Научная статья на тему 'Совершенствование процесса физической подготовки сотрудников органов внутренних дел'

Совершенствование процесса физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1236
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / МЕТОД / METHOD / СОТРУДНИК ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / EMPLOYEE OF BODIES OF INTERNAL AFFAIRS / ПРИНЦИП / PRINCIPLE / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / FIGHTING TECHNIQUES / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Славко Александр Лукич, Витютнев Евгений Евгеньевич

В статье анализируются принципы и методы организации физической подготовки, которые способствуют эффективному развитию профессионально важных физических качеств и совершенствованию умений и навыков применения боевых приемов борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Славко Александр Лукич, Витютнев Евгений Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the process of physical training of employees of bodies of internal affairs

In the article the principles and methods of organization of physical training that contribute to the effective development of professionally important physical qualities and to the improvement of skills in the use of combat methods of struggle are analyzed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса физической подготовки сотрудников органов внутренних дел»

Славко Александр Лукич Витютнев Евгений Евгеньевич

Совершенствование процесса физической подготовки сотрудников органов внутренних дел

В статье анализируются принципы и методы организации физической подготовки, которые способствуют эффективному развитию профессионально важных физических качеств и совершенствованию умений и навыков применения боевых приемов борьбы.

Ключевые слова: физическая подготовка, технология, метод, сотрудник органов внутренних дел, принцип, учебный процесс, боевые приемы борьбы, физические качества.

Improvement of the process of physical training of employees of bodies of internal affairs

In the article the principles and methods of organization of physical training that contribute to the effective development of professionally important physical qualities and to the improvement of skills in the use of combat methods of struggle are analyzed.

Key words: physical training, technology, method, employee of bodies of internal affairs, principle, educational process, fighting techniques, physical qualities.

В современном обществе деятельность сотрудника ОВД все чаще осуществляется в экстремальных условиях. От профессионального уровня сотрудника ОВД, готовности действовать и непосредственно вступить в рукопашную схватку с преступником зависят жизнь и здоровье не только его, но и граждан, попавших в опасную ситуацию.

Поэтому вопрос повышения эффективности профессиональной подготовки сотрудника достаточно актуален. Одной из основных составляющих профессиональной подготовки сотрудника ОВД является физическая подготовка.

Проблему совершенствования процесса физической подготовки необходимо решать, опираясь на цель и задачи, регламентированные приказами, с учетом закономерностей и принципов физической подготовки, возраста и уровня развития физических качеств сотрудников, а также материально-технического обеспечения спортивной базы.

В научной литературе встречаются многочисленные сведения о том, что совершенствование процесса физической подготовки способно существенно повысить качество профессионального обучения и значительно повлиять на сокращение сроков овладения навыками применения физической силы, оказать положительное влияние на повышение работоспособности и выработку устойчивости организма к воздействию неблагоприятных

факторов служебной деятельности. Все это способствует успешной профессиональной деятельности и профессиональному долголетию.

Необходимость совершенствования процесса физической подготовки сотрудников ОВД заключается и в том, что регулярные занятия должны влиять на снижение заболеваемости и помогать выработке стрессоустойчивости.

По мнению многих ученых, основой физической подготовки является «общая физическая подготовка», которая направлена на развитие профессионально важных качеств, укрепление и сохранение здоровья и должна способствовать формированию здорового образа жизни, а также потребности в физическом совершенствовании.

Уровень развития профессионально важных качеств сотрудника ОВД оценивается и инспектируется на протяжении всего периода службы.

Обзор научной литературы по данной проблематике позволил определить, что для совершенствования процесса физической подготовки сотрудника ОВД необходимы последовательное развитие и совершенствование профессионально важных физических качеств и формирование двигательных навыков эффективного применения физической силы, моделирование ситуаций оперативно-служебной деятельности с обязательной активизацией обучаемых.

Анализ педагогической практики позволяет сделать вывод, что процесс физической подго-

125

товки сотрудника ОВД является многоуровневым, он должен быть целостным и системным, направленным на формирование у сотрудника ОВД решительности, практической самостоятельности при решении сложных служебных задач в экстремальных условиях и способствовать развитию познавательной активности в освоении профессии.

При изучении и совершенствовании техники боевых приемов борьбы должны быть исключены «комфортные условия», способствующие формированию крайней степени стереотипности двигательных навыков применения боевых приемов борьбы. Исследователь А.Н. Евсиков [1, с. 75] рекомендует обеспечить широкий диапазон вариативности навыков выполнения боевых приемов борьбы.

