Научная статья на тему 'Подготовка курсантов вузов МВД России к действиям в напряженных психологических ситуациях средствами физической подготовки'

Подготовка курсантов вузов МВД России к действиям в напряженных психологических ситуациях средствами физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
285
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПРЯЖЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / АЛГОРИТМ ПОВЕДЕНИЯ / АДАПТАЦИЯ / TENSE PSYCHOLOGICAL SITUATION / PHYSICAL TRAINING / CADET / PSYCHO-PHYSIOLOGICAL LOAD / ALGORITHM BEHAVIOR / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филатов Александр Валерьевич, Славко Александр Лукич

Представлен анализ подготовки курсантов вузов МВД России к действиям в напряженных психологических ситуациях средствами физической культуры. Выявлены проблемы недостаточного использования средств и методов процесса физического воспитания. В процессе занятий физической подготовкой необходимо использовать специально подобранные эмоциональные упражнения, направленные на адаптацию курсантов к отрицательным психическим состояниям. В результате проведенного исследования определены способы формирования психофизиологических механизмов, обеспечивающие быстрое принятие решений в меняющейся обстановке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Филатов Александр Валерьевич, Славко Александр Лукич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of cadets of high schools the Russian interior ministry to act in stressful situations, psychological means of physical preparation

The article analyzes the training of cadets of high schools of the Russian Interior Ministry to take action in intense psychological situations by means of physical culture. The problems of lack of use of means and methods of physical education. In the course of physical training is necessary to use specially selected emotional exercises aimed at the adaptation of cadets to negative mental states. The study identified ways of formation of psychophysiological mechanisms to ensure quick decisions in a changing environment.

Текст научной работы на тему «Подготовка курсантов вузов МВД России к действиям в напряженных психологических ситуациях средствами физической подготовки»

УДК 159.92 ББК 88

ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ К ДЕЙСТВИЯМ В НАПРЯЖЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

АЛЕКСАНДР ВАЛЕРЬЕВИЧ ФИЛАТОВ,

кандидат юридических наук, начальник спортивного клуба им. К.В. Еременко Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

E-mail: avf8@mail.ru; АЛЕКСАНДР ЛУКИЧ СЛАВКО, кандидат социологических наук, доцент кафедры физической подготовки Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина.

E-mail: avf8@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Представлен анализ подготовки курсантов вузов МВД России к действиям в напряженных психологических ситуациях средствами физической культуры. Выявлены проблемы недостаточного использования средств и методов процесса физического воспитания. В процессе занятий физической подготовкой необходимо использовать специально подобранные эмоциональные упражнения, направленные на адаптацию курсантов к отрицательным психическим состояниям. В результате проведенного исследования определены способы формирования психофизиологических механизмов, обеспечивающие быстрое принятие решений в меняющейся обстановке.

Ключевые слова: напряженная психологическая ситуация, физическая подготовка, курсант, психофизиологическая нагрузка, алгоритм поведения, адаптация.

Annotation. The article analyzes the training of cadets of high schools of the Russian Interior Ministry to take action in intense psychological situations by means of physical culture. The problems of lack of use of means and methods of physical education. In the course of physical training is necessary to use specially selected emotional exercises aimed at the adaptation of cadets to negative mental states. The study identified ways of formation of psychophysiological mechanisms to ensure quick decisions in a changing environment.

Keywords: tense psychological situation, physical training, cadet, psycho-physiological load, algorithm behavior, adaptation.

Деятельность сотрудника ОВД всегда на виду у граждан и играет важную роль в жизни общества, возрастает доверие граждан к деятельности органов внутренних дел1. В последнее время СМИ детально освещают работу ОВД и те ситуации, где фигурируют даже бывшие сотрудники ОВД. Определенная социальная среда и не всегда правильное изображение образа сотрудника ОВД в художественных произведениях и фильмах (сотрудник показан с преобладающими отрицательными качествами, такими как агрессивность, не гуманность, алчность и вседозволенность), порождают определенное представление о личности, которое не соответствует требованиям общества, предъявляемые к сотруднику ОВД.

Но с такой мотивацией будущий сотрудник ОВД не готов успешно действовать в напряженной психологической ситуации, связанной с риском для жизни, для защиты общества и граждан.

Следовательно, необходимы психологические технологии подготовки курсантов вузов МВД России, основанные на комплексном подходе к формированию личности.

