Научная статья на тему 'Подготовка инновационно ориентированного специалиста как предпосылка модернизации отечественной экономики'

Подготовка инновационно ориентированного специалиста как предпосылка модернизации отечественной экономики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТ / КОМПЕТЕНЦИИ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / MODERNIZATION OF ECONOMY / INNOVATIVELY GUIDED GRADUATE / COMPETENCES / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резник Галина Александровна, Чувакова Светлана Геннадьевна

В современных условиях задача модернизации отечественной экономики является первостепенной. Однако она не может быть решена без специально подготовленных высококвалифицированных специалистов. В связи с этим перед высшей школой стоит стратегически важная задача подготовка инновационно ориентированного специалиста, который будет обладать не только профессиональными, но и общекультурными компетенциями, будет готов к предпринимательству, разработке и внедрению инноваций независимо от получаемой специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation the innovatively guided graduate as the precondition of domestic economy modernization

In modern conditions the task of domestic economy modernization is paramount. However it can not be solved in conditions of absence of specially prepared, highly skilled staff. In this connection before the higher school there is strategically important task preparation the innovatively guided graduate who will have not only professional, but also and cultural competences, will be ready to business, development and introduction of innovations, irrespective of a received speciality.

Текст научной работы на тему «Подготовка инновационно ориентированного специалиста как предпосылка модернизации отечественной экономики»

Г. А. Резник1, С. Г. Чувакова2

ПОДГОТОВКА ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА КАК ПРЕДПОСЫЛКА МОДЕРНИЗАЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Модернизация отечественной экономики является насущной необходимостью и единственной реальной возможностью сократить технологическое отставание России от развитых стран. В своем ежегодном обращении к Федеральному собранию 12 ноября 2009 г. Президент подчеркнул, что необходимость модернизации стала особенно очевидной в последнее время, когда в результате глобального финансового кризиса Россия столкнулась с экономическим спадом более глубоким, чем в большинстве стран3 . Он отметил, что в XXI в. нашей стране необходимы всесторонняя модернизация, основанная на ценностях и институтах демократии, и построение экономической системы нового типа, основанной на внедрении инноваций в ключевые сферы и отрасли хозяйствования. Одним из основных признаков инновационной экономики является развитие инновационного типа занятости -рост числа людей, занятых деятельностью, связанной с производством информационных технологий и увеличение доли информатизации в трудовой деятельности. Инновационный тип занятости характеризуется преобладанием в трудовой деятельности творческого начала, более высокой степенью интеллектуализации труда, когда значительная часть рабочего времени затрачивается на создание и обработку информации. Трудовая деятельность становится не только источником дохода, но и средством творческого развития личности и самореализации. Эти изменения в экономике требуют от работников новых качеств: высокого образовательного уровня, новаторского и экономического мышления, высокой технико-технологической культуры, способности к перемене профессии и др. Преимущественной формой труда в рамках инновационной занятости становится интеллектуальный труд, требующий глубоких профессиональных знаний, широкого кругозора, умения использовать сложную интеллектуальную технику, владения современными технологиями переработки знаний.

Интеллектуальный труд означает доступ к широким информационным потокам и, следовательно, требует умения работать с этими потоками.

Важной чертой инновационного типа занятости становится совмещение человеком основной профессии (финансиста, инженера, преподавателя и др.) с информационным трудом, что требует более высокой профессиональной подготовки. Вместе с тем появляются целые квалификационные группы работников, чья деятельность связана только с разработкой, внедрением и обслуживанием информационных продуктов. По отношению к ним даже применяется особый термин - виртуальные воротнички.

В целом инновационный тип занятости характеризуется высокими темпами развития информационно-профессионального пространства. Подтверждением служат появление новых профессий, призванных обеспечить развитие и функционирование информационной среды, а также новых требований к уровню квалификации работников традиционных профессий (например, к бухгалтеру предъявляется требование знания программы 1С: Бухгалтерия, а менеджер даже среднего звена должен быть, как минимум, активным пользователем персонального компьютера).

1 Галина Александровна Резник, профессор, зав. кафедрой Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, д-р экон. наук. E-mail:[email protected]

2 Светлана Геннадьевна Чувакова, доцент Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, канд. экон. наук. E-mail:[email protected]

3 http://www.youngscience.ru/

Инновационный тип работника требует и новых методов его подготовки, что приводит к серьезной трансформации всей системы профессионального образования. Перед высшей школой стоит стратегически важная задача - подготовка инновационно ориентированного специалиста.

