Научная статья на тему 'Научная магистратура: мечта или реальность?'

Научная магистратура: мечта или реальность? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1709
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАНТОВ / НАУЧНАЯ МАГИСТРАТУРА / СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРА / ПРАКТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРАТУРЫ / SCIENTIFIC RESEARCH PERSONNEL AND FACULTY TRAINING / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAINING PROGRAM FOR MASTERS / MASTERSHIP OF SCIENCE IN ECONOMICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусева Ирина Алексеевна

Как переход российского высшего образования на уровневую систему отразится на подготовке кадров высшей квалификации кандидатов и докторов наук? Как подготовить выпускников магистратуры к поступлению в аспирантуру? Какие возможности подготовки научно-исследовательских и педагогических кадров заложены в федеральных государственных образовательных стандартах? Что такое научная магистратура? Эти и другие вопросы, связанные с практикой организации научно-исследовательской деятельности магистрантов, очерчивают проблематику данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mastership of science in economics : is it a dream or reality?

What effect will the transition of the Russian higher education to the tier system have on training highly qualified personnel Doctors of Philosophy (PhDs) and Doctors of Sciences (ScDs)? How should masters be trained for a postgraduate course? What opportunities do the Federal State Education Standards provide for scientific research personnel and faculty training? What is Master of Science in Economics Degree? These, as well as some other issues related to the practice of the organization of scientific research and pedagogical activities of Masters, are in focus of this article.

Текст научной работы на тему «Научная магистратура: мечта или реальность?»

BAVINA P. FORMATION OF LEVEL EDUCATIONAL PROGRAMS AND THE CURRICULUM SUPPORT

The article deals with the basic requirements to the formation of curriculum of level educational programs, the objectives and the content of training and methodic support.

Key words: training modules, modular, interdisciplinary and multidisciplinary integration, curriculum support.

Научная

магистратура: мечта или реальность?

И.А. ГУСЕВА, доцент Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Как переход российского высшего образования на уровневую систему отразится на подготовке кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук? Как подготовить выпускников магистратуры к поступлению в аспирантуру? Какие возможности подготовки научно-исследовательских и педагогических кадров заложены в федеральных государственных образовательных стандартах? Что такое научная магистратура? Эти и другие вопросы, связанные с практикой организации научно-исследовательской деятельности магистрантов, очерчивают проблематику данной статьи.

Ключевые слова: подготовка научно-исследовательских и педагогических кадров, индивидуальная образовательная программа подготовки магистрантов, научная магистратура, структура основной образовательной программы подготовки магистра, практическая организация деятельности магистратуры.

С 2011 г. высшая школа России перешла на уровневую систему подготовки, в соответствии с которой будущие профессионалы могут ограничить свое высшее образование покорением первой вершины - бакалавриата, но могут и продолжить его в будущем в магистратуре, получив степень магистра по соответствующему направлению подготовки.

Суть проблемы

Для подготовки кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук - этот переход имеет принципиальное значение и ставит серьезные задачи, без решения которых вузы могут оказаться в положении «генерала без войска», когда есть аспирантура, но нет достойных кандидатов в аспиранты. Связано это с тем, что в аспирантуру при новом положении в образовании могут поступать либо дипло-

мированные специалисты, т.е. лица, которые получили диплом специалиста по специальности, либо магистры по направлению подготовки. Выпуск дипломированных специалистов по специальности завершится в стране в основном к 2015 г., и после этого срока в аспирантуру будут все больше поступать не специалисты, а магистры. Некоторые вузы, которые находятся в авангарде и перешли на уровневую систему раньше других, столкнутся с притоком магистров в аспирантуру раньше, например, Финансовый университет -уже в 2013 г.

Хорошо это или плохо? Оценить масштаб таких изменений можно, конечно, только по конкретным результатам, однако уже сейчас становится понятным, что вузам к таким изменениям нужно готовиться. В частности, начинать вести работу по выявлению тех студентов, которые нацелены на

научную работу. Уже на уровне обучения в бакалавриате следует стимулировать, ориентировать их на поступление в магистратуру, а с магистрантами, в свою очередь, вести кропотливую и целенаправленную работу, «подводя» их к аспирантуре.