Курсанты уже с первых курсов привлекаются к несению службы по охране общественного порядка, поэтому необходимо в процессе учебных занятий по физической подготовке с первых занятий решать задачи по воспитанию психических компонентов устойчивости к оперативно-служебной и служебно-боевой деятель-

ности, воспитанию эмоционально-волевой устойчивости. Успешное выполнение служебных обязанностей зависит от его способностей действовать в различных сложных психологических ситуациях. Из анализа проведенных ранее исследований, можно сделать вывод о недостаточном использовании средств и методов процесса физического воспитания в решении данной проблемы. Недостаточно освещена данная проблематика в теории и методике физической подготовки, что свидетельствует об отсутствии научно обоснованных рекомендациях по формированию у курсантов вузов МВД умений и навыков действовать и руководить подчиненными в сложных психологических ситуациях.

Использование средств физической подготовки, способствующих повышению эффективности деятельности курсантов в напряженной психологической ситуации, помогут на учебных занятиях создать пси-хофизическандидат юридических наукагрузку, подобную нагрузке в чрезвычайной ситуации.

Поэтому первым этапом в организации учебного процесса по физической подготовке курсантов, необходимо вместе с определением уровня физического развития и функционального состояния составить развернутую картину личностных и социально-психологических характеристик курсанта и взвода.

Готовность успешно действовать во многом определяется физической подготовленностью и устойчивостью, профессионально важных психических качеств личности курсанта.

Как отмечает ряд исследователей: В. С. Макеева, С. Н. Баркалов, В. И. Степанюк2, в напряженной психологической ситуации (далее — НПС) у человека (сотрудника) могут возникать различные психические состояния, которые негативно влияют на эффективность действия.

Как отмечают психологи, в НПС люди ведут себя по-разному. Так, у одних возникает возбуждение, приводящее к обострению памяти, внимания и мышления, что способствует целеустремленности и активности действий, у других, наоборот, замедляется реакция, нарушается координация, ослабляется внимание и память, что ставит под угрозу результаты деятельности.

Кроме всего, человек, поддающийся сильному психологическому воздействию, особенно страху, растерянности, нередко теряет контроль над собой, плохо ориентируется в обстановке, может поддаться панике, и тем самым подвергнуть риску свою жизнь и жизнь граждан.

Подготовка курсантов к действиям в психологически напряженной ситуации является одной из важных задач, которые решаются на занятиях по физической подготовке.

В процессе занятий физической подготовкой необходимо использовать специально подобранные эмоцио-

нальные упражнения, направленные на адаптацию курсантов к отрицательным психическим состояниям. В основе этих упражнений лежит положение о снижении стрессогенности факторов по мере их повторяемости.

Исследователь Ю. Л. Марачинский3 указывал, что на занятиях по физической подготовке можно создать психофизиологическандидат юридических наукагруз-ку, подобную аварийной ситуации.

Приводит к развитию нервно-психической выносливости, совершенствованию психических компонент устойчивости к НПС (экстремальным ситуациям), формируется алгоритм действий и поведения в НПС.

Е. Е. Витютнев, К. Ю. Чернышенко, Р. С. Ахметов4 отмечают, что занятия любым видом спорта, спортивные игры с положительной эмоциональной окраской (фоном), то есть умеренная физическая нагрузка способствует снятию нервно-эмоционального напряжения служебной деятельности, а не вредными привычками снижается и предупреждается развитие эмоционального стресса и профессиональное «выгорание».

Ю. К. Чернышенко, А. Б. Медников, Е. Е. Витют-нев, К. Ю. Чернышенко и А. Н. Соболь 5 отмечают, что психическая устойчивость при применении физической силы зависит от умений, навыков и уровня владения боевыми приемами борьбы.

Моделирование на занятиях типовых ситуаций при применении боевых приемов борьбы и преодолении полос препятствий, связано для некоторых с нервно-эмоциональным напряжением. Все это способствует формированию психофизиологических механизмов, обеспечивающих быстрое принятие решений в меняющейся обстановке, развитию оперативного мышления.

Американский психолог J.T. ^^г при подготовке солдат к действиям в НПС, что соотносимо с действиями сотрудников ОВД против вооруженного противника, из опыта ведения войны в Корее, предлагает повысить роль рукопашного боя в физической подготовке, так как без навыков и умений рукопашного боя приводит к уклонению от схватки с противником и потере уверенности в своих силах. Но только физически развитый сотрудник моет умело применять боевые приемы борьбы против одного или вести поединок с несколькими преступниками и выйти победителем.

