Г. А. Резник1, С. Г. Чувакова2
ПОДГОТОВКА ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ПРЕДПОСЫЛКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ
Модернизация отечественной экономики является насущной необходимостью и единственной реальной возможностью сократить технологическое отставание России от развитых стран. В своем ежегодном обращении к Федеральному собранию 12 ноября 2009 г. Президент подчеркнул, что необходимость модернизации стала особенно очевидной в последнее время, когда в результате глобального финансового кризиса Россия столкнулась с экономическим спадом более глубоким, чем в большинстве стран3 . Он отметил, что в XXI в. нашей стране необходимы всесторонняя модернизация, основанная на ценностях и институтах демократии, и построение экономической системы нового типа, основанной на внедрении инноваций в ключевые сферы и отрасли хозяйствования. Одним из основных признаков инновационной экономики является развитие инновационного типа занятости -рост числа людей, занятых деятельностью, связанной с производством информационных технологий и увеличение доли информатизации в трудовой деятельности. Инновационный тип занятости характеризуется преобладанием в трудовой деятельности творческого начала, более высокой степенью интеллектуализации труда, когда значительная часть рабочего времени затрачивается на создание и обработку информации. Трудовая деятельность становится не только источником дохода, но и средством творческого развития личности и самореализации. Эти изменения в экономике требуют от работников новых качеств: высокого образовательного уровня, новаторского и экономического мышления, высокой технико-технологической культуры, способности к перемене профессии и др. Преимущественной формой труда в рамках инновационной занятости становится интеллектуальный труд, требующий глубоких профессиональных знаний, широкого кругозора, умения использовать сложную интеллектуальную технику, владения современными технологиями переработки знаний.
Интеллектуальный труд означает доступ к широким информационным потокам и, следовательно, требует умения работать с этими потоками.
Важной чертой инновационного типа занятости становится совмещение человеком основной профессии (финансиста, инженера, преподавателя и др.) с информационным трудом, что требует более высокой профессиональной подготовки. Вместе с тем появляются целые квалификационные группы работников, чья деятельность связана только с разработкой, внедрением и обслуживанием информационных продуктов. По отношению к ним даже применяется особый термин - виртуальные воротнички.
В целом инновационный тип занятости характеризуется высокими темпами развития информационно-профессионального пространства. Подтверждением служат появление новых профессий, призванных обеспечить развитие и функционирование информационной среды, а также новых требований к уровню квалификации работников традиционных профессий (например, к бухгалтеру предъявляется требование знания программы 1С: Бухгалтерия, а менеджер даже среднего звена должен быть, как минимум, активным пользователем персонального компьютера).
1 Галина Александровна Резник, профессор, зав. кафедрой Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, д-р экон. наук. E-mail:[email protected]
2 Светлана Геннадьевна Чувакова, доцент Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, канд. экон. наук. E-mail:[email protected]
3 http://www.youngscience.ru/
Инновационный тип работника требует и новых методов его подготовки, что приводит к серьезной трансформации всей системы профессионального образования. Перед высшей школой стоит стратегически важная задача - подготовка инновационно ориентированного специалиста.
В этих целях в начальной профессиональной школе введен новый перечень из 298 специальностей, в высшей школе осуществляется двухуровневая подготовка также по расширенному спектру новых направлений и профилей. Вместе с тем подготовка специалистов идет без достаточного учета реальных потребностей российского рынка труда.
Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что в настоящее время до 50-выпускников вузов и до 80- выпускников средних учебных заведений меняют свою профессию сразу же по окончании учебного заведения. В то же время система профессионального образования не поспевает за изменениями потребностей экономики. В значительной мере это связано со сроками подготовки специалистов. Срок обучения в вузе сопоставим с периодом старения информации: считается, что за 3-4 года она устаревает наполовину.
Поэтому решение данной проблемы заключаются не в увеличении объема теоретических знаний и практических навыков, а в подготовке профессионально компетентных личностей, способных моделировать свою деятельность [10, с. 68], постоянно совершенствовать полученные в высшей школе знания, умения и навыки. Таким образом, задача чрезвычайной важности - подготовка инновационно ориентированного специалиста, способного учиться на протяжении всей жизни, умеющего не только отыскивать и применять новые знания, но и самостоятельно их получать и внедрять.
