Научная статья на тему 'Психофизиологические особенности огневой подготовки курсантов в учебных заведениях МВД России'

Психофизиологические особенности огневой подготовки курсантов в учебных заведениях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1959
444
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СТРЕЛЬБЕ / PSYCHOPHYSIOLOGICAL FEATURES / FIRE PREPARATION / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / TECHNIQUES OF SHOOTING TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Таран Александр Николаевич, Бойков Александр Алексеевич

В статье представлен материал, содержащий сведения о психофизиологических особенностях огневой подготовки курсантов учебных заведений МВД России, психологической подготовке и совершенствовании методик обучения стрельбе. Рассматриваются теоретические концепции психофизиологического аспекта в процессе обучения огневой подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Таран Александр Николаевич, Бойков Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychophysiological features of firing training of cadets in educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia

In the article the material containing data about psychophysiological features of fire preparation of cadets of educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia, psychological preparation and perfection of techniques of shooting training is presented.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические особенности огневой подготовки курсантов в учебных заведениях МВД России»

Таран Александр Николаевич

преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583934)

Бойков Александр Алексеевич

старший преподаватель кафедры деятельности ОВД в особых условиях

Краснодарского университета МВД России _(тел.: +79184742349)

Психофизиологические особенности огневой подготовки курсантов в учебных заведениях МВД России

В статье представлен материал, содержащий сведения о психофизиологических особенностях огневой подготовки курсантов учебных заведений МВД России, психологической подготовке и совершенствовании методик обучения стрельбе. Рассматриваются теоретические концепции психофизиологического аспекта в процессе обучения огневой подготовке.

Ключевые слова: психофизиологические особенности, огневая подготовка, психологическая подготовка, методики обучения стрельбе.

A.N. Taran, Teacher of a Chair of Activity of Department of Internal Affairs in Special Conditions of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583934;

A.A. Boykov, Senior Teacher of a Chair of Activity of Department of I nternal Affairs in Special Conditions of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79184742349.

Psychophysiological features of firing training of cadets in educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia

In the article the material containing data about psychophysiological features of fire preparation of cadets of educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia, psychological preparation and perfection of techniques of shooting training is presented.

Key words: psychophysiological features, fire preparation, psychological preparation, techniques of shooting training.

Важнейшим фактором успешной подготовки стрелка, на наш взгляд, является психофизиологическая подготовка, цель которой - формирование у стрелка такого психического состояния, которое будет способствовать достижению поставленной цели, т.е. способности переводить непроизвольные эмоциональные реакции в экстремальных ситуациях в сознательные, регулируемые; оказать помощь стрелку в овладении приемами самоуправления (аутогенной тренировки), самооценки своего состояния, переключения и отвлечения внимания, осмысления обстоятельств, вызвавших стрессовое состояние, самоконтроля за экспрессией и установления спокойного ритма дыхания.

Психофизиологическая подготовка дает возможность стрелку вырабатывать способность четко осознавать отдельные элементы техники

стрельбы, успешно анализировать возникающие при этом мышечно-двигательные, зрительные и другие ощущения, восприятие, внимание и быстроту реакции. Данный вид подготовки способствует приведению в готовность всего психофизического аппарата стрелка, приводит в оптимальное состояние функции нервных структур, ответственных за реализацию навыка стрельбы.

Особую значимость в процессе обучения огневой подготовке курсантов приобретает психофизиологический фактор стрельбы. «Традиционные формы и методы практических занятий по огневой подготовке не в полной мере способствуют развитию творческой личности, прикладного мышления, умения интегрировать знания в различных сферах профессиональной подготовки, так как в основном направлены на освоение правильных действий с оружием и техники меткого выстрела» [1, с. 3].

325

Недостаточный уровень владения огнестрельным оружием подтверждают данные исследования, проведенного кафедрой тактико-специальной подготовки Воронежского института МВД России, в ходе которого в соответствии с планом-заданием были проанализированы случаи применения и использования огнестрельного оружия сотрудниками ГУВД по Воронежской области за 2007 г. Исходным материалом при проведении исследования являлись рапорта сотрудников, применявших или использовавших оружие, заключения служебных проверок по фактам применения и использования оружия, а также беседы с сотрудниками, использовавшими табельное оружие на законных основаниях в различных ситуациях несения службы. В процессе сбора информации авторами исследования принимались во внимание случаи использования табельного оружия для обезвреживания опасных животных, угрожающих жизни и здоровью граждан или сотрудников. Описанные случаи представляют интерес, т.к. стрельба производилась после физических или психологических нагрузок и при непосредственном нападении животных (собак) на сотрудников полиции при выполнении ими своих функциональных обязанностей.