В этих целях в начальной профессиональной школе введен новый перечень из 298 специальностей, в высшей школе осуществляется двухуровневая подготовка также по расширенному спектру новых направлений и профилей. Вместе с тем подготовка специалистов идет без достаточного учета реальных потребностей российского рынка труда.

Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что в настоящее время до 50-выпускников вузов и до 80- выпускников средних учебных заведений меняют свою профессию сразу же по окончании учебного заведения. В то же время система профессионального образования не поспевает за изменениями потребностей экономики. В значительной мере это связано со сроками подготовки специалистов. Срок обучения в вузе сопоставим с периодом старения информации: считается, что за 3-4 года она устаревает наполовину.

Поэтому решение данной проблемы заключаются не в увеличении объема теоретических знаний и практических навыков, а в подготовке профессионально компетентных личностей, способных моделировать свою деятельность [10, с. 68], постоянно совершенствовать полученные в высшей школе знания, умения и навыки. Таким образом, задача чрезвычайной важности - подготовка инновационно ориентированного специалиста, способного учиться на протяжении всей жизни, умеющего не только отыскивать и применять новые знания, но и самостоятельно их получать и внедрять.

Быстро меняющийся технический и организационный уровень развития производства, изменения в экономике под влиянием научно-технического прогресса требуют от работников систематического обновления и пополнения своих знаний, а также практических навыков на протяжении всей жизни. На первый план выступает непрерывность образования, которая обеспечивает переход от «образования на всю жизнь» к «образованию в течение всей жизни».

В современных условиях задача высшей школы заключается не просто в обеспечении студентов определенным объемом знаний и навыков, а в развитии у них целого ряда компетенций. Человек, обладающий профессиональной компетенцией, владеет знаниями, умениями и способностями, необходимыми для работы по какой-либо специальности, может проявить самостоятельность и гибкость при решении профессиональных проблем и умеет сотрудничать с коллегами в профессиональном окружении [14]. Компетенция - это интегрированное сочетание знаний, способностей и установок, позволяющих человеку выполнять трудовую деятельность в современной трудовой среде[12]. Профессионально грамотный специалист обладает специальными предметными знаниями (фактами, представлениями, понятиями и т. п.), умениями и навыками, а компетентный может эффективно использовать эти знания, умения и навыки для решения тех или иных проблем. Задача развития компетентности — включение имеющихся знаний, умений и навыков в «практику» жизни. Структура современного рынка труда выдвигает спрос на новые компетенции [11, с. 55]. Именно на это нацелены государственные образовательные стандарты третьего поколения, к которым начинает переходить высшая школа.

Сегодня вузы стали полноправными субъектами рыночной экономики, получив право самостоятельно определять направления своего развития, цели и методы их достижения. Повысились требования общества к качеству образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе. Государство отказалось от роли главного и единственного финансиста высшего образования. Возникли разные группы заказчиков и потребителей образовательных услуг со своими финансовыми возможностями, запросами и интересами. Появились и успешно развиваются

негосударственные вузы, что приводит к конкуренции по ряду конъюнктурных специальностей. Рост самостоятельности и свободы привел к повышению ответственности вузов за эффективность своих бизнес-процессов. Направленность многих вузов на выживание требует серьезных изменений в процессах управления, поскольку традиционные способы в условиях рынка оказались в ряде случаев несостоятельными [9, с. 24].

Особенно остро стоит перед вузами задача подготовки инновационно ориентированного специалиста, который независимо от получаемой специальности должен понимать роль инновации в развитии общества и науки, быть способным самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность, уметь формулировать цель и задачи научного исследования, правильно выбирать методы исследования; модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из конкретных задач; обладать способностью приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в областях, непосредственно не связанных с основной сферой деятельности.

В условиях экономики знаний и информационного общества наши выпускники-менеджеры должны выступать одними из основных носителей инновационно-креативного потенциала хозяйствующих субъектов, обладая неотчуждаемым ресурсом: специальными знаниями, умениями, навыками, формализованными в университетских дипломах и ... в голове менеджера. Они становятся ключевым звеном нового класса информациональных производителей с высокой рефлексивностью - способностью представить различные пути решения новых, плохо определенных проблем и делать выбор между ними. Кроме того, менеджер должен обладать способностью к мультидисциплинарной, многоплановой предпринимательской деятельности [1, с. 80-81].

