Общие итоги смотра-конкурса подводятся в личном и в командном зачете по наибольшей сумме баллов, начисленных за результаты в упражнениях на силу, на быстроту и на выносливость. В личном зачете итоги смотра-конкурса подводятся раздельно среди обучаемых мужского и женского пола с определением победителей и мест каждого участника на курсе и в вузе. В командном зачете итоги смотра-конкурса подводятся с определением победителей и мест каждой учебной группе на курсе, каждому курсу в вузе. Результаты, показанные в ходе состязаний, учитываются при выставлении зачетных (экзаменационных) оценок по физической подготовке; учитываются при проведении итоговой аттестации и назначении именных стипендий.
Руководители учебных заведений должны обеспечить обязательность участия в конкурсе и престижность высоких достижений. Социальная значимость будет определяться итогами борьбы в командном зачете (среди групп, курсов). Индивидуальная значимость достижений может быть обеспечена составлением рейтингов внутри отдельных подразделений и в вузе в целом, кроме того, должны регистрироваться рекорды в отдельных упражнениях.
Таким образом, будет обеспечено следующее.
1. Поощрение стремления к достижению максимальных результатов, к совершенствованию индивидуальных возможностей.
2. Создание условий для достижения высоких результатов в итоговом рейтинге лицам с предрасположенностью к развитию самых различных интеллектуальных и физических качеств за счет компенсации недостатков в одних номинациях, высокими результатами в других.
3. Вовлечение в процесс активной физкультурно-спортивной деятельности лиц, ведущие интересы которых сосредоточены преимущественно в области совершенствования профессионального мастерства в будущей профессии.
В настоящее время проводится экспериментальная проверка эффективности данных предложений. Предварительные данные дают основание полагать, что проведение данных мероприятий будет способствовать повышению уровня физической подготовленности курсантов и слушателей.
Список литературы
1. Лысов, АМ. Интеграция специальных средств физической подготовки в учебно-боевую практику курсантов образовательных учреждений МВД России : автореф. ...дис. канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 2007. — 24 с.
2. Сояодухин, СМ. Методика физической подготовки курсантов вузов МВД России на этапе специального профессионального обучения : автореф дис. .канд. пед. наук. — М., 2010. — 24 с.
3. Кузнецов, А. Ф. Повышение мотивации курсантов к практическим занятиям по физической подготовке // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2010. — № 2 (41). — С.60-63.
Literature
1. Lysov, Л. I. Integration of special means of physical preparation in fighting practice of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. — St.-Petersburg, 2007.
2. Sobdouchin, S. I. technique of physical preparation of cadets of high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia at a stage of special vocational training. — Moscow, 2010.
3. Kuznetsov, Л. F. Increase of motivation of cadets to a practical training on physical preparation // Psychopedagogics in law enforcement bodies. — 2010. — № 2.
УДК-796
Ю.В. Муханов *, В. А. Золотенко**
Особенности профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов ОВД
В статье рассматриваются профессиональные особенности, при которых наиболее целесообразно совершенствовать профессионально-прикладную физическую подготовку курсантов в образовательных учреждениях МВД России.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, особенности профессиональной подготовки, физическая подготовка, совершенствование.
* Муханов, Юрий Викторович, преподаватель кафедры физической подготовки и боевых единоборств Белгородского юридического института МВД России, мастер спорта России. Адрес: Россия, 308031, г. Белгород, ул. Горького, д. 71. тел. (4722) 52-55-35.
** Золотенко, Василий Анатольевич, адъюнкт кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России, мастер спорта России. Научный руководитель — профессор кафедры педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор В.И. Хальзов. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-68, моб.: 8-911-732-64-17. E-mail: vazolotenko@rambler.ru.
* Mukhanov, Yury Viktorovich, lecturer of the physical training chair of Belgorod Law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 308031, Belgorod, street Gorky, 71. Tel.: (4722) 52-55-35.
** Zolotenko, Vasily Anatolevich. Associate faculties of pedagogics of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the lieutenant colonel of militia, the master of sports of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, street of Pilot Piljutova, 1. Tel.: (812) 744-70-68.
Статья поступила в редакцию 16 декабря 2010 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Служебно-боевая подготовка
V.A. Zolotenko*, Y.V. Mukhanov**. Features professional-applied physical training of future specialists of the Ministry of Internal Affairs. The article deals with professional-applied problem of profession-applied physical training and its development in higher educational establishment of the ministry of the interior.
Keywords: professional activities, features training, physical training, improvement.
Каждая профессия предъявляет к работнику специфические требования, особенно к его физическим и психологическим качествам. В связи с этим возникает необходимость профилирования процесса физического воспитания при подготовке молодежи к труду, сочетания общей физической подготовки со специализированной профессионально-прикладной физической подготовкой1.