В результате исследования выявлено следующее:

обработано случаев применения и использования оружия - 41, в том числе использование ПМ - 37 случаев, использование автомата АКСУ-74 - 4 случая;

стрельба в 100% (41 случай) производилась в вечернее и ночное время суток, в условиях ограниченного времени и плохой видимости;

в 25% (10 случаев) стрельба производилась из движущегося автомобиля.

Всего в рассмотренных случаях произведено 182 выстрела:

ПМ - 149 выстрела, из них 46 - предупредительных, 102 - по цели (13 попаданий), 1 - непроизвольный;

АКСУ-74 - 33 выстрела, из них 4 - предупредительных, 29 - по цели (1 попадание).

Рассматривая и анализируя случаи использования оружия сотрудниками полиции различных подразделений, авторы отмечают ряд особенностей ведения огня:

огонь в большинстве случаев велся на дальность от 5 до 15 м, с одной руки, сидя;

режим огня - скоростная стрельба по движущейся цели.

Вместе с тем, необходимо отметить следующие недостатки в применении оружия:

низкий уровень обученности личного состава ведению стрельбы в темное время суток;

недостаточные навыки ведения скоростной стрельбы по движущимся целям;

психологическая неспособность сотрудников использовать оружие на законных основаниях.

Таким образом, состояние огневой выучки и психологической устойчивости, когда 90% выстрелов не достигает цели, вряд ли можно считать удовлетворительным для практики ОВД [2].

С нашей точки зрения, выявление недостаточной готовности сотрудников полиции к ситуациям, требующим высокого уровня применения огнестрельного оружия, связано с проблемами морально-психологической устойчивости в процессе огневой подготовки. Именно поэтому учебный процесс должен быть направлен на повышение внимания к психофизиологическим аспектам стрельбы обучаемых курсантов.

С точки зрения Е.И. Мещеряковой и М.А. Си-бирко, к важнейшим психофизиологическим особенностям огневой подготовки курсантов, следует отнести:

1) существенное нервно-психическое напряжение, связанное с ожиданием возникновения критической ситуации, когда необходимо применить оружие, в котором появляются, а подчас становятся доминирующими отрицательные эмоции (страх, тревога, сомнение, неуверенность, постоянное ожидание нападения со стороны правонарушителей и др.);

2) необходимость действовать в условиях навязанного темпа, а также дефицита времени, когда исход поединка решается в доли секунды при активном сопротивлении правонарушителей;

3) необходимость сохранять постоянную и высокую степень готовности к действиям при неожиданном изменении оперативной обстановки, которая предъявляет особенно высокие требования к устойчивости и интенсивности внимания сотрудника ОВД;

4) потребность в своеобразном «раздвоении» мышления сотрудника ОВД, когда он должен проявить способность прогнозировать развитие обстановки противоборства, т.к. необходимо одновременно прогнозировать минимум два действия: свои и правонарушителей, свои и других сотрудников ОВД;

5) чувство ответственности за жизнь сотрудников ОВД, осуществляющих противодействие правонарушителям в условиях чрезвычайной ситуации террористического характера, а также всех тех, кто находится в месте проведения операции [3].

По мнению Н.Ю. Митюриной и Н.В. Бобкова, обучение стрельбе из пистолета связано не столько с физическими, сколько с психическими процессами (мышечной и двигательной

326

памятью, вниманием, мышлением, волей), а их развитие, происходящее в ходе тренировочных стрельб, благоприятным образом сказывается на всех сторонах подготовленности сотрудников, способствуя выполнению ими служебных обязанностей. Процесс формирования профессионализма сотрудника ОВД во многом определяется воспитательной направленностью, при этом происходит формирование сотрудника, обладающего профессиональной и морально-психологической готовностью к эффективному решению профессиональных задач, в том числе в экстремальных условиях [4, с. 19-22].

Таким образом, анализируя теоретические концепции психофизиологических особенностей огневой подготовки обучаемых, можно сделать вывод о том, что общим аспектом в них является определение значимости. С нашей точки зрения, достаточно подготовленным к действиям в экстремальных ситуациях может быть признан сотрудник, получивший необходимый уровень психологических и правовых знаний, умеющий их применять на практике, в экстремальных ситуациях, в условиях непосредственного контакта с лицами, способными оказать сопротивление, при угрозе или подавлении террористических действий и проявлений. Немаловажной является степень готовности сотрудника полиции к концентрации физических, психических и волевых способностей человека.