Однако в магистратуру поступают не только те, кто хотел бы заниматься наукой; более того, в большинстве вузов в магистратуру до настоящего времени поступают для получения специализированных знаний для практической деятельности, нередко - рассматривая диплом магистра как диплом о втором высшем образовании. И это не лишено прагматического смысла! Ведь необходимым условием поступления в магистратуру является любой диплом о высшем образовании: и с точки зрения уровня подготовки (бакалавр, специалист, магистр), и с точки зрения направления подготовки. Это означает, что бакалавр экономики, например, может поступать в магистратуру по направлению «Менеджмент», а может быть и так, что бакалавр математики захочет получить степень магистра юриспруденции. Закон дает такое право при условии, что поступающий подтвердит свою способность обучаться по соответствующей магистерской программе, пройдя вступительные испытания. Кто же из этих магистров пойдет учиться в аспирантуру? Вопрос риторический!

Некоторые вузы России перешли на уровневую систему «бакалавр - магистр» достаточно давно, и стоит присмотреться к тому, как же такие вузы формируют аспирантский корпус.

Примером может служить экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, который перешел на уров-

невую систему в 1991 г., а в 2011 г. уже в 20-й раз осуществил набор студентов и в бакалавриат, и в магистратуру.

Все магистерские программы на этом факультете разделены на академические и профессиональные, при этом набор студентов для обучения на бюджетной основе осуществляется только на академические программы (по этим программам возможно также обучение и на договорной основе), на профессиональные же программы набор осуществляется только для обучения на договорной основе 1.

Знакомство с мировым опытом реализации магистерских программ показывает, что многие вузы четко выделяют научно-ориентированные программы, освоение которых завершается присвоением степени магистра наук (Master of Science), и практико-ориен-тированные программы, освоение которых завершается присвоением степени магистра искусств (Master of Art). Не использовать многолетний практический опыт - это не просто ошибка, но в условиях усиливающейся конкуренции вузов и процесса коммерциализации образования опасность оказаться в отстающих, а для каких-то вузов это может обернуться уходом с рынка образовательных услуг.

Что делать?

Если нужна специальная научная подготовка магистрантов, то естественным образом встает вопрос: а как это сделать? Наверное, вариантов ответа может быть много, поэтому обратимся к образовательному стандарту, чтобы понять, что законодательство допускает и чего оно не допускает. Рассмотрим эту проблему на примере подготовки магистров экономики, основываясь на ФГОС ВПО

1 См. сайт экономического факультета МГУ: http://www.econ.msu.ru/cd/1258.

по направлению подготовки «Экономика» (уровень подготовки - магистр) 2.

Согласно ФГОС область профессиональной деятельности магистра экономики включает, в числе прочего, работу в академических и ведомственных научно-исследовательских организациях, учреждениях системы высшего и дополнительного профессионального образования (п. 4.1). Магистр экономики готовится к различным видам деятельности, в том числе - к научно-исследовательской и педагогической деятельности. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися (п. 4.3). Данное положение ФГОС говорит о том, что вузу дано право самостоятельно определять, будет ли он готовить своих магистрантов как будущих ученых или преподавателей, для которых обязательна научная подготовка, либо ограничится лишь практико-ориенти-рованными магистерскими программами. Если вуз выбирает первый вариант, то рано или поздно перед ним встает вопрос о создании научной магистратуры.

Что мы понимаем под «научной магистратурой», ведь нигде в нормативных документах такой термин не используется?

Научная магистратура - это подготовка магистров в высшем учебном заведении, организованная таким образом, чтобы гарантировать обучающимся формирование компетенций (при условии освоения основной образовательной программы, конечно), необходимых для успешного осуществления

научно-исследовательской и преподавательской деятельности.