Именно на получение практического опыты реальной предпринимательской деятельности направлен ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», принятый Государственной Думой 24 июля 2009 г. Закон предусматривает возможность для бюджетных и созданных государственными академиями наук научных учреждений, а также для вузов быть учредителями, в том числе совместно с другими лицами, хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности. Этот закон дает вузам возможность создавать малые предприятия в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Создание малых предприятий на базе учебных и научных учреждений позволит студентам не только получать теоретические знания, навыки систематизации и анализа полученной информации, но и сформировать компетенции, необходимые для предпринимательской деятельности. В частности, студент должен быть экономически и юридически грамотен, предприимчив, целеустремлен, коммуникабелен. Даже если он не станет предпринимателем в полном смысле слова, умение самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, находить нестандартные способы решения проблем, мыслить на перспективу обеспечит ему успех на любом рабочем месте.

Создание малых предприятий на базе вузов позволит:

• обеспечить дополнительное внебюджетное финансирование;

• преподавателям и студентам - получить практический опыт предпринимательской деятельности;

• популяризировать научные знания и обеспечить их коммерциализацию.

Многие учебные заведения системы высшего профессионального образования [3, 4, 8, 9, 13] (в том числе Пензенский государственный университет архитектуры и строительства) имеют опыт подготовки инновационно ориентированных специалистов. В Институте экономики и менеджмента накоплен значительный опыт непрерывной практической подготовки студентов.

Так, в рамках первого года обучения предусмотрена ознакомительная практика, в рамках которой студентам предлагается самостоятельно найти коммерческую организацию, где они могли бы познакомиться с основными характеристиками своей будущей профессии. Подобная практика заставляет студентов с первого курса учиться представлять себя на рынке труда, правильно готовить резюме, грамотно вести беседу с будущим работодателем. Начиная с первого курса студент получает более конкретное представление о своей профессии и основных требованиях, предъявляемых к такому специалисту.

Кроме того, уже на первом курсе в рамках научных кружков студенты привлекаются к серьезной научно-исследовательской работе, участвуют в реальных проектах, знакомятся со способами сбора информации и методами научного анализа. Представляет интерес опыт прикрепления первокурсников к выпускникам, работающим над дипломными проектами. Сотрудничая с выпускником и помогая ему на определенных этапах дипломного проектирования, первокурсник видит тот ориентир, к которому ему предстоит идти все годы обучения и понимает, какие знания, навыки и умения ему необходимо приобрести, чтобы выполнить выпускную квалификационную работу на высоком профессиональном уровне.

Непрерывная практическая подготовка студентов осуществляется на протяжении всего периода обучения и предполагает прохождение различных видов практик (производственной, экономической и преддипломной), каждая из которых решает конкретные задачи, но все вместе они преследуют единую цель - получение студентом практического опыта. В результате за годы обучения у студента формируются достаточно прочные связи с производством, и, выходя из стен вуза, он не оказывается «новичком» на рынке труда, является более конкурентоспособным, так как помимо теоретических знаний имеет и практический опыт. Многие студенты, получив высшее образование, трудятся в организациях, где они проходили практику. Ориентация на практическую подготовку выражается и в том, что основная часть курсовых работ и практически все дипломные проекты выполняются на базе реальных компаний.

Вместе с тем подобный опыт непрерывной практической подготовки студентов не решает в полном объеме задачи формирования компетенций, необходимых инновационно ориентированному специалисту: не позволяет на достаточном уровне сформировать умения самостоятельно принимать стратегические значимые решения, нести ответственность за принятые решения и коллектив, который их исполняет; способность решать проблему комплексно. Подобные компетенции могут быть сформированы, только когда студент является не просто наемным работником, а совладельцем или управляющим пусть небольшого, но собственного бизнеса; разрабатывает стратегию его развития и принимает управленческие решения в финансовой, производственной, маркетинговой и других сферах. Накопленный опыт практической непрерывной подготовки студентов в Институте экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства уже дал положительные результаты и может быть взят за основу при подготовке инновационно ориентированных специалистов. Вместе с тем глобальность этой задачи требует новых и усовершенствованных методов ее реализации, направленных на формирование у выпускников инновационного мышления.

Список литературы

1. Асаул, А. Н. Внутренний кризис университетского менеджмент-образования / А. Н. Асаул, Л. Ф. Манаков // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 2 (20). - С. 70-81.

2. Асаул, А. Н. Подготовка инженеров-менеджеров по управлению инновациями - залог успешного развития компании / А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2009. -№ 1(19). - С. 3-7.

3. Асаул, А. Н. Подготовка кадров высшей квалификации в сфере архитектуры и строительства/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 3 (13). - С. 311.

4. Асаул, А. Н. Престижное экономическое образование на благо России/ А. Н. Асаул // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 1(7). - С. 3-6.