В методической литературе подчеркивается, что содержание любого вида профессиональноприкладной физической подготовки позволяет определить личностные и квалификационные требования к профессии, опираясь на знания и характер определенной деятельности.
Правоохранительная профессия относится к роду деятельности, связанной с правовым регулированием общественных отношений, обеспечением соблюдения членами общества правовых норм, требующими необходимых знаний и навыков, приобретаемых путем специализированного образования и практического опыта, и накладывающими на курсантов ответственность за эффективное выполнение возложенных обязанностей в системе общественного разделения труда.
Основными особенностями профессиональной деятельности специалиста правоведа, по данным В.В. Романова, являются: правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения; нестандартный, творческий характер труда сотрудника; экстремальный характер правоохранительной деятельности; самостоятельность, персональная ответственность специалиста.
Так, основная черта заключается в том, что правоохранная деятельность полностью подвергается правовому регулированию. Отступление от своих служебных обязанностей, нарушение сотрудником ОВД должностных полномочий рассматривается как нарушение закона. Другая существенная черта этой профессии — творческий, исследовательский характер работы. Каждое новое дело следователя, оперативного работника, дознавателя, прокурора, судьи, адвоката представляет собой новую задачу. Сотруднику правоохранительных органов приходится иметь дело с различными жизненными ситуациями, которые требуют индивидуального творческого подхода. И, как отмечают специалисты, чем меньше шаблонов и стандартов в подходе к делу, тем более вероятен правильный исход в поисках истины2.
Деятельность специалистов в правоохранительных органах носит весьма напряженный, экстремальный характер. От сотрудника органов внутренних дел требуется умение действовать в чрезвычайных условиях, условиях высоких физических и психических нагрузок. Он должен обладать способностью противостоять негативному влиянию среды правонарушителей и убежденностью в необходимости вести борьбу с преступностью и иными правонарушениями.
В какой бы должности ни работал сотрудник ОВД, он прежде всего является правоведом и должен разрешать дела и вопросы самостоятельно, руководствуясь статьями закона. Защиту независимости работника правоохранительных органов обеспечивает закон. Так, следователь и дознаватель обладают процессуальной независимостью, оперативные работники имеют определенные законом полномочия по выполнению своей специфической деятельности, позволяющей вмешиваться при определенных обстоятельствах в личные свободы гражданина, судьи независимы и принимают решения согласно закону. Однако самостоятельность как особенность профессии органически связана с ответственностью. Сотрудник правоохранительных органов всецело несет ответственность перед законом и обществом за свои действия и принимаемые решения3. Ответственности отводится важнейшее место при проведении реформ в Министерстве внутренних дел, объявленных Президентом России Д.А. Медведевым. Главой государства определены ее важнейшие направления, в т.ч. оптимизация структуры органов внутренних дел в целях усиления ответственности их сотрудников4.
Анализ специфики профессиональной деятельности сотрудника ОВД позволяет увидеть общую картину работы специалиста правоохранительных органов. Несмотря на это, для более глубокого рассмотрения необходимо определить требования, которые предъявляет эта деятельность к личности правоведа, к его психофизиологическим качествам.
По мнению ученых-исследователей (Н.Ф. Гейжан, В.С. Олейниковова, В .Я. Слепова, Н.Н. Силкина, В.И. Хальзова), будущий специалист правоохранительных органов должен обладать следующими профессионально значимыми качествами личности в зависимости от факторов профессиональной пригодности: 1) высокий профессионально нравственный уровень — подчинение деятельности сотрудника ОВД ряду этических норм (справедливость, честность, совестливость, гуманность, принципиальность, неподкупность); 2) высокий уровень интеллектуального развития (развитый интеллект, эрудиция, гибкое творческое мышление, аналитический склад ума, прогностические способности, развитое воображение); 3) нервно-психическая устойчивость личности (устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями, развитые адаптивные свойства нервной системы); 4) коммуникативная компетентность специалиста правоохранительных органов (способность устанавливать эмоциональные контакты, проницательность, доброжелательное отношение к людям, эмпатийность, способность к сотрудничеству); 5) организаторские способности (умение оказывать управляющее воздействие на различных субъектов, активность, инициативность, смелость, решительность, самостоятельность, ответственность, организованность).
Для того чтобы будущий специалист ОВД успешно выполнял свои служебные обязанности одного желания, знаний, эрудиции, самоконтроля, коммуникабельности недостаточно. Наравне с высокой моральной, волевой сферой, познавательной активностью для эффективной профессиональной деятельности сотруднику необходимы соответствующие психологические и физические качества.