Магистр, нацеленный на научноисследовательскую и педагогическую деятельность, должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

■ разработка рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок, подготовка заданий для групп и отдельных исполнителей;

■ разработка инструментария проводимых исследований, анализ их результатов;

■ подготовка данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций;

■ сбор, обработка, анализ и систематизация информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования;

■ организация и проведение научных исследований, в том числе статистических обследований и опросов;

■ разработка теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;

■ преподавание экономических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, а также в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования;

■ разработка учебно-методических материалов (п. 4.4).

Перечисленные задачи предполагают наличие у выпускника магистрату-

2 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 543 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация [степень] «магистр»).

ры следующих профессиональных компетенций:

• способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1);

• способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2);

• способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3);

• способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4);

• способность применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-13);

• способность разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-14) (п. 5.2).

Какими же средствами, как именно формируются компетенции?

Рассмотрим структуру основной образовательной программы (ООП) подготовки магистра экономики. В ней предусмотрены образовательная и научно-практическая составляющие.

Образовательная часть ООП магистра экономики состоит из двух циклов дисциплин, причем из общей трудоемкости магистерской программы в 120 зачетных единиц (1 зачетная единица = 54 часам общей трудоемкости) на образовательную часть приходится от 50 до 70 зачетных единиц (т.е. от 42 до 58% общей трудоемкости ООП); от 10 до 20 зачетных единиц отводится на

общенаучный цикл, от 40 до 50 - на профессиональный цикл дисциплин.

В профессиональном цикле выделяются базовые дисциплины, изучение которых обязательно: микроэкономика, макроэкономика, эконометрика. Кроме дисциплин, перечисленных в ФГОС, вуз может добавить и иные, однако в целом на базовые дисциплины отводится от 10 до 15 зачетных единиц (в рамках профессионального цикла). Все остальную часть образовательной составляющей ООП подготовки магистра экономики вуз определяет самостоятельно.

Такой подход к подготовке магистров оставляет широкое поле для творчества вузов и дает возможность предложить каждому магистранту варианты наборов дисциплин, обеспечивающих подготовку к конкретному виду деятельности в будущем. Понятно, что для будущего экономиста-практика, это в значительной степени иной набор дисциплин, чем для будущего ученого. Фактически все остальные дисциплины, кроме базовых, являются дисциплинами по выбору магистранта, но выбор этих дисциплин осуществляется на разных этапах.

Выбор дисциплин

Обязательные дисциплины конкретной магистерской программы определяются на этапе выбора программы. Другие дисциплины по выбору предлагаются обучающемуся на этапах выбора соответствующих дисциплин общенаучного и профессионального цикла. Вуз может определить какие-то дисциплины общенаучного и профессионального цикла обязательными (кроме базовых и обязательных дисциплин магистерской программы), и тогда это уже дисциплины по выбору вуза. Формирование набора дисциплин по выбору, конечно же, определяется

целесообразностью и возможностями вуза.

Где и каким образом в образовательной части ООП подготовки магистра экономики может быть заложена возможность формирования компетенций, необходимых для научно-исследовательской и преподавательской деятельности? Для ответа на поставленный вопрос давайте обратимся к сложившемуся и десятилетиями использующемуся в России опыту отбора тех, кто способен заниматься наукой, т.е., проще говоря, к требованиям, предъявляемым к поступающим в аспирантуру.

Будущие аспиранты должны выдержать вступительные экзамены по философии, иностранному языку, специальной дисциплине, а также представить реферат, который свидетельствует о способности соискателя проводить научные исследования и аргументированно представлять их результаты в виде печатного текста, а в дальнейшем сдать кандидатские экзамены по тем же дисциплинам, а также по экономической теории.

Ответ на поставленный выше вопрос напрашивается сам собой: для магистрантов - будущих аспирантов необходимо изучить философию, иностранный язык, экономическую теорию в том объеме, который достаточен, как минимум, для того, чтобы сдать вступительные экзамены в аспирантуру, а в дальнейшем и кандидатские экзамены (что касается специальной дисциплины, примем априори, что совокупность обязательных дисциплин магистерской программы обеспечивает тот набор знаний, который необходим будущему аспиранту, так же как и специ-алисту-практику).