В связи с этим процесс формирования и совершенствования умений и навыков применения боевых приемов борьбы необходимо строить в соответствии с конкретными служебными задачами и строго подчинить задачам служебно-профессиональной подготовки и соответствующим нормативным актам.

На наш взгляд, наиболее эффективной является технология комплексного проведения занятия, формирования и совершенствования умений и навыков применения боевых приемов борьбы. Она способствует повышению уровня двигательной активности на занятиях и подготовке сотрудников ОВД к быстрым и эффективным действиям в ситуациях, приближенных к реальным, на фоне мышечной усталости и быстро меняющейся обстановки.

На каждом занятии целесообразно уделять внимание развитию профессионально важных физических качеств, что может повлиять на успешное выполнение боевых приемов борьбы.

Обучение технике боевых приемов борьбы необходимо начинать только после того, когда у сотрудника сформировано четкое представление об основах тактики применения физической силы, которая начинается с психологического воздействия на правонарушителя и заканчивается созданием благоприятных условий для проведения конкретного технического действия. Совершенствование техники двигательного действия боевого приема борьбы нужно доводить до устойчивого навыка.

Совершенствование техники боевых приемов борьбы целесообразно начинать со специально подготовительных упражнений бокса и борьбы. Не стоит ограничиваться одним из методов. Только использование конкретного

метода в соответствии с методическими принципами на определенном этапе обучения обеспечит успешное решение всего комплекса задач физической подготовки и физического воспитания. Под методом обучения понимается система действий педагога, организующего познавательную и практическую деятельность сотрудников ОВД для достижения целей обучения и управляющего ей.

При организации учебного процесса до освоения дисциплины «Физическая подготовка» применяются, как известно, две группы методов: общепедагогические и специфические. Обучение строится в соответствии со следующими принципами: практической направленности, последовательности, систематичности, сознательности и активности обучаемых, обучения с учетом подготовленности на достигнутом уровне, в совокупности с учетом закономерностей спортивной тренировки [2, с. 243].

Как отмечает ряд авторов, основополагающим принципом должно быть единство общей и специальной подготовки, следовательно, и обучение с первого этапа должно быть направлено на достижение этой цели [3, с. 62-67; 4].

Повышение уровня работоспособности, а также одновременное изучение и совершенствование техники боевых приемов борьбы способствуют достижению наилучшего результата.

Использование технологии однонаправленных концентрированных нагрузок помогает в углубленном развитии силы, скорости движения и выносливости. При таких нагрузках тренировочный эффект будет благоприятствовать дальнейшему повышению физической подготовленности сотрудников.

С целью исследования эффективности данного принципа в Белгородском юридическом институте имени И.Д. Путилина с 2012 по 2017 г. был проведен эксперимент, в котором участвовали одна экспериментальная (п-26) и одна контрольная (п-72) группы. Общая выносливость в настоящем исследовании оценивалась по тесту Купера: контрольная группа (х±э) 2,71±0,21, экспериментальная группа (х±э) 2,84±0,35 при р <0,05. Ловкость определяли при помощи зачета по челночному бегу (10х10 м): контрольная группа (х±э) 26,82±3,12, экспериментальная группа (х±э) 26,24±1,42 при р<0,05. Показатели уровня владения боевыми приемами борьбы: контрольная группа (х±э) 4,08±1,1, экспериментальная группа (х±э) 4,7±0,4 при р<0,05. Оценка быстроты осуществлялась по бегу на 100 м.: контрольная группа

126

(х±б) 14,011 ±1,34, экспериментальная группа (х±б) 13,6±1,41. По подтягиванию на перекладине оценивалась сила испытуемых: контрольная группа (х±б) 12,61 ±2,65, экспериментальная группа (х±б) 13,4±1,2. Следует отметить, что по двум последним тестам достоверных положительных изменений не отмечалось.

Таким образом, результаты анализа статистических данных свидетельствуют о том, что по окончании курса обучения изменения итоговых показателей в экспериментальной группе оказались более существенными, чем в контрольной.

Статистическая обработка показателей уровня владения боевыми приемами борьбы и уровня развития физических качеств выявила следующие изменения: владение техникой выполнения ударов до эксперимента (х±б) 3,6±0,4, после эксперимента (х±б) 4,4±0,3 (при и=0,003, р<0,05); владение боевыми приемами борьбы до эксперимента (х±б) 3,7±0,5, после эксперимента (х±б) 4,4±0,3 (при и=0,002, р<0,04), выполнение нормативов по физической подготовке до эксперимента (х±б) 3,5±0,6, после эксперимента (х±б) 4,3±0,4 (при и=0,004, р<0,05).