Одна из важнейших задач преподавателя -сформировать у обучающегося курсанта потребность в самовоспитании воли, необходимой для успешного преодоления трудностей в процессе обучения огневой подготовке. Будущий сотрудник должен уметь успешно оценивать ситуацию, осознавать содержание своих действий, понимать и чувствовать волевое состояние, направленное на решение возникшей проблемы. Академик И.М. Сеченов указывал: «Всякое волевое действие есть действие разученное. Ни один человек не может волевым образом выполнить действие, если он не знает, как его надо выполнять» [5].

С точки зрения В.Ф. Кобилецкого, подготовка сотрудника ОВД к применению и использованию огнестрельного оружия (огневая подготовка) состоит из двух частей: технической и психологической. В свою очередь, психологическая подготовка подразделяется на правовое обучение и непосредственное психологическое воздействие на обучаемого. Техническая часть огневой подготовки призвана привить устойчивые навыки гарантированного поражения цели в ограниченное время. Правовая подготовка определяет способность быстрой оценки ре-

альной обстановки и принятия решения на правомерность применения или неприменения оружия. Человек способен выстрелить в другого человека только в двух случаях: когда он панически опасается за свою жизнь либо уверен в правомерности своих действий [6].

По мнению М.А. Сибирко, формирование морально-психологической устойчивости курсантов на занятиях по огневой подготовке должно базироваться на дидактических принципах, подробно рассмотренных в научных и учебных трудах по военной и ведомственной педагогике и психологии. Одним из важнейших принципов обучения должен стать принцип «учить тому, что необходимо в условиях оперативно-служебной деятельности». Важное значение этого принципа определяется чрезвычайным ростом опасности для жизни сотрудников полиции, который наблюдается в связи с увеличением количества случаев применения преступниками огнестрельного оружия, существенным повышением психических, эмоциональных нагрузок в процессе выполнения сотрудниками полиции служебного долга.

М.А. Сибирко определяет четыре основные методические направления для организации занятий с курсантами по огневой подготовке:

1) формирование необходимых знаний и умений обращения с табельным огнестрельным оружием;

2) формирование устойчивых навыков применения табельного оружия в стандартных условиях стрельбы в тире;

3) формирование навыков стрельбы из табельного оружия в условиях применения различных по силе и характеру воздействия сбивающих факторов, моделирующих отдельные составные части условий экстремальной деятельности;

4) формирование навыков стрельбы из табельного оружия в условиях, максимально приближенных к условиям реальной служебной деятельности в экстремальных условиях противоборства с преступником [4, с. 19-22].

С нашей точки зрения, концепция морально-психологической устойчивости в момент экстремальной ситуации, в которую нередко попадают сотрудники полиции в процессе выполнения своих служебных обязанностей, приобретает особую значимость в связи с тем, что в этот момент требуется колоссальное напряжение психических и физических ресурсов организма. Непосредственный контакт с подозреваемым, преступником, террористом зачастую сопровождается угрозой жизни и здоровью, поэтому полицейскому необходимо умение быстро ори-

327

ентироваться в нужный момент с подключением возможностей моторики организма и успешным использованием огнестрельного оружия. Особенно важна морально-психологическая устойчивость при прохождении службы в «горячих точках», при выполнении служебного долга в контртеррористических операциях.

Как отмечает Л.М. Вайнштейн, уверенность в своих силах и возможностях появляется подсознательно, с ростом результатов и достижений, а также с приобретением устойчивых навыков в выполнении приемов стрельбы и доведения до автоматизма всех действий с оружием. Лучший тренажер - это само оружие. С ростом результатов у стрелка появится уверенность в своих возможностях и возникнет глубокий интерес к освоению тонкостей стрелковой науки, что, в свою очередь, снова даст рост результатов и дополнительную уверенность в своих силах. Если стрелок не уверен в себе, то вряд ли от него можно ожидать хороших результатов, а тем более точности в реальном бою. В армии есть закон: командующий, еще до начала сражения думающий, чем он будет объяснять свое поражение, не может быть командующим [7].

Проведению занятий должны предшествовать объяснение преподавателя и установка, на каких моментах стрелку необходимо сосредоточиться в ходе выполнения какого-то упражнения или действия. Иными словами, произвести внушение стрелку путем сильного впечатляющего словесного или эмоционального воздействия, создать словесным внушением состояние боевого воодушевления, уверенности и решительности. В процессе занятия преподаватель должен постоянно подбадривать и воодушевлять стрелка на проявление повышенных волевых усилий, помогая преодолевать стоящие перед ним трудности. Известно, что одним из доступных методов совершенствования своего организма служит идеомоторная (аутогенная) тренировка. Цель аутогенной тренировки состоит в том, чтобы научить спортсменов произвольной регуляции мышечного тонуса, совершенствованию отдельных элементов техники с целью повышения способности к саморегуляции, с помощью которой можно регулировать свое психическое состояние. В таких случаях используется ряд приемов, с помощью которых стрелок сам воздействует на себя, -самоубеждение, самоободрение, самоприказ, самоуспокоение и др. [8].