Проведение комплексных занятий, направленных на физическое развитие и совершенствование техники, тактики применения боевых приемов борьбы в сочетании с психологической подготовкой может дать положительный результат6.

Моделирование на учебных занятиях ситуаций с психическими трудностями близких к реальным с применением боевых приемов борьбы и подручных средств, учитывая фактор внезапности на фоне функционального и силового утомления.

Также ведение спортивных поединков по упрощенным правилам единоборств (борьба, бокс, кикбоксинг) с двумя или тремя противниками, но с соблюдением правил техники безопасности и в соответствующей экипировке, способствует закаливанию психики, реализуется принцип практической направленности занятий. Кроме того, формируется психофизиологические механизмы, обеспечивающие экстраполирование развития ситуации, оперативное мышление, быстрое принятие решений в зависимости от изменений ситуации. Способствует это совершенствованию психических компонентов устойчивости к экстремальным ситуациям. Развивается нервно-психическая выносливость, приобретается опыт эмоционально-волевого поведения в экстремальных ситуациях и формируется психическая готовность сотрудника полиции к действиям в сложных ситуациях.

Поэтому потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями способствует успешному выполнению служебных обязанностей и предупреждает развитие эмоционального стресса и профессионального «выгорания».

Подводя итог, можно согласиться с рядом зарубежных авторов, что только при использовании всего арсенала физической подготовки, а именно на первых этапах спортивно-игровых, потом моделирующих ситуаций служебной деятельности, а далее реальное участие при задержании правонарушителей, позволит подготовить курсанта к успешному действию в любой напряженной психологической ситуации.

1 Осокин Р. Б. Правоохранительные органы в системе безопасности : лекция. Тамбов : Тамбовский филиала МосУ МВД России, 2006. С. 6 ; Осокин Р. Б. Состояние криминогенной обстановки и предупреждение преступлений в Рязанской области : учеб. пособие / Р. Б. Осокин, А. В. Ендольцева, Э. Ю. Бадальянц [и др.]. Рязань : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В. Я. Кикотя, 2015. С. 11.

2 Макеева В. С., Баркалов С. Н., Степанюк В. И. Научно-методические аспекты физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России. Орел : ОрЮИ МВД России, 2006. С. 65.

3 Марачинский Ю. Л. Специальная тактика - основа профессиональной подготовки курсантов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях // Наука и практика. 2014. № 1 (58). С. 164-167.

4 Витютнев Е. Е., Чернышенко К. Ю., Ахметов Р. С. Методика педагогического контроля прикладной двигательной подготовленности курсантов и слушателей 4-5 курсов образовательных организаций МВД России // Физическая культура, спорт — наука и практика. 2014. № 4. С. 43-49.

5 Чернышенко Ю. К., Медников А. Б., Витютнев Е. Е., Чернышенко К. Ю., Соболь А. Н. Соотношение сущностных характеристик феноменов общей физической и профессионально-прикладной физической подготовки // Физическая культура, спорт — наука и практика. 2013. № 4. С. 84-87.

6 Витютнев Е. Е., Чернышенко Ю. К. Решение ситуационных задач как метод активного обучения в процессе физической подготовки курсантов Краснодарского университета МВД России — будущих сотрудников специальных подразделений полиции : материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (г. Краснодар, 17 мая — 13 июня 2013 г.). Краснодар : КГУФКСТ, 2013. С. 79-81.

Н,П. Майлис

Введение в судебную экспертизу

2-е издание

Английский для юристов. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / И.А. Горше-нева [и др.]; под ред. И.А. Горшеневой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 423 с.

Введение в судебную экспертизу: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Н.П. Майлис. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 159 с.

В пособии изложены основные теоретические понятия судебной экспертизы, представлены история развития, система государственных экспертных учреждений в России, правовые основы судебно-экспертной деятельности. В соответствии с процессуальным законодательством рассмотрены основные виды экспертиз, назначаемых правоохранительными органами.

Раскрыты научные основы судебной экспертизы, включающие в себя криминалистическую идентификацию и диагностику; технология экспертного исследования; содержательная часть заключения эксперта и его доказательственное значение в расследовании и раскрытии преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.