Быстро меняющийся технический и организационный уровень развития производства, изменения в экономике под влиянием научно-технического прогресса требуют от работников систематического обновления и пополнения своих знаний, а также практических навыков на протяжении всей жизни. На первый план выступает непрерывность образования, которая обеспечивает переход от «образования на всю жизнь» к «образованию в течение всей жизни».
В современных условиях задача высшей школы заключается не просто в обеспечении студентов определенным объемом знаний и навыков, а в развитии у них целого ряда компетенций. Человек, обладающий профессиональной компетенцией, владеет знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по какой-либо специальности, может проявить самостоятельность и гибкость при решении профессиональных проблем и умеет сотрудничать с коллегами в профессиональном окружении [14]. Компетенция - это интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, позволяющих человеку выполнять трудовую деятельность в современной трудовой среде[12]. Профессионально грамотный специалист обладает специальными предметными знаниями (фактами, представлениями, понятиями и т. п.), умениями и навыками, а компетентный может эффективно использовать эти знания, умения и навыки для решения тех или иных проблем. Задача развития компетентности — включение имеющихся знаний, умений и навыков в «практику» жизни. Структура современного рынка труда выдвигает спрос на новые компетенции [11, с. 55]. Именно на это нацелены государственные образовательные стандарты третьего поколения, к которым начинает переходить высшая школа.
Сегодня вузы стали полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе. Государство отказалось от роли главного и единственного финансиста высшего образования. Возникли разные группы заказчиков и потребителей образовательных услуг со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Появились и успешно развиваются
негосударственные вузы, что приводит к конкуренции по ряду конъюнктурных специальностей. Рост самостоятельности и свободы привел к повышению ответственности вузов за эффективность своих бизнес-процессов. Направленность многих вузов на выживание требует серьезных изменений в процессах управления, поскольку традиционные способы в условиях рынка оказались в ряде случаев несостоятельными [9, с. 24].
Особенно остро стоит перед вузами задача подготовки инновационно ориентированного специалиста, который независимо от получаемой специальности должен понимать роль инновации в развитии общества и науки, быть способным самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность, уметь формулировать цель и задачи научного исследования, правильно выбирать методы исследования; модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из конкретных задач; обладать способностью приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в областях, непосредственно не связанных с основной сферой деятельности.
В условиях экономики знаний и информационного общества наши выпускники-менеджеры должны выступать одними из основных носителей инновационно-креативного потенциала хозяйствующих субъектов, обладая неотчуждаемым ресурсом: специальными знаниями, умениями, навыками, формализованными в университетских дипломах и ... в голове менеджера. Они становятся ключевым звеном нового класса информациональных производителей с высокой рефлексивностью - способностью представить различные пути решения новых, плохо определенных проблем и делать выбор между ними. Кроме того, менеджер должен обладать способностью к мультидисциплинарной, многоплановой предпринимательской деятельности [1, с. 80-81].
Именно на получение практического опыты реальной предпринимательской деятельности направлен ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», принятый Государственной Думой 24 июля 2009 г. Закон предусматривает возможность для бюджетных и созданных государственными академиями наук научных учреждений, а также для вузов быть учредителями, в том числе совместно с другими лицами, хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности. Этот закон дает вузам возможность создавать малые предприятия в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
Создание малых предприятий на базе учебных и научных учреждений позволит студентам не только получать теоретические знания, навыки систематизации и анализа полученной информации, но и сформировать компетенции, необходимые для предпринимательской деятельности. В частности, студент должен быть экономически и юридически грамотен, предприимчив, целеустремлен, коммуникабелен. Даже если он не станет предпринимателем в полном смысле слова, умение самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, находить нестандартные способы решения проблем, мыслить на перспективу обеспечит ему успех на любом рабочем месте.