Кроме того, научно-педагогическая деятельность предполагает также знание основ педагогики, методики пре-

подавания. Понятно,что для аналитиков и экономистов-практиков эти знания не являются столь уж необходимыми, значит, соответствующие дисциплины необходимо предложить как дисциплины по выбору именно научноориентированным студентам.

Отсюда следует, что для магистрантов, нацеленных на научно-педагогическую деятельность, должен быть предложен иной набор дисциплин по выбору вуза и дисциплин по выбору студента. Вуз может предусмотреть обязательную углубленную философскую и языковую подготовку таких магистрантов, т.е. большую часть или даже все время, отведенное на дисциплины общенаучного цикла, «отдать» именно этим дисциплинам, в отличие от тех дисциплин этого цикла, которые предлагаются практико-ориентиро-ванным студентам.

Менее очевидно разделение магистрантов, обучающихся по одному направлению - экономика, при изучении базовых дисциплин: макроэкономики, микроэкономики, эконометрики, но и оно возможно и даже необходимо, если число магистрантов значительно. Ведь «продвинутые» курсы этих дисциплин могут ориентироваться на конкретный набор проблем, т.е. учебный материал будет «преломляться» через призму, например, подходов финансистов, или экономистов-международ-ников, или экономистов-теоретиков. Для последних естественным было бы углубленное изучение методологических проблем, расширенное обращение к мировой экономической мысли прошлого и настоящего. То есть в этом случае было бы целесообразно сформировать группу студентов или учебный поток, для которых базовые экономические дисциплины преподавались бы именно таким образом.

Итак, мы видим, что ФГОС позво-

ляет не только в рамках одного направления подготовки (экономика), но и в рамках одной магистерской программы в образовательной части ООП подготовки магистров осуществлять одновременно и подготовку будущих ученых, и подготовку профессионалов-практиков.

Практика и научно-исследовательская работа магистрантов

Кроме образовательных циклов дисциплин (общенаучный, профессиональный), в структуре подготовки магистров выделяются два раздела:

• практика и научно-исследовательская работа;

• итоговая государственная аттестация.

Знаменательно, что практику и научно-исследовательскую работу ФГОС объединяет в один раздел и отводит на них от 45 до 50 зачетных единиц (от 37,5 до 42% общей трудоемкости ООП). Такой подход можно только приветствовать: ведь практик должен ориентироваться в достижениях науки, а ученый должен быть знаком с практикой! Однако соотношение практической и научно-исследовательской деятельности в подготовке магистров может изменяться и должно быть разным для магистров-практиков и маги-стров-исследователей. Образовательный стандарт и здесь позволяет вузу проявить гибкость и выбрать не только указанное соотношение, но и виды практик, формы научно-исследовательской работы студентов.

В частности, в п. 7.1 ФГОС подготовки магистров экономики говорится, что образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают программы практик и научно-исследовательской работы, а также итоговой государственной аттестации.

ФГОС подготовки магистров экономики предусматривает варианты возможных видов практик: производственная; научно-исследовательская; научно-производственная; педагогическая.

Конкретные виды практик и места их прохождения определяются самим вузом исходя из целей подготовки магистров. Практика может проходить как в сторонних организациях, так и в стенах самого вуза: на кафедрах, в научных лабораториях, других подразделениях (например, в научных центрах) (п. 7.16 ФГОС).

Таким образом, для разных магистрантов вуз может предлагать разные виды практик и разные программы практик одного вида - в зависимости от целей подготовки конкретных магистрантов. Стандарт также допускает прохождение магистрантами нескольких видов практик, например производственной и научно-исследовательской или научно-исследовательской и педагогической. Если исходить из цели подготовки будущих научно-педагогических кадров, то для них может быть обязательной научно-исследовательская и/или педагогическая практика. Например, магистрант может быть включен в НИР кафедры, по которой он специализируется, и вместе с тем он должен провести семинарское или практическое занятие со студентами-бакалаврами под контролем своего руководителя практики.

