УДК 378
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАГИСТРАТУРЫ В РОССИИ
М.Г. Сергеева, М.Н. Бурнакин
Аннотация. В статье описывается сущность и значение магистерского образования для выпускников бакалавриата, а так же для опытных специалистов. Рассматриваются основные проблемы, возникающие при подготовке магистров, влияющие на восприятие магистерского образования, а так же его роль в российской системе образования. Определены основные тенденции развития образования по магистерским образовательным программам. Объяснены причины действий государства по сокращению бюджетных мест в магистратуре по всем направлениям подготовки.
По статистике ежегодно в России увеличивается количество магистров, что предполагает распространение уровневой системы образования в массы. Студены приняли двухуровневую систему образования и готовы обучаться на ее условиях, но верно ли интерпретируется значение магистерского образования? Правильно ли понимается сущность квалификации «магистр»?
Ключевые слова: высшее образование, магистратура, уровневая система, образовательная программа, направление подготовки.
MODERN PROBLEMS AND TENDENCIES OF DEVELOPMENT OF MAGISTRACY IN RUSSIA
M. Sergeeva, M. Burnakin
Abstract. The article describes the essence and significance of master's education for bachelor's graduates, as well as for experienced specialists. The main problems that arise in the preparation of masters, influencing the perception of master's education, as well as its role in the Russian education system are considered. The main tendencies of development of education in master's educational programs are determined. The reasons of actions of the state on reduction of budgetary places in a magistracy in all directions of preparation are explained.
According to statistics, the number of masters grows annually in Russia, which implies the extension of the tertiary education system to the masses. The students adopted a two-level education system and are ready to learn on its terms, but is the meaning of the master's degree education correctly interpreted? Is the essence of the qualification "master" right?
Keywords: higher education, magistracy, level system, educational program, training direction.
Не смотря на то, что переход на уровневую систему высшего образования произошел около 15 лет назад, по-прежнему остаются нерешенные проблемы, связанные с подготовкой магистров в России.
По закону РФ «Об образовании» магистратура - это второй уровень высшего образования, предполагающий углубленную профессиональную специализацию,
подтверждаемый дипломом с присвоением квалификации «магистр» [4]. Магистров готовят к научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе, исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Срок освоения образовательной программы магистратуры составляет 2 года по очной форме обучения. Формы и основы обучения в магистратуре такие же как и в бакалавриате, однако, вступительные испытания отличаются от первого уровня высшего образования - бакалавриата. Для поступления в
магистратуру необходимо пройти внутренние испытания, проводимые вузом [8]. Такой способ попасть на бюджетное место возвращает нас в прошлое, когда в вузы поступали по внутренним испытаниям, а не по единому государственному экзамену. Программа магистратуры готовит высококвалифицированных специалистов,
способных к решению наиболее сложных управленческих задач и задач профессиональной деятельности, а также научно-исследовательской деятельности и самостоятельной аналитической работе.
Так же, обучение в магистратуре позволяет студентам опробовать свои знания, как в преподавательской, так и научной деятельности. «Магистр» - это широко эрудированный специалист, подготовленный к
исследовательской, консультационной,
аналитической деятельности человека, владеющий методологией научного творчества,
современными информационными технологиями
[3].
Большинство российских вузов уже успели адаптироваться к новым введениям в законодательстве и требованиям к образовательным программам магистратуры. Для большинства вузов реализация магистерских программ явилась спасательным кругом, поскольку магистратура способствует [5;9]:
- максимальной реализации профессорско-преподавательского состава университета, развивает творческую, научно -исследовательскую и научно-методическую деятельность, способствует привлечению потенциальных педагогических кадров из исследовательских и инновационных центров, из высокотехнологичных фирм, а так же из государственных предприятий. Студенты, обучающиеся на программах магистратуры ведут активную научно-исследовательскую деятельность, участвуют в научных конференциях, публикуют результаты своей деятельности не только в российских сборниках, но и выступают на международных конференциях;
- быстрой адаптации к меняющимся требованиям таких сфер деятельности как экономическая, промышленная, научная и т.д. Индивидуализация магистерских программ на базе широкой фундаментальной бакалаврской подготовки позволяет магистрантам уже в процессе обучения адаптироваться к будущей профессиональной деятельности;
- эффективной подготовке научно -педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре. Поступающие в аспирантуру магистры имеют первичные навыки научно-исследовательской работы, наиболее подготовлены к сдаче кандидатских экзаменов, а так же способны выполнить и подготовить к защите кандидатские диссертации в установленные для этого сроки;
- формированию и применению наиболее эффективных инструментов, направленных на развитие научной и образовательной деятельности факультетов университетов, которые столкнулись с проблемами, возникшими в результате обновления содержания образовательных программ, а так же с проблемами подготовки компетентных научно-педагогических кадров, которые необходимы как для решения внутренних проблем, так и для завоевания конкурентных позиций на российском и мировом рынках образовательных услуг;
- формированию соответствия современным тенденциям в современной науке и образовании,
дает дополнительные возможности для подготовки высококлассных специалистов в междисциплинарных областях, что в свою очередь формирует новые рейтинги вузов.
