы специальных курсов, факультативов, направленных на усиление языковой подготовки; -увеличение доли самостоятельной работы магистратов Проректор по методической работе и заочном)' обучению Проректор ПО общественным СВЮЯМ и стратеПІЧЄСКОМ)’ развитию Начальник учебного отдела Директор института магистратуры Заместитель директора института магистратуры Заведующие кафедрами Руководители магистерских программ
4.2. Разработка новых учебных планов и образовательных программ на основе принятых ФГОС третьего поколения с учетом компетентносгного подхода для новых лицензируемых направлений подготовки магистров, создание базы УМК института машетратуры + + + Проректор по учебной работе Директор института магистратуры Заведующие кафедрами Начальник отдела лицензирования и аккредитации Руководтелн магистерских ггрограмм
4.3. Проведение экспертизы открываемых магистерских программ силами работодателей + + Начальник отдела лицензирования и аккредитации Начальник учебного отдела Директор института магистратуры
4.4 Разработка образовательных программ магистратуры под заказчика + Проректор по учебной работе Проректор ПО общественным СВЯЗЯМ II стратеПІЧЄСКОМ)' развил по Директор института магистратуры Заведующие кафедрами Начальник отдела лицензирования и аккредитации Руководители магистерских программ
4.5. Открытие магистерских программ предусмотренных инновационной программой НГУЭУ; проведение межвузовских (региональных) научных форумов и конференций с привлечением бакалавров технических, педагогических и других вузов + Проректор по учебной работе Проректор ПО общественным СВЮЯМ и стратеПРГЄСКОМ)' развитию Директор института магистратуры Заведующие ка<|кдрамм Начальник отдела лицензирования и аккредитации Руководители магистерских программ
> Ра тні но академической моОильносі и маг ис фатов н 1111С
5.1. Создание нормативно-правовой и финансовой поддержки осуществления академггческой мобильности магистратов и ППС + Проректор по инновациям и науке Проректор по общественным сгипям и стратегическом)' раэвгтпо
5.2. Организация участия в выполнении институшюнальных и индивидуальных фатов для обеспечения внутрнроссинской и европейской мобильности российских магистрантов и ППС + Проректор по ннновашгям и науке Проректор ПО общественным СВЯЗЯМ и стратешчесКОМ)' развитию
принимающих на практику, а также усиление контроля за реальным прохождением практик.
5. Применение инновационных образовательных технологий на базе новых интерактивных методов обучения, приоритет самостоятельной работы магистрантов
Планируется внедрение новых направлений организации учебного процесса. Одним из решений может стать введение системы зачетных единиц. Это будет накопительная система, способная работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни». Большая часть российских вузов уже использует систему зачетных единиц как одно из средств для ведения нелинейной организации учебного процесса, перехода к системе непрерывного образования, решения вопросов академической мобильности и признания результатов обучения в рамках межвузовских обменов с российскими и зарубежными университетами. Введение системы зачетных единиц повлечет за собой значительное изменение организации учебного процесса и определенную реструктуризацию его содержания.
При переходе на многоуровневую систему подготовки усиливается значимость качественной подготовки, в связи с чем начинают доминировать вопросы, касающиеся методики и технологии обучения на каждой ступени. Методика преподавания и обучения является одним из основных факторов, определяющих качество магистерских образовательных программ. Разработка учебных планов и даже программ учебных дисциплин составляет не более половины успеха преподавательской деятельности. На уровне магистратуры интерактивные, исследовательские методы, метод кейс-стади, информационные технологии обучения должны преобладать над традиционными. Самое главное и сложное заключается в том, насколько квалифицированно и профессионально преподаватель сможет обеспечить изучение конкретной дисциплины не только в аудитории, но и в рамках самостоятельной работы магистрантов.
VI. Механизм реализации стратегии
Реализация Стратегии осуществляется через исполнение перспективных и годовых планов развития института магистратуры и контроль со стороны ректората за их исполнением.