Что касается научной работы магистрантов, то стандарт прямо предписывает: научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры, т.е. все без исключения магистранты должны в той или иной степени участвовать в научных исследованиях, однако формы и общий объем научно-исследова-

тельской работы могут быть разными для разных групп магистрантов (п. 7.16 ФГОС).

Таким образом, ФГОС подготовки магистров экономики позволяет вузу самостоятельно организовать прохождение практики и научно-исследовательскую работу обучающихся таким образом, чтобы наилучшим образом подготовить будущих магистров к выбранному виду деятельности, в том числе - к научно-педагогической деятельности.

Итоговая государственная аттестация

Последний из рассматриваемых (но не по значимости!) компонентов ООП подготовки магистров экономики -итоговая государственная аттестация, которая включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению Ученого совета вуза (п.8.6 ФГОС подготовки магистров экономики).

Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которому готовится магистр (научноисследовательской, проектно-экономической, аналитической, организационно-управленческой, педагогической) (п. 8.7).

Из данного положения стандарта следует, что магистерская диссертация может представлять собой и самостоятельно разработанный магистрантом проект, и решение какой-либо теоретической задачи, и разработанную и научно обоснованную методику преподавания какой-либо дисцип-

лины или темы либо методику проведения занятия в той или иной форме, например деловой игры. Всему профессиональному сообществу преподавателей высшей школы России еще только предстоит разработать требования к форме и содержанию магистерской диссертации (и, кстати, к выпускной квалификационной работе бакалавров также). Но уже и сейчас понятно, что вуз может предъявлять разные требования к магистерским диссертациям для практико-ориенти-рованных и научно-ориентированных диссертаций.

Очень интересным и оставляющим поле для широкого творческого подхода вуза является п. 8.8. ФГОС, в котором говорится, что программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Из этого следует, что программа государственного экзамена может быть разной для разных магистрантов (при условии, что для всех магистрантов будет установлен некоторый обязательный минимум). Так, для магистрантов - будущих практиков это может быть «обычный» государственный экзамен, а для магистрантов, планирующих поступать в аспирантуру, государственный экзамен может быть аналогом вступительного экзамена в аспирантуру (либо кандидатского экзамена) либо представлять собой вступительный экзамен в аспирантуру или кандидатский экзамен по соответствующей дисциплине. Конечно, пока такой подход кажется чрезвычайно смелым, однако законодательство дает вузам такое право.

В частности, «студентами, обучающимися в магистратуре, могут быть сданы кандидатские экзамены по философии и иностранному языку по программам, утвержденным Министерством общего и профессиональ-

ного образования Российской Федерации » 3.

Таким образом, уже сегодня, в рамках действующего законодательства, вуз может обеспечить магистранту сдачу части кандидатских экзаменов и максимально подготовиться к вступительному экзамену в аспирантуру по специальной дисциплине.

Возвращаясь к приведенному выше определению научной магистратуры как определенным образом организованной подготовки магистрантов и имея в виду ФГОС подготовки магистров экономики, можно заключить, что стандарт позволяет в рамках одного вуза, более того - в рамках одной магистерской программы, осуществлять подготовку магистров для разных видов будущей профессиональной деятельности, т.е. создавать научную магистратуру как особый вид подготовки магистров.

Кроме того, стандарт строго предписывает обязанность «обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ» (п. 7.10).

Возникает вопрос: а как именно вузы могут обеспечить такую индивидуализацию обучения? О некоторых ключевых моментах уже было сказано: выбор магистерской программы, выбор дисциплин в рамках вариативной части образовательных циклов, сюда же можно отнести и самостоятельный выбор темы магистерской диссертации. Но в рамках обсуждаемой проблемы - это выбор практико-ориентиро-ванной или научно-ориентированной магистерской программы, или, по-дру-

гому - возможность обучения в научной магистратуре.