5. Баранова, М. В. Занятость инновационного типа: формирование и управление: дис. ... канд. экон. наук/ М. В. Баранова. - Саратов, 2007.

6. Бездудная, А. Г. Тенденции развития высшего образования США и России / А. Г. Бездудная // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1(15). - С. 41-49.

7. Беляев, М. К. Методология адаптивного управления качеством образовательной деятельности / М. К. Беляев, М. В. Маркова // Экономическое возрождение России. - 2009. -№ 1(19). - С. 38-50.

8. Кабытов, П. С. Методический комплекс ректора «Менеджмент в высшем учебном заведении» / П. С. Кабытов // Экономическое возрождение России. - 2010. - № 1 (23). - С. 139-141.

9. Капаров, Б. М. Проблемы трансформации вуза в высшее учебное заведение инновационного типа / Б. М. Капаров // Экономическое возрождение России. - 2006. - № 4(10). - С. 19-27.

10. Сергеева, М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля по средствам разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения / М. Г. Сергеева // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 2(16). - С. 63-68.

11. Сергеева, М. Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России/ М. Г. Сергеева // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 1(15). - С. 50-55.

12. Сергеев, Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов/ Н. К. Сергеев. - Волгоград, 1997.

13. Асаул, А. Н. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики / А. Н. Асаул, Б. М. Капаров; под ред. А. Н. Асаула. - СПб.: Гуманистика, 2007.

14. Щербакова, Н. И. Формирование иноязычной компетенции специалиста среднего звена:дис. .канд. пед. наук/ Н. И. Щербакова. - М., 2000.

The list of the literature

1. Asaul, A. N. Internal crisis of university educational-management / A. N. Asaul, L. F. Manakov // Economic revival of Russia. - 2009. - № 2 (20). - P. 70-81.

2. Asaul, A. N. Training of engineers-managers n management of innovations - a company guarantee of successful development/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2009. - № 1(19). - P. 3-7.

3. Asaul, A. N. A top skills professional training in architecture and building sphere/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2008. - № 3 (13). - P. 3-11.

4. Asaul, A. N. A prestigious economic education for the blessing of Russia/ A. N. Asaul // Economic revival of Russia. - 2006. - № 1(7). - P. 3-6.

5. Baranova, M. V. Employment innovative type: formation and management: thesis for the degree of candidate of economic sciences/ M. V. Baranova. - Saratov, 2007.

6. Bezdudnaya, A. G. Trends in U.S. higher education and Russian/ A. G. Bezdudnaya // Economic revival of Russia. - 2008. - № 1 (15). - P. 41-49.

7. Beljaev, M. K. Methodology of adaptive quality management of educational activities / M. K. Beljaev, M. V. Markova // Economic revival of Russia. - 2009. - № 1(19). - P. 38-50.

8. Kabytov, P. S. Methodical complex of rector «Management in Higher Educational Institutions/ P. S. Kabytov // Economic revival of Russia. - 2010. - № 1 (23). - P. 139-141.

9. Kaparov, B. M. Problems transformation of high school to higher education innovation type/ B. M. Kaparov //Economic revival of Russia. - 2006. - № 4(10). - P. 19-27.

10. Sergeeva, M. G. Preparation of experts of the economic structure by means of development of model professional competence for the way economic revival of Russia / M. G. Sergeeva // Economic revival of Russia. - 2008. - № 2(16). - P. 63-68.

11. Sergeeva, M. G. Preparation of experts of the economic structure by means of development of model professional competence for the way economic revival of Russia/ M. G. Sergeeva // Economic revival of Russia. - 2008. - № 1 (15). - P. 50-55.

12. Sergeev, N. K. Continuing teacher education: the concept and technology educational, scientific and educational complexes /N. K. Sergeev. - Volgograd, 1997.

13. Asaul, A. N. Management of the higher educational institution in conditions of innovative economy. Scientific and educational reference textbook. Under the editorship of A. N. Asaul. -SPb.: Humanistica, 2007. - 280 p.

14. Shcherbakova, N. I. Formation of foreign language competence of middle managers: Thesis. ...Candidate Education Science / N. I. Shcherbakova. - M, 2000.

Межрегиональная Санкт-Петербурга и Ленинградской области общественная организация Вольного экономического общества России совместно с Вольным экономическим обществом России приступили к подготовке издания «ВЭО России: региональное измерение (Очерки деятельности региональных организаций Вольного экономического общества России, 1765 - 2010 гг.)». Выпуск издания приурочен к 245-летию Вольного экономического общества России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.