Создание малых предприятий на базе вузов позволит:
• обеспечить дополнительное внебюджетное финансирование;
• преподавателям и студентам - получить практический опыт предпринимательской деятельности;
• популяризировать научные знания и обеспечить их коммерциализацию.
Многие учебные заведения системы высшего профессионального образования [3, 4, 8, 9, 13] (в том числе Пензенский государственный университет архитектуры и строительства) имеют опыт подготовки инновационно ориентированных специалистов. В Институте экономики и менеджмента накоплен значительный опыт непрерывной практической подготовки студентов.
Так, в рамках первого года обучения предусмотрена ознакомительная практика, в рамках которой студентам предлагается самостоятельно найти коммерческую организацию, где они могли бы познакомиться с основными характеристиками своей будущей профессии. Подобная практика заставляет студентов с первого курса учиться представлять себя на рынке труда, правильно готовить резюме, грамотно вести беседу с будущим работодателем. Начиная с первого курса студент получает более конкретное представление о своей профессии и основных требованиях, предъявляемых к такому специалисту.
Кроме того, уже на первом курсе в рамках научных кружков студенты привлекаются к серьезной научно-исследовательской работе, участвуют в реальных проектах, знакомятся со способами сбора информации и методами научного анализа. Представляет интерес опыт прикрепления первокурсников к выпускникам, работающим над дипломными проектами. Сотрудничая с выпускником и помогая ему на определенных этапах дипломного проектирования, первокурсник видит тот ориентир, к которому ему предстоит идти все годы обучения и понимает, какие знания, навыки и умения ему необходимо приобрести, чтобы выполнить выпускную квалификационную работу на высоком профессиональном уровне.
Непрерывная практическая подготовка студентов осуществляется на протяжении всего периода обучения и предполагает прохождение различных видов практик (производственной, экономической и преддипломной), каждая из которых решает конкретные задачи, но все вместе они преследуют единую цель - получение студентом практического опыта. В результате за годы обучения у студента формируются достаточно прочные связи с производством, и, выходя из стен вуза, он не оказывается «новичком» на рынке труда, является более конкурентоспособным, так как помимо теоретических знаний имеет и практический опыт. Многие студенты, получив высшее образование, трудятся в организациях, где они проходили практику. Ориентация на практическую подготовку выражается и в том, что основная часть курсовых работ и практически все дипломные проекты выполняются на базе реальных компаний.
Вместе с тем подобный опыт непрерывной практической подготовки студентов не решает в полном объеме задачи формирования компетенций, необходимых инновационно ориентированному специалисту: не позволяет на достаточном уровне сформировать умения самостоятельно принимать стратегические значимые решения, нести ответственность за принятые решения и коллектив, который их исполняет; способность решать проблему комплексно. Подобные компетенции могут быть сформированы, только когда студент является не просто наемным работником, а совладельцем или управляющим пусть небольшого, но собственного бизнеса; разрабатывает стратегию его развития и принимает управленческие решения в финансовой, производственной, маркетинговой и других сферах. Накопленный опыт практической непрерывной подготовки студентов в Институте экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства уже дал положительные результаты и может быть взят за основу при подготовке инновационно ориентированных специалистов. Вместе с тем глобальность этой задачи требует новых и усовершенствованных методов ее реализации, направленных на формирование у выпускников инновационного мышления.
Список литературы
1. Асаул, А. Н. Внутренний кризис университетского менеджмент-образования / А. Н. Асаул, Л. Ф. Манаков // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 2 (20). - С. 70-81.
2. Асаул, А. Н. Подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями - залог успешного развития компании / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. -№ 1(19). - С. 3-7.
3. Асаул, А. Н. Подготовка кадров высшей квалификации в сфере архитектуры и строительства/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 3 (13). - С. 311.
4. Асаул, А. Н. Престижное экономическое образование на благо России/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 1(7). - С. 3-6.
5. Баранова, М. В. Занятость инновационного типа: формирование и управление: дис. ... канд. экон. наук/ М. В. Баранова. - Саратов, 2007.