Быть или не быть?

Следует отметить особенность подхода автора к организации подготовки магистрантов. В данной статье упоминались практико-ориентирован-ные и научно-ориентированные магистерские программы (зарубежная практика). Однако, на наш взгляд, следует выделять не разные программы, но разных магистрантов, ориентированных на разные виды будущей профессиональной деятельности, в частности на научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность. Мы предлагаем вузам формировать для них не специальные магистерские программы, а специальные условия подготовки в рамках единых магистерских программ, которые мы определили как «научная магистратура».

Что же это за условия?

1. Изучение философии, иностранного языка, экономической теории, специальных дисциплин в объеме, достаточном для сдачи кандидатских экзаменов по этим дисциплинам, в рамках вариативной части образовательных циклов дисциплин.

2. Прохождение практики соответствующего вида и по соответствующей программе (научно-исследовательской, педагогической).

3. Возможность сдачи кандидатских экзаменов по философии и иностранному языку.

4. Обеспечение научного руководства подготовкой магистерской диссертации как «предтечи» кандидатской диссертации.

Самым сложным вопросом, конечно, является вопрос о практической

3 Приказ Минобразования РФ от 27.03.1998 № 814 (ред. от 17.02.2004) «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации», п. 80.

организации деятельности научной магистратуры. Готового ответа на этот вопрос еще нет, и профессиональному сообществу только предстоит найти его оптимальное решение, и чем раньше - тем лучше. В качестве одного из вариантов предлагаем следующий.

Исходя из того, что порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза (п. 7.5), а также из того, что выбранные обучающимися дисциплины становятся для них обязательными (п. 7.11), вуз может предложить магистранту по его выбору освоить конкретную магистерскую программу или как практико-ори-ентированную, или как научно-ориентированную. Разница между этими вариантами одной и той же магистерской программы будет заключаться в наборе дисциплин по выбору и, вследствие этого, в возможности максимально подготовиться к поступлению в аспирантуру и к работе над будущей кандидатской диссертацией.

Такой подход возможен и целесообразен только в том случае, если в вузе есть достаточно многочисленный контингент магистрантов по одному направлению подготовки (в нашем примере - экономика). Если, например, на одном курсе обучается 100 магистрантов и более (по разным магистерским программам направления

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Экономика») и хотя бы 10% из них ориентированы на научную деятельность, то возникает реальная возможность из их числа сформировать группу при изучении дисциплин по выбору. Это, конечно, требует некоторых усилий, но усилий вполне возможных и оправданных, в том числе и экономически. Сдача кандидатских экзаменов по философии и иностранному языку может быть организована для таких студентов в рамках соискательства. А обучение по такой научно-ориентированной программе, по решению Ученого совета вуза, может предоставлять преимущественное право при зачислении в аспирантуру (при равенстве баллов на вступительных экзаменах, например, или в каких-то других формах). Такие специальные условия, или такая организация подготовки магистров, и названы здесь научной магистратурой!

Предложения автора - это лишь приглашение к широкой дискуссии о том, как сделать российское образование лучше, эффективнее, конкурентоспособнее в рамках мирового образовательного пространства. Бесспорным является тот факт, что вузы, которые не заложат в свою стратегию развития создание научной магистратуры, неизбежно окажутся на обочине прогресса.

GUSEVA I. MASTERSHIP OF SCIENCE IN ECONOMICS : IS IT A DREAM OR REALITY?

What effect will the transition of the Russian higher education to the tier system have on training highly qualified personnel - Doctors of Philosophy (PhDs) and Doctors of Sciences (ScDs)? How should masters be trained for a postgraduate course? What opportunities do the Federal State Education Standards provide for scientific research personnel and faculty training? What is Master of Science in Economics Degree? These, as well as some other issues related to the practice of the organization of scientific research and pedagogical activities of Masters, are in focus of this article.

Key words: scientific research personnel and faculty training, individual educational training program for masters, mastership of Science in Economics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.