Для решения обозначенной задачи параллельно с занятиями по специальности (уголовное право, административное право, трудовое право, гражданское право, юридическая психология и др. основные дисциплины) в практике физического воспитания образовательные учреждения МВД России используют средства профессионально-прикладной физической подготовки, с помощью которой, как показывает опыт, возможно сформировать у обучаемых необходимые психологические и физические качества.
Анализ функций правоохранительной деятельности и требований к профессии позволяет предположить, что к профессионально важным качествам следует отнести скорость переработки информации (быстрота мышления), скорость переключения внимания, работоспособность, выносливость и устойчивость к физическим и психическим нагрузкам, а также скорость двигательных реакций, координационные и скоростно-силовые способности. Возникает вопрос: с помощью каких средств профессионально-прикладной физической подготовки возможно формирование вышеназванных качеств и способностей? Общая теория и практика физической культуры и спорта, на основе которой строится процесс профессионально-прикладного физического развития и совершенствования, достаточно убедительно отвечает на эти вопросы.
Для совершенствования функции внимания, мышления рекомендуется использовать различные упражнения. Например, большие возможности для развития внимания представляют гимнастические упражнения (вольные и строевые). Универсальным средством развития внимания являются спортивные игры. «Так, футболисту, баскетболисту, волейболисту в процессе игры приходится одновременно воспринимать сразу несколько объектов и их элементов. Кроме того, игроку приходится постоянно моментально менять объекты, на которые направленно внимание. Для этого необходимо уметь распределять внимание, видеть ситуацию и запоминать ее, ориентироваться и уметь анализировать»5.
Эффективными путями развития оперативного мышления является использование элементов тактической подготовки6. Данный вид подготовки широко применяется во время спортивных игр и единоборств, где требуется осмысливание ситуации, быстрое принятие решений, применение правильных рациональных тактических приемов в постоянно изменяющихся условиях внешней среды, многообразные психические, физические и технические возможности участников используются с наибольшей эффективностью лишь в случае применения способов, приемов и действий на основе определенного плана и осмысливания каждого момента борьбы.
Для сотрудников ОВД характерна высокая эмоциональная напряженность труда, причем чаще это связано с эмоциями отрицательными. К средствам, которые направлены на приобретение опыта волевого поведения в условиях эмоциональной напряженности, по данным многих исследователей, относятся прыжки в воду, акробатика, гимнастика, преодоление полос препятствий, командные спортивные и подвижные игры, эстафеты.
Таким образом, можно выделить физические упражнения и виды спорта с точки зрения их использования в профессионально-прикладной физической подготовке сотрудников правоохранительных органов. Это гимнастические упражнения (опорные прыжки, упражнения на перекладине, упражнения на брусьях, сложнокоординационные упражнения, упражнения на внимание, строевые приемы), спортивные и подвижные игры (волейбол, баскетбол, футбол, регби, различные эстафеты и др.), виды единоборств (классическая борьба, самбо, дзюдо, бокс, рукопашный бой), плавание, акробатика, преодоление препятствий.
Вышеперечисленные виды занятий относятся к специальному разделу профессионально-прикладной физической подготовки, задачей которого является направленное развитие тех психических и физических качеств обучаемого, к которым предъявляет повышенные требования конкретная профессиональная деятельность, в частности, правоохранительная. Но, без сомнений, основой и важнейшей базой профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД является общая физическая подготовка (далее — ОФП).
На основе качественной общей физической подготовки быстрее и эффективнее формируются профессиональные специфические качества. Поэтому всегда и везде профессионально-прикладная физическая подготовка сотрудников ОВД должна строиться на основе и в единстве с ОФП. Несмотря на то, что содержание ОФП в образовательных учреждения МВД России определено государственными программами по физическому воспитанию и др. ведомственными нормативными актами министерства (приказами, распоряжениями, указаниями и т.д.), проблемы профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников ОВД в научно-методической литературе освещены явно недостаточно.
Исходя из вышесказанного, необходимо на первоначальном этапе обучения акцентировать внимание на темах, которые должны содействовать первоначальному развитию таких физических качеств, как выносливость, сила, способствовать укреплению здоровья курсантов на первом этапе обучения.
К ним относятся темы, связанные с кроссовой подготовкой, выполнением общеразвивающих и специальных подготовительных упражнений, в конце основной части каждого практического занятия необходимо давать задания для развития силовой выносливости (работа на перекладинах, брусьях, выполнение различных скоростно-силовых комплексов).
Выбирая физические упражнения и определяя величину их нагрузок, согласно закону упражняемости, можно рассчитывать на необходимые адаптационные перестройки в организме занимающихся. При этом учитывается, что организм функционирует как единое целое. Поэтому, подбирая упражнения и нагрузки преимущественно избирательного воздействия, необходимо отчетливо представлять себе все стороны их влияния на организм.