6. Бездудная, А. Г. Тенденции развития высшего образования США и России / А. Г. Бездудная // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1(15). - С. 41-49.
7. Беляев, М. К. Методология адаптивного управления качеством образовательной деятельности / М. К. Беляев, М. В. Маркова // Экономическое возрождение России. - 2009. -№ 1(19). - С. 38-50.
8. Кабытов, П. С. Методический комплекс ректора «Менеджмент в высшем учебном заведении» / П. С. Кабытов // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1 (23). - С. 139-141.
9. Капаров, Б. М. Проблемы трансформации вуза в высшее учебное заведение инновационного типа / Б. М. Капаров // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 4(10). - С. 19-27.
10. Сергеева, М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля по средствам разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения / М. Г. Сергеева // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 2(16). - С. 63-68.
11. Сергеева, М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России/ М. Г. Сергеева // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1(15). - С. 50-55.
12. Сергеев, Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов/ Н. К. Сергеев. - Волгоград, 1997.
13. Асаул, А. Н. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров; под ред. А. Н. Асаула. - СПб.: Гуманистика, 2007.
14. Щербакова, Н. И. Формирование иноязычной компетенции специалиста среднего звена:дис. .канд. пед. наук/ Н. И. Щербакова. - М., 2000.
The list of the literature
1. Asaul, A. N. Internal crisis of university educational-management / A. N. Asaul, L. F. Manakov // Economic revival of Russia. - 2009. - № 2 (20). - P. 70-81.
2. Asaul, A. N. Training of engineers-managers n management of innovations - a company guarantee of successful development/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - № 1(19). - P. 3-7.
3. Asaul, A. N. A top skills professional training in architecture and building sphere/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2008. - № 3 (13). - P. 3-11.
4. Asaul, A. N. A prestigious economic education for the blessing of Russia/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2006. - № 1(7). - P. 3-6.
5. Baranova, M. V. Employment innovative type: formation and management: thesis for the degree of candidate of economic sciences/ M. V. Baranova. - Saratov, 2007.
6. Bezdudnaya, A. G. Trends in U.S. higher education and Russian/ A. G. Bezdudnaya // Economic revival of Russia. - 2008. - № 1 (15). - P. 41-49.
7. Beljaev, M. K. Methodology of adaptive quality management of educational activities / M. K. Beljaev, M. V. Markova // Economic revival of Russia. - 2009. - № 1(19). - P. 38-50.
8. Kabytov, P. S. Methodical complex of rector «Management in Higher Educational Institutions/ P. S. Kabytov // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 139-141.
9. Kaparov, B. M. Problems transformation of high school to higher education innovation type/ B. M. Kaparov //Economic revival of Russia. - 2006. - № 4(10). - P. 19-27.
10. Sergeeva, M. G. Preparation of experts of the economic structure by means of development of model professional competence for the way economic revival of Russia / M. G. Sergeeva // Economic revival of Russia. - 2008. - № 2(16). - P. 63-68.
11. Sergeeva, M. G. Preparation of experts of the economic structure by means of development of model professional competence for the way economic revival of Russia/ M. G. Sergeeva // Economic revival of Russia. - 2008. - № 1 (15). - P. 50-55.
12. Sergeev, N. K. Continuing teacher education: the concept and technology educational, scientific and educational complexes /N. K. Sergeev. - Volgograd, 1997.
13. Asaul, A. N. Management of the higher educational institution in conditions of innovative economy. Scientific and educational reference textbook. Under the editorship of A. N. Asaul. -SPb.: Humanistica, 2007. - 280 p.
14. Shcherbakova, N. I. Formation of foreign language competence of middle managers: Thesis. ...Candidate Education Science / N. I. Shcherbakova. - M, 2000.
Межрегиональная Санкт-Петербурга и Ленинградской области общественная организация Вольного экономического общества России совместно с Вольным экономическим обществом России приступили к подготовке издания «ВЭО России: региональное измерение (Очерки деятельности региональных организаций Вольного экономического общества России, 1765 - 2010 гг.)». Выпуск издания приурочен к 245-летию Вольного экономического общества России.