Для психологической подготовки стрелков необходимо использовать такие средства, как: стрельба, выполняемая по заданию (определенное количество выстрелов на результат);

стрельба, которая производится на фоне физической нагрузки (бега, приседаний, сгибания-разгибания рук в упоре лежа и т.д.);

осознание правил идеомоторной, аутогенной тренировок;

мотивация, поощрение в ходе учебно-тренировочных занятий; контрольная стрельба; моделирование экстремальных ситуаций, характерных для деятельности стрелка (ответственные соревнования, шумовые, звуковые, световые эффекты и т.д.);

глубокие вдохи и медленные выдохи для снятия психологического напряжения, волнения на огневом рубеже, мысленное повторение техники производства выстрелов или ее отдельных элементов (изготовки, хвата, прицеливания, дыхания, обработки спуска).

Таким образом, проанализировав различные психофизиологические особенности огневой подготовки, можно сделать следующие выводы: высокая степень морально-психологической устойчивости, сформированная у курсантов в период обучения в образовательном учреждении МВД России, создает гарантии для умелого и эффективного применения огнестрельного оружия в необходимых и оправданных ситуациях. Достигнутая в процессе изучения дисциплины «Огневая подготовка» готовность к применению огнестрельного оружия, основанная на сформированной системе знаний по материальной части оружия, мерам безопасности при обращении с ним, приемам и правилам стрельбы из различных видов оружия, умений обращения с различными видами огнестрельного оружия, а также навыков стрельбы из основных видов оружия, состоящего на вооружении в ОВД, может быть должным образом реализована только в том случае, если сотрудник обладает достаточно высоким уровнем морально-психологической устойчивости в стрессовых ситуациях, требующих применения огнестрельного оружия. Высокая степень развития психологической подготовленности у работников полиции обеспечивает их более адекватное поведение и действия, создает предпосылки для задержания и обезвреживания преступников, особенно это важно в процессе выполнения служебных заданий в ходе контртеррористических операций.

В процессе занятий по боевой подготовке (тактической, огневой, физической) важно создавать такие ситуации, которые способствовали бы формированию у обучаемых курсантов смелости, решительности и уверенности в своих силах.

328

1. Белоусова Е.А. и др. Психолого-педагогическое проектирование комплексных занятий по огневой подготовке с курсантами образовательных учреждений МВД России. М., 2008.

2. Самороковский А.Ф., Горлов В.В. Аналитический обзор по теме «Основы личной безопасности сотрудников ОВД при выполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка». Воронеж, 2008.

3. Мещерякова Е.И., Сибирко М.А. Огневая подготовка как условие формирования морально-психологической устойчивости // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 1(44).

4. Митюрина Н.Ю., Бобков Н.В. Формирование психологической готовности сотрудников ОВД к применению и использованию огнестрельного оружия // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 4.

5. Психологическая типология: хрестоматия / сост. К.В. Сельчонок. Минск; М., 2002.

6. Кобилецкий В.Ф. Методика огневой подготовки. М., 1985.

7. Вайнштейн Л.М. Оружие-пистолет: учеб.-метод. пособие по стрельбе из пистолета. М., 2002.

8. Вайнштейн Л.М. Стрелок и тренер. М., 1977.

1. Belousova E.A., etc. Psychology and pedagogical planning of complex class in fire preparation with cadets of educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia. M., 2008.

2. Samorokovskiy A.F., Gorlov V.V. Analytical review on a subject «Bases of personal security of staff of law-enforcement bodies in performing official duties on protection of a public order». Voronezh, 2008.

3. Mescheryakova E.I., Sibirko M.A. Fire preparation as condition of forming of moral and psychological stability // Psychopedagogics in law-enforcement bodies. 2011. № 1(44).

4. Mityurina N.Yu., Bobkov N.V. Forming of psychological readiness of staff of law-enforcement bodies to practice and use of firearms // Psychopedagogics in law-enforcement bodies. 2008. № 4.

5. Psychological typology: reader / comp. by K.V. Selchonok. Minsk; M, 2002.

6. Kobiletskiy V.F. Technique of fire preparation. M, 1985.

7. Weinstein L.M. Weapon-gun: guidance manual on pistol shooting. M., 2002.

8. Weinstein L.M. Shooter and coach. M., 1977.

329

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.