Правильный подход к физическому развитию и укреплению здоровья на первоначальном этапе обучения курсантов образовательных учреждений МВД России дает возможность успешного перехода для разучивания раздела специальная подготовка. Специальная физическая подготовка — специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной деятельности (вид деятельности, ее особенности), предъявляющей специализированные требования к двигательным способностям человека.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (50) 2011
Служебно-боевая подготовка
На современном этапе развития органов внутренних дел основными критериями физического совершенства служат нормы и требования законов, наставлений по физической подготовке, государственных программ в сочетании с нормативами единой спортивной классификации.
Все это обеспечивает возможность последовательного спортивного совершенствования курсанта, овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств, которые ему необходимы для практической деятельности в ОВД.
Исходя из установок, содержащихся в приказах министра МВД России, направленных на качественное улучшение подготовки кадров, необходимо строить обучение на основе блочномодульной системы, что можно отнести и к физической подготовке7.
Профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов направлена на повышение их уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах служебной деятельности, связанной с защитой прав и свобод граждан. По данным Ю.Ф. Курамшина, только в России более 40000 специальностей, каждая из которых предъявляет свои специфические требования к работнику8. Этим и объясняется необходимость разработки и обоснования содержания специального раздела профессионально-прикладной физической подготовки учащихся образовательных учреждений МВД России.
Список литературы
1. Введение в юридическую специальность : учебное пособие / под ред. А.П.Корнеева. — М.: Изд. «Щит-М», 2002. - С. 51-53.
2. Евсеев, Ю. М. Физическая культура. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
3. Золотенко, В. А. Условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД России / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2009. — № 3 (43) — С. 112-115.
4. Кудин, В. А. Миссия выполнима (О концепции стратегии развития университета на период до 2020 года) / / Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2010. — № 2 (46) — С. 920.
5. Максименко, А. М. Основы теории и методики физической культуры. — М., 1999.
6. Поздеева, ЕА. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки будущих юристов // Вестник Омского юридического института. — 2008. — № 1 (8). — С. 58-60.
7. Теория и методика физической культуры : учебное пособие / под ред. Ж.К. Холодова. — М., 2001. — С. 300.
8. Теория и методика физической культуры : учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. — Спорт, 2003 — С. 300.
9. Физическая подготовка : учебное пособие. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.
10. Холодов, Ж. К., Кузнецов, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / 2-е изд, испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Literature
1. Introduction to the legal profession / ed. A.P. Korneev. — Moscow, 2002.
2. Evseev, Y. I. Physical culture. — Rostov-on-Don, 2003.
3. Zolotenko, V. Л. Conditions improving the professional-applied physical training of cadets in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia / / Bulletin of the St. Petersburg University of Internal Affairs of Russia. — № 3 (43) 2009.
4. Kudin, V. Л. Mission (About the concept of development strategy at the university for the period till 2020). Bulletin of the St. Petersburg University of Internal Affairs of Russia. — № 2 (46) 2010.
5. Maksimenko, Л. M. Basic theory and techniques of physical culture. — Moscow, 1999.
6. Pozdeeva, E. Л. Feature of is professional-applied physical preparation of the future lawyers // Bulletin of Omsk Law Institute. — № 1 (8) 2008.
7. Theory and methods of physical culture / ed. Z.K. Kholodov. — Moscow, 2001.
8. Theory and methods of physical culture / ed. Y.F. Kuramshin. — Sports. — 2003.
9. Physical training. — Moscow, 2003.
10. Holodov, Z. K., Kuznetsov, V. S. Theory and methodology of physical education and sport: textbook for students. — Moscow, 2001.
1 См. Теория и методика физической культуры. Уч. пособие / под ред Ж.К. Холодова. М., 2001. С. 300.
2 См. Поздеева Е.А. «Особенности профессионально-прикладной физической подготовки будущих юристов». Вестник Омского юридического института. №1 (8) 2008. С. 58-60.
3 Введение в юридическую специальность: уч. пособие / ред. А.П.Корнеев. М.: Изд. «Щит-М», 2002. С. 51-53
4 См.: Кудин В.А. «Миссия выполнима (О концепции стратегии развития университета на период до 2020 года)». Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (46) 2010. С. 9-20.
5 См. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов н/ Дону: «Феникс», 2003. С. 119-120.
6 См. там же. С. 120.
7 См.: Золотенко В.А. «Условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в образовательных учреждениях МВД России». Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. № 3 (43) 2009. С. 112-115.
8 Теория и методика физической культуры. Учебник / под ред. профессора Ю.Ф. Курамшина. Спорт. 2003. С. 300.