Российские вузы осуществляют подготовку магистров по многим направлениям подготовки, однако самыми популярными направлениями остаются направления в областях менеджмента, экономики, педагогики, юриспруденции, а также прикладной математики и физики. Чаще всего это обусловлено тем, что, получив образование бакалавра по техническим или гуманитарным направлениям подготовки, второй уровень образования многие студенты выбирают, не ориентируясь на полученные базовые навыки и умения. Так, например, закончив бакалавриат направления подготовки 09.03.01 Информатика и вычислительная техника, можно пробовать поступать в магистратуру экономики или менеджмента, скорее на платной основе. Но, если получить диплом бакалавра по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, вероятность поступить в магистратуру технических направлений мала, а если и получится, то осваивать данное направление будет чрезвычайно сложно, в связи с отсутствием базовых знаний и умений [10].
В последние 2 года увеличилось количество бакалавров, поступающих в магистратуру на направления подготовки, кардинально отличающиеся от полученных специальностей. На законодательном уровне это не запрещено, поскольку прием в магистратуру осуществляется по результатам вступительных испытаний по профильным специальностям. Чаще всего такие испытания при небольшом конкурсном отборе проводят формально, и не стоит их рассматривать в качестве инструмента для отбора подготовленных к полноценному освоению соответствующей магистерской программы абитуриентов. Такое несоответствие
магистерской подготовки уже полученному образованию в бакалавриате возможно только для ограниченного набора направлений подготовки, имеющих междисциплинарный характер. Однако, если выпускник бакалавриата всерьез задумался о кардинальной смене образовательной программы, ему необходимо подготовиться к вступительным испытаниям на
подготовительных курсах, реализуемых в вузе. Это необходимо не только для «облегчения» поступления в магистратуру, но и для плавного перехода к углубленному обучению по новой для него образовательной программе [7].
Чаще всего причиной резкой смены направления подготовки является возможность за
короткий срок (2 - 2,5 года) освоить еще одну профессию и получить диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра. Однако, такое позиционирование магистерского образования обесценивает как качество предоставляемых образовательных услуг, так и важность продолжения образования по углубленной программе магистратуры. Такая интерпретация магистерского образования не совсем верная, поскольку для
вышеперечисленной цели в Российском образовании есть другие программы обучения, такие как программы дополнительного
профессионального обучения, включающие программы переподготовки кадров, второе высшее образование, повышение квалификации и т.д. Но, к сожалению, интерпретация магистерского образования как получение новой профессии, подчеркивается именно
представителями образовательной сферы, в частности сотрудниками приемной кампании высшего учебного заведения.
По статистическим данным,
предоставленным исследователями ВШЭ, количество магистрантов в России с каждым годом увеличивается, см. рисунок 1.
Рисунок 1. - Динамика числа принятых в магистратуру студентов [1]
Прослеживается тенденция заинтересованности студентов в платном образовании. Данный факт в первую очередь объясняется сокращением бюджетных мест в высших учебных заведениях по программам подготовки в магистратуре. Так, например, в 2017/2018 учебном году по решению
Министерства образования и науки РФ контрольные цифры приема (КЦП) в магистратуру были сокращены на 53 490 человек (на 21% относительно 2016/2017 учебного года), см. рисунок 2.
2014—2.015 2015-2016 2016-2017
Учебный год
Всего мест —■— Бакалавриат —■— Магистратура
Рисунок 2. - Динамика контрольных цифр приема [1]
Тенденция снижения бюджетных мест в магистратуре сохраняется, согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 92 от 31 января 2017 г. сформирован перечень направлений подготовки с
указанием контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам магистратуры за счет бюджетных ассигнований на 2018/2019 учебный год, см. таблицу 1.
Таблица 1. - Контрольные цифры приема в 2018/2019 учебном году [2]
№ Код Направление или укрупненная группа Количество мест
1. 44.03.04 Образование и педагогические науки 42 748
2. 09.00.00 Информатика и вычислительная техника 17 204
3. 38.00.00 Экономика и управление 11 662
4. 08.00.00 Техника и технологии строительства 8 954
5. 15.00.00 Машиностроение 8 381
6. 40.00.00 Юриспруденция 7 614
7. 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство 7 262
8. 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика 7 066
9. 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи 6 455
10. 27.00.00 Управление в технических системах 5 411
11.
12. 48.00.00 Теология 171
13. 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина 90
14. 17.00.00 Оружие и системы вооружения 58
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 48 от 29 января 2018 г. сформирован перечень направлений подготовки с указанием контрольных цифр
приема для обучения по образовательным программам магистратуры за счет бюджетных ассигнований на 2019/2020 учебный год, см. таблицу 2.