Таким образом, анализ статистических данных свидетельствует о том, что за время участия в эксперименте показатели владения навыками боевых приемов борьбы при комплексной оценке изменились с 3,7 до 4,4 при уровне достоверности 0,04. Показатели выполнения нормативов по физической подготовке изменились с 3,5 до 4,3 при уровне достоверности 0,05.

Сравнительный анализ показателей в контрольной и экспериментальной группах показывает, что прирост значений по уровню физической готовности у курсантов экспериментальной группы значительно больше по сравнению с теми же значениями курсантов контрольной группы. Данный факт подтверждает эффективность разработанной технологии, что позволяет рекомендовать ее для внедрения в процесс физической подготовки сотрудников ОВД.

Основываясь на личном педагогическом опыте, можно отметить, что совершенствова-

ние техники боевых приемов борьбы, проводимых в разных условиях (до и после определенной физической нагрузки), способствовало выработке устойчивого навыка.

Итак, на первом этапе основное внимание желательно уделять развитию выносливости, на следующих - повышению скоростной и специальной выносливости за счет сокращения длины дистанции, повышения интенсивности бега с преодолением препятствий. Обучение технике боевых приемов борьбы желательно сочетать с упражнениями на совершенствование двигательной координации. А при формировании навыка применения боевых приемов борьбы заменять их упражнениями на развитие психофизической устойчивости, т.е. начинать подготовку следует с совершенствования техники боевых приемов борьбы, а завершать проведением единоборств (схваток по разным правилам), спаррингов с одним, двумя соперниками на фоне значительного физического и координационного утомления. Развитие такого важного профессионального качества, как сила, многие ученые рекомендуют начинать с упражнений, направленных на повышение абсолютной силы, а далее применять средства, развивающие скоростно-силовые способности, т.е. взрывную силу.

Можно сделать вывод, что улучшение физической подготовки на первоначальном этапе достигается за счет развития общей выносливости посредством выполнения продолжительных упражнений (в основном это кросс 3-5 км) с последующим переходом на совершенствование умений и навыков применения боевых приемов борьбы. Поэтому занятия, проводимые комплексным методом, способствуют решению всей совокупности задач, поставленных на занятиях по физической подготовке.

Такой подход к организации учебного процесса дает возможность человеку удовлетворить потребность в физической активности и формирует интерес к профессиональному самосовершенствованию.

127

1. Евсиков А.Н. Профессионально ориентированные технологии и методы физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2010.

2. Барчуков И.С., Назаров Ю.Н., Егоров С. С. Физическая культура и физическая подготовка: учеб. / под ред. В.Я. Кикотя. М., 2012.

3. Клименко Б.А., Славко А.Л., Пойдунов А.А. К проблеме повышения эффективности атлетической подготовки курсантов вузов МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 3.

4. Горбатов В. В. Формирование физической подготовки курсантов вузов МВД в процессе овладения боевыми приемами борьбы: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006.

1. Evsikov A.N. Professionally oriented technologies and methods of physical training of cadets of educational institutions of the Ministry of the Internal Affairs of Russia for actions in emergency circumstances: diss. ... Candidate of Pedagogics. St. Petersburg, 2010.

2. Barchukov I.S., Nazarov Yu.N., Egorov S.S. Physical culture and physical training: textbook / ed. by V.Ya. Kikot. Moscow, 2012.

3. Klimenko B.A. Slavko A.L., Poydunov A.A. To the problem of increasing the effectiveness of athletic training of cadets of the universities of the Ministry of the Internal Affairs of Russia // Problems of law enforcement activity. 2015. № 3.

4. Gorbatov V.V. Formation of physical training of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs in the process of mastering combat methods of struggle: diss. ... Candidate of Pedagogics. St. Petersburg, 2006.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Славко Александр Лукич, кандидат социологических наук, доцент кафедры физической подготовки Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина; тел.: +74722525535;

Витютнев Евгений Евгеньевич, кандидат педагогических наук, начальник кафедры тактико-специальной подготовки Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612584216.

INFORMATION ABOUT AUTHORS

АХ. Slavko, Candidate of Sociology, Assistant Professor of the Chair of Physical Training of the I.D. Putilin Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +74722525535;

E.E. Vityutnev, Candidate of Pedagogics, Head of the Chair of Tactical and Special Training the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612584216.

128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.