Таблица 2. - Контрольные цифры приема в 2019/2020 учебном году [2]
№ Код Направление или укрупненная группа Количество мест
1. 44.03.04 Образование и педагогические науки 17 520
2. 09.00.00 Информатика и вычислительная техника 10 171
3. 38.00.00 Экономика и управление 10 145
4. 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство 5 559
5. 08.00.00 Техника и технологии строительства 5 496
6. 15.00.00 Машиностроение 5 141
7. 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика 4 719
8. 40.00.00 Юриспруденция 4 657
9. 45.00.00 Языкознание и литературоведение 4 519
10. 11.00.00 Электроника, радиотехника и системы связи 3 763
11.
12. 52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество 114
13. 32.00.00 Науки о здоровье и профилактическая медицина 92
14. 17.00.00 Оружие и системы вооружения 41
Из представленных выше данных видно, что по отношению к 2018 году в 2019 году планируется резкое сокращение бюджетных мест в магистратуру практически в 1,5 раза, это может быть обусловлено следующими причинами [2;6]:
- необходимость государства экономить бюджетные средства, не привлекая к пополнению бюджета таких категорий граждан, как пенсионеры;
- сокращение бюджетных мест дает возможность повысить привлекательность платного обучения, а так же доходы от него;
- увеличение количества лиц призывного возраста, не имеющих причин отсрочки от службы в армии;
- возможность увеличения спроса на рабочие специальности среди молодого населения;
- повышение качества образования, связанное с привлечением студентов с высокой академической успеваемостью и результатами научной деятельности.
Так же из приведенных выше данных видна тенденция поддержки государства
педагогического образования. Что касается магистратуры, то в педагогическую магистратуру идут не только выпускники бакалавриата
педагогических направлений подготовки, но и специалисты, имеющие диплом других направлений и специальностей, а так же действующие педагоги, целью которых является повышение своей квалификации и освоение новых современных педагогических
компетенций. Педагогические навыки, которые дают педагогические вузы - умение разговаривать с людьми, добиваться понимания, разбираться в сложных знаковых системах, навыки командной работы - нужны не только в системе образования [1].
Для выпускников бакалавриата
магистратура - это возможность продолжить, обучение, углубить знания, а также возможность профессионального общения с более опытными коллегами, а для опытных специалистов - это желание проанализировать свою деятельность, получить ответы на актуальные вопросы, научиться конкурентоспособному исследованию и оформлению продуктов профессиональной деятельности. Магистратура может стать способом прорыва из повседневности, когда человек чувствует личностный кризис и хочет сделать новый профессионально-личностный шаг в своем развитии.
Литература:
1. Аналитики ВШЭ: Москва, Санкт-Петербург и Ростовская область — лидеры по количеству магистрантов в России [Электронный ресурс] / Институт образования НИУ ВШЭ. - Режим доступа: https://ioe.hse.ru/news/200877253 .html
2. Коростелева А.А. Аксиологические основы экономического образования в современной школе / А.А. Коростелева // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012. - № 8. - С. 70-72; № 9. - С. 72-76 (Продолжение).
3. Коростелева А.А. Профессиональная социализация будущих педагогов / А.А. Коростелева, Н.Ю. Басик: в сб.: Социализация личности в условиях глобализации и информатизации общества / Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Тверь. - 2016. - С. 44-48.
4. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ЬАр8://хп--80аЬисщЬЬу9а.хп--р1а1/
5. Поздеева С.И. Магистратура как пространство профессионально-личностного развития студента и преподавателя / С.И. Поздеева // Высшее образование в России. - 2018. - № 3. - С. 144-152.
6. Сенашенко В.С. Преемственность бакалавриата и магистратуры: некоторые ключевые проблемы / В.С. Сенашенко, Н.А. Пыхтина // Высшее образование в России. - 2017. - № 12(218). - С. 13-25.
7. Скворцов В.Н. Непрерывное образование как основа современного научного знания / В.Н. Скворцов // Вестник Ленинградского государственного
университета им. А.С. Пушкина. - 2017. - № 2. - С. 157-161.
8. Скворцов В.Н. Система непрерывного образования университета: фактор комплексного развития регионального производства / В.Н. Скворцов // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития / Материалы второго этапа 13-й Международной конференции. - Санкт-Петербург - Улан-Удэ, 2016. -С. 19-25.
9. Скворцов В.Н. Особенности развития научного менеджмента и теории управления в переходный период: сборник статей / В.Н. Скворцов // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир. - СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина. -2016. - С. 47-50.
10. Суходимцева А.П. «Виртуальная мастерская» как способ развития проектной компетентности педагогов / А.П. Суходимцева. - 13ДЕН1С. - 2009. - № 2-1. - С. 279-282.
Сведения об авторах:
Сергеева Марина Георгиевна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социальной педагогики Института иностранных языков, Российский университет дружбы народов, e-mail: [email protected]
Бурнакин Михаил Николаевич (г. Нижний Новгород, Россия), аспирант ГБОУ ДПО Нижегородский институт развития образования, e-mail: [email protected]
Data about the authors:
M. Sergeeva (Moscow, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, associate professor, professor of Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, email: [email protected]
M. Burnakin (Nizhny Novgorod, Russia), graduate student of Nizhniy Novgorod Institute of Education Development, e-